Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича. Коллективно-творческая работа по литературному чтению: "Царство Мороза Ивановича" Коллективная творческая работа царство мороза ивановича


Тема: «Царство Мороза Ивановича» (Повторение сказок о Снегурочке, Морозе Ивановиче) Цели: Цели: Предметные: Учить детей анализировать и сравнивать между собой произведения одного жанра (авторские и народные сказки), поступки и характеры героев сказок; учить классифицировать сказки; Предметные: Учить детей анализировать и сравнивать между собой произведения одного жанра (авторские и народные сказки), поступки и характеры героев сказок; учить классифицировать сказки; Расширять читательский кругозор детей; Расширять читательский кругозор детей; Деятельно-коммуникативные: прививать навыки коллективного труда, общения, совместного творчества, учить доказывать свою точку зрения, вести диалог, беседу. Деятельно-коммуникативные: прививать навыки коллективного труда, общения, совместного творчества, учить доказывать свою точку зрения, вести диалог, беседу. Ценностно-ориентированные: воспитывать нравственно- эстетические основы гражданственности, распознавать добро и зло, правду и ложь на примере отношений героев сказок, Ценностно-ориентированные: воспитывать нравственно- эстетические основы гражданственности, распознавать добро и зло, правду и ложь на примере отношений героев сказок,




Коллективная формулировка темы и целей урока Владимир __(Иванович)________ Даль Владимир __(Иванович)________ Даль «_(Девочка Снегурочка)______» Владимир (Фёдорович)_Одоевский Владимир (Фёдорович)_Одоевский «__(Мороз Иванович)_________________________» Владимир Фёдорович(Одоевский)__________________ Владимир Фёдорович(Одоевский)__________________ «В гостях у(Дедушки Мороза_)________________» __(Русская _____________________________ __(Русская _____________________________ народная сказка)_____________________________ «Снегурочка»






Таблица «заместителей» жанров и тем Жанр «заместитель» фигура Тема «замести- тель» цвет Рассказ Сказка Стихотворение Басня, Былина,легенда Загадка Пословица О Родине О детях О природе О животных О волшебстве и приключени ях КРАСНЫЙ ЖЁЛТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ КОРИЧНЕ- ВЫЙ СИНИЙ




Физкультминутка Спи, наша Снегурочка, Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка, Сдобная кокурочка, Из вешнего снегу скатана, Из вешнего снегу скатана, Вешним солнышком пригретая! Вешним солнышком пригретая! Мы тебя станем поить, Мы тебя станем поить, Мы тебя станем кормить, Мы тебя станем кормить, В цветно платьице рядить, В цветно платьице рядить, Уму-разуму учить! Уму-разуму учить!




Рефлексия урока. 1. Вывод по содержанию произведений 1. Вывод по содержанию произведений Для чего автор сказки « Мороз Иванович» В.Ф.Одоевский написал такое обращение к детям? Объясните смысл этих слов автора. Объясните смысл этих слов автора. 2. Подведение итогов работы внутри групп. 2. Подведение итогов работы внутри групп. Пожмите друг другу руки, кому было приятно работать вместе, руки в центр «звёздочкой». 3. Подведение итогов работы по группам, в целом по классу 3. Подведение итогов работы по группам, в целом по классу Я хочу похлопать, поаплодировать группе 1, зато, что они активно и хорошо работали на уроке. Кто меня поддержит? А вы, группа 1, кому хотите поаплодировать? Кто их поддержит? (и так далее) 4. Барометр настроения – определение эмоционального состояния в классе. 4. Барометр настроения – определение эмоционального состояния в классе.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Тонкинская средняя школа"

Коллективная творческая работа

«Царство Мороза Ивановича»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Серова Надежда Матвеевна

Тонкино

Аннотация

Урок литературного чтения по теме «разработан на основе программы и учебника по литературному чтению для 2 класса

по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Это урок обобщения знаний по теме «Снег порхает, кружиться…». Перед уроком была проведена большая подготовительная работа. Дети учили стихи, выполняли творческие работы (составляли рассказы о зиме и зимних забавах, рисовали иллюстрации к произведениям, искали в справочниках, словарях и другой дополнительной литературе зимние загадки, пословицы, поговорки). На уроках технологии были изготовлены книжки- малышки, снежинки, ёлочные игрушки. На этом уроке дети обобщают полученные знания по теме, оформляют книги - самоделки на тему «Зимы». В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о зиме, расширяются знания о литературных жанрах, формируются универсальные учебные действия (УУД):

любовь к родному языку

социальная ответственность

коммуникативные умения

творческий потенциал и любознательность

сотрудничество и взаимодействие

постановка и решение проблемы

саморазвитие

оценка и самооценка

Класс: 2 А

Предмет: Литературное чтение

Тема урока:«Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»

Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме «Снег порхает, кружиться…»

Тип урока: проектная деятельность (работа в группах)

Цель: создать условия для обобщения знаний по разделу

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения : развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения : развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умения выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; читательских умений при различных видах работы:
Оборудование :
1.Мультимедийный проектор, презентация «Царство Мороза Ивановича», физкультминутка «Лепим снеговика»
2.Музыкальные произведения: песня «В царстве Деда Мороза», П.И. Чайковский «Времена года. У камелька. Январь», песня «Зимняя сказка»

3.Рисунок ёлки
4.Модели обложек книг, наборы для моделирования, снежинки, ёлочные игрушки
5.Карточки с заданиями (снежинки)
6.Детские книги.

7. Бумага, краски, карандаши, ручки

План урока

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности- 1- 2мин.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.- 3-4 мин

Разгадывание кроссворда

Чтение письма Мороза Ивановича

3. Постановка учебной цели- 1 мин

4. Построение проекта выхода из затруднения.2-3 мин

4. Первичное закрепление.7-8 минут

Чтение стихов о зиме

Работа с детской книгой

Угадывание произведений по плану

Угадывание произведений по героям

Игра «Собери цепочку»

5. Физкультминутка- 3 минуты

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 15- 17 минут

Творческая работа - изготовление книжек - самоделок

Защита работ

7 Включение в систему знаний и повторение- 3-4 минуты

Игра «Укрась ёлочку»

8. Рефлексия деятельности (итог урока)- 5 минут

Акростих

9. Домашнее задание - 1-2 мин

Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы будем работать группами. Чтобы работать дружно, необходимо соблюдать правила. Какие это правила?

Нас пригласил в гости литературный герой.
Догадайтесь, кто это?

Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Обговаривают правила совместной деятельности:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

фронтальная

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

Для этого нужно разгадать кроссворд

1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

2. Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.

3. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут,

4. На овчарку он похож
Что ни зуб - то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

5. Маленький, беленький
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык- тык.

Молодцы! Верно, угадали. Нам пришло приглашение от Мороза Ивановича (слайд 1-2)

Но, прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним: (слайд 3)

Как выглядит Царство Мороза Ивановича?

Кто и как живет в Царстве Мороза Ивановича?

В каких литературных произведениях описывается Царство Мороза Ивановича?

Как попасть в Царство Мороза Ивановича?

Формулирует задание, раздаёт каждой группе листочки с кроссвордом

Организует проверку выполнения задания

Выдвигает проблему.

Выполняют задания по карточкам.

Проверяют задание, называют ключевое слово

Читают письмо Мороза Ивановича на презентации

Отвечают на вопросы учителя.

Групповая

Фронтальная

Коммуникативные

Проявлять активность в решении познавательной задачи,

Аргументировать свою позицию.

Познавательные

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

Обсуждать проблемные вопросы,

Анализировать результаты исследований.

Ориентироваться в своей системе знаний и -осознавать необходимость нового знания

Регулятивные

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Постановка учебной задачи .

Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

Как вы думаете, что мы будем делать во время нашего путешествия в зимнее царство?

Сегодня мы будем говорить о зиме. Мы прочитали много произведений о зиме, и сегодня мы вспомним некоторые из них.

А еще мы сегодня попытаемся сами создать «Книгу зимы»

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Высказывают свои предположения

Формулируют учебную задачу

Фронтальная

Регулятивные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Личностные:

Развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Построение проекта выхода из затруднения .

Обеспечить мотивацию уче-ния школьников, принятие ими целей урока

Ну а сейчас в путь. Для того, чтобы попасть в царство мороза Ивановича, что нужно сделать?

Нам нужно устроить снегопад?

А как же это сделать? Давайте возьмём свои снежинки, на них напишем зимние слова и поместим их на доску

Звучит песня « В Царстве Деда Мороза» (слайд 4)

Организует поисковую работу обучающихся (план действий);

Дети записывают «зимние» слова на снежинку и прикрепляют их к доске

Групповая, фронтальная

Регулятивные

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Первичное закрепление.

Выявить про-белы осмысления изу-ченного мате-риала, неверные представления уч-ся

Провести кор-рекцию выявлен-ных пробелов в осмыслении уч-ся изученного мате-риала

а) Чтение стихов о зиме

Давайте вспомним стихи русских поэтов о зиме. Какие стихи вы хотели бы сейчас прочитать?

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. У камелька. Январь».

Формулирует задание

Дети под музыку читают стихи о зиме.

Фронтальная

Регулятивные - контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -осуществлять анализ объектов

Умение структурировать знания,

Выбор наиболее эффективных способов решения задания,

Коммуникативные

- управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка его действий

Коммуникативные

Активность в коллективной деятельности

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

б) Работа с детской книгой

Вот мы с вами и оказались во владениях Мороза. Давайте посмотрим, как выглядит царство Мороза? Для этого вспомним все, о чём мы с вами говорили на уроках литературного чтения.

У нас на выставке книги.
Каждая группы учеников (по 5 человек в группе) должна выбрать по одной книге (с произведениями о зиме), объяснить, почему они считает, что в этой книге - произведения о зиме, назвать автора (если есть), название произведения, жанр.

Формулирует задание

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Выбирают с выставки книги с произведениями о зиме, объясняют, почему они считают, что в этой книге есть произведения о зиме, называют авторов этих произведений, их названия и жанр.

Групповая, фронтальная

в) Угадай произведение по плану, по имени главного героя (каждая группа выбирает снежинку с планом)
ПЛАН 1.
1.Сколько детей было у Деда Мороза?
2.Что сделал Ветер?
3.Какую работу сделал Лёд?
4.О чём говорил Иней?

5.Что сделала Снежинка?

(р.н.с. Дети Деда Мороза)
ПЛАН 2
1.Беляки-зайцы.
2.Охотник.

3. Медведь
(Соколов-Микитов И. зима в лесу)
ПЛАН 3
1.Первый, октябрьский снег.
2.Январский снег.
3.Февральский снег.

4. Апрельский снег
(Иванов С. Каким бывает снег)
ПЛАН 4
1.Ноги промочил.
2.Всем вам Крышка

3. Все живы- здоровы.
(Шим Э. Всем вам крышка)

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Учащиеся работают по группам.
(название произведения,
автор, жанр, тема)

Высказывают свои предположения в группе

Называют произведение

Групповая, фронтальная

г)Угадай произведение по имени главного героя (На доске ёлочка, на ней снежинки, на каждой снежинке записано имя литературного героя)
-Морозко (Шим Э. Всем вам крышка)
-Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка (р.н.с. Дети Деда Мороза)
-Снегурочка (Даль В. Девочка Снегурочка, р.н.с. Снегурочка)
-Чук и Гек (Гайдар А. Ёлка в тайге)
-Мороз Иванович (Одоевский В. В гостях у дедушки Мороза)
-охотник (Соколов-Микитов И. Зима в лесу)
-белочка (Скребицкий Г., Чаплина В. Как белочка зимует)
-снегирь (Беляков И. О чём ты думаешь, снегирь?)

Угадайте, из какого произведения этот герой и кто его придумал?

Дает задание

Организует коллективную проверку;

Каждая группа по очереди выбирают снежинки и называют произведение

Групповая, фронтальная

д) "Собери цепочку"
фамилия писателя - имя, отчество писателя - название произведения -
книга (на доске карточки с фамилиями, именами и отчествами писателей, названиями их произведений)

Даль - Владимир Иванович - Девочка Снегурочка

Суриков- Иван Захарович- Детство

Ушинский - Константин Дмитриевич - Мороз не страшен

Соколов- Микитов- Иван Сергеевич - Зима в лесу

Даёт задание

Организует коллективную проверку;

Выполняют задания, по одному человеку от группы по очереди составляют цепочки

Проверяют выполнение задания

Фронтальная

Физкультминутка «Лепим снеговика»

Цель.Укрепление здоровья детей

Вы, наверное, устали? А какие зимние забавы вы любите? Давайте лепить снеговика.

Организует физкультминутку

Под музыку выполняют упражнения

Индивидуальная

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Обеспечить ус-воение уч-ся зна-ний и способов действий на уровне применения их в разнообразных си-туациях

2.Обеспечить фор-мирование у уча-щихся умений са-мостоятельно при-менять знания в разнообразных си-туациях

Творческая работа (под музыку «Зимняя сказка»)

А сейчас давайте мы с вами попробуем создать свою зимнюю книгу. Будем работать в парах.
I группа - изготовляет модель обложки произведения из раздела «Снежок порхает, кружится…»
II группа - ищет в словарях, оформляет книжку - малышку с зимними пословицами и поговорками (книжку- малышку изготовили на уроках технологии)

III группа- оформляет книжку- малышку «Зимние загадки»

IV группа- изготовляет книжку-самоделку"Зимние истории"

При выполнении своих заданий не забывайте, какие части есть в книге, что должно быть на обложке книги.

Если группа справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Защита работ

Молодцы! Замечательные у вас получились книги. Морозу Ивановичу очень понравились, и он решил вам сделать подарок (ведь скоро Новый год).

Организует обсуждение способов решения;

Контролирует выполнение работы

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Распределяют обязанности в группе, выполняют задания

Осуществляют самопроверку по эталону

Каждая группа показывает свою работу и защищает её.

Слушают выступления групп, делятся впечатлениями

Групповая

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Личностные

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Включение в систему знаний и повторение

Обеспечить фор-мирование целост-ной системы веду-щих знаний уч-ся

Игра "Укрась ёлочку"
Он вам дарит лесную красавицу- ель. Только, к сожалению, на ней нет новогодних украшений. Только на нашу ёлочку мы повесим не простые игрушки, а литературные - с названиями книг о зиме. На шарах, звёздочках, хлопушках напишите названия произведений о зиме и фамилии авторов этих произведений.

Объясняет задание

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Рефлексия деятельности (итог урока)

Обеспечить усвоение уч-ся принципов само-регуляции и сотрудни-чества

Давайте тоже сделаем Морозу Ивановичу подарок: составим акростих со словами зима или мороз (первое слово в каждой строчке начинаются на букву этого слова)

Мороз украсил окна, деревья и дома,

Опять снежок укутал леса и поля.

Радуются дети,

Опять пришла зима-

Зима красива и бела,

И снега намела.

Метели песенки поют,

А дети пляшут возле елки.

Вам понравилось в царстве Мороза? Но нам пора попрощаться с Морозом Ивановичем. Но мы с ним прощаемся ненадолго. Ведь наступает зима. А каждую зиму застилает Мороз Иванович белоснежными коврами поля и дороги, огораживает высокими сугробами дома, серебрит ветки деревьев, расписывает окошки дивными узорами, сковывает льдом речные и озёрные глади, замораживает снежные горки и приносит детям много радости и веселья. Мы ещё увидимся с ним. До скорого свидания, Мороз Иванович

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности

Подводит учащихся к выводу

Дети в группах составляют акростих

Читают работы.

Личностные

Оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные -выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Домашнее задание

Цель. Обеспечить понима-ние учащихся цели, со-держания и способов выполнения домашнего задания

I вариант - придумать свою сказочную историю о Снегурочке или деде Морозе.

II вариант - принять участие в создании и оформлении "Словаря "зимних" слов".

III вариант - найди в библиотеке книги о зиме. Прочитай одну из них. Принеси в класс. Расскажи о прочитанном.

Дает комментарий к домашнему заданию

Организует запись задания на дом в дневник

Слушают комментарии и записывают домашнее задание в дневник

Фронтальная

Личностные

Формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Используемые ресурсы

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа четырехлетней начальной школы по литературному чтению: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2012.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2013.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.

Сказка о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице, которые жили с нянюшкой. Уронила как-то Рукодельница ведро в колодец, полезла за ним и попала в царство Мороза Ивановича. Прожила она у дедушке три дня, выполнила все поручения и вернулась домой с подарками. За ней и Ленивица полезла в колодец, да вот работать она не умела, за что и вернулась ни с чем. У братьев Гримм есть сказка с похожим сюжетом – Госпожа Метелица.

Мороз Иванович читать

В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»

Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку - да спать не хочется; ей бы покушать - да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать - да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер - день прошёл.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?

Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!


Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт она дальше.

Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.


А! - сказал он.- Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

Знаю я, зачем ты пришла,- говорит Мороз Ивано­вич, - ты ведёрко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь,- прибавил Мороз Иванович,- мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего.

Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего - работают бедные люди.

Ничего, - сказал Мороз Иванович, - только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка.

Рукодельнице стало жаль бедной травки.

Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?

Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.

Ну, а скажи мне, Мороз Иванович,- сказала Рукодельница,- зачем ты в колодце-то сидишь?

Я затем в колодце сижу, что весна подходит,- сказал Мороз Иванович,- мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.

А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить - истопят, а трубу закрыть - не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постель.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала.


Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

Мороз Иванович отсыпал рукодельнице серебряных пятачков в ведерко. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать.


Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидев её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

Кукареку-кукареки!

У Рукодельницы в ведёрке пятаки!


Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом промолвила: - Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделие получают!

Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.

Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку да и бух прямо ко дну. Смотрит перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

А Ленивица ему в ответ:

Да, как бы не так! Мне себя утомлять - лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь - сам выскочишь.


Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Да, как бы не так! - отвечала Ленивица.- Мне себя утомлять - ручки поднимать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают!


И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

Что тебе надобно, девочка? - спросил он.

Пришла я к тебе,- отвечала Ленивица,- послужить да за работу получить.

Дельно ты сказала, девочка,- отвечал старик,- за работу деньга следует, только посмотрим, какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.

Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».

Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас - всё по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает:

«Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала.

Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах. - Хорошо ты готовишь, - заметил он улыбаясь. - Посмотрим, какова твоя другая работа будет.

Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так её и бросила.


А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.

А Ленивице то и любо; думает себе:

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.

Да какая же была твоя работа? - спросил старичок.- Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

Да, как же! - отвечала Ленивица.- Я ведь у тебя целых три дня жила. - Знаешь, голубушка,- отвечал старичок,- что я тебе скажу: жить и служить - разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку - пребольшой брильянт. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.

Пришла домой и хвастается.

Вот, - говорит,- что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжёлый, да и брильянт-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…

Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал:

Кукареку-кукурекулька,

У Ленивицы в руках ледяная сосулька!


А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление.

(Илл. В.Конашевича, изд. Детгиз, 1986 г.)

Опубликовано: Мишкой 12.01.2018 10:19 24.05.2019

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 4034 раз(а)

Другие сказки Одоевского

  • Сказка о четырёх глухих — Одоевский В.Ф.

    Интересная индийская сказка о душевной глухоте человека. Сказка рассказывает, как важно слушать и слышать других людей, а не только самого себя. Произведение начинается с вступления, из которого читатель узнает об особенностях Индии… Сказка о четырёх …

  • Городок в табакерке — Одоевский В.Ф.

    Сказка про мальчика Мишу, которому папа показал красивую черепаховую табакерку. Папа сказал, что внутри шкатулки находится городок Динь-Динь и мальчику сразу захотелось туда попасть. И вот в табакерке приоткрылась дверца и вышел человечек-колокольчик. Как по …

    • Тюлентяй — Пляцковский М.С.

