Загадочный образ бабы яги. Русская народная сказка "Баба-Яга"

«Вот не будешь слушаться, прилетит Баба-Яга, утащит тебя в лес и съест!» Помните, как в детстве нас пугали родители? И мы жутко боялись, переставали капризничать, баловаться, стараясь выполнить всё, о чем попросили нас мама и папа.
В нашем детском понимании образ Бабы-Яги в сказках представляется горбатой старухой с длинным крючковатым носом и косматыми волосами. Это было существо зловещее, страшное и демоническое. Одним словом, порождение сил зла.

Кто же такая Баба-Яга на самом деле? Что это за загадочный и не до конца понятный персонаж, фигурирующий в славянском фольклоре? Почему Бабой-Ягой пугают маленьких детей? Что скрывается за образом Бабы-Яги в сказках? Попробуем разобраться.

Баба-Яга – популярный персонаж славянских сказок

Живет она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Яга – хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ «иного царства». Она всегда в действии – летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. Она не слаба и не немощна, как это может показаться. Наоборот, она – энергичная, сильная, волевая старушка. Имеет хороший аппетит («кушает за десятерых»). Часто это отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Владеет волшебными предметами. Наделена магической силой. Образ Бабы-Яги в сказках – это зачастую ведьма, колдунья.

Статья написана с использованием материалов тренинга по Юрия Бурлана

Русская народная сказка "Баба-Яга"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Баба-Яга" и их характеристика

  1. Девочка. Живет с отцом и мачехой. Добрая, красивая, отзывчивая, ласковая, трудолюбивая.
  2. Мачеха. Злая и коварная
  3. Баба-яга. Любит кушать маленьких девочек. Злая и скупая, никому добра не делает, а за то, никто ее не любит.
План пересказа сказки "Баба-Яга"
  1. Мачеха и ее задание
  2. Наказ родной тетки
  3. Баба-яга за работой
  4. Работница и платочек
  5. Кот и мясо
  6. Собаки и хлеб
  7. Калитка и масло
  8. Береза и ленточка
  9. Побег
  10. Погоня
  11. Гребень
  12. Полотенце
  13. Смерть бабы-яги
  14. Возвращение домой.
Кратчайшее содержание сказки "Баба-Яга" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда отец девочки женился на другой, мачеха невзлюбила девочку.
  2. Отправила она ее к сестре своей, к бабе-яге, а тетя родная девочку научила, что делать
  3. Баба-яга посадила девочку ткать, а сама спать пошла.
  4. Девочка всем угодила, кому платочек, кому мясо, хлеб, масло, ленточку и сбежала со двора.
  5. Баба-яга в погоню бросилась, а девочка то гребень бросит, то полотенце
  6. Не смогла баба-яга реку выпить, а девочка домой прибежала, отцу правду сказала, тот мачеху и прогнал.
Главная мысль сказки "Баба-Яга"
Как ты к людям, так и они к тебе.

Чему учит сказка "Баба-Яга"
Сказка эта учит проявлять доброту к другим людям, быть отзывчивой, вежливой, заботливой. Учит что все добрые дела обязательно вознаграждаются. Учит перед выполнением сложного дела, посоветоваться со знающими людьми. Учит решительности и бесстрашию.

Отзыв на сказку "Баба-Яга"
Мне очень нравится эта сказка, которую я читаю не первый раз. В ней главная героиня - маленькая, но очень смелая девочка, которую отправили на съедение к бабе-яге. Девочка очень боялась страшной тетки, но нашла в себе силы преодолеть свой страх. И это твердость духа героини мне понравилась больше всего.
Ну а то, что девочке помогли все обиженные бабой-ягой, кажется очень правильным.

Пословицы к сказке "Баба-Яга"
Ты мне, я тебе.
За добро добром платят.
Доброе слово и кошке приятно.

Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки "Баба-Яга"
Жили муж с женою и была у них дочка.
Но умерла жена, погоревал муж, да на другой женился.
А мачеха оказалась злой, все хотела девочку со свету сжить.
И вот как-то отправляет девочку к своей сестре, за иголкой с ниткою, а сестра та - баба-яга.
Перед уходом девочка к родной тетке заходит, спрашивает как ей быть, страшно ведь к бабе -яге идти. Тетушка ее успокаивает. Дает ленточку для березки, хлеба для собак, маслица для ворот, и мяса для кота, и говорит ничего не бояться.
Вот пошла девочка через лес к бабе-яге. Долго шла, а как приходит, видит баба-яга сидит у окна, холст ткет.
Поздоровалась девочка, попросила иголки с ниткой. А баба-яга ее посадила поработать вместо себя, а сама спать пошла. И уходя так работнице тихонечко говорит, чтобы та баню натопила, девочку искупала, а утром она ее съест.
Девочка услыхала эти слова, сидит ни живая, ни мертвая. Но опомнилась, к работнице бежит, платочек ей красивый дарит. Просит, чтобы не спешила та баню топить, чтобы воду в решете носила. Работница и согласилась.
Как баба-яга высунется, про баню спросит, так работница и отвечает, что топит.
А девочка к коту, что на лавке сидел. Мяса ему отборного дает. Кот съел, ухмыльнулся. А девочка и просит котика научить, как от бабы-яги сбежать.
Кот показывает ей на гребень и полотенце, и говорит с собой взять. Когда баба-яга нагонять будет, за собой бросить.
Схватила девочка гребень и полотенце, и бегом из дома. А на улице собаки. Хотели девочку разорвать, а она им хлеба кинула. Дальше калитка. Хотела заскрипеть, бабу-ягу разбудить, а девочка ее маслом смазала.
За калиткой береза, хочет девочку веткой отхлестать, а девочка березу ленточкой повязала.
Кот в это время ткать сел. Не столько ткет, сколько запутывает
Выходит баба-яга, видит, нет девочки. На кота набросилась, куда смотрел? А тот про мясо вспоминает. Баба-яга на собак, те хлебу радуются, баба-яга на калитку ругаться, а та маслицем довольна. Баба-яга на березу, а та ленточкой хвастает.. Баба-яга на работницу, а та ей платочек показывает.
Бросилась баба-яга в погоню, в ступе скороходной. Услышала то девочка, бросила позади себя гребень. Лес вырос, небо попирает. Остановилась баба-яга, грызть лес стала. Дорогу прогрызла, дальше спешит, снова девочку догоняет.
Бросила девочка полотенце, разлилась река широкая. Не может баба-яга переправится. Стала она реку пить, пила-пила, пока не лопнула.
А девочка домой спешит. Там отец ее уже потерял, у новой жены спрашивает. Прибежала тут девочка, рассказывает про бабу-ягу, да про то, как та ее съесть хотела.
Рассердился отец, прогнал злую жену, и стали они жить счастливо.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Баба-Яга"

Дамбаева Дыжидма

Исследовательская работа по литературному чтению 3 класс «Образ Бабы Яги в волшебных сказках»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Образ Бабы Яги в волшебных сказках»

Подготовила: Дамбаева Дыжидма, ученица 3-в класса

Классный руководитель: Дамбиева А.Ц.

  1. Введение. Представляю вам исследовательскую работу на тему «Образ Бабы Яги в волшебных сказках».

Цель данного исследования : проследить образ Бабы Яги и определить ее роль в сказках.

Задачи: узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;

провести опрос по теме работы среди своих сверстников; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования : Баба - Яга.

Предмет исследования : волшебные сказки.

Гипотеза: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования : наблюдение за образами Бабы-Яги при чтении сказок, опрос, анализ результатов, обобщение.

Эта тема актуальна , ведь кто не любит читать сказки, смотреть их. Ну, а какая же волшебная сказка без Бабы-Яги? Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и сама она страшная. Тем не менее, в любой сказке Баба-Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из сказки, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти. Таким образом, без нее никуда.

II. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы - Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Опрос среди сверстников: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?

3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога? (На слайде)

Анализ образа Бабы – Яги в сказках.

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.

В сказках встретились такие образы Бабы-Яги:

  • Яга – воительница встретилась в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин», ее внешний вид « Баба Яга – золотая нога», образ отрицательный, так как бьется с богатырями, хочет их погубить.
  • Яга-похитительница встретилась в сказке «Гуси-лебеди», ее внешний вид «…морда жилиная, нога глиняная», образ Бабы-Яги в этой сказке отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.
  • Яга-дарительница, делится на два вида:

1. Яга-советчица встретилась в сказке «Царевна-лягушка», ее внешний вид «…зубы – на полке, а нос в потолок врос», образ положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).

2. Яга-покровительница встретилась в сказке «Василиса Прекрасная», ее внешний вид «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает», образ Бабы-Яги здесь положительный, она берет Василису под свою защиту, помогает ей, дает ей череп с горящими глазами.

  • Яга-повелительница сил природы и животного мира во всех сказках.

3. Выводы по сказкам.

Таким образом, в прочитанных сказках Баба - Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо

запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья - Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»).

Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).

4. Анализ результатов исследования

Баба - Яга испытывает людей, дает советы, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба - Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба - Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а

значит, она повелительница зверей и леса.
Баба - Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе - Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба - Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит). Ей подвластны - утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

III.Заключение.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и посмотрела много сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.

Исследование волшебных сказок показало, что Баба - Яга – вымышленный сказочный персонаж. Сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Из всего видно, что образ Бабы-Яги в сказках не всегда одинаков. Ее образ помогает лучше понять смысл сказки. И читая сказки, можно многое для себя узнать.

Список используемой литературы.

  1. «Василиса Прекрасная» русская народная сказка
  2. «Марья - Моревна» русская народная сказка
  3. «Иван-царевич и Белый Полянин» русская народная сказка
  4. «Гуси-лебеди» русская народная сказка
  5. «Царевна-лягушка» русская народная сказка
  6. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки» Л.,1946
  7. Интернет-ресурс
  8. Энциклопедия

Приложение.

Значения слов, которые узнала.

  1. Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
  2. Яга – язвить, причинять боль, мучить.
  3. Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
  4. Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
  5. Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Анкетирование среди сверстников.

Был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов.

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

Объект исследования: Баба - Яга. Предмет исследования: волшебные сказки.

Общая характеристика Бабы - Яги Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими

Анализ опроса среди сверстников Баба-Яга – старуха

Анализ образа Бабы – Яги в волшебных сказках.

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Яга-воительница Яга-похитительница Яга-дарительница: 1.Яга-советчица; 2.Яга-покровительница Яга-повелительница сил природы и животного мира

Выводы по сказкам Баба - Яга представляется старой, беззубой, у нее длинный нос. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Помогает героям, но не везде. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Анализ результатов исследования Баба – Яга ведает судьбой Она связана со смертью и подземным миром Она повелительница зверей и леса Она связана с воздушной стихией Она повелительница времени Она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

Заключение Баба-Яга является вымышленным персонажем Баба-Яга в сказках бывает не только отрицательной, но и положительной героиней Баба-Яга помогает лучше понять волшебную сказку

Разработка урока

литературного чтения в 3 классе

« Тема: Изучение волшебных сказок

Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Оленева Татьяна Анатольевна

Открытый урок по литературе

Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.

Ход урока.

    Формулировка темы.

1.Анаграмма на интерактивной доске.

Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.

(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)

Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).

Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).

Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).

Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).

2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?

Дети : Баба Яга.

Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?

Дети : Будем изучать эту сказку.

Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.

2. Актуализация знаний.

Видеоролик (фрагмент из м/ ф

Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?

Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.

Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?

Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.

Учитель : Что интересного узнали?

3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.

Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.

Дети : Соотнести надписи и наши рисунки

Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.

.

с интерактивной доски

(Один ученик передвигает иллюстрации) . .

Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.

Работа в парах с раздаточным материалом .

Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски

(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .

    Что произошло с Девочкой? (несчастье).

    Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?

    Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)

    Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)

    Финал сказки? –награда (возвращение домой).

Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?

Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?

Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.

    Работа над характеристикой героев.

Учитель : - Кто является главной героиней?

    Опишите ее портрет?

    Какой характер у девочки?

    Как определили?

    Прочитайте, какие поступки совершала девочка.

Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?

Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.

Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).

    Моделирование. Работа в мини- группах

Представим взаимоотношения героев в виде схемы:

Волшебные помощники

Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?

Дети : боится

Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?

Дети : Хочет съесть девочку.

Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7

Дети: оказывают помощь.

Ученик – консультант : Почему?

Дети: Она добра

Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?

Как они ей за это платят?

Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?

Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.

Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия

Работа с оценочным листом .

" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями."

" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь."