Что такое экспозиция в драматическом произведении. Что такое экспозиция в литературе? Определение и примеры

Каждый человек прекрасно знаком с художественной литературой, с типом построения рассказов и романов. Однако мало кто знает, что на самом деле деление произведения на главы - это лишь мишура, которая позволяет читателю более комфортно воспринимать суть изложенного автором. Строение рассказа основывается на экспозиции (или завязке), действии, кульминации и развязке. Все эти составляющие образуют ту самую интригу, которая и заставляет нас перелистывать страницы книг одну за другой. Поэтому сейчас мы попробуем разобраться в том, в литературе, какая часть повествования в ней содержится и чем она характеризуется.

Книги, в которых можно встретить завязку

В отличие от многих других составляющих рассказа, завязка всех событий и описание характеров героев происходит во всех книгах, независимо от года выпуска, от стиля изложения и прочих показателей. Однако для того чтобы понять, что такое экспозиция в литературе, порой достаточно прочитать лишь первую главу рассказа, а бывает и так, что она охватывает чуть ли не четверть книги. Тут происходит знакомство с главными героями, читатель узнает, в какое время будут происходить все последующие действия, также описывается место (или места), где будут развиваться события, и многое другое. Часто в этой части произведения рассказывается некая предыстория, которая позволяет в более полных красках понять всю дальнейшую суть повествования. Нередко экспозиция в литературе также служит началом завязки конфликта или действия, которое будет основой всего рассказа в дальнейшем.

Какой может быть длина экспозиции?

Как правило, размеры отдельных частей повествования зависят от его общего объема. Чем больше книга, тем больше внимания в ней уделяется всяким мелочам, из которых и состоит вступление. Сейчас, чтобы конкретнее понять, что такое экспозиция в литературе, приведем маленький пример: «Ольга, после того как устроилась на должность дежурного адвоката, въехала в новый кабинет. За полдня она успела познакомиться со своими сотрудниками, после чего позвонила мужу и рассказала обо всем». Вот пример краткой завязки, которая может присутствовать даже не в рассказах, а в отдельных сценах. Эти события автор может развивать далее, и до тех пор, пока в рассказе не разовьется явный конфликт, они будут считаться экспозицией. Однако даже в этих двух предложениях мы уже видим предпосылки к дальнейшим действиям героев, и каждый читатель, в силу своей фантазии, может придумать к ним продолжение.

Виды экспозиции

Сегодня завязку, которая присутствует в каждом принято делить на четыре различных вида. Некоторым людям понять, что такое экспозиция в литературе, проще именно на подобных примерах. Поэтому сейчас мы подробно рассмотрим каждый из них. Первый вариант - стандартный, то есть завязка прямая. Это значит, что описание места, времени и главных героев рассказа происходит в начале книги. Вариант номер два - задержанная экспозиция. В таком случае автор выделяет первую часть романа на описание какого-то важного события, после чего он знакомит читателя с героями и прочими обстоятельствами своей книги. Завязка бывает обратной, а это означает, что все сведения о романе изложены в последних его главах. Ну и наконец, существует такой термин, как межистория. Это значит, что писатель раскрывает характеры героев и места, где происходят события, вперемешку с основной частью рассказа.

Как завязка влияет на читателя?

Как видите, экспозиция в литературе - это в первую очередь знакомство, интрига. Если она прямая, то читатель сразу может предположить, интересно ли будет ему далее изучать конкретную книгу. Во всех остальных случаях, особенно в последнем, завязка (точнее, ее временное отсутствие) создает огромную интригу (а кто такой Карл, а что это за город N и т. д.). Это один из тех приемов, которые используют писатели для того, чтобы стать популярными и собрать как можно большую публику вокруг своей персоны.

Читая литературное произведение, мы часто не обращаем внимание на то, что оно складывается из множества элементов, которые в совокупности составляют сюжет.

Каждая часть книги образует интригу, которая заставляет нас перелистывать страницы и дочитывать написанное до конца. Первым вступительным элементом практически в любом произведении является экспозиция. Она хоть и не влияет на развертывание событий, но позволяет нам понять характеры персонажей и жизненные обстоятельства, в которых они находятся.

Что означает слово «экспозиция»?

Термин «экспозиция» происходит от латинского слова expositio , что в переводе значит «изложение, выставление напоказ» . Под этим понятием скрывается расстановка героев, демонстрация причин и обстоятельств, которые предшествуют началу событий.

Что такое экспозиция?

Простыми словами, экспозиция – это вступление к произведению. Ее может и не быть , но если она все-таки есть, то играет важную роль в раскрытии личностных качеств персонажей и общественной среды, в которой они пребывают.


С ее помощью читателю удается понять, что собой представляет тот или иной герой, где он живет, чем занимается, что его окружает. В экспозиции может описываться природа местности, обстановка в доме, годы жизни персонажа, предшествующие сюжету, и многое другое.

Такое вступление может располагаться в самом начале произведения или следовать за развязкой, а его размер варьируется от нескольких строк или одной главы до четверти книги. Чем больше повествование, тем больше внимания в нем уделяется всевозможным мелочам и тонкостям характеров персонажей.

Часто в экспозиции раскрывается определенная предыстория, благодаря которой можно в полных красках осознать всю дальнейшую суть событий.

Какие бывают виды экспозиции?

Выбор расположения экспозиции во многом зависит от авторского замысла произведения. По сути, выделяют три вида вступления, которые размещаются в разных местах книги.


Прямая экспозиция (наиболее распространенная) встречается в начале событий, то есть писатель дает читателю необходимую информацию о героях, а затем переходит к изложению остального сюжета. Благодаря подобному построению произведения удается сохранить хронологическую последовательность событий.

Задержанная экспозиция может располагаться в центре произведения, что позволяет автору подогреть любопытство читателя и поиграть с его воображением. Сначала в книге описывается какая-нибудь история, а только после этого мы получаем возможность познакомиться с героями и их жизненными обстоятельствами. Обратную экспозицию размещают в конце книги.

Чаще всего подобным приемом пользуются в детективных романах, где важную роль играет необходимость сохранения интриги до последних страниц. Помимо основных видов экспозиции, в некоторых романах встречается так называемая межистория, когда отдельные описания встречаются на протяжении всего сюжета.

Примеры экспозиции в литературе

Найти экспозицию в различных произведениях достаточно просто, ведь к ней относятся любые описания персонажей и обстоятельств. К примеру, в «Мертвых душах» Гоголя она находится после завязки и в конце произведения. Сначала автор описывает бытовую и историческую обстановку своего повествования, а в окончании раскрывает характер основного действующего лица – Чичикова.

В романе «Как закалялась сталь» используется прямая экспозиция, то есть в самом начале произведения Николай Островский описывает сцены из детства Павки Корчагина, его школьные проблемы, работу в кубовой, а только после этого приступает к завязке.


Если рассматривать примеры по объему экспозиции, то достаточно большое вступление можно найти в пьесе «Гроза» Александра Островского. Погружение в мир «темного царства» здесь ведется на протяжении всего 1-го акта и частично затрагивает 2-ой акт.

Среди произведений, имеющих короткую экспозицию, можно выделить рассказ «Союз рыжих» Конан Дойля, где вступлению посвящено всего несколько первых строк, или сказку «Репка», в которой завязке предшествуют только три слова: «Посадил дед репку».

Экспозиция в литературе (от лат. expositio — изложение, объяснение) представляет собой описание событий, предшествующих завязке. Ее основные функции: 1) первое знакомство читателя с поэтическим миром произведения, 2) ориентация во времени и пространстве, 3) представление действующих лиц, 4) изображение ситуации до конфликта.

Вхождение в незнакомый художественный мир, созданный посредством словесных образов, по сравнению с миром реальным, видимым воочию, психологически затруднено. Этот мир не охватишь единым взором. Его приходится вбирать в себя постепенно, последовательно декодировать, штрих за штрихом, кадр за кадром. Читатель должен проделать определенную умственную работу, напрячь все свое воображение, чтобы получить более или менее адекватный образ того, что предлагает ему автор.

Организуя экспозиционную часть произведения, писатель вынужден считаться с тем, что всегда найдется читатель, у которого просто не хватит терпения преодолеть этот психологический барьер, и книга вернется на полку непрочитанной. Поэтому экспозиции в литературе надлежит быть предельно лаконичной, яркой, выразительной и в то же время информационно емкой. Вместе с тем, решаясь на тот или иной вариант, писатель сообразуется с целым веером дополнительных обстоятельств: или отдает дань привычным стереотипам, соответствующим его темпераменту, идиостилю, или круто меняет стратегию, столкнувшись с мало знакомым ему жизненным материалом, или подчиняется законам некой экстраординарной жанровой формы, например, детектива, или, наконец, стремится сохранить верность художественным канонам определенного метода.

Легкий, стремительный Пушкин с его летящей, насыщенной глаголами движения фразой, спартанским лаконизмом и аскетической скупостью в описаниях отличался ярко выраженной склонностью к энергичным, кратким экспозициям. "Воздушная громада" «Онегина», спрессованная в "магический кристалл" романа в стихах, довольствуется в качестве экспозиционной части воспроизведением "внутреннего монолога" едущего к богатому дяде племянника, заранее досадующего на предстоящую "скуку / С больным сидеть и день и ночь". Ему ничего не остается, как принять наследство и обживать свалившееся на него имение. Некоторое время новоявленный помещик избегает соседей; наконец, знакомится сначала с Ленским, а затем с Лариными. Не успели мы как следует осмотреться — завязывается конфликт...

Совершенно иной тип экспозиции предпочитает в своих пьесах А.Н. Островский. Главное для него — характеры: типические характеры в типических обстоятельствах. И то, и другое у писателя-реалиста должно быть доскональнейшим образом детерминировано, а значит воссоздано с предельной степенью достоверности, подробно, в деталях. Поэтому первый акт целиком, а то и начало второго драматург отводит под экспозицию, щедро дополняя ее и после завязки, на протяжении практически всей пьесы. Такова экспозиционная часть "Грозы": с томительной медлительностью разворачиваются перед нами картины, на первый взгляд, спящего мертвым сном "темного царства". Зритель получает возможность окинуть внимательным взором окрестности захолустного Калинова, познакомиться с жизнью его обитателей, с их нравами, характерами. Каждая сцена, каждое явление, каждое произнесенное персонажем слово увеличивают количество художественных аргументов в пользу очевидной реальности, несомненной истинности происходящего.

Примерно теми же соображениями руководствовался И.А. Гончаров, распространив едва ли не на треть романа гигантскую экспозицию "Обломова". Вопреки аксиоматическому мнению Лессинга о динамической природе литературной образности, заглавный герой произведения упорно бездействует. Если его былинный тезка Илья Муромец «просидел сиднем» тридцать лет и три года, то Илья Ильич Обломов, похоже, готов столько же времени пролежать, не вставая с постели! Наивный хитрец просит каждого посетителя не подходить к нему близко, чтобы не простудить хозяина ("Вы с мороза!"). Читатель уже давно догадался: если Обломов подпустит гостя к себе, придется здороваться с ним за руку, а значит — встать с постели, умыться, одеться и... зажить совершенно несвойственной ему деятельной жизнью. Но, согласно идейному замыслу романа Илья Ильич, в отличие от Штольца, отстраняется от практической деятельности, а неустанная нравственная работа его души, которую не замечает никто, для проницательного читателя несомненна.

Чего стоят, к примеру, его удивительные « полеты во сне и наяву»! В мгновение ока преодолевая пространство и время, безнадежно инертный герой оказывается в любезной его сердцу Обломовке безгрешным, полным надежд и энергии (!) ребенком, соприкасается с идиллическим миром добрых простодушных людей, тянется к беззаветной нежности покойной матушки. Совершив это путешествие вместе с Обломовым, мы понимаем, что его гиперболизированная, сделавшая его имя нарицательным леность — на самом деле активный протест против бессердечия и бездушия окружающей его жизни. Обломов — не комический, а трагический герой. Недаром он умирает от разрыва сердца!

Напрашивается вывод: беспрецедентно пространная экспозиция произведения, мотивированная прежде всего доминирующим свойством личности центрального персонажа, естественным и незаметным образом переходит в завязку основного конфликта — неразрешимого противоречия между мечтой и делом, сердцем и рассудком, идеалом и действительностью.

Каждый человек прекрасно знаком с художественной литературой, с типом построения рассказов и романов. Однако мало кто знает, что на самом деле деление произведения на главы - это лишь мишура, которая позволяет читателю более комфортно воспринимать суть изложенного автором. Строение рассказа основывается на экспозиции (или завязке), действии, кульминации и развязке. Все эти составляющие образуют ту самую интригу, которая и заставляет нас перелистывать страницы книг одну за другой. Поэтому сейчас мы попробуем разобраться в том, что такое экспозиция в литературе, какая часть повествования в ней содержится и чем она характеризуется.

Книги, в которых можно встретить завязку

В отличие от многих других составляющих рассказа, завязка всех событий и описание характеров героев происходит во всех книгах, независимо от года выпуска, от стиля изложения и прочих показателей. Однако для того чтобы понять, что такое экспозиция в литературе, порой достаточно прочитать лишь первую главу рассказа, а бывает и так, что она охватывает чуть ли не четверть книги. Тут происходит знакомство с главными героями, читатель узнает, в какое время будут происходить все последующие действия, также описывается место (или места), где будут развиваться события, и многое другое. Часто в этой части произведения рассказывается некая предыстория, которая позволяет в более полных красках понять всю дальнейшую суть повествования. Нередко экспозиция в литературе также служит началом завязки конфликта или действия, которое будет основой всего рассказа в дальнейшем.

Какой может быть длина экспозиции?

Как правило, размеры отдельных частей повествования зависят от его общего объема. Чем больше книга, тем больше внимания в ней уделяется всяким мелочам, из которых и состоит вступление. Сейчас, чтобы конкретнее понять, что такое экспозиция в литературе, приведем маленький пример: «Ольга, после того как устроилась на должность дежурного адвоката, въехала в новый кабинет. За полдня она успела познакомиться со своими сотрудниками, после чего позвонила мужу и рассказала обо всем». Вот пример краткой завязки, которая может присутствовать даже не в рассказах, а в отдельных сценах. Эти события автор может развивать далее, и до тех пор, пока в рассказе не разовьется явный конфликт, они будут считаться экспозицией. Однако даже в этих двух предложениях мы уже видим предпосылки к дальнейшим действиям героев, и каждый читатель, в силу своей фантазии, может придумать к ним продолжение.

Виды экспозиции

Сегодня завязку, которая присутствует в каждом литературном произведение, принято делить на четыре различных вида. Некоторым людям понять, что такое экспозиция в литературе, проще именно на подобных примерах. Поэтому сейчас мы подробно рассмотрим каждый из них. Первый вариант - стандартный, то есть завязка прямая. Это значит, что описание места, времени и главных героев рассказа происходит в начале книги. Вариант номер два - задержанная экспозиция. В таком случае автор выделяет первую часть романа на описание какого-то важного события, после чего он знакомит читателя с героями и прочими обстоятельствами своей книги. Завязка бывает обратной, а это означает, что все сведения о романе изложены в последних его главах. Ну и наконец, существует такой термин, как межистория. Это значит, что писатель раскрывает характеры героев и места, где происходят события, вперемешку с основной частью рассказа.

Как завязка влияет на читателя?

Как видите, экспозиция в литературе - это в первую очередь знакомство, интрига. Если она прямая, то читатель сразу может предположить, интересно ли будет ему далее изучать конкретную книгу. Во всех остальных случаях, особенно в последнем, завязка (точнее, ее временное отсутствие) создает огромную интригу (а кто такой Карл, а что это за город N и т. д.). Это один из тех приемов, которые используют писатели для того, чтобы стать популярными и собрать как можно большую публику вокруг своей персоны.

Значение слова ЭКСПОЗИЦИЯ в Словаре литературоведческих терминов

ЭКСПОЗИЦИЯ

- (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см. завязка) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭКСПОЗИЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Словаре музыкальных терминов:
    1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - от латинского expositio - выставление напоказ, изложение) размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Медицинских терминах:
    (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (в музыке) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения, а также 1-я часть фуги, включающая проведение темы …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от латинского expositio - изложение, описание), подбор и размещение экспонатов по определенному принципу (тематический, хронологический и т.п.) в музеях, на …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ
    [от латинского expositio изложение, объяснение] 1) часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия; прямая экспозиция дается как …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, м. 1. Размещение каких-нибудь предметов, выставляемых для обозрения. Музейная э. 2. лит., муз. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Размещение экс-покатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ
    ЭКСПОЗ́ИЦИЯ СКЛОНОВ, расположение склонов горн. хребтов, холмов и др. элементов рельефа по отношению к странам света или преобладающим ветрам. Различия …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭКСПОЗ́ИЦИЯ (фото), произведение освещённости светочувствит. материала на время его освещения (выдержку). Выражается в …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭКСПОЗ́ИЦИЯ, в лит. произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развёртывания фабульного действия (ср. с прологом). Располагается …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭКСПОЗ́ИЦИЯ (муз.), нач. раздел сонатной формы, в к-ром излагаются осн. темы произведения, а также 1-я часть фуги, включающая проведение …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭКСПОЗ́ИЦИЯ (от лат. expositio - выставление на показ, изложение), в музеях и на выставках размещение экспонатов в определ. системе (хронологич., …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    экспози"ция, экспози"ции, экспози"ции, экспози"ций, экспози"ции, экспози"циям, экспози"цию, экспози"ции, экспози"цией, экспози"циею, экспози"циями, экспози"ции, …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) Размещение экспонатов по определенной системе (хронологической, типологической и пр.). Музейная экспозиция. 2) спец. Вступительная часть литературного или …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. expositio изложение, описание) 1) часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия; прямая э. дается как …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия; прямая э. дается как вступительная часть, задержанная э. …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    выдержка, выставка, выставление, облучение, освещенность, положение, размещение, расположение, …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, излагаются обстоятельства, предшествующие началу действия. 2) Первый раздел музыкального произведения …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    экспозиция, …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Орфографическом словаре:
    экспоз`иция, …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем Spec экспозиция освещенность, соответствующая выдержке 1 N2 Spec …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия (ср. с прологом). Располагается в начале, …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    экспозиции, ж. (латин. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    экспозиция 1. ж. 1) Часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, излагаются обстоятельства, предшествующие началу действия. 2) Первый раздел музыкального …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I ж. 1. Часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, излагаются обстоятельства, предшествующие началу действия. 2. Первый раздел музыкального произведения …
  • ЭКСПОЗИЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение …