Проект на тему: Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее". Школьный театр

Появление школьного театра на Руси в 17 веке связано с развитием школьного дела. Ученые, монахи, преподававшие в духовных школах, в частности из Киево-Могилянской Академии, где школьная драматургия и театр достигли высокого уровня развития, прекрасно понимали их воспитательное значение.Школьный театр в России17 века формировался как театр социально - политической ориентации и поэтому несет на себе отпечатки придворной эстетики.

Поскольку католический прозелитизм шел главным образом из Польши, близко расположенной к Украине, то естественно, что духовные школы на юге начали распространяться раньше, чем на севере. Особенно благоприятные условия для развития школьного театра создались в 30-х годах 17 в.- после реорганизации Киевской духовной академии митрополитом Петром Могилой. И Москве же школьный театр появился только в конце 17в.- в стенах основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Затем, в связи с расширением сети духовных школ, школьные театры стали возникать и в других городах.

При постановке школьных пьес драматурги следовали специальным руководствам, из которых они черпали знания о сценической игре, режиссуре и оформлении спектаклей. Согласно законам школьного театра мизансцены строились таким образом, чтобы актеры всегда находились лицом к зрителям, а главное действующее лицо обязательно должно было стоять посредине сцены, а второстепенные - по бокам от него.

В общем наши школьные драмы были подобны своему прототипу. Они также отличались абстрактным характером и дидактизмом. Сюжеты для них заимствовались из Библии и Житий святых. Писались и исполнялись они, за исключением интермедий, на латинском языке.

Поведение актера на сцене определялось правилами "изящной игры" , следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой ; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова , изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый "сценический крест" (стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении "душевных ощущений" у зрителей.

Возможности духовного воздействия школьного театра в 16 веке использовались в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами - с лютеранством и православием.

Украинские ученые-монахи, сопротивляясь римско-католическому влиянию, использовали средства своих противников-иезуитов, в том числе и школьный театр, который пришел на Украину из Польши. Однако, в отличие от пышных спектаклей иезуитов, тяготевших к произведениям эпохи Возрождения, украинский школьный театр в значительной степени сохранял приверженность к условным приемам средневековой драмы, ее жанрам - "мистерии" и "моралите" . В схоластической, оторванной от жизни, основанной на церковных догмах драме действовала в основном не люди, а аллегорические персонажи: Добро, Зло, Надежда, Зависть и т. д. По форме это были "декламации" - монологи персонажей в сопровождении хора , исполнявшиеся в праздничные дни.


Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого "начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы". В сборнике его произведений "Рифмологион" (1679) были напечатаны две пьесы: О Навуходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных" и "Комидия притчи о блудном сыне".

Пьеса "О Навуходоносоре..." была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и "Пещное действо", которое к этому времени было запрещено. В "Предисловие" (прологе) к пьесе "О Навуходоносоре...", обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и "смирение", соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и "гордости" царя Навуходоносора, возомнившего себя превыше "всех богов". После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать "утеху сердцам" царя и верным ему князьям и боярам.

ПЬЕСА О ЦАРЕ НАВУХОДОНОСОРЕ

… Имена юношей те же, что и в библейском рас­

сказе: Седрах, Мисах и Авдена го. Гневная речь к ним Навуходоносора

заканчивается словами: «Кто бог есть могущ вас мук свободити, от рук

всесильных наших исхитити?». Это не что иное, как перефразировка

библейского текста: «и тогда какой бог избавит вас от руки моей?».

Диалог юношей с царем в пьесе Полоцкого очень краток, каждый из

них говорит только один р а з, реплики их коротки и слова первого (С е д-

раха) точно воспроизводят 16-й и 17-й стихи 3-й главы книги пророка

Даниила. Отроков тут же бросают в печь. Речи воинов при этом несколько

напоминают речи «халдеев» из «Пещного действа», произносимые при

том же моменте представления. Действие быстро идет к р а з в я з к е: огонь,

пощадивший отроков, опаляет слуг ц а р я, Навуходоносор и его сановники

поражены этим чудом, царь раскаивается в своем поступке, призывает

юношей выйти из печи и приказывает чтить бога евреев. Юношей он при-

глашает в свои палаты. Ремарка поясняет: «И отыдут за завесы. По сих

епилог». Пьеса заканчивалась «игранием», т. е. музыкой.

В пьесе Полоцкого Навуходоносор не несет на к а з ания за свое з лодея­

ние, он раскаивается, и действие заканчивается общим примирением, но

все же царь, возомнивший себя богом, получает суровый урок: он ок а з а л ся

бессильным перед иной высшей силой и должен был признать эту силу и

покориться ей. Юноши Полоцкого не христианские мученики, как у Кос-

сена, а еврейские отроки - верные слуги и поклонники Иеговы.

Т о, что пьеса Полоцкого одноактная, не портит ее; наоборот, она даже

выигрывает бл а годаря своей компактности и краткости. В библейском

рассказе большую роль играет музыка. Полоцкий сохраняет эту красочную

деталь: в его пьесе Навуходоносор слушает «ликовствования мусикий» в то

время, когда по его прик а зу отливают из золота изображение его особы,

Музыкой, как и в Библии, подается зна к, что настало время поклоняться

«телу златому».

Ник а ких упоминаний и сведений о постановке пьесы не сохранилось,

в то же время эта постановка должна была быть очень яркой и красочной:

обилие музыки, драматический эффект с пьілающй печью и чудесным спа­

сением юношей - все это вместе с легко воспринимающимся стихотвор­

ным текстом должно было увлекать зрителей и сильно действовать на их

воображение.

Х отя в прологе добродетели царя Ал е к с ея Михайловича противопо­

О школьном театре

Как рождается спектакль? Наверное, в муках, потому что работа над каждым спектаклем требует от всех его участников самоотречения, огромного терпения, сил, времени, наконец. И в то же время – это необыкновенно счастливые мгновения, часы, дни, недели, месяцы, ибо наполнены созиданием, творчеством, а что может быть прекраснее творчества? Совместного творчества коллектива талантливых ребят, учеников нашей школы…

Руководитель театрального коллектива, его мозг и душа – Ирина Андреевна Рябцева, человек редкого обаяния и таланта, прекрасная актриса и режиссер, выпускница Театрального училища имени М.Щепкина, актриса Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя.

Школьный театр существует уже почти 10 лет, его основной состав – десятиклассники в этом учебном году. А когда-то очень юные, очень милые и очень робкие мальчишки и девчонки делали свои первые шаги по школьной сцене, создавали под чутким руководством режиссера тетра Ирины Андреевны свои первые, незабываемые образы.

Идут годы…В репертуаре школьного театра – чудесные детские сказки, проникновенные, волнующие спектакли, посвященные великому празднику – Дню Победы, яркие, искрометные, по оценкам строгих критиков «аутентичные» спектакли на английском языке. Спектаклей на английском языке уже 6, а точнее 7, начиная счет с небольшой очаровательной инсценировки по произведениям Самуила Маршака. Но какой же огромный труд это был для второклашек! Завершает ряд классика театральной сцены, знаменитая «Мышеловка» по пьесе «королевы детектива» Агаты Кристи.

Как Ирине Андреевне удается подобрать пьесу, именно одну из тысяч других, персонажи которой гениально «ложатся» на характеры, личности наших актеров?! Причина, вероятно, — в таланте, любви к детям, своему делу.

За годы существования театра сложилась команда единомышленников, увлеченных и преданных делу. И в этом тоже причина успеха каждой без преувеличения премьеры! Невозможно представить спектакль без танцев, которые благодаря хореографу школы Марии Дмитриевне Сорокиной органично становятся неотъемлемой частью театральной постановки.

Не быть спектаклю ярким и красочным без тщательно продуманного интерьера, костюмов актеров, музыки… Огромная заслуга в этом принадлежит Анастасии Владимировне Марсий, одной из мам наших талантливых юных актеров. Она — автор множества великолепных идей, которая провела бесконечное множество часов на репетициях!

Частью театрального коллектива стала учитель английского языка Вероника Николаевна Шарапова, которая, зная ребят с первого класса, вместе с Ириной Андреевной развивает в них умение думать и чувствовать на английском языке, создавать актерские образы, максимально приближаясь к первоисточнику. Эти пьесы погружают зрителей в разные эпохи и разные обстоятельства, но они всегда потрясающе интересны! Это и пьеса по мотивам новеллы Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», пьеса по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик», «Сокровище острова Пеликан» Дж.Б. Пристли, пьеса Рея Куни «Смешные деньги» и, наконец, знаменитая «Мышеловка» Агаты Кристи. И следует отметить – многочасовая работа над текстом дает свои результаты – прекрасные коммуникативные умения ребят – визитная карточка коллектива школьного театра!

А еще так важен командный дух, умение поддержать друг друга, пошутить, когда подступает усталость! Невозможно представить наши репетиции без Надежды Борисовны Кабановой, мамы одной из наших актрис, без ее самых вкусных на свете пирожков!

Говоря об успехе театра, необходимо отметить, что он был бы невозможен без постоянной, многогранной поддержки и помощи со стороны администрации школы – Ирины Петровны Гурьянкиной и Анфисы Лаврентьевны Лесиной. Благодаря им любые самые незначительные и самые сложные проблемы решаются быстро и незаметно!

А теперь о самом главном… Так хотелось бы, чтобы жизнь школьного театра никогда не заканчивалась! Станут выпускниками наши любимые актеры… Придут им на смену новые талантливые ребята, которые так же искренне и самозабвенно будут любить театр и дарить свой талант зрителям!

2018-05-24 12:35:47








Mousetrap (Мышеловка), 2018

Пионер — всем ребятам пример (2017)

2014 год

Кентервильское привидение (на русском языке)

The Canterville Ghost by Oscar Wilde in English

Поющий поросенок (часть 1)

Поющий поросенок (часть 2)

Поющий поросенок (часть 3)

12 декабря 2012 года театральная студия школы «Сосны» показала спектакль «Щелкунчик» («Nutcracker») на английском языке. В спектакле участвовали ученики 5Б класса Шутова Надя, Кабанова Нина, Ракова Арина, Тимошина Катя, Абуаль Исса, Королев Даниил, Макеев Савва, Рамазанов Амин, Фиданян Денис, а также ученик 3Б класса Билокоз Демьян. Режиссер-постановщик спектакля — руководитель театральной студии Рябцева Ирина Андреевна. Консультантами-экспертами по английскому языку выступили учителя школы Шарапова Вероника Николаевна и Дергаева Лариса Магомедовна. Афиша-буклет спектакля, а также фото- и видеоматериалы размещены на нашем сайте www.сайт.

Спектакль «Муми-тролль и Шляпа Волшебника» театральной студии школы «Сосны», состоялся 16 декабря 2011 г. Художественный руководитель Рябцева И.А., артисты — ученики 4б класса.

Перчатки (2010)

Школьному театру принадлежала заметная историческая роль в культурной жизни многих европейских стран. Возникнув в XII веке в гуманистических школах, он первоначально имел лишь учебно-воспитательное назначение. В XVI веке Лютер использо­вал школьный театр в качестве орудия борьбы с католичеством. Иезуиты в ответ на это обратили театр против лютеранства, а при своей экспансии на Восток - и против православия. Православ­ная церковь в свою очередь использовала школьный театр для борьбы против католицизма. С конца XVI века школьный театр получил широкое распространение на Украине и в Белоруссии. Позже украинское духовенство принесло его в Великороссию - сперва в Москву, а затем и в другие русские города.

Появление школьного театра на Руси было связано с развити­ем школьного дела в целом. Русская церковь в XVII веке нужда­лась в духовенстве, которое было бы в состоянии идеологически противостоять экспансии католической церкви, особенно иезуитам. Кроме того, в духовных школах в XVIII веке до учреждения свет­ских учебных заведений обучались дети дворян. В связи с этим новые школы должны были иметь широкие, разносторонние учеб­ные планы и программы. Оставаясь в ведении церкви и официаль­но ставя перед собой задачи религиозной пропаганды, школьный театр сразу же стал обслуживать потребности правительства, двора и феодальной знати. Библейские сюжеты использовались иносказательно, в публицистических целях.

Основание русскому школьному театру было заложено в XVII веке. В 1656 году по случаю войны с Польшей царь Алексей Ми­хайлович прибыл к войскам в Полоцке. Его двукратное посещение города сопровождалось пышными торжествами. В состав послед­них входили и «декламации», сочиненные ученым монахом Симео­ном Петровским-Ситниановичем - Полоцким (1629-1680), воз­можно, совместно с учениками полоцкого Богоявленского монасты­ря, что вообще было в практике школьного театра. Так царь Алексей Михайлович познакомился с новым для пего видом искусства.

Симеон Полоцкий окончил в 1650 году Киевскую академию, где декламации по случаю праздников (например, Вирши рождественские) и по поводу современных событий (например, на погребе­ние гетмана Сагайдачного) были известны еще с 1620-х годов. В 30-40-х годах слушателями академии при участии Лазаря Барановича, впоследствии наставника Полоцкого, была разыграна ка­кая-то трагедия об Иосифе Прекрасном. Симеон Полоцкий позна­комился с театром в Киевской духовной школе и, по всей вероят­ности, сам участвовал в школьных декламациях и спектаклях на библейские сюжеты. До окончании академии он ездил за границу для усовершенствования в науках. Несомненно, что там он позна­комился с иезуитскими школами, с господствовавшей в Европе рационалистической философией и классицистской поэтикой, ко­торые нашли свое отражение во всей его последующей литератур­ной деятельности. В 1656 году Полоцкий уже оказывается в По­лоцке, где принимает монашество и становится учителем братского училища Богоявленского монастыря. К этому времени относятся его первые известные нам опыты декламаций.

Декламации (позднее этот жанр Полоцкий называет «стихами краесогласными») представляли собой пространные лирические произведения, обычно с прологом и эпилогом, исполнявшиеся не­сколькими лицами по очереди, но допускавшие и монологическую форму исполнения. Иногда речи чередовались с хоровым пением, но элементы диалога отсутствовали. Этот жанр стоит у колыбели зарождающейся школьной драматургии. Теория декламаций была тщательно разработана в сочинениях по поэтике, в которых был вкратце затронут и вопрос об их исполнении. Более сложные декла­мации исполнялись в зале школьного театра, перед сценой, а на открытой авансцене в это же время показывались живые картины соответствующего содержания. Там же могли выставляться кое-какие бутафорские и подлинные вещи: монументы, победные тро­феи, царский трон, лес и т. п. Декламации читались или по памяти, или по написанному тексту. Их исполнение должно было состоять не только в соответствующем смыслу интонировании, но и в жести­куляции, чтобы декламаторы не походили на «неподвижные пни»53. Декламации, исполненной двенадцатью учениками Симеона Полоц­кого в присутствии царя в 1656 году, предшествовало особое вступление - «Предисловие от малых», в котором участники про­сили снисхождения своей неискусности («немощни суще») и в пышных риторических выражениях величали царя «солнцем свет­лым» и «европейской звездой». Царя не мог не поразить новый вид искусства. Его привлекли возможности политической пропаган­ды, которые были в них заложены.

Следующая встреча Симеона Полоцкого с царем произошла лишь в начале 1660 года в Москве. В этот промежуток времени ученый монах продолжал свои драматические опыты. К этому же периоду относятся произведения в новом для Полоцкого и более не повторявшемся у него жанре - «Беседы пастушеские» "-. Эта бытовая сцена из популярной в школьном театре «Рождест­венской драмы» была уже не простой монологической декламацией, а подлинным развитым диалогом. Здесь была сделана попыт­ка разработать образы пастухов: один из них был простоват, дру­гой, наоборот, смышлен и сведущ. Однако образы еще не получили законченных очертаний, они даже не имели собственных имен. Таким образом, на примере сочинений Симеона Полоцкого просле­живается постепенный ход развития школьной драмы от простей­шей, разбитой на голоса декламации до развитого диалога.

Можно думать, что при первой же встрече с царем Алексеем Михайловичем у Полоцкого зародилась мысль переехать работать в Москву. Он стал изучать русский язык и постепенно отходил от языка украинско-белорусской книжности 66. В 1663 году Полоц­кий уже в Москве. Он поступает учителем в Заиконоспасскую шко­лу, этот зародыш будущей Московской духовной академии, а так­же обучает царских детей. Популярность Полоцкого растет с каждым годом. Он становится другом и сотрудником наиболее передовых людей своего времени - бояр Матвеева, Хитрово, Ромодановского, Милославского и высших церковных деятелей. Ему доверяются также ответственные политические выступле­ния- против Никона, против раскола, против протопопа Аввакума и других. Полоцкий организует типографию и составляет проект открытой уже после его смерти Московской славяно-греко-латин­ской академии.

Особенно активно работал Симеон Полоцкий в области поэзии, используя все известные в ту пору поэтические жанры, в том числе и торжественные декламации. Поводом к их исполнению служили церковные и придворные праздники. Декламации Симеона Полоц­кого исполнялись в руководимой им школе, в церквах, в частных домах ве, в дворцовых помещениях - в Коломенском и в Москве.

Полоцкий вводит и популяризирует новое для России силлаби­ческое стихосложение. К поэтическому творчеству и декламации он привлекает детей царя - Федора и Алексея, а также бояр. Даже царь начинает писать стихи. По замечанию биографа Полоц­кого И. Татарского, «благодаря инициативе Симеона и его необык­новенной продуктивности в этом направлении при дворе царя Алексея Михайловича образовалась своего рода пиитическая ат­мосфера, обильно насыщенная дутыми хвалебными стихотворе­ниями, всюду проникавшими и на все налагавшими здесь отпеча-токхвоеобразной торжественности».

Все более и более входя в русские общественные интересы, Полоцкий пришел, к мысли испытать свои силы и в собственно дра­матическом жанре. К этому он был подготовлен благодаря знаком­ству с опытом западного школьного театра, с его развитой драма­тургией, с ее разнообразными жанрами, изощренными поэтичес­кими и сценическими приемами и т. п. Полоцкий легко мог ими воспользоваться, подобно тому как он это сделал при написании известного панегирического произведения «Орел Российский» и в ряде декламаций. Но Полоцкий сознательно избегал этих прие­мов, ибо учитывал, что они отдалили бы его пьесы от русской аудитории. Если автор и учел опыт школьной драматургии, то в том жанре, который тяготел к простейшему изложению действия - к «моралите», к простому поучительству. Перу Симеона Полоц­кого принадлежат по крайней мере два драматических произведе­ния. Это «История, или Действие евангельския притчи о блудном сыне» и «Комедия о Навходоносоре царе, о теле злате и триех от-роцах, в пещи не сожженных». Точные даты их написания неиз­вестны, но косвенные данные для датировки имеются.

В эпилоге к «Комедии о Навходоносоре» говорится о том, что ее исполнители будут

Господа молити,

Да во всем тебе

Изволит простити,

К тому да подаст мирно царствовати,

А противники вскоре побеждати...

В пьесе повествуется об уничтожении гордого «неверного» царя Навходоносора при столкновении с «благоверными» еврей­скими отроками. Комедия, как видно, была написана во время или незадолго до войны с Турцией, начатой Россией в 1673 году 69. «Комедия о Навходоносоре» перекликается с другими пьесами - «Алексеем, божиим человеком», «Юдифью», «Баязетом и Тамер­ланом», которые были написаны и поставлены в России в связи с турецкой войной.

Комедия о блудном сыне была исполнена не при дворе и не в присутствии царя, а очевидно, в частном доме, ибо в прологе ав­тор обращается лишь к «благородным, благочестивым государям премилостивым». Комедия эта стоит в связи с обычаем посылать молодых дворянских детей за границу для пополнения образова­ния. У всех в памяти был отъезд за границу Воина Ордын-Нащо-кина в феврале 1660 года, то есть вскоре после первого приезда Симеона Полоцкого в Москву. Воин был сыном одного из крупных русских государственных деятелей XVII века Афанасия Ордын-Нащокина. Посланный с важными поручениями за границу, Воин там остался,и находился на службе сперва в Данциге у польского короля, а затем во Франции. Это вызвало негодование царя, приказавшего найти и вернуть его любой ценой или «извести» его. Наконец в 1665 году молодой Нащокин раскаялся и получил прощение царя. Симеон Полоцкий был близок к Ордын-Нащоки-ну - отцу. Можно не сомневаться, что непосредственным поводом к написанию комедии о блудном сыне и послужила история его сына.

В эпилоге говорилось:

Юным ее образ старейших слушати,

На младый разум свой не уповати,

Старим, да юных добре наставляют,

Ничто на волю младых не спущают, Наипаче образ милости явися,

В нем же божая милость вобразися,

Да и вы богу в ней подражаете.

Покаявшимся удобь прощаете.

Таким образом, автор просил о прощении виновного юноши. Если вспомнить преследования, которым Воин Нащокин подвер­гался со стороны царя, можно думать, что Симеон Полоцкий пы­тался этой пьесой смягчить государев гнев. Надо полагать, коме­дия о блудном сыне предшествовала «Навходонасору». Если так, то она является старейшей русской письменной драмой.

Будучи откликом на случай с сыном Ордын-Нащокина, эта пьеса по своей теме и сюжету имела для того времени более общий смысл. Биограф Симеона Полоцкого считал, что «мысль об отноше­ниях между родительскою властью и волею детей имела особое значение в московском обществе второй половины XVII века» 60. Пьеса во многом перекликается с повестями XVII века о Горе-Злосчастии и Савве Грудцыне. Юноша, неопытный в жизни и недо­статочно устойчивый морально, не в силах противостоять соблаз­нам и легко поддается их тлетворному влиянию (пьянству, разгу­лу, азартным играм, распутству). Но его попытка нарушить веко­вые устои, жить по своей воле терпит крушение; это ведет к рас­каянию юноши.

Автор хотел создать пьесу на материале, хорошо знакомом зрителям. Поэтому он и обратился к евангельской притче. Пьеса состоит из шести частей (актов), разделенных на сени (явления): между частями вставлены музыкальные интермедии. Следуя в основном евангельскому тексту. Полоцкий, однако, вводил не­которые новые сцены; такова, например, шестая (последняя) часть, сближающая комедию о блудном сыне с злободневными события­ми. Наибольший сценический интерес представляют вторая, третья, четвертая и отчасти пятая части комедии. Вторая часть изображает сцену кутежа. Блудный сын, вырвавшись на волю, грустит, что ему не с кем веселиться, и нанимает слуг, которые принимают участие в кутеже.

Начинается кутеж: вино, карты, зернь. По ремарке автора:

И тако сядут играми, будут похищати добро Блуднаго и проигравати... И напиются.

Организовать школьный театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

Программа театрального кружка

Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:

  1. На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
  2. Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
  3. Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
  4. Совершенствование артистичных навыков и умений.
  5. Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи - импровизация.

Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Задачи театрального кружка

Как уже мы писали ранее, готовая постановка - не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:

  • совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
  • совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
  • развитие самостоятельности;
  • пластики, владения собственным телом;
  • расширение всех знаний;
  • развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
  • развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
  • пополнение словарного запаса детей, его расширение;
  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?

  1. Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
  2. Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
  3. Отличное владение разговорной речью.
  4. Умение воспроизводить любой характер и образ.
  5. Умение правильно составлять монолог и диалог.
  6. Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
  7. Навыки командной работы.
  8. В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, "ходят на голове", "стоят на ушах" и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Кошкин дом", "Красная шапочка", и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Салтане". Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

  1. После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
  2. Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
  3. После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
  4. Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
  5. Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
  6. Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
  7. Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Заключение

Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.

Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!

Школьный театр

театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма. Постепенно спектакли стали разыгрываться на национальных языках. Ставившаяся в Ш. т. школьная драма носила характер мистерии или миракля, моралите или пьесы на исторические и мифологические сюжеты.

Ш. т. существовал во многих странах Западной Европы (15-18 вв.) и в России (17- 18 вв.). Он имел свои теоретические основы, тщательно разработанные правила (писатели-гуманисты Дж. Понтано в Италии, Ю. Ц. Скалигер во Франции, учёный и поэт Феофан Прокопович в России). Благодаря усилиям иезуитов Ш. т. в 16-17 вв. большого развития достиг в Польше, откуда перешёл на Украину; много школьных драм было создано в Киево-Могилянском коллегиуме (академии). Основоположник Ш. т. на Руси Симеон Полоцкий , разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней театра, сочинил для этого театра пьесы «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе». При Петре I Ш. т. носил политический характер, прославлял новые правительственные мероприятия («Владимир...» Феофана Прокоповича, пост. 1705). Представления Ш. т. показывались в учебных заведениях и на площадях во время праздников; между актами игрались интермедии - преимущественно комические сцены из нар. жизни.

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57; Всеволодский-Гернгросс В.. Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957; Бадалич И. М., Кузьмина В. Д., Памятники русской школьной драмы XVIII в., М., 1968.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Школьный театр" в других словарях:

    Театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях Киево Могилянской (1670 е гг.), Славяно греко латинской (кон.… … Большой Энциклопедический словарь

    Театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях Киево Могилянской (1670 е гг.), Славяно греко латинской… … Энциклопедический словарь

    Школьный театр - самодеятельный театр в учебных заведениях Западной Европы позднего Средневековья. Возник как средство религиозного воспитания и обучения латыни и красноречию; со временем стал этапом в развитии профессионального сценического искусства. В… …

    ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - самодеятельный театр в европ. уч. заведениях позднего средневековья. Возникший как средство религ. воспитания и обучения латыни и красноречию, служивший первоначально лишь одним из пед. приёмов, Ш. т. со временем стал этапом в развитии проф.… …

    Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю. П. Киселёва первый в мире театр предназначенный для юных зрителей. Основан 4 октября 1918 года. Содержание 1 История театра 2 Труппа 3 Современная труппа … Википедия

    - ― синтетическое искусство XIV XVIII веков, сочетающее в своих произведениях выразительные средства драматургии, актёрской игры, режиссуры, живописи, музыки. Содержание 1 Истоки театра 2 Батлейка … Википедия

    Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)

    ТЕАТР - для детей и юношества, вид сценич. иск ва, одно из средств эстетич., нравств. воспитания и худож. образования школьников. Для детей создаются те же виды театр, представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада, кукольный театр.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Театр(для детей и юношества) - вид сценического искусства, одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного образования школьников. Для детей создаются те же виды театральных представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада,… … Педагогический терминологический словарь

    театр - а, м. 1) только ед. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. Античный театр. Школьный театр. Театр кукол. Театр теней. Увлечение театром. [Треплев:] Она знает… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Школьный кукольный театр , Деммени Е.С.. Какое интересное и полезное дело - школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками - и кукол, и сцену, - многому научиться и в конце концов самим разыграть пьесу. Но…