Как ведут себя дети в утробе. Чаще гладьте живот будущей матери

В медицине принято делить беременность на триместры .
1-й триместр — с 1-го по 3-й месяц беременности, в это время у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр — с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и мозг до отметки, нужного для выживания;
3-й триместр — с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, другими словами адаптация малыша.

Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает нужное ему питание. Беременной даме все рекомендуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая только положительные эмоции. И это совсем верно, поскольку беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина смогут привести к постоянной необходимости его получать, из этого и рождение неспокойных возбудимых детей, каковые не хорошо дремлют и едят, принося громадные тревоги родителям. Многих пап интересует вопрос, а ощущает ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его обращение? К концу шестого месяца либо в начале третьего триместра беременности дамы кроха начинает реагировать на звуки.

К концу этого месяца вес ребенка образовывает от 700 до 750 гр. а рост его всего 30 см. Сейчас формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Кроме этого у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка крайне важно. Ребенок в животе должен ощущать прикосновение своих родителей через животик и слышать их голос.

Современные изучения американских ученых продемонстрировали . что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери ощущает, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие конкретно интересные факты нашли ученые в ходе изучений:

1. Ребенок дублирует действия и настроение матери . Он спит тогда, в то время, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. В то время, когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя нормально.

2. Ребенок реагирует на свет . Происходит это к концу шестого — началу седьмого месяца. Не обращая внимания на то, что зрение практически не пользуется спросом до рождения, в матке ребёнок видит свет. В случае если лампу направить на пузо матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.

3. Ребенок запоминает слова и целые выражения . Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. В случае если отец довольно часто говорит с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сходу определит по окончании рождения. Американские ученые приводят таковой факт: беременная дама посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду «вдох-выдох», спустя два года по окончании рождения дочери она была очень сильно поражена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: «вдох-выдох».


4. Ребенок слушает . как говорят родители и реагируют на интонацию их голоса. В то время, когда к нему обращается папа либо мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры своих родителей заставляют сердце ребенка очень сильно биться. В случае если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.

5. Ребенок владеет эмоцией вкуса и обожает сладкое . Ученые установили, что по окончании введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.

6. Ребенок реагирует на внешние раздражители . Он двигает головкой, в случае если животик мамы погладить рукой. А вдруг на пузо матери полить холодную воду он бьет ножками, высказывая свое недовольство и бешенство.
7. Ребенок слышит музыку . Выяснилось, дети в утробе не обожают рок и им весьма нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.

8. Ребенок ненавидит курение . Ребенку не нравиться кроме того то, в то время, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, в то время, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери . В случае если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы скрывается, ища спасения.

— Возвратиться в оглавление раздела «Акушерство. «

Говорят, ребенок в утробе матери и слышит, и чуть ли не видит… Правда ли это? И какая она внутриутробная жизнь ребенка? Как, еще нерождённый малыш, реагирует на внешний мир? Как развивается плод и каким образом сказывается в будущем его внутриутробная жизнь? На эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог высшей категории Полина Сергеевна ДЕРЕВЯНЕНКО. Беседовала Людмила СЛАВИНА.

«Что это за наука — пренатальная психология? Когда она появилась?»

Пренатальная, то есть дородовая, психология появилась не так давно. Дело в том, что прежнее представление о дородовой жизни будущего человека, как о периоде чисто биологического существования в последние годы забыто окончательно и бесповоротно. Теперь уже аксиомой считается, что у плода развиваются не только части и системы организма, но и познавательные функции и органы чувств. А некоторые исследователи утверждают: начиная с четвертого месяца беременности, человеческий плод уже по-своему понимает, что происходит вокруг, реагирует не только на внутренние изменения в лоне матери, но и на внешние раздражители, которые доходят до него. Пренатальная наука изучает дородовую психологию ребенка.

«Правда ли, что будущий ребенок слышит? И как же это происходит?»

— Хорошо известно, что орган слуха у зародыша начинает формироваться одним из первых. К четырем месяцам плод слышит музыку. На бравурную и громкую он реагирует активным шевелением, спокойная и мелодичная музыка его успокаивает. Известны случаи, когда беременные женщины вынуждены были уходить с концертов рок-музыки из-за невыносимо бурной реакции плодa.

Беспокойством плод реагирует на ссоры и крики родителей. Подчас они могут привести к выкидышу, и неизвестно, какова причина такого развития событий — то ли резкие колебания гормонов в организме матери, то ли сама по себе угроза, содержащаяся в бурных криках и оскорблениях, с которыми протекает скандал.