      Короткая история о самом ленивом тюлене из далекого Севера. Он все время лежал на льдине и спал. Но однажды льдину унесло в открытое море… Тюлентяй читать Тюлентяй - это тюлень. Он в стране Тюлений жи­вёт. …

    • По щучьему веленью — русская народная сказка

      По щучьему веленью — русская народная сказка про ленивого Емелю-дурачка и волшебную щуку, которая открыла ему секрет исполнения всех желаний… (Записано в дер. Шадрино Горьковской обл. от И.Ф. Ковалева) По щучьему веленью читать В одной …

    • Диво дивное, чудо чудное — русская народная сказка

      Сказка о бедной семье, которую спас от голода леший, подарив волшебного гуся. Сколько этого гуся не ешь, он все оживает… Диво дивное, чудо чудное читать Жил-был в одном селе мужик бедный-пребедный, детишек у него было …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 4

с Углубленным Изучение Отдельных Предметов им. Г.К.Жукова

г.о. Краснознаменск

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

«Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»

Подготовила учитель начальных классов

Гелецки Ольга Николаевна

2014г

Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича».

Литературное чтение 2 класс по программе «Начальная школа 21 века»

Цели урока:

Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению.

Создание условий для формирования читательских умений при различных видах работы: анализ сюжета; выразительное чтение; чтение наизусть.

Формирование специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

Развитие творческие способности учащихся, самостоятельность.

Создание условий для положительной мотивации к учению посредством литературы.

Планируемые результаты:

-предметные : читать выразительно предложения, отрывки из изученных произведений вслух и молча; отвечать на вопросы; выполнять творческие проекты, используя знания и умения, полученные на уроках;

- метапредметные (УУД ):

регулятивные : умения самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания;

познавательные: проводить сравнение, классификацию, строить объяснения по предложенному плану; выполнять действия по заданному алгоритму;

коммуникативные: создавать индивидуально, в группах истории о героях, учитывать позицию партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе;

- личностные: понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль

Оборудование : бумага, цветные карандаши, ручки, музыка С.С. Прокофьев «Метель», компьютер, мультимедийный проэктор.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Сегодня не совсем обычный урок, у нас присутствует много гостей, поприветствуйте их, подарите улыбку друг другу, посмотрели на меня и тихонько сели.

Сегодня вы работаете в группе, в коллективе, значит, работа будет какая? (коллективная ). Вам предстоит не только показать знания, но и проявить творчество, значит, работа будет какая? (творческая ).

Итак, урок коллективного творчества

Давайте вспомним секреты успеха на уроке.

1. Работать дружно.

2. Быть внимательными, вежливыми.

3. Не отвлекаться на посторонние дела.

4. Не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь.

5. Качественно выполнять работу.

6. Не лениться.

Вы любите сказку?
- Что же такое сказка? (ответы детей)

Усвоение литературоведческих понятий.

Какие бывают сказки?
- Назовите виды сказок.
- Как устроена сказка? (Зачин, эпизод или событие (началодействия), испытание(развитие действия), концовка (конец действия).

Ребята, сегодня нас приглашают посетить один из уголков волшебного царства литературы. Но вот что это за уголок я и сама пока не знаю. Как по- вашему, куда нас позвала Фея Литература? Кажется, она оставила нам вот эту снежинку с запиской.

Слайд 1

« Дорогие мои ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения, в Зимнее царство. А чтобы туда попасть, вам нужно сделать маленький снегопад, потому что Зимнее царство не бывает без снега. И второе, что вам поможет – это « зимние» стихи. В путь, друзья мои! Фея»

А как нам устроить снегопад? Давайте все вместе возьмём свои снежинки и будем под музыку размахивать ими так, как будто бы у нас в классе пошёл снег.

Слайд 2 - звучит музыка (дети размахивают снежинками)

Вот какой снегопад получился. Настоящая метель.

Первое условие мы выполнили. Надо выполнить и второе условие - прочитать «зимние» стихи.

(чтение стихов).

2. Коллективная формулировка темы и целей урока.

А к кому мы попали в гости в Зимнем царстве, сейчас узнаем. А догадаться нам поможет кроссворд!

Слайд 2

1. Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

2. После осени пришла

И сугробы намела.

3. Раскрасил окна все без спросу.

Но кто же это? Вот вопрос!

Всё это делает…

4. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

5. Глаза – угольки,

Руки – сучки.

Холодный, большой. Кто я такой?

Слайд 3

    Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

    Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной.

    Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут

    На овчарку он похож

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

    Маленький, беленький

По лесочку прыг- прыг,

По снежочку тык- тык.

3. Постановка проблемного вопроса.

Есть предположения у кого-нибудь, почему эту тему берём? (сейчас зима, раздел изучили «Снежок порхает, кружится…», новый год приближается )

Какова же цель нашего урока, как думаете? (обобщить знания по разделу: вспомнить произведения, которые читали в этом разделе, героев, авторов )

А ещё нам предстоит выяснить, что такое царство Мороза Ивановича, и существует ли оно?

Кто такой Мороз Иванович? (дед Мороз, волшебник )

Давайте докажем, что он волшебник. Какие чудеса он совершает? (лужи, озёра запечатывает ледяными крышками, снежной периной накрывает травку, узоры на окнах рисует, живёт в колодце )

А в реальной жизни наблюдаем такие явления? От чего это происходит? (наступила зима, пришли морозы ) А вместе с морозами настала нелёгкая жизнь для всего живого, особенно в давние времена, когда и жилище, и одежда не были такими тёплыми как сейчас. Люди оказывались во власти мороза. Сравнивали его с могущественным человеком. Кто помнит, как называется такой приём в литературе? (олицетворение )

Что же такое царство Мороза Ивановича? (зима ) Существует оно? Для чего, как думаете, в сказках мороз называют Мороз Иванович? (для более яркого изображения зимних явлений, для того, чтобы речь была красивее, интереснее )

А что ещё используют поэты и писатели для того, чтобы речь была более красочной? (сравнения)

Давайте вспомним, с чем сравнивали снег, лёд, деревья.

(снег будто чистая белая скатерть; лёд как зеркало; деревья словно в серебре; похожи на кружевные арки; снежинки как звёздочки)

Как думаете, а нам с вами нужно употреблять в речи сравнения, образные выражения? Ответ обоснуйте.

А вот и сам Мороз Иванович решил с нами поговорить!

Инсценировка беседы с Морозом

Слайд 5,6,7,8,9

А вот и он идёт. Здравствуй, Мороз. Как тебе живётся нынче?

Да плохо мне, плохо!

Да чем тебе, Мороз, плохо?

Снег кругом, мороз царствует на улице! А ты жалуешься…

Это вы так только говорите, а разве кто обо мне помнит? Мороз это теперь столбик в термометре, а не я. И вьюги не я напускаю, и снежинки не по моей воле падают. Я думаю, и нет меня вовсе…

Да ты что, Мороз, не грусти. Наши дети любят тебя. Они верят в волшебство и знают много о сказках и твоем царсте!

4. Работа в группах – выполнение коллективной творческой работы.

Вы попали в царство Мороза Ивановича, опишите, каким вы его увидели, используя карточку-помощницу, словарь зимних слов, сравнения, ну и воображение.

а) Составление рассказа-описания царства Мороза Ивановича, используя словари зимних слов, слова-сравнения.

Карточка – помощница.

1 группа.

Наша группа увидела царство Мороза Ивановича таким.

Наступило одно из замечательных времён года – зима.

Снег _______________________________________________________________

Лес,

деревья_______________________________________________________________

Дети _________________________________________________________________

Это ещё просто волшебное место, где существуют ______________________________________________________________________

б) Отчёт групп – представление своего рассказа. Оценка детьми.

Видишь, Мороз, зря ты обижаешься. Ребята тебя не забыли и волшебство понимают и помнят. А ещё они сейчас нарисуют тебе в подарок зимний пейзаж.

(рисование пейзажей)

5. Подведение итогов. Рефлексия урока.

Ну и снегу намело, на дворе белым-бело!

Наш закончился урок, подведём теперь итог.

Закончите предложение.

Я доволен….

Мне было трудно…

Я расскажу дома….

Мне понравилось….

Я буду…

Мы смогли….

Я довольна вашей работой.

Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничесива?

    Домашнее задание

Мороз Иванович прислал вам изображение своего дома. Слайд 11

А). Он очень просит записать несколько слов на тему «Зима».
б). Сочинить новую сказку, с новыми героями, другими приключениями.

(Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей)

Хузина Ф.М.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №113 Г.Казань

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2классе на тему:

Урок литературного чтения. «Царство Мороза Ивановича»

Тип урока: проектная деятельность (работа в группах)

Цель: обучение составлению устного текста повествовательного типа;формирование умения сочинить сказку по предложенному сюжету; формирование навыков работы в группе.

Планируемые образовательные результаты:

Достижение личностных результатов обучения : развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Достижение метапредметных результатов обучения : развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Оборудование : бумага, краски, карандаши, ручки, мультимедиа, музыкальный клип П. И. Чайковского

« Времена года».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I . Организационный момент.

Вы любите сказку?
- Что же такое сказка?

Настраиваются на работу

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные :

Нацеливание на успешную деятельность.

II . Актуализация знаний.

Усвоение литературоведческих понятий.

Какие бывают сказки?
- Назовите виды сказок.
- Как устроена сказка?

Выстраивают план построения сказки:

  • Эпизод или событие (начало действия).

    Испытание (развитие действия).

    Концовка (конец действия).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

III . Определение темы и цели урока

На уроках литературного чтения вы прочитали много сказок - и народных, и авторских. Сегодня вы попробуете сочинить свою сказку. На какую тему будет сказка, вы узнаете, разгадав кроссворд.(слайд)

Так как работать вы будете в группах, давайте обговорим правила совместной работы.

Разгадывание кроссвордов.

(см.приложение)

Определяем тему: «Мороз». Значит, сказка должна получиться зимняя.

У вас на столах «зимний словарь»: слова, пословицы, поговорки на зимнюю тему. Каждая группа выбирает одну пословицу или поговорку, объясняет её смысл.

Обговаривание правил совместной деятельности:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV .Введение в тему .

На дворе белым – бело,
Ну и снегу намело!
А мы в классе посидим,
Дружно сказку сочиним.

Открывается доска: зимние пейзажи русских художников, запись: «Царство Мороза Ивановича».

Так будет называться наша сказка.

О чём можно рассказать? Как передать красоту зимнего леса?

Каждой группе на парту кладётся герой (оленёнок, медвежонок, зайчонок, волк). Предположите, что он стал причиной переполоха. А вот с чем пожаловал герой – думайте.

Обсуждение получившихся вариантов. Выбирается самый интересный.

А) Каждая группа предлагает своё начало сказки или зачин. Выбирается лучший или оригинальный.

Б) Начало действия. Эпизод или событие.

В) Сейчас в нашей сказке что-то должно случиться. Я говорю: «Вдруг…»

Г) Концовка сказки. Обсуждение. Выбор варианта.

Познавательные:

выделять существенную информацию из рассказа ребят,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой

V . Физкультминутка

Активное выполнение

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

VI . Полный пересказ получившейся сказки.

Ребята, ведь нашей сказке чего-то не хватает?

Конечно, ярких красивых рисунков.

Сейчас каждая группа нарисует свою иллюстрацию. (На фоне музыкального клипа П.И.Чайковского)

1- зачин.
2- пейзаж
3- происшествие
4 – концовка

Показ рисунков и пересказ сочинённой сказки

Презентация групповой сказки.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

VII .Сравнение сказок.

А сейчас поработаете в группах.

Как вы думаете, чем отличаются сказки?

Каковы особенности каждой сказки?

Дети в группах обсуждают и анализируют сказки своих товарищей.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества.

VIII . Рефлексия урока.

Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества?

Подводят итог урока.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

IX . Домашнее задание.

Мороз Иванович прислал вам изображение своего дома.

А). Он очень просит его раскрасить, записать несколько слов на тему «Зима».
Б). Записать сочинённую сказку на этот лист.
В). Сочинить новую сказку, с новыми героями, другими приключениями.

Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей.

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.

2. Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой.
Кто я такой?

3. Отдыхают мужики,
На них белы колпаки
Не шиты, не вязаны.

4. В круглом окне днём
Стекло разбито -
К вечеру вставлено.

5. Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает?

1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

2. Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.

3. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут,

4. На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

5. Маленький, беленький
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык- тык.

Пословицы и поговорки

    Мороз невелик, да стоять не велит.

    Береги нос в большой мороз.

    Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

    Спасибо мороз, что снегу нанёс.

    Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

    Зимой льдом не дорожат.

    Зима лето пугает да всё равно тает.