Названия объектов характеризующих географическое положение южной америки. Географическое положение Южной Америки

Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Место урока в изучении темы: урок №1 в теме «Южная Америка».

Тип урока: изучения нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;
    • сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;
    • сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;
    • познакомиться с историей открытия материка.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
    • развивать навыки работы с контурными картами, атласом;
    • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
  • Воспитательные:
    • воспитание любознательности;
    • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;
    • формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный,репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация, справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».

Реализация целей урока: формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации, с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.

Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

(слайд 28) Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».

Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.

Каковы очертания материка? (слайд 29)

Береговая линия материка изрезана слабо. Берега в основном ровные, прямые. На севере вдается в сушу Венесуэльский залив с озером-лагуной Маракайбо. В восточной части заливы в устьях рек.
Самый крупный из них – залив Ла-Плата, представляющий собой затопленное устье (эстуарий) рек Параны и Уругвая.

Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата (Приложение 2 )

(слайд 30) Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.

Информация для эрудитов: Малые Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля. Почему пролив получил такое название?
А в честь кого назван самый широкий пролив мира, отделяющий Южную Америку от Антарктиды?
С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив Дрейка.

Информация для эрудитов: пролив Дрейка. (Приложение 2 )

Практическая работа № 11

« Определение сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки» (слайд 31).

Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.

Факторы, определяющие ФГП материка

Южная Америка

Вывод о сходстве и различии ФГП

Отношение к экватору Большая часть материка расположена в южном полушарии Экватор пересекает материк почти посередине Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора
Отношение к нулевому меридиану Находится в западном полушарии Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе
Отношение к другим материкам На севере граничит с Северной Америкой На севере граничит с Евразией
Отношение к океанам На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан.

Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (слайд 32)

(слайд 33) Вывод.

III. Закрепление пройденного материала (слайды 34-35).

Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

1-я строка – название синквейна: Материк Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.

Например:

  • Южная Америка
  • Влажная, загадочная
  • Влечёт, интригует, завораживает
  • Материк рекордов
  • Колумб

Или Найти ошибки в письме от Незнайки.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».

IV. Итоги урока (слайд 36)

V. Домашнее задание (слайд 37): параграф 31, составить синквейн «Южная Америка» или кроссворд «Географическое положение и история открытия материка».

VI. Рефлексия (слайд 38)

Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.

(слайд 39) Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже. (слайд 40)

Список используемой литературы (слайд 42):

  1. Крылова О.В. «Уроки географии 7 класс». М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Баринова И.И. «Современный урок географии. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны», М., «Школьная Пресса», 2003г.
  3. Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии 6-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2004г.
  5. Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии», М.: «5 за знания», 2006г.

Южная Америка: географическое положение . Два материка – Южная и Северная Америка – образуют единую часть света под общим названием Америка . Эти материки соединены между собой Панамским перешейком, через который в 1920 г. был прорыт судоходный Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Южная Америка расположена в Западном полушарии и омывается водами Тихого (на западе) и Атлантического (на севере и востоке) океанов. Площадь материка приблизительно 18 млн кв.км . По своей форме Южная Америка похожа на треугольник, суживающийся к югу. Протяжённость Южной Америки с севера на юг по 70-му градусу з.д. — 7350 км, и с запада на восток по 10-му градусу с.ш. — 4655 км.

Крайние точки Южной Америки:

  • Северная - мыс Гальинас 12°25′ с.ш., 71°39′ з.д.
  • Западная - мыс Париньяс 4°40′ ю.ш., 81°20′ з.д.
  • Восточная - мыс Кабу-Бранку 7°10′ ю.ш., 34°47′ з.д.
  • Южная - мыс Фроуорд 53°54′ ю.ш., 71°18′ з.д.

На востоке материк омывается водами Тихого океана , на севере и западе - Атлантического . Береговая линия изрезана очень слабо. Только на юго-востоке есть несколько не очень крупных заливов: Ла-Плата, Сан-Матиас, Сан-Хорхе и Байя-Гранде. На севере располагается единственное Карибское море.

Рельеф и геологическое строение.

Рельеф Южной Америки представлен равнинами и плоскогорьями на востоке и горными хребтами на западе материка. В основе рельефа восточной части лежит древняя Южно-Американская платформа. На ней образовались крупные низменные равнины – Амазонская, Оринокская, Ла-Платская, сложенные толщами морских и континентальных осадков. К щитам (приподнятым участкам платформы) приурочены Бразильское и Гвианское нагорья высотой от 500 до 2500 м. Разломы земной коры разбили нагорья на отдельные массивы, изрезанные ущельями.

На западе материка Анды, или Андийские Кордильеры, протянулись на 9000 км с севера на юг, отделив остальной континент от Тихого океана. Это складчатая область альпийского возраста; является продолжением североамериканских Кордильер и состоит из параллельных хребтов. Между хребтами расположены Центрально-андийские нагорья и плоскогорья. Горообразовательные процессы в Андах не завершились, поэтому здесь часты землетрясения и извержения вулканов.

Крупнейшие вершины : Аконкагуа — 6960м (Аргентина), Охос-Дель-Саладо — 6880м (Чили), Тупунгато — 6800м (Аргентина-Чили), Уаскаран — 6768м (Перу), Анкоума — 6550м (Боливия), Ильимани — 6402м (Боливия).
Крупнейшие вулканы : Льюльяйльяко — 6723м (Аргентина-Чили), Сахама — 6520м (Боливия), Коропуна — 6425м (Перу), Сан-Педро — 5974м (Чили).

Климат.

Географическое положение и конфигурация материка определяют получение им большого количества тепла в течение всего года. Южная Америка – самый влажный материк на Земле. Много влаги приносят с Атлантического океана пассаты . Дорогу воздушным массам с Тихого океана преграждают Анды.

Южная Америка располагается в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах.

Большая часть Амазонской низменности и северо-восточное побережье материка расположены в экваториальном поясе. Температура воздуха в течение года +25-28 °С. Количество осадков от 1500 до 3500 мм, в предгорьях Анд – до 7000 мм.

Субэкваториальный пояс Северного и Южного полушарий соединяется на восточном побережье, окаймляя экваториальный климатический пояс. Здесь наблюдается сезонность в распределении осадков. Большое их количество – 2000 мм – выпадает летом. Сезон дождей в Северном полушарии приходится на период с мая по декабрь, в Южном полушарии – с декабря по май. Температура воздуха +25 °С. Зима наступает с приходом тропического континентального воздуха. Осадков практически не бывает; температура воздуха +20 °С.

Тропический климатический пояс.

Расположен только в Южном полушарии. Температура воздуха +20 °С. Он делится на два типа климата. Влажный тропический климат формируется на востоке и юго-востоке Бразильского нагорья под влиянием пассатов, приносящих влагу. Осадков меньше, чем в субэкваториальном поясе. В направлении к западу количество осадков уменьшается и формируется сухой тропический климат . Большое влияние здесь оказывает холодное Перуанское течение. Происходит инверсия температур: воздух насыщен влагой, но сильно охлажден, в результате осадков не выпадает. Здесь расположена прибрежная пустыня Атакама .

Субтропический пояс расположен южнее 30є ю. ш., в его пределах формируются три типа климата. На западном побережье субтропический средиземноморский климат с сухим нежарким летом (+20 °С) и влажной теплой зимой (+10 °С, преобладает пасмурная дождливая погода). С продвижением в глубь материка климат становится континентальным субтропическим . Осадков выпадает лишь 500 мм. На восточном побережье формируется субтропический влажный климат : летняя температура января +25 °С, а зимняя температура июля +10 °С, осадков выпадает до 2000 мм в год.

Умеренный климатический пояс расположен южнее 40є ю.ш. На западном побережье формируется морской умеренный тип климата: теплая влажная зима (+5 °С), влажное прохладное лето (+15 °С); осадков – до 2000 мм и более. В восточной части пояса – умеренно-континентальный тип климата: зима холоднее (0 °С), лето теплое (+20 °С). Осадков – 300 мм.

В Андах формируется высокогорный тип климата . Здесь климатические пояса сменяют друг друга по закону вертикальной зональности. У подножья гор климат не отличается от окружающих территорий. При подъеме изменяется температура и режим осадков.

Воды суши.

Южная Америка богата внутренними водами. Большинство рек имеет дождевой тип питания, некоторые получают воду за счет таяния снега и льда в горах. По территории материка протекает крупнейшая река Земли Амазонка (6400 км). Площадь ее речного бассейна равна 7 млн км2 – это почти 40% территории материка. Находясь в зоне высокого увлажнения, река полноводна весь год. Дважды в год река разливается: в мае при дождях в Южном полушарии и в октябре-ноябре – в Северном полушарии.

В отличие от Амазонки реки Ориноко (2730 км) и Парана (4380 км) имеют ярко выраженную сезонность стока. Период разлива на реках приходится на летний влажный сезон. Стекая с Анд реки в верховьях образуют водопады. На одном из притоков Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель (1054 м); на одном из притоков Параны находится водопад Игуасу.

Южная Америка – материк, расположенный в Западном полушарии нашей Планеты. Его пересекает линия Экватора и делит этот континент на две части. Одна часть (наибольшая) – относится к Южному полушарию, а вторая (наименьшая) – к Северному полушарию.

Материк занимает 4 место среди континентов по своей площади — 17 840 000 км². На его территории, включающей прилегающие острова, расположены 15 государств , три из которых являются зависимыми. Перейдя по ссылке, можно посмотреть подробный список стран Южной Америки в таблице со столицами и характеристиками. Численность населения примерно составляет около 400 млн. человек.

На западе континент омывает Тихий океан , на востоке – Атлантический океан , на севере – Карибское море, являющееся рубежом между Северной Америкой и Южной Америкой.

Крайние точки материка Южная Америка

Северная точка – Мыс Гальинас расположен в Колумбии на берегу Карибского моря.

Южная (материковая) точка – Мыс Фроуард находится в Чили на полуострове Брансуик на берегу Магелланова пролива.

Южная (островная) точка – Диего – Рамирес – самая южная точка Америки и Чили, которая состоит из группы островов, занимающих площадь чуть больше одного квадратного километра.

Западная точка – Мыс Париньяс находится в Перу.

Восточная точка – Мыс Кабу – Бранку, расположен в Бразилии.

Рельеф Южной Америки

Материк Южная Америка по рельефу делится на Горный Запад и Равнинный Восток.

Пустыня Атакама расположена на территории Чили и является самым засушливым местом на нашей Земле. Есть такие места на территории пустыни, где дождь выпадает один раз за несколько десятилетий. Здесь самая низкая влажность воздуха. Из растительности встречаются только кактусы и акации.

Западная часть материка состоит из горной системы Анд, протянувшихся через семь государств Южной Америки, а восточная из равнин. На Севере находится Гвианское плоскогорье длиной 1930 км и высотой – от 300 – 1000м.

На востоке материка расположено Бразильское нагорье, площадь которого около 4 млн. км2. Здесь проживает 95% населения Бразилии. Высшей точкой этого нагорья является гора – Бандейра. Её высота – 2897 метров. Из – за огромного природного разнообразия Бразильское нагорье делят ни три части: Атлантическое, Центральное и Южное плато.

Южнее Бразильского нагорья расположена Лаплатская низменность, на территории которой располагаются такие государства как Парагвай и Уругвай, северная часть Аргентины, южная часть Бразилии и юго – восток Боливии. Площадь низменности более 3 млн км2.

Амазонская низменность – низменность, занимающая площадь свыше 5млн км2. Она является самой огромной низменностью на нашей Планете.

Климат Южной Америки

В Южной Америке 6 климатических поясов: Северный и Южный субэкваториальный пояс, Экваториальный, Тропический, Субтропический и Умеренный пояс.

Климат Южной Америки в большей её части субэкваториальный и тропический, при котором четко выражены сухие и влажные сезоны. Экваториальный влажный климат характерен только для Амазонской низменности. На юге континента преобладает субтропический и умеренный климат. В северных равнинах температура круглый год 20-28 градусов. В Андах с высотой температура понижается. Возможны даже морозы. На Бразильском плоскогорье температура зимой может снижаться до 10 градусов, а на плато Патагонии до нуля градусов.

Речные системы Южной Америки.

На материке расположены следующие речные системы: Парана, Ориноко, Амазонка, Парагвай, Уругвай.

Амазонка – крупнейшая в мире река по площади бассейна (7180 тыс. км²), образованная слиянием рек Укаяли и Мараньон. Считается одним из семи природных чудес света. Бразилии принадлежит большая часть бассейна. Протекает она в основном по Амазонской низменности и впадает в Атлантический океан.

Парана – вторая река по длине на этом континенте, протекающая в южной части континента. Протекает по территории Аргентины, Бразилии, Парагвая. Так же как и Амазонка впадает в Атлантический океан.

Парагвай – река, является правым притоком Параны. Делит республику Парагвай на Северный и Южный Парагвай, а также в южной своей части является государственной границей между Парагваем и Аргентиной.

Уругвай – река, берущая свое начало в Бразилии и образованная слиянием рек Каноас и Пелотас. Является границей между Бразилией и Уругваем. Её речная система является главным источником водоснабжения страны. Здесь же расположена крупнейшая гидроэлектростанция страны.

Ориноко – река, протекающая через Венесуэлу и впадающая в Атлантический океан. Её особенность – это раздвоенность реки. От неё отделяется река Касикьяре, которая впадает в реку Риу — Негру. В этой реке водится белый речной дельфин или Амазонский и один из самых крупных — Оринокский крокодил.

Озёра Южной Америки

Маракайбо (в переводе «Земля Мары») – крупное озеро с солоноватой водой, расположенное в Венесуэле. Глубина этого озера существенно отличается в южной и северной его частях. Северная – мелкая, а южная достигает (по разным источникам) от 50 — 250 метров. Это озеро также является одним из древнейших озер.

Титикака (тити – пума, кака — скала)– самое большое озеро по запасам пресной воды и второе по площади после Маракайбо. Более трехсот рек впадает в это озеро. Оно является судоходным. Археологические исследования показывают, что на дне озера располагается город Ванаку.

Патус – озеро, расположенное на побережье в Бразилии. Его длина 280 км, а ширина 70 км. От океана его отделяет песчаная коса шириной 8 км. На нем расположены крупные ГЭС. Здесь добывают соль, рыбу и нефть.

Растительный мир Южной Америки

Благодаря теплому климату и огромному количеству осадков — мир растений в Южной Америке очень разнообразен. Для каждой климатической зоны характерна своя флора. Большую площадь занимают джунгли, которые расположены в тропическом поясе. Здесь растут: шоколадное и дынное дерево — папайя, каучуковые деревья, разные пальмы, орхидеи.

Южнее джунглей в экваториальных лесах растут лиственные и вечнозеленые растения. Здесь растет такое дерево как квебрахо, имеющее очень прочную древесину. В субтропической зоне можно встретить лианы и кактусы. Далее, продвигаясь на юг, расположена зона степей, где растет ковыль и разные травы. За этой зоной начинаются пустыни и полупустыни, где растут сухие кустарники.

Животный мир Южной Америки

Животный мир материка также разнообразен, как и растительный. В тропиках обитают обезьяны, ленивцы, ягуар, муравьеды, попугаи, колибри, туканы и многие другие животные. В Амазонской сельве водятся крокодилы, анаконды, пираньи, грызун – копибару, речные дельфины. Только здесь можно встретить дикую кошку – оцелот, похожую на леопарда. В саванне обитают: броненосцы, свиньи — пекари, очковый медведь, страусы, пумы, лисица и гривистый волк. В зоне равнин проживают: олени, ламы, пампасная кошка. Только в Южной Америке можно встретить оленей – пуду, высотой всего 30-40 см. На Галапагосских островах, принадлежащих Южной Америке, обитают огромные черепахи.

Урок по теме: Географическое положение. Очертания берегов. Из истории исследования и открытия Южной Америки.

Цели и задачи урока:

  1. Познавательные:
  1. начать формирование представлений о природе и населении Южной Америки;
  2. рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
  3. сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
  4. сравнить ФГП Южной Америки и Африки;
  5. познакомить учащихся с историей открытия материка.
  1. Развивающие:
  1. продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
  2. учиться работать с контурной картой, атласом;
  3. развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
  1. Воспитательные:
  1. воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
  2. формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя, качеств необходимых при работе в группе.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

I – организационный момент. Постановка познавательной задачи урока.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на материк Южная Америка. Что она вам напоминает?

Ученики: Гроздь винограда.

Учитель: Верно. А как вы думаете, там растет виноград, если да, то почему?

Ученики: Растет, так как там тепло.

Учитель: Как вы догадались?

Ученики: Пересекается экватором.

Учитель: Скажите, нам достаточно знаний о материке того, что там растет виноград?

Ученики: Нет.

Учитель: Чем же мы будем сейчас заниматься, чтобы узнать больше о Южной Америке?

Ученики: Прочитаем учебник, посмотрим карты, но сначала определим географическое положение.

Учитель: Молодцы! Я предлагаю начать определение географического положения материка Южная Америка не так как мы это делали, немного иначе. Вы согласны?

Ученики: Да.

Учитель: При изучении материка Южная Америка мы будем путешествовать, но не одни, а вместе с двумя журналистами, которые по долгу службы долгое время жили в Латинской Америке, так долго, что считают её своей второй родиной. Знакомьтесь, – это Николай Павлович и Владимир Петрович. (Николай и Владимир – мои лучшие ученики, они учатся по индивидуальной программе по принципу опережающего обучения, они очень любят географию и своими знаниями всегда охотно делятся).

Учитель: Я предлагаю разделиться на две группы. Одна группа будет двигаться с севера на юг по западному побережью вместе с Николаем Павловичем, а другая по восточному побережью Южной Америки с Владимиром Петровичем. Таким образом, мы получим больше информации о географическом положении и исследовании материка, а наши гиды познакомят нас с интересным журналистским материалом. Вы можете задавать им во время путешествия любые вопросы.

Вопрос. Почему канал, и страна носят такое название Панама?

На этот вопрос нам ответит Николай Павлович.

Панама. Какое веселое слово! Произносить его нужно с ударением на последнее «а», иначе можно подумать, что речь идет о мягкой белой шапочке. Наверное, и индейцы, от которых пошло название этого места, радовались, выгружая на берег богатый улов рыбы. «Панама», как говорят лингвисты, и означает «много рыбы» или « богатые рыбой места »…

Вопрос: Когда возникла идея строительства Панамского канала, который соединил два океана?

На этот вопрос отвечает Владимир Петрович . Идея строительства водного пути через Панамский перешеек впервые была высказана еще испанским монархом Карлом V в начале ХVI века. Во время своего четвертого и последнего путешествия в Новый свет, в 1502 году, Колумб высадился в устье реки Чпгрес. Уже тогда испанцы искали путь в Индию, понимая, что земли, открытые ими сначала принятые за легендарную Индию, были иной землей. Они ждали, что настоящая Индия вот – вот откроется или за этой грядой гор, или за рекой, или, может быть, за еще одним морем. Колумб спросил индейских касиков (вождей), не знают ли они какого - либо другого моря поблизости. Они ответили, что нужно пройти немного по этой реке, потом еще немного по суше, и за ней откроется море. Колумб или не поверил, или не был готов к дальнейшему путешествию, но идти по реке Чагрес он отказался.

Пройди Колумб по пути, указанному индейцами, всего несколько десятков километров, и он снискал бы себе славу первооткрывателя Великого океана. Адмирал не пошел по реке, и открытие задержалось еще на 11 лет. Хотя само слово «открытие» применительно к Тихому океану весьма условно. Ведь в это время по нему ходили китайцы, и японцы, и десятки мореплавателей других народов.

Вопрос: Правда что Панама была восьмой страной мира, построившей железную дорогу?

В XIХ века через Панаму потекло золото Калифорнии.. Правда, оно направлялось не в Европу, а на Восточное побережье США. Провоз его необходимо было ускорить. Технические средства для этого уже имелись. Золото торопило, и Панама стала восьмой страной мира, построившей железную дорогу. В 1855 году началось её строительство. Подрядчиком выступила Американская компания, но в строительстве участвовали тысячи людей со всего света, французы, немцы, китайцы. Стройка была международной.

Вопрос: В каком году приступили к строительству Панамского канала?

Ответить на этот вопрос мы попросим Владимира Петровича.

В 1879 году в Париже был созван международный конгресс для изучения возможности строительства межокеанского канала. Съехались эксперты. Было предложено 14 проектов, в том числе предлагался канал через Мексику, по территории Колумбии. Кубинский инженер Анисето Гарсия Менокаль предложил построить канал через Никарагуа. Два французских морских офицера разработали проект канала через Панаму. Они изучили местность и считали, что можно проложить водный путь без шлюзов. Барон Годен де Липенай предложил построить канал со шлюзами. Он то и победил при голосовании за строительство канала и начали строить в 1881 году.

Вопрос: какова длина и ширина канала.

Ответить на этот вопрос мы попросим Николая Павловича.

Канал имеет длину 67, 5 километра и ширину 150 метров.

Учитель: Первая группа учащихся отправляется определять географическое положение и очертание береговой линии материка от Панамского перешейка, а вторая группа от архипелага Огненная земля. Во время движения каждая группа готовит сообщение об особенностях береговой линии в направлении, которое они исследовали. Наносят на контурную карту объекты: острова, течения, полуострова, мысы, заливы и проливы.

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.

Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

Задания для 2 группы.

Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.

Протяженность:

с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км;
с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км.

Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

Учитель: А теперь мы будем двигаться навстречу друг другу по меридиану 68°З.д., а встреча будет в городе Ла - Пас, это столица государства Боливия. Каждая группа подсчитывает, сколько км пришлось пройти навстречу друг другу. Таким образом, вычисляется протяженность материка с севера на юг. Протяженность материка с севера на юг 66° или 7326 км. Встреча состоялась. Город Ла – Пас. Послушаем, что знают наши журналисты Николай Павлович и Владимир Петрович.

Ла – Пас – 3636 метров над уровнем моря – это самая высокогорная столица мира. Город лежит в чашеобразном каньоне н северо – востоке плоскогорья Альтиплано. Края этой чаши укрывают город от леденящих ветров, свирепствующих на обширном и ровном, как стол, плоскогорье, окруженном покрытыми ледниками шапками Анд. Климат на Альтиплано высокогорный – континентальный, с резкими перепадами дневных и ночных температур. Поэтому вечерами приходится одеваться тепло. Испанцы задержались в этих местах из – за найденной в долине реки Чокейапу золотой жилы. Нам не раз приходилось бывать в этом городе, поэтому мы знаем, что ходить здесь надо медленно: кислорода в воздухе маловато. Тем кто не может привыкнуть к такой высоте необходимо выпить таблетку от горной болезни «сороче» или выпить чашечку чая из коки. Но лучший способ привыкнуть к высоте – это ходьба: через два – три дня уже можно привыкнуть и не замечать того, что находишься на такой высоте.

Учитель: Таким же образом вычислим протяженность материка с запада на восток по 10° ю.ш.

Северная точка – мыс Гальинас - 12° с.ш., 72° з.д.;

Восточная точка – мыс Каабу - Бранку - 7° ю.ш., 34°з.д.;

Южная точка – мыс Фроуард - 54° ю.ш.; 71° з.д.;

Западная точка – мыс Париньяс - 5° ю.ш., 82°з.д..

  1. Какими океанами омывается Южная Америка?
  2. Какова степень изрезанности береговой линии Южной Америки?
  3. С каким материком можно сравнить по степень изрезанности береговой линии?
  4. Назовите заливы, проливы, полуострова и острова, принадлежащие Южной Америке?

Учитель: А теперь мы послушаем опережающие задания, которые подготовили ваши товарищи и познакомимся с первооткрывателями и исследователями Южной Америки.

Выслушиваются рассказы детей. Учащиеся в это время заполняют таблицу.

История исследования Южной Америки. Работа с учебником и дополнительной литературой.

Работа в группах.

1 группа находит черты сходства в географическом положении материков Африка и Южная Америка, а 2 группа находит черты отличия. Все наработки по данным вопросам будут представлены представителями групп у доски. Проводится игра «Дуэль».

У доски стоит стол, по обе стороны стола садятся по два человека от каждой команды.

Между ними проводится игра «Дуэль». По очереди, дуэлянты предоставляют черты сходства и различия, если они затрудняются, то им могут помочь секунданты, которые сидят рядом. Побеждает та группа, которая назвала больше особенностей материка, которые сравнивали.

Итог урока: самооценка и оценка учителя, после проверки контурных карт учащихся.