Различные виды стежков. Виды простых и декоративных швов

К простейшим швам для вышивания относятся контурные — вперед иголку, за иголку, стебельчатый, расщепленный, «козлик», тамбурный, петельный, петельки и полупетельки, узелки. Эти швы выполняются в вышивках как вспомогательные, они не сложные и не требуют усиленных знаний в вышивании. С их помощью в основном обводят контуры и выполняют отдельные детали. Вышивая гладью, стежки располагают в разных направлениях, чтобы уловить верный цвет, создать тонкие оттенки и сложные узоры.

В древности самыми выдающимися мастерами в искусстве вышивания гладью были китайцы, использовавшие эту технику в живописных вышивках. Большинство простейших швов и гладь присутствуют на самых ранних из известных в мире образцов вышивки. Стебельчатым швом, например, вышивали в Египте и в Перу еще в 900 г. до н. э.

Деталь вышивки на чепце, Англия, начало XVII в.

Самый простой из всех швов для вышивания — шов вперед иголку является основным ручным швом. В вышивании используется для создания линий и контуров как основа для других вышивальных швов. Кроме того, он используется для простегивания. Для выполнения иглу вкалывают в ткань и выводят обратно через равные расстояния.

Деталь итальянской вышивки, начало XVII в.

В вышивании используется для обозначения линий и контуров. Выполняется мелкими стежками одной длины. Получается более рельефным, чем шов вперед иголку. При выполнении сначала делают стежок вперед, затем назад.

Деталь вышивки на сумке, Англия, начало XVIII в.

Известен также как «стебелек». Один из главных вышивальных швов. Используется для вышивания контурных узоров, заполнения фона, а также для затенения. При выполнении нить находится с той же стороны иглы. Если нужно заполнить фон или отдельные фрагменты узора, стежки прокладывают как можно ближе друг к другу. Чтобы «стебелек» получался более широким, иглу вкалывают в ткань под небольшим углом.

Важный шов для пейзажной и сюжетной вышивки, также используется для прорисовывания контуров и их заполнения. Как подсказывает название, при выполнении стежков нить расщепляют на 2 части, в результате стежок получается незаметным и напоминает мазок кисти. Поверхность вышивки получается ровной и гладкой. Выполняется аналогично стебельчатому шву, только при выведении иглы из короткого стежка за иголку расщепляют нить.

Деталь вышивки на медальоне, Китай, начало XVIII в.

Основной вышивальный шов. Несмотря на то, что кажется простым, при выполнении трудно добиться того, чтобы стежки ложились, ровно и вплотную друг к другу, а край рисунка получался четким. Используется для заполнения контуров, при выполнении живописных узоров, для затенения.

Фрагмент вышивки на обуви, начало XVIII в.

Выполняется по счету нитей ткани-основы и по рисунку. Стежки делаются в различных направлениях. Используется для оформления краев, контуров, для заполнения фона и фрагментов узора. В 1-м ряду чередуют длинные и короткие стежки. В последующих рядах прокладывают стежки одинаковой длины.

Деталь вышивки на портьере, XVIII в.

Известен также как дамасский шов. Это тот же шов вперед иголку, выполненный длинными стежками по всему узору. Если стежки прокладывать близко друг к другу, шов можно использовать для заполнения фрагментов узора, но чаще с его помощью создают геометрические орнаменты, меняя длину отдельных стежков.

Фрагмент вышивки свадебного покрывала невесты, Турция, XIX в.

Даже если вы знаете всего пару стежков, то сумеете простую сумку превратить в произведение искусства! Освоив 6 основных вышивальных стежков, вы сможете придать эксклюзивную нотку любой вещице!


Вышивание – это творческий процесс! Не ограничивайте свою фантазию, занимаясь этим старинным искусством. Ретро- и этномотивы сейчас в моде.

Наши шесть стежков помогут вам создавать вышитые картины, орнаменты, монограммы и многое другое.

Совет: перед вышивкой маркером с исчезающей краской проведите на ткани линии рисунка вышивки.

Стежок крестом

Выведите иглу из ткани снизу справа, введите иглу в ткань вверху на длину стежка крестом (= основной стежок). На той же высоте, на которой ввели в ткань иглу, выведите ее наружу слева. Продолжайте таким образом, пока не получите полный ряд основных стежков.


Теперь вышивайте в обратном направлении, выполняя кресты (=покрывающие стежки). Выведите иглу слева на той же высоте и введите ее справа. Первый крест готов. Затем выведите иглу внизу слева и введите справа…

На нашем примере вы получили косой ряд стежков крестом. Но по такой же схеме вы можете вышить ряды стежков крестом по прямой. Этот принцип позволяет работать ритмично и прекрасно расслабляет…

Лангетный шов

Для этого ряда стежков выведите иглу с изнанки на лицо, затем по диагонали направо вверх введите с лица на изнанку. Иглу проведите вниз.

Важно: нить при этом должна находиться под иглой.


Cнова введите иглу по диагонали справа от последнего вывода. Игла при этом проходит над нитью. Повторяйте вышеописанные операции. Последнюю петлю ряда зафиксируйте стежком на изнанке.

Таким образом появляется красивый бордюр.
Этим швом можно обметывать края, закреплять аппликации или сшивать открытые срезы. Если стежки прокладывать очень плотно, то вы получите петельный шов.


Тамбурный шов

Нить вывести с изнанки на лицо, уложить петлей и зафиксировать одним пальцем. Ввести иглу в то место, откуда она была выведена и вывести посередине петли. При выведении иглы нить должна находиться под иглой.





Повторите стежок, описанный на предыдущем рисунке, при этом вводите иглу внутри первой петли. Нить не натягивайте слишком туго. Петли должны быть одинаковой длины.

В конце ряда выведите иглу внутри последней петли, затем зафиксируйте нить. Для этого сразу же под последней петлей вновь введите иглу в ткань и вытяните нить.
Это великолепный шов для выполнения спиралей, монограмм, орнаментов и бордюров.

Шов «елочкой»

Сначала выведите иглу слева на лицо, затем сделайте длинный диагональный стежок вверх направо. Теперь перекрестите этот стежок с коротким диагональным стежком в противоположном направлении. Выведите иглу точно в первом месте вывода.



Повторяйте операции, как описано под предыдущей фотографией. Второй ряд стежков выполняется вниз, справа плотно примыкая к первому ряду. Вышивайте этот второй ряд в зеркальном изображении по отношению к первому.



Рисунок вышивки создает изысканный ребристый эффект, который идеально подходит для заполнения внутренних частей мотивов.
Совет: поэкспериментируйте с различными цветовыми оттенками вышивки.

Шов «вперед иголку»

Это очень популярный шов, который выглядит одинаково как с лица, так и с изнанки.
Первый ряд выполняется справа налево. Для этого выведите иглу и слева введите в ткань, затем снова слева выведите… Очень важно следить за одинаковой длиной стежков.



В конце ряда отступите назад и заполняйте пустые промежутки между стежками. При вводе и выводе иглы из ткани держите иглу наискосок, как показано на фото, и протягивайте ее через ткань.


Двойной шов «вперед иголку» (называемый также сметочным и штопальным швом) образует четкий контур. С помощью этого шва можно «прочертить» четкую линию. Он подходит для простегивания или для выполнения различных линейных узоров и орнаментов, внутренние участки которых можно заполнить плоской гладью (см. дальше).


Плоская гладь (в один или несколько рядов)

Плоскую гладь можно выполнять без «обрамления» контурным швом. Но благодаря контуру вышивка плоской гладью становится более пластичной.
Участки заполняются прямыми стежками, выполняемыми наискосок сверху вниз. Стежки ложатся так плотно друг к другу, чтобы сквозь них не просвечивала ткань.

Красивая вышивка крестиком: особенности выбора материалов Чтобы вышить красивый рисунок крестиком необходимо не только подобрать наиболее подходящую схему, но также позаботиться о правильной комплектации основных материалов. А именно:

Нитки для вышивок продаются специальными наборами, поэтому не составит труда подобрать нужные цвета.
Что касается ткани для будущего изделия, следует отдать предпочтение хлопчатобумажному или же льняному материалу. Опытные рукодельницы советуют определиться с тканью, еще до выбора схемы.

Вы можете также посмотреть:

Вышивать крестом довольно просто, главное вооружиться необходимыми материалами и обучиться технике.

Вышивание крестиком является счетной техникой, поэтому нужно внимательно относиться к работе со стежками. Рекомендуется использовать лупу.

