Чем современность музыкальных образов. Классификация и особенности построения

1 урок - «Удивительный мир музыкальных образов» (6 класс)

Здравствуйте ребята!

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока.

«Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М.Мусоргский, а Н.А. Римский-Корсаков называл музыку искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит ответить на вопрос: Что роднит музыкальную и разговорную речь?

Ребята, как вы думаете, что роднит музыкальную речь и разговорную? (Ответы ребят)

Посмотрите пожалуйста на нашу «ромашку» - средства музыкальной выразительности.

Музыкальную и разговорную речь роднит - интонация.

Давайте зарисуем «ромашку». Я вам буду говорить, что записывать в тетрадь.

Пока вы зарисовываете, я вам расскажу как каждое из средств музыкальной выразительности влияет на музыкальный язык.

Итак, из музыкальных интонаций складывается мелодия . Ниже запишем, мелодия - душа музыкального произведения , его самая существенная сторона. От того, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой, зависит рождение музыкального образа.

А теперь, давайте откроем учебник на странице 6, и прочитаем, что такое музыкальный образ. (Читаем). Запишите первое предложение.

В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Погружаясь в образный строй произведения, мы волнуемся, грустим, радуемся…

Ребята, известны ли вам какие-нибудь музыкальные образы? (Ответы).

Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими музыкальными образами.

Запишем, лирический образ - образ, который передает личные переживания автора.

1. А. Рубинштейн - романс «Горные вершины».

Драматический образ - музыкальная трактовка литературного образа героя. Показывает особенности характера.

2. Ф. Шуберт - «Лесной царь».

Эпический образ - образы изображающие Родину в определенную историческую эпоху.

3. А. Бородин - Симфония №2 «Богатырская».

Первый раздел учебника знакомит нас с удивительными образами вокальной и инструментальной музыки.

Давайте прочитаем в учебнике, что такое вокальная музыка.

(Читаем…Итальянское vocale …)

Ребята, что такое романс? (Ответы ребят)

Давайте запишем, что такое романс.

Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Давайте с вами послушаем еще один русский романс.

4. А. Варламов - «Красный сарафан».

На что похож этот романс?

На русскую народную песню.

Какие чувства воспевают русские романсы?

Любовь к человеку, матери, любовь к Родине, земле.

Давайте прочитаем, что такое инструментальная музыка.

Инструментальная музыка предназначена для игры на различных музыкальных инструментах.

Что такое вокализ? (Пение без слов) Запишем.

5. С.В. Рахманинов - вокализ.

С какими музыкальными образами мы с вами сегодня познакомились? (Ответы ребят)

Урок окончен.

Э то воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества. Э то воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.


В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию.








Ритм-чередование коротких и длинных звуков Ритм-чередование коротких и длинных звуков Фактура-способ изложения музыкального материала Фактура-способ изложения музыкального материала Мелодия-одноголосное ведение главной мысли произведения Мелодия-одноголосное ведение главной мысли произведения



ФАКТУРА Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой. сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.


Виды музыкальных фактур Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. Гомофонно-гармоническая фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней. Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы (довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), Подголосочная полифония – свойственна русской народной песне. Она основана на свободной импровизации в процессе исполнения мелодии, когда к основному голосу присоединяются другие голоса – подголоски.


Сергей Васильевич Рахманинов Композитор Композитор Пианист Пианист Дирижёр Дирижёр Родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию.





















Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – Прощание с родиной? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет. Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – Прощание с родиной? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет. Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств. Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств. И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей. И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей. «ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО ПРОЩАНИЕ С РОДИНОЙ»





Песня на мотив Полонеза Огинского в исполнении хора Турецкого Что интересного было в их исполнении? Что интересного было в их исполнении? Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома? Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома?


Домашнее задание Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке. Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке. Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке. Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке.


Самооценка и оценивание учебной деятельности учащихся учителем. Алгоритм самооценки. Всё ли ты запомнил, о чём говорилось на уроке? Был ли ты активен на уроке? Были ли твои ответы безошибочны? Соблюдал ли ты порядок на уроке? Записал ли ты в тетрадь всё по теме урока? Выполнил ли ты домашнее задание?



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жанры классической музыки

Вокальная музыка Инструментальная музыка На какие группы можно разделить всю музыку по способу исполнения?

Вокальная музыка Без сопровождения С сопровождением Крупная форма Миниатюры хоры a capella опера оперетта кантата оратория мюзикл Георгий Свиридов Хор «Зимнее утро» C ергей Прокофьев кантата «Александр Невский» https://yadi.sk/d/-k6X8UT4cKqCu ♪ ♪ https://yadi.sk/i/ZczaGRpGcKqNP

Кантата – произведение для хора, солистов и симфонического оркестра в нескольких частях. Сергей Прокофьев кантата «Александр Невский» IV часть «Вставайте, люди русские!» ♪ https://yadi.sk/i/n95OXbvUcKqVL ♪ Георгий Свиридов «Поёт зима » из кантаты «Памяти Есенина» https://yadi.sk/i/s9qbpwCxcKqyg

Оратория – отличается бо́льшими размерами, имеет драматический сюжет. ♪ Г.-Ф. Гендель «Аллилуйя» из оратории «Сотворение мира» https://yadi.sk/i/4LUzjabTcKqj2

Оперетта (итал. оperetta - маленькая опера) - театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет.

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Мюзикл - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии («Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи » по Сервантесу, «Оливер!» по Диккенсу).

Вокальная музыка Без сопровождения С сопровождением Крупная форма Миниатюры хоры a capella опера оперетта кантата оратория мюзикл песня романс вокализ серенада баллада ансамбли

Инструментальная музыка крупная форма камерная музыка симфония концерт увертюра симфоническая сюита симфоническая поэма балет соната этюд прелюдия токката фуга ноктюрн экспромт баллада пьеса ансамбли

Концерт – произведение для солирующего инструмента и симфонического оркестра в трёх частях. Симфония – произведение для симфонического оркестра в четырёх частях. Этюд – инструментальная миниатюра для тренировки исполнительской техники.

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 238 с углублённым изучением английского языка

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Учитель Долматова Марина Борисовна

Разработка урока музыки в 7 классе.

Тема: «Разнообразие музыкальных образов. Кантата»

Цели:

  • развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее.
  • передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
  • воспитание гражданственности и любви к Родине.

Задачи:

Раскрыть особенности жанра кантаты

Продолжить формирование эмоционально-образных представлений на примере

Кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»

Повторить и закрепить знания о жанрах классической музыки, углубив понимание

Связи музыкального образа с жанровой принадлежностью произведения.

Продолжить работу над вокально-хоровыми навыками в исполнении распевки

О.Юргенштейна «Часы» и песни А.Городницкого «Дворец Трезини»

Технология:

элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения, информационные технологии.

Тип урока : комбинированный

Музыкальный материал: аудио-, видео- и кинофрагменты (С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский», Г.-Ф. Гендель Аллилуйя из оратории «Мессия», Г. Свиридов «Зимнее утро»), О.Юргенштейн «Часы», А.Городницкий «Дворец Трезини»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано, гитара, ударные

Инструменты.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие, мотивационная установка на сотрудничество, успешную работу. Оглашение задач урока.

Первый блок урока - теоретический

Музыкальное искусство, как и любое другое, имеет свой язык, свой способ выражения, свои особенности. Именно в музыке человек необычайно сильно и ярко выражает свои мысли и чувства.

Каковы же особенности музыкального искусства?

(неконкретность музыкального звука, развитие музыки во времени)

Что же выражают музыкальные звуки? Как воздействуют на нас? Какие образы создают композиторы в своих сочинениях? Иногда понять это бывает совсем не просто. Помочь нам могут наши чуткие уши, открытые сердца и, конечно, знания.

Например, мы знаем, что в музыке существуют различные жанры.

Что же такое жанр музыки?

(бытовые жанры – песня, танец, марш, и жанры классической музыки, различающиеся по составу исполнителей и способу исполнения).

Слушая фрагмент музыкального произведения, определите его жанр.

видеофрагмент «Зимнее утро» Г.Свиридова

(жанр хор a’capella)

Вновь обратимся к таблице «Жанры классической музыки» и продолжим знакомство с ними (работа в тетради).

Жанры вокальной музыки с сопровождением можно разделить на произведения крупной формы, то есть те, которые звучат долго, имеют несколько частей и, соответственно, много различных образов и миниатюры, то есть небольшие вокальные сочинения. Мне кажется, что самый масштабный, самый крупный жанр вокальной музыки вы назовёте сразу, потому что мы с ним давно знакомы.

Какой же это жанр?

(опера)

Записывая остальные жанры крупной формы вокальной музыки, вы, конечно, тоже можете встретить знакомые названия.

Сегодня нам предстоит познакомиться с жанром кантаты. Мы обратимся к одному из самых ярких произведений этого жанра - кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». У вас будет непростое задание – дать определение жанра кантаты. Напомню, что для этого, прежде всего, необходимо определить состав исполнителей. И второе задание не менее сложное. Вы, конечно, знаете, кто такой Александр Невский и можете представить круг музыкальных образов кантаты. Постарайтесь охарактеризовать музыку того фрагмента, который мы услышим. Какой музыкальный образ создал Прокофьев? Итак, давайте слушать.

видеофрагмент кантаты «Вставайте, люди русские»

(Произведение для хора, оркестра, могут быть солисты.

Призыв, решимость, готовность к подвигу, образ Родины – средняя часть, основанная на русской народной песенности.)

Запись в словарь термина «кантата» и название прозвучавшего примера в таблицу.

Кантата «Александр Невский» была создана Сергеем Прокофьевым на основе музыки к кинофильму. В ней 7 частей - «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле» и «Въезд Александра во Псков». Все они исполняются хором и оркестром, и только одна – «Мёртвое поле» - написана для меццо-сопрано. Великий кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн в 1938 году снял великий фильм «Александр Невский», в котором музыка играет очень важную роль. Мы посмотрим фрагмент фильма, где звучит уже знакомая нам музыка хора «Вставайте, люди русские». Давайте попробуем увидеть и услышать, какую же роль играет музыка Прокофьева, каково её значение в фильме.

кинофрагмент фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»

(Музыка в фильме является не просто фоном, а настоящим действующим лицом картины. Музыка раскрывает зрительные образы, делая их ярче и значительнее.

Основная мелодия хора «Вставайте, люди русские» дышит боевой удалью и отвагой, решимостью дать отпор врагу. Она выражает внутреннее состояние героев фильма, поднимающихся на защиту Родины)

Возвращаясь к крупным жанрам вокальной музыки, нужно хотя бы кратко сказать об оратории. Латинское «oro» означает «говорю», «молю». Состав исполнителей в оратории такой же, как и в кантате – хор, солисты и оркестр. Но, оратория, как правило, имеет драматический сюжет и отличается от кантаты бóльшими размерами.

В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания.

Послушаем очень известный фрагмент из знаменитой оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Я думаю, что вы узнаете эту музыку и сможете сказать, как называется этот фрагмент.

видеофрагмент «Аллилуйя» из оратории Г.-Ф. Генделя «Мессия»

(«Аллилуйя», хвалебное слово, обращенное к Богу – «хвалите Бога»)

Подводя итог первой части нашего урока, вспомним с какими жанрами классической музыки мы познакомились?

(кантата, оратория)

Что же такое кантата?

(Произведение для хора, солистов и оркестра в нескольких частях.)

Фрагменты какой кантаты мы слушали?

(Кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский»)

На следующем уроке, продолжая изучать жанры музыки, мы подробнее познакомимся с жанрами оперетты и мюзикла.

Второй блок - вокально-хоровая работа

А теперь из внимательных и знающих слушателей мы превратимся в не менее внимательных и знающих исполнителей. Начнём с песни-распевки «Часы», в которой очень важна активная работа артикуляционного аппарата.

Исполнение песни-распевки «Часы».

Работа над активным звукоизвлечением, активным певческим дыханием и чёткой дикцией. Показ хлопками ритма в проигрыше и точный переход от показа ритма к пению.

Д м б д м б

Усложнение исполнительской задачи – использование для показа ритмических акцентов трёх групп ударных инструментов. Например, д еревянные (ложки, коробочки), м еталлические (треугольники) и б арабаны (бубны).

Мы с вами знаем, как непросто исполнить музыкальное произведение. Надо не только точно спеть мелодию и выучить слова песни, но, самое главное, раскрыть тот образ, который в нём заложен. Конечно, в бардовской песне, такой как «Дворец Трезини» Александра Городницкого, образ связан, прежде всего, с текстом песни, и он совсем непростой. Но ведь мы с вами петербуржцы, а значит, сможем донести до слушателей ту любовь к нашему городу, которой наполнена песня Городницкого.

Чтобы создать настроение доверительности, давайте будем исполнять песню под гитару, как обычно поют свои песни барды.

Исполнение песни А.Городницкого «Дворец Трезини» с гитарным аккомпанементом (лучше привлечь к исполнению аккомпанемента учащихся)

Завершая наш урок, хочу ещё раз напомнить, что мы сегодня познакомились с двумя жанрами классической музыки.

Какие это жанры?

Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке?

Мне было очень приятно, что, работая сегодня на уроке, вы оказались не только внимательными, чуткими слушателями, но и хорошими, выразительными исполнителями.

(оценивание работы учащихся проводится как после каждого блока урока, так и в заключение)


Музыкальный образ имеет объективные и субъективные стороны . Он передает суть явления , ее типичные черты . Музыкальный образ – специфическая форма обобщенного отражения жизни средствами музыкального искусства . Основой музыкального образа является музыкальная тема . Музыкальный образ – это единство объективного и субъективного начал . Содержанием художественного образа в музыке является жизнь человека .

Музыкальный образ воплощает наиболее существенные , типичные черты явления – это объективность . Вторая сторона образа субъективная , связанная с эстетическим аспектом . Образ передает явление в развитии . Субъективный фактор имеет в музыке большое значение , как в творческом процессе создания музыкального произведения , так и в процессе его восприятия . Однако в обоих случаях преувеличением субъективного начала приводит к субъективизму в понятии музыки . Говоря об отражении в музыке субъективной и эмоциональной стороны , нельзя не обратить внимание на то , что и абстрактно –обобщенное подвластно музыке .Образ в музыке – это всегда пропущенное через художника отражение жизни . Каждый музыкальный образ можно назвать жизнью , которая отражена в музыке композитором . При определении музыкального образа нужно иметь в виду не только средства , при помощи которых он создан композитором , но и что он хотел воплотить в нем . При этом важно , что даже самые скромные по содержанию и художественной форме музыкальные образы обязательно содержат хотя бы незначительное развитие .

Исходный структурный элемент музыки – звук . Он отличается от реального звука в его физическом понимании . Музыкальный звук имеет высоту , насыщенность , длину , тембр . Музыка как звуковое искусство менее конкретизировано . Такое свойство , как наглядность , остается практически за пределами музыкального образа . Музыка передает мир действительности и явлений через чувственно –эмоциональное ассоциации , т . не прямо , а опосредованно . Вот почему музыкальный язык – это язык чувств , настроений , состояний , а потом уже язык мыслей .
Конкретность музыкального образа – проблема для музыкально –эстетической теории . На протяжении истории своего развития музыка по –разному стремилась конкретизировать музыкальный образ . Способы этой конкретизации были разные :
1 ) звукозапись ;

2 ) использование интонаций с ярко четкой жанровой принадлежностью (марши , песни , танцы );

3 ) программная музыка и , наконец ,

4 ) установление разнообразных синтетических связей .

Рассмотрим указанные способы конкретизации музыкальных образов . Выделяют два типа звукозаписи : имитационный ,ассоциативный .

Имитация : подражания реально существующим звукам действительности : пение птиц (соловей , кукушка , перепел ) в бетховенской “Пасторальной симфонии “, звучание колоколов в Фантастической симфонии Берлиоза , взлет самолета и взрыв бомбы во Второй симфонии Щедрина .

Ассоциативная звукозапись построена по способности сознания создавать образы –представления по ассоциации . Спектр таких ассоциаций довольно большой : ассоциации 1 ) по движению (“Полет шмеля “). Ассоциации возникают у слушателя , благодаря 2 ) высоте и качественной окраске звучания (медведь – низкий регистр звучания и т .д .).
Отдельную форму ассоциаций в музыке представляют ассоциации 3 ) по цвету , когда в результате восприятия музыкального произведения возникает представление о цвете явления .

Более распространена ассоциативный звукозапись , по сравнению с имитационной . Что касается использования интонаций с яркой жанровой принадлежностью , то примеров здесь бесконечное множество . Так , в скерцо из симфонии Чайковского есть и маршевая тема , и русская народная песня “Во поле береза стояла …”.

Особое значение для конкретизации музыкального образа имеет программная музыка . Программа в отдельных случаях это: 1 ) название самого произведения или эпиграф . В другое время программа представляет 2 ) развернутое содержание музыкального произведения . В языковых программах различают картинную и сюжетную программы . В качестве картинной может служить хрестоматийный пример – “Времена года ” Чайковского , фортепианные прелюдии импрессиониста Дебюси “Девушка с волосами цвета льна “. Сами названия говорят за себя .
К сюжетной программе относятся музыкальные произведения , в основе которых лежит античный или библейский миф , народная легенда или оригинальное произведение – литературный жанр –от лирических произведений к драме , трагедии или комедии . Сюжетные программы могут быть и последовательно развитыми . Чайковский пользовался развернутым сюжетом для симфонической фантазии “Франческа до Римини » по Данте . Это произведение написано по мотивам Пятой песни “Ада ” из “Божественной комедии “.

Иногда программу в музыкальном произведении определяет живописное произведение . Программная музыка вызвала к жизни жанр программно –инструментальной и программно –симфонической музыки . Если слушатель не знаком с программой , то его восприятие не будет адекватным в деталях , но особых отклонений не будет (характер будет неизменным в восприятии музыки ). Конкретизация музыкальных образов не программной музыки (инструментальной ) происходит на уровне восприятия и зависит от субъективного фактора . Не случайно у разных людей разные мысли и чувства при слушании не программной музыки .

Музыкальный образ

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.

Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного.

Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.

Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.

Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба. Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения: маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития. И это естественно: все крупные жанры в различных видах искусства обычно связаны с воплощением сложного жизненного содержания; им присуще большое количество героев и событий, в то время как маленькие обращены обычно к какому-нибудь частному явлению или переживанию. Это, конечно, не означает, что крупные произведения непременно отличаются большей глубиной и значительностью, часто бывает даже наоборот: небольшая пьеса, даже отдельный её мотив порой способны сказать столь многое, что их воздействие на людей оказывается даже более сильным и глубоким.

Между продолжительностью музыкального произведения и его образным строением существует глубокая связь, которая обнаруживается даже в названиях произведений, например «Война и мир», «Спартак», «Александр Невский» предполагают многочастное воплощение в крупномасштабной форме (опера, балет, кантата), в то время как «Кукушка», «Бабочка», «Одинокие цветы» написаны в форме миниатюры.

Почему же порой произведения, не обладающие сложной образной структурой, так глубоко волнуют человека?

Может быть, ответ заключается в том, что, сосредоточившись на едином образном состоянии, композитор вкладывает в небольшое произведение всю душу, всю творческую энергию, какую пробудил в нём его художественный замысел? Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра.

Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и другие выдающиеся отечественные композиторы создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, поднебесный и подводный, лесной и степной, претворился в русской музыке, в чудесных названиях её программных произведений. Вам уже известны многие образы, воплощённые в пьесах русских композиторов, - «Арагонская хота», «Гном», «Баба Яга», «Старый замок», «Волшебное озеро»...

Не менее богатым является образное содержание и в непрограммных сочинениях, не имеющих специального названия.

Лирические образы

Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании.

Одно из таких произведений - Прелюдия С. Рахманинова соль-диез минор. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания.

Композитор не дал пьесе названия (Рахманинов не обозначил программным подзаголовком ни одну из своих прелюдий), однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо.

Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму.

Может быть, потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью. И поэтому образы прощания тесно сплелись с темой осени, с осенними образами, которых так много в русском искусстве: улетающие листья, моросняк, журавлиный клин.

Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес связано с этой темой! И как необычайно богат образный мир осенней печали и прощания.

Вот летят, вот летят...Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа
Оттого что - молчи! - так никто уж не выразит их...

Это строки из стихотворения Николая Рубцова «Журавли», в котором так пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей.

И хотя Рахманинов, конечно, не вносил в своё произведение такой точной картины, думается, в образном строе прелюдии журавлиный мотив не случаен. Журавли – это своеобразный образ-символ, как бы парящий над общей образной картиной прелюдии, сообщающий её звучанию особую высоту и чистоту.

Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания рождает эпические образы, отличающиеся особой сложностью и многоплановостью.

Рассмотрим различные виды образно-музыкального развития в их связи с особенностями музыкального содержания.

Драматические образы

Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.

Образец драматического произведения баллада Ф. Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. В балладе сочетаются и жанрово-драматические особенности - ведь она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц! - и острый драматизм, присущий характеру этой потрясающей по глубине и силе истории.

О чём же в ней говорится?

Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала - немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Такой перевод существует - лучший перевод гётевской баллады на русский язык, несмотря на то, что сделан он почти два столетия назад. Его автор, В. Жуковский, - современник Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт, дал такую трактовку «Страшного видения» Гёте.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей;
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мёртвый младенец лежал.

Сравнивая немецкую и русскую версии стихотворения, поэт Марина Цветаева отмечает главное различие между ними: у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте - явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее: у него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества.

У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя: в его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.

Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности. Обратите внимание на характер мелодии - отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она - плавная, закруглённая, певучая.

Но не только характер мелодической интонации - с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающий балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим.

Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и благозвучия (две фразы Лесного царя).

На самом деле, как это часто бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.

Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению страшного леса, его темных и таинственных глубин.

На этом и заканчивается динамика музыкального развития баллады: потому что в конце, когда наступает остановка в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие: «В руках его мёртвый младенец лежал».

Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития. Жизнь, её порывы, её стремления к освобождению - и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая. Отсюда и двуплановость музыкального движения, реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребёнка, и отстранённо-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя.

Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения (или его фрагмента), основанного на образном развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах небольшого масштаба, а также в отдельных фрагментах циклических произведений (сонат, концертов, симфоний).

Эпические образы

Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.

Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».

Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее». Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта. Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!

Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.

Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.

Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых ее тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода.

В опере «Садко» с её образом связана большая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.

Такова музыкальная интерпретация различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические, драматические, эпические образные сферы образуют свои собственные содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных средств.

О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение - иногда одной-единственной ноты - может в корне менять её содержание, её воздействие на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении - одновременно или многопланово и почему?
  2. Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?
  3. Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и сложный образ?
  4. Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки? Объясните это на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
  5. Почему при создании оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков использовал подлинные былины и песни?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Римский-Корсаков. «Океан-море синее» из оперы «Садко», mp3;
Шуберт. Баллада «Лесной царь» (3 варианта исполнения - на русском, немецком языках и фортепиано без вокала), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.