Музыкальная лестница для музыкальных занятий. В помощь начинающему преподавателю сольфеджио

Ольга Тимофеева

В современной педагогике под наглядными пособиями понимают такие средства обучения, которые создают у детей зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.

В музыкальном воспитании дошкольников применение наглядных пособий имеет особое значение. Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке . Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально – сенсорные способности.

С помощью наглядных пособий, активизируется умственная деятельность ребёнка, развивается его самостоятельная музыкальная деятельность , которая приобретает творческий характер. Пособие можно применять на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкальной деятельности

Вашему вниманию дорогие коллеги я предлагаю музыкальные лесенки (трех, пяти, семи ступенчатые) .

Используемый материал : коробки от зубной пасты, пергаментной бумаги, белые листы бумаги, клей, ножницы, самоклеющаяся бумага.

Получились вот такие музыкальные лесенки .

Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу показать вам моё пособие, оно будет полезно музыкальным руководителям, и воспитателям (вы можете сделать.

Музыкально - дидактическая игра «Грустно, весело» младшая группа Музыкально – дидактическая игра «Грустно, весело» младшая группа Цель: -Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной).

Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил колобок?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 311» городского округа Самара 443042,.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный волчок» Музыкально-дидактическая игра "Музыкальный волчок" для старшего, подготовительного к школе возраста. Игра компьютерная. Запускаете презентацию.

Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, а также.

Музыкально-дидактическая игра «Светофор» Музыкально-дидактическая игра «Светофор» Цели: 1. Формирование у детей представлений об элементарных правилах дорожного движения. 2. Развивать.

Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Цель: развивать звуковысотный слух у детей. Задачи: Образовательные: продолжать.

Данная дидактическая игра помогает активизировать детей в образовательной деятельности и предоставляет каждому ребёнку возможность самостоятельного.

Дидактическая игра "Музыкальные лесенки".Оборудование:3 комплекта лесенок:. красного,жёлтого и зелёного цвета.В комплект входит лесенка и карточка с изображением кружков одного цвета.Всего по 2 карточки с 3 ступеньками и 3 кружками,идущими вверх и вниз;по 2 карточки с 4 ступеньками и 4 кружками,идущими вверх и вниз;по 2 карточки с 5 ступеньками и 5 кружками.идущими вверх и вниз.Для игры необходимы металлофон и ширма.

Дети должны учиться различать на слух определённые последовательности зуков и петь их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Музыкальные лесенки»

Цель:Развивать восприятие и различение последовательностей

Из трёх,четырёх,пяти ступеней лада,идущих вверх и вниз:

  1. До-ре-ми,ми-ре,до.Ступени пропеваются со словами:»вверх иду»,»вниз иду»
  2. До-ре-ми-фа,фа,ми,ре,до.Ступени пропевваются со словами:

«верх я иду», «вниз я иду»

3)До-ре-ми-фа-соль,соль-фа-ми-ре-до.Ступени пропеваются со словами: «вот иду я вверх», «вот иду я вниз».

Ход игры:

В игре может принимать участие любое коичество детей.Муз.руко-

Водитель ведущий.Карточки с кружками и металлофон закрыты ширмой.Ведущий показывает детям поочерёдно карточки-лесенки,а также кружки.Затем детям предлагается спеть соответствующие последовательности музыкальных звуков.

Ведущий берёт верхнюю карточку (с рисунком кружочков),определённого цвета,проигрывает соответствующие звуки и спрашивает:»Какая это музыкальная лесенка?Куда идут

Её звуки:вверх или вниз?Отвечает тот играющий,у которого есть карточка такого же цвета и с соответствующей последовательностью кружков.Если ребёнок ответил правильно,он получает карточку с кружками,показывает всем обе парные карточки:с изображением ступенек,и кружков,соответствующих лесенке.

ГБОУ Белорецкая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Урок музыки во 2 классе

Тема: «Музыкальная лесенка»

Учитель: Мершина Н.Ю.

БЕЛОРЕЦК 2013

Цель: познакомить с названием 7 звуков музыкального звукоряда; дать понятие о звуковысотном положении звуков в звукоряде; дать понятие «гамма».

Задачи: 1) учить чисто интонировать звуки гаммы; понимать звуковысотное различие между звуками; закрепить знания о длительности звуков, о регистрах;

2) развивать звуковысотный слух, певческие навыки, музыкальные способности; слуховое и зрительное восприятие, познавательные процессы;

3) воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Оборудование: наглядные пособия, компьютерная презентация, аудиозаписи, синтезатор.

Ход урока

    Организационный момент

Музыкальное приветствие.

Ребята, сегодня мы отправимся к чудесному музыкальному замку (показ слайда), но этот замок стоит высоко на горе, к нему ведёт высокая лестница. Без помощников нам не обойтись, но кто же нам поможет? Отгадайте загадку и узнаете:

Семь звоночков серебристых

Дружно, весело живут

Звонко песенки поют(звуки, ноты).

Да, правильно, ребята – это нотки, звуки. Сколько всего звуков? (7 звуков). А ведь у каждой нотки есть своё имя и каждая нотка «живёт» на своём этаже. Сейчас мы будем знакомиться с нотками, а нотки приготовили нам задания, выполнив которые мы поднимемся по лестнице к чудесному замку.

II. Основной этап

- Вот и первая нотка ДО , она «живёт» на самом нижнем «этаже» (показ слайда). Прослушать звук, пропеть: «до»-добрая.

Задание:

Определить на слух музыкальные регистры.

Ребята мы с заданием справились и смело можем подняться на первую ступеньку дворцовой лестницы.

На доске рисуем схематичную лестницу, на каждую ступеньку помещается нотка.

А вот и вторая нотка РЕ (показ слайда). Обратить внимание на её местоположение на нотоносце. Пропеть «ре»- решительная.

Задание:

Артикуляционная, дыхательная гимнастика, распевка на произношение звука «эр» «Барбос».

Поместить нотку на вторую ступеньку «музыкальной лесенки».

Вот и третья нотка МИ .(показ слайда). Пропеваем: «ми»- милая.

Задание:

Какие бывают звуки по длительности? (длинные и короткие) (подсказка на доске).

Прохлопать ритмический рисунок, написанный на доске. Обратить внимание на то, что в слове «ритМИческий» «спряталась» нотка « ми». Помещаем нотку на ступеньку «лесенки».

Следующая нотка ФА (показ слайда). Пропеваем: «фа»- фантастическая.

Задание:

А нота «фа» предлагаем нам послушать ФАнтастически красивое произведение и рассказать о нём.

Помещаем нотку на «лесенку»

Слушание произведения(с презентацией) П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Анализ произведения у доски:

Какой кит?

Характер мелодии? (выбрать нужные характеристики из предложенных)

Лад?

Вот и нота СОЛЬ (показ слайда). Пропеваем: «соль» - солнечная.

И нотка «соль» просит нас разучить и исполнить какую-нибудь светлую, солнечную песенку.

III . Разучивание песни Г.Струве «Песенка о гамме»- показ песни, работа с текстом (обратить внимание детей на «ноты в словах»), разучивание 1куплета.

Помещаем ноту на «лесенку».

А вот нотка ЛЯ любит напевать «ля-ля-ля» и танцевать и вам тоже предлагает потанцевать.

IV .Физкультурная минутка.

Музыкально-ритмические движения под музыку вальса.

Вот мы с вами оказались почти на вершине нашей лесенки, последняя нотка СИ (показ слайда). Пропеть: «си» - симпатичная.

Все 7 звуков выстроились по высоте, обратить внимание на то, что каждый звук звучит выше предыдущего, поэтому получается «лесенка». Музыканты называют её «гамма» . Рассказать о происхождении слова «гамма».

Сейчас мы вернёмся к нашей песне, которая так и называется

«Песенка о гамме» - исполнение выученного 1 куплета песни.

V . Итог

Вот и поднялись мы с вами к чудесному замку (показ слайда), пропеть весь звукоряд?

Какие задания мы выполнили, чтобы подняться по музыкальной лесенке?

Решить кроссворд (по времени).

Музыкальное прощание.

Светлана Крецу

Дидактическая игра «Музыкальная лесенка »

Цель : формировать умение различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, название нот в музыкальном звукоряде .

Оборудование : «лесенка » из восьми ступенек, игрушка (можно использовать матрешку или др.)

Под каждой ступенькой нарисована (можно наклеить) картинка. В начале названия каждой картинки есть название ноты.

1. Домик – нота «ДО»

2. Репка – нота «РЕ»

3. Мишка – ноты «МИ»

4. Фартук – нота «ФА»

5. Солнышко – нота «СОЛЬ»

6. Лягушка - нота «ЛЯ»

7. Сирень – нота «СИ»

Ход игры:

1)Педагог предлагает спеть детям попевку «Лесенка » Е. Тиличеевой. При пении дети постепенно поднимают руку вверх (ладошкой вверх, а затем вниз (ладошкой вниз) .

По желанию вызывается ребенок. Педагог играет мелодию , ребенку предлагается угадать и показать движение мелодии вверх или вниз матрешкой или любой другой игрушкой в зависимости от сюжета игры. Ребенок берет матрешку в руки и передвигает ее по ступенькам.

2)Музыкальную лесенку можно использовать при разучивании ступень (нот) музыкального звукоряда , а так же при закреплении изученного материала.

Семь ступенек есть на свете

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ты запомни их названье

И в тетрадку занеси.

Если ноты спеть подряд

Это будет з в у к о р я д…

Публикации по теме:

Аппликация в младшей группе «Кошкин дом (Лесенка)» Цель: Развивать художественно-творческие навыки в аппликации. Задачи: 1. Учить составлять изображение из нескольких предметов; продолжать.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ» Цель игры: развивать музыкальные и творческие способности детей, способствовать проявлению эмоциональности,.

Музыкальная дидактическая игра "Ритмические загадки". Цель: реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей старшего.

Мастер класс к педагогическому конкурсу «Лесенка Успеха» Мастер - класс «Лесенка здоровья». Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый.

Цель: закреплять у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей, развивать усидчивость, слуховое восприятие, логическое мышление, воспитывать.

Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы! Сегодня я хочу рассказать вам про игры и игровые упражнения, которые я использую в.

Музыкальная игра «Бабушка Маруся» Видео Игра "Бабушка Маруся" для детей младшего дошкольного возраста. Дети с удовольствием подпевают и выполняют доступные движения по тексту песенки.

Мастер-класс. Музыкально-дидактическая игра «Игровое распивание с червячком Бади»

Музыкально-дидактическая игра своими руками для развития певческих навыков, музыкально слуха.

Гусева Екатерина Александровна, музыкальный руководитель, НОУ СОШ «Обнинский колледж» г. Обнинск.
Предлагаю изготовление музыкально-дидактической игры для развития музыкальных способностей. Мастер-класс будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям музыки в начальных классах, родителям. Игра рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме.
Задачи: Развивать певческие навыки, звуковысотный, динамический слух у детей.
Обогащать детей новыми впечатлениями.
Побуждать к самостоятельному различению основных свойств музыкального звука.
Необходимые материалы:



- бросовые материалы: детский гольф, красный картон, два мячика от пинпонга, кусочек меха, синий маркер, ножницы, супер клей, иголка, катушка с синей ниткой.
Пошаговое изготовление:
1. Вырезаем из картона овал.


2. Наклеиваем овал супер клеем на гольф.


3. Рисуем маркером небольшие кружки на шариках пинпонга.


4. Приклеиваем супер клеем шарики к гольфу.



5. Пришиваем кусочек меха на гольф.


6. Червячок Бади к игре готов.


Ход игры:

Музыкальный руководитель: Жил веселый червячок,
Славный, милый, добрячок.
С детства очень петь хотел.
Так как надо не умел.
И приполз он в детский сад,
Поучиться у ребят.

(Музыкальный руководитель показывает червячка детям)

Музыкальный руководитель: Познакомитесь, дети, это червячок Бади. Давайте ему покажем с чего нужно начинать, чтобы научиться правильно петь. Для этого нам поможет распевание:

1. Начнем с пения закрытым ртом, пропоем звук «М». Сомкнем губы, разомкнем зубы и тихо пропоем.

(Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми)

2. Теперь чуть громче немного приоткрыв рот, пропоем звук «О».

(Дети вместе с червячком, чуть открывая рот, поют)

3. Следующий звук «А» споем громко, широко открыв рот.

(Все поют)

4. А теперь, соединим эти звуки вместе, пропоем их постепенно поднимаясь вверх. Кто покажет червячку, что у нас получилось.

(Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку чрвячка и пропеть задание)

Музыкальный руководитель: Молодцы дети, молодец Бади. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса.