Синквейн на уроках истории и обществознания. Всеобщая история
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.
Создание синквейнов - пятистрочных "стихотворений" - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.
Немного теории.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31).
- Обратный синквейн — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
- Зеркальный синквейн — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
- Синквейн-бабочка — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
- Корона синквейнов — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
- Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Как работать с синквейнами:
- Составление нового синквейна.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в синквейна.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна.
- Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Организационные формы работы с синквейнами:
- Самостоятельно при выполнении домашней работы.
- Самостоятельно на практическом занятии.
- В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
- В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
- При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна..
Вот некоторые примеры синквейнов моих учеников.
Тема « Железногорск» ,предмет ОРР, 11 класс.
Железногрск
Закрытый, загадочный
Строят, придумывают, реализуют
Инновации- наше будущее
ГХК.
Железногорск
Маленький, закрытый
Работать, наслаждаться, грустить
Лучшее место на земле, потому что тут мама
Любимый.
(Плескач Ю.)
Тема « Закон», обществознание, 6 класс.
Закон
Строгий, справедливый
Соблюдается, нарушается, наказывает
Все должны соблюдать закон
Правило
Щенина С. 7 класс
Закон
Справедливый, нужный
Защищает, оберегает, действует
Закон одинаков для всех
Урок. Новая история 8 класс
Китай в Х1Х веке: от империи к полуколонии.
Цель урока:
На основании фактов сформировать представление об особенностях развития Китая в Х1Х веке: политики «закрытия Китая» «опиумные войны»
Установить взаимосвязь между процессами модернизации и сохранением независимости в Х1Х веке.
Ход урока.
Действия учителя.
Создание проблемной ситуации
Ребята, когда вы слышите о Китае, какие образы вспыхивают в вашем сознании?
(Бумага, драконы, компас, фарфор, порох)
-Рассмотрим историческую карту . Определите, как изменилось положение Китая в течение Х1Х века.
Обратимся к фактам исторических документов в конце параграфа. Прочитайте документ. Легко ли было европейским странам, судя по этому источнику, покорить Китай.?
Проанализируйте данные таблицы. Кто должен был иметь явное преимушество в столкновении Китайской империи с отдельными государствами Европы?
Действия ученика
Рассматривают карту. По условным обозначениям видно, что страна вынуждена была подписать неравноправные договоры с западными колонизаторами.
Преимущества должны были быть у китайцев.
Формирование проблемы
Китай оказался для европейцев «крепким орешком» Но обратите внимание на тему урока. В чем противоречие?
На какой вопрос нам надо найти ответ?
Гипотезы
Какие у вас есть предположения по поводу решения проблемы? Почему европейцам удалось покорить одну из самых древних цивилизаций?
(предлагают свои версии)
Актуализация знаний
- приведите примеры из каждой сферы жизни общества, которые бы доказывали то, что модернизация усиливает страну
В каком случае Китаю удалось избежать участи полуколонии?
Что нам предстоит выяснить на уроке?
Действия учеников
Экономика. Передовые заводы. Много товаров. Развитие торговли, Богатая страна.
Политика . Сильная армия Захваты территорий.
Общественное устройство . Гражданское равенство. Каждый человек имеет возможность самостоятельно решать свою судьбу.
КУЛЬТУРА. Развивается наука, достижения которой используется в военных целях.
Модернизация действительно приводит к усилению страны.
- Если бы там прошла модернизация.
Были ли признаки модернизации в китайском обществе в Х1Х веке.
Открытие нового знания
Используя материал учебника, определить к какому типу общества относится Китай в начале Х1Х века
Были ли шансы противостоять индустриальному Западу? Пытались ли найти китайцы выход из сложившейся ситуации?
Действия учеников.
Приводят факты. Выясняется, что все они свидетельствуют о том, что Китай - аграрная страна.
Шансов не было, но стала проводиться политика «закрытой страны». Когда император Китая узнал о захвате Индии английской торговой компанией, то приказал изгнать всех европейских торговцев из страны. Китайцам было запрешено строить большие корабли, изучать европейские языки. За нарушение китайских законов европейские купцы в любой момент могли быть арестованы м казнены.
Действия учителя.
Хитроумные европейцы нашли ответ на упрямство Китая. Работая в парах составьте в хронологическом порядке перечень событий 1830-1860 гг, каждое из которых приблежало Китай к превращению в полуколонию западных стран. Укажите значение каждого явления в деле превращения Китай в полуколонию.
Действия учеников
События | Последствия |
Ввоз европейцев в Китай опиума | Наркотическая зависимость китайцев. Хозяйство Южного Китая приходило в упадок, люди болели и умирали |
«Опиумные войны» | Поражение китайской армии (вооружена значительно хуже европейской) Подписание неравноправного договора с Англией |
Требование правительств Франции, США, России привилегий в торговле с Китаем. «Открытие Китая» | Разделение Китая на сферы влияния. В Китай хлынул поток дешевых фабричных товаров, которые разоряли ремесленников. Высокие налоги разоряли крестьян. |
Вывод: «открытие» Китая провело к разорению хозяйства всей страны
Действия учителя
Вновь китайцы оказались в сложном положении, когда остается либо смириться и «плыть по течению» либо найти в себе силы и готовиться к отпору.
Какой вариант выберут китайцы? В каком случае Китай сможет противостоять армии европейцев?
Действия учеников
Китай мог сопротивляться только в том случае, если его армия была бы вооружена европейским оружием
При императорице Сыси был взят курс на самоусиление Китая. В провинциях создавались учебные заведения европейского образца, преподавались иностранные языки, строились военные заводы, корабельные верфи, появились частные фабрики, первая железная дорога.
Но деньги императрица брала в долг у западных держав. Единой программы модернизации НЕ Было
Курс был безрезультатным
Применение нового знания
Зная положение Китая в Х1Х веке составьте синквент
Действия учеников
Например: Китай, закрытый, Опиумный, Защищается, Сопротивляется, Борется
Европейцы насильно «открыли» страну
Полуколония.
Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Итог урока
Какой ответ на основной вопрос урока мы теперь можем дать?
Действия учеников
В течении Х1Х века Китай превратился в полуколонию западных держав. В стране начались процессы модернизации, но курс на самоусиление потерпел крах.
Домашнее задание. Продолжить составление таблицы, задания в рабочей тетраде стр.58 (6,7,11,12.13)
Единственной страной, которой удалось избежать участи колонии, стала Япония. Как вы думаете, за счет чего? Так ли это на самом деле было, вы прочтете дома в параграфе. Ответьте на вопросы перед параграфом.
Учитель истории ГБОУ Лицей № 1571 Козий О.И.
«Праздники в Китае» - Рис подается к столу в любом случае. Проект подготовлен ученицей 8 класса Д Дергачёвой Александрой. Праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» - день прогулок по первой зелени. К традиционным блюдам относится утка по-пекински. После взаимных поздравлений начиналось новогоднее застолье. Праздник Юаньсяо.
«Урок Китай» - Мы будем путешествовать по загадочной стране – Китай. Китай занимает место по величине занимаемой территории. Например, и даже придумали в Китае. Фарфор. Угол. Зонтик. Из оставшихся букв составьте слово. Шелк. Бумагу. Урок - путешествие. Каждый день там рождается тысяч детей. Мы откроем для себя много нового и интересного.
«Искусство древнего Китая» - Изделия из бронзы. Какими предметами искусства Древнего Китая мы пользуемся в современное время? Древние китайские мастера строили великолепные здания, украшенные красивыми колоннами, фигурами фантастических зверей для отпугивания злых духов. Высота колоссального сооружения достигала 10 метров, ширина – 5 метров, длина – 4 тысячи километров.
«Культура в Китае» - Возведение Великой Китайской стены началось в 4-3 вв. до н. э., а завершилась к 15в. Пагода Даяньта. Великая Китайская стена. Монастырь Юньган- пещерный храм принадлежащий к шедеврам мировой архитектуры. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому божеству. Садово-парковый комплекс. Художественная культура Китая.
«Культура Китая» - Немного истории… Архитектура. Удивительная Культура Китая. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Инь - Ян. Каллиграфия. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Конфуцианство. Философия древнего Китая строится на этико-политическом учении Конфуция.
«МХК Китай» - Пир X в. до н.э. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Фреска. Конфуций VI-V вв. до н.э. Павильон Цзысяодань Х в. Горы Уданьшань, Китай. Ездовой III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Дама из высшего общества I в. н.э. Ритуальная чаша для вина XV-XI вв. до н.э. Бронза. Сосуд в форме молота X в. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Бронза.