Загадочный образ бабы яги. Русская народная сказка "Баба-Яга"
«Вот не будешь слушаться, прилетит Баба-Яга, утащит тебя в лес и съест!» Помните, как в детстве нас пугали родители? И мы жутко боялись, переставали капризничать, баловаться, стараясь выполнить всё, о чем попросили нас мама и папа.
В нашем детском понимании образ Бабы-Яги в сказках представляется горбатой старухой с длинным крючковатым носом и косматыми волосами. Это было существо зловещее, страшное и демоническое. Одним словом, порождение сил зла.
Кто же такая Баба-Яга на самом деле? Что это за загадочный и не до конца понятный персонаж, фигурирующий в славянском фольклоре? Почему Бабой-Ягой пугают маленьких детей? Что скрывается за образом Бабы-Яги в сказках? Попробуем разобраться.
Баба-Яга – популярный персонаж славянских сказок
Живет она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Яга – хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ «иного царства». Она всегда в действии – летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. Она не слаба и не немощна, как это может показаться. Наоборот, она – энергичная, сильная, волевая старушка. Имеет хороший аппетит («кушает за десятерых»). Часто это отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Владеет волшебными предметами. Наделена магической силой. Образ Бабы-Яги в сказках – это зачастую ведьма, колдунья.
Статья написана с использованием материалов тренинга по Юрия Бурлана
Русская народная сказка "Баба-Яга"
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки "Баба-Яга" и их характеристика
- Девочка. Живет с отцом и мачехой. Добрая, красивая, отзывчивая, ласковая, трудолюбивая.
- Мачеха. Злая и коварная
- Баба-яга. Любит кушать маленьких девочек. Злая и скупая, никому добра не делает, а за то, никто ее не любит.
- Мачеха и ее задание
- Наказ родной тетки
- Баба-яга за работой
- Работница и платочек
- Кот и мясо
- Собаки и хлеб
- Калитка и масло
- Береза и ленточка
- Побег
- Погоня
- Гребень
- Полотенце
- Смерть бабы-яги
- Возвращение домой.
- Когда отец девочки женился на другой, мачеха невзлюбила девочку.
- Отправила она ее к сестре своей, к бабе-яге, а тетя родная девочку научила, что делать
- Баба-яга посадила девочку ткать, а сама спать пошла.
- Девочка всем угодила, кому платочек, кому мясо, хлеб, масло, ленточку и сбежала со двора.
- Баба-яга в погоню бросилась, а девочка то гребень бросит, то полотенце
- Не смогла баба-яга реку выпить, а девочка домой прибежала, отцу правду сказала, тот мачеху и прогнал.
Как ты к людям, так и они к тебе.
Чему учит сказка "Баба-Яга"
Сказка эта учит проявлять доброту к другим людям, быть отзывчивой, вежливой, заботливой. Учит что все добрые дела обязательно вознаграждаются. Учит перед выполнением сложного дела, посоветоваться со знающими людьми. Учит решительности и бесстрашию.
Отзыв на сказку "Баба-Яга"
Мне очень нравится эта сказка, которую я читаю не первый раз. В ней главная героиня - маленькая, но очень смелая девочка, которую отправили на съедение к бабе-яге. Девочка очень боялась страшной тетки, но нашла в себе силы преодолеть свой страх. И это твердость духа героини мне понравилась больше всего.
Ну а то, что девочке помогли все обиженные бабой-ягой, кажется очень правильным.
Пословицы к сказке "Баба-Яга"
Ты мне, я тебе.
За добро добром платят.
Доброе слово и кошке приятно.
Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки "Баба-Яга"
Жили муж с женою и была у них дочка.
Но умерла жена, погоревал муж, да на другой женился.
А мачеха оказалась злой, все хотела девочку со свету сжить.
И вот как-то отправляет девочку к своей сестре, за иголкой с ниткою, а сестра та - баба-яга.
Перед уходом девочка к родной тетке заходит, спрашивает как ей быть, страшно ведь к бабе -яге идти. Тетушка ее успокаивает. Дает ленточку для березки, хлеба для собак, маслица для ворот, и мяса для кота, и говорит ничего не бояться.
Вот пошла девочка через лес к бабе-яге. Долго шла, а как приходит, видит баба-яга сидит у окна, холст ткет.
Поздоровалась девочка, попросила иголки с ниткой. А баба-яга ее посадила поработать вместо себя, а сама спать пошла. И уходя так работнице тихонечко говорит, чтобы та баню натопила, девочку искупала, а утром она ее съест.
Девочка услыхала эти слова, сидит ни живая, ни мертвая. Но опомнилась, к работнице бежит, платочек ей красивый дарит. Просит, чтобы не спешила та баню топить, чтобы воду в решете носила. Работница и согласилась.
Как баба-яга высунется, про баню спросит, так работница и отвечает, что топит.
А девочка к коту, что на лавке сидел. Мяса ему отборного дает. Кот съел, ухмыльнулся. А девочка и просит котика научить, как от бабы-яги сбежать.
Кот показывает ей на гребень и полотенце, и говорит с собой взять. Когда баба-яга нагонять будет, за собой бросить.
Схватила девочка гребень и полотенце, и бегом из дома. А на улице собаки. Хотели девочку разорвать, а она им хлеба кинула. Дальше калитка. Хотела заскрипеть, бабу-ягу разбудить, а девочка ее маслом смазала.
За калиткой береза, хочет девочку веткой отхлестать, а девочка березу ленточкой повязала.
Кот в это время ткать сел. Не столько ткет, сколько запутывает
Выходит баба-яга, видит, нет девочки. На кота набросилась, куда смотрел? А тот про мясо вспоминает. Баба-яга на собак, те хлебу радуются, баба-яга на калитку ругаться, а та маслицем довольна. Баба-яга на березу, а та ленточкой хвастает.. Баба-яга на работницу, а та ей платочек показывает.
Бросилась баба-яга в погоню, в ступе скороходной. Услышала то девочка, бросила позади себя гребень. Лес вырос, небо попирает. Остановилась баба-яга, грызть лес стала. Дорогу прогрызла, дальше спешит, снова девочку догоняет.
Бросила девочка полотенце, разлилась река широкая. Не может баба-яга переправится. Стала она реку пить, пила-пила, пока не лопнула.
А девочка домой спешит. Там отец ее уже потерял, у новой жены спрашивает. Прибежала тут девочка, рассказывает про бабу-ягу, да про то, как та ее съесть хотела.
Рассердился отец, прогнал злую жену, и стали они жить счастливо.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Баба-Яга"
Дамбаева Дыжидма
Исследовательская работа по литературному чтению 3 класс «Образ Бабы Яги в волшебных сказках»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Образ Бабы Яги в волшебных сказках»
Подготовила: Дамбаева Дыжидма, ученица 3-в класса
Классный руководитель: Дамбиева А.Ц.
- Введение. Представляю вам исследовательскую работу на тему «Образ Бабы Яги в волшебных сказках».
Цель данного исследования : проследить образ Бабы Яги и определить ее роль в сказках.
Задачи: узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;
провести опрос по теме работы среди своих сверстников; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;
проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.
Объект исследования : Баба - Яга.
Предмет исследования : волшебные сказки.
Гипотеза: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования : наблюдение за образами Бабы-Яги при чтении сказок, опрос, анализ результатов, обобщение.
Эта тема актуальна , ведь кто не любит читать сказки, смотреть их. Ну, а какая же волшебная сказка без Бабы-Яги? Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и сама она страшная. Тем не менее, в любой сказке Баба-Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из сказки, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти. Таким образом, без нее никуда.
II. Основная часть
1. Общая характеристика Бабы - Яги
Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.
2. Опрос среди сверстников: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога? (На слайде)
Анализ образа Бабы – Яги в сказках.
Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
В сказках встретились такие образы Бабы-Яги:
- Яга – воительница встретилась в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин», ее внешний вид « Баба Яга – золотая нога», образ отрицательный, так как бьется с богатырями, хочет их погубить.
- Яга-похитительница встретилась в сказке «Гуси-лебеди», ее внешний вид «…морда жилиная, нога глиняная», образ Бабы-Яги в этой сказке отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.
- Яга-дарительница, делится на два вида:
1. Яга-советчица встретилась в сказке «Царевна-лягушка», ее внешний вид «…зубы – на полке, а нос в потолок врос», образ положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).
2. Яга-покровительница встретилась в сказке «Василиса Прекрасная», ее внешний вид «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает», образ Бабы-Яги здесь положительный, она берет Василису под свою защиту, помогает ей, дает ей череп с горящими глазами.
- Яга-повелительница сил природы и животного мира во всех сказках.
3. Выводы по сказкам.
Таким образом, в прочитанных сказках Баба - Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо
запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья - Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»).
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
4. Анализ результатов исследования
Баба - Яга испытывает людей, дает советы, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба - Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба - Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а
значит, она повелительница зверей и леса.
Баба - Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе - Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба - Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит). Ей подвластны - утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
III.Заключение.
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и посмотрела много сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.
Исследование волшебных сказок показало, что Баба - Яга – вымышленный сказочный персонаж. Сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Из всего видно, что образ Бабы-Яги в сказках не всегда одинаков. Ее образ помогает лучше понять смысл сказки. И читая сказки, можно многое для себя узнать.
Список используемой литературы.
- «Василиса Прекрасная» русская народная сказка
- «Марья - Моревна» русская народная сказка
- «Иван-царевич и Белый Полянин» русская народная сказка
- «Гуси-лебеди» русская народная сказка
- «Царевна-лягушка» русская народная сказка
- В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки» Л.,1946
- Интернет-ресурс
- Энциклопедия
Приложение.
Значения слов, которые узнала.
- Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
- Яга – язвить, причинять боль, мучить.
- Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
- Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
- Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).
Анкетирование среди сверстников.
Был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов.
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
Объект исследования: Баба - Яга. Предмет исследования: волшебные сказки.
Общая характеристика Бабы - Яги Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими
Анализ опроса среди сверстников Баба-Яга – старуха
Анализ образа Бабы – Яги в волшебных сказках.
Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Яга-воительница Яга-похитительница Яга-дарительница: 1.Яга-советчица; 2.Яга-покровительница Яга-повелительница сил природы и животного мира
Выводы по сказкам Баба - Яга представляется старой, беззубой, у нее длинный нос. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Помогает героям, но не везде. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Анализ результатов исследования Баба – Яга ведает судьбой Она связана со смертью и подземным миром Она повелительница зверей и леса Она связана с воздушной стихией Она повелительница времени Она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Заключение Баба-Яга является вымышленным персонажем Баба-Яга в сказках бывает не только отрицательной, но и положительной героиней Баба-Яга помогает лучше понять волшебную сказку
Разработка урока
литературного чтения в 3 классе
« Тема: Изучение волшебных сказок
Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Оленева Татьяна Анатольевна
Открытый урок по литературе
Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.
Ход урока.
Формулировка темы.
1.Анаграмма на интерактивной доске.
Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.
(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)
Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).
Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).
Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).
Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).
2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?
Дети : Баба Яга.
Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?
Дети : Будем изучать эту сказку.
Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.
2. Актуализация знаний.
Видеоролик (фрагмент из м/ ф
Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?
Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.
Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?
Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.
Учитель : Что интересного узнали?
3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.
Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.
Дети : Соотнести надписи и наши рисунки
Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.
.
с интерактивной доски
(Один ученик передвигает иллюстрации) . .
Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.
Работа в парах с раздаточным материалом .
Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски
(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .
Что произошло с Девочкой? (несчастье).
Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?
Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)
Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)
Финал сказки? –награда (возвращение домой).
Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?
Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?
Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.
Работа над характеристикой героев.
Учитель : - Кто является главной героиней?
Опишите ее портрет?
Какой характер у девочки?
Как определили?
Прочитайте, какие поступки совершала девочка.
Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?
Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.
Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).
Моделирование. Работа в мини- группах
Представим взаимоотношения героев в виде схемы:
Волшебные помощники
Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?
Дети : боится
Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?
Дети : Хочет съесть девочку.
Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7
Дети: оказывают помощь.
Ученик – консультант : Почему?
Дети: Она добра
Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?
Как они ей за это платят?
Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?
Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.
Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия
Работа с оценочным листом .
" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями." |
|
" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь." |
|