Известно, что еще не родившиеся дети запоминают мелодии, слова, целые выражения и даже детские стишки , если их часто читать в последние месяцы беременности. Мать двухлетней девочки однажды услышала, как ее дочь повторяет: «Вдох — выдох, вдох-выдох» — команды, которые звучали на курсах будущих матерей.

Народившиеся дети слышат и распознают голоса родителей, реагируют на их интонации. Врачи советуют будущим матерям как можно чаще разговаривать с ребенком. После рождения такие дети бывают спокойными, реже плачут.

Внешние звуки плод слышит своеобразно — низкие частоты как бы отсекаются, высокие слышны отчётливее. Именно с этим психологи связывают материнский инстинкт разговаривать с новорожденным: особым, высоким голосом — он звучит понятнее и безопаснее, чем низкие звуки.

«Читала, что в Древней Греции беременным женщинам запрещали смотреть на все безобразное, некрасивое. И вменяли в обязанность систематически любоваться прекрасными рисунками, статуями, пейзажами. Якобы будущий малыш видит то же, что и мать, и это сказывается на его развитии … »

— Пока неизвестно, различает ли плод красивое и некрасивое, но то, что нарождённый ребенок реагирует на свет, доказано. Если врач осматривает беременную с помощью фетоскопа (прибор для внутриутробного исследования), то яркий свет от него пугает ребенка. Он переворачивается, стремясь укрыться от луча, плотно смыкает веки. Возможно, следующей новостью о внутриутробной жизни будет как раз то, о чем вы спрашиваете, и выясните, что плод действительно склонен к прекрасному.

«Есть ли у плода вкусовые ощущения? Трудно поверить, что он различает вкус , но слышала и такое».

Это действительно так. Еще не родившийся ребенок, как и все дети, любит сладкое и не любит горькое. Если в амниотическую жидкость, в которой он плавает, добавляют глюкозы, плод глотает ее в два раза больше, чем обычно. А введение туда горького лекарства глотательный рефлекс уменьшает. Причем, глотая горькое, плод делает совершенно ту же гримасу, изображающую отвращение, что и взрослый человек.

«Говорят, что плод чувствует настроение матери, реагирует на ее курение, засыпает вместе с ней .» Неужели это все правда?»

— Плод действительно повторяет все действия и даже настроение матери. Он дремлет, когда мать засыпает, просыпается вместе с ней. Если мать спокойна, то и плод ведет себя спокойно. Если она нервничает, то он либо замирает, либо активно шевелится. Но есть у него и свои потребности. Если мама долго сохраняет малоподвижность, ему не хватает кислорода, и он начинает бурно шевелиться, дрыгать ножками. Если мать, напротив, активна, он может устать и укачаться. Кстати, именно с этим связаны и традиции укачивания новорожденного на руках или в люльке.

Пятимесячный плод двигает головкой, если живот матери погладить рукой, а если лить холодную воду, плод очень недоволен, сердится, бьет ножками.

Реагирует плод и на курение матери. Причем не только на поступление в кровь вредных веществ, но даже и на ее желание закурить: женщина еще только думает о сигарете, а его сердечко уже начинает биться учащенно. Причина в том, что из-за курения плод получает намного меньше кислорода, а это вызывает у него болезненные судороги. А предвкушение табака· женщиной, видимо, как-то меняет гормональные реакции.

На физические травмы плод реагирует уже со второго месяца жизни. Если ударить по животу матери, он пугается, пытается спрятаться, сжаться.

«Читала где-то: от того, как носит мать ребенка, хочет она его или нет, зависит, каким он станет во взрослой жизни. Ну, это уж, по-моему, просто фантастика, причем не научная … »


— Да нет, не фантастика, а именно научные разработки. Ученые установили, что опыт, полученный в ходе беременности, всерьез влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Желанные дети, уже в утробе матери ощущавшие ее любовь и радость, более уверенны в себе, спокойнее реагируют на стрессы, имеют в целом позитивное восприятие жизни доброжелательны, контактны, легче учатся. Дети нежелательные, напротив, ощущают неуверенность, чаще впадают в депрессию, ждут от жизни одних неприятностей и ударов, недоверчивы, с трудом сходятся с людьми, испытывают трудности в учебе.

Объяснить это с точки зрения науки несложно: материнские переживания и эмоции прямо связаны с изменениями гормонального фона ее организма, а тот, в свою очередь, формирует реакции ребенка, его физиологию.

«Я наконец-то жду малыша. Передать, как мы с мужем счастливы, невозможно. Очень хочется, чтобы родился и вырос здоровым, крепким и был счастливым. Знаю, что восточные традиции ведут отсчет возраста человека не с даты рождения, а с момента зачатия.
Пожалуйста, посоветуйте: как мне вести себя во время беременности, чтобы малышу было хорошо? У меня еще очень маленький срок, надеюсь, я не опоздала».

Если вы ждете ребенка, постарайтесь создать для него благоприятные условия с самых первых дней его бытия. Конечно, не курите, больше гуляйте, правильно питайтесь.

А еще современный подход к осознанному родительству подразумевает активное общение с будущим ребенком с первых месяцев беременности.

Хорошо рассказывать будущему малышу сказки, стишки, включать приятную, мелодичную музыку. Если у него есть старшие братья и сестры (это, по-видимому, не ваш случай — по крайней мере, пока), стоит привлекать к общению с ним и их. Тогда после рождения он будет распознавать их голоса как родные.

Не стоит в это время бурно выяснять отношения, ссориться, скандалить — вы можете напугать нерожденного малыша на всю оставшуюся жизнь. А вы ведь хотите, чтобы он рос спокойным, уравновешенным и счастливым.

Согласны, дорогие читали? Что вы интересного наблюдали /наблюдаете в поведении ребенка во время своей беременности? Поделитесь вашим опытом в комментариях!

Будьте счастливы!

Материалы подготовила Акопджанян Алена (Мама Алена:))

Благодарность за предоставленные материалы журналу « Предупреждение Украина » №1/73 2013 ( www.zoj.com.ua ).

Достижения современной медицины дали представление о том, что происходит с плодом. Уже на четвертом месяце беременности плод осознает окружающую обстановку - слышит, чувствует то, что происходит вокруг и, по-своему, понимает это.

Также можем заметить, что плод на сроке в четыре месяца активно реагирует на внешние раздражители и на изменения в своем ”мире”. Если будущему ребенку что-то не по душе - он бьет ножками ли ворочается.

Специалисты из Соединенных Штатов Америки составили таблицу, которая носит название: Таблица осознания человеческого плода после четвертого месяца беременности

  • Не сомневайтесь, что плод обладает чувством вкуса. Плод, как и многие дети, любит. Введение йода в плодные воды замедляют глотательные движения плода, а впрыскивание глюкозы ускоряют их. Это могут использовать медики в своей практике.
  • Также плод реагирует на раздражители, которые приходят извне. Плод на пятом месяце беременности двигает головой, если ее погладить рукой. Поливание животика будущей мамы холодной водой может вызвать у плода гнев. Малыш бьет ножками и ведет себя неспокойно.
  • Плод полностью повторяет действия и настроение мамы. Когда мама засыпает, ребенок тоже погружается в дрёму. С пробуждением матери плод также просыпается. Если маму что-то беспокоит, то и ребенок нервничает, ведет себя неспокойно.
  • Плод знает, что ему никотин не нравится и активно на это реагирует. И нежелание принимать никотин настолько сильно, что стоит матери только подумать о том, чтобы выкурить сигаретку, сердечко ребенка начинает учащенно биться. Такое поведение плода объясняется тем, что при курении сигарет мамой, ребенок получает мало кислорода, что вызывает у него болезненные судороги. Вы можете спросить: ”Откуда будущий ребенок может знать о желании матери выкурить одну-две сигареты?”. Все очень просто - желание матери получить некоторое количество никотина вызывает у нее нарушение гормональной системы.
  • Представьте себе, что еще не родившийся ребенок может запомнить целые слова и выражения. Был случай, что мама одного мальчика услышала, что малыш повторяет следующее: ”Вдох-выдох, выдох-вдох”. Это несколько ее удивило, однако врачи объяснили ей, что, скорее всего, малыш повторял те фразы, которые она произносила на курсах молодых мама и во время родов.
  • Также установлено, что плод слышит музыку. У ребенка поднимается настроение при прослушивании мамой музыки Вивальди или Бетховена. Потому что спокойная музыка его успокаивает его, а иногда усыпляет. Крайне нежелательно слушать рок.
  • НЕ ССОРТЕСЬ в семье, ведь разборки между родителями могут навредить плоду больше, чем алкоголь или никотин. Были случаи, когда это приводило к выкидышу.
  • Кроме всего прочего плод реагирует на яркий свет. Луч света, направленный на живот мамы, побуждает ребенка переворачиваться в лоне матери, смыкая веки. Так ребенок ”бежит” от раздражителя.
  • Плод реагирует на физические травмы, например, если был нанесен удар по животу - ребенок будет прятаться, искать спасения. Такое поведение начинается со второго месяца беременности.
  • Особенно отметим то, что плод отлично слышит голоса родителей, активно реагирует на интонации их голосов. Если мама или папа разговаривают с малышом, обращаясь к нему, он успокаивается, ритм сердечка стабилизируется. Медики советует чаще общаться с будущими детьми всем родителям, ведь после появления на свет такие младенцы спокойнее и реже плачут, чем те, которые провели девять месяцев в ”молчании”.

