Презентация мертвые души по 4 главе. Презентация по литературе на тему: «Художественные особенности поэмы Н.В

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н.В. Г О Г О Л Ь «Мёртвые души» История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики.

ПЛАН ЛЕКЦИИ Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Цель «негоции» Чичикова. Персонажи поэмы. История замысла поэмы и его реализации.

История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А.С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нём!»

В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трёхчастную структуру поэмы. Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.

В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мёртвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мёртвые души» у помещиков Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. Но А. Герцен так писал о названии поэмы: «Мёртвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие - вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». . Обратите внимание на эту точку зрения!

Конфликт поэмы «Мёртвые души» Конфликт поэмы заключён в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабалённости

Композиция поэмы «Мертвые души» Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб,но центральное место отведено изображению мира чиновников. 7-10 главы 11 глава Повествование о жизненной судьбе героя поэмы - Чичикова. 1 глава 2-6 главы Изображение жизни российских помещиков. Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России. «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N , встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Он предполагал получить «двести тысяч капиталу» от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самыми дешёвыми оказались «мёртвые души» - умершие крестьяне, ещё не попавшие в ревизские сказки (официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную за своих крестьян). Перепись проводилась раз в 10-15 лет. Помятуя о недавней эпидемии холеры в 1830 году, Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мёртвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако, без земли сделка была бы юридически незаконной, поэтому в его разговорах с городскими чиновниками появляется слово «на вывод»: заселение и освоение земель в южных губерниях России всячески поощрялось, и переезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

Персонажи поэмы « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» Н.В. Гоголь Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. Манилов. Коробочка. Ноздрёв. Собакевич. Плюшкин. Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.

МАНИЛОВ Черты характера: Прожектёрство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

КОРОБОЧКА Черты характера: Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость до скупости)

НОЗДРЁВ Черты характера: Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

СОБАКЕВИЧ Черты характера: Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.

ПЛЮШКИН Черты характера: Ненасытная жадность. Скупость. Крохоборство (мелочная скупость).

ЧИЧИКОВ Черты характера: Хищническая цепкость. Беспринципность. Склонность к аферам. Авантюризм.

«Мёртвые души» - величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мёртвым душам» Гоголь отдал всеё– и свой художнический гений, и исступлённость мысли, и страстность надежды. «Мёртвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть». Ю. Манн « В поисках живой души».

« И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своём сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мёртвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мёртвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов. все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придётся с кресла, Написать сожжённый том. П. ВЕГИН


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н.В. ГОГОЛЬ ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Учитель Борисова Н.И.

Развитие сюжета 1 глава. Приезд Чичикова в губернский город. Экспозиция. Завязка. 2 глава. Чичиков в усадьбе Манилова. 3 глава. Чичиков у Коробочки. 4 глава. Чичиков на постоялом дворе и в доме Ноздрёва. Лирические отступления, вставные эпизоды и сцены Рассуждение о «тонких и толстых». Рассуждения о двух типах характеров. «Об оттенках и тонкостях обращения». Мысль о живучести Ноздрёвых. Учитель Борисова Н.И.

5 глава. Чичиков в усадьбе Собакевича. 6 глава. Чичиков у Плюшкина. 7 глава. Чичиков в городе. В гражданской палате. 8 глава. Бал у губернатора. Кульминация. Чичиков – « мильонщик ». Катастрофа. Чичиков «о славной бабешке». Автор «о метком русском слове» и «бойком русском уме». Воспоминания автора о юности. Размышления о человеке «И до какой ничтожности..» О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым. О силе исправника. Учитель Борисова Н.И.

9 глава. Смута в городе. 10 глава. Растерянность чиновников. 11 глава. Бегство Чичикова из города. О бунте крестьян имения Вшивая-Спесь. Повесть о капитане Копейкине. «Русь! Русь!» Дорога… Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое- подлеце. Тройка. Учитель Борисова Н.И.

Господский дом. Усадьба. Деревня. Портрет. Хозяйство. Интерьер. Обед. Разговор о продаже «мертвых душ».

Манилов В Манилове нет ничего отрицательного,… Он не совершил ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного, в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки.

Коробочка Настасья Петровна В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упрямца, закостенелого и омертвевшего в своей ограниченности. Но эта « туповатость » своей определенностью лучше пустоты Манилова – ни умной, ни глупой, ни доброй, ни злой

Ноздрёв Ноздрев – хвастун, болтун, лихач и дебошир, кутила и спорщик. Гоголь сводит Чичикова с Ноздревым в трактире на дороге, а дорога у писателя символизирует путь в будущее, а значит для этого героя есть надежда на спасение.

Собакевич Хозяйственность Собакевича словно проецируется на образ скаредного Плюшкина, сгущаясь в последнем до крайности. Тем не менее, Собакевич – первый в чреде гоголевских типов, кто соотносится с героями второго тома, где герои должны предстать пусть не идеальными, но уже очистившимися от многих страстей.

Плюшкин Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, настороженность и подозрительность. Но его страсть к накопительству – следствие одиночества. Именно он должен был по замыслу Н.В.Гоголя появиться нравственно возрожденным.

Деликатен как Манилов Способен копить как Коробочка Чичиков соотносится со всеми героями поэмы Может кутнуть и солгать не хуже Ноздрева Прижимист и деловит как Собакевич В бережливости на уступит Плюшкину

Персонажи поэмы. « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» Н. В. Гоголь. Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Учитель Борисова Н.И.


Описание:

«Мёртвые души» - поэма русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Произведение содержит большое количество лирических отступлений. Автор выразил в них глубокие личные переживания и размышления. Лирические отступления в «Мёртвых душах» создают неповторимое настроение и служат своеобразным комментарием Гоголя на определенные события. Н. В. Гоголю удалось добиться уникального повествования, которое держать читателя в напряжении на протяжении всей книги.

Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» – одна из самых трудных задач в школьном литературном образовании. К этому мнению пришло большинство методистов и преподавателей. Поэтому создать действительно качественную презентацию по этой теме довольно сложно.

В презентации «Мёртвые души» представлены все композиционные, языковые и стилистические особенности поэмы. Не смотря на то, что незавершенность произведения и сложная система образов осложняют восприятие, подача материала в интересной для учеников форме, то есть в виде презентации powerpoint, способствует пониманию выразительности и глубины лиризма поэмы, прочувствования тонкого смысла произведения.

Презентация на тему «Мертвые души» создана в тематической последовательности, в которой немаловажное место уделено иллюстративному материалу: фотографии, картины, рисунки.

Категория:

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 06 Сентября 2012 г.
  • Слайды: 14 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 06 Сентября 2012 г.
  • Размер презентации: 14725 Кб
  • Тип файла презентации: .ppt
  • Скачана: 4866 раз
  • Последний раз скачана: 10 Декабря 2018 г., в 22:41
  • Просмотров: 8927 просмотров

Чичиков-Центральный герой поэмы «Мертвые души». Вокруг него сосредоточено все действия поэмы, с ним связаны все ее персонажи.

Чичиков представляет собой человека, который многими своими чертами отличается о поместного дворянства. По своему происхождению он дворянин, но усадьба не является источником его существования. На всю жизнь запомнил Чичиков советы своего отца-больше всего беречь и копить копейку. Отсюда цель всей жизни главного героя-приобретательство.


Манилов оторван от жизни, неприспособлен. Портрет и характер Манилова создан по принципу: «в приятность, казалось, чересчур было передано сахару». На лице Манилова было «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»

Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

Не смотря на «чрезмерность», Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову «мертвые души» бесплатно.


Коробочка отличается бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время-ее мелочность и ограниченность. Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой». Она боится продешевить при продаже «мертвых душ», что бы как-нибудь «не понести убытку». Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал.


Внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушка «горазда больше тарелки», «ни разу не был болен». Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников.

Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.


Ноздрев- «разбитной малый», кутила. Главная его страсть- «нагадить ближнему», продолжая оставаться его другом.

В кабине Ноздрева вместо книг- сабли и турецкие кинжалы. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже «мертв».


Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя,-заплесневалый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Плюшкин подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.