Синквейн на уроках истории и обществознания. Всеобщая история

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Создание синквейнов - пятистрочных "стихотворений" - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.

Немного теории.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31).

  • Обратный синквейн — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
  • Зеркальный синквейн — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
  • Синквейн-бабочка — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
  • Корона синквейнов — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
  • Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Как работать с синквейнами:

  • Составление нового синквейна.
  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в синквейна.
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна.
  • Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

  • Самостоятельно при выполнении домашней работы.
  • Самостоятельно на практическом занятии.
  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
  • В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна..

Вот некоторые примеры синквейнов моих учеников.


Тема « Железногорск» ,предмет ОРР, 11 класс.

Железногрск

Закрытый, загадочный

Строят, придумывают, реализуют

Инновации- наше будущее

ГХК.

Железногорск

Маленький, закрытый

Работать, наслаждаться, грустить

Лучшее место на земле, потому что тут мама

Любимый.

(Плескач Ю.)

Тема « Закон», обществознание, 6 класс.

Закон

Строгий, справедливый

Соблюдается, нарушается, наказывает

Все должны соблюдать закон

Правило

Щенина С. 7 класс

Закон

Справедливый, нужный

Защищает, оберегает, действует

Закон одинаков для всех

Урок. Новая история 8 класс

Китай в Х1Х веке: от империи к полуколонии.

Цель урока:

На основании фактов сформировать представление об особенностях развития Китая в Х1Х веке: политики «закрытия Китая» «опиумные войны»

Установить взаимосвязь между процессами модернизации и сохранением независимости в Х1Х веке.

Ход урока.

Действия учителя.

Создание проблемной ситуации

Ребята, когда вы слышите о Китае, какие образы вспыхивают в вашем сознании?

(Бумага, драконы, компас, фарфор, порох)

-Рассмотрим историческую карту . Определите, как изменилось положение Китая в течение Х1Х века.

Обратимся к фактам исторических документов в конце параграфа. Прочитайте документ. Легко ли было европейским странам, судя по этому источнику, покорить Китай.?

Проанализируйте данные таблицы. Кто должен был иметь явное преимушество в столкновении Китайской империи с отдельными государствами Европы?

Действия ученика

Рассматривают карту. По условным обозначениям видно, что страна вынуждена была подписать неравноправные договоры с западными колонизаторами.

Преимущества должны были быть у китайцев.

Формирование проблемы

Китай оказался для европейцев «крепким орешком» Но обратите внимание на тему урока. В чем противоречие?

На какой вопрос нам надо найти ответ?

Гипотезы

Какие у вас есть предположения по поводу решения проблемы? Почему европейцам удалось покорить одну из самых древних цивилизаций?

(предлагают свои версии)

Актуализация знаний

- приведите примеры из каждой сферы жизни общества, которые бы доказывали то, что модернизация усиливает страну

В каком случае Китаю удалось избежать участи полуколонии?

Что нам предстоит выяснить на уроке?

Действия учеников

Экономика. Передовые заводы. Много товаров. Развитие торговли, Богатая страна.

Политика . Сильная армия Захваты территорий.

Общественное устройство . Гражданское равенство. Каждый человек имеет возможность самостоятельно решать свою судьбу.

КУЛЬТУРА. Развивается наука, достижения которой используется в военных целях.

Модернизация действительно приводит к усилению страны.

- Если бы там прошла модернизация.

Были ли признаки модернизации в китайском обществе в Х1Х веке.

Открытие нового знания

Используя материал учебника, определить к какому типу общества относится Китай в начале Х1Х века

Были ли шансы противостоять индустриальному Западу? Пытались ли найти китайцы выход из сложившейся ситуации?

Действия учеников.

Приводят факты. Выясняется, что все они свидетельствуют о том, что Китай - аграрная страна.

Шансов не было, но стала проводиться политика «закрытой страны». Когда император Китая узнал о захвате Индии английской торговой компанией, то приказал изгнать всех европейских торговцев из страны. Китайцам было запрешено строить большие корабли, изучать европейские языки. За нарушение китайских законов европейские купцы в любой момент могли быть арестованы м казнены.

Действия учителя.

Хитроумные европейцы нашли ответ на упрямство Китая. Работая в парах составьте в хронологическом порядке перечень событий 1830-1860 гг, каждое из которых приблежало Китай к превращению в полуколонию западных стран. Укажите значение каждого явления в деле превращения Китай в полуколонию.