Более плотные ткани прекрасно подходят для создания картин или же рушников, а при помощи тонкого материала удается красиво вышить сорочки, а также платочки.

Основные виды стежков для вышивки крестиком

Существует несколько разновидностей stitch(стежков) для вышивания крестом. Выбор техники зависит от выбранной схемы. Самые распространенные стежки приведены ниже.

Существует множество разнообразных стежков, поэтому каждый выбирает то, что ему ближе по душе.
Простой крестик

На канву он наносится при помощи двух стежков, пересекаемых по диагонали. Stitch на канве заполняет только одну клетку. Когда нужно сделать горизонтальные или же вертикальные простые стежки сначала все необходимо вышивать в одну сторону, а после этого — в обратную.

Стоит для начала изучить самую простую технику.

Удлиненный крест

Его применяют, если требуется обогатить вышивку фактурой. Подобная техника незаменима, когда нужно очень быстро заполнить большие участки канвы, ведь крест заполняет несколько клеток ткани.

Рукодельницы используют удлиненный крест, когда необходимо вышить большие участки канвы

Полукрест

Данные швы принято сочетать с простыми stitch. Благодаря подобному совмещению удается добиться имитации необычной акварельной легкости в изделии.

Полукрест в рукоделии отлично сочетается с другими видами стежков

Болгарский крест

В таком шве сочетается 2 крестика. Чтобы правильно сделать его нужно чтобы нижний шов был простым крестиком, а с высоты шел — вертикальный.

Техника вышивки болгарского креста не является сложной, главное — практика

Двойной крест(сложный)

Опытные рукодельницы советуют выполнять его по канве. Часто такие сложные кресты повторяются и следуют друг за другом.


Двойной крест — техника довольно сложная, однако прекрасно смотрится на канве и в готовом изделии

Рисовый шов

Здесь делается большой крест на 3 или более клеток, после чего на его концы наносятся полукрестики. Чтобы обогатить фон следует использовать нитки 2 оттенков.

Помимо вышеперечисленных швов для вышивки крестиком существует множество других стежков(«звездочка», а также «алжирский глазок»).


Когда требуется обогатить фон, можно смело использовать рисовый шов

Из-за того что вышивание крестиком считается кропотливым процессом следует заранее учесть некоторые нюансы.

Это обеспечит продуктивную работу и позволит добиться нужного результата:

До использования основы для вышивки рекомендуется простирать ткань, а затем хорошо прогладить. Кроме этого важно проверить не линяют ли выбранные нитки. Чтобы позаботиться о прочности красок, следует прополоскать их в уксусном растворе(на 200 гр. воды — 3 ст. ложки уксуса).
Можно самостоятельно создать схему для вышивания. Помощником в этом станет специальная программа Stitch Art.
Если выбранная схема имеет большой размер, можно нанести на канву метки. Это позволит предотвратить смещение рисунка.
Когда мы учимся выполнять сложный рисунок, где присутствует много цветов, лучше не делать беспорядочные крестики, вместо этого их стоит наносить по рядно.
Чтобы добиться аккуратного и качественного вида изделия верхние стежки должны выполняться в одном направлении.

Чтобы готовая работа смотрелась органично, следует выполнять стежки в одном направлении. Чтобы готовая работа смотрелась органично, следует выполнять стежки в одном направлении

Интересно! Для вышивания крестом лучше использовать специальную гобеленовую иглу. Она не будет прокалывать волокна, вместо этого аккуратно раздвигая их.

Сегодня научиться вышивать крестиком не составит труда даже неопытному новичку. Потому что существуют самые разнообразные схемы, способные удовлетворить каждую рукодельницу.

Новые варианты схем для вышивания позволяют обновить устаревшие скатерти или же салфетки при помощи необычных узоров.

Огромный плюс вышивки крестом в том, что этот процесс расслабляет и дает возможность отдохнуть. Огромный плюс вышивки крестом в том, что этот процесс расслабляет и дает возможность отдохнуть

Благодаря подобной вышивке крестиком можно самостоятельно перенести на ткань любимых персонажей фильмов или же создать прекрасный роман. Современные интересные модели вышивок бывают разнообразной тематики. Это могут быть праздничные новогодние изделия или же лирические, детские, а также абстрактные схемы.

Благодаря кропотливой и внимательной работе вышивание крестиком станет настоящей отрадой для творческих людей. Причем из неопытного новичка рискнувшего заняться подобным рукоделием можно стать настоящим профессионалом, чьи изделия будут украшать дом многие годы и приятно удивлять гостей.

Преклоняюсь перед красотой и благородством этого вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные»(как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.

Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки(листка, лепестка и т. д. ) «обведённый» тамбурным или другим швом(тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил(как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые(верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны другу.

Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка.

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!

Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. И если «французский узелок» — это цыплёнок, то рококо — его мама, потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские»(труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему , самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани(продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение(как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками»(как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Вы можете также посмотреть:

Но на этом мы с вами не прощаемся, заходите ещё!
Подписывайтесь на обновления нашей странички на

Во время шитья или вышивания для создания и оформления своей работы используют различные швы. Делать каждый из них - это искусство, которому стоит научиться.

Декоративные и отделочные швы призваны создать рисунок, украсить, особым образом соединить детали. Видео их выполнения кажутся невероятно сложными, но попробовать стоит, ведь результат неотразим.


Виды швов

Швы бывают:

  • простые;
  • петельчатые;
  • вышивальные.

Простые швы

Подобные виды используются для соединения деталей и в тех случаях, когда они будут видны на готовом изделии.

Шов вперед иголку, самый простой, игла идет вперед, оставляя за собой ровную линию нити.

Шов назад иголку. Игла за работой проходит дальше точки выхода нити с изнанки. Стежок по наружной стороне идет в сторону, обратную направлению шва. В итоге получается выпуклый тонкий шов, двойной с изнаночной стороны.

Стебельчатый шов . Технология точно такая же, как в предыдущем, только выходит стежок на лицевую сторону примерно на середине высоты предыдущего. Лицевые стежки получаются длинными, словно лежащими друг на друге, изнаночные - тоже наклонные, но короткие.

Шов зигзаг осуществляется по технологии назад в иголку, однако вход на изнанку осуществляется поочередно на двух уровнях.

Шов уголки производится аналогично предыдущему, однако тут происходит повтор стежков дважды, за счет чего результат получается объемным. За счет прохождения по двум различным высотам формируются треугольники.

Подкладная восьмерка. Они формируются из двух параллельных линий стежков. Они выполняются вперед, но с переходом по высоте. С изнаночной стороны получаем схематические восьмерки.

Шов «вперед иголку»

Шов «назад иголку»

Стебельчатый шов

Шов «Зигзаг»

Шов «уголки»

«Восьмерка»

Очень часто используются потайные швы как машинные так и ручные, они просто необходимы для сшивания частей, деталей и частей изделия.

Петельчатые



Тамбурный шов

Декоративные швы этого типа формируются благодаря выпуклым петлям. Петли различными способами цепляются друг за друга, за рабочую нить или за основу, формируя различные рисунки.

Тамбурный петельный шов. Вышивается петля, концы которой расположены близко друг к другу. По задней стороне протягиваем нить к краю петли, выводим нить наружу и формируем следующую петлю. В итоге получаем широкие декоративные швы из выходящих друг из друга петель.

Шов «Петля»

Для создания декоративных элементов, используются украшающие швы:

  • петля;
  • полупетля;
  • восьмерка по тамбуру;
  • всевозможные петельные швы.

Шов петля состоит из отдельно лежащих крупных петель. Точки входа и выхода нити располагаются рядом. Тело петли крепится на основании. Петли пустые и могут располагаться так, как это понадобится. При помощи таких петель можно сформировать различные рисунки.

Шов «Полупетля»

Шов полупетля создается из полукруга от петли. Для этого точки входа и выхода разносятся на желаемую ширину. Остается половина петли, прикрепленная поперечным стежком.

Если петельный шов тамбур выполнить в виде замкнутого круга, то по центрам петель можно сформировать перекрестные восьмерки. Он проводится как подкладная восьмерка с той разницей, что восьмерки проходят по лицевой стороне.

Петельный шов палестрина. Сперва выполняется наклонный длинный стежок, после чего вокруг нижней части обвивается петелька. Вторая петелька обвивается вокруг верхней части. Нить уходить на изнанку и выполняется следующий наклонный стежок на той же высоте, что и предыдущий.


Шов «Палестрина»


Шов «Палестрина»


Шов «Палестрина»


Шов «Палестрина»

Еще одним подвидом петельных швов является редкий петельный шов. Игла проходит сверху вниз, выходя на лицевую сторону чуть выше лежащей петли. Каждый следующий стежок придерживает предыдущий.

Аналогично предыдущему выполняется шов колючки. С той разницей, что игла вкалывается с различных сторон от уже созданной петли, создавая стежки в различных от нее направлениях. Такие колючки могут состоять из двух, трех и более стежков. Если их много, колючки становятся похожими на звездочки или снежинки. Если выполнять его в 4 стежка и соединять между собой стежки соседних колючек, получится рисунок в виде ряда ромбиков, такой шов называют ромбиком.

Шов узелки выполняется захлестыванием рабочей нити вокруг иглы. Игла выходит на лицевую сторону и уходит обратно практически в той же точке, оставляя за собой скрученный пучок нити. Такие их виды выглядят как последовательность узелков, отсюда и название.

Шов рококо. Игла делает небольшой стежок с изнаночной стороны, оставаясь в ткани. На кончик иглы накручивается несколько витков нити. Рабочая нить протягивается через эти витки. Второй проход нити через витки с проходом через изнанку закрепляет стежок.

Петельный шов с настилом выполняется в 2 этапа. Первым этапом вышивается 2 параллельные полосы основания. Вышивание происходит способом назад иголку. Между швами не должно быть промежутка. Вторым этапом проходит настилание петель перпендикулярно полосам. Игла проходит по изнанке, выходя наружу под линиями основания и закрепляя петлю предыдущих стежков. Получаем выпуклую полосу декоративной отделки.

Редкий петельный шов

Петельный шов «колючки»

Шов «Узелки»

Шов «Рококо»

Петельный шов с настилом

Счетные швы

При счетной вышивке виды швов не столь разнообразны. Основной вид вышивки при счете - крест, отсюда и виды швов:

  • крест по вертикали;
  • крест по диагонали;
  • крест по горизонтали.

Формирование этих вышивальных швов производится в процессе вышивки и зависит от направления движения крестиков.

Вертикальный шов крестом

Диагональный шов крестом

Горизонтальный шов крестом

К этому же типу относят швы квадрат и роспись. Оба выполняются элементами вперед иголку, при этом рисунок формируется после двойного прохода по одному месту.

Гладь

Для глади декоративные швы наиболее характерны и многие петельчатые швы также могут считаться элементами вышивки гладью.

Простая двусторонняя гладь, когда игла постоянно выходит на лицевую сторону с одной стороны рисунка. При такой вышивке и с лицевой, и с изнаночной стороны формируется одинаковый рисунок.

При глади с настилом сперва вышивается контур, после этого он заполняется стежками и лишь потом по ним проходит заполнение контура. Нижний и верхний слои должны быть перпендикулярны.

Заполнение гладью вышивальных фигур может проходить длинными и короткими стежками, при этом они ложатся в одну и ту же сторону. Если в рядах менять длину стежков и вышить различные ряды разными цветами, получим шов с вливанием цветов.

Стебельчатый и тамбурный шов могут служить для заполнения сформированной ими фигуры, сперва закрывается контур. Это выглядит как цельный, яркий элемент.

Фестоны и гладьевой валик выполняются так же, как и петельный шов с настилом. Для фестонов сперва вышивается основание прерывистым швом вперед иголку в виде полукругов. Для валика берутся 2 свободные нити, выкладывающиеся по рисунку. В обоих случаях верхний слой выполняется петлями, закрепляющимися друг за друга. Такие декоративные швы часто используют для оформления скатертей и салфеток.

Самый распространенный способ вышивания гладью - штопка. Выполняется ряд параллельных стежков, потом направление меняется на перпендикулярное и каждый из них вплетается между существующими, как в ткани.

Двусторонняя гладь

Гладь с настилом

Шов фестонами

Гладьевой валик

Шов «Штопка»

Декоративные швы заполнения при вышивке гладью

Сюда входят такие виды швов:

  • рыбья косточка;
  • критский;
  • полупетля.

Шов полупетля для глади отличается лишь частотой накладывания дуг. Если для вышивальных швов допускались довольно большие расстояния между ними, то при вышивке гладью этого расстояния не должно быть вовсе.

Рыбья косточка может быть двух видов. В первом случае это 2 части простой двусторонней глади, соединенные вместе. В каждой части гладь вышивается в свою сторону. На стыке стежков формируется зигзаг. Выполняются они поочередно - в одну и в другую сторону. Рельефный шов рыбная косточка выполняется аналогично, с той лишь разницей, что стежки разных сторон не соприкасаются, а настилаются друг на друга.

Критский шов выполняется так же, как и рыбная косточка, только в конце каждого стежка выполняется не просто вкалывание иглы, а закрепление петли. Сочетание двусторонней глади и петельчатого шва.

Шов «Рыбья косточка»

Прорезная гладь

Прорезная гладь

Эта гладь создает невероятно нежные и красивые узоры вышивания, используемые в качестве отделки для постелей, аксессуаров и одежды. Внутренняя часть узора вырезана, а края обработаны петлями. Английская прорезная гладь и более сложное выполнение замысловатых рисунков - ришелье выполняются гладиевым валиком и валиком с пико.

Желательно не делать прорезанный рисунок полностью до тех пор, пока не будет выполнена обработка отверстий. По краю будущей прорези прошивается методом вперед иголку. Потом поверх него накладывается петельный шов валиком.

Все швы требуют внимания, терпения и опыта. Чтоб все получилось, достаточно просто захотеть.

Видео: виды ручных швов

Вышивание - одно из самых распространенных рукоделий. Очень полезно, особенно девочкам, научиться этому интересному занятию. Научиться вышивать можно довольно быстро, если проявить в работе внимание и терпение. Заготовьте иголки, наперстки, ножницы, нитки разного цвета, канву, материю. Затем решите, что вы будете вышивать.

Можно вышить носовой платок, кармашек на фартуке, нагрудник младшему братишке или сестренке, полотенце, салфетку, скатерть, занавеску, кайму на платье, мешочек и многие другие вещи.

Подобрав рисунок для вышивания, перенесите его на ткань. Для этого перерисуйте выбранный рисунок сначала на папиросную бумагу. Если папиросной бумаги нет, сделайте прозрачную бумагу сами. Возьмите кусочек гигроскопической ваты, намочите ее в любом растопленном масле, отожмите слегка и протрите ею лист простой писчей бумаги. Бумага станет прозрачной. Затем возьмите копировальную бумагу, а если ее нет, также сделайте ее сами, зачернив с одной стороны тонкую писчую бумагу мягким карандашом. Теперь переведите рисунок на материю; наложите переснятый вами рисунок на то место материи, где он должен быть вышит; сколите по одному краю рисунок и ткань; проложите между ними копировальную бумагу так, чтобы красящая сторона была обращена к ткани. Затем приколите кнопками рисунок, копировальную бумагу и материю к гладкому столу, чтобы они не сдвигались. Обведите с нажимом отточенным карандашом ваш узор. На материи получится отпечаток, по которому можно будет вышивать. Если ткань темная, перевод рисунка делается так. Рисунок приметывается к материи в том месте, где должна быть вышивка. Затем стежками «вперед иголкой», описанными ниже, прошейте весь узор по контуру так, чтобы бумага оказалась пришитой к ткани. После этого бумагу оборвите: на ткани останется рисунок, вышитый наметкой, по которой можно легко вышивать любыми вышивальными стежками.

При шитье или вышивании не надо слишком наклоняться, поэтому держите работу выше. Не прикалывайте материю к колену, как это часто делают, а к специально сделанной подушечке с песком, положенной на столик, как показано на рисунке 186. Подушечка должна быть достаточно тяжелой, чтобы не двигаться, когда тянется шьющая нитка. Иголку с ниткой держите большим и указательным пальцами правой руки, проталкивая ее наперстком, надетым на средний палец. Нитка проходит между безымянным пальцем и мизинцем. Левой рукой держите материю, приколотую к подушечке. Рука не должна касаться стола или подушечки и не должна опираться на них.

При работе без подушечки держите материю в левой руке поверх указательного, среднего и безымянного пальцев, придерживая большим и зажимая мизинцем. Левой рукой держите материю, приколотую к подушечке. Рука не должна касаться стола или подушечки и не должна опираться на них.

Вышивать удобно в пяльцах. Пяльцы бывают деревянные и металлические. Пяльцы - это два обруча, из которых один плотно вдвигается в другой. Диаметр обручей 20-30 сантиметров.

Материю в том месте, где ее надо вышить и где уже нарисован узор, натягивают на меньший круг и закрывают большим обручем. Ткань, «запяленная» таким образом, не мнется и не стягивается при вышивании.

Простейшие стежки

Стежки «вперед иголку» - самые легкие стежки. Иголку с ниткой при этих стежках пропускают через материю все время вперед до последнего стежка. Можно поднимать на иголку сразу несколько стежков и потом продернуть нитку - это ускоряет работу. Стежки можно делать и большие и маленькие, но обязательно одинаковые.

Стежки «за иголку» . Иголку с ниткой продевают на лицо материи и делают первый стежок, вкалывая иголку позади выведенной нитки и выкалывая ее из материи впереди стежка так, что расстояние между вводом иголки в материю и выводом ее из материи равняется трем стежкам. Продернув нитку, вкалывают иголку опять позади выведенной нитки, повторяя стежки, и т. д.

Стежки «строчка» . Это такие же стежки за иголку. Разница в том, что их делают один за другим без промежутков; причем иголка вкалывается всегда в конец предыдущего стежка, а выкалывается на расстоянии, равном двум стежкам. Стежки должны быть совершенно одинаковы. Стежки «строчка» с лицевой стороны материи похожи на машинную строчку.

Стежки «цепочкой» , или «тамбурные» , делаются с накидной петлей. Проколов иглой стежок, накидывают на него нитку и тогда вытягивают для следующего стежка.

Стежки «елочкой» . Их применяют для отделки каемочек на белье и платье.

Кроме этих несложных стежков, которыми пользуются при вышивании узоров, назовем еще стежки, применяемые для обметки материи. Обметка бывает простая и петельная.

Простая обметка . При простой обметке работу держат краем вверх и прямые стежки ведут справа налево на себя и наклонно. Делая стежки, надо стараться, чтобы они были равные и с одинаковым наклоном.

Стежки петельные . Прежде чем начинать обметку петельными стежками, загните край ткани на 3 миллиметра, чтобы она не вытрепывалась и обметка была бы ровнее.

Делается обметка петельными стежками так. Иголку вкалывают сверху вниз с изнанки материи на себя, затем вытягивается иголка с ниткой; на втором стежке опять так же вкалывается иголка, но прежде чем вытянуть ее, накидывается под острие петелька, и тогда только иголка вытягивается. На вытянутой нитке получится петля. Петля затягивается на краю материи. Стежки надо стараться делать равной величины и на равных расстояниях друг от друга.

Если делать мелкие стежки и сажать нитку к нитке вплотную, то получатся стежки, которыми обметывают борта узоров при вышивке ришелье, гладью и т. д., но об этом расскажем дальше. Петельными стежками делают также обметку платков, салфеток, нагрудников, фартуков, накидок на подушки.

«3вездочки» (разновидность петельных стежков). Наметьте центр «звездочки» и закрепите в этой точке нитку. Выведите иголку с ниткой на лицевую сторону материи, после этого вколите иголку в материю; нитку придержите большим пальцем левой руки так, чтобы образовалась петля. Теперь выведите иголку на лицевую сторону материи внутри петли, затем вколите иголку в материю за петлей и выведите иголку с ниткой наизнанку, этим стежком закрепите петлю, получится листочек. Если вы вышьете несколько таких листочков, получится «звездочка». В центре «звездочки» (нитками другого цвета) можно сделать узелок. Такими звездочками хорошо вышивать белье и детские вещи.

Стежки «бархатные» . Выдерните из материи две нитки параллельно одна другой и на расстоянии примерно сантиметра одну от другой. На материи будет два следа: верхний и нижний. Стежки «бархатные» шьются слева направо. Закрепите нитку на верхнем следе и выведите иголку с ниткой на лицевую сторону материи на верхнем следе. Затем вколите иголку в нижний след и выведите на лицевую сторону на нижнем следе слева от прокола. Теперь вколите в верхний след и выведите на лицевую сторону на верхнем же следе слева от прокола. После этого опять вколите в нижний след и выведите на лицевую сторону на нижнем следе и т. д.

Размер крестика может быть различным - и крупнее и мельче. «Бархатными» стежками можно украсить платье, салфеточку, дорожку, подшить подол юбочки, платья.