Классный час ко дню матери. Классный час ко Дню матери «Главное слово в любом языке»

Ирина Самохина
Классный час ко Дню космонавтики

Цель :

Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.

Задачи :

Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях;

Развить межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом;

Привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление;

Развить навыки саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;

Привить интерес к познавательной деятельности;

Проверить творческие способности учащихся, познания в области покорения космоса .

Оборудование : Презентация с фонограммами песен А. Пахмутовой "Знаете, каким он парнем был!", "Созвездие Гагарина", фонограмма космической музыки .

Ход классного часа

Учитель :

В умах ученых много лет

Жила мечта заветная :

Взлететь при помощи ракет,

В пространство межпланетное.

С давних времен люди мечтали подняться в небо. Даже в сказках оживали эти мечты (ковер-самолет) . Люди мастерили себе крылья, но все эти опыты были неудачными. И вот, появились первые самолеты. Мечта людей сбылась. Человек мог подняться в небо! Он мог летать!

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. (слайд 2)

Эстафету у Циолковского принял Сергей Павлович Королев. (слайд 3)

Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей .

В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий .

Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

Как он называется? (Луна) (слайд 4)

Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли. (слайд 5-8)

Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)

Вывод учителя : Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Первыми космонавтами -разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей , но мышка вернулась живой. (слайд 9)

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились : они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов .

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка. (слайд 10) На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос . О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась . Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Белка и Стрелка - советские собаки-космонавты , первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми. Полёт проходил на корабле «Спутник-5» . Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Все они возвратились на Землю. (слайд 11)

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт .

(слайд 12) 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие , стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1» , Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1» , и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина. (слайд 13)

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал : “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее. ” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь! (слайды 14-15)

Космонавт . Такого слова не было

Среди многих, многих тысяч слов.

Привезли его на землю с неба

Летчики Гагарин и Титов.

Начались полеты в космос . Первый суточный полет вокруг Земли выполнил Герман Титов. (слайд 16)

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина космонавт ?

– Валентина Терешкова. 16-19 июня 1963 г. Первый совместный полет выполнили Валерий Быковский и Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт . Она летит над земным шаром, а на весь мир звучат ее далекие позывные : "Я - Чайка!". (слайды 17-18)

Первый выход в открытый космос также принадлежит нашему соотечественнику Алексею Архиповичу Леонову. (слайд 19)

Космонавт пробыл в открытом космосе , 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины» , связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс : частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.

Первой женщиной, вышедшей в открытый космос , была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7» (слайд 20)

В космос стали выходить и представители других стран мира. Так, например, первая высадка на Луну принадлежит американцу Нилу Армстронгу. (слайд 21)

Прошли годы. В космосе успели побывать сотни космонавтов . Даже по туристической путевке можно полететь. 30 апреля 2011 г. произошел полет первого космического туриста Дэнниса Тито. (слайд 22)

А теперь проведем небольшую викторину. (слайды 23-24)

Викторина

Первый конкурс самый простой. Вам нужно отвечать на вопросы только двумя словами - «да» или «нет» . Все вопросы - о космосе и о людях , которые его покоряют.

2. Только Земля имеет спутник? (Нет.)

3. Солнце - это звезда? (Да.)

4. Первым космонавтом был Юрий Гагарин ? (Да.)

5. Первым в открытый космос вышел американец ? (Нет.)

6. Ближайшая к Земле звезда - Венера? (Нет.)

7. На Луну уже летали американцы? (Да.)

8. Планета - это относительно холодное небесное тело? (Да.)

9. Космонавты летали на Марс ? (Нет.)

10. Первая женщина-космонавт - Светлана Савицкая ? (Нет.)

11. Полет Гагарина длился сутки? (Нет.)

12. Планете Земля примерно 4,6 миллиарда лет? (Да.)

13. Ассирийцы и вавилоняне первыми выделили на небе знаки Зодиака? (Да.)

15. Созвездие - это участок звездного неба? Да.)

Учитель. Второй конкурс называется «Выбери ответ» . Вам предлагается вопрос, и к нему - три ответа, один из которых правильный. Вам нужно назвать этот ответ.

1. Кто первым отправился в космос ?

а) Гагарин;

б) Леонов;

в) Армстронг.

2. Кто первым предположил, что Земля имеет форму шара?

а) Аристотель;

б) Пифагор;

в) Птолемей.

в) Плутон.

4. Ближайшая к нам звезда : а) Сириус;

б) Альдебаран;

в) Солнце.

5. Первая женщина-космонавт :

а) Терешкова;

б) Савицкая;

в) Петрова.

6. Полет Юрия Гагарина длился :

б) 36 часов;

в) 108 минут.

7. Первый в мире выход в открытый космос совершил :

б) Леонов;

в) Гагарин.

8. Наука, изучающая небесные тела :

а) биология;

б) анатомия;

в) астрономия.

9. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу :

а) в июле;

в) в январе.

10. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооруженным глазом :

а) десять;

Учитель : Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная , опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего, - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается ! (видео «Знаете, каким он парнем был?» )

Классный час «День космонавтики»

Цели:

    Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами.

    Прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Ход классного часа.

Учитель. Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда, и, я думаю, что именно этот день 12 апреля в недалеком будущем станет красной праздничной датой на все грядущие века. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса.

Все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле. В древних преданиях остались воспоминания о том, как люди мастерили себе крылья, привязывали их к рукам и прыгали с высоких построек, надеясь удержаться в воздухе. Из Греции пришла к нам легенда о юноше по имени Икар. Благодаря крыльям, которые ему смастерил отец, Икар смог улететь из плена и подняться до самого Солнца.

И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.

Но кто же стоял у истоков космических полетов?

Теоретические основы разработал Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – русский учёный-теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики, педагог, писатель. Он с детства увлекался астрономией, физикой, механикой, у него проявлялась склонность к изобретательству. В возрасте девяти лет Костя, катаясь зимой на санках, простудился и заболел. В результате осложнения после болезни он потерял слух и не смог учиться в школе. Ему пришлось получать знания самостоятельно. Он успешно сдал экзамены и получил звание учителя уездных училищ. Всю свою жизнь К.Э. Циолковский посвятил теоретическим основам космических полетов.

Главным конструктором был назначен выдающийся ученый Сергей Павлович Королев (1907–1966). Еще учась в школе, он в “Обществе друзей воздушного флота” строил планеры. В дальнейшем, учась в Московском Высшем техническом училище, он познакомился с трудами К.Э. Циолковского и решил заняться конструированием ракет. С.П. Королев является основоположником практической космонавтики.

4 октября 1957 года человечество вступило в эру освоения космического пространства. Русское слово "спутник" сразу вошло в языки всех народов мира.

Зачем же нужны спутники?

Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру. Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому. Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка. В конце 1957 года был запущен второй советский спутник с собакой Лайкой на борту

Среди многих достижений в области космоса нашей стране принадлежит еще и первое прилунение. Вскоре после запуска первого спутника земли С.П. Королев задумался о покорении Луны. И эта мечта осуществилась в1959 году, станция “Луна-2” впервые в мире достигла поверхности Луны, доставив вымпел с гербом страны. Последующие станции сфотографировали невидимую от Земли поверхность Луны, сделали панорамные снимки, доставили на Землю образцы грунта.

19 августа 1960 года с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собакам специальными приборами подавался воздух, питание, за их состоянием наблюдали на Земле ученые. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю! И это произошло в нашей стране! Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Теперь путь в космос был открыт и для человека!

Юрий Гагарин родился в городе Гжатске Смоленской области (теперь этот город называется Гагарин). Юрий окончил ремесленное училище, работал на заводе в литейном цехе. С детства мальчик мечтал летать, поэтому он поступил в военное авиационное училище и блестяще закончил его. Летал на сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Он редко злился, не любил ссор, а наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовится к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. В отряде космонавтов все дружили, помогали друг другу, но каждый мечтал полететь в космос первым.

Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу в космос. Вслед за ним в космосе побывали Герман Степанович Титов, Андриян Николаевич Николаев, Павел Романович Попович, Валерий Федорович Быковский.

Но проходит совсем немного времени, и космос штурмует женщина. Первая в мире женщина-космонавт и первая в нашей стране женщина-генерал авиации Валентина Терешкова совершила свой полет 16 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6". Ее космический позывной "Чайка" облетел вокруг планеты 48 раз. Еще во время работы и заочной учебы в техникуме будущая первая женщина-космонавт увлеклась небом - занимаясь в местном аэроклубе, она совершила 163 прыжка с парашютом. Однако девушке хотелось летать - и она добилась зачисления в первый женский отряд космонавтов, где ее, в частности, научили управлять самолетом. В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и находилась в нем до 28 апреля 1997 года.

Нагрузка у женской группы из пяти человек была больше, чем у мужчин", - вспоминала Терешкова, уточняя, что вообще система подготовки в те годы была избыточно жесткой. Полет Терешковой на космическом корабле "Восток-6" по околоземной орбите вместе с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским, продлился двое суток 22 часа 50 минут.

Вместе с Ю.А. Гагариным служил его друг Леонов Александр Архипович, летчик-инженер-космонавт. В 1965 году на корабле “Восход-2” он совершил космический полет. Благодаря специальному скафандру с автономной системой жизнеобеспечения Леонов вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние пять метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. Он провел в открытом космосе 12 минут. Леонов был первым человеком Земли, оказавшимся в открытом

космосе.

С наступлением нового тысячелетия стало возможным выйти за пределы атмосферы не числясь ни в одном отряде космонавтов или астронавтов, а по собственному желанию - туристом. Первым таким космическим путешественником стал американский миллионер Деннис Тито, который в апреле 2001 года отправился к Международной космической станции (МКС) на российском корабле «Союз ТМ-31». Именно тогда в мировых СМИ и появилось выражение «космический

туризм». Правда, сам Тито (и его последователи) называет себя не туристом, а участником космического полета.

На сегодня орбитальный полет - это наилучшая возможность космического путешествия. Однако высокая стоимость «тура» - за восемь лет она выросла с 20 до 35 миллионов долларов - ограничивает число людей, готовых на такое приключение. Впрочем, взглянуть на Землю со стороны можно значительно дешевле, если согласиться на суборбитальный полет.

Прошли года, сейчас другое время.
На станциях живет младое племя,
«Прогресс» снабжает станции едой,
Туристы едут в космос за мечтой.
И в сонме неразгаданных загадок
Уже намечен плановый порядок.

Вращение! Надежною рукой
Планеты охраняется покой
И чтобы утром – мир проснулся.

Но он был ПЕРВЫМ, кто вернулся!

И еще Гагарин вот что сказал: “А завтра?...Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями. Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос”.

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи. Но подвиг первого человека не забудется никогда.

Ведущий:

А теперь проверим, готовы ли вы в космический полет (разделитесь на две команды, и выберите название вашему кораблю).

Ведущий:

А сейчас возьмем интервью. Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты? (Смелыми, выносливыми, находчивыми, любознательными, трудолюбивыми, сообразительными.

Игра-эстафета: "Что возьмем с собой в полет?"

(2 комплекта рисунков: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с едой, фотография ребенка, будильник, колбаса).

Конкурс: "В космос всем открыта дверь. Ну-ка, сам себя проверь!"

    Назовите дату, когда отмечается День космонавтики.

    Назовите женщин-космонавтов.

    Назовите имя первого космонавта.

    Как называется город, в котором живут и работают космонавты.

    Где находится взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли?

    Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?

Блиц-турнир.

1. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд ).

2. Только сильных звездолет может взять с собой в (полет) .

3. Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем) .

4. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета) .

5. Днем спит, ночью глядит. (Луна)

6. Планета Солнечной системы

Мое начало составляет.
Нет для фантастов лучшей темы,
Она их тайной привлекает.
А слог второй - под Новый год
Любовно люди украшают
Что в целом, отгадает тот,
Кто город Франции узнает. (Марсель)

7. Назовите планеты Солнечной системы.

Ведущий: Первый космический день позади, нашим космонавтам пора отдохнуть, а должен быть культурным назовите составленные заранее слова из букв слова "космонавтика".

Ведущий: Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг.

Наш классный час подошел к концу и я очень надеюсь, что вы многое узнали о космосе и о замечательных людях-космонавтах. Может в будущем кто-то из вас выберет себе эту профессию.

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

преподаватель информатики

Энгельс 2016

Классный час: Ко дню Матери

Классный час в форме мастерской ценностных ориентаций "Мама - ближе человека нет"

Описание материала : Данный классный час посвящен Дню Матери. На подготовительном этапе со студентами прошла беседа на тему: «Мама - ближе человека нет».

Классный час нацелен в первую очередь на воспитание духовности у учащихся и это важно.

Форма мероприятия дает возможность раскрыться личности, получить опыт общения, проявить себя в творчестве, а содержание способствует поиску ответов на вопросы о взаимоотношениях с родителями, поскольку в подростковом периоде чаще всего наблюдаются конфликты между поколениями.

Тема Матери не нова, она вечна, но каждый раз материал является новым.

Цель мероприятия была сформулирована самими студентами и была достигнута в ходе беседы.

Данный классный час органично вписывается в систему воспитательной работы, поскольку главная цель моей учебно-воспитательной работы – воспитание духовности, то есть« человеческого в человеке» у студентов.

Основными целями этого мероприятия являются:

Расширить знания учащихся об истории праздника Дня матери;

Формировать у ребят уважительное отношение к своей семье, любви к матери и уважения к ее труду и терпению;

Способствовать сплочению детей и родителей, формированию положительных эмоций.

Задачи классного часа:

Уметь выразить свою любовь к матери через искусство, слово, музыку;

Создать обстановку комфорта для свободного общения и отдыха;

Показать творческие способности учащихся класса.

Подготовительная работа:

1. Провести интервью (или видео-интервью) у учащихся «Почему твоя мама – самая лучшая?»

2. Изготовить «волшебную» ромашку: на обратной стороне лепестков написаны слова «самая обаятельная», «самая ласковая», «самая добрая», «самая очаровательная улыбка», «самые красивые глаза», «самая милая» и др.

3. Подготовить цветы.

4. Пригласить родителей на праздник.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проигрыватель, презентация «Мама – главное слово» (набор фотографий с женщинами и детьми).

Ход классного часа

Преподаватель: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном дню матери!

Студент 1 : На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых слов – слово «мама». Слово, которое ребёнок говорит чаще всего – это слово «мама». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся, - это тоже слово «мама». Потому что это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души.

Студент 2: Мама – самое прекрасное слово на земле! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно: в России мама, мамочка, в Англии, США – мазэ, мамми, в Германии – муттер, мутти, в Украине – мамо, мати, в Испании, Италии – мадрэ, мамита, в Белоруси – матуля, в Чехии – мамичка. Это значит, что все люди почитают и любят матерей. Мама – первое слово, главное слово для всех на земле!

(демонстрация презентации)

Преподаватель : Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, устраивают для них праздник. В нашей стране, по указу президента РФ, День матери отмечается с 1998 года в последнее воскресенье ноября. Дорогие наши мамы! Сегодня, в День Матери, мы хотим порадовать вас своими выступлениями, сюрпризами. Примите поздравления от своих детей в этот праздничный день!

Игра на флейте (одинокий пастух)

Студент 3: От чистого сердца, простыми словами,

Давайте друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим ее и за то, что порою,

Становятся строже в морщинках глаза,

Но стоит с повинной придти головою –

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо,

Мы можем доверить ей сердце свое.

И просто за то, что она – наша мама

Мы крепко и нежно любим ее!

Студент 4:

Люблю тебя мама, за что, я не знаю.

Наверно за то, что дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу, и светлому дню -

За это тебя я, родная, люблю.

За небо, за ветер, за воздух вокруг,

Люблю тебя, мама, ты - лучший мой друг.

Преподаватель: Дорогие мамочки, сегодня ваши дети признаются в любви к вам и говорят, что вы – самые лучшие мамы на свете! Просим вашего внимания!

(демонстрация видео-интервью с учащимися класса «Почему твоя мама – самая лучшая?»)

Студент: (мальчик): Дорогие мамы, мы приготовили вам подарок – волшебную ромашку. Оторвите любой лепесток, и вы узнаете о какой-то особенности вашей внешности или характера! Сорт этой ромашки называется «самая-самая».

(мамы отрывают лепестки цветка)

Студент 2 :

Маму любят все на свете, мама - лучший друг!

Любят мам не только дети, любят все вокруг!

Если что-нибудь случится, если вдруг беда –

Мамочка придет на помощь, выручит всегда!

Мамы много сил, здоровья отдают всем нам.

Значит, правда – нет на свете лучше наших мам!

Преподаватель : Для каждого из нас, будь то маленький ребенок или уже поседевший взрослый, мама – самый родной, самый дорогой человек на свете. Мама думает о нас всегда и везде. Мама всегда примет нас такими, какие мы есть. Поймет и простит, ведь сердце матери всегда со своим ребенком.

Предлагаю провести эксперимент. Приглашаю желающих поучаствовать в нем подойти ко мне.

(приглашаются пары мама-ребенок)

В ходе эксперимента мы убедимся, что любая мама с закрытыми глазами узнает своего ребенка! (мамам завязывают глаза, они на ощупь должны узнать своего ребенка)

(музыкальное сопровождение: «Песенка мамонтенка»)

Студент 6: А вы знаете, что наши мамы готовят в течении жизни более 500 видов самых разнообразных блюд; в среднем мамы проводят у постели больных детей более 3000 бессонных часов; а еще они стирают горы белья, если сложить все постиранное белье, то получится гора высотой с Эльбрус; если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего Земного шара; а еще наши мамы пришивают оторванные пуговицы, вяжут и шьют… Сколько же всего умеют мамины руки!

Студент 7:

У мамы, как солнышко, теплые руки,

Так нежно умеют они приласкать,

Излечат от боли, избавят от скуки,

В любую минуту готовы обнять.

Играя, мне волосы нежно взлохматят,

Пекут пирожки в выходной по утрам,

И весело ножки щекочут в кровати,

Когда не хочу просыпаться я сам.

Погладят все платья, рубашки и брюки

И тут же другую работу найдут…

Я глажу уставшие мамины руки,-

Пускай хоть немного они отдохнут.

Преподаватель : Да, мамины руки умеют многое – и постирать, и причесать, и обнять и приласкать. Ребята, а вы знаете мамины руки? Давайте проведем конкурс! (ребенок с завязанными глазами должен на ощупь узнать руки своей мамы)

(приглашаются пары мама-ребенок, музыкальное сопровождение: «Как люблю тебя я, мама»)

Преподаватель :

Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама спасет и поможет, мама выдержит все то, что другим вынести не под силу. Берегите своих мам!

Студент 8:

Мамочка милая, нежная, славная.

Добрая, умная и лучезарная,

В ладонях я счастье тебе подарю,

«Спасибо» за все я тебе говорю.

Живи, улыбайся невзгодам-годам,

Заботы разделим с тобой пополам.

Забудь о болезнях, тревогах забудь,

Любовью осветим твой жизненный путь!

Ответное слово мам :

Спасибо вам родные наши, любимые! Мы самые счастливые мамы на свете! Что такое счастье? Таким простым вопросом, пожалуй, задавался не один философ. А на самом деле, счастье – это просто.

Счастье - это мягкие

Теплые ладошки,

За диваном фантики,

На диване крошки.

Это целый ворох

Сломанных игрушек,

Это постоянный

Грохот погремушек.

Счастье это пяточки

Босиком по полу.

Градусник под мышкой,

Слезы и уколы.

Ссадины и раны,

Синяки на лбу,

Это постоянное

Что? да почему?

Счастье - это санки,

Снеговик и горка.

Маленькие свечки

На огромном торте.

Это бесконечное

«Почитай мне сказку»,

Это ежедневные

Хрюша со Степашкой.

Это теплый носик

Из-под одеяла,

Заяц на подушке,

Синяя пижама.

Что такое счастье?

Проще нет ответить:

Оно есть у каждого –

У кого есть дети.

Вы – наше счастье!

Преподаватель: (звучит песня «Мамин день»)

Дорогие мамы, мы ещё раз поздравляю вас с праздником! Пусть каждой из вас по чаще говорят тёплые слова ваши любимые дети! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе. Ребята, подарите цветы мамам!

(дети дарят мамам цветы).