Общая характеристика стилистических особенностей приключенческой литературы. Своеобразие приключенческой литературы Приключенческий роман появление

один из видов художественной литературы, проза, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаки приключенческой литературы – динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п. Внутри приключенческой литературы можно выделить несколько устойчивых жанров, различающихся по двум признакам: в какой обстановке происходит действие и каково основное содержание сюжета. Так, к приключенческой литературе относятся детективы, основное содержание которых – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Э. По, А. К. Дойл, А. Кристи и др. Часто автор создает детективные романы и рассказы с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (отец Браун у Г. К. Честертона, Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Кристи и др.). Интерес читателя поддерживается за счет попыток найти преступника, имя которого обычно узнается в самом конце. Фантастическая приключенческая литература рассказывает о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может быть перенесено на другие планеты, в прошлое или будущее Земли; в них действуют инопланетяне, сказочные существа и т. п. Известные авторы фантастики – Г. Уэллс, Р. Брэдбери, С. Лем, К. Булычев, А. и Б. Стругацкие. Занимательность фантастической приключенческой литературы основана на изображении необычных существ и механизмов, а также неординарных событий, происходящих с ними. Историческая приключенческая литература рассказывает о какой-либо удаленной от автора и читателя эпохе, стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали В. Скотт, А. Дюма-отец, В. Гюго. В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои романа «Три мушкетера» – Атос, Портос, Арамис и д Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племен, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Л. Стивенсона, Ж. Верна, Т. М. Рида, Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда. Автор может изображать жизнь бок о бок с такими племенами (как Т. М. Рид, описывающий жизнь в США и вводящий в свои произведения индейцев). Ведущим мотивом в таких произведениях может быть мотив путешествия, как, напр., у Г. Р. Хаггарда.

Наряду с выделенными типами приключенческой литературы существуют произведения, не относимые ни к какой из этих групп, но тем не менее принадлежащие к приключенческой литературе за счет своей занимательности и захватывающего сюжета (напр., повести А. П. Гайдара о приключениях подростков или романы М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне).

В русской литературе в жанре приключенческой литературы работали А. С. Грин («Алые паруса»), В. А. Каверин («Два капитана»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. П. Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), А. Р. Беляев («Голова профессора Доуэля»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.

Сегодня утром, преодолевая стылый, залитый дождями путь до конторы, задумался о том, как визуально-алгебраически можно типировать все возможные сюжеты приключенческой литературы и не только. И пришёл к мысли, что, задумывая "Тентаклиаду", я спонтанно сторонился одних и тянулся к другим формулам, которые только сейчас собираюсь сформулировать.

Формулировка пока достаточно сырая, но там есть зерно, которое я очень хочу обозначить. Итак.


Схема 1а. Приключение-вектор.
Подавляющее большинство приключенческих повествований строятся по принципу линейного передвижения от одной точки до другой. Приняв за "А" исходный пункт, где герой (герои) начинает своё приключение, мы можем представить сюжетную структуру так:

А - B - C - D - ... - N

Герой движется от одной географической (эмоциональной, философской, событийной) локации к другой, а от другой к следующей. Каждая предыдущая территория может давать "ключи", "подсказки" и прочие "висящие на стене ружья" для последующих остановок героя, а может и не давать. Главное, что герой всегда движется вперёд, не поворачиваясь вспять, в крайнем случае лишь мысленно возвращаясь к каким-то аспектам предыдущих локаций. По этому принципу построено 90% фэнтези-литературы и 99% сюжетных видеоигр. В случае с играми такое объяснимо и оправдано в чуть большей степени, поскольку изначально заданная парадигма гейм-дизайна предполагает движение от одного уровня к другому. Для приключенческой литературы же, на мой взгляд, это самый простой и тривиальный путь формирования сюжета.

