Мы в соц. сетях


Сегодня многие озабочены поиском национальной самоиндификации, духовных скреп народа, общей идеи, и в этих поисках взгляды обычно обращены к культурным вершинам, основополагающим этическим принципам, экономическим механизмам. А меж тем искомые ценности пробиваются в нашу жизнь, как трава сквозь асфальт, малозаметными фактами, событиями, сюжетами повседневной культурной практики. Кто в связи с такими грандиозными проблемами, как национальная самоидентификация, вспомнит о маленькой вещице – народной игрушке? Вот вы когда видели ее в последний раз? И где – в музее? На выставке? На бабушкином комоде? Или вспомните, как в нежном возрасте играли ею? И какое отношение эта малая и совсем неважная в вашем обиходе вещь может иметь к основополагающим духовным проблемам современного человека и, более того, всего общества?

Свистки и дудки

История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия и продолжается по сей день. И среди всего многообразия типов глиняных фигурок особого внимания заслуживает свистулька. В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка служила оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Звуком и свистом вызывали ветер и дождь. С забвением языческих верований свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву, хотя культовое применение игрушек, в том числе свистулек, оставалось (вплоть до недавнего времени) наряду с игровым. В России самое известное событие с участием свистульки – вятский праздник свистопляски, или свистуньи.

Мастер из Городца

Профессионально занявшись резьбой по дереву, Сергей Соколов стал изучать городецкие традиции этого искусства. Его заинтересовали возможности нижегородской глухой резьбы. Глухой она называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий, мастер формировал на ее плоскости рельеф узора с помощью стамесок. Так по традиции украшали корму и борта волжских судов и лобовую доску крестьянских изб, где доска закрывает место соприкосновения фронтона крыши с верхним венцом сруба.

Выпиливал мастер нужный контур электрическим лобзиком, лицевую сторону расписывал. Причем наносил краску (акварель) сразу на дерево без грунтовки, потом покрывал олифой. Позднее Сергей Федорович стал грунтовать свои вещи натуральной олифой и перешел от акварели к темпере, которая даёт более насыщенный цвет.

Народное искусство в парадигмах истории и современности

Подходы к пониманию традиционного народного искусства у искусствоведов, этнографов, социологов, историков, психологов, экономистов, культурологов различаются, но только вместе они позволяют приблизиться к пониманию явления, которое все еще продолжает ускользать от анализа в своей целостности 1 .

Народные художественные промыслы

Использование природных материалов - одна из общих и основных традиций народного искусства. Именно в материале заключены его художественные особенности. Резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, плетение кружев, обработка бересты и корня, гончарное дело, художественная ковка металлов – при всём разнообразии техники и материалов современные народные мастера этих древних искусств придерживаются традиционных элементов, форм и сюжетов.


Поленовскому Дому, преемником которого является Государственный Российский Дом народного творчества, исполнилось 100 лет. 29 декабря 1915 года состоялось торжественное открытие в Москве уникального для истории мировой культуры учреждения – Поленовского Дома. Факт его создания связан вековой традицией с историей развития любительства в России. В Доме были: зал на 300 мест со сценой для постановки образцовых, показательных народных и школьных спектаклей; помещения для репетиций, библиотеки, декорационных и костюмерных мастерских, инструктивной выставки. Здание было возведено по оригинальному проекту выдающегося русского художника, великого просветителя, академика живописи Василия Дмитриевича Поленова .



Множество способов художественной обработки кожи придумано человеком: тиснение, аппликация, вышивка, роспись и даже инкрустация металлом. Особняком среди них стоит оригинальная техника шитья казанской узорной кожаной обуви. Эту технику можно назвать кожаной мозаикой, ведь именно по принципу мозаики детали из цветной кожи своеобразным способом стачки-вышивки соединяются в сложный узор.

Площадный театр Востока

Поразительная особенность Кавказа, которую можно было бы назвать бессмертием народной памяти или поэтическим консерватизмом – умение в течение тысячелетий сберегать то, что некогда породил народный ум или воображение. В обыденном представлении народные традиции в особой сохранности можно наблюдать в некоторых регионах, в частности на Кавказе. Об этой особенности Кавказа написано немало.

Однако уже в начале прошлого века исследователи считали, что «не так легко выделить из целого ряда переплетенных и скрещенных между собой культурных влияний, под воздействием которых Кавказ находился, то, что представляет собой местное, что ассиро-вавилонское или византийское, или монголо-тюркское, или русское, или исламское с его арабскими, персидскими и тюркскими преломлениями». Невзирая на такие сложные переплетения, остается общеупотребимым понятие «восточная культура» , при всем богатстве этого понятия, его единственная определенность, как и много десятилетий назад, понятие «восточная культура» приблизительно равноценно понятию «неевропейская культура»

Народное творчество

художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Н. т., сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, Н. т. отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы Н. т. возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

Коллективность Н. т., составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех видов Н. т., что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам Н. т. принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки Н. т. непосредственно передаются из поколения в поколение.

Н. т. явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа (см. Первобытное искусство). С социальным развитием человечества, сформированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Н. т. также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода Н. т. повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Органическая связь с коренными принципами мировоззрения народа, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокий художественный уровень народного искусства. К тому же Н. т. выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.

Н. т. различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем Н. т. веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания. Это определило силу и плодотворность воздействия Н. т. на всё мировое искусство, о чём свидетельствуют произведения Ф. Рабле и У. Шекспира, А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, П. Брейгеля и Ф. Гойи, М. И. Глинки и М. П. Мусоргского. В свою очередь Н. т. многое восприняло от «высокого» искусства, что нашло многообразное выражение - от классических фронтонов на крестьянских избах до народных песен на слова великих поэтов. Н. т. сохранило ценные свидетельства революционных настроений народа, его борьбы за своё счастье.

В условиях капитализма, попав в сферу буржуазных общественно-экономических отношений, Н. т. развивается крайне неравномерно. Многие его ветви деградируют, полностью исчезают или находятся под угрозой вытеснения; другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспособляясь к требованиям рынка. В 19 в. рост национального самосознания, демократические и национально-освободительные движения, развитие романтизма пробуждают интерес к Н. т. В конце 19 - 20 вв. усиливается влияние фольклора на мировую культуру, восстанавливаются некоторые утраченные отрасли Н. т., организуются музеи и общества его охраны. Вместе с тем государственное и частное меценатство зачастую подчиняет Н. т. коммерческим целям, интересам «индустрии туризма», для чего культивирует в нём наиболее архаичные черты и религиозно-патриархальные пережитки.

В социалистическом обществе созданы условия для сохранения и развития Н. т.; наследуя и утверждая национальные народные традиции, оно проникается идеями социализма, пафосом отражения новой, преображенной действительности; Н. т. пользуется систематической поддержкой государства и общественных организаций, его мастерам присуждаются премии и почётные звания. Создана сеть научно-исследовательских учреждений - институтов и музеев, изучающих опыт Н. т. п способствующих его развитию. Многие традиционные жанры Н. т. отмирают (например, обрядовый фольклор, заговоры, народная драма), но другие находят новое место в жизни. Рождаются и новые формы художественной культуры народных масс. Интенсивно развивается Художественная самодеятельность (хоры, хореографические коллективы, народные театры и т.д.), имеющая другую природу, чем Н. т., но отчасти использующая его наследие. Созданные за многие века высокие образцы Н. т. сохраняют значение вечно живого культурного наследия, сокровищницы художественного опыта народных масс.

Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и др. названия - народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с др. видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных общественных групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным Н. т.

Коллективность устного Н. т. (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но прежде всего - процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе их бытования. При этом изменения могли быть весьма различными - от незначительных стилистических вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы - так называемые общие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например, в былинах - формула седлания коня и т.п.).

В процессе бытования жанры словесного Н. т. переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей - крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в Н. т. неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.

Коллективность словесного Н. т. не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произв. Н. т. (древнегреческие Рапсоды и Аэды , русские Скоморохи , украинские кобзари (См. Кобзарь), казахские и киргизские Акын ы и т.д.). В некоторых странах Ближнего Востока и Средней Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного Н. т.: произведения, созданные определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (например, Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного Н. т. обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы Эпос а. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни (См. Песня), баллады (См. Баллада). Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, Романс , Частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т.д.).

Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного Н. т. разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках др. народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.

Вплоть до позднефеодальной эпохи и периода капитализма словесное Н. т. развивалось относительно независимо от письменной литературы. Позже литературные произведения активнее, чем прежде, проникают в народную среду (например, «Узник» и «Чёрная шаль» А. С. Пушкина, «Коробейники» Н. А. Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия , Лубочная литература). С др. стороны, творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературы (индивидуализация характеров, психологизм и т.п.). В социалистическом обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей. Разнообразные формы массовой словесно-художественной культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий и сатирических сценок и т.п.) развиваются в тесном контакте с профессиональным социалистическим искусством; среди них определённую роль продолжают играть и традиционные формы словесного Н. т. Многовековое бытование обеспечило непреходящую художественную ценность и длительное существование таких песен, сказок, преданий и т.д., которые наиболее ярко отражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художественные вкусы, быт. Этим обусловлено и глубокое воздействие словесного Н. т. на развитие литературы. М. Горький говорил: «... Начало искусства слова - в фольклоре» («О литературе», 1961, с. 452). О записи Н. т., его изучении и методологических принципах изучения см. Фольклористика .

Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальное Н. т. существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов Кобзарь , гусляр (см. Гусли), скоморох (См. Скоморохи), Ашуг , Акын , кюйши (см. Кюй), Бахши , гусан (См. Гусаны), Хафиз , олонхосут (см. Олонхо), аэд (См. Аэды), Жонглёр , Менестрель , Шпильман и др. Истоки народной музыки, как и др. искусств, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных общественных формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального Н. т. - песни (См. Песня), эпические сказания (например, русские Былины , якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки (См. Частушка)), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки (См. Колядка), Веснянки , масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания). У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота и т.д. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (например, русская протяжная песня, румынская и молдавская Дойна) и инструментальные (например, программные пьесы закарпатских скрипачей, болгарских кавалистов, казахских домбристов, киргизских комузистов, туркменских дутаристов, узбекских, таджикских, индонезийских, японских и др. инструментальных ансамблей и оркестров).

В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы Мелос а - от речитативного (карел, Руны , русские былины, южно-славянский эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне- и средне-восточных музыкальных культур), многоголосия (См. Многоголосие) (полиритмическое сочетание полевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская кварто-секундовая и средне-русская подголосочная полифония, литовские канонические Сутартине), ритмики (См. Ритмика) (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений), ладо-звукорядных систем (от примитивных узко-объёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.), произведений в целом. Музыкальное Н. т. существует в одноголосной (сольной), антифонной (см. Антифон), ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны - от гетерофонии (См. Гетерофония) и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с др. культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе - скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

Фиксацией народной музыки (в 20 в. при помощи звукозаписывающей техники) занимается особая научная дисциплина - музыкальная этнография, а исследованием её - этномузыковедение (музыкальная фольклористика).

На основе народной музыки возникли практически все национальные профессиональные школы, каждая из которых содержит образцы различного использования фольклорного наследия - от простейших обработок народных мелодий до индивидуального творчества, свободно претворяющего фольклорное музыкальное мышление, законы, специфические для той или иной народной музыкальной традиции. В современной музыкальной практике Н. т. является оплодотворяющей силой как для профессиональных, так и для различных форм самодеятельного искусства.

В России наибольшее распространение в крестьянской, солдатской, фабричной среде получили драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф», «Лодка» (варианты - «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Степан Разин», «Чёрный ворон»); разыгрывались также драмы «Царь Ирод», «Как француз Москву брал». По своему типу они относятся к известным у многих народов тираноборческим, героическим или так называемым разбойничьим драмам. «Царь Максимилиан» имеет литературный первоисточник - школьную драму «Венец Димитрия» (1704), в основе которой лежит «Житие святого Димитрия»; «Лодка» (конец 18 в.) представляет собой инсценировку народной песни «Вниз по матушке по Волге». Окончательное формирование этих пьес связано с включением в их текст фрагментов из произведений поэтов конца 18 - 1-й половины 19 вв. - Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, мотивов и образов лубочных романов. На Руси бытовали также и сатирические пьесы «Барин», «Голый барин», «Петрушка».

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений. Большое значение имеют выходные монологи героев, исполнение действующими лицами песен (народных или специально сочинённых для представления), арий из опер. В народной драме существуют два типа персонажей - драматические (героические или романтические) и комические. Первых отличает высокий торжественный стиль обращений, монологов и диалогов, вторых - комические, пародийные приёмы, игра слов. Традиционность исполнения в народном театре определила впоследствии возникновение особого вида театральных представлений, получивших устойчивую форму. Эти представления во многих странах носят название традиционного театра. В странах Азии с древнейших времён были распространены народно-танцевальные пантомимические представления. На их основе сформировался традиционный театр народов Азии: театры ваянг-топенг в Индонезии, колам на о. Шри-Ланка (Цейлон), катхакали в Индии и др.

Своеобразие художественных и исполнительских приёмов народного театра привлекало деятелей профессионального театра и использовалось ими (У. Шекспир, Мольер, К. Гольдони, А. Н. Островский, Э. Де Филиппе и др.).

Народный танец - один из древнейших видов Н. т. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и др. обрядовых танцев связано с народными обрядами (цейлонский танец огня, норвежский танец с факелами, славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский - орла, китайский, индийский - павлина, финский - бычка, русский журавель, гусачок, норвежский петушиный бой и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский - дровосеков, эстонский - сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград), узбекский шелкопряд, пахта (хлопок). С появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые народные танцы: украинский бондарь, немецкий танец стеклодувов, карельский «Как ткут сукно» и др. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя («пиррические» пляски древних греков, сочетающие танцевальное искусство с фехтовальными приёмами, грузинский хоруми, берикаоба, шотландский танец с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном Н. т. занимает тема любви; первоначально эти танцы были откровенно эротическими; позже появились танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский Картули , русская байновская Кадриль , польский мазур).

У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой; у одних построение танцевальной фразы синхронно музыкальной, у других (у болгар) - не синхронно. Танцы народов Западной Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Средней Азии и др. стран Востока основное внимание уделяется движению рук и корпуса. В народном танце всегда главенствует ритмическое начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русские и грузинские танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском и венгерском мужском танце - отбивка по голенищу жёстких сапог.

Расцвет и популярность народного танца в СССР способствовали возникновению новой сценической формы - ансамблей народного танца. В 1937 был создан Ансамбль народного танца СССР , утвердивший в профессиональной хореографии сценический народный танец. Элементы народного танца используются и в классическом балете. Во всех республиках Советского Союза созданы профессиональные ансамбли народного танца и Ансамбли песни и пляски . Профессиональные и любительские коллективы народного сценического танца распространены в странах всего мира (см. Танец).

Народные архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство включают орудия труда, постройки (см. Деревянная архитектура , Жилище), домашнюю утварь и бытовую обстановку (см. Дерево в искусстве, Железо , Керамика , Лаки художественные , Мебель , Медь , Сосуды художественные, Стекло), одежду и ткани (см. Вышивка , Килим , Ковёр , Кружево , Набойка , Одежда , Ткани художественные), игрушки (См. Игрушка), Лубок и т.д. К числу важнейших художественно-технический процессов, распространённых в Н. т., относятся Гончарство , Ткачество , Резьба художественная, Роспись декоративная , Ковка , Литьё художественное , Гравирование , Чеканка и т.д. Народная архитектура и декоративно-прикладное искусство принадлежат к материальному производству, носят непосредственно созидательный характер; отсюда слитность в них эстетической и утилитарной функций, образного мышления и техническая изобретательности.

Создавая и оформляя предметную среду и давая предметно-эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарным и семейным обрядам, Н. т. искони являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя народной жизни. В отдельных чертах Н. т. прослеживаются нормы труда и быта, культы и верования, восходящие к неолиту и бронзовому веку. Наиболее общим элементом Н. т. служит родившийся в древности Орнамент , который помогает достигать органического единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластической формы, естественной красоты материала. В отдельных орнаментальных мотивах, большинство из которых имело первоначально мифологический смысл («мировое древо», «великая богиня» с предстоящими, солярные символы), запечатлелись черты первобытного сознания, мифологические и магические способы общения с природой. Эти древние корни проступают, например, и в народной игрушке, в которой прослеживаются черты первобытной культовой пластики. Произведениям Н. т. зачастую присуща конкретная связь с тем или иным обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культовой природе или мифологической обусловленности этого обычая. Этим объясняется и непрочность, эфемерность многих предметов Н. т. (рисунки песком, крашеные яйца), рассчитанных на периодическое воспроизведение в регулярно повторяющемся обряде.

В отличие от «высокого» искусства общественных верхов, Н. т. не знает контрастных перемен художественных стилей. В ходе его эволюции появляются отдельные новые мотивы, но больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов; изображения, связанные некогда с коренными представлениями о мире, постепенно обретали узкоутилитарный смысл (например, в различных знаках-оберегах и знаках-заклинаниях, украшавших бытовые предметы) или начинали играть чисто декоративную роль, тогда как форма предмета претерпевала зачастую лишь незначительные конструктивно-функциональные изменения. Представление о вещи в Н. т. обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (например, деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднейшие осмысления этих форм в Н. т., сохраняя первоначальную типологию и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

По мере классовой дифференциации общества складываются предпосылки для возникновения Н. т., обслуживающего потребности низших слоев общества и первоначально сводившегося к домашней художественной работе для себя и к деревенскому ремеслу. Наличие особой народной ветви обнаруживается уже в античном искусстве (например, в вотивных предметах (См. Вотивные предметы) итало-этрусского круга, напоминающих неолитическую пластику). Первоначальные памятники дворцовой и даже культовой архитектуры явственно связаны с простейшими древними образцами народного деревянного и каменного зодчества (Эгейский Мегарон , германский халле), переносными жилищами кочевников и т.д., но затем резко расходятся пути городского и усадебного строительства и народной архитектуры, обслуживающей в основном крестьянский быт (жилой дом, гумно, амбар, сарай, хлев и т.д.).

В средневековой Европе феодально-церковной культуре противостояло стремление сохранить культурную традицию родового строя, хозяйственную и политическую замкнутость, культ местных богов; выражением этого становится народная струя в средневековом искусстве, обычно насыщенная образами звериного стиля (См. Звериный стиль). Народное мировоззрение, с особой чистотой выразившееся в языческих украшениях-амулетах, выступает и в памятниках, являющихся примерами влияния народной культуры на придворную и церковную (таковы рельефы владимиро-суздальской школы (См. Владимиро-Суздальская школа), гротескная пластика романских и готических церквей, орнаментация рукописей). Однако неразвитость товарно-денежных отношений, слабая дифференциация форм быта, а также принципиальная анонимность средневекового искусства и близость его мастеров к народной среде не способствовали полнейшему обособлению Н. т. В странах, позднее вступивших в раннекапиталистическую стадию развития, в частности в средневековой Руси, подобная ситуация сохраняется вплоть до конца 17 - начала 18 вв. В странах Востока, особенно долго (до 19-20 вв.) сохранявших средневековый уклад жизни, всё декоративно-прикладное искусство глубоко проникнуто народными ремесленными навыками и высокоразвитое Н. т. не имеет коренных отличий от ремесла для привилегированных слоев; в изобразительном же искусстве ряда стран сильна народная струя (китайский, японский, индийский лубок). Наконец, в странах, переживших колонизацию, основой для Н. т. обычно служила древняя туземная культура, хотя оно и впитывало в себя многие черты принесённых культур.

С разложением феодализма и цеховой системы складывается работающее на рынок народное художественное ремесло; благодаря этому Н. т., ещё сохраняя тесную связь с народным бытом, осваивает новые виды продукции, новые формы и темы. С другой стороны, выявление художественной индивидуальности и культ античного искусства, утвердившиеся в эпоху Возрождения, приводят к тому, что Н. т. всё яснее выступает как нечто локальное, обособленное, привязанное к родной старине. Народная художественная культура - произведения религиозного искусства (вотивная живопись, иконы, писанные по стеклу, раскрашенная скульптура), бурно развивающегося с 16-17 вв. (особенно в странах католического культа), оформление празднеств, лубок, с их наивным архаизмом форм, - имеет уже совершенно иную образную систему, чем изысканные, подчас новаторски необычные произведения «высокого» искусства; аналогичное расхождение возникает и в стиле предметов быта. Этот разрыв менее ощутим там, где фольклорные элементы глубоко проникают в культуру привилегированных слоев и церкви. В России это проявилось, например, в архитектуре дворца в с. Коломенском (17 в.), с его обилием форм народного деревянного зодчества, а в странах Латинской Америки - в декоре церквей барокко, впитавшем черты искусства доколумбовых цивилизаций. В 17-18 вв. в Н. т. заметно ослабевает идеографическое начало. В растительных мотивах, теперь повсеместно вытесняющих символико-геометрические узоры, декоративный строй становится свободней, разнообразней. В Н. т. проникает всё больше свежих наблюдений, бытовых сюжетов, возрастает стремление к сказочно-фольклорному осмыслению жизни высших слоев общества, к заимствованию форм господствующих стилей, имитации фактуры дорогих и трудоёмких материалов. Однако новые мотивы и формы (ренессанса, барокко, ампира), проникая в Н. т., сохраняют лишь весьма отдалённое сходство с образцом, упрощаясь и застывая в ритмически ясной декоративной схеме. В целом на 17 - начало 19 вв. приходится эпоха расцвета Н. т., давшая необычайное разнообразие его видов и форм. Этому способствовали оснащение Н. т. ранее недоступными ему материалами и инструментами, появление новых технических возможностей, расширение кругозора народных художников, развитие народной лирики и сатиры.

В 19 в. интенсивно развивающееся художественное Кустарное производство всё более вовлекается в систему капиталистической экономики; товарное ремесло в большинстве стран окончательно отделяется от консервативного домашнего. В России после 1861 Народные художественные промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на всероссийский рынок. Узкая специализация промыслов, растущее разделение труда и стандартизация мотивов рождают узоры и формы, предельно слитые с виртуозными приёмами технического исполнения (порой достигающего почти машинной скорости); при этом ремесленное, механически безупречное мастерство всё чаще вытесняет творчество. Подражая образцам массовой городской продукции, нередко случайной и антихудожественной, мастера разрушают типичное для фольклора единство технического и эстетического начал. Композиции, ранее строго организованные, насыщенные смысловыми ассоциациями, становятся более свободными, но менее логичными. В живописи темперные краски вытесняются масляными, а позднее анилиновыми; народная икона и лубок сменяются Олеография ми; в пластике объёмно-предметная форма теряет архитектоничность. Изображение и орнамент, ранее слитые с вещью, теперь становятся как бы картинкой, наклеенной на поверхность. Отдельные отрасли, не выдерживая конкуренции с дешёвыми фабричными изделиями, приходят в упадок или вымирают, но возникают и расширяются другие, использующие большей частью технику, стилистику и даже образцы профессионального станкового искусства и коммерческой художественной промышленности. В ряде стран, обладавших ранее богатейшим Н. т. (Англия, Дания, Нидерланды), оно почти полностью исчезает, но интенсивно развивается в промышленно отсталых районах, сохранивших мощные пласты средневековой культуры (северной губернии в России, Бретань во Франции, Тироль в Австрии, Словакия, балканские страны, Испания, Сицилия в Италии).

С середины 19 в., вслед за признанием ценности словесного фольклора, в ряде стран возникает интерес и к народному декоративному искусству. С этого времени эстетика Н. т. (как национального, так и экзотического), его красочность и ритмичность всё более влияют на профессиональную архитектуру, изобразительное и декоративное искусство. Начинается собирание коллекций Н. т., общественные организации и меценатские кружки возрождают ряд угасавших промыслов и организуют новые. Особый размах эта деятельность приобретает на рубеже 19-20 вв. с распространением стиля «Модерн » и связанных с ним национально-романтических течений. Однако, навязывая народным мастерам решения станкового типа, художники и теоретики «модерна» зачастую проявляли непонимание специфики Н. т. Сходные ошибки совершались и позже (в том числе в советской практике 1930-50-х гг.); в ряде капиталистических стран, напротив, делались попытки приблизить народную скульптуру и орнамент к абстрактному искусству.

Произведения современного Н. т. носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности; благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют чертами национальной традиции и непосредственной человечности среду, созданную в основном стандартизованными промышленными средствами. Народные художественные ремёсла играют важную роль в экономике развивающихся стран. Во многих странах (прежде всего в СССР и др. социалистических государствах) изыскиваются средства для охраны народных промыслов и их художественного своеобразия, деятельность народных мастеров поощряется с помощью конкурсов и выставок, профессионально-технические школы и училища готовят художников и исполнителей. При участии научно-исследовательских институтов и музеев тщательно изучаются традиции и собираются образцы Н. т., в частности, с тем, чтобы выделить изделия и декоративные приёмы, созвучные современному укладу жизни. Н. т. оказывает неослабевающее влияние на художественную промышленность, помогая найти наиболее выразительные формы и декор бытовой вещи; отдельные черты Н. т. живут в произведениях самодеятельных мастеров, а также профессиональных художников, использующих опыт народного искусства. В СССР возрожден ряд заглохших народных промыслов, многие получили новое развитие и связанную с советской жизнью ориентацию (так, бывшие центры иконописи стали всемирно известными центрами лаковой миниатюры). В многообразных видах и жанрах советского Н. т. бережное сохранение народных традиций сочетается с широтой интересов и активным восприятием советской действительности.

О Н. т. различных народов см. разделы Литература, Архитектура и изобразительное искусство, Музыка, Балет, Драматический театр, Цирк в статьях об отдельных странах и о республиках СССР.

Лит.: Чичеров В. И., К. Маркс и Ф. Энгельс о фольклоре. Библиографические материалы, в сборнике: Советский фольклор, № 4-5, М. - Л., 1934; Бонч-Бруевич В. Д., В. И. Ленин об устном народном творчестве, «Советская этнография», 1954, № 4; Ленинское наследие и изучение фольклора, Л., 1970. Пропп В. Я., Специфика фольклора,в кн.: Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Секция филологических наук, Л., 1946; его же, Фольклор и действительность, «Русская литература», 1963, № 3; Чичеров В. И., Вопросы теории и истории народного творчества, М., 1959; Гусев В. Е., Эстетика фольклора, Л., 1967; Богатырев П. Г., Вопросы теории народного искусства, М., 1971; Кравцов Н. И., Проблемы славянского фольклора, М., 1972; Чистов К. В. Специфика фольклора в свете теории информации, «Вопросы философии», 1972, № 6; Schulze F. W., Folklore..., Halle/Saale, 1949; Cocchiara G., Storia del folklore in Europa, Torino, 1952 (рус. пер. - М., 1960); Corso R., Folklore, 4 ed., Napoli, 1953; Thompson S., Motifindex of folk-literature, v. 1-6, Bloomington, 1955-58; Aarne A. The types of the folktale. A classification and bibliography, 2 ed., Hels., 1964; Krappe A. H., The science of folklore, N. Y., 1964; Bausinger H., Formen der «Volkspoesie», B., 1968; Vrabile G., Folclorul. Obiect. Principii. Metodă. Categorii, Buc., 1970.

Мельц М. Я., Русский фольклор. Библиографический указатель, 1945-1959, Л., 1961; то же 1917-1944, Л., 1966; то же 1960-1965, Л.,1967; Кушнерева З. И., Фольклор народов СССР. Библиографические источники на русском языке (1945-1963), М., 1964; Volkskundliche BibliogrgIphie B, - Lpz., 1919-957; [Продолжение], в кн.: Internationale volkskundliche BibliogrgIphie Bonn, 1954-70.

Барток Б., Зачем и как собирать народную музыку [пер. с венг.], М., 1959; Квитка К. В., Избр. труды..., т. 1-, М., 1971-1973; Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки, сб. ст., сост. и тер. Л. Голден, М., 1973; Bose F., MusikaIlische Völkerkunde, Freiburg im Breisgau, 1953; Nettl B., Theory and method in ethnomusicology L. 1964; Brăiloiu С. Folklore musical, в его кн.: CEuvres, v. 2, Buc., 1969, р. 19-130.

Алферов А. Д., Петрушка и его предки, М., 1895: Ончуков Н. Е., Северные народные драмы, СПБ, 1911; Русская народная драма XVII-XX веков. Тексты пьес и описания представлений, ред., вступ. ст. и комментарии П. Н. Беркова, М., 1953: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Авдеев А. Д., Происхождение театра, М. - Л., 1959; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русская устная народная драма, М., 1959; Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962; Cohen С. Le théâtre en France au moyen-âge, v. 1-2, nouv. éd., P., 1948.

Ткаченко Т. С. Народный танец М., 1954; Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии, М., 1964; The encyclopedia of social dance, N. Y., 1972.

К. В. Чистов (литература),

И. И. Земцовский (музыка),

Н. И. Савушкина (театр),

А. К. Чекалов, М. Н. Соколов (архитектура, изобразительное и декоративное искусство).

В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами мы можем пользоваться в быту.

17. Виды народного искусства. Выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Полхов - Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи).

18. Декоративность. Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства. Декоративный образ выражает не единичное, а общее - «видовое», (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления. Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их един­ство, связанное с общностью подходов к процес­су эстетического познания природных и обществен­ных явлений. Образы в профессиональном декоративном ис­кусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических моти­вов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в про­изведениях прикладного искусства.



19. Народные художественные традиции . Авторы современных исследований в области искусствознания рассматри­вают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б.Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколе­ния в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняю­щихся одновременно. Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. МА.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, куль­турную, историческую систему, которая утверждает себя через преемствен­ность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном ис­кусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные наро­дом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры - школы и одновремен­но определяют особую жизненность народного искусства. Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искус­ства. М.А.Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональ­ных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народ­ного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.



20. Национальный характер . В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Тради­ция в таком случае - творческий метод. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для кото­рой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение наци­онального, школы народного искусства (национальная, региональная, кра­евая, школа отдельных промыслов). В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, ме­тоды работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная сис­тема отрабатывается коллективно. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбивши­еся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым учени­кам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

21 . Композиция как значимое соотношение частей художественного произ­ведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тема), плоскостное или объемное пластическое решение. Для постижения композиционных закономерностей обязательно воспри­ятие образа художественной вещи или пространственно-объемной компо­зиции в целом.

22. Цвет - одно из выразительных средств в народном и декоративно-при­кладном искусстве- рассматривается как важнейший компонент декоратив­ного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемо­го предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с тради­ционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и дру­гими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами. В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соот­ношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов до­стигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цвето­вых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.

23. Тема . В декоративной скульптуре или на керамических сосудах тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу. Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного ис­кусства, рассказывает о людях, вещах или событиях. Но при этом изобрази­тельный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит укра­шению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изоб­ражения. Тема декоративной композиции может быть выражена способами, прин­ципиально отличающими ее от композиции картины. Пространственные со­отношения реальной натуры могут полностью отсутствовать. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

17 самых красивых видов народного искусства России.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома

Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань

Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит

Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Надежда Обыденнова
Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей

Тема : «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей ».

"Самым высоким видом искусства ,

Самым талантливым, самым гениальным

Является народное искусство , то есть то,

Что сохранено, что народ перенес через столетия».

М. И. Калинин

В настоящее время в жизни происходят различные социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры , забавы, игрушки заменяются на телевизионные экраны,компьютерные игры.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача, особенно актуальная на сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры .

Культуру России невозможно представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства : радости,восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно- декоративного искусства , которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус , эстетическая оценка к предметам русского . У детей формируются разнообразные способности - как художественные , так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка , воспитывает гордость за свой народ , поддерживает интерес к его истории и культуре.

В своей работе я использую программу «Радость творчества » О. А. Соломенниковой, целью которой является : «развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и

декоративно-прикладного искусства ».

Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования :

Развитие интереса к различным видам искусства , формирование первых представлений об искусстве , способность воспринимать его;

Формирование художественно -образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству , воспитание эстетического вкуса;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;

Развитие мелкой моторики рук детей ;

Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;

Приобщение детей к лучшим образцам искусства .

Изучив задачи обучения детей с народным искусством , я составила перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами ,в котором указаны конкретные задачи обучения, темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми.

С целью решения поставленных задач я начала с организации разви-

вающей среды. Подобрала практический материал и методические

пособия, куда входят подлинные предметы

народных промыслов- хохлома , гжель, дымковские игрушки,

жостово, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации,альбомы по каждому виду народного искусства . Многие дидактические пособия созданы своими руками : дидактические игры- «Откуда эта птица?» , «Назови элементы узора» ,

таблицы с элементами народных росписей ,папка с силуэтами из бумаги.

В группах была создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности, где имеется доступный материал для творчества , наличие его разных видов- краски, гуашь, карандаши цветные,восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополнялись центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-прикладного искусства .

Весь образовательный процесс делится на два этапа :

1. Этап – Подготовительный

Задачи :

- Познакомить детей с образцами народных промыслов ;

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла ;

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств;

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

2. Этап – Практический

Задачи :

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;

Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей;

Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.

Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных промыслов, уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Используются такие методы – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практический, применяются приемы – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, называние элементов узора, связь рассматривания изделия мастеров с последующим составлением узоров, «жест руки» .

Для развития творческих способностей детей использовала нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка. Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов я старалась научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом (сказки-легенды, стихи, потешки, прибаутки, народной музыкой , русскими песнями . Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему.

Формы проведения занятий выбирала разные : путешествие по старинным русским городам , знаменитым на весь мир своими художественными промыслами , превращение в мастеров – художников , экскурсии в сказку. Старалась проводить занятия в игровой форме, каждому придумываются названия : «Шарфик для Машеньки» , «Салфетка для зайчика» , «Ложка для Жихарки» и другие. Перед детьми ставится интересная и мотивированная изобразительно-игровая задача,в занятие включается комплекс игровых действий : раскрасить чашку или блюдо, Подарить шарфик, нарядить матрешку. Использование наглядного материала,художественного слова , музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства , приобщить к художественной культуре . Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие , красочные работы.

На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей : музыка, чтение художественной литературы , познание, коммуникация и другие. На таких занятиях хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования.

Итоговая работа по ознакомлению с каким-либо видом народной росписи отражается и в коллективных работах детей , которые используются для оформления групповых комнат или раздевалки.

Организуются выставки совместного творчества детей и их родителей о народных промыслах «Родные мотивы» .

Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию .

Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей : они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.

Углубились знания детей о материалах , из которых мастера создают произведения искусства , расширился словарный запас. А самое главное, дети поняли : богатство самобытного искусства – в его людях , талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России .