Темы проектов и исследовательских работ по изо и мхк. Организация внеклассной работы по изобразительному искусству Творческая работа по изобразительному искусству

Инамова Шохсанам Зафарбековна
Учебное заведение: школа № 34 города Намангана
Краткое описание работы: Урок расчитан на 45 минут для четвёртого класса. Целью урока является не только научить рисовать подводных жителей, но и дать короткую информацию о мифах и легендах, ознакомить с подводными жителями, с местом обитания подводных жителей. Развить мышление учащихся, наблюдательность, умение делать выводы, рисовать изображение рыб и других обитателей использовав геометрические фигуры.Научить просто так восхищаться красотой окружающей нас природы,любить и беречь природу.Привить интерес к изобразительному искусству.

Сергазина Бибигуль Жусуповна
Учебное заведение: КГУ "ПДЦСО" акимата СКО г.Петропавловск
Краткое описание работы: Учить детей рисовать нетрадиционными способами, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисованием пальчиками). Закреплять умения детей рассказывать стихотворение по опорной схеме. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать

Хамантова Галина Юрьевна
Учебное заведение: МБУДО "Полазненская детская школа искусств"
Краткое описание работы: В работе раскрывается тема взаимодействия творческих коллективов преподавателей и учителей изо на уровень самообразования, приведены планы и формы работы творческого объединения преподавателей художественных дисциплин "Вдохновение" с 2014 года

Зайцева Лилия Николаевна
Учебное заведение: МБОУ ООШ №12
Краткое описание работы: На первом уроке нового учебного года мы обратимся к теме под названием «Пейзаж нашей Родины. Мой любимый город Муром.» У каждого из вас есть уголки природы, местечки, где вам приходилось бывать и которые остались в ваших воспоминаниях.

Организация внеклассной работы по изобразительному искусству

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения .

Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся. Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными .

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Формы внеклассной работы по изобразительному искусству

Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т.д. .

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

Одновременно с учебной работой педагог ведет большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии . Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками .

Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т.п.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй - по инициативе педагога .

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах . Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в среднем звене (четвертый - шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием.

Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашенным специалистом - искусствоведом, художником, архитектором и т.д. Если учитель имеет возможность пригласить опытного специалиста, то он должен заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Помещение, в котором будет читаться лекция, должно быть тщательно подготовленным. Нужно предусмотреть все до мелочей: место для лектора, проекционный фонарь, указку и т.д.

Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

Доклады , как правило, делают сами учащиеся . В качестве докладчиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилейными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы.

Тема для предстоящего доклада вручается школьнику недели за две. Первую неделю он разрабатывает план, знакомится с литературой по данному вопросу, подбирает необходимый иллюстративный материал. В течение первой недели нужно проверить, как ученик готовится к докладу, подсказать, как лучше развить тему, какими материалами ее дополнить, на чем сделать акцент. Вторая неделя отводится для написания доклада. Одновременно с докладчиком готовятся и остальные учащиеся. Они могут выступить в назначенный день и в качестве содокладчиков, и как оппоненты.

Доклады можно проводить либо в определенном классе после урока, на котором затрагивалась тема доклада, либо в изокружке, где эта тема была предметом обсуждения.

В настоящее время появилась такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия [ 3].

Артстудия не лечебный кабинет, как это описывается у других авторов, а студия, в которой могут применяться некоторые из методов арттерапии. Поэтому в педагогическом направлении арттерапии специалист-практик ставит профессиональные задачи и предлагает пути их решения, отличные от классической работы арттерапевта. Артпедагог в большинстве случаев работает с нормальными детьми, не имеющими особых отклонений.

Артстудия - комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из практического опыта и возможности использования помещений. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию, ребенок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный мир.

Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты - психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Медиасредства. В последние годы все шире используются различные виды медиапродукции. Во многих школах уже проводятся систематические уроки с использование видеофильмов по различных дисциплинам .

Тема фильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвященный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или определенному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Эту беседу учитель может провести либо перед просмотром, либо после него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоится после просмотра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе.

Фильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства. Они наглядно раскрывают технику живописи, рисунка, скульптуры, графики. Возможности медиасредств позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живописи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или, наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения.

Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе .

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, однако доступном для относительно широкого круга учащихся. В преподавании факультативных курсов, естественно, потребуется и своя методика, и свои формы организации занятий. Здесь широкое применение получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм самостоятельной творческой работы школьников.

Подготовка к факультативным занятиям по истории изобразительного искусства должна быть несколько иной, чем к классным занятиям и беседам об искусстве. На этих занятиях учителю следует создавать обстановку, близкую к вузовской: использовать форму лекционного сообщения материала, доклады учащихся с последующим обсуждением, назначение оппонентов и содокладчиков, более глубокое изучение некоторыми школьниками отдельных тем в виде подготовки рефератов и т.д.

Таким образом, существует достаточно большое количество форм организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Выбор формы зависит от конкретных задач, решаемых педагогом, и материально-технического оснащения учебного процесса.

Но наиболее распространенной формой организации внеклассной работы является кружковая работа или изостудия.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» КБР

конференция учащихся «Дорогами открытий» НОУ «Истоки»

МУДО ЦДТ

Художественные материалы

Проектно-исследовательская работа

по изобразительному искусству

Руководитель: Апухтина Н.Р .- педагог дополнительного образования МУДО ЦДТ

2018год г.о. Прохладный

Введение … ……………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретическая часть …………………………………………….

1.1 Актуальность исследовательской работы.

Цель, гипотеза, задачи ………………………………………………..4

1.2 Методы исследования…………………………………………………….4

Глава 2 Практическая часть ……………………………………………

2.1 Цель практической части и методика исследования……………………5

2.2 Работа с литературой по данной проблеме ……………………….. …...5

2.3 История рисунка. Поиск информации о рисунке в … . …………..

2.4 Материалы для выполнения рисунка. …………………………………..6

2.5 Выбор вида работы и презентация этой работы… …………………….8

2.6 Мой вернисаж………………………………………………………………8

2.7 Вывод по практической части …………………………………………….9

Заключение ……………………………………………………………… ……9

Список используемых сайтов и литературы ……………………………. ….9

Приложение……………………………………………………………….........10

ВВЕДЕНИЕ

Взрослые часто спрашивают, что любят делать дети. Мы, дети, любим играть, слушать сказки и, конечно, рисовать. Я люблю рисовать. А ещё больше люблю смешивать краски и экспериментировать с цветом. Так родилось увлечение рисованием.

Когда я занята творчеством, у меня улучшается настроение, я забываю обо всех неприятностях, ведь рисование - невероятно увлекательное занятие. Можно создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев. Изобразительное творчество развивает интуицию, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть. Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии. Но не каждый, кто смотрит, умеет видеть. А художник умеет видеть мир по-особому. Художник настоящий волшебник. Только он умеет изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить своё к ней отношение.

Дорога в искусство начинается в твоей душе, в твоём сердце. Когда

появляется какой-то навык в рисовании, хочется научиться новому, мы на занятиях пробовали рисовать разными материалами и в разных техниках. Ведь изображать(рисовать) можно не только карандашами и красками. Увлекли меня нетрадиционные техники рисования.

Подробнее знакомясь с разными материалами, мне захотел узнать историю рисунка. А потом решила провести эксперимент - попробовать создать рисунок, используя разные материалы и техники рисования

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Актуальность исследовательской работы. Цель, гипотеза, задачи.

В начальных классах дети любят рисовать. Рисование помогает в обучении. Рисование развивает интуицию, мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир ребёнка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.

Как помочь ребёнку открыть себя полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа с рисунком. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир образов. На занятиях изобразительного искусства мы выполняли рисунки кисточкой, карандашом, пальцем, использовали кляксографию, воскографию. Естественно возник вопрос, а чем ёщё можно рисовать. Так появился исследовательский проект.

Цель : выяснить различные способы выполнения рисунка.

Гипотеза: для чего человеку нужны рисунки?

Задачи:

    Познакомиться с историей рисунка

    Исследовать

    Изучить литературу по данной проблеме

    Организовать выставку своих работ

1.2 Методы исследования

    Анализ научной литературы

    Исследование разных приемов и техник рисования.

    Выполнение рисунков разными приёмами.

    Анализ полученных результатов.

Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Цель практической части и методика исследования.

Цель практической части: изучить разные приёмы и техники рисования.

Для этого были поставлены следующие задачи:

    познакомиться с историей рисунка

    исследовать разные приемы и техники рисования

    изучить литературу по данной проблеме

Чтобы выполнить работу результативно, необходимо:

    выбрать любой приём и сделать свой рисунок

    самостоятельно подготовить сообщение о своём рисунке

    сделать вывод по практической части

    сделать заключение по работе

    организовать выставку своих работ

2.2 Работа с литературой по данной проблеме.

Согласно энциклопедии «рисунок» – это изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Чем же он отличается от живописи?

Кисть и краски дают художнику богатый выбор выразительных средств и технических приемов. Можно, например, нанести на полотно несколько слоев краски, придавая живописи определенную фактуру.

Рисунок выполняется на бумаге (в античную эпоху на папирусе, в средние века – на пергаменте) карандашом, пастелью, углем или пером, а объем достигается сочетаниями линий, штрихов и пятен. Он может быть многоцветным, но главное в нем –линия, которую при желании можно растушевать. Художественная ценность рисунка определяется манерой нанесения штриха и твердостью руки художника.

Художественный рисунок лежит в основе всех видов художественного изображения (живопись, графика, скульптура).

2.3 История рисунка. Поиск информации о рисунке

Из истории известно, что рисунок появляется как средство общения

между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Материалом для красок служили органические красители (растения, уголь, сажа, кровь).

Первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, декоративно-

прикладного искусства.

2.4 Материалы для выполнения рисунка

Все изобразительные материалы делятся на графические и живописные .

Графические – это карандаши, разнообразные мелки, уголь, фломастеры, различные ручки, тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.

Карандаш - самый обычный и распространённый, знакомый всем и необходимый в работе графический материал. Простые карандаши различаются своей твёрдостью.

Мелки (восковые ) предназначены для рисования по бумаге. Они изготовлены из натурального пчелиного воска с добавлением растительных красителей блёстками, оставляют блестящий след, легко смываются с поверхности тёплой водой с мылом. Я очень люблю работать этим материалом.

Тушь - чёрная краска. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол.

Фломастер – инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастеры изобрели в 1960 году.

Уголь служит материалом для рисования. Его получают из тонких веток или заострённых палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или берёзы.

Живописные материалы - это краски, состоящие из мелко размолотого цветного порошка, смешанного с клеем или маслом. В зависимости от этого они называются масляными или клеевыми. Клеевые краски по составу клея и других веществ, которые в них добавляют, очень различны, но все они разводятся водой.

Акварель приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность.

Пастель - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного

карандаша. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества,

истёртого в тончайший порошок, с примесью связывающих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара или овсяный отвар и молоко. Получается очень мягкий мелок.

Гуашь - краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил. Употребляется для живописи по бумаге, шёлку. Гуашь даёт непрозрачный слой.

Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью. Они

густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.

На занятиях в детском объединении «Фантазеры» нам рассказывали о том, что такое техника рисунка.

Техника рисунка - это совокупность приёмов и средств, применяемых

художником. Художники включают в это понятие технику линии,

определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных

материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Я узнала о том, что техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения, творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. К традиционным техникам относят и карандашный рисунок.

Нетрадиционные техники рисования - это когда, помимо обычных

инструментов (кисточка, карандаш), используются нетрадиционные: уголь, свеча, мелок, зубная щётка, крупа, листья деревьев, травы, целлофан, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментаторство.

2.5 Выбор вида работы и презентация этой работы.

Для представления своей работы я выбрала самые интересные техники рисования.

Техника рисунка акварелью. В акварели существует множество приёмов: работа по сырой бумаге, по сухой бумаге, заливка, смывание, многослойная живопись и др. Прозрачность акварели даёт особый приятный и характерный вид красочным тонам, а наложение прозрачных слоёв краски одного на другой даёт способ составления новых тонов.

Гуашевая техника. Рисовать гуашью лучше на картоне хорошего качества, так как обычная бумага тонка для этого. Чтобы разводить гуашь или смешивать цвета краски, получая нужные оттенки, понадобится палитра. Если планируете наносить слой гуаши поверх другого - дождитесь, пока первый слой высохнет, а затем быстро нанесите второй слой, не давите при этом сильно на кисть.

Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую

форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

При создании творческой работы сначала наносится рисунок по контуру. Затем подбирается цвет пластилина. Отщипываются пальцами маленькие кусочки и размазываются пальчиками по поверхности рисунка. Вмазываются другие цвета пластилина, получается необыкновенный узор.

Рисунки гелевой ручкой(фломастером) обычно выполняются на гладкой бумаге.. В рисунке желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стиральную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Для нанесения тона используется приём штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, нажиму карандаша. Движения руки должны быть смелыми, энергичными.

Воскография или граттаж.

Необычность работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (заостренной палочкой.) на подготовленном листе. Лист натирается воском и покрывается черной краской. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона

Монотипия очень необычная техника рисования . Краски наносятся на поверхность(бумагу, стекло, пластик). Сверху накладывается чистый лист и Делается отпечаток. Картины получаются всегда разными. Потом можно что - либо дорисовать или оставить такими.

2.6 Мой вернисаж. Организация выставки.

Используя изученные техники и материалы рисования, я нарисовала рисунки и устроила выставку.

Моя работа акварелью «У реки». Я изобразила летний день. На изумрудно- голубом небе светит яркое солнце. В далеке виден лес. По полянке журит речка, от которой веет прохладой и свежестью. На картине царит атмосфера тишины и покоя.

Следующая моя работа «Подводный мир» выполнена гуашью. Сначала я придумала рисунок. Потом в цвете изобразила море, морское дно. Морские обитатели очень яркие. Эта работа отличается красочностью и яркостью, все цвета насыщенные. В работе я использовала технику набрызг, кустарники выполнила в технике пальцеграфия, что придало работе оригинальность.

«Веселая семейка» так называется работа выполненная в пластилине.

Я изобразила семейство сов: маму, папу и сыночка. Использовала смешанную технику: небо – размазывала пластилин, дерево изобразила с помощью пластилиновых жгутиков, героев лепила по частям и использовала стеку для нанесения узоров. Старалась передать характер каждого героя. Мама сова- добрая, заботливая и немного строгая, папа – серьезный и деловой, а сыночек – немного испуганный

Работа выполненная в этой технике « Чудо - ананас». Простую форму ананаса я преобразила в необыкновенные узоры.

Работа «Золотая рыбка» техника граттаж. Цветной картон затонировала свечкой и закрасила черной краской. Потом выполнила линейный рисунок и стала процарапывать. Используя различные штрихи и линии, рисунок стал выразительным, контрастным.

Вот такая работа у меня получилась в технике монотипия « Таинственный пейзаж» и «Бабочка». В работе «Таинственный пейзаж» я сначала сделала оттиск. Потом изображала кустарники и деревья черной краской выдуванием из трубочки. В работе «Бабочка» узоры дорисовывала фломастером, подчеркивая оригинальные цветовые пятна полученные после отпечатка.

2.7 Вывод по практической части.

Я считаю, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута.

Я познакомилась с историей рисунка, исследовала разные приёмы и техники рисования; изучила литературу по данной проблеме. Я поделилась с друзьями своими открытиями. Выяснила, что человек рисует для того, чтобы передать информацию, раскрыть красоту окружающего мира, выразить к нему своё отношение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь этой исследовательской работой, я много узнала интересного о рисунках: люди рисуют для того, чтобы украшать свои жилища, одежду, передавать информацию и красоту окружающего мира. Узнала о разных приёмах и техниках рисования, о людях занимающихся живописью.

Сделала такой вывод:

исследовательская работа помогла мне стать трудолюбивой, активной, ответственной; научила любить и видеть красоту. Рисование помогает мне учиться, развивает творческие способности. Рисование улучшает настроение, помогает успокоиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Полиграфиздат.Москва 2010г.

2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г.

3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г.

4.О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва

5.Энциклопедия живописи. Редактор Кондратьев ; 2010 г.

6. Интернет-ресурсы.

Приложение


«У реки» «Подводный мир»


«Золотая рыбка»

«Бабочка»



« Веселая семейка» «Таинственный пейзаж»

«Чудо-ананас»

Лекция 2.3.6 Содержание и формы организации внеклассных занятий по изобразительному искусству

1.Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Кружок

Факультатив

4.Экскурсии, беседы, лекции

5.Арт-студия

Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Внеклассная работа по ИЗО преследует в основном те же цели, что и учебные занятия. Виды и формы внеклассных мероприятий могут быть весьма разнообразными: конкурсы, викторины, творческие мастерские, кружки, студии и др. Особенностью внеклассных занятий является то, что имеются широкие возможности для поиска эффективных методов и средств приобщения учащихся к художественному творчеству.

Традиционные уроки ИЗО могут быть дополнены системой углубленных занятий по одному из видов искусства и разнообразными праздниками, фестивалями, смотрами, конкурсами, олимпиадами искусств, школьными выставками, концертами, спектаклями и т.д. Большой популярностью в последнее время пользуются факультативы и курсы по выбору (эликтивные). Важное место в системе форм организации внеклассных мероприятий занимают коллективные посещения школьниками музеев и выставок искусства с последующим их обсуждением.

Развитию интереса и любви к изобразительному искусству способствует и выступление приглашенных в школу художников, посещения художественных выставок, мастерских художников.

Как известно, для нормальной работы кружка необходим кабинет или мастерская изобразительного искусства с комплексами методических пособий, таблиц и натурного фонда.

2. Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы.

Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий.

Но кружковые занятия имеют свои особенности:

1.Это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью.

2. Структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.


Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа (1), как мы уже го­ворили, предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.

Занятия изобразительным искусством проводятся с первого по шестой класс. На весь курс обучения отводится 213 учебных часов. Из них 98 часов отведено на рисование с натуры, 39 часов - на деко­ративное рисование, 55 часов - на тематическое и 21 час - на беседы по искусству. По годам обучения часы занятий распределяются сле­дующим образом:

Виды занятий Количество часов в каждом классе
I II III IV V VI
Рисование с натуры 10 12 21 19 18 18
Декоративное рисование 10 9 5 5 5 5
.Рисование на темы 16 15 6 6 6 6
Беседы об искусстве - - 4 5 6 6
Итого: 36 36 36 35 35 35

Рассмотрим каждый вид занятий.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Из приведенных выше цифр видно, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Это предусмотрено програм­мой не случайно. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробужда-

" См.: Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. М., 1980.


ет интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внеш­ней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой фор­мой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предме­тов: математики, физики и т. д.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатле­ния. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребен­ком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке про­цесс познания натуры является не простым созерцанием, а перехо­дом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обоб­щенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенно­сти, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более кон­кретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступ­на зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, - ему кажется, что там впадина. Од­нако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах це­лесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает пре­красные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе выразительность пластики формы головы, был вы­нужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрыва­ла, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из се­рой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульп­туры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".

Другой пример: при рисовании в перспективе геометрического те­ла ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Од­нако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, ча­сто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения пока-


зывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного вни­мания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитекту­ры; рисунок - источник и корень всякой науки".

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях при­учать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведе-ния, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анали­зировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и по­дробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда пе­ревести внимание ребенка на самые характерные особенности стро­ения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на пер­вое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобра­зовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобрете­ния верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с мо­делей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько при­обретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и во­ображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами пер­спективы происходит сложнейший процесс пространственного мы­шления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика разви­вать пространственное мышление и воображение. Всякое графичес­кое выражение мысли основывается на умении зрительно представ­лять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно пред­ставить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.


Развивая у учащихся способность к ясным образным представле­ниям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни че­ловека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с нату­ры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышле­ние. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к аб­страктному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно прихо­дится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отме­тить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения фор­мы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса аб­страктного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматри­вает не только изображение предметов средствами светотеневого ри­сунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.

В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдель­ных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техничес­кими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гу-ашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь сме­шением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с исполь­зованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) - сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года - на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овла­девают умением работать акварелью на основе использования при­емов повторных прокладок цвета, слияния цветов.

При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с ра­достным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно пре­вращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основ-


ными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от нату­ры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предме­тах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетическо­
го воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая
характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красо­
там природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит
пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и
гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей на­
блюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетическое
го воспитания.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Как мы уже говорили, рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих спо­собностей. Особенно эффективно развиваются творческие способ­ности учащихся на уроках декоративного рисования.

В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деятельности, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и само­деятельности учащихся, привлечения их к общественно полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить уча­щихся с основными принципами декоративно-прикладного искус­ства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гар­монического сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками ра­боты акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнамен­тальное творчество русского и других народов (рис. 36-41).

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с ос­новами художественного конструирования. От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производ­ство, в наш быт. Возрастающий художественный вкус народа дикту­ет производству новые, повышенные эстетические нормы. В содру­жестве с художниками начинают работать инженеры-конструкторы. Появились новые термины: "промышленная эстетика", "производ-

ственная эстетика", "дизайн".



40. Азербайджанский орнамент.

41. Казахский орнамент.

Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров, эскиза декоративного оформле­ния платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц - и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.

Существенным моментом в декоративном рисовании является мо­мент художественности, т. е. того, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет показ образцов народ­ных орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необык­новенной выразительности. У ребенка начинает рождаться творчес­кая инициатива, он хочет испробовать свои силы, чтобы так же, ис­пользуя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает де­тей к творческой деятельности.


При организации учебно-воспитательной работы с детьми по декоративному рисованию можно рекомендовать следующую литературу: Т. Я. Ш п и к а л о в а. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979; Т. М а в р и -н а. Городецкая живопись. Л., 1970; И. Я. Бог уславская. Русская народная вышивка. М., 1972; Б. Коромыслов. Мастера. М., 1970; Г. Блинов. Богород­ская игрушка и скульптура. М., 1970; Т. С. Семенова. Художники Полховско-го Майдана и Крутца. М., 1972; А. М о р а н. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. / Пер. с франц. М., 1982.

Развитие творческой инициативы - важнейшая задача гармонич­ного воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, де­лает его труд одухотворенным, увлекательным.

В начальных классах занятия по декоративному рисованию в основ­ном ограничиваются копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий. Затем следует комбинирование элементов на­родных узоров по композиционной схеме, данной учителем (рис. 42).


Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение; сделать закладку в книгу с декоративным узо­ром, платочек, украшение для самодельной коробки, шкатулки и т. д. Подобные задания связываются с занятиями по труду. В старших классах даются и задания по художественному конструированию.

Завершают работы по декоративному рисованию задания на со­ставление эскизов декоративного оформления, графических работ с введением шрифта, а также на оформление школы.

Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цве­тистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию ху­дожественного вкуса и эстетических чувств.

На уроках декоративного рисования формируется и моральный об­лик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мысли, декоратив­ное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы укра­шают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти краси­вые узоры. Этот росток проявления дружественного отношения к куль­туре других народов в дальнейшем, при активном воздействии учителя, превратится в одну из основных черт морального облика человека.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобра­зительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графи­ческим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выра­зить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосред­ственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окру­жающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен прохо­дить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зави­сит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, ак­тивизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень актив-


45. Б. В. Иогансон. "Допрос коммунистов ".

В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.

В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями че­ловеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.

Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагают­ся задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры - это подсобный материал для композиции.

Тематическое рисование имеет известное значение и для препода­вателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным ми­ром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представле­ния и воображения.