Схема 1б. Приключение-цикл.
Как вариация линейной схемы, ещё возможна такая:

А - B - C - D - ... - N - A

В самом конце путешествия герой замыкает круг и возвращается домой. Например, "Властелин Колец" или "Алиса в Стране Чудес" построены по этому принципу. Однако сущностного наполнения такой финт ушами не добавляет: возвращение на родину, как правило, нужно лишь для эмоциональной галочки, оно не сюжетообразующее, ему посвящены минимальные абзацы в самом конце. Вся основная фабула приключенческой истории такого типа лежит строго между "А" и "А", самих "А" практически не касаясь.

Последнее время мне такая схема интересна всё меньше, хотя примеров её всё больше. В ней всегда имеется соблазн для придумщика скатиться в казуальную сериальность: просто клепать один за одним сюжетные модули и помещать в них героя. Механическая процедура нанизывания, часто страдающая от недостатка изобретательности.

Схема 2а. Приключение-петли.
Гораздо интереснее, когда пункт "А" является по-настоящему отправным и играет ключевую роль как в становлении героя, так и в его приключении. В этом конструкте герой всегда возвращается в свой основной ареал обитания следующим образом:

А - B - A - C - A - D - A

По этому принципу выстроены "Приключения Синдбада", "Три мушкетёра", "Гаргантюа и Пантагрюэль". И если в случае с Синдбадом возвращение в "А" имеет чисто номинальный характер (и, тем самым, приближает эту историю к первой схеме), то у Дюма "А" (если мы принимаем за "А" Париж) - чуть ли не основная площадка для развёртывания фабулы. В сфере видеоигр абсолютным шедевром нанизывания петель является "Shadow of the Colossus". Мы исследуем мир постепенно, кругами, плавно увеличивая окоём, расширяя картину мира и его понимание, каждый раз переживая новое приключение и каждый раз начиная из отправной точки. Это очень здорово. В более серьёзных жанрах повествования по сути только "А" и существует. Приключенческий жанр всегда придаёт герою вектор ускорения к новым точкам, однако, будучи "лёгким" жанром, так часто забывает про это самое "А"! Схема "петель" же как раз даёт почувствовать как мир снаружи, так и мир внутри. Она добавляет живости и убедительности, насыщает произведение настоящими героями и событиями, даёт почувствовать почву под ногами.

Схема 2б. Приключение-спираль.
Наконец, самое для меня интересное, но так мало представленное, это постепенная трансформация изначального отправного пункта при каждом его очередном появлении в сюжете:

А1 - B - A2 - C - A3 - D - A4

Каждая локальная "петля" сюжета накладывает отпечаток на "возвращение домой". Т.е., "В" превращает "А1" в "А2", "С" превращает "А2" в "А3" и т.д. Внезапно, примером такого построения оказывается "Гарри Поттер". Несмотря на все мои серьёзные претензии к последним книгам (в основном, по художественной части), следует отметить, что от книги к книге Хогвартс меняется всё сильнее и сильнее. Каждый раз, возвращаясь назад, герои вынуждены решать новые проблемы и подстраиваться под новые обстоятельства. По принципу спирали написаны романы А. Иванова - и "Золото Бунта", и "Сердце Пармы". Мир здесь одновременно и герметично-локален (с уникальной атмосферой, духом и мифологией) и, вместе с тем, массивен, дискретно разнообразен. При этом герой - обязательно! - сплавляясь ли по реке теснин, отправляясь ли воевать за Камень, перемещаясь ли пленником в Москву, всегда возвращается в свою цитадель - и географически, и психологически - причём совершает это не единожды. И всякий раз эта цитадель, сохраняя свои изначальные черты, изменяется - как в рамках событийной фабулы, так и в рамках символического, духовного своего значения.

Именно эту схему спирали мне хочется использовать в "Тентаклиаде". Она представляется и по-философски глубокой, и легко захватывающей, интригующей. Фактически, это схема эволюции без отрыва от неких констант. Она позволяет углубиться в вопросы, интересующие автора и узкий круг читателей, и, при этом, остаётся летящим приключением для широкой аудитории.

«Приключение» - это перевод понятия «авантюра» (от лат. adventura), которое означает «неожиданное происшествие» или «смелое предприятие». В русском языке слово «авантюра» употребляется в отрицательном смысле - как обозначение беспринципных и бесчестных поступков. Поэтому образовалось два наименования: литература приключенческая и литература авантюрная - соответственно для двух (высокой и низкой) её разновидностей.

Одно из древнейших произведений - поэма Гомера «Одиссея» уже имела черты приключенческой литературы: путь через опасности. Именно поэтому название гомеровской поэмы и стало нарицательным, синонимом странствий и приключений.

Средневековые героические песни и рыцарские романы рассказывали о странствованиях доблестных рыцарей во имя подвигов, об их приключениях («Смерть Артура» Т. Мэлори; «Амадис Гальский» Р. Монтальво). Рыцари участвовали в битвах, сражались с великанами и драконами, попадали в заколдованные леса и очарованные замки, вступали в поединки друг с другом. Но были и книги, персонажи которых уже не были рыцарями, и отличались они не доблестью, а хитростью и плутовством, почему и сами эти повествования назывались плутовскими («Жизнь Ласарильо с Тормеса…», 1554).

Когда времена рыцарства кончились, удача и богатство стали целью, которую преследуют персонажи приключенческих произведений. Среди них выделяется роман «Необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо» английского писателя Д. Дефо, показавший человека в борьбе с невероятными обстоятельствами. Моряк Робинзон Крузо, выброшенный штормом на необитаемый остров и проживший на этом острове двадцать восемь лет, стал олицетворением стойкости, силы разума человека.

Вскоре после романа Дефо появилась книга его соотечественника Дж. Свифта «Путешествия в различные отдаленные страны мира Лемюэля Гулливера», которая была задумана как пародия на всевозможные «путешествия и приключения».

Чередование занимательных происшествий - важнейшая особенность приключенческого повествования. Приключенческий роман научил писателей интересно рассказывать. Но, конечно, не только смена необычайных событий заставляет нас следить за приключениями. По ходу приключений раскрывается человек. История Робинзона Крузо содержит рассказ не только о приключениях, но и о становлении личности. Роман построен как исповедь и является столь же и романом воспитательным.

Продолжая придерживаться канвы приключений, многие писатели все больше внимания уделяли уже не происшествиям, а переживаниям - психологической стороне дела, все подробнее описывали и характер героя, человеческие взаимоотношения, окружающую обстановку. Романы, в которых приключения по‑прежнему играли немаловажную роль и даже значились в заглавиях (например, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса), являлись романами психологическими, бытовыми, социальными, историческими. Таковы произведения В. Скотта и В. Гюго.

А литература приключений остается верна высокой романтике, зовет в далекие, неизведанные края, на подвиги, выдвигает деятельных, сильных духом героев, живописует драматически-напряженные моменты прошлого. Ярчайшим мастером приключенческого жанра выступает Александр Дюма-отец, автор многочисленных романов, из которых истинное бессмертие стяжали «Граф Монте‑Кристо» (1845–1846) и особенно «Три мушкетера» (1844) с их продолжением - «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон» («Десять лет спустя», 1845–1850). В отличие от Вальтера Скотта, он устраивал своего рода исторический маскарад, игру в историю, но игру увлекательную. «Его романы, - писал о книгах Дюма А. И. Куприн, - несмотря на почти столетний возраст, живут вопреки законам времени и забвения, с прежней неувядаемой силой и прежним добрым очарованием».

Еще одним сохранившим до наших дней популярность певцом приключений был Майн Рид, сам переживший или хотя бы видевший многое из того, что он описывал в своих книгах, среди которых наиболее известной является «Всадник без головы» (1866). Как и романы Дюма, произведения Майн Рида полны энергии, действия, в них сильные характеры сталкиваются при исключительных обстоятельствах, повествование развертывается в отдаленных, необычных местах - в прерии, тропических лесах, на далеких, тогда еще не исследованных континентах. Майн Рид был республиканцем по своим политическим убеждениям, принимал участие в национально-освободительной борьбе, его идеал - достойная, свободная личность, человек, берущий в руки оружие только ради благородных целей.

Некоторые итоги развития приключенческого жанра подвел замечательный рассказчик Р. Л. Стивенсон, который свои лучшие книги писал специально для юношества. Сам Стивенсон с детских лет был постоянным читателем приключенческих книг, эти книги его самого позвали в дальние края, и он немало странствовал. Он создал своего рода образец романа путешествий «Остров сокровищ» (1883) и исторический приключенческий роман «Черная стрела» (1888).

Не только для детей, но и о детях были написаны знаменитые романы М. Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Том - это маленький Дон Кихот, начитавшийся, подобно герою М. Сервантеса, приключенческих книг и стремящийся воплотить прочитанное в жизнь. Его приятель Гек напоминает Санчо Пансу, оруженосца ламанчского горе‑рыцаря: беспризорник, которого кое‑чему уже научил жизненный опыт, он смотрит на вещи гораздо более здраво, чем фантазер Том, мальчик из обеспеченной семьи.

В отечественной литературе романтика приключений прекрасно претворена в произведениях А. Н. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. С. Грина, В. А. Каверина, А. Н. Рыбакова, А. П. Гайдара, В. П. Катаева и других.

Приключенческая литература вызывается к жизни открытием неизведанного. Человечество, обжив земной шар, овладело воздухом, вырвалось в космос: разве это не темы для приключенческих произведений? Однако у литературы свои темпы развития. Эпоха Великих географических открытий, начавшаяся еще в XV в., дала истинно великие произведения о странствиях и приключениях много лет спустя. В принципе нет сомнения в том, что и космическое пространство послужит местом действия замечательных приключенческих книг, которые смогут увлечь и взрослых и юных читателей.

Данный урок проводится в 5-м классе (образовательная система "Школа-2100", учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой), рассчитан на два часа.

Цели урока:

  • повторить, закрепить, систематизировать пройденный на уроках литературы материал;
  • развить у учащихся умение обобщать и анализировать полученные знания, делать выводы;
  • способствовать формированию у учащихся развитого воображения;
  • содействовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей школьников.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок с разнообразными видами занятий

Оборудование урока: мультимедиа-проектор, ИКТ, портреты писателей, экран, индивидуальные карточки для учащихся

Эпиграф к уроку (запись на доске)

Приключения: Книги о приключениях стали самыми любимыми для читающих детей. Почему именно такие?

Ход урока

Давайте запишем в тетради тему сегодняшнего урока: "Приключенческая литература". Приключения: Что таит для вас это слово? Давайте поиграем в ассоциации.

В тетрадочках напишите слово ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

  • Почему мы так любим книги о приключениях?

Предполагаемые ответы.

  • Потому что тянет к дальним странствиям
  • Потому что в них много мужества
  • Потому что мы узнаём, кто является героями приключенческих книг и какие увлекательные события в них описываются.

Учитель .

Такие авторы, как Д. Дефо, М. Твен, Р. Л. Стивенсон, умели так живо и ярко описать необычные приключения, что читатель навсегда запомнит Гека Финна, с дохлой кошкой в руках, или путешествия Робинзона, его способность выжить на необитаемом острове, или одноногого пирата Джона Сильвера по прозвищу Окорок из "Острова сокровищ". Книги о приключениях различные по содержанию, но настроение, которое возникает при их чтении, как правило, светлое и радостное. Например, приключения героев в Изумрудном городе или полеты Карлсона - веселые и забавные истории, которые, тем не менее, с особой мудростью подчеркивают те добрые чувства, на которых строятся настоящая дружба и уважение.

Диалог учитель - ученики:

Д"Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса придумал французский писатель ____(А.Дюма-отец).

Слайд. А.Дюма-отец "Три мушкетёра"

В 1844году выходит первая книга трилогии о мушкетёрах ____________("Три мушкетёра").

Чем привлекает нас его произведение?

Предполагаемые ответы.

Герои Дюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в дружбе и любви.

Когда происходят события, описанные в романе?

Предполагаемый ответ.

Главные герои произведения - кто они?

Предполагаемые ответы.

Д"Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса - они мушкетёры короля.

Писатель рассказывает не столько об исторических событиях 17 века, сколько о нравах того времени. Так что в основе всего повествования лежат судьбы и подвиги "людей чести" Атоса, Портоса и Арамиса и присоединившегося к ним Д"Артаньяна.

Во имя чего совершают свои подвиги мушкетёры?

Предполагаемый ответ.

Во имя Франции

Учитель.

Мушкетёры совершают свои подвиги во имя Франции, они патриоты (запись в тетрадь: патриот - тот, кто любит свою родину, предан своему народу), для них долг превыше личных интересов. Они верны идеалам и нетерпимы подлости, это определяет их поступки в каждой экстремальной ситуации.

Что для мушкетёров значит дружба?

Предполагаемые ответы.

Верность,

Преданность друг другу "один за все и все за одного"

А ещё это символ объединения ума, изобретательности и благородства, которые должны служить справедливости.

Слайд: "Плывущий корабль" (для привлечения внимания)

А вот писатель Жюль Верн был одним из первых фантастов. Он предсказал многие научные открытия, летал на воздушном шаре, написал знаменитого "Капитана Немо", командира Наутилуса.

Самым увлекательным его произведением был роман "Дети капитана Гранта", где кипят страсти и приключения, и смелые люди утверждают дух дружбы, который поистине непобедим.

Уже с первых страниц романа "Дети капитана Гранта" Ж.Верн привлекает читателя к аналитическому мышлению. Как он это делает?

Ответы учащихся

Какими предстают перед нами главные герои романа "Дети капитана Гранта"?

Предполагаемые ответы.

  • Смелыми
  • Отважными
  • Целеустремлёнными
  • Спешащими на помощь друг другу
  • Честными
  • Любознательными

Слайд. Эдгар По "Золотой жук"

Э.По в своей повести "Золотой жук" рассказывает о детективном поиске клада.

Почему повесть называется "Золотой жук"?

Предполагаемые ответы.

Так как именно с находки золотого жука и начинается поиск клада.

Эдгару По интересен сам процесс разгадывания загадки, процесс познания и в этот процесс он вовлекает и читателя.

Как раскрывается тайна?

Ответы учащихся:

Учитель.

Можно ли это произведение отнести к жанру приключенческого рассказа?

Предполагаемые ответы.

"Золотой жук" - самый настоящий приключенческий рассказ. Все черты жанра налицо:

Слайд. Р.Л.Стивенсон

"Я поднялся, и меня сейчас же с ног до головы обдало волной. Но теперь это меня не устрашило. Я сел и, собрав все силы, осторожно принялся грести. Я пустился вдогонку за не управляемой никем "Испаньолой". Один раз волны так швырнули меня, что сердце у меня трепыхнулось, как птица. Я остановился и стал вычерпывать воду...".

Из какого произведения эти строки?

Предполагаемые ответы.

"Остров сокровищ"

Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в главном городе Шотландии - Эдинбурге. Он был единственным ребенком в семье. Роберт Льюис Стивенсон был по образованию юристом, всю жизнь страдал неизлечимой болезнью бронхов и часто был прикован к постели. Отец его, Томас Стивенсон, морской инженер, любил истории о путешествиях, дальних странах и пиратах. Может быть, профессиональные занятия - строительство маяков - настраивали его на такой лад. Сидя у постели больного сына, отец рассказывал об отважных морских разбойниках, отчаянных плаваниях, зарытых кладах.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ"

Это произошло летом 1881 года. Развлекая пасынка (запись в тетрадь: пасынок - неродной сын одного из супругов, приходящийся родным другому), приехавшего домой на каникулы, Стивенсон нарисовал карту острова и раскрасил ее красками. Карта вышла просто замечательная! На ней были обозначены Холм Подзорной трубы, остров Скелета, нарисованы заливы и бухты. Стивенсон вообще очень любил карты, "за их содержательность и за то, что их не скучно читать". И посмотрев на нарисованный остров он вдруг увидел: голубое небо, корабль под белыми парусами, темно-зеленые леса и сокровища!

"Это должна быть книга для мальчиков", - объявил писатель своим домашним. После этого старый мистер Томас Стивенсон, отец писателя, потратил целый день, составляя опись предметов, хранившихся в сундуке у Билли Бонса. И в этой описи Роберт Льюис ничего не изменил. Старый морской инженер подсказал и бочку с яблоками. Ту самую бочку, которая потом очень пригодилась, - ведь именно сидя в ней, Джим Хокинс узнал о коварных планах пиратов.

Книга вышла в 1883 году и с тех пор ею зачитывается не одно поколение читателей.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Джим Хокинс.

А ведь Джим жил в деревушке где-то в самой глуши, был в трактире чем-то вроде мальчика на побегушках. Был даже немного трусоват поначалу. Самый простой, обыкновенный мальчик. И вдруг на его долю выпадают такие - пусть страшные и опасные - но такие головокружительные приключения, в бешеном темпе сменяющие друг друга. Жутко стучит палка слепого Пью по обледенелой дороге... Джим сидит в бочке с яблоками и слышит страшное имя капитана Флинта... Хриплый крик попугая "Пиастры, пиастры, пиастры!"... Пираты признают выжженный солнцем скелет: "Э, да это Аллардайс, разрази меня гром!"

И вот на наших глазах Джим меняется.

Каким он становится?

Предполагаемые ответы.

Он становится ловким, смелым и находчивым, и даже - пусть на час - капитаном "Испаньолы".

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Другие герои повести.

Навсегда останутся в памяти читателей и другие герои книги.

Каких героев повести вы помните? Кратко охарактеризуйте их. (Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях).

Предполагаемые ответы.

Добрый, но недалекий и болтливый сквайр; капитан Смоллет с железным чувством долга; доктор Ливси, умный и отважный, оказывающий медицинскую помощь даже своим смертельным врагам; и, конечно же, одноногий пират Джон Сильвер! Именно он, вместе с Джимом - главные герои книги. "Корабельный повар" - так, по мысли Стивенсона, она должна была сначала называться.

Слайд. А.Н.Рыбаков.

РЫБАКОВ Анатолий Наумович (1911 - 1998), русский писатель. Опубликованная в 1948 году повесть "Кортик" была написана 37-летним демобилизованным офицером, участником Великой Отечественной войны. Это была первая книга А. Рыбакова, жизненный опыт которого включал в себя и войну, и предшествующие ей годы скитаний по России, и учебу в Институте инженеров транспорта (по образованию писатель-инженер-автомобилист).

Книга построена по всем правилам приключенческого жанра.

Ребята, докажите, пожалуйста, что эта повесть построена по всем правилам приключенческого жанра.

Предполагаемые ответы.

В центре сюжета - загадка, которую должен разгадать, распутать герой книги Миша Поляков со своими верными друзьями Генкой и Славкой. Загадка эта воплощается в старинном кортике, оказавшемся при странных обстоятельствах у комиссара Полевого во время гибели линкора "Императрица Мария". Затем комиссар подарил кортик Мише. Внутри рукоятки кортика - шифр, ключ к которому находится в ножнах этого таинственного оружия, а ножнами овладел белый офицер, предполагаемый виновник гибели линкора, главарь банды Никитский.

И, как и положено в приключенческой книге, пути обладателя кортика и обладателя ножен чудесным образом скрещиваются: слежка, смутные догадки - одно таинственное событие влечет за собой другое.

Какие они - главные герои повести?

Предполагаемые ответы.

  • решительный Миша Поляков,
  • деликатный и все подвергающий сомнению Слава,
  • горячий и болтливый Генка;
  • то, что три друга узнали о существовании тайны кортика - случайность.
  • герои А. Рыбакова мужественны

А мужественность - это не только храбрость, это и чувство ответственности за происходящее, умение самому находить правильное разрешение нравственных задач, которыми полна жизнь каждого человека, большого и маленького.

и в то же время Миша, Генка и Слава - не скопище добродетелей, а обыкновенные мальчишки - они не прочь пошалить, увильнуть от неприятного и скучного дела. Но обратите внимание, как, рискуя жизнью, Миша бросается под ноги бандиту, чтобы спасти комиссара Полевого, или как терпеливо и деликатно отваживает он беспризорника Коровина от бездомной жизни. Это поступки истинно мужественные.

Заключение.

Учитель.

Сегодня мы обратились к жанру приключенческого произведения (романа, повести, рассказа). Вспомнили таких писателей, как А.Дюма-отец, Жюль Верн, Эдгар По, Роберт Льюис Стивенсон, Анатолий Наумович Рыбаков, которые написали такие интересные произведения, сами были интересными людьми и прожили яркую жизнь.

Каковы основные черты произведений приключенческой литературы?

Ответы учащихся :Обобщение сказанного.

Вывод (запись в тетрадь)

Основные черты произведений приключенческой литературы, их отличительные особенности:

В основе - приключение, динамичное событие, участниками которого волей случая становятся герои произведения. В приключенческом произведении одно приключение сменяется другим, что делает произведение остросюжетным.

Случай играет большую роль и в разгадках тайн, шифров и т.п.

Характерны описания исторических событий, географических открытий (то и другое как фон для развития действия), кораблекрушений, поединков, столкновений с пиратами и другими разбойниками, наводнений, землетрясений и т.д., то есть того, что мы называем экстремальными ситуациями .

Разгадка шифра, поиск клада, любые другие полные тайны ситуации .

Часто действие происходит в море или на острове .

Герои - обычно смелые , мужественные , добрые , благородные люди. Они отличаются верностью и преданность, готовы прийти на помощь попавшему в беду.

Чему нас учит приключенческая литература?

Ответы учащихся:

Слайд. "Приключенческая литература учит нас"

(Запись в тетрадь)

Приключенческая литература учит нас

  • дружить и любить,
  • быть стойкими и храбрыми,
  • не бояться трудностей;
  • прививает любовь к путешествиям,
  • воспитывает тягу к знаниям, к наукам.

Домашнее задание. Рабочая тетрадь к учебному комплексу "образовательная система "Школа-2100"" стр. 11-12.

Приключенческую литературу любят все: дети и взрослые. Хотя, правды ради, следует сказать, что

некоторые (дети и взрослые) такую литературу не любят вообще. Вот так по-разному все мы устроены.

Приключенческая литература – один из жанров художественной прозы, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях.
Приключенческая литература отличается рядом признаков.

Признаки приключенческой литературы

1) Динамично развивающийся сюжет. Сюжет – это ряд последовательных событий, изложенных в повествовании. Сюжет – основа приключенческого произведения. Он может быть достаточно сложным, запутанным – тем интереснее читателю его распутывать. Главная интрига всегда осложняется побочными происшествиями. По этой причине иногда содержание приключенческого повествования рассказать бывает очень сложно.

2) Острота ситуаций, описанных в произведении. Иногда дух захватывает от поступков героев.

3) Накал эмоций. Читатель остро переживает события, описанные в произведении. Можно даже сказать, что он при чтении иногда ощущает себя действующим лицом. Или же остро сострадает героям.

4) В приключенческом произведении всегда присутствуют мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п.

Жанры приключенческой литературы

Внутри приключенческой литературы выделяются несколько устойчивых жанров. Например, детективы . Основное содержание детективов – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Эдгар По, Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Уилки Коллинз, Жорж Сименон и др. Сейчас популярны детективы Дарьи Донцовой, Стивена Кинга, Бориса Акунина, Хейдли Чейза, Александры Марининой и др.
Иногда детективные романы и рассказы создаются с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Агаты Кристи и др.). Обычно весь сюжет посвящён поиску преступника (этим и поддерживается интерес читателя), а имя его обычно узнаётся в самом конце.
Другой устойчивый жанр приключенческой литературы – приключенческая фантастика , рассказывающая о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может происходить на других планетах, в прошлом или будущем. В таких произведениях действующими лицами могут быть инопланетяне, сказочные существа. Известные авторы фантастики – Герберт Уэллс, Рой Брэдбери, Станислав Лем, Кир Булычёв, А. и Б. Стругацкие.
Не менее известна историческая приключенческая литература , которая рассказывает о прошлой эпохе, при этом стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали Вальтер Скотт, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго. В исторических приключенческих романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются персонажами исторической литературы .
Ещё один жанр приключенческой литературы – путешествия в экзотические страны , знакомство с народами и племенами этих стран, природой. Такими путешествиями наполнены романы Фенимора Купера, Джека Лондона, Роберта Льюиса Стивенсона, Жюля Верна, Томаса Майн Рида, Джона Конрада, Генри Райдера Хаггарда.
К приключенческой литературе относятся также произведения занимательного сюжета , с оригинальными героями и их нестандартными поступками. Например, повести Аркадия Гайдара о приключениях подростков, романы Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне.
Перечислить всех писателей, работавших или работающих в жанре приключенческой литературы, невозможно – их очень много. Любой список будет неполным и субъективным. Но, тем не менее, невозможно не назвать имена русских писателей, на приключенческих произведениях которых воспитывалось уже несколько поколений людей: Александр Грин («Алые паруса» и другие повести и многочисленные рассказы), Вениамин Каверин («Два капитана»), Алексей Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Аркадий Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» и др.), Валентин Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.

История приключенческой литературы

Мотивы будущей приключенческой литературы формировались в глубокой древности в пределах других жанров. Ещё в древнегреческой литературе существовали произведения, в которых герой ударялся в бега и претерпевал различные приключения и препятствия: бурю на море, кораблекрушение, нападение пиратов, плен, чудесное спасение и т.д.
Как жанр приключенческий роман сформировался в середине XIX в. Но предпосылки для него существовали уже в конце XVIII в. К этому моменту изменилась и сама литература: на смену классицизму пришёл романтизм, а он уже предполагал в литературном произведении увлекательность, что и является непременным условием приключенческой литературы.

Дальше – больше. Начали развиваться картография, навигация и кораблестроение. Дальние страны сделались более доступными для европейцев и воспринимались уже не как сказочные пространства, а как пространства экзотические, но реальные, хоть и с другой культурой, другими народами. Начались исследования этих стран и их колонизация, что стало важнейшим мотивом приключенческих романов. Золотым веком приключений считается конец XIX-начало XX в.

Почему приключенческая литература так популярна?

Людям всегда хотелось оторваться от обыденности, раздвинуть мир, сделать его более разнообразным: с кипением страстей, с необыкновенными героями – красивыми, благородными, смелыми, всегда отстаивающими идеалы добра и справедливости. Словом, хотелось того, чего так не хватает в обыденной жизни. А мир приключений – к вашим услугам! Всё это вы найдёте в нём с избытком. По этой причине приключенческая литература никогда себя не изживёт.

Кроме того, приключенческая литература познавательна, а её герои часто служат примером мужества, честности, справедливости и нравственной высоты, а это всегда привлекает.