Густав климт биография кратко. Биография густава климта, описание картин

Густав Климт – австрийский живописец, признанный во всем мире мастер изображения женского тела. В свое время художник снискал скандальную славу произведениями, «пропитанными» неприкрытым эротизмом.

Для конца 18 и начала 19 века картины столь откровенного содержания казались слишком смелыми и шокировали ценителей искусства, привыкших к работам мастеров классической школы. Но эпатаж не стал преградой для славы, которой Климт был обласкан в избытке при жизни. Представители европейского модерна считают Климта основоположником направления. Сегодня картины мастера продаются за баснословные деньги.

Детство и юность

По национальности Густав Климт – австриец, но в его жилах текла и чешская кровь от отца-ювелира, чьи детство и юность прошли в Богемии. В молодости мама будущего живописца тоже жила искусством – мечтала стать музыкантом. Планам помешала многодетная семья: Густав – второй по старшинству из семи отпрысков Климтов, 3 сыновей и 4 дочерей.


Родился ярчайший представитель ар-нуво летом 1862 года в Пенцинге, одном из 23 районов Вены. Вырос в округе Баумгартен. Пенцинг знаменит живописной природой, ведь расположен на отроге Восточных Альп, и одну треть района покрывает Венский лес.

Работа отца, гравера по золоту, не приносила дохода, который позволил бы семье жить в достатке. Но все дети Эрнеста и Анны Климт, когда повзрослели, выбрали искусство. Сыновья стали художниками, дочери сделали карьеру в индустрии моды.


Первые шаги творческой биографии маленького Густава были сделаны под началом отца, научившего сына смешивать краски и наносить мазки на полотно. В 14 лет юный художник стал учеником художественно-ремесленного училища в Вене. Спустя год в учебное заведение, действовавшее при Австрийском музее, поступил и брат Густава, Эрнст.

Климт выбрал специализацией архитектурную живопись. Кумиром юноши в период учебы оказался Ганс Макарт, творивший в историческом жанре. Удивительно, но в студенческие годы будущая звезда модерна отличался от прогрессивных товарищей тем, что уважал консервативные засады академического образования.

Живопись

В начале 1880-х братья Густав и Эрнст вместе с другом Францем Мачем разрисовывали фресками театры австро-венгерской провинции. В середине 1880-х молодые художники украшали придворный театр и Музей истории искусств в Вене, за что Франц Иосиф вручил наиболее талантливому из троицы – Густаву Климту – «Золотой крест». Императорская награда, полученная в 26 лет, открыла ему путь к славе. Живописец стал почетным членом университетов Вены и Мюнхена.


В начале 1890-х один за другим скончались отец и брат Густава Климта. Горе от потери близких наложило отпечаток на творчество мастера – вскоре у него появился индивидуальный почерк, сделавший картины узнаваемыми. В это трагичное время Климт встретил свою музу Эмилию Флёге, с которой не расставался до конца жизни.

Во второй половине 1890-х будущий основатель модерна возглавил группу художников, получившую название Венский сецессион. Молодые австрийские бунтари отвергли рамки академической живописи, удивив и шокировав общество слишком смелыми работами.


Первые произведения Климта, принесшие ему скандальную известность, были оформительскими. В 1894 году он получил заказ на 3 картины для потолка актового зала Венского университета, которые закончил спустя 6 лет. Представление полотен «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обществу обернулось скандалом.

Возмущенные консервативные граждане назвали работы порнографией и призвали заключить живописца в тюрьму. Больше Густав Климт не брал государственные заказы, но рисовать обнаженную женскую натуру не бросил. При этом эротизм и чувственность в его полотнах не переходили тонкой грани, за которой бы превращались в пошлость и вульгарность.


Финал 1890-х назван «золотым периодом» в творчестве мэтра ар-нуво. Для работ этого времени Климт использовал сусальное золото, полотна конца 1890-х наиболее дорогие и знаменитые. Прославленный «Поцелуй» – яркий образец модерна, напоминает о красоте венецианской мозаики. Изображение картины часто используют, чтобы украсить бокалы для шампанского.

В 1899 году Густав Климт снова вызвал потрясение, представив публике полотно под названием «Обнаженная истина». Символическая нагая рыжеволосая девица с зеркалом в руке олицетворяла эту самую «голую правду». На шквал критики живописец ответил, как и ожидали от гениального скандалиста, новой картиной с таким же эпатажным «характером». Названная «Золотые рыбки», она демонстрировала публике «пятую точку» той самой красавицы с огненными волосами и пышными формами.


Густав Климт был баловнем судьбы. Его превозносили при жизни. Модного мастера засыпали заказами, которые щедро оплачивались. Он мог выбирать темы и сюжеты, которые казались интересными. Но всюду обязательным элементом были женские тела и неприкрытый эротизм.

Самыми известными картинами «золотого периода» австрийского гуру ар-нуво называют, кроме «Поцелуя» и «Обнаженной истины», полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Водяные змеи», «Надежда», «Три возраста женщины» и «Древо любви». Последнюю работу – фреску, нарисованную в 1905-1909 годах, можно увидеть в брюссельском дворце Стокле. У фрески есть и другие названия – «Древо познания» и «Древо жизни».


Наследие Густава Климта – это и пейзажи, нарисованные в его «фирменном» стиле живописи. Для них мастер брал квадратные холсты, полагая, что такая форма «расширяет» пространство. В последние пять лет жизни Климт рисовал только пейзажи. Наиболее известные «Яблоня» и «Березовая роща».

Личная жизнь

О темпераменте модерниста слагали легенды. Современники Климта шептались, что связи у Густава случались едва ли не с каждой натурщицей. Мэтру приписывают отцовство от 14 до 40 детей, рожденных дамами, заказывавшими портреты, натурщицами и просто «жрицами любви», которым он платил деньги. Поговаривают, барышни знатных родов выстраивались в очередь и были готовые на многое, лишь бы заполучить драгоценный портрет кисти самого Густава Климта.


Справедливости ради необходимо сказать, что существовало и другое мнение: художника не интересовала плотская близость, он был сторонником платонических отношений. Но эта версия кажется сомнительной, когда биографы Климта говорят о постыдном, но очень распространенном в конце XIX - начале XX века заболевании, перенесенном художником. Сифилисом Густава наградила девица легкого поведения. Факт обыгран в художественной картине «Климт», премьера которой состоялась в 2006 году.


Сколько бы женщин не побывало в постели Густава, главной музой, так и оставшейся в статусе невесты, оказалась Эмилия Флёге, талантливый модельер и хозяйка модного дома. Ее он просил позвать, когда умирал. Их связь длилась 27 лет, но так и не увенчалась браком и потомством.

Ценители творчества Климта подметили, что мастеру нравились два типа женщин, которые он рисовал всю жизнь. Это пышные рыжеволосые красавицы (такова «Даная») и брюнетки с тонкими чертами лица и фигурами мальчиков («Адель Блох-Бауэр»).

Смерть

Знаменитого австрийского живописца не стало в феврале 1918 года. Причиной смерти 55-летнего Климта стала пневмония, оказавшаяся смертельной после перенесенного инсульта.

Местом упокоения художника стало венское Хитцингское кладбище. Густав Климт оставил незаконченными десятки начатых картин.


Российские ценители живописи ар-нуво в октябре 2017 года получили уникальную возможность познакомиться с творчеством Густава Климта. Выставка графических работ двух известных представителей модерна – Густава Климта и – состоялась в ГМИИ им. .

Произведения

  • 1899-1907 – «Философия»
  • 1899-1907 – «Медицина»
  • 1899-1907 – «Юриспруденция»
  • 1901-1902 – «Золотые рыбки»
  • 1903 – «Березовая роща»
  • 1903 – «Надежда»
  • 1904-1907 – «Водяные змеи»
  • 1905 – «Три возраста женщины»
  • 1905-1909 – «Дерево любви»
  • 1906 – «Адель Блох-Бауэр»
  • 1907–08 – «Поцелуй»
  • 1907-1908 – «Даная»
  • 1912 – «Яблоня I»
  • 1913 – «Невинность»
  • 1917 – «Адам и Ева»

Имя Густава Климта (Gustav Klimt, 1862-1918) ассоциируют с «Поцелуем», «Золотой Аделью» и прочими картинами «Золотого периода», редко вспоминая о графике. Оно и понятно. В ослепительной роскоши полотен простой графитный карандаш на упаковочной бумаге теряет значимость.

А ведь Густав Климт блестящий график, хоть у его рисунков и есть отпугивающая обывателей пикантная деталь. Они на девяносто процентов состоят из порнографии, а самого художника называют вуайеристом и приписывают ему расстройства сексуального характера. Актуальная тема современности, не так ли?

Поводом для статьи послужила проходящая в выставка графики художника и его последователя Эгона Шиле. В позднем творчестве Климта неподготовленный зритель увидит лишь женщину, которая получает оргазм, мастурбирует, демонстрирует гениталии, занимается сексом и блаженно спит после достижения оргазма. У эротики и порнографии есть скрытый смысл, понять который можно лишь глубже узнав личность художника. Хоть сам он призывал обратить внимание на свои работы для этого, есть, все же, и моменты, нуждающиеся в пояснении.

Густав Климт собирался стать учителем рисования, но стал художником мирового масштаба. Из-за консервативных настроений венского общества потребовалось немало времени, прежде чем он смог прийти к собственному стилю и творить независимо от венского Дома художников. Как ни странно, в окончательном становлении ему помогли очередной государственный заказ и бунтарский дух. Знаменитое трио факультетских картин, как и сам Климт, подверглись жесткой критике со стороны профессуры и общества в целом. Новые честные интерпретации классических аллегорий наук сильно ударили по морали застрявшего в идеалистических устоях социума.

«Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» стали первыми полотнами, в которых отчетливо выражен индивидуальный стиль Климта. Именно это событие послужило развитием югендстиля в Вене. Когда столкновение интересов дошло до предела, художник принял решение отныне никогда не брать государственных заказов, сильно ограничивающих творчество. Еще и выкупил картины у государства. В противовес Дому художников появился Венский Сецессион, а идея свободы в итоге стала главным мотивом всего творческого пути Климта. Даже в одежде он демонстрировал свое отношение к устаревшим устоям, нося свободную блузу в пол на голое тело. К слову, художник оказался еще и талантливым модельером и помогал Эмилии Флеге с разработкой паттернов для платьев.

С отказом от государственных заказов художник не остался без средств к существованию. Влиятельные люди Вены, в основном евреи, всячески поддерживали Климта и заказывали ему портреты своих жен и дочерей, восхищаясь подходом художника к искусству. Эти портреты лишены открытого эротизма, но взгляд женщин на них значит в сто крат больше, чем нагое тело. Он томен, властен и притягателен. Художник хорошо понимал природу женской сексуальности и материнских инстинктов. Отсюда появились множественные изображения беременной женщины, ее трех возрастов и сексуальные сцены.



В мастерской художника всегда находились натурщицы. Многие из них были проститутками, что объясняет раскованность и позирование в зарисовках половых актов. Модели болтали и отдыхали, готовые отреагировать на жест художника и немедленно начать позировать. Климт фиксировал в блокнотах и на отдельных листах едва уловимые жесты, части тела, позы. Под его карандашом плавные линии образовывали жизнь, складывались в единую композицию, достойную независимости от общего плана картины. В поиске идеала появлялось до ста набросков к одному лишь фрагменту. Детали художник прорабатывал до мелочей, виртуозно вращая предмет этюда в трехмерном пространстве листа. Свои рисунки Климт не считал самостоятельными работами, поскольку для него они были лишь средством достижения цели. В десятках тысяч графических рисунков он мастерски фиксировал мгновения жизни своих бесчисленных натурщиц. Сохранилось из этого множества лишь чуть больше четырех тысяч эскизов. Некоторые из них находятся в галереях мира, другие - в частных коллекциях.

Творчеству австрийца характерны аллегории и символизм. На примере «Данаи» лучше всего можно разобрать замысел автора, заодно отметив претерпевший изменения первоначальный этюд. Подготовительный эскиз намного более откровенный, нежели сам холст. Раскрепощенная поза гречанки в итоге заменена скромной.

И тем не менее, сюжет остался, изменилась лишь форма: Зевс золотым дождем проникает в лоно Данаи, совершая зачатие Персея. Очевидно, что золотой дождь – это семя Зевса, черный прямоугольник – символ мужского начала, а окружности на ткани - не что иное, как начальная форма эмбриона. В дальнейшем эти символы еще не раз встретятся на картинах, намекая на биологические процессы. На одеждах влюбленных «Поцелуя», вокруг золотой Адели, на платье «Надежды II» и во многих других работах художника.

В набросках разных годов прекрасно прослеживаются изменения стиля. С уходом от академизма зарисовка приобрела иной характер. Отныне внимание фокусируется на передаче положения фигуры на холсте, ее жестах и поведении. Со временем художник отказался от ломаных линий, которым отдавал предпочтение до 1900 года. В его эскизах появилась простота, не умаляющая точность передачи послания. Методом изображения стал абрис, а предметом художественной страсти – тело человека. Вместе с этим, примерно в 1904 году, Климт сменил привычный дуэт упаковочной бумаги и черного мелка на более мягкую японскую бумагу и графитный карандаш, порой прибегая к синему и красному.

Например, рисунок «Лежащая обнаженная» (1913) полностью выполнен красным цветом, на этюде к «Юдифь II» (1908) присутствует синий, на эскизе к портрету Фридерики Марии Беер (1915-1916) губы чуть видно окрашены алым. В остальном Климт редко изменял классическому графиту. Но за всеми техническими моментами стоит главное изменение – фокус окончательно смещается на женщину и зарождающуюся в ней жизнь.

В начале ХХ века развитие медицинских и биологических наук в Вене набирало обороты. Исследования человеческого мозга привели к ряду открытий, в том числе к заложенным в нем первобытным инстинктам. Интерес к человеческому телу у Климта появился после знакомства с трудами Дарвина, а к бессознательному он пришел от Рокитанского, Мейнерта и Фрейда. Меценат и поклонник творчества Климта Эмиль Цуккеркандль неофициально учил художника биологии, посвятил его в эмбриологию и даже приглашал на вскрытия. Светские встречи в салоне его жены, Берты Цуккеркандль, поощряли диалог между учеными и художниками. К модернистам довольно быстро пришло осознание важной роли бессознательного в поведении человека. В особенности диалог с наукой повлиял на творчество Климта. Приглядевшись, можно найти в цветных узорах на полотнах и орнаментах сходство с клетками, а в графике с 1904 года все больше сексуального контекста. Через образ матери и ребенка, темы смерти, зачатия и трех возрастов женщины художник призывал общество задуматься о таинствах природы, но среди своих современников снискал лишь непонимание и осуждение.

Подводя итоги, все же скажу несколько слов о самой выставке. Коллекция рисунков в Пушкинском скромна не только по количеству экспонатов, но и по их содержанию. Даже в первую очередь по содержанию. Очевидно, общество в нашей стране все еще не готово пересмотреть творчество Климта и возвести его в ранг искусства, а не порнографии. Есть предположение, что на нашем веку самые интересные к изучению рисунки так и будут путешествовать по всему миру, минуя нашу страну. Конечно же, все работы достойны внимания, но, на мой взгляд, обсуждаемая в статье тема более интересна многим поклонникам творчества австрийского художника.


Густав Климт - один из самых оригинальных художников Aвстрии конца XIX - начала XX века. Главными героями его картин, в основном, являются женщины, а в самих работах затрагиваются такие универсальные темы, как смерть, старость и любовь, переданные яркими цветами и гаммами золотого с плавными переходами, что придает индивидуальность его творчеству.

РАННИЕ ГОДЫ.

Густав Климт родился 14 июля 1862 года в предместье Вены - Баумгартен. Отец Густава, Эрнст Климт, художник-гравёр и ювелир. В семье Климт было семь детей - три мальчика и четыре девочки. Искусству живописи Густава начал обучать отец, а в 1876 году, блестяще сдав вступительные экзамены, Густав поступает в венское художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности, в котором он проучился до 1883 года по специализации архитектурная живопись. В этой же школе обучались и остальные братья Густава.


Portrait of Clara Klimt, 1883


Portrait of Helene Klimt, 1898


Portrait of Emilie Floge at the age of 17, 1891


Портрет девушки (1894) (14 х 9.6)
Вена, Музей Леопольда


Две девушки с олеандрами (1890-1892)_Wadsworth_Athenaeum_source_Sandstead_


Портрет Эмилии Флёге (ок.1892) (частная коллекция)

СЕЦЕССИОН.

"Мы хотим объявить войну стерильной рутине, неподвижному византинизму, всем видам плохого вкуса… Наш «Сецессион» не является борьбой современных художников со старыми мастерами, это борьба за успех художников, а не лавочников, которые называют себя художниками, но при этом их коммерческие интересы мешают процветанию искусства».
Эта декларация Германа Бара, драматурга и театрального критика, духовного отца сецессионистов, может служить девизом для основания в 1897 году «Венского Сецессиона», одним из основателей, президентом (до 1905 года) и духовным лидером которого был Климт.

Художники молодого поколения больше не хотели принимать опеку, которую им навязывал академизм; они требовали выставлять свои работы в месте, свободном от «рыночных сил». Они хотели покончить с культурной изоляцией Вены, пригласить в город художников из-за границы и сделать работы членов «Сецессиона» известными в других странах. Программа сецессионистов была значима не только в «эстетическом» контексте, но также как битва за «право на творчество», за искусство как таковое; это было основание для сражения между «великим искусством» и «второстепенными жанрами», между «искусством для богатых» и «искусством для бедных» - короче, между «Венерой» и «Нини».

«Венский Сецессион» сыграл важную роль в развитии и распространении стиля Модерн как силы, противодействующей официальному академизму и буржуазному консерватизму. Это восстание молодости в поиске освобождения от ограничений, наложенных на искусство социальным, политическим и эстетическим консерватизмом, могло развиться благодаря небывалому успеху и завершилось утопическим проектом: идеей преобразования общества посредством искусства.

Открытие в марте 1898 года выставочного здания «Венского Сецессиона» ожидалось с нетерпением. Здесь Климт представил композицию «Тезей и Минотавр», наполненную богатым символическим значением. Фиговый листок умышленно отсутствовал, и художник был вынужден успокоить стыдливость цензоров, изобразив дерево. Почти полностью обнаженный Тезей символизровал борьбу за новое в искусстве; он находится на освещенной стороне, в то время как Минотавр, пронзенный мечом Тезея и робко отступающий в тень, олицетворяет разбитую мощь. Афина, появившаяся из головы Зевса, наблюдает за сценой как воплощение духа, рожденного разумом, символизируя божественную мудрость.


Poster for the first exhibiton of the Secession in Austria (Theseus and Minotaur), 1898

Не существует искусства без покровительства, и меценаты для «Сецессиона» были найдены прежде всего среди еврейских семейств венской буржуазии: Карл Витгенштейн, сталелитейный магнат, Фриц Вэрндорфер, текстильный магнат, а также семьи Книпс и Ледерер, которые поддерживали именно искусство Модерна. Все они были среди тех, кто заказывал картины Климту, и он специализировался на портретах их жен.



Портрет Сони Книпс (1898) (141 х 141) (Вена, галерея Бельведер)

Портрет Сони Книпс был первым в этой «галерее жен». Семья Книпс была связана с металлургической промышленностью и банковским делом. Йозеф Хофман проектировал их дом, а Климт написал ряд картин, в том числе в 1898 году и портрет Сони в центре гостиной. В портрете объединены несколько стилей. Хорошо известно, что Климт преклонялся перед гиперболой Макарта, и поза Сони Книпс указывает на влияние творца портрета знаменитой актрисы Бургтеатра Шарлотты Вольтер в образе Мессалины, которое проявляется, например, в асимметричном положении фигуры и в акцентировании силуэта. С другой стороны, трактовка платья, вовсе нехарактерная для Климта, напоминает легкую клеть Уистлера. Гордое, сдержанное выражение, которое Климт придал этой даме из общества, является типичным для художника; с этих пор оно вновь и вновь появляется у его роковых женщин.


Portrait of Serena Lederer, 1899


Portrait of Rose von Rosthorn-Friedmann, 1900-01



Portrait of Marie Henneberg, 1901-02


Portrait of Hermine Gallia, 1904


Portrait of Margaret Stonborough-Wittgenstein, 1905



Portrait of Fritza Riedler,1906

Портреты дам из общества дали Климту материальную независимость. Таким образом, он не был обязан угождать общественным вкусам или следить за тем, как его старательно продуманные и блестяще выполненные работы втаптывают в грязь. Он полагал, что его картины можно будет выкупить за ту же сумму, за которую их приобрели.

Первые черты его неповторимого стиля проявились впервые в росписях большой лестницы венского Музея истории искусств, созданных в 1890-1891 годах.


Ancient Greece (The Girl from Tanagra) - Mural painting in the Kunsthistorisches Museum, Vienna, 1890


Mural painting in the Kunsthistorisches Museum, Vienna - Ancient Greece, 1890



Mural painting in the Kunsthistorisches Museum, Vienna - Egyptian Art, 1890


Mural painting in the Kunsthistorisches Museum, Vienna - Florentinian Renaissance, 1890


Mural painting in the Kunsthistorisches Museum, Vienna - Old Italian Art, 1890

В 1897 году Климт возглавил Сецессион – объединение художников, созданное в противовес официальному искусству.

В 1900 году он приступил к работе, предложенной Венским университетом, и представил роспись одного из плафонов – «Философия». Тогда-то и разразился скандал. На этом плафоне, а потом и на следующих – «Медицина» и «Юриспруденция» – художник нарушил все законы колорита и композиции, сочетая несочетаемое. На его панно человек предстает рабом своего естества, одержим болью, сексом и смертью. Такой Климт и шокировал, и очаровывал.

Он воспринимал Философию как синтез своих представлений о мире, и одновременно как поиск собственного стиля. В каталоге он объяснял: «Слева - группа фигур: Начало жизни, Зрелость и Увядание. Справа - шар, олицетворяющий тайну. Внизу появляется освещенная фигура: Знание».


Философия, 1899-1907. Уничтожена в 1945г

Мужчины и женщины плывут как в трансе, не контролируя выбранного направления. Это противоречило представлениям о науке и знании, господствовавшим среди ученых того времени, которые почувствовали себя смертельно оскорбленными. Работа была выполнена по заказу Венского Университета.

Однако почтенные венские профессора восстали против того, в чем они увидели атаку на традиции. Они предлагали художнику написать картину, которая могла бы выразить триумф света над тьмой. Вместо этого Климт представил им изображение «победы тьмы надо всем».

Находясь под впечатлением от трудов Шопенгауэра и Ницше и пытаясь найти свой собственный способ разгадать метафизическую загадку человеческого существования, художник перевернул их идею, чтобы выразить смятение современного человека. Он без колебаний нарушил табу на такие темы, как болезнь, физическое угасание, нищета - во всем их безобразии; до этого реальность обычно сублимировали, представляя наиболее выгодные ее аспекты.


Медицина (цветноя копии Богини Гигиеи, центральная фигура Медицины)
1900-07. 430х300
Университет Вены, фреска (уничтожена)

Аллегория Медицины, вторая из цикла композиций для Университета, вновь вызвала скандал.
Климта осудили за изображение беспомощности медицины и могущества болезни.

Тела, вырванные судьбой, несет вперед поток жизни, в котором, примирившись, все ее стадии, от рождения до смерти, переживают восторг или боль. Подобное видение граничит с принижением роли медицины; оно подчеркивает ее бессилие в сравнении с неотвратимыми силами Рока.


Густав Климт: 00644
Медицина, 1900-1907 Уничтожена в 1945г

Третья работа для Университета, Юриспруденция, была встречена так же враждебно; зрители были шокированы уродством и наготой, которую, как они полагали, увидели. Лишь один Франц фон Викхофф, профессор истории искусства Венского Университета, защищал Климта в легендарной лекции, озаглавленной «Что безобразно?». Однако скандал, спровоцированный Климтом, обсуждался даже в Парламенте. Художник был обвинен в «порнографии» и «чрезмерной извращенности».


Юриспруденция, 1903-1907 Уничтожена в 1945г

Вместо того чтобы, как ожидалось, изобразить победу света над тьмой, Климт отразил человеческое чувство неуверенности в окружающем мире.

Но скандал закончился тем, что художник, взяв денег взаймы, вернул университету аванс, а работы оставил себе. Заказов было так много, что это позволило ему быстро вернуть долг и в дальнейшем вообще не думать о деньгах.

Он объяснял венской журналистке Берте Цукеркандль: «Главные причины, по которым я решился просить вернуть мне картины, не вызваны раздражением на различные нападки… они могли возникнуть во мне самом. Все выпады критики почти не трогали меня в то время, и к тому же нельзя было отобрать счастье, которое я испытывал, работая над этими произведениями. В целом я очень нечувствителен к нападкам. Но я становлюсь гораздо чувствительнее, если понимаю, что кто-то, кто заказал мою работу, недоволен ею. Как в том случае, когда замазывают картины».

В конце концов, правительство согласилось на то, чтобы промышленник Август Ледерер выкупил Философию за часть первоначальной цены. В 1907 году Коломан Мозер приобрел Медицину и Юриспруденцию. Пытаясь спасти картины во время Второй мировой войны, их перевезли в замок Иммендорф на юге Австрии; 5 мая 1945 года замок и все, что в нем хранилось, были уничтожены в огне при отступлении войск СС.
Сегодня некоторое представление о работах, которые вызвали когда-то такое общественное возмущение, можно получить по черно-белым фотографиям и хорошей цветной копии Богини Гигиеи, центральной фигуры Медицины. Имеется еще и «красочный» комментарий Людвига Хевеши: «Пусть взгляд перейдет на две боковые картины, Философию и Медицину: волшебная симфония в зеленом, воодушевляющая увертюра в красном, чисто декоративная пьеса красок на обеих. В Юриспруденции господствуют черный и золотой, нереальные цвета; и одновременно приобретает значение линия, а форма становится монументальной».

Творчество Климта возникало в борьбе Эроса и Танатоса, отрицая основные законы буржуазного общества. В Философии он изобразил триумф тьмы над светом, в противоположность общепринятым представлениям. В Медицине разоблачил ее неспособность излечить болезнь. Наконец, в Юриспруденции он написал осужденного человека во власти трех Фурий: Истины, Правосудия и Закона. Они появляются как Эринии, окруженные змеями; в качестве наказания осьминог стискивает осужденного в своих смертельных объятиях. Своими изображениями сексуальных архетипов Климт хотел эпатировать чопорное общество и «обрушить столпы» морали.

От этой специально задуманной группы ничего не сохранилось, кроме некоторых вещественных доказательств: фотографий и копий с фрагментов исчезнувших шедевров. А еще горькое осознание бессилия художника, осмеянного цензурой. Климт никогда не был профессором Академии; но перед теми, кто издевался над ним, он держал зеркало «обнаженной истины» - Nuda Veritas.


Австрийская Национальная Библиотека в Вене
Nuda Veritas (Обнаженная истина).
1899

Картиной «Обнажённая истина» Климт продолжил вызов общественности. Обнажённая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло».
Эта истинная женщина, двухметрового роста, выразительная и провокационная в своей наготе, смущала и дразнила венскую публику.

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для 14-й выставки Сецессиона. Фриз представлял собой часть памятника композитору и содержал также монументальную раскрашенную скульптуту работы Макса Клингера. Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно на стене нестойкими материалами. После выставки фриз был сохранён, хотя и не выставлялся больше до 1986 года.


Beethoven Frieze, detal, Longing for Happiness 1, 1902
Густав Климт: Бетховенский фриз, Страдания человечества



Бетховенский фриз - Поиски счастья находят отражение в поэзии (1902) (216 х 1378) (Вена, галерея Бельведер)
Тоска по счастью \Хор ангелов рая\Этот поцелуй всему миру



Бетховенский фриз - Враждебные силы (полный вид) (1902) (Вена, галерея Бельведер)


Beethoven Frieze, detal, The Hostile Forces - Lust, Gluttony, 1902

Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье, и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками. Он был достаточно знаменит для того, чтобы получать много частных заказов, и имел возможности выбирать из них то, что было ему интересно. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры, и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам.

Климт очень мало писал о своем видении искусства или своих методах. Он не вёл дневника, и посылал Флёге открытки. В сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины».

ЗОЛОТОЙ ПЕРИОД.

Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от позолоты, использованной в многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907-1908).


Золотой рыцарь (1903) (100 х 100) (Япония, Галерея искусств Аити)

ФОРМУЛА ЛЮБВИ.

Картина «Поцелуй», наверное, самое целомудренное произведение Климта. Художник, многие полотна и рисунки которого заполняют обнаженные женские фигуры, изображенные в весьма смелых позах, и который не раз шокировал современников пряной чувственностью своих работ, написал любовную сцену, не только не обнажив, но старательно задрапировав героев.


Поцелуй
Galerie Belvedere, Vienna
1908, 180х180

Свой излюбленный прием – объемную моделировку открытых частей тела на плоском орнаментальном фоне – он доводит в «Поцелуе» до крайности: две головы, кисти мужских и женских рук, ступни женщины – вот все, что нам открыто и, несмотря на яркое богатство орнаментики, неустанно приковывает наш взгляд.

В своих композициях (исключая, конечно, портреты) Климт редко сосредоточивается на лице: для него важнее поза, жест. Так и в «Поцелуе»: стоящая на коленях женщина с самозабвенно откинутой к плечу головой и закрытыми глазами – олицетворение покорности и вместе с тем отрешенности, почти религиозного экстаза.

Мы не видим лица мужчины, но в решительном наклоне его головы, в трепете чутких пальцев, касающихся лица подруги, ощущается вся сила нарастающей страсти. Картина считается автобиографичной: большинство исследователей улавливает в лице женщины сходство с возлюбленной Климта Эмилией Флёге. Роман живописца с Эмилией Флёге, известной художницей-модельером, продолжался 27 лет и, несмотря на многочисленные увлечения любвеобильного Климта, стал главным в его жизни.

Конечно, было бы слишком прямолинейным отождествлять мужскую фигуру с автором картины, но, несомненно, глубоко личное переживание художника питает эту работу. Женское начало представлено в «Поцелуе» мягким и жертвенным, что для Климта необычно.

Обе фигуры скрыты декоративными одеждами, украшенными спиралями, овалами, кругами и другими геометрическими фигурами, так что не сразу различишь скрытые под ними фигуры. Эта же манера свойственна и для портретов реальных женщин. Их много, женщин Климта. Очаровательные лица, прически, руки, украшения, но платья и фон, как в волшебном калейдоскопе, превращаются в неповторимую сказочную декорацию. Именно так он видел человека, его красоту, слабости, страхи и страсти. А где этого не было, оставалась природа.

«Поцелуй» можно назвать «формулой любви»: многие веками хранящиеся в памяти человечества метафоры нашли в этой картине простое и точное пластическое выражение: золотое сияние счастья, цветущая земля, ставшая для влюбленных раем, Вселенная, в которой нет никого и ничего, кроме этих двоих, мгновенье длинною в вечность… Своим целомудрием и искренностью картина сразу же завоевала сердца взыскательной венской публики.

Ею были покорены и те, кто прежде упрекал Климта в «болезненном эротизме» и «манерности». Судьба «Поцелуя» сложилась счастливо: на выставке 1908 года картину ждал триумф. Экспозиция еще не закрылась, а она уже была куплена Современной галереей (впоследствии Австрийская галерея Бельведер), и с тех пор мы не перестаем восхищаться ей.


Портрет Эмилии Флёге (1902) (181 х 84) Вена, Музей истории искусств

Эмилия Флёге была большой любовью Климта и его спутницей до конца дней. Она управляла домом моды, а он придумывал для нее эскизы тканей и платьев. Его узоры выглядят так, как если бы они были вырезаны из орнаментов его картин.



Portrait of Adele Bloch-Bauer, 1907

Портрет Адели Блох-Бауэра I , написанный Густавом Климт в 1907 году.
Картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза».В 2006 году американский предприниматель и президент Нью-Йоркского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма Рональд Лаудер (Ronald S. Lauder) приобрел ее за 135,000,000 долларов США


Portrait of Adele Bloch-Bauer, Detail with an Art Nouveau frame of the artist Patrick Hagen
Портрет Адели Блох-Бауэр, деталь с стиле модерн рамки художника Patrick Hagen

Образы сильных женщин-властительниц («Афина Паллада»,1898, «Нагая истина»,1899) и роковых красавиц, подавляющих и губящих мужчину («Юдифь I»,1901, «Саломея» или «Юдифь II»,1909), гораздо чаще встречаются в его произведениях. В «Поцелуе» мужское и женское начала не воюют, но примиряются, сливаясь воедино
Одной из популярнейших идей fin de siecle (конца века) было господство женщины над мужчиной. Тема «борьбы полов» охватила салоны; художники и интеллектуалы тоже участвовали в дискуссии.


Афина-Паллада (1898) (75 х 75)
Вена, Музей истории искусств

Афина Паллада была первым образом в его галерее «суперженщин»: со своими доспехами и оружием Афина уверена в победе, она подчиняет мужчину, а возможно, и весь мужской пол. Некоторые элементы, появляющиеся на этой картине, будут основополагающими и в дальнейшем творчестве Климта: например, использование золота и трансформация тела в орнамент, а орнамента - в тело. Климт продолжал работать с внешней формой, в отличие от более молодого поколения экспрессионитов, искавших немедленного проникновения в душу. Визуальный язык Климта брал и мужские, и женские символы из мира фрейдистских сновидений. Чувственный, эротизированный орнамент отражает одну из сторон представлений Климта о мире.


Юдифь 1 (1901) (84 х 42)
Вена, галерея Бельведер


Юдифь 1 (1901) (84 х 42) (Вена, галерея Бельведер)_фрагмент


Юдифь 2 (1909) (Венеция, Галерея современного исткусства)

Юдифь I и, через восемь лет, Юдифь II являются следующими воплощениями архетипа роковой женщины Климта. Его Юдифь - не библейская героиня, а скорее жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение. Согласно публикациям Берты Цукеркандль, Климт создавал тип женщины-вамп еще задолго до того, как олицетворявшие его Грета Гарбо и Марлен Дитрих появились на киноэкране. Гордая и свободная, но в то же время загадочная и чарующая, роковая женщина оценивает себя выше, чем мужчину-зрителя.


Надежда 1 (1903)
Оттава, Нац.музей



Надежда II, 1907-08



Три возраста женщины (1905) (Нац.галерея совр.искусства)


Древо жизни (Stoclet Frieze)
MAK, Austrian Museum of Applied Arts, Vienna
1905-09



Ожидание / Древо жизни / Свершение
MAK - Austrian Museum of Applied Arts, Vienna
1905-09


Stoclet Frieze - The Embrace, 1909



Девственница (1912-1913)
Прага, Нац. музей



Портрет Евгении Примавеси (ок.1912) (149.9 x 110.5) (Нью-Йорк, Музей Метрополитен)

Большинство картин Гюстава Климта похожи на затейливую мозаику или коллаж… как будто художник высыпал на стол цветные бумажки, ленточки, лоскутки, обломки старых ваз, вязаные кружочки и квадратики, и начал перемешивать…. но гениальной рукой… И внезапно остановился.. фрагменты мозаики замерли как-то состыковавшись друг с другом… и из них вдруг вырисовалась какая-нибудь красивая женщина…
Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности - это самопоглощенное вожделение.



Подруги (1916-1917) (99 х 99) (картина была в Нац. музее Праги, погибла при пожаре в 1945 году)


Густав Климт: Любовь


Золотая рыбка (1901-1902)
(Вена, частная коллекция)

Климт не позволял себе пугаться резкой критики и продолжал идти своим путем. Единственным его ответом воинствующей оппозиции была картина, которая сначала называлась Моим критикам, а после выставки - Золотые рыбки. Общественный гнев достиг апогея: прекрасная шаловливая нимфа на переднем плане выставила на всеобщее обозрение свой зад! Морские фигуры манят зрителя в мир сексуальных фантазий и ассоциаций, сравнимых с миром символов Фрейда. Этот мир уже был мельком увиден в Течении и Нимфах (Серебряные рыбки) и снова будет открыт несколько лет спустя в картинах Водяные змеи I и Водяные змеи II . Модерн любил изображать подводное царство, где темные и светлые водоросли растут на венериных моллюсках или нежное тропическое коралловое тело мерцает в центре двустворчатой раковины. Значение символов возвращает нас к их несомненному прототипу - женщине. В этих подводных мечтах водоросли становятся волосами, растущими на голове и лобке. Они следуют течению в волнообразном движении, столь характерном для Модерна. С томным сопротивлением они уступают объятиям морской стихии, подобно тому как Даная открыта для Зевса, проникающего в нее в виде золотого дождя.



Густав Климт: 1895 Music I



Schubert at the Piano, 1899
Густав Климт: Шуберт за пианино

Картина с Шубертом показывает композитора дома, в окружении музыки, которая яляется наивысшей эстетической точкой безопасности и правильного образа жизни. Сцена освещена теплым светом канделябров, который смягчает очертания фигур, так, что они растворяются в праздничной гармонии… Климт использует технику импрессионистов для того, чтобы поместить свою историческую реконструкцию в атмосферу ностальгического воспоминания. Он представляет нам милую мечту, яркую, но бестелесную - мечту о невинном, доставляющем удовольствие искусстве на службе у беззаботного общества.

Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австрийская империя - 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

Детство и образование

Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей - троих мальчиков и четырёх девочек. Отец Климта был выходцем из Богемии и гравёром по золоту, мать, Анна Климт, урождённая Финстер, пыталась, но не смогла стать музыкантом. Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками.

Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года - в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст. Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования. С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа - «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Он стал также почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х годов художник встретил Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней.

Венский сецессион

Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная ), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.

С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. По стилю пейзажи Климта похожи на его изображения фигур, они содержат те же элементы дизайна. Пейзажи Аттерзее настолько удачно вложены в плоскость полотна, что иногда предполагают, что Климт рассматривал их в телескоп.

В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета на Рингштрассе. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги - политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрёл меценат Август Ледерер. В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Все, что сегодня имеется, - это разрозненные предварительные наброски, черно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Её сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченные произведения искусства.

Картиной «Обнажённая истина » (1899) Климт продолжил вызов общественности. Обнажённая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло».

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для 14-й выставки Сецессиона. Фриз представлял собой часть памятника композитору и содержал также монументальную раскрашенную скульптуру работы Макса Клингера. Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно на стене нестойкими материалами. После выставки фриз был сохранён, хотя и не выставлялся больше до 1986 года.

«Золотой период»

«Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины » (1898) и «Юдифи » (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй » (1907-1908). Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво. В 1904 году он с группой художников получил заказ на отделку дворца Стокле, принадлежащего бельгийскому промышленнику и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво. Климту принадлежат детали украшений столовой, которые он сам относил к своим лучшим декоративным произведениям. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха.

Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье, и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками. Он был достаточно знаменит для того, чтобы получать много частных заказов, и имел возможности выбирать из них то, что было ему интересно. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры, и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам. Как правило, его модели соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях; многие из них были проститутками.

Климт очень мало писал о своем ви́дении искусства или своих методах. Он не вёл дневника, и посылал Флёге открытки. В сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины.».

Личная жизнь

Густав Климт никогда не был женат, но у него были многочисленные романы. Ему приписывают от трех до сорока внебрачных детей. Так, например, австрийский кинорежиссёр и кинооператор Густав Учицки утверждал, что он был сыном Климта.

В его наиболее длительных и близких отношениях с женщиной секс, возможно, вообще отсутствовал по мнению биографов.

Климт познакомился с Эмилией Флёге в начале 1890-х, когда её сестра Хелен вышла замуж за Эрнста, брата художника. После смерти Эрнста Хелен вернулась в родительский дом вместе с дочкой, опекуном которой был назначен Густав.

В 1904 году три сестры Флёге основали дом моды и стали ведущими венскими кутюрье. Адаптируя парижские моды к местным вкусам и создавая собственные модели, сёстры одевали самых элегантных и богатых женщин Австрии. Климт внес свой вклад в модели Флёге и помог декорировать зал для демонстраций.

Постепенно Эмилия и Густав стали неразлучны - по крайней мере, в делах. Многие биографы и эксперты сомневаются в том, что у них был роман. Эмилия гордилась своей современностью, в личной жизни никто ей был не указ, и Климт, вероятно, относился к ней как к равной ему личности.

Они были настолько близки, что последними словами сражённого инсультом Климта были: «Пошлите за Эмилией».

Последние годы

В 1911 году картина Климта «Жизнь и смерть » получила приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году умерла его мать.

6 февраля 1918 Густав Климт умер в Вене от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене. Множество картин остались незаконченными.

Стиль и критика

В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано.

Так например, в «Поцелуе», самой прославленной работе художника, мужчина склонился над женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается губами к её щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом, кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото, стоят на коленях средь цветов.

Многие современные критики, особенно искусствоведы-феминистки, критикуют манеру Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания; они отмечают, что мужчина в «Поцелуе» доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры.

С 1910 года Климт начал отходить от перегруженного декоративностью стиля. На втором портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912 году, экстравагантного золота уже нет; теперь Климту важнее цвет: облаченная в белое Адель изображена на фоне синих, зеленых и розовых цветовых пятен. Но Климту не хватило времени выработать новый стиль - разразилась Первая мировая война, а 6 февраля 1918 года он умер.

Память

В 2006 году состоялась премьера фильма «Климт» о жизни художника, режиссёр Рауль Руис, в главной роли Джон Малкович. Фильм получил приз Федерации киноклубов России как лучший фильм основной конкурсной программы XXVIII Московского международного кинофестиваля.

В 2009 году в Австрии состоялась премьера мюзикла «Густав Климт», в котором роль Климта исполнил Андре Бауер, а Эмилию Флёге сыграла Сабине Найберш. 1 сентября по 7 октября 2012 года состоялась венская премьера мюзикла.

Образ Климта представлен также в фильмах «Малер на кушетке» и«Невеста ветра».

«Женщина в золотом»- фильм 2015 года. История Марии Альтманн, которая пытается добиться справедливости - вернуть ценности, отобранные у её семьи нацистами несколько десятилетий назад. Среди культурного достояния женщины известная картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», которую иногда называют «Золотая Адель».

Прочие сведения

  • Сто тридцать пять миллионов долларов США заплатили на аукционе в 2006 году за «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году.
  • В открывающей и закрывающей композиции аниме - сериала Мамору Канбэ «Эльфийская песнь» главные герои сериала предстают перед зрителем в стилизованном виде картин Густава Климта «Поцелуй», «Объятия», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Водяные змеи I», «Водяные змеи II», «Даная».

Галерея

Климт в голубоватой дымке , Эгон Шиле, 1913

Поцелуй 1907–08, масло, холст, Галерея Бельведер, Вена

Адель Блох-Бауэр I , проданная за рекордные 135 млн. долларов в 2006, Neue Galerie, Нью-Йорк

Адель Блох-Бауэр II, 1912, собственность Марии Альтманн, Лос-Анджелес

Чао, Адель . Вена, февраль 2006

Юдифь и голова Олоферна , 1901. Австрийская галерея, Вена

Юдифь II. 1901. Галерея современного искусства, Венеция

Афина Паллада. 1898. Исторический музей Вены, Вена

Секция фриза Бетховена, Дом сецессиона, Вена

Золотые рыбки. 1901-1902. Частная коллекция, Швейцария

Надежда I. 1903. Национальная галерея Канады, Оттава

Надежда II (1907-08), Галерея современного искусства, Нью-Йорк

Водяные змеи I (1904-1907)

Водяные змеи II (1904-1907)

Три возраста женщины. 1905. Национальная галерея современного искусства. Рим

Даная. 1907-1908. Музей Леопольда. Вена

Невинность, 1913. Национальная галерея. Прага

Одним из самых известных живописцев прошлого является Густав Климт, картины которого пользуются огромным спросом сегодня. К сожалению, его работ не так уж и много, и все они давно нашли свое место в лучших коллекциях мира. Но когда случается чудо, и на аукционы выставляются его полотна, то стоимость их баснословна.

начало начал

Человек, чье имя сегодня знакомо каждому интеллигенту, родился возле австрийской столицы, в городке Баумгартен. Густав, который появился на свет 14 июля 1862 года, был вторым по счету ребенком. Его отец был художником-гравером и ювелиром, поэтому всем своим многочисленным детям дал первые уроки мастерства. Семья жила бедно, но в четырнадцатилетнем возрасте юное дарование поступает в художественно-ремесленное училище. Там Густав Климт, картины которого поражают всех без исключения, учился у таких светил, как Фердинанд Лауфбергер и Юлиус Виктор Бергер. Через несколько лет в то же заведение поступил и младший брат художника - Эрнст. Вместе они писали портреты знатных горожан по фотографиям и продавали по шесть гульденов. Такой был их первый самостоятельный заработок.

Первые шаги в искусстве

В 1879 году художник Густав Климт, его брат и Франц фон Мач оформляют двор венского музея истории искусств, после чего они получают свой первый серьезный заказ. С дворца Stureny («Четыре аллегории») и купальней в Карлсбаде вырисовывается особенный стиль, который будет отличать картины Густава Климта от произведений других живописцев. Поэтому трио художников прекращает совместную работу, и они отправляются каждый в собственное плаванье по жизни.

Поиск собственного стиля

Художник Климт практически сразу же получил признание требовательной публики. С рук императора Франца Иосифа он получает Золотой Крест за услуги в искусстве после завершения работ в Бургтеатре. Посему мастер отправляете в путешествие по Старому Свету, во время которого посещает Мюнхен и Венецию. Эта поездка подарила ему массу впечатлений и вдохновенье для дальнейшей работы.

Закончив роспись парадной лестницы столичного музея истории искусств, Густав отходит от академической манеры рисования. Его особенная манера исполнения уже обрела свой законченный вид. В последующие годы художник Густав Климт, картины которого мечтает иметь у себя любой коллекционер, становится членом «Союза изобразительных искусств». Но в 1892 году его ждут тяжелые потери: сперва умирает отец, а потом брат Эрнст. В 1894 году Климт вместе с давним партнером Францем Матчем декорируют Венский Университет, перед тем Густав работал над залами венгерского замка Эстерхази.

Признание при жизни

Работа над интерьерами помещений, в частности исполнение аллегорических изображений, трех факультетов «Философия», «Юриспруденция» и «Медицина» подтолкнули художника к рисованию полотен. Он основывает в Вене «Сецессион» и становится его президентом, пишет свои первые пейзажи, увлекается экспрессионизмом. Картины Густава Климта того периода отличаются любовью к мозаике, орнаментальным изображением форм. Это отличительная черта работ мастера и в дальнейшем.

Густав Климт, картины которого были отмечены золотой медалью на всемирной выставке в Париже (полотно «Философия»), создает Бетховенские фрески. Эта его работа, выполненная в 1902 году, живо обсуждалась публикой, ею восхищался Роден. Мастер отправляется в путешествие по Италии, становится востребованным, к нему прислушиваются. В 1908 году художник организовал собственную выставку, где представил шестнадцать картин. Две из них тут же были приобретены авторитетными заведениями - Галереей современного искусства в Риме и Австрийской государственной галереей.

В Париже, который Климт посетил в 1909 году, он знакомится с творчеством Тулуза Лотрека, Ван Гога, Гогена, Матисса, Мунка, Боннарта. Через год принимает участие в девятой по счету пишет картину «Смерть и жизнь», которая была высоко оценена на всемирной выставке 1911 года в Риме. После нее художник вновь отправляется в путешествие по Европе.

Последние годы жизни великого живописца

Несмотря на любовь публики, работы Густава Климта подвергались критике экспрессионистами. После смерти матери в 1915 году художник все чаще выбирает темные цвета палитры. Он и дальше принимает участие в самых престижных выставках мира, становится почетным членом Академии искусств Мюнхена и Вены, пишет шедевральные картины. Умирает художник от сердечного удара 6 февраля 1918 года, оставив большое количество незаконченных работ. После него уходят из жизни и другие великие живописцы того времени.

«Поцелуй» Густава Климта - самая известная картина художника

Эта работа по праву считается одной из самых лучших среди наследия мастера. Создана она была в 1907 году и сразу же после представления была куплена правительством Австро-Венгрии. Эмоциональный, ослепительно яркий «Поцелуй» Густава Климта признан наиболее выразительным образом в истории живописи двадцатого века. Что же в ней особенного?

На полотне встречаются разнотипные узоры: россыпи пестрых цветов, разбегающиеся завитки, шахматный мотив из черных, белых и зеленых прямоугольников, ленточные арабески, скручивающиеся спирали. Абстракция из фрагментов натуралистически трактованных фигур, причудливых орнаментов смотрится просто роскошно на золотистом фоне. Пара, которая изображена по центру, обнялась и слилась в страстном поцелуе. Мозаичные одежды влюбленных только усиливают эффект накала страстей, созданный мастером с помощью декоративных деталей и их глубокого контраста с натуралистическими элементами. Очень реалистически написаны лицо девушки, руки и ноги. Но части тела окружены, а местами и полностью покрыты, плоскостями с абстрактным мотивом, который соответствует цветам на земле и фактуре ткани.

Картина имеет любимый формат художника - квадратный. Густав игнорирует горизонт и глубину пространства, отодвигает на задний фон реальность и текущее время. Таким образом, поцелуй влюбленного юноши и девушки приобретает вселенский масштаб.

Символизм «Поцелуя»

Густав Климт, картины которого всегда имеют смысловую нагрузку, и в «Поцелуе» использовал символизм. Так, на первый взгляд прямоугольники, изображенные на одежде мужчины, имеют только декоративное значение. Но это фаллические символы, которые олицетворяют мужское начало. Они сливаются воедино с женским началом, зашифрованным в мотиве на одеянии женщины. Это спирали, круги и овалы, которые можно считать художественными знаками женских гениталий. Этот союз гармоничен и энергичен, порождает жизнь и продолжает ее.

Полотно «Поцелуй» - совершенно необыкновенное и эпатажное. Как и все предыдущие работы, оно имело своих поклонников и яростных противников. Но все равно именно оно обозначает высшую точку так называемого золотого периода творчества художника. Картина стала эмблемой венского Сецессиона, заворожив золотым сиянием, притушенным эротизмом (ведь открытыми взору предстали лишь руки, ступни и лица персонажей), очевидной целомудренностью.

Cherchez la femme, или Ищите женщину

Любимым мотивом Густава Климта были женщины и их тело. Он любил рисовать сцены из мифологии, библейских персонажей, олимпийских богинь, нимф и обыкновенных девушек, которые становились неземными. Окруженные золотым светом (многие работы гения имели именно такой шикарный фон), они казались идеалом красоты, красивыми и соблазнительными одновременно. Как истинный художник он боготворил прекрасный пол, его божественный трепет, чувственность, мистичность и женственность.

На своих полотнах он рисовал обнаженных женщин и лишь потом наряжал их тела в сказочные драгоценные одежды. Таинственное мерцание драгоценных камней, струящиеся волосы, свечение шелковистой кожи и тончайшая паутинка платья создавали соблазн, прикрывая полунагое тело.

Роковые дамы гения

Художник рубежа веков впитал в себя все противоречивые мнения той эпохи. Он искал идеальную и современную ему женщину и изображал на своих картинах. Он рисовал не только реальных людей, какой, например, была Соня Книпс, чей портрет одновременно выражает легкость, невинность, тревожность и задумчивость. Каждая изображенная Густавом дама - роковая. В картине «Любовь» лицо героини замерло в сладком экстазе, но на заднем фоне сгущаются тени. Ведь юношу и девушку ожидают потом старость и смерть. Ярким примером таких красавиц являются следующие картины: «Русалка», «Золотая рыбка», оба варианта «Юдифи», «Водяные змеи». Глубокой философией наполнена и работа «Три возраста женщины», на которой изображены маленькая девочка, женщина в расцвете сил и красоты, а также старуха.

Интересно то, что мастер женатым не был, хотя и имел многочисленные романы. Наверное, он так и не нашел своего идеала…