Исторический кружок в школе название. Рабочая программа исторического кружка - студии «клио – клуб любителей истории отечества

Пояснительная записка

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «КЛИО» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,

самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

В работе исторического кружка участвуют дети с 12 – 16 лет.

Продолжительность программы – 1 год, в объеме 70 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в школьном музее.

Цели программы :

    сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

    расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

    формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

    воспитывать патриотизм.

Для достижения этих целей поставлены ряд задач:

    Обучающие:

Изучить особенности Воронежской области, Хохольского района, села Гремячье;

Проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;

Повысить уровень самостоятельной работы детей;

2. Воспитательные:

    развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

    воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

    воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

3. Развивающие:

Развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:

Создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

Формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества

Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.

Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.

Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края.

В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края.

После обучения по данной программе воспитанники должны знать:

    Историю родного края и села

    Основы музееведения

    Традиции народов России.

    Основы природопользования и охраны окружающей среды.

Воспитанники должны уметь:

    Провести беседу об интересном земляке

    Написать сочинение о земляке, о селе, о крае

    Собирать материал, систематизировать и обобщать

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края

    Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение

    Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

    Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

практика

Раздел I . Введение.

Презентация кружка

Техника безопасности на занятиях.

Раздел II. Древо жизни.

Знакомство с генеалогией.

Составление «Древа жизни» своей семьи.

Раздел III

Традиции моей семьи.

Работа над презентацией «Моя семья в истории страны».

Семейные гербы

Раздел IV

С. Гремячье -345 лет

Экскурсия по музею с. Гремячье

Знаменитые люди нашего села

Экскурсия по селу

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Раздел V . Михаил Матвеевич Петров

Биография героя отечественной войны 1812 года М. М. Петрова.

Работа над презентацией

«М. М. Петров –герой Отечественной войны 1812 года. ».

История церкви

Раздел VI

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн.

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

Раздел VII .

с. Гремячье в годы войны

Гремяченцы - Герои Советского Союза

Работа над презентацией «Герои нашего села».

Раздел VIII .Наш край родной.

Знакомство с историей своего края.

История праздников и народных гуляний.

Работа над проектом «Наш край родной».

Раздел IX . Воронежской области – 390.

Знакомство с историей ВО.

Фотовыставка «Мой родной край»

Работа над презентацией

«Помним, гордимся, наследуем».

Раздел X

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села».

Встреча с интересными людьми нашего села.

Раздел XI. Наши ветераны.

Встреча с В. Ф. Кукуевым, участником ВОв. ветераном труда.

Встреча с Н. С. Миловановой, ветераном труда.

Раздел XII . История школы

Работа с летописью школы

Встречи с учителями

Раздел XII . Итоговое занятие.

Итоги работы исторического кружка.

Учет экспонатов и документального фонда.

Итого.

Основное содержание программы.

Раздел I . Введение.

Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края.

Раздел II . Древо жизни.

Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.

Практика.

Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.

Раздел III . Моя семья в истории страны.

История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов.

Практика.

Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой.

Раздел IV . «Малая родина- моя деревня»

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села.

Практика.

Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия с. Гремячье. История села.

Раздел V . Михаил Матвеевич Петров.

Биография М.М..Петрова.

Практика.

Работа с историческими источниками и литературой, знакомство с экспонатами, связанными с жизнью и деятельностью Героя Отечественной войны 1812 года М.М.Петрова.

Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации.

История государственных символов Российской Федерации, их историческая преемственность, сущность и значение в различные периоды истории. Герб. Гимн. Флаг.

Практика.

Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о государственных символах РФ. Составление отчета.

Раздел VII . с. Гремячье в годы войны

Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.

Практика.

Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.

Раздел VIII . Наш край родной.

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края.

Практика.

Отбор фактического материала.

Раздел IX . Воронежской области – 390...

История образования Воронежской области.

Практика.

Организация и проведение классных часов по этой теме.

Раздел X . Выдающиеся люди нашего села.

Практика.

Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда.

Раздел XI . Наши ветераны.

Практика.

Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в музей села Гремячье.

Раздел XII . История школы.

Работа с летописью школы.

Практика.

Встречи и поздравления учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление

карт –схем, встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Ростовской области (об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

Организационное сопровождение ОП : для осуществления целей и задач программы кружка «Страницы истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.

Литература для педагога:

1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

    Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

    Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

    Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

    Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

    Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музееМ.,2001.

    Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.

    Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

    Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

Литература для детей:

1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г.

2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М., «Карапуз», 1999г.

3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. –С.Пб. 1996г.

4.Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги.- м. 1991г.

5. Компанцева. Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.1985г.

6. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М. 1992г.

7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – С. Пб., 1997г.

8.Журнал « Дошкольное воспитание» №5 ,2002г. стр 13 Н. Кутьина « На пути к музею».

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Образовательная программа исторического кружка

на 2013-2014 учебный год

Руководитель С.В.Игнатенко

учитель истории

с. Нижнечуманка

2013г

Структура программы

    Пояснительная записка

    Тематический план

    Основное содержание программы

    Условия реализации программы

    Планируемые результаты

    Литература

Пояснительная записка

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческими источниками понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Программа кружка предоставляет возможность учащимся ознакомиться с основными вспомогательными историческими дисциплинами, дать те знания и умения, которые не всегда обозначены учебными программами по истории и нет возможности дать на уроках.
Курс рассчитан на 34 часа, из них часть учебного времени выделена на интеллектуальные игры и исследовательскую деятельность с учетом полученных знаний и умений.

Цель курса : - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, познавательной активности учащихся и интереса к отечественной истории;
Задачи курса :

    Формировать систему исторических взглядов учащихся.

    Развивать интерес к исследованию

    Создавать условия, способствующих повышению уровня образованности учащихся.

    Развивать способности, творческие возможности, кругозор учащихся.

Направления деятельности:

Организация исследовательской деятельности учащихся;

Участие в работе школьного историко-краеведческого уголка;

Участие в районной историко-краеведческой конференции;

Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.

Тематический план

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

практика

Введение

Поисково-исследовательская работа учащихся

Палеография

Нумизматика

Метрология

Хронология

Сфрагистика

Геральдика

Ономастика

Топонимика

Генеалогия

Социальный этикет

Экспертиза ценностей

Заключительное занятие

ИТОГО

Содержание программы:

Введение 2 часа. Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием программы. Исторические источники: материальные и духовные. Ключи к тайнам к КЛИО: ВИД – вспомогательные исторические дисциплины.

Поисково-исследовательская работа учащихся. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Основы исследовательских работ. Подготовительный период в исследовательской работе. Сбор материала и принципы работы с ним. Как оформить результаты исследования. Приложения. Консультации по написанию исследовательских работ.

Палеография 2 часа.

Внешние признаки рукописей, материал для письма. Алфавит и графика букв, художественные украшения.

Нумизматика 2 часа.

Изучение первых денежных систем, монеты и бумажные деньги, денежное обращение.
Метрология 2 часа.

Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер.
Хронология 2 часа.

Различные системы исчисления времени, методика обработки прямой и косвенной датирующей информации.

Сфрагистика 2 часа.

Печати и их роль в историческом процессе. Документы с печатями и без них. Отдельные печати.
Геральдика 2 часа.

Гербы как символические знаки отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств, учреждений. Герб семьи и мой личный герб.
Ономастика 2 часа.

Собственные имена в истории. Связь с лингвистикой. Закономерности и разные категории имен. Мое имя.
Топонимика 2 часа.

Географические названия в истории страны, региона, малой родины. Мой край, мой район, мое село.

Генеалогия 2 часа. Изучение и составление родословных. Династии Рюриковичей и Романовых в истории страны. Родословная моей семьи и рода.
Социальный этикет 2 часа.

Системы социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия.

Обобщение 2 часа.

Особенности методики обучения

Выполнение намеченных задач будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода. Основными формами проведения занятий будут: лекции, беседы, экскурсии, практикумы, лабораторная форма работы.

Методы работы:

репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

Условия реализации программы.

При работе на занятиях учащиеся используют тетради, ручки, карандаши. Получают практические навыки работы с историческими источниками, экспонатами в историко-краеведческом уголке.

Предполагаемый результат:

При решении задач результат может быть только положительным.

