Натюрморты выдающихся мастеров стран западной европы презентация. Голландский натюрморт XVII в Учитель ИЗО,МХК









1 из 8

Презентация на тему: Голландский натюрморт

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления.

№ слайда 4

Описание слайда:

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.

№ слайда 5

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы.

№ слайда 6

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне.

Описание слайда:

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Презентацию выполнила:

учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна

Что такое натюрморт?

Натюрмоо́рт (фр. nature morte -

«мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение

передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в

нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из

самых первых выделился цветочный натюрморт в

произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и

натюрмортах Яна Давидса де Хема и его

последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно

найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы

или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой

уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской

живописи. «Малые голландцы » отразили в своих

работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»

(голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал

употребляться для обозначения жанра в середине XVII

века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:

«Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного

термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.

Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

«Обычные предметы, необычные образы» урок МХК в старших классах
общеобразовательной школы

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие в Нидерланды XVII в. и станем свидетелями важного в истории культуры события – станов

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим
путешествие в Нидерланды XVII в. и станем
свидетелями важного в истории культуры
события – становления нового жанра искусства.

XV век –золотой век искусства Нидерландов

Великие мастера XVII века

Интерес к миру вещей в Античности

Фрески –фрагменты стен вилл в Риме
и Помпеях (50 г.до н.э.-79 г. н.э.)

Франц Хальс Натюрморт –обманка

Караваджо. Христос в Эммаусе.1606. Фрагмет. Национальная галерея. Лондон.

Караваджо Корзина с фруктами. 1596-1597 гг. Пинакотека Амброзиана. Милан.

К.Массейс. Портрет менялы с женой.1514.Лувр. Париж.

Интерес к миру вещей

Что такое натюрморт?

Натюрморт (франц. nature morte, итал.
natura morta, буквально - мёртвая
природа; голл. stilleven, нем. Stilleben,
англ. still life, буквально -тихая или
неподвижная жизнь), жанр
изобразительного искусства (главным
образом станковой живописи), который
посвящен изображению вещей,
размещенных в единой среде и
организованных в группу.

Натюрморт –обманчив своей простоте

У Амброзиуса Босхарта
Старшего в его работе
«Цветы» в центре
изображены ландыш и
фиалка, стебелёк
незабудки, большой
золотистый ирис и два
тюльпана по сторонам. В
картине изображены два
мира: земной и небесный
- окно, небо и храм,
виднеющийся вдали.

Цветочный натюрморт

Расшифруй натюрморт
одного из первых
мастеров натюрморта
Амброзио Бальтазара

Vanitas

Vanitas –лат. «пустота,
тщетность, бесполезность,
ложность,
бессодержательность»
Предположи, что могли
символизировать музыкальные
инструменты в натюрморте

Завтраки

«Роскошные» натюрморты Виллема Калфа

Натюрморты с
драгоценной
утварью и
изысканными
яствами, которые
современники
относили к типу
“роскошных”, чаще
“прочитывались” ими
как призыв к отказу
от излишеств.

Рынки и лавки

Питер
Аерстен
Снайдерс
«Мясная
«Рыбная
лавка»
лавка» (1551 г.)

Подведем итоги

В натюрморте вещи показаны в неподвижном
состоянии, они пребывают в условном
вневременном пространстве.
Вещи даны как бы крупным планом, они
увидены вблизи и рассмотрены в деталях.
Будучи произвольно, сознательно
скомпонованный, натюрморт всегда содержит
в себе некое сообщение, тайное письмо
(криптограмму). Вещи превращаются в
символы.

Подведем итоги
Значения этих символов, содержание сообщений
отличается большим разнообразием, но чаще
всего носит мировоззренческий и даже
философский характер.
В конце XVI-XVII в. Возникают различные
центры натюрморта в Нидерландах. В деловом,
буржуазном Харлеме -“завтраки”, в
аристократическом Утрехте, издавна славящимся
разведением цветов, - цветочные букеты, в
портовой Гааге - обильные рыбные композиции,
в Лейдене (университетском городке) - “ученые”
натюрморты (так называемые Vanitas,
посвященные бренности жизни).

Подведем итоги
Историческое разнообразие
натюрмортов определяется тем, что они
фигурируют как специфическое
проявление художественных стилей и
национальных школ в их исторической
эволюции.
Бытование классического натюрморта
коротко - XVI-XVII века.

Проверь себя: какой из двух слайдов
относится к жанру vanitas?

Подошло к концу ваше путешествие в Нидерланды XVII века. Мы надеемся, что встреча с мудрым и таинственным миром классичесского натюрморта по

Подошло к концу ваше путешествие в
Нидерланды XVII века. Мы надеемся, что встреча
с мудрым и таинственным миром классичесского
натюрморта понравилась вам.Кузнецов,
Ю.Н.. Социальное содержание натюрморта. –М.:
http://ec-dejavu.ru/n/Nature_morte.html
Флора http://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii18.htm
и фауна, 1984
Натюрморт
в европейской живописи 16-начала 20 века.
http://art.1september.ru/articlef.php?
Каталог.
- М.: Советский художник, 1976.
ID=200601602
Випперhttp://www.vcc.ru/reshenie/2003-3/23
Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб., 2005.
Щербачёва
М. И., Натюрморт в голландской живописи. -Л.,
http://bibliotekar.ru/kholland/8.htm
1945; http://www.psyho-study.com/study.php?
Кузнецов
Ю. И., Западноевропейский натюрморт.- Л. - М.,
l=1&cat=1&file=15&page=4
1966;
Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.:
Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М.,
1968, с. 53-71;

Автор

Дымина Елена Викторовна, ст.
преподаватель кафедры истории,
преподаватель МХК и культурологии,

Управление педагогическим процессом.
Беседа во время показа
Вовлечение в диалог учащихся, используя эмоциональность восприятия учащимися.
Сл. 14 .Амброзиус Босхарт . Ваза с цветами . Интерес к натюрморту обострился в средине XVI века в связи с разделением живописи на жанры. XVII век –великий век расцвета натюрморта. Это был настоящий гимн жизни. В развитии голландского натюрморта возникло несколько направлений, но все они с изысканным вкусом, тонким чувством гармонии и великолепным живописным мастерством соединены в единое целое. Философ Спиноза, живший в XVII веке в Голландии, в своем известном труде «Этика» утверждал, что порядок и связь вещей в жизни такие же, как порядок и связь идей, и искусство натюрморта стало ярким подтверждением этого. В пристальном внимании художников к изображенным предметам выражено их отношение к быту голландских бюргеров, живших в богатой и процветающей стране. Сложность и неоднозначность жизни проявлялась в натюрморте в языке вещей, хорошо понятном авторам и современникам трудночитаемом сегодня.
Особое место в голландском натюрмоте занимали цветочные композиции: « blompot» (букв. «горшок с цветами») . Красота этого дара природы ни с чем не сравнима, тем более что в Голландии XVII в. была мода на цветы, многие из которых привозились из других стран (как например тюльпаны, впервые привезенные в Европу из Турции в 1554 г.). Стоили они очень дорого. Наличие цветов являлось признаком не только хорошего вкуса, но и преуспеяния. «Язык цветов» был хорошо знаком современникам живописцев. Давайте и мы попытаемся разгадать загадки цветочного натюрморта.
Сл.15.Амброзио Бальтазар
Сл.16. « vanitas» («суета сует»). Почти все натюрмортные композиции в той или иной форме отражают обобщенные образы, позволяющие задуматься о вечных проблемах человеческой жизни и ее скоротечности. С XVII в. Существует так называемый натюрморт «vanitas» («суета сует», цель которого можно выразить латинским изречением «momento mori» («помни о смерти!»). В таких натюрмортах часто изображаются: увитый плющом череп, увядшие цветы, раковина («пустая оболочка»), горящая или сгоревшая свеча, песочные часы. В ряде работ добавляются драгоценности, игральные карты курительные трубки, указывающие на тщетность земных наслаждений. Постоянно встречаются клочки бумаги, рукописи и печатные издания с изречениями: «Sic transt gloria mundi», «Finis coronat opus» («Так проходит слава земная», «Конец венчает дело»). Этот жанр сформировался в Лейдене интеллектуальном центре Голландии). В идейных основах этого направления причудливо переплетались средневековые представления о бренности всего земного, мораль кальвинизма и гуманистические идеалы мудрого человека, стремящегося к истине и красоте.
Сл.17 .Самые знаменитые голландские натюрморты – «завтраки». Это направление сложилось в Гарлеме. Обычно на картине изображались опрокинутые стеклянные бокалы, скомканные белые скатерти, наполовину очищенные лимоны со спиралевидно свисающей кожурой. Эти натюрморты также обладали двойным смыслом: устрицы считались деликатесом, но и входили в круг символов Афродиты (радости земной жизни). Такой натюрморт – это потрясающий портрет владельца. Исторические корни «завтраков» восходят ко времени, когда впервые появились групповые портреты стрелковых гильдий. Тогда любимым видом стало изображение торжественных встреч за банкетным столом. Первые подобные натюрморты отличались парадностью и торжественностью.
Сл.18. Во главе этого направления стояли два голландских мастера Питер Клас и Виллем Хеда. «Завтраки» этих художников отличаются простотой и серьезностью, отражая настроения и симпатии первого поколения голландских бюргеров, выросшего в независимой стране. На них всегда лежит отпечаток индивидуального вкуса; они полны спокойствия и незримого присутствия человека, налившего в бокал вино, нарезавшего лимон, отломившего кусочек булочки, небрежно бросившего на стол скомканную, но сияющую белизной салфетку. В.Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом» - пример поразительной точности и законченности. Виртуозно преданы прозрачность стекла и блеск металла. Обобщенно написанные фон и скатерть способствуют сосредоточенности на предметах. Натюрморт детален и в то же время лаконичен. Заглушая отдельные цвета и подчиняя их общему тону (буровато-золотистому у Класа и серовато-зеленому у Хеды), их колорит создает особое, несколько суровое и меланхолическое настроение.
В Голландии был рожден и так называемый «кухонный натюрморт», в котором еда изображалась не на обеденном столе, а на месте ее приготовления вместе с посудой для мытья, варки и обжаривания. Но издесь мы находим евангельские трактовки сюжетов.
Во 2-й половине XVII века место скромных «завтраков» Класа и Хеды заняли богатые и эффектные «Десерты» А. Бейерена и В Кальфа.
Сл.19. В.Кальф «Натюрморт с кубком и перламутровой раковиной».
В конце XVII в. голландское искусство вступило в период упадка.
Законодателем фламандского натюрморта были два крупных мастера – Ф.Снейдерс и Я.Фейт. Современники и соратники Рубенса, они органически не воспринимали природу в состоянии покоя. Материальные формы были для них проявлением динамической силы, составляющей основу всего существующего в этом мире. Для художников не было в природе ничего мертвого, под их кистью все неподвижное словно оживало – битая дичь, рыбы, мертвые олени, лебеди, зайцы. Тела рыб напряжены и прогнуты, рты их раскрыты в жажде воздуха. Искусство этих художников звало к жизни, прославляло жизнь. Оба художника были прекрасными анималистами и оживляли свои натюрморты фигурами живых птиц, зверей, собак, обезьян и кошек.
Ф.Снейдерс «Рыбная лавка». Какое впечатление производит на вас натюрморт?
В XVIII в. лидирующая роль в натюрморте переходит к Франции. Но о том, как развивался этот жанр в европейском и русском искусстве мы поговорим с вами позже. А сейчас давайте подведем итог нашему занятию.

Жан Кальвин Жан Кальвин (1509-1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений про-тестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пасто-ром, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо-браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели-гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро-вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако-вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще-ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному — в зависимости от контек-ста и от общего послания натюрморта.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте-ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI-XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна-чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само-влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор-тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы-брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве-дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж

На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606-1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож-ник изобразил сим-волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох-шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отри-ца-тель-ных обра-зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. . В центре букета мы видим сим-волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру-жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш-ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо-зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу-щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас-ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак-товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. . Другие символы спасе-ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес-смертную душу.


Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей

Картина Яна Баумана Ян (Жан-Жак) Бауман (1601-1653) — живо-писец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смы-словой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указы-вают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «дикови-нок», в том числе раковин. ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупи-тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.

Натюрморт в мясной лавке


Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год North Carolina Museum of Art

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508-1575) — голландский ху-дожник, также известный как Питер Длин-ный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображе-ния рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен-ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме-щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа-ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо-тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати-мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы-лает к Притче о блудном сынеВспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на рас-путную жизнь. . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем-ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда-ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут-ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке

Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведе-ния, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла перво-стихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висев-шие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изобража-лись лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579-1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.


Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год

Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая при-нято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. . На это указывают привязанные к корзине дере-вян-ные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые посто-янно сме-няют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он поду-мал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма-стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.

Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

На картине Геррита Виллемса Хеды Геррит Виллемс Хеда (1620-1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение пред-метов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.


Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание

Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа Питер Клас (1596-1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем хар-лемской школы натюрморта с ее геометриче-скими монохромными картинами. явля-ются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плот-ским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голланд-ский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккен-борх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок. Пер. Евгения Витковского

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа-сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо-дящим.

Vanitas, или «Ученый» натюрморт

Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.

Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека Юриан ван Стрек (1632-1687) — амстердам-ский художник, известный своими натюрмор-тами и портретами. ука-зывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богат-ства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмор-тах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изо-бразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что ис-кусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.

Источники

  • Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта.
  • Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа.
  • Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века.
  • Щербачева М. И. Натюрморт в голландской живописи.
  • Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины XVI - XVII века. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина.