Вымышленные персонажи в романе война и мир. Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой

Андрей Болконский.

Одним из главных героев в романе является Андрей Болконский. Князь красивой внешности, который мечтает о военной славе. Для Андрея самым главным в жизни является долг перед Родиной. Зрелый князь был влюблен в молодую графиню Наташу Ростову. Он перенес много душевных переживаний, также и предательство со стороны Наташи. Но когда прошло много времени, и судьба их снова свела с Наташей, но и в этот раз жизнь оказалась несправедливой. Жизнь героя заканчивается трагически, он умирает от пулевого ранения, полученного в бою.

Наташа Ростова.

Молодая героиня, которая окружена богатством, ее любят родители. Девушка очень живая, веселая, душевная. Она образованна. Была влюблена в Андрея Болконского. Но жизнь подготовила им немало испытаний. Ее судьба была обрушена войной. Влюбленным так и не суждено было быть вместе. Позже она вышла замуж за Пьера Безухова, родила детей и нашла успокоение в семейной жизни. Но это уже была не такая яркая и активная Наташа, как несколько лет назад.

Пьер Безухов.

Еще один немаловажный герой, который унаследовал ценное состояние от своего отца после его смерти. Герой добрый и наивный, он был крепкого телосложения. Ранее был женат на красивой женщине Элен, это привело к нехорошим последствиям. Позже он взял в жену юную Наталью Ростову. Личность Пьера со временем менялась и позже он стал уверенным мужчиной, который способен достичь своей цели и имеет собственные взгляды на жизнь.

Илья Андреевич Ростов.

Является графом, он добрый и отзывчивый человек. Он любит жить в роскошных условиях. Часто устраивал шикарные балы. Он очень любит свою супруга, а также детей.

Николай Ростов.

Является старшим сыном Ростовых. Он честный, добрый и отзывчивый. Был женат на Марии Болконской. И обрел с ней личное счастье и спокойствие.

Соня.

Хрупкая стройная девушка, она добрая и умная. Была влюблена в князя Николая Болконского, но узнав, что его сердце принадлежит другой женщине, решила не мешать его счастью.

Элен Курагина.

Героиня является первой супругой Пьера. Женщина не отличалась особым интеллектом, но благодаря своей яркой внешности и коммуникабельности, смогла открыть свой салон в Санкт-Петербурге.

Анатолий Курагин.

Является братом Элен. Внешне он также очарователен, как и его сестра. Предпочитал жить в свое удовольствие. Будучи женатым, хоте украсть Наташу и повенчаться с ней.

`

Популярные сочинения

  • Язык - ко всем знаниям ключ - сочинение

    В мире существует большое количество языков. И каждый язык особенен и уникален по-своему. Каждый язык, каким бы он ни был, тяжелым ли, лёгким ли, он очень важен в жизни каждого человека

  • Вот и настало долгожданное лето. Мои одноклассники разъехались кто куда: на моря, в деревни к бабушкам, в лагеря отдыха. А я в этом году летние каникулы провел весьма необычно.

  • История создания произведения Горе от ума Грибоедова

    Александр Сергеевич Грибоедов создал комедийную пьесу «Горе от ума», которая в итоге стала классикой литературы начала XIX века. Он начал писать это произведение ещё находясь на службе в 1821 году

Каждая прочитанная книга - это еще одна прожитая жизнь, особенно когда так проработаны сюжет и персонажи. «Война и мир» - это уникальный роман-эпопея, подобного нет ни в русской, ни в мировой литературе. Описываемые в нем события происходят в Петербурге, Москве, зарубежных поместьях дворян и в Австрии на протяжении целых 15 лет. Поражают своим масштабом и персонажи.

«Война и мир» - это роман, в котором упоминается более 600 действующих лиц. Лев Николаевич Толстой настолько метко их описывает, что тех нескольких метких характеристик, которыми удостаиваются сквозные персонажи, достаточно, чтобы сложить о них представление. Поэтому «Война и мир» - это целая жизнь во всей полноте красок, звуков и ощущений. Она стоит того, чтобы ее прожить.

Зарождение идеи и творческие искания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой приступил к написанию повести о жизни декабриста, возвратившегося после ссылки. Временем действия должны были стать 1810-1820 годы. Постепенно период расширился до 1825 г. Но к этому времени главный герой уже возмужал и стал семейным человеком. И чтобы лучше понять его, автору пришлось вернуться в период его молодости. И она совпала со славной для России эпохой.

Но Толстой не мог написать о торжестве над бонапартовской Францией без упоминания неудач и ошибок. Теперь роман уже состоял из трех частей. Первая (по задумке автора) должна была описывать молодость будущего декабриста и его участие в войне 1812 года. Это первый период жизни героя. Вторую часть Толстой хотел посвятить восстанию декабристов. Третью - возвращению героя из ссылки и его дальнейшей жизни. Однако Толстой быстро отказался от этой идеи: слишком масштабной и кропотливой оказалась работа над романом.

Первоначально Толстой ограничил время действия своего произведения 1805-1812 годами. Эпилог, датированный 1920-м, появился значительно позже. Но волновали автора не только сюжет, но и персонажи. «Война и мир» - это не описание жизни одного героя. Центральными фигурами являются сразу несколько персонажей. А главным действующим лицом - народ, что намного масштабнее, чем возвратившийся из ссылки тридцатилетний декабрист Петр Иванович Лабазов.

Работа над романом заняла у Толстого шесть лет - с 1863 по 1869 годы. И это, не учитывая те шесть, что ушли на разработку идеи о декабристе, ставшей его основой.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Главным действующим лицом у Толстого является народ. Но в его понимании он представляет собой не просто социальную категорию, а созидающую силу. По Толстому, народ - это все то лучшее, что есть в русской нации. Причем к нему относятся не только представители низших сословий, но и те из дворян, кому свойственно желание жить ради других.

Представителям народа Толстой противопоставляет Наполеона, Курагиных и других аристократов - завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Это отрицательные персонажи романа «Война и мир». Уже в описании их внешности Толстой подчеркивает механистичность их существования, бездуховность, «животность» поступков, безжизненность улыбок, эгоистичность и неспособность к состраданию. Они не способны к изменениям. Толстой не видит возможности их духовного развития, поэтому они так и остаются навсегда застывшими, отдаленными от настоящего понимания жизни.

Часто исследователи выделяют две подгруппы «народных» персонажей:

  • Те, которые наделены «простым сознанием». Они с легкость отличают правильное от дурного, руководствуясь «умом сердца». К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Наташа Ростова, Кутузов, Платон Каратаев, Алпатыч, офицеры Тимохин и Тушин, солдаты и партизаны.
  • Те, кто «ищут себя». Воспитание и сословные барьеры мешают им соединиться с народом, однако им удается их преодолеть. К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно эти герои показаны способными к развитию, внутренним изменения. Они не лишены недостатков, не раз ошибаются в своих жизненных исканиях, но с достоинством проходят все испытания. Иногда к этой группе относят и Наташу Ростову. Ведь и она когда-то увлеклась Анатолем, забыв о любимом князе Болконском. Война 1812 года становится для всей этой подгруппы своеобразным катарсисом, который заставляет их по-другому посмотреть на жизнь и отбросить сословные условности, которые до этого мешали им жить по велению сердца, как это и делает народ.

Самая простая классификация

Иногда персонажей «Войны и мира» разделяют еще по более простому принципу - по умению жить ради других. Возможна и такая система персонажей. «Война и мир», как и любое другое произведение - это видение автора. Поэтому все в романе происходит в соответствии с мироощущением Льва Николаевича. Народ, в понимании Толстого - это олицетворение всего лучшего, что есть в русской нации. Такие персонажи, как семья Курагиных, Наполеон, многие завсегдатаи салона Шерер, умеют жить только для себя.

По Архангельскому и Баку

  • «Прожигатели жизни», с точки зрения Толстого, дальше всего стоят от правильного понимания бытия. Эта группа живет только для себя, эгоистично пренебрегая окружающими.
  • «Вожди». Так Архангельский и Бак называет тех, кто думает, что управляют историей. К этой группе, например, авторы относят Наполеона.
  • «Мудрецы» - это те, кто понял истинное мироустройство и смог довериться провидению.
  • «Обычные люди». К этой группе, по мнению Архангельского и Бака, относятся те, кто умеет слушать свое сердце, но особо никуда не стремится.
  • «Правдоискатели» - это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они весь роман мучительно ищут истину, стремятся понять, в чем состоит смысл жизни.
  • В отдельную группу авторы учебника выделяют Наташу Ростова. Они считают, что она одновременно близка и к «обычным людям», и к «мудрецам». Девушка с легкостью постигает жизнь эмпирическим путем и умеет слушать голос своего сердца, но самое главное для нее - это семья и дети, как и должно быть, по мнению Толстого, у идеальной женщины.

Можно рассмотреть еще множество классификаций персонажей «Войны и мира», однако все они в конечном счете сводятся к самой простой, которая полностью отображает миропонимание автора романа. Ведь он видел истинное счастье в служении другим. Поэтому положительные («народные») герои умеют и хотят это делать, а отрицательные - нет.

Л.Н. Толстой «Война и мир»: персонажи женские

Любое произведение является отображением авторского видения жизни. По Толстому, высшим предназначение женщины является забота о муже и детях. Именно хранительницей очага читатель и видит Наташу Ростову в эпилоге романа.

Все положительные женские образы персонажей «Война и мир» выполняют свое высшее предназначение. Счастьем материнства и семейной жизни наделяет автор и Марию Болконскую. Интересно, что она, пожалуй, является самым положительным героем романа. Княжна Марья практически не имеет недостатков. Несмотря на разностороннее образование, она все равно находит свое предназначение, как это и полагается толстовской героине, в заботе о муже и детях.

Совсем другая судьба уготована Элен Курагиной и маленькой княгине, которые не видели радости в материнстве.

Пьер Безухов

Это самый любимый персонаж Толстого. «Война и мир» описывает его человеком, который от природы обладает высокоблагородным нравом, поэтому с легкостью понимает народ. Все его ошибки обусловлены аристократическими условностями, внушенными ему воспитанием.

На протяжении романа Пьер переживает множество душевных травм, однако не озлобляется и не становится менее добродушным. Он предан и отзывчив, часто забывает о себе в стремлении служить другим. Женившись на Наташе Ростовой, Пьер обрел ту благодать и истинное счастье, которых ему так не хватало в первом браке с насквозь фальшивой Элен Курагиной.

Лев Николаевич очень любит своего героя. Он детально описывает его становление и духовное развитие с самого начала и до конца. Пример Пьера показывает, что главным для Толстого представляется отзывчивость и преданность. Автор вознаграждает его счастьем со своей любимой женской героиней - Наташей Ростовой.

Из эпилога можно понять будущее Пьера. Изменив себя, он стремится трансформировать общество. Он не приемлет современных ему политических устоев России. Можно предположить, что Пьер будет участвовать в декабристском восстание или, по крайней мере, его активно поддерживать.

Андрей Болконский

Впервые читатель встречается с этим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Он женат на Лизе - маленькой княгине, как ее называют, и в скором времени станет отцом. Ведет себя Андрей Болконский со всеми завсегдатаями Шерер крайне высокомерно. Но вскоре читатель замечает, что это только маска. Болконский понимает, что окружающим не понять его духовных исканий. Совсем по-другому он разговаривает с Пьером. Но Болконскому в начале романа не чуждо амбициозное стремление к достижению высот на военном поприще. Ему кажется, что он стоит выше аристократических условностей, но оказывается, что его глаза так же зашорены, как и у остальных. Андрей Болконский слишком поздно понял, что зря отказался от своих чувств к Наташе. Но это озарение приходит к нему только перед самой смертью.

Как и другие «ищущие» персонажи романа «Война и мир» Толстого, Болконский всю свою жизнь пытается найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл существования человека. Но понимает высшую ценность семьи слишком поздно.

Наташа Ростова

Это любимый женский персонаж Толстого. Впрочем, вся семья Ростовых представляется автору идеалом дворян, живущих в единстве с народом. Наташу нельзя назвать красивой, но она живая и привлекательная. Девушка хорошо чувствует настроение и характеры людей.

По Толстому, внутренняя красота не сочетается с внешней. Наташа привлекательна за счет своего характера, но главными ее качествами являются простота и близость к народу. Однако в начале романа она живет в собственной иллюзии. Разочарование в Анатоле делают ее взрослой, способствуют взрослению героини. Наташа начинает посещать церковь и в конечном счете находит свое счастье в семейной жизни с Пьером.

Марья Болконская

Прототипом этой героини выступила мать Льва Николаевича. Неудивительно, что она практически полностью лишена недостатков. Она, как и Наташа, некрасива, но обладает очень богатым внутренним миром. Как и другие положительные персонажи романа «Война и мир», в конце она так же становится счастливой, став хранительницей очага в собственной семье.

Элен Курагина

У Толстого многогранна характеристика персонажей. «Война и мир» описывает Элен как жеманную женщину с фальшивой улыбкой. Читателю сразу становится ясно, что за внешней красотой нет никакого внутреннего наполнения. Женитьба на ней становится для Пьера испытанием и не приносит счастья.

Николай Ростов

Основа любого романа - это персонажи. «Война и мир» описывает Николая Ростова как любящего брата и сына, а также настоящего патриота. Лев Николаевич видел в этом герое прототип своего отца. Пройдя тяготы войны, Николай Ростов выходит в отставку, чтобы оплатить долги своей семьи, и находит свою истинную любовь в лице Марьи Болконской.

Лев Толстой в статье «несколько слов по поводу книги «Война и мир»» говорит, что фамилии персонажей эпопеи созвучны с фамилиями реальных людей, потому что он «чувствовал неловкость», используя имена исторических личностей рядом с выдуманными. Толстой пишет, что «очень сожалел бы», если бы читатели подумали, что он намеренно описывал характеры настоящих людей, потому что все персонажи — вымышленные.

При этом в романе есть два героя, которым Толстой «невольно» дал имена реальных людей — Денисов и М. Д. Ахросимова. Он сделал это, потому что они были «характерными лицами того времени». Тем не менее в биографиях и других персонажей «Войны и мира» можно заметить сходства с историями реальных людей, которые, вероятно, повлияли на Толстого, когда он работал над образами своих героев.

Князь Андрей Болконский

Николай Тучков. (wikimedia.org)

Фамилия героя созвучна с фамилией княжеского рода Волконских, из которого происходила мать писателя, однако Андрей — один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал, князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым. Он был генералом-лейтенантом и, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели.

Николай Ростов и княжна Марья — родители писателя

Сцена ранения князя Андрея в битве при Аустерлице, вероятно, заимствована из биографии штабс-капитана Федора (Фердинанда) Тизенгаузена, зятя Кутузова. Он со знаменем в руках повел малороссийский гренадерский полк в контратаку, получил ранение, попал в плен и погиб через три дня после битвы. Также поступок князя Андрея схож с поступком князя Петра Волконского, который со знаменем Фанагорийского полка вел бригаду гренадеров вперед.

Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата Сергея. По крайней мере, это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс — старшей сестрой Софьи Толстой (жены писателя). Брак так и не состоялся, потому что Сергей уже несколько лет жил с цыганкой Марией Шишкиной, на которой в итоге и женился, а Татьяна вышла замуж за юриста А. Кузьминского.

Наташа Ростова

Софья Толстая — жена писателя. (wikimedia.org)

Можно предположить, что у Наташи сразу два прототипа — Татьяна и Софья Берс. В комментариях к «Войне и миру» Толстой говорит, что Наташа Ростова получилась, когда он «перетолок Таню с Соней».

Татьяна Берс большую часть детства провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Более того, под влиянием Толстого Кузминская сама занялась литературным творчеством. В своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» она писала: «Наташа — он прямо говорил, что я у него не даром живу, что он меня списывает». Этому можно найти подтверждения в романе. Эпизод с куклой Наташи, которую она предлагает поцеловать Борису, действительно списан с настоящего случая, когда Татьяна предлагала своему другу поцеловать куклу Мими. Позже она писала: «Моя кукла большая Мими попала в роман!» Внешность Наташи Толстой тоже писал с Татьяны.

За образом взрослой Ростовой — жены и матери — писатель, вероятно, обратился к Софье. Жена Толстого была предана мужу, родила 13 детей, сама занималась их воспитанием, хозяйством и действительно несколько раз переписывала «Войну и мир».

Ростовы

В черновиках романа фамилия семьи — сначала Толстые, потом Простые, потом Плоховы. Писатель использовал архивные документы, чтобы воссоздать быт своего рода и изобразить его в жизни семьи Ростовых. Есть совпадения в именах с родственниками Толстого по отцовской линии, как в случае со старым графом Ростовым. Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. Лев Толстой в воспоминаниях писал о нем как о щедром, но ограниченном человеке, который постоянно устраивал в имении балы и приемы.

Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис Давыдов

И все-таки это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем, хотя писатель вспоминает, что дед взяток не брал, а бабушка брала втайне от мужа. Илья Толстой был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Причиной недостачи назвали «недостаток знаний в должности правителя губернии».


Николай Толстой. (wikimedia.org)

Николай Ростов — это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой в 17 лет добровольно вступил в казачий полк, служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. В наследство Николаю достались огромные долги, ему пришлось устроиться воспитателем в Московское военно-сиротское отделение. Для исправления ситуации он женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше. Брак был устроен родственниками жениха и невесты. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым. Мария и Николай вели уединенный образ жизни. Николай много читал и собрал в имении библиотеку, занимался хозяйством и охотой. Татьяна Берс писала Софье, что Вера Ростова очень похожа на Лизу Берс, другую сестру Софьи.


Сестры Берс: Софья, Татьяна и Елизавета. (tolstoy-manuscript.ru)

Княжна Марья

Существует версия, что прототип княжны Марьи — это мать Льва Толстого Мария Николаевна Волконская, к слову, тоже полная тезка книжной героини. Однако мать писателя умерла, когда Толстому было меньше двух лет. Портретов Волконской не сохранилось, и писатель изучал ее письма и дневники, чтобы создать для себя ее образ.

В отличие от героини, мать писателя не имела проблем с науками, в частности с математикой и геометрией. Она выучила четыре иностранных языка, и, судя по дневникам Волконской, у нее с отцом были достаточно теплые отношения, она была ему предана. Мария прожила 30 лет с отцом в Ясной Поляне (Лысые Горы из романа), но так и не вышла замуж, хотя была очень завидной невестой. Она была закрытой женщиной и отвергла нескольких женихов.

Прототип Долохова, вероятно, съел собственного орангутанга

У княжны Волконской даже была компаньонка — мисс Ханессен, чем-то похожая на мадемуазель Бурьен из романа. После смерти отца дочь принялась в буквальном смысле раздаривать имущество. Она подарила часть наследства сестре своей компаньонки, у которой не было приданого. После этого в дело вмешались ее родственники, устроившие брак Марии Николаевны с Николаем Толстым. Мария Волконская умерла через восемь лет после свадьбы, успев родить четырех детей.

Старый князь Болконский

Николай Волконский. (wikimedia.org)

Николай Сергеевич Волконский — генерал от инфантерии, отличившийся в нескольких сражения и получивший от сослуживцев прозвище «Прусский король». По характеру очень похож на старого князя: гордый, своевольный, но не жестокий. Оставил службу после воцарения Павла I, удалился в Ясную Поляну и занялся воспитанием дочери. Целыми днями совершенствовал свое хозяйство и обучал дочь языкам и наукам. Важное отличие от персонажа из книги: князь Николай прекрасно пережил войну 1812 года, а умер девять лет спустя, немного не дожив до семидесяти. В Москве у него был дом на Воздвиженке, 9. Сейчас его перестроили.

Прототип Ильи Ростова — дед Толстого, погубивший свою карьеру

Соня

Прототипом Сони можно назвать Татьяну Ергольскую — троюродную сестру Николая Толстого (отца писателя), которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836 году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям. Ергольская отказала, но после смерти Николая Толстого действительно занялась воспитанием его сыновей и дочери, посвятив им остаток жизни.

Лев Толстой ценил тетю и поддерживал с ней переписку. Она первая начала собирать и хранить бумаги писателя. В своих воспоминаниях он писал, что Татьяну любили все и «вся жизнь ее была любовь», но сама она всегда любила одного человека — отца Льва Толстого.

Долохов

Федор Толстой-Американец. (wikimedia.org)

У Долохова несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812 года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с двоюродным дядей писателя Федором Ивановичем Толстым по прозвищу «Американец». Он был известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Также Долохова сравнивают с офицером А. Фигнером, который командовал партизанским отрядом, участвовал в дуэлях и ненавидел французов.

Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведение. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого его ссадили с корабля. Есть версия, что тогда он съел собственную обезьяну, хотя Сергей Толстой писал, что это неправда.

Курагины

В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.

Алексей Борисович Куракин. (wikimedia.org)

У него было трое детей, точь-в-точь как у князя Василия, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин в одном из писем даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя Василий Курагин изъяснялся немного иначе.


Справа — Александра Куракина. (wikimedia.org)

Прототипы Элен — супруга Багратиона и любовница одноклассника Пушкина

Прототипом Анатоля Курагина стоит назвать Анатолия Львовича Шостака, троюродного брата Татьяны Берс, который ухаживал за ней, когда она приезжала в Петербург. После этого он приезжал в Ясную Поляну и раздражал Льва Толстого. В черновых записях «Войны и мира» фамилия Анатоля — Шимко.

Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе, куда она уехала через пять лет после свадьбы. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию.

Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840 году и была очень известна в Петербурге и Москве как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж которой приходился канцлеру внучатым племянником. Акинфова тоже развелась с первым мужем, но вышла уже за герцога Лейхтенбергского в Европе, куда они вместе переехали. Напомним, что в самом романе Элен так и не развелась с Пьером.

Екатерина Скавронская-Багратион. (wikimedia.org)

Василий Денисов


Денис Давыдов. (wikimedia.org)

Каждый школьник знает, что прототипом Василия Денисова был Денис Давыдов — поэт и писатель, генерал-лейтенант, партизан. Толстой использовал произведения Давыдова, когда изучал наполеоновские войны.

Жюли Карагина

Существует мнение, что Жюли Карагина — это Варвара Александровна Ланская, жена министра внутренних дел. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой. По этим письмам Толстой изучал историю войны 1812 года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной.

Пьер Безухов

Петр Вяземский. (wikimedia.org)

У Пьера нет очевидного прототипа, так как этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны.

Однако некоторые сходства можно заметить с Петром Вяземским. Он тоже носил очки, получил огромное наследство, участвовал в Бородинском сражении. Кроме этого, писал стихи, публиковался. Толстой использовал его записи в работе над романом.

Марья Дмитриевна Ахросимова

В романе Ахросимова — та гостья, которую ждут Ростовы на именины к Наташе. Толстой пишет, что Марью Дмитриевну знает весь Петербург и вся Москва, а за прямоту и грубость ее называют «le terrible dragon».

Сходство персонажа можно заметить с Настасьей Дмитриевной Офросимовой. Это барыня из Москвы, племянница князя Волконского. Князь Вяземский писал в воспоминаниях, что это была сильная, властная женщина, которую очень уважали в обществе. Усадьба Офросимовых находилась в Чистом переулке (район Хамовники) в Москве. Есть мнение, что Офросимова была еще и прототипом Хлёстовой в «Горе от ума» Грибоедова.

Предполагаемый портрет Н. Д. Офросимовой кисти Ф. С. Рокотова. (wikimedia.org)

Лиза Болконская

Толстой писал внешность Лизы Болконской с Луизы Ивановны Трусон — жены его троюродного брата. Об этом говорит подпись Софьи на обратной стороне ее портрета в Ясной Поляне.

Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» предоставил широкую систему образов. Его мир не ограничивается несколькими дворянскими родами: реальные исторические персонажи смешались с выдуманными, главными и второстепенными. Этот симбиоз порой настолько запутанный и необычный, что определить какие герои выполняют более или менее по значимости функцию крайне сложно.

В романе действуют представители восьми дворянских родов, почти все они занимают центральное место в повествовании.

Семья Ростовых

Эта семья представлена графом Ильей Андреевичем, его женой Натальей, их совместными четырьмя детьми и воспитанницей Соней.

Глава семейства Илья Андреевич – человек милый и добродушный. Он всегда был обеспечен, поэтому не умеет экономить, его часто обманывают знакомые и родственники из корыстных целей. Граф – не корыстный человек, он готов помочь каждому. Со временем его такое отношение, усиливаемое пристрастием к карточной игре, стало губительным для всей его семьи. Из-за транжирства отца семья долгое время находится на грани бедности. Граф умирает в конце романа, после свадьбы Натальи и Пьера, естественной смертью.

Графиня Наталья очень похожа на своего мужа. Ей, так же как и ему, чуждо понятие корысти и гонки за деньгами. Она готова помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, ее переполняют чувства патриотизма. Графине пришлось пережить много горестей и бед. Такое положение вещей связано не только с неожиданной бедностью, но и со смертью своих детей. Из тринадцати родившихся выжили только четверо, впоследствии война забрала еще одного – самого младшего.

Граф и графиня Ростовы имеют, как и большинство персонажей романа, своих прототипов. Ими стали дедушка и бабушка писателя – Илья Андреевич и Пелагея Николаевна.

Старшего ребенка Ростовых зовут Вера. Это необычная девушка, не похожая на всех остальных членов семьи. Она груба и черства душой. Такое отношение касается не только посторонних людей, но и ближайших родственников. Остальные дети Ростовых впоследствии подтрунивают над ней и даже придумывают ей прозвище. Прототипом Веры стала Елизавета Берс, невестка Л. Толстого.

Следующий по старшинству ребенок – Николай. Его образ вырисован в романе с любовью. Николай – благородный человек. Он ответственно подходит к любому занятию. Старается руководствоваться принципами морали и чести. Николай очень похож на своих родителей – добрый, милый, целеустремленный. После пережитого бедствования он постоянно заботился о том, чтобы не оказаться больше в похожей ситуации. Николай принимает участие в военных событиях, его неоднократно награждают, но все же он покидает военную службу после войны с Наполеоном – он нужен своей семье.

Николай женится на Марии Болконской, у них рождается трое детей – Андрей, Наташа, Митя, – и ожидается четвертый.

Младшая сестра Николая и Веры – Наталья – такая же по своему характеру и темпераменту, как и ее родители. Она искренняя и доверчивая и это ее чуть было не губит – Федор Долохов одурачивает девушку и подговаривает на побег. Этим планам сбыться было не суждено, но помолвка Натальи с Андреем Болконским была расторгнута, а Наталья впала в глубокую депрессию. Впоследствии она стала женой Пьера Безухова. Женщина перестала следить за своей фигурой, окружающие стали отзываться о ней как о неприятной женщине. Прототипами Натальи стала жена Толстого – Софья Андреевна и ее сестра, Татьяна Андреевна.

Младшим ребенком Ростовых был Петя. Он был таким же, как и все Ростовы: благородным, честным и добрым. Эти все качества усиливались юношеским максимализмом. Петя был милым чудаком, которому прощались все шалости. Судьба к Пете была крайне неблагоприятна – он, подобно своему брату, отправляется на фронт и погибает там совсем юным и молодым.

Предлагаем ознакомиться с романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

В семье Ростовых воспитывался еще один ребенок – Соня. Девушка состояла в родстве с Ростовыми, после смерти родителей они взяли ее на воспитание и относились к ней, как к собственному ребенку. Соня долгое время была влюблена в Николая Ростова, этот факт не позволил ей вовремя выйти замуж.

Предположительно она так и осталась одинока до конца своих дней. Ее прототипом стала тетка Л. Толстого – Татьяна Александровна, в доме которой воспитывался писатель после смерти родителей.

Со всеми Ростовыми мы знакомимся в самом начале романа – они все активно действуют на протяжении всего повествования. В «Эпилоге» мы узнаем о дальнейшем продолжении их рода.

Семья Безуховых

Семья Безуховых не представлена в таком многочисленном виде, как семья Ростовых. Главой семейства выступает Кирилл Владимирович. Имя его жены не известно. Мы знаем, что она принадлежала к семейству Курагиных, но кем именно она приходилась им неясно. У графа Безухова нет детей рожденных в браке – все его дети незаконнорожденные. Старший из них – Пьер – был официально назван отцом наследником имения.


После такого заявления графа в общественном плане активно начинает фигурировать образ Пьера Безухова. Сам Пьер не навязывает окружающим свое общество, но он видный жених – наследник немыслимого богатства, поэтому его хотят видеть всегда и везде. О матери Пьера не известно ничего, но это не становится поводом для негодования и насмешек. Пьер получил приличное образование за границей и вернулся на родину полон утопических идей, его видение мира слишком идеалистическое и оторванное от реальности, поэтому все время он сталкивается с немыслимыми разочарованиями – в общественной деятельности, личной жизни, семейной гармонии. Первой его женой стала Елена Курагина – распутница и вертихвостка. Этот брак принес немало страданий Пьеру. Смерть жены избавила его от невыносимого – он не обладал силой бросить Елену или же изменить ее, но и не мог смириться с таким отношением к своей персоне. Второй брак – с Наташей Ростовой – стал более успешным. У них родилось четверо детей – три девочки и мальчик.

Князья Курагины

Семейство Курагиных упорно ассоциируется с алчностью, развратом и обманом. Виной тому стали дети Василия Сергеевича и Алины – Анатоль и Елена.

Князь Василий не был дурным человеком, он обладал рядом положительных качеств, но его стремление к обогащению и мягкость характера по отношению к сыну сводила все положительные моменты на нет.

Как и любой отец, князь Василий хотел своим детям обеспечить безбедное будущее, одним из вариантов был выгодный брак. Такая позиция не только не лучшим образом сказалась на репутации всей семьи, но и в дальнейшем сыграла трагичную роль в жизни Елены и Анатоля.

О княгине Алине известно мало. На момент повествования она была довольно некрасивой женщиной. Ее отличительной чертой была неприязнь к своей дочери Елене на почве зависти.

У Василия Сергеевича и княгини Алины родилось два сына и дочь.

Анатоль – стал причиной всех бед семьи. Он вел жизнь транжиры и повесы – долги, дебоши были для него естественным занятием. Такое поведение накладывало крайне негативный отпечаток на репутацию семьи и ее финансовое положение.

Анатоль был замечен в любовном влечении к своей сестре Елене. Возможность возникновения серьезных отношений между братом и сестрой были пресечены князем Василием, но, судя по всему, все же имели место быть после замужества Елены.

Дочка Курагиных Елена обладала невероятной красотой, подобно своему брату Анатолю. Она умело кокетничала и после замужества имела любовную связь со многими мужчинами, игнорируя своего мужа Пьера Безухова.

Их брат Ипполит был совершенно не похож на них внешне – он был крайне неприятной наружности. По составу ума же он мало чем отличался от брата и сестры. Он был слишком глупый – это отмечали не только окружающие, но и отец. Все же Ипполит не был безнадежен – он хорошо знал иностранные языки и работал в посольстве.

Князья Болконские

Семья Болконских занимает далеко не последнее место в обществе – они богаты и влиятельны.
В составе семьи находится князь Николай Андреевич – человек старой закалки и своеобразных нравов. Он довольно груб в общении со своими родными, но все же не лишен чувственности и нежности – он трепетно относится к своему внуку и дочери, своеобразно, но все же, любит своего сына, но показать искренность своих чувств у него не очень получается.

О жене князя ничего не известно, даже ее имя не упоминается в тексте. В браке Болконских родилось двое детей – сын Андрей и дочка Марья.

Андрей Болконский по своему характеру частично схожий с отцом – он вспыльчивый, гордый и немного грубый. Он отличается привлекательной внешностью и природным обаянием. В начале романа Андрей удачно женат на Лизе Мейнен – у пары рождается сын Николенька, но его мать умирает в ночь после родов.

Через некоторое время Андрей становится женихом Натальи Ростовой, но сыграть свадьбу не пришлось – все планы перевел Анатоль Курагин, чем заслужил личную неприязнь и исключительную ненависть со стороны Андрея.

Князь Андрей принимает участие в военных событиях 1812 года, получает серьезное ранение на поле битвы и умирает в госпитале.

Мария Болконская – сестра Андрея – лишена такой гордости и упрямства, как ее брат, что позволяет ей, не без труда, но все же ужиться со своим отцом, не отличающимся покладистым характером. Добрая и кроткая, она понимает, что не безразлична отцу, поэтому не держит на него обиды за придирки и грубости. Девушка занимается воспитанием своего племянника. Внешне Марья не похожа на своего брата – она очень некрасива, но это не мешает ей выйти замуж за Николая Ростова и прожить счастливую жизнь.

Лиза Болконская (Мейнен) была женой князя Андрея. Она была привлекательной женщиной. Внутренний ее мир не уступал внешности – она была милой и приятной, любила рукодельничать. К сожалению, судьба ее сложилась не самым лучшим образом – роды для нее оказались слишком трудными – она умирает, подарив жизнь сыну Николеньке.

Николенька рано потерял мать, но на этом беды мальчика не остановились – в возрасте 7 лет он лишается и отца. Несмотря ни на что, ему свойственна жизнерадостность, присущая всем детям – он растет умным и любознательным мальчиком. Образ отца становится ключевым для него – Николенька хочет прожить так, чтобы его отец мог гордиться им.


К семейству Болконских также принадлежит мадмуазель Бурьен. Несмотря на то, что она всего лишь компаньонка-приживалка, ее значение в контексте семьи довольно значимое. В первую очередь, оно заключается в псевдо дружбе с княжной Марией. Часто мадмуазель поступает подло по отношению к Марии, пользуется благосклонностью девушки по отношению к своей персоне.

Семья Карагиных

О семье Карагиных Толстой не очень распространяется – читатель знакомится только с двумя представителями этого семейства – Марьей Львовной и ее дочерью Жюли.

Марья Львовна впервые появляется перед читателями в первом томе романа, ее же дочь также начинает действовать в первом томе первой части «Войны и мира». Жюли обладает крайне неприятной внешностью, она влюблена в Николая Ростова, но молодой человек не обращает на нее никакого внимания. Не спасает ситуацию и ее огромное богатство. На ее материальную составляющую активно обращает внимание Борис Друбецкой, девушка понимает, что любезничает с ней молодой человек только из-за денег, но не подает виду – для нее это фактически единственный способ не остаться старой девой.

Князья Друбецкие

Семейство Друбецких не особо активно действует в общественном плане, поэтому Толстой избегает детального описания представителей семейства и акцентирует внимание читателей только на активно действующих персонажах – Анне Михайловне и ее сыне Борисе.


Княжна Друбецкая принадлежит к старинному роду, но сейчас ее семья переживает не самые лучшие времена – бедность стала постоянным спутником Друбецких. Такое положение вещей породило в представителях этой семьи чувство расчетливости и корысти. Анна Михайловна старается как можно больше выгоды извлечь из дружбы с Ростовыми – долгое время живет у них.

Ее сын, Борис, некоторое время был другом Николая Ростова. По мере взросления их взгляды на жизненные ценности и принципы начали сильно отличаться, что привело к отстранению в общении.

Борис все больше и больше начинает проявлять корысть и стремление разбогатеть любой ценой. Он готов жениться ради денег и успешно это делает, пользуясь незавидным положением Жюли Карагиной

Семья Долоховых

Представители семьи Долоховых также не все активны в жизни общества. Среди всех ярко выделяется Федор. Он сын Марьи Ивановны и лучший друг Анатоля Курагина. В своем поведении он также не ушел далеко от своего друга: кутежи и праздный способ жизни – обычное явление для него. Кроме того, он знаменит своей любовной связью с женой Пьера Безухова – Еленой. Отличительной чертой Долохова от Курагина является его привязанность к матери и сестре.

Исторические личности в романе «Война и мир»

Так как роман Толстого происходит на фоне исторических событий, связанных с войной против Наполеона 1812 года, то обойтись без хотя бы частичного упоминания реально существовавших персонажей невозможно.

Александр І

Наиболее активно в романе описано деятельность императора Александра І. Это не удивительно, ведь основные события происходят на территории Российской империи. Вначале мы узнаем о положительных и либеральных стремлениях императора, он «ангел во плоти». Пик его популярности припадает на период поражения Наполеона в войне. Именно в это время авторитет Александра достигает невероятных высот. Император может легко внести изменения и улучшить жизнь своих подданных, но не делает этого. В результате такое отношение и бездеятельность становятся причиной появления декабристского движения.

Наполеон І Бонапарт

По другую сторону баррикады в событиях 1812 года находится Наполеон. Так как многие российские аристократы получали образование за границей, а французский язык был для них повседневностью, то отношение дворян к этому персонажу в начале романа было позитивным и граничило с восхищением. Затем же происходит разочарование – их кумир из разряда идеалов становится главным злодеем. С образом Наполеона активно употребляются такие коннотации как эгоцентризм, ложь, притворство.

Михаил Сперанский

Этот персонаж имеет важное значение не только в романе Толстого, но и во время реальной эпохи императора Александра.

Его род не мог похвалиться древностью и значимостью – он сын священника, но все же ему удалось стать секретарем Александра І. Он не особо приятный человек, но все отмечают его значимость в контексте событий в стране.

Кроме того, в романе действуют исторические персонажи меньшего, по сравнению с императорами, значения. Это великие полководцы Барклай де Толли, Михаил Кутузов и Петр Багратион. Их деятельность и раскрытие образа происходит на полях сражения – Толстой старается описать военную часть повествования максимально реалистично и увлекающее, поэтому эти персонажи описаны не только в качестве великих и непревзойденных, но и в роли обычных людей, которые подвержены сомнениям, ошибкам и негативным качествам характера.

Другие персонажи

Среди остальных персонажей следует выделить имя Анны Шерер. Она «владелица» светского салона – здесь встречается элита общества. Гости редко когда предоставлены сами себе. Анна Михайловна всегда стремится обеспечить своих посетителей интересными собеседниками, часто она сводничает – это вызывает у нее особый интерес.

Важное значение в романе имеет Адольф Берг – муж веры Ростовой. Он ярый карьерист и эгоист. С женой его сближает темперамент и отношение к семейной жизни.

Еще одним значимым персонажем является Платон Каратаев. Несмотря на неблагородное происхождение его роль в романе крайне важна. Обладание народной мудростью и понимание принципов счастья дает ему возможность влиять на формирование Пьера Безухова.

Таким образом, в романе активно действуют как вымышленные, так и реально существовавшие персонажи. Толстой не обременяет читателей излишней информацией по поводу родословной семей, он активно рассказывает только о тех представителях, которые активно действуют в рамках романа.

Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица», с «надушенной и сияющей лысиной». Но, когда он улыбался, в его улыбке было «что-то неожиданно грубое и неприятное». Специально князь В. никому не желает зла. Он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. В. всегда стремится сблизиться с людьми, которые богаче и выше его по положению. Герой считает себя образцовым отцом, он делает все возможное, чтобы устроить будущее своих детей. Он пытается женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской. После смерти старого князя Безухова и получения Пьером огромного наследства, В. примечает богатого жениха и хитростью выдает за него свою дочь Элен. Князь В. большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми.

Анатоль Курагин

Сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на «беспокойного дурака», которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не находчив, но популярен в обществе, потому что «у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». А. друг Долохова, постоянно участвует в его кутежах, смотрит на жизнь как на постоянный поток удовольствий и наслаждений. Его не волнуют другие люди, он эгоистичен. К женщинам А. относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Он привык всем нравиться, не испытывая ничего серьезного в ответ. А. увлекся Наташей Ростовой и попытался увезти ее. После этого происшествия, герой был вынужден бежать из Москвы и скрываться от князя Андрея, который желал вызвать на дуэль соблазнителя своей невесты.

Курагина Элен

Дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». Э. невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов. Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспе- чивает ей постоянный успех. Выйдя замуж за Пьера Безухова, героиня обнаруживает перед своим мужем не только ограниченность ума, грубость мысли и вульгарность, но и циничную развращенность. После разрыва с Пьером и получения от него по доверенности большой части состояния, она живет то в Петербурге, то за границей, то возвращается к мужу. Несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых Долохов и Друбецкой, Э. продолжает оставаться одной из самых известных и обласканных петербургским светом дам. В свете она делает очень большие успехи; живя одна, она становится хозяйкой дипломатического и политического салона, приобретает репутацию умной женщин

Анна Павловна Шерер

Фрейлина, приближенная императрицы Марии Федоровны. Ш. - хозяйка модного в Петербурге салона, описание вечера в котором и открывает роман. А.П. 40 лет, она искусственна, как и весь высший свет. Ее отношение к какому-либо человеку или событию полностью зависит от последних политических, придворных или светских соображений. Она дружна с князем Василием. Ш. «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». В 1812 году ее салон демонстрирует ложный патриотизм, едя щи и штрафуя за французскую речь.

Борис Друбецкой

Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Б. и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это «высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица». Б. с юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Так, князь Василий находит ему место в гвардии. Б. собирается сделать блестящую карьеру, заводит много полезных знакомств. Спустя время становится любовником Элен. Б. удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно. В 1809 году вновь встречает Наташу и увлекается ею, даже думает на ней жениться. Но это помешало бы его карьере. Поэтому Б. начинает искать себе богатую невесту. В конце концов он женится на Жюли Карагиной.

Граф Ростов

Ростов Илья Андрееви - граф, отец Наташи, Николая, Веры и Пети. Очень добродушный, щедрый человек, любящий жизнь и не очень умеющий рассчитывать свои средства. Р. способен лучше всех сделать прием, бал, он радушный хозяин и примерный семьянин. Граф привык жить на широкую ногу, и тогда, когда средства уже не позволяют этого, постепенно разоряет свою семью, от чего сильно мучается. При выезде из Москвы именно Р. начинает отдавать подводы для раненых. Так он наносит один из последних ударов по бюджету семьи. Гибель сына Пети окончательно сломила графа, он оживает лишь тогда, когда готовит свадьбу для Наташи и Пьера.

Графиня Ростова

Жена графа Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». Р. создает в своей семье атмосферу любви и доброты, очень заботится о судьбах своих детей. Известие у смерти младшего и любимого сына Пети едва не сводит ее с ума. Она привыкла к роскоши и выполнению малейших капризов, и требует этого после смерти своего мужа.

Наташа Ростова


Дочь графа и графини Ростовых. Она «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...». Отличительные черты Н. - эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на благородные поступки, может забыть о своих интересах ради других людей. Так, она призывает свою семью вывозить на подводах раненых, оставив имущество. Н. со всей отдачей выхаживает мать после гибели Пети. У Н. очень красивый голос, она очень музыкальна. Своим пением она способна пробуждать лучшее в человеке. Толстой отмечает близость Н. к простому народу. Это одно из ее лучших качеств. Н. живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемены в ее жизни происходят после встречи с князем Андреем. Н. становится его невестой, но позже увлекается Анатолем Курагиным. Спустя время, Н. понимает всю силу своей вины перед князем, перед его смертью он прощает ее, она остается с ним до его кончины. Настоящую любовь Н. испытывает к Пьеру, они прекрасно понимают друг друга, им очень хорошо вместе. Она становится его женой и полностью отдается роли жены и матери.

Николай Ростов

Сын графа Ростова. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Герой отличается «стремительностью и восторженностью», он весел, открыт, доброжелателен и эмоционален. Н. участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 года. В Шенграбенском сражении Н. идет в атаку сначала очень храбро, но потом ранен в руку. Это ранение вызывает у него панику, он думает о том, как может умереть он, «кого так любят все». Это событие несколько принижает образ героя. После Н. становится храбрым офицером, настоящим гусаром, сохраняющим верность долгу. У Н. был долгий роман с Соней, и он собирался сделать благородный поступок, женившись на бесприданнице вопреки воле матери. Но получает от Сони письмо, в котором она говорит, что отпускает его. После смерти отца, Н. берет на себя заботы о семье, уйдя в отставку. Они с Марьей Болконской влюбляются друг в друга и женятся.

Петя Ростов

Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон патриотических порывов и уходит в армию. Во время войны юноша случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где и остается, желая принимать участие в настоящем деле. Он случайно гибнет, накануне проявляя в отношении к товарищам все свои лучшие качества. Его смерть - величайшая трагедия для его семьи.

Пьер Безухов

Незаконный сын богатого и известного в обществе графа Безухова. Он появляется практически перед самой смертью отца и становится наследником всего состояния. П. очень отличается от людей, принадлежащих к высшему обществу даже внешне. Это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках» с «наблюдательным и естественным» взглядом. Он воспитывался за границей, получил там хорошее образование. П. умен, имеет склонность к философским рассуждениям, у него очень добрый и мягкий нрав, он совершенно непрактичен. Его очень любит Андрей Болконский, считает его своим другом и единственным «живым человеком» среди всего высшего света.
В погоне за деньгами, П. опутывает семья Курагиных и, пользуясь наивностью П., вынуждают его жениться на Элен. Он с ней несчастлив, понимает, что это страшная женщина и разрывает с ней отношения.
В начале романа мы видим, что П. считает Наполеона своим кумиром. После он страшно разочаровывается в нем и даже желает убить. П. свойственны поиски смысла жизни. Именно так он увлекается масонством, но, увидев их фальшь, уходит оттуда. П. пытается переустроить жизнь своих крестьян, но у него это не получается из-за его доверчивости и непрактичности. П. участвует в войне, не совсем еще понимая, что это такое. Оставшись в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, П. попадает в плен. Он переживает большие нравственные муки во время казни пленных. Там же П. встречается с выразителем «мысли народной» Платоном Каратаевым. Благодаря этой встрече, П. выучился видеть «вечное и бесконечное во всем». Пьер любит Наташу Ростову, но та замужем за его другом. После смерти Андрея Болконского и возрождения Наташи к жизни, лучшие герои Толстого женятся. В эпилоге мы видим П. счастливым мужем и отцом. В споре с Николаем Ростовым П. высказывает свои убеждения, и мы понимаем, что перед нами будущий декабрист.


Соня

Она «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».
С. - племянница старого графа Ростова, воспитывается в этом доме. С детства героиня влюблена в Николая Ростова, очень дружна с Наташей. С. сдержанна, молчалива, рассудительна, способна жертвовать собой. Чувство к Николаю настолько сильно, что она хочет «любить всегда, а он пусть будет свободен». Из-за этого она отказывает Долохову, который хотел жениться на ней. С. и Николай связаны словом, он обещал взять ее в жены. Но старая графиня Ростова против этой свадьбы, он упрекает С… Та, не желая платить неблагодарностью, отказывается от женитьбы, освобождая Николая от данного обещания. После смерти старого графа живет вместе с графиней на попечении Николая.


Долохов

«Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». Этот герой небогат, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Он любит развлекаться, причем достаточно странным и порой жестоким способом. За один случай издевательства над квартальным, Д. был разжалован в солдаты. Но во время военных действий вновь обрел свой чин офицера. Это умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком, скрывает свою нежную любовь к матери. На самом деле Д. не желает знать никого, кроме тех, кого действительно любит. Он разделяет людей на вредных и полезных, видит вокруг себя в основном вредных и готов от них избавиться, если они вдруг встанут на его дороге. Д. был любовником Элен, он провоцирует Пьера на дуэль, нечестно обыгрывает в карты Николая Ростова, помогает Анатолю устроить побег с Наташей.

Николай Болконский

Князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Это очень педантичный, сухой, деятельный человек, не выносящий праздности, глупости, суеверия. В его доме все расписано по часам, он все время должен быть при деле. Старый князь не ни малейших изменений порядка и графика.
Н.А. невысок ростом, «в напудренном паричке… с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». Князь очень сдержан в проявлении чувств. Свою дочь он постоянно изводит придирками, хотя на самом деле очень ее любит. Н.А. гордый, умный человек, постоянно заботится о сохранении фамильной чести и достоинства. В своем сыне он воспитал чувство гордости, честности, долга, патриотизма. Несмотря на уход от общественной жизни, князь постоянно интересуется политическими и военными событиями, происходящими в России. Лишь перед смертью он теряет представление о масштабе трагедии, случившейся с родиной.


Андрей Болконский


Сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою хорошенькую жену. Б. очень сдержан, хорошо образован, у него сильная воля. Этот герой переживает большие духовные перемены. Сначала мы видим, что его кумиром является Наполеон, которого он считает великим человеком. Б. попадает на войну, отправляется в действующую армию. Там он сражается наравне со всеми солдатами, проявляет большую храбрость, хладнокровие, рассудительность. Участвует в Шенграбенском сражении. Б. был тяжело ранен в Аустерлицком сражении. Этот момент крайне важен, потому что именно тогда началось духовное перерождение героя. Лежа недвижим и видя над собой спокойное и вечное небо Аустерлица, Б. понимает всю мелочность и глупость всего происходящего на войне. Он осознал, что на самом деле в жизни должны быть совсем иные ценности, чем те, что у него были до сих пор. Все подвиги, слава не имеют значения. Есть лишь это огромное и вечное небо. В этом же эпизоде Б. видит Наполеона и понимает все ничтожество этого человека. Б. возвращается домой, где все его считали погибшим. Его жена умирает при родах, но ребенок выживает. Герой потрясен смертью жены и чувствует свою вину перед ней. Он решает больше не служить, поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, воспитанием сына, читает много книг. Во время поездки в Петербург Б. во второй раз встречается с Наташей Ростовой. В нем пробуждается глубокое чувство, герои решают пожениться. Отец Б. не соглашается с выбором сына, они откладывают свадьбу на год, герой уезжает за границу. После измены невесты он возвращается в армию под руководство Кутузова. Во время Бородинского сражения смертельно ранен. Случайно он покидает Москву в обозе Ростовых. Перед смертью он прощает Наташу и понимает истинный смысл любви.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют «маленькой княгиней». «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение». Л. была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л. живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Княжна Марья

Д очь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. М. некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза: "… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты". Княжна М. отличается большой религиозностью. Она часто принимает у себя всевозможных богомольцев, странников. У нее нет близких друзей, она живет под гнетом отца, которого любит, но невероятно боится. Старый князь Болконский отличался скверным характером, М. была абсолютно забита им и совсем не верила в свое личное счастье. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать. Жизнь М. меняется после встречи с Николаем Ростовым. Именно он увидел все богатство и красоту ее души. Они женятся, М. становится преданной женой, полностью разделяя все взгляды своего мужа.

Кутузов

Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией. Для Толстого он идеал исторического деятеля и идеал человека. «Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». К. знал, что «решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». К. сливается с народом, он всегда скромен и прост. Его поведение естественно, автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. К. - выразитель народной мудрости в романе. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. К. умирает тогда, когда исполнил свой долг. Враг вытеснен за границы России, больше этому народному герою нечего делать.