Воспитание в семье курагиных. Cочинение «Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

В своем творчестве Лев Толстой часто обращается к теме семейных ценностей. Взаимоотношения родителей становятся моделью поведения для детей в будущем.

Образ и характеристика семьи Курагиных в романе «Война и мир» отражает неприемлемые нормы морали аристократического общества России начала XIX века.

Князь Василий

Старший Курагин занимал важное место при дворе Александра I. Отцу семейства было за 50 лет уже в начале повествования, он был дальним родственником Пьера Безухова, которого потом благополучно женил на своей дочери. Князь имел некоторое влияние при дворе, но тщательно экономил свои связи, старался подавать прошения в личных целях, часто отказывая просящим родственникам.

Чувствуя себя значительным человеком в высшем обществе, он всегда выражался изысканно покровительственным тоном. Василий Сергеевич был отличным чтецом, ему приходилось читать самой царице, поэтому везде князь держался уверенно, посещал вечера исключительно знатных особ, где мог встретить нужных ему людей.

Вельможа носил мундир со звездами и был всегда вымыт до блеска облысевшего лба. Походка была грациозной, движения свободные, даже фамильярные. Василий Сергеевич говорил басом, способным разрешить все проблемы, которые возникали у него на жизненном пути. Монотонная ленивая речь давала собеседнику понять, что князь говорит о том, о чем прекрасно осведомлен.

Опыт придворной жизни сделал Курагина самоуверенным, равнодушным к чужому горю, насмешливым ко всем, кто ниже его был по чину. Отеческие чувства мало волновали князя, он считал детей обузой жизни, обоих сыновей называл откровенно глупыми.

Князь Василий тщательно выбирает круг общения, стараясь проводить время в кругах, где много людей, выше его рангом. Как только выгодное знакомство появлялось на горизонте, Васили без промедления вступал в контакт, без подготовки и раздумий, стараясь не упустить представившейся случай. Каждую ситуацию, возникшую случайным образом, где можно было повернуть дела на свою пользу, герой использовал в полную силу.

Целью его жизни были новые более выгодные места по службе и нагрудные звезды, подчеркивающие статус и государственную важность.

Младший сын Анатоль

Парень обладал высоким ростом и красивой внешностью. Большие лучезарные глаза придавали лицу победоносное выражение, добродушное и веселое. Румянцы на щеках подчеркивали отменное здоровье кавалергарда. Черные брови указывали на молодецкую удаль. Копна русых волос соблазнительно спадала на белый, правильный лоб.

Сын учился за пределами России. Армейская карьера развивалась удачно при поддержке отца. Имея успех у женщин, Анатоль гордиться своей репутацией ловеласа. В женском обществе щеголь ведет себя свободно, может поддержать разговор на любую тему.

Петербург вскружил голову начинающему офицеру, он не пропускал ни одного кутежа у Долохова, был заводилой всех скандалов и приключений. Алкоголь будоражил кровь молодому человеку, в пьяном виде он был способный на любой поступок.

Младший Курагин мог позволить себе многое, не экономил на развлечениях, отец гневался на него за расточительство. Когда денег не хватало, Анатоль тот час одалживал большую сумму, полагаясь, что отец отдаст долги. Этого человека не волновало, что чувствуют люди вокруг него.

Сватаясь к Марье Болконской Курагин, не задумываясь о последствиях, флиртует с мадамузель Бурьен. Высокомерное отношение к женщинам не уменьшает их интерес к нему, как к знатному жениху. Он свел всех девиц с ума, сам был не против жениться с целью обогащения, высматривал партию с приданным.

В поле зрения попадает юная Наташа Ростова, которая, будучи помолвлена, ждала Андрея Болконского из Турции. Анатоль употребил все свое умение соблазнения девиц, чтобы завоевать расположение девушки. Влюбившись в подлого обманщика, Наташа решается с ним бежать. Побег сорвала Соня, Ростова узнала возмутительные подробности личной жизни несостоявшегося жениха. В результате алчного замысла помолвку с князем Болконским пришлось расторгнуть.

Оказалось, что два года назад Курагин женился в Польше под натиском родителей обесчещенной девушки. Сбежав от жены, Анатоль заплатил отцу за то, чтобы в России мало кто знал об этой оплошности.

Дочь Элен

Черноглазая красавица обладала античными формами и могла покорить любого мужчину. Девушка была модницей, знала толк в драгоценностях, пользовалась шикарным парфюмом. Княжна без труда обворожила молодого Пьера, наследника огромного состояния. Она разожгла в сердце юноши такую страсть, что он болезненно хотел обладать ею. С помощью отца княжна быстро стала графиней Безуховой, чтобы не упустить добычу.

Светскую львицу Элен знает весь Петербург, у нее огромное количество друзей. Графиню Безухову посещают послы других государств. Поклонники высшей аристократических кругов России прикладываются к ее руке. Но Толстой считает героиню глупой, может быть, потому что она не сумела прилично распорядиться своим положением, принести пользу обществу с высоты своего статуса.

Чувственная натура, она любит свое тело, ценит в жизни плотские удовольствия, шампанское и балы. Звезда приемов, украшение праздничного вечера, женщина смогла влюбить в себя даже принца. Это повод считать героиню умной, сам Румянцев посетил ее дом.

Любовникам Элен нет числа, через постель она устраивает карьеру мужа. Страсть заставляет женщину требовать у Пьера развод. Чтобы добиться своей цели, Курагина принимает католическую веру и ждет от Папы Римского разрешение расторгнуть брачные узы с графом Безуховым.

Внезапная болезнь приводит к скоропостижной кончине несчастной. Официально женщина ушла из жизни по причине воспаления легких, но ходили упорные слухи, что истинный диагноз относился к венерической теме и скрывался родственниками по причине стыда.

Сын Ипполит

Во времена Льва Толстого внешний вид старшего из сыновей князя выделялся из аристократической толпы. Парень тщательно следил за собой, придерживался модных тенденций, но носил вычурные вещи. Герой свои панталоны называл цвета испуганной нимфы.

Ипполит не знал, куда пристроить тонкие длинные конечности, которые, казалось, двигались самостоятельно. Стараясь придать умное выражение лицу, князь выглядел весьма глупо и смешно. Отец говорит о нем, как о спокойном дураке, по сравнению с буйным Анатолем.

Одно время Андрей Болконский ревновал героя к своей жене Лизе, хотя считал, что тот ведет себя в высшем обществе, как шут. Его речь выделяется французским акцентом, что часто встречалось в те времена в аристократических семьях. Представители знати говорили лучше на французском языке, чем на родном.

Ипполит хорошо владеет английским языком. Под протекцией отца князь строит карьеру посла.

Автор не распространяется о княгине матери, упоминая о ней только как о старой толстой женщине. Курагины лишены моральных ценностей, их жизненным приоритетом является личная выгода, обогащение и праздность.

Проблема семейного счастья и взаимоотношения членов семи раскрывается в романе «Война и мир» на примере нескольких аристократических семейств. Л.Н. Толстой показывает, как семейные устои и традиции влияют на формирование характеров членов семьи и как уживаются люди с разными темпераментами и взглядами.

Семья Курагиных – антипод Ростовых. Это очень богатые и влиятельные люди, но вот души у них черствые. Влиятельности добивалось не одно поколение Курагиных, причем не добрыми делами, а знакомствами и связями с «нужными» людьми. Семейство сравнительно небольшое, состоит из пяти человек: Василий и Алина Курагины, Ипполит, Анатоль и Елена.

Василий Сергеевич Курагин – отец семейства, мужчина лет чуть больше 50-ти. Некогда он занимал важную чиновническую должность и был знаком даже с императрицей. Знакомства с влиятельными лицами правительства часто помогают ему решать важные вопросы. Об общественных делах Василий Сергеевич особо не печется.

Курагин умеет располагать к себе людей, убеждать их. Для него не проблема заслужить доверие. Свои таланты мужчина использует в корыстных целях. Тем не менее, в его семье все это не действует. Дети практически не слушаются отца.

Образ Алины Курагиной раскрыт в романе очень скупо. Автор рассказывает, что это полная женщина, которая не отличается ни умом, ни красотой. Алина завидует своей дочери Елене, вернее, ее красоте. Эти чувства грызут сердце и душу женщины.

Ипполит Курагин – сын Василия и Алины. Он служит секретарем в посольстве. Природа не наградила Ипполита привлекательной внешностью, как его брата и сестру. Спокойный темперамент, учтивость, умение сдерживать себя и таланты к языкам помогают мужчине в службе. Он знает французский и английский, но в остальном умом не отличается. О возрасте Ипполита Л.Н. Толстой не говорит.

Анатоль Курагин – младший сын. О возрасте этого героя Толстой говорит кратко: «молодой человек». Анатоль – полная противоположность брата по темпераменту. Он создает немало проблем своему отцу. Парень ведет разгульную жизнь, считая ее проявлением роскоши. Он проматывает состояние отца в пьянках и карточных играх. Василий Курагин пытается исправить своего сына, отправляет его на учебу во Францию, но учиться парень не желает, поэтому попытка результатом не увенчалась.

Анатоль не любит манипулировать людьми, играть с чувствами девушек. Он «завоевывает» сердце Наташи Ростовой лишь для того, чтобы развлечься, расторгнув ее помолвку с Андреем Болконским. После Наташи было предложение Мари Болконской, которая являлась выгодной партией. Но Анатоль получил отказ, так как заметили его интерес к прислуге.

Некоторое время герой пребывал на военной службе, которая закончилась для него ампутацией ноги. После операции Анатоль долго не мог прийти в себя, дальнейшая его судьба не известна.

Дочь Курагиных Елена прекрасна внешне. Утонченная фигура и изящные черт лица делают ее лакомым кусочком для мужчин. Елена глупа, но умеет подать себя, поэтом окружающие уверены: перед ними девушка с незаурядным умом.

Богатство для героини на первом месте, поэтому девушка выходит замуж за Пьера Безухова. Любви к мужчине она не испытывает совсем. После свадьбы она даже не думает оставить разгульный образ жизни. Достаточно долго она убеждала мужа в своей верности. Через некоторое время Пьер узнает, что жена ему изменяет. Елену же ни капельки не мучают угрызения совести. В людях она ценит внешность, поэтому толстый Пьер вскоре надоел ей. Чтобы получить развод женщина даже готова стать католичкой. Сделать этого она не успела, так как скоропостижно скончалась, предположительно из-за попытки прервать беременность.

Члены семейства Курагиных глупые и душевно черствые, что и стало причиной их несчастливых судеб.

Во всех больших произведениях Л. Н. Толстого семейная тема проходит красной нитью, но, пожалуй, только семья Курагиных в романе «Война и мир» вызывает столько отрицательных эмоций у читателя.

Характеристика и описание семейства Курагиных в романе «Война и мир»

Рассмотрим по пунктам, что представляет собой эта семья, какие у них цели, занятия, интересы, отношения между собой и к окружающим.

Где живут Курагины

Князь Василий, отец семейства, появляется в первых строчках романа в салоне Анны Шерер. Это кружок высшего света, место, где встречаются аристократы, приближенные к императору сановники. Все они имеют огромное влияние на судьбы страны.

Немыслимо представить, чтобы они жили где-либо еще, как не в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Кроме Анатоля Курагина, который «отослан» отцом в Москву за то, что тот стоил ему слишком многих денег — сорок тысяч рублей в год. В Москве Анатоль жил скромнее, в конно-гвардейских казармах.

Отношения в семье Курагиных между детьми

Младшее поколение князей Курагиных представляет собой тип светских, испорченных богатством и знатностью молодых людей. Они веселы и легки в общении, ими можно увлечься, но даже между собой они не способны на высокие чувства.

Анатоля и Элен связывает притяжение двух красивых, здоровых животных. Они симпатизируют друг другу и порой помогают «по-братски» в достижении своих страстей, связанных с похотью и деньгами. Каждый из них по-своему успешен: Анатоль – знаменитый в высшем обществе повеса, Элен – красавица и светская львица.

Они любуются друг другом и чувствуют практическую пользу – роль одного усиливает роль другого. Их взаимная симпатия даже вызвала нелицеприятные толки в свете (возможно, не без оснований, как намекает автор), отчасти из-за этого Анатоля и отправили в Москву.

Старшему сыну Ипполиту в романе уделено меньше внимания. Он изображен дегенератом, не способным на какие-либо искренние чувства. Все в нем напоказ, с самым уверенным видом он произносит совершенные глупости. Впрочем, это не мешает ему занимать дипломатический пост.

Его брат и сестра вполне довольны Ипполитом просто потому, что он Курагин, один из них. Они готовы были бы и посодействовать ему в карьере, если бы это потребовалось, потому что все Курагины должны жить хорошо и иметь приличное положение в обществе, иначе просто не мыслимо. К тому же брат и сестра ценят его за то, что он безвредный дурак, он им не опасен, как конкурент.

Проблема отцов и детей Курагиных

Отношение князя Василия к своим детям подкупает своей открытой, беззлобной циничностью. Анатоля он хочет выгодно женить, потому что тот слишком дорого ему обходится. Элен выдает замуж за Пьера, так как надеется и сам поживиться миллионами Безуховых.

Дети считают практицизм и бездуховность родителей нормой , они с полуслова понимают отца и способствуют всем его начинаниям.

Как это ни парадоксально, проблемы отцов и детей в семействе Курагиных нет. Здесь царит почти полная гармония. Почти — потому что, хотя нет идеологических противоречий между ними, но есть противоречия интересов на уровне богатства, знатности, удовольствий.

Княгиня Курагина (редко появляющийся в романе персонаж) мучается завистью к дочери, когда Элен вступает в «блестящий» брак с Пьером Безуховым. Анатоль злится на отца, когда тот не дает ему денег.

Отношение к слугам Курагиных

Для князей Курагиных слуги – это просто слуги, почти неодушевленные существа, призванные обеспечивать их комфорт. Князья не вступают с ними в человеческое общение, это «не комильфо».

Тон отношений с ними барски-презрительный. Это утвержденная форма общения, переступать за которую – табу.

Отношение к войне и Наполеону у Курагиных

Любые политические или религиозные взгляды во вселенной Курагиных не столь важны в сравнении с их личными интересами. Князь Василий в силу своего общественного положения высказывает некоторые политические воззрения, всегда близкие к общему направлению мыслей его окружения. Даже во время войны он ищет только собственную выгоду.

Ипполит способен рассказать патриотический анекдот, возвышающий его Государя над другими европейскими владыками. Перед войной он презрительно отзывался о Бонопарте, считая его недостойным выскочкой. Анатоль и Элен, младшие дети Курагиных, совершенно не интересовались политикой.

Когда началась война 12-го года, это коснулось всех русских людей. Но Курагины в ней хотели только выжить, что не всем удалось. Анатоль был ранен в битве при Бородино, ему ампутировали ногу, после чего он скончался. Элен сбегает за границу и впоследствии умирает от постыдной болезни.

Авторское отношение к Курагиным

Лев Николаевич, как антитезу другим героям, вывел в образах Курагиных беспринципных индивидуалистов. В дни тяжелых испытаний они оказались бесполезным и даже вредным грузом для Отечества. Народ победил Наполеона вопреки таким людям.

По глубокому убеждению Толстого, в семье должно быть теплое, человеческое начало, основанное на взаимной любви, терпении, бескорыстной помощи ближнему. Только такой союз можно называть истинной семьей.

Анализируя судьбы своих героев, Толстой приходит к выводу, что жизненная философия Курагиных ведет к гибели их самих и несет вред окружающим.

Анатоль соблазняет юную наивную Наташу, будучи сам женат, тем самым разрушив ее будущий брак с Андреем Болконским. Распутное поведение Элен приводит Пьера на грань жизни и смерти, а затем — к глубокому духовному кризису.

Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных

Драматично и трогательно описаны семейные отношения Болконских. Старый грозный князь, которого и боятся, и искренно любят его дети. Трепетная Мари, обожающая своего брата. Когда Андрей Болконский осознает, что желает славы, людского почитания, он, пройдя суровые испытания, раскаивается в этом, меняет свою жизнь. Анатолю рефлексия вообще не свойственна. Он не только о других людях, но и о себе не задумывается.