Действия учеников

События

Последствия

    Ввоз европейцев в Китай опиума

    Наркотическая зависимость китайцев. Хозяйство Южного Китая приходило в упадок, люди болели и умирали

    «Опиумные войны»

    Поражение китайской армии (вооружена значительно хуже европейской)

    Подписание неравноправного договора с Англией

    Требование правительств Франции, США, России привилегий в торговле с Китаем.

    «Открытие Китая»

    Разделение Китая на сферы влияния. В Китай хлынул поток дешевых фабричных товаров, которые разоряли ремесленников. Высокие налоги разоряли крестьян.

Вывод: «открытие» Китая провело к разорению хозяйства всей страны

Действия учителя

Вновь китайцы оказались в сложном положении, когда остается либо смириться и «плыть по течению» либо найти в себе силы и готовиться к отпору.

Какой вариант выберут китайцы? В каком случае Китай сможет противостоять армии европейцев?

Действия учеников

Китай мог сопротивляться только в том случае, если его армия была бы вооружена европейским оружием

При императорице Сыси был взят курс на самоусиление Китая. В провинциях создавались учебные заведения европейского образца, преподавались иностранные языки, строились военные заводы, корабельные верфи, появились частные фабрики, первая железная дорога.

Но деньги императрица брала в долг у западных держав. Единой программы модернизации НЕ Было

Курс был безрезультатным

Применение нового знания

Зная положение Китая в Х1Х веке составьте синквент

Действия учеников

Например: Китай, закрытый, Опиумный, Защищается, Сопротивляется, Борется

Европейцы насильно «открыли» страну

Полуколония.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Итог урока

Какой ответ на основной вопрос урока мы теперь можем дать?

Действия учеников

В течении Х1Х века Китай превратился в полуколонию западных держав. В стране начались процессы модернизации, но курс на самоусиление потерпел крах.

Домашнее задание. Продолжить составление таблицы, задания в рабочей тетраде стр.58 (6,7,11,12.13)

Единственной страной, которой удалось избежать участи колонии, стала Япония. Как вы думаете, за счет чего? Так ли это на самом деле было, вы прочтете дома в параграфе. Ответьте на вопросы перед параграфом.

Учитель истории ГБОУ Лицей № 1571 Козий О.И.

«Праздники в Китае» - Рис подается к столу в любом случае. Проект подготовлен ученицей 8 класса Д Дергачёвой Александрой. Праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» - день прогулок по первой зелени. К традиционным блюдам относится утка по-пекински. После взаимных поздравлений начиналось новогоднее застолье. Праздник Юаньсяо.

«Урок Китай» - Мы будем путешествовать по загадочной стране – Китай. Китай занимает место по величине занимаемой территории. Например, и даже придумали в Китае. Фарфор. Угол. Зонтик. Из оставшихся букв составьте слово. Шелк. Бумагу. Урок - путешествие. Каждый день там рождается тысяч детей. Мы откроем для себя много нового и интересного.

«Искусство древнего Китая» - Изделия из бронзы. Какими предметами искусства Древнего Китая мы пользуемся в современное время? Древние китайские мастера строили великолепные здания, украшенные красивыми колоннами, фигурами фантастических зверей для отпугивания злых духов. Высота колоссального сооружения достигала 10 метров, ширина – 5 метров, длина – 4 тысячи километров.

«Культура в Китае» - Возведение Великой Китайской стены началось в 4-3 вв. до н. э., а завершилась к 15в. Пагода Даяньта. Великая Китайская стена. Монастырь Юньган- пещерный храм принадлежащий к шедеврам мировой архитектуры. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому божеству. Садово-парковый комплекс. Художественная культура Китая.

«Культура Китая» - Немного истории… Архитектура. Удивительная Культура Китая. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Инь - Ян. Каллиграфия. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Конфуцианство. Философия древнего Китая строится на этико-политическом учении Конфуция.

«МХК Китай» - Пир X в. до н.э. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Фреска. Конфуций VI-V вв. до н.э. Павильон Цзысяодань Х в. Горы Уданьшань, Китай. Ездовой III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Дама из высшего общества I в. н.э. Ритуальная чаша для вина XV-XI вв. до н.э. Бронза. Сосуд в форме молота X в. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Бронза.