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое исследовательская работа

    Что такое геральдика, нумизматика, сфрагистика, метрология, ономастика, топонимика.

    Правила написания исследовательских работ.

Учащиеся должны уметь:

    Брать интервью

    Записывать полученные данные

    Решать задачи по хронологии.

    Проводить экскурсии в историко-краеведческом уголке.

Литература:

    Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам КЛИО. – М: Просвещение, 1994.

    Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

    Агеева И.Д. Кто лучше всех знает историю? – М: ТЦ Сфера, 2005.

    Миронов В.А. Имени тайная власть – М: ФАИР ПРЕСС, 2003.

    Школьный исторический кружок// Преподавание истории в школе.-1993.-№1,с.45

Пью чай на работе из любимой кружки, машинально верчу ее в руках. Задумалась, а какая история у этой посуды. Решила посмотреть.

Вот что нашла.

Кружка — это большой стакан, стакан с ручкой, иногда с носком и с крышечкою.

Крышечка предохраняла содержимое от попадания в кружку мусора, насекомых, а может быть, и яда.

Сейчас с крышечкой, соединенной с корпусом, выпускают пивные кружки, а чайные с отдельной крышкой, как в заварном чайнике.

Само название заимствовано из польского языка, в переводе означает кувшин.

Сначала формой кружки были действительно похожи на маленькие кувшинчики. Появились эти мини-сосуды в 15 веке, с тех пор они постоянно востребованы и любимы)

Средний объем кружки 300-500 мл, форма цилиндрическая или усеченный конус.

Делали кружки из глины, металла, дерева, бересты. Позже стали выпускать из стекла, фарфора, фаянса.

В начале 19 века для нужд армии стали выпускать посуду фабричным способом. Основное требование к ней: легкая и небьющаяся. Так появилась всем известная алюминиевая кружка.

Позже алюминий (из-за его высокой теплопроводности) заменили на сталь.

У слова «кружка» есть ещё одно значение, КРУЖКА — это русская мера объема жидкости использовавшаяся в XVI-XVII веках, одна кружка равнялась десяти чаркам или, если быть точнее, то 1,23 литра жидкости.

Сейчас различают кружки в основном по материалу, из которого они выполнены. Есть:

  • Стеклянные
  • Керамические
  • Фарфоровые
  • Деревянные
  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Железные эмалированные
  • Термокружки

Заметила, что я больше всего люблю пить чай из кружки прямоугольной формы, выполненной из прозрачного стекла. А кофе из фаянсовой, формы усеченный конус. Почему так? Нравится цвет чая и сочетание кофе и белого фаянса)

А у вас какие кружки в ходу?

Воронина И.С.

учитель истории

МОУ «Безруковская ООШ», Новокузнецкий район, Кемеровская обл.


Увеличение объема научно-познавательной и образовательной информации, обрушивающейся на современных детей и подростков, – хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему всё интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Вероятно, выход следует искать не только в повышении занимательности самого учебного материала, но и в активном привлечении учащихся к внеклассным занятиям по предметам образовательного цикла.

Формы внеклассных занятий по истории разнообразны. Основными являются три формы. Это – массовая форма, групповая и индивидуальная. К массовой форме внеклассной работы относятся: исторические вечера, олимпиады, викторины, конференции, встречи с участниками исторических событий. Групповая форма внеклассной работы включает исторические кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории. Индивидуальная внеклассная работа по истории предполагает изучение краеведческой литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает групповая , результаты занятий в группе часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Основные направления деятельности исторического кружка в школе.

Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий».

Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом . Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя.

Работа исторического кружка осуществляется в двух направлениях:

Теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

Практическом (экскурсии, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).

Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком : консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. Для текущей организационной и технической работы на общем собрании кружковцев избираются ответственный секретарь и его помощник. Они по согласованию с учителем назначают занятия кружка, дают отдельные поручения его членам и проверяют выполнение заданий. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Кружок работает по плану, утвержденному на собрании кружковцев в начале учебного года . План работы составляется с учетом:

Самых сложных вопросов школьной программы;

Вопросов по историческому краеведению;

Материалов по вспомогательным историческим дисциплинам, не входящим в учебную программу;

В плане определяются цели и задачи и указываются различные формы работы. Основной формой работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его участников овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности. Особое внимание следует уделять углубленному изучению тем по историческому краеведению. Когда изучается значительное историческое событие и показывается, как оно преломлялось в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события, отраженные в близкой им обстановке. Все записи рассказов очевидцев исторических событий, а также копии архивных и музейных документов, изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки ученических исследовательских работ, выступлений и выставок. Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме исторического вечера или конференции.

Историк Вяземский Е.Е. утверждает, что «постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и практические занятия, но умело их чередовать».

Исторический кружок как форма внеклассной работы по истории способствует углубленному изучению программного материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников. Тренирует мыслительную деятельность, обогащает опыт самостоятельной эмпирической и исследовательской работы с исторической литературой, научно-историческими источниками, справочно-энциклопедическим и архивным материалами. Воспитывает такие качества личности, как инициативность, уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за славное прошлое своей страны, принадлежность к её корням.
Список использованной литературы

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М. : Просвещение, 1972. – 311 с.

2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 1999 – 174 с.


Libmonster ID: RU-8043


П. Старовойтов, преподаватель истории СССР школы N3 Пятигорска

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Исторические кружки занимают значительное место во внешкольной работе. Однако до сих пор им уделяется очень мало внимания. В большинстве школ они совершенно отсутствуют.

Первым условием успешной деятельности исторического кружка является четко разработанный план работы.

При составлении такого плана надо учитывать запросы учащихся, предоставлять им больше творческой инициативы и обязательно в то же время руководить работой учеников.

Главное место в работе руководимого мною исторического кружка в 9 - 10-х классах было отведено изучению произведений классиков марксизма-ленинизма. Работа над отдельными произведениями, которые выбирались применительно к изучаемому программному материалу, отнюдь не сводилась к подбиранию цитат. Мы изучали в кружке полностью отдельные работы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Работа над первоисточниками в 9 - 10-х классах приучает учащихся работать самостоятельно над книгой. Этой работой они углубляют и обогащают шок знания теории марксизма-ленинизма.

В работе кружка следует строго учитывать возрастные особенности его членов. Было бы, конечно, нелепо поручать работу над первоисточниками учащимся 5 - 6-х классов, так как это было бы для них непосильно.

В кружке ученики изучают также дополнительный документальный материал, характеризующий то или иное историческое событие.

Однако учебно-исследовательскую работу мы не ограничивали изучением первоисточников и исторических документов. Работа кружка связывалась с местным историческим: материалом. В любом районе СССР имеются свои исторические памятники, некоторые из которых до сих пор остаются неизвестными. О них знает подчас только местное население. Учащиеся школы могут иногда добыть интересные исторические сведения об этих памятниках старины, составить описание того или иного памятника и передать свои наблюдения и исследования соответствующим научным учреждениям для более глубокого их изучения.

Ученики могут проводить большую работу по охране памятников от разрушения и расхищения. Этому вопросу мы в кружке уделили особое внимание, и на эту тему руководитель кружка провел несколько бесед с учащимися.

С местными историческими, краеведческими и другими пятигорскими музеями наш исторический кружок установил очень тесную связь. Работая в этих музеях, учащиеся делали зарисовки, слепки и муляжи отдельных экспонатов. Эти рисунки и муляжи использовались затем как наглядное пособие на уроке истории.

Не менее интересную работу члены исторического кружка провели по сбору записей рассказов участников революции 1905 года, воспоминаний о произволе в царской России и о гнете помещиков и капиталистов, о германском плене в период империалистической войны, о революции в октябре 1917 года, о гражданской войне. Учащиеся знают об этом прошлом только по описаниям в литературе; рассказы живых людей, непосредственных участников событий, оживляют это прошлое, и благодаря этому оно лучше запечатлевается в памяти учащихся.

Из письменных работ членов кружка был составлен сборник литературного творчества членов исторического кружка.

Видное место в работе исторического кружка во всех классах в нашей школе занимало более углубленное изучение художественной исторической литературы в соответствии с изучаемым программным материалом по истории. Для этого преподаватель кружка заранее подбирал литературу, предварительно тщательно ее просмотрев. Эта работа проводилась совместно с преподавателем литературы.