Семейство Ростовых Толстой описал с особенным вниманием. Здесь царит любовь. Пылкая, обаятельная Наташа – душа этой семьи. Ее обожают даже слуги, несмотря на ее капризы.

Когда Николай, старший из детей Ростовых, проигравшись в карты, небрежно просит отца оплатить его долг, тот, смутившись, быстро соглашается. Через минуты, устыдившись своего поступка, Николай со слезами просит прощения. Такая сцена немыслима в семействе Курагиных.

Цитатная характеристика семьи Курагиных

Об Элен он говорит: «Где вы - там разврат, зло».

Глава семьи, князь Василий, так говорит о своих отпрысках: «Мои дети - обуза моего существования. Это мой крест». Ипполита он характеризует «покойным дураком» , а Анатоля, младшего сына, - «беспокойным» .

Цитата Элен из романа говорит сама за себя: «Я не такая дура, чтобы иметь детей».

Семья Курагиных в романе “Война и мир” представляет собой особый союз, который держится на общности интересов и целей. Назвать семьёй в полном смысле слова это объединение конечно же нельзя: ни любви, ни заботы, ни искренности в отношениях между родственниками нет.

Характеристика семьи Курагиных

Глава семьи, князь Василий, лицемер, мошенник, обманщик и лгун. Дети переняли у него все моральные принципы, поэтому и Элен, и Ипполит, и Анатоль -также бездушны и лживы, как их отец. Князь Василий, как ни странно, очень уважаем в обществе – что подчёркивает поверхностное отношение знати к истинной сути человека. Красивая обложка, хорошие манеры, умение “держать себя” – этого достаточно, чтобы слыть достойнейшим представителем аристократического общества.

Князь Василий является ближайшим родственником умирающего графа Безухова и всеми возможными средствами пытается достичь получение наследства. Когда его афера с кражей портфеля с документами терпит крах, он сближается с Пьером. Помогает ему справляться с управлением наследством, попутно обворовывая молодого человека. Идея женить богатого наследника на своей дочери становится ещё одним пунктом плана по завладению богатством Пьера Безухова. Любители лёгкой наживы, все члены семьи подыгрывают в этом спектакле, и Пьер оказывается в положении жениха, сам того не желая.

Глава семьи Курагиных имеет массу нужных знакомств, ему интересны только те, кто может быть полезен, за чей счёт можно поднять статус и улучшить материальное положение. В разговорах о детях Василий Сергеевич часто упоминает, что они являются “обузой”, его “крестом”. Тем не менее он хлопочет о карьере сыновей, пытается устроить их судьбы таким образом, чтобы они ни в чём не нуждались.

Про супругу князя Василия – Алину Курагину известно очень мало. В молодые годы эта женщина блистала красотой, с возрастом она изменилась – сильно пополнела. Вероятно именно её внешние данные стали причиной выбора женщины на роль супруги Курагина.

Элен Курагина

Дочь Василия Сергеевича – Элен Курагина считается самой красивой женщиной Петербурга, она юна, изящна, хитра и коварна. Героиня пуста и холодна, она привлекает всех откровенными нарядами, внешностью, загадочностью, за которой нет глубины чувств, душевных качеств, теплоты. Брак с Пьером становится для Элен возможностью блистать в светском обществе, менять наряды, принимать гостей и заводить любовников. Слабохарактерность мужа влечёт ко вседозволенности Элен: она презирает его, изменяет и не скрывает своих чувств. Образ Элен в романе – символ внешней красоты, за которой нет достойного содержания, она олицетворяет светских дам, пустых и холодных. Такие женщины не создают уют, не стремятся завести детей, семью, не способны сопереживать и быть поддержкой мужу. По этой причине автор убирает Элен из сюжета: она умирает от грудной ангины в возрасте 32 лет.

Ипполит и Анатоль

Ипполит – старший сын Курагиных, на характеристику которого выпала львиная доля авторской иронии и сарказма. Толстой называет его “милым” молодым человеком, замечая, что тот удивительно “дурен собой”. Ипполит не только безобразен внешне – в лице и фигуре – его внутренний мир также убог. Природа не наградила отпрыска Курагиных умом и красноречием, он откровенно глуп, а выражение лица выдаёт черты “идиотизма”. Автор прямо отмечает, что оба сына Курагиных – Анатоль и Ипполит – “дурни”. К счастью родителей, Ипполит спокойный “дурень”, чего нельзя сказать об Анатоле. Ипполит, благодаря отцу, занимает место в посольстве на должности секретаря.

Анатоль Курагин – младший сын четы Курагиных – удивительной красоты молодой человек. Его портретная внешность, привычки щёголя – такая же пустая оболочка, как и внешность сестры. Анатоль – любитель драк, пьяница, игрок и повеса. Отец пытается устроить свадьбу сына с богатой невестой – княжной Марьей, но любовь к женскому полу и развлечениям выдаёт его. Анатоль не таков, как отец, он скорее бестолков, чем хитёр. Его страсть – безответственность, распутство и веселье, менять женщин и прожигать свою жизнь – вот то, что является смыслом жизни героя.

В нашей статье даётся описание всех членов семьи Курагиных. Этот материал будет полезен при подготовке к сочинению “Семья Курагиных”.

Тест по произведению

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства. Среди персонажей " Войны и мира " Курагины живут, зная во всем мире только личный свой интерес и

энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи - Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Василий Курагин

Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица". Говорил князь на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся" . На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер " женить блудного сына Анатоля " на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

Элен Курагина

Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее " однообразную " , " неизменяющуюся " улыбку и " античную красоту тела " , она напоминает прекрасную, бездушную статую.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность, вступает в брак только ради своего собственного обогащения.

Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной.

Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Элен Безухова - не женщина, она скорее, животное. Ни у одного романиста не встречался еще этот тип развратницы большого света, которая ничего не любит в жизни, за исключением своего тела. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов.

Как и говорила Элен, в свете после дуэли и отъезда все считали Пьера наивным дураком. Она вновь стала жить с мужем и создала свой салон.

"Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума". Это несказанно удивляло Пьера, который знал, что Элен была очень глупа. Но она так умела преподать себя, что никто об этом не задумывался.

Негативную роль сыграла она и в судьбе Наташи Ростовой. Ради забавы, пустой прихоти Элен испортила жизнь молодой девушке, подтолкнув ее к измене, и даже не задумалась об этом.

Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению". Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. "Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.

В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем".

Ради собственного блага она предает самое святое - веру, принимает католичество. Этим, как ей казалось, она освобождает себя от нравственных обязательств, данных Пьеру, став его супругой. Элен решает связать свою судьбу с одним из двух ее поклонников. В начале августа все совершенно определилось, и она написала мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она просит исполнить все необходимые для развода формальности. Но Пьер не получил письма, он был на войне.

В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, несмотря на то, что уже собиралась выйти замуж за одного из влиятельнейших вельмож, но, к несчастью, старика.

В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг.

Ипполит Курагин

"… Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой … лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение ".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам " в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках ". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя.

Отец Князь Василий называет Ипполита " покойным дураком " . Толстой в романе - " вялым и ломающимся " .

Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин, по мнению Толстого, " простой и с плотскими наклонностями " . Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

"Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.

Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

Женитьба на " богатой уродливой наследнице " - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением.

Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься.

Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить.

Прекрасные большие глаза дурака Анатоля " притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина. Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг. Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало.

Анатоль обратив внимание на хорошенькую m-lle Bourienne , решил, что и в Лысых горах будет не скучно.

В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой.

Анатоль казался княжне Марье добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни, возникали в ее воображении. Анатоль же думал: "Бедняга! Чертовски дурна".

M-lle Bourienne думала о том, что этот русский князь увезет ее и женится на ней.

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное.

В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду.

После разговора с отцом княжна пошла к себе через зимний сад и увидела Анатоля, страстно обнимающего m-lle Bourienne.

Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: "Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына".

Князь Василий благодаря опрометчивому поведению Анатоля остался ни с чем.

В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой.

Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет. И, если Наташа скажет " да " , он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился.

На следующий день в разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы. На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.