Много интересного художественного исторического материала печатается в журналах "Пионер" и "Костер", часто можно использовать материал из серии книжек "Жизнь замечательных людей".

Однако мы пришли к выводу, что не следует перегружать учащихся художественным материалом, так как это отвлекает членов кружка от другой работы. Лучше взять одно какое-нибудь художественное произведение и в соответствии с изу-

чаемым программным материалом прочесть его на кружке. Примерно для 5-х классов - поэмы Гомера "Илиаду" и "Одиссею", в 6-х классах - роман Флобера "Саламбо" и т. д.

Одним из видов самостоятельной работы учащихся являлось ведение календаря исторических событий. Календарь этот обычно составлялся на один месяц. Все исторические даты и события, происшедшие, например, в январе, выписывались из обычного отрывного или настольного календаря крупным художественным шрифтом на большом листе бумаги. Лист вкладывался в рамку и вывешивался на видном месте в школе. Это напоминало членам кружка и всем учащимся школы, а также преподавателям о близящейся дате того или иного исторического события и давало им возможность заранее подготовиться к проведению юбилея. Члены исторического кружка подготавливали материал к намеченной дате и проводили в кружке и по классам беседы на эти темы. Постепенно учащиеся приобретают навык к такой работе и научаются проводить беседы и доклады, что особенно важно в сельских районах, где школа является одним из основных культурных очагов.

Большую роль в работе нашего кружка занимала доска исторических событий. Члены кружка делали вырезки из периодической прессы по историческим вопросам и выставляли их на доску. Км показала практика, такая доска очень сильно привлекает внимание учащихся. Ведь учащиеся часто даже в своей газете - "Пионерской правде" не замечают исторических статей. Когда же эти статьи вырезаны и наклеены на доску, то они привлекают внимание. Материал доски менялся каждую шестидневку. Особо значительные места подчеркивались.

Собирание и оформление исторических альбомов проходило на протяжении всей работы кружка. Альбомы были двух типов: альбомы, собранные из вырезанных картинок, иллюстраций, фотоснимков, и альбомы художественного творчества самих учащихся: сюда входят отдельные зарисовки музейных экспонатов, срисованные и увеличенные иллюстрации из исторических, учебников и другие картины. При оформлении альбомов весь собранный материал подбирался в строго хронологическом порядке и по определенным: темам, например по древней истории, средней, новой и истории СССР. В зависимости от количества собранного материала отдельные разделы всеобщей истории, как Греция, Рим и другие, выделялись в отдельные альбомы.

Очень интересным видом работы кружка было также собирание старинных монет и других древностей. К этому делу были привлечены не только члены кружка, но и все учащиеся. Как показала практика, учащиеся иногда приносят очень ценные экземпляры старинной монеты, например медные монеты времен Ивана III, времен Петра I и другие. Все эти собранные монеты размещаются на витрине под стеклом, л к каждой монете пишется соответствующее об"яснение: год чеканки, достоинство ее и т. п., а также имя ученика, принесшего ее. Такая витрина помогает учащимся наглядно представить себе старинные монеты, и в тех классах, где проходится история СССР, витрину можно использовать как наглядное пособие.

В работу кружка вошло и изготовление исторических карт и составление из них альбомов. Ученицы, умеющие вышивать, сделали несколько карт на полотне. После того как карту вышили, она была туго натянута на раму. Таким образом получилась прекрасно оформленная карта, которая служила учебным пособием на уроке.

Просмотр исторических кинофильмов был также одной из форм работы кружка вне школы. Выпущенные за последнее время в СССР исторические фильмы: "Чапаев", "Петр I", "Ленин в Октябре", "Человек с ружьем", "Александр Невский" и др. - являются прекрасным пособием при изучении истерии. После просмотра такой картины руководитель исторического кружка проводил беседу с учащимися, раз"яснял им отдельные, недостаточно понятные кадры, оттенял воспитательные моменты, указывал на поучительные примеры героизма, самопожертвования людей, отдавших свою жизнь, защищая родину от иностранных захватчиков.