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!

Возраст человека в Китае исчисляют совершенно иначе, чем на Западе: в самый первый день рождения возраст малыша не 12, а 21 месяц. 9 месяцев в материнском теле тоже считаются. Так как для китайцев предродовое развитие - тоже жизнь. Для нас жизнь начинается с рождения. Хотя для эмбриологов, гинекологов, психологов и будущих родителей те 9 месяцев, которые проводит малыш в материнском животе, – часть его и их жизни.
Большинство даже не сомневаются, что крошечное создание, чье маленькое сердечко начинает биться собственными силами уже через 4 недели после зачатия, представляет собой нечто гораздо большее, чем скопление клеток.

Уже через 12 недель у малыша в материнском теле уже есть крошечные ручки, а на каждом кончике пальцев – слой осязательных клеток. И черты лица приобретают индивидуальный характер.

Насколько развито тело малыша в животе у матери, становится очевидно, если обследовать рожденных раньше срока малышей. Младенцам, рожденным на 25-ой неделе, недостает только жировой ткани под кожей и стабильных легочных пузырьков. И тот, кто рассматривает их трогательно смышленые личики, признает, не медля ни секунды, что они могут выражать всю палитру человеческих чувств. Малыши морщат лобик и жалобно стонут, когда у них берут кровь, они расслабляются и даже пытаются улыбнуться, когда лежат на груди у матери и чувствуют биение ее сердца.

У младенцев, рожденных в срок, органы чувств настолько же развиты как и у рожденных раньше положенного срока. «С одной стороны, матка - словно защитное убежище», - говорит Людвиг Янус, психотерапевт и президент международного научного общества пренатальной и перинатальной медицины и психологии в Хайдельберге, Германия. - «Но в материнском теле ребенок не оторван от окружающего мира». Это значит: он участвует в жизни матери, ощущает то, что происходит вокруг - там, куда он скоро родится. Для женщины сознание этого может быть захватывающим и увлекательным, а иногда и немного обременительным. Многие время от времени задают себе такие вопросы, как «переживает ли малыш в моем животе все то же самое, что и я сама?» «Чувствует ли он мои сомнения тревоги и беспокойства, мою усталость?» «Что делать, чтобы ему было хорошо?» Современная наука пытается дать ответы на подобные вопросы.

Здесь – три самых важных открытия, сделанные немецкими учеными:
1. Бесспорно, существует материальная связь между матерью и младенцем.
Малыш в животе не только получает питание от материнского организма, но и огромное количество информации. Плацента передает ребенку эмоции матери через гормоны. Например, если будущая мама нервничает, растет уровень кортизола (гормон отвечающий за поддержание энергетических ресурсов организма) в крови. При анализе крови из пуповины врачи могут установить: с отставанием в несколько ударов пульса, стресс передается от матери малышу.

На стресс младенцы в животе реагируют по-разному: некоторые становятся беспокойными, а их движения – более нервными. Другие собираются в комочек, подбирают ручки и ножки ближе к тельцу. В позитивных переживаниях матери малыш также непосредственно принимает участие: эндорфин и другие гормоны счастья проникают к ребенку в матку, как только его мама может расслабиться, радуется и счастлива. Эмбриологи выяснили: рецепторы для распознавания гормонов счастья созревают в мозгу малыша довольно рано и быстро. Исследования головного мозга показали, что амплитуда кривых уменьшается, если будущая мама (начиная с 20-ой недели) по просьбе исследователей воображает себе особенно приятную ситуацию или думает о чем-то особенно приятном. Ребенок, таким образом, тоже может наслаждаться вместе с ней этими ощущениями.
2. Развиваются органы чувств. Ребенок все лучше понимает и чувствует свою маму .

Сначала пробуждается осязание: уже на седьмой неделе кожа способна воспринимать ощущения и реагировать на них. Ребенок может чувствовать, что он окружен околоплодными водами, его тело «прислушивается» к ритму внутренних органов материнского организма, резонирует с ударами ее сердца.

На 25-ой неделе уже полностью развиты органы слуха. Каждая мама это пережила: если включить миксер или сильно хлопнуть дверцей машины, ребенок в животе вздрагивает.

Довольно рано дети могут различать «отрицательные» и «положительные» звуки. Ласковые слова мамы всегда до него доходят: если она разговаривает с малышом в животе, он успокаивается или радостно трепещет. Профессор Манфред Хансманн, руководитель университетской гинекологической клиники в Бонне и «первоиспытатель» в области ультразвукового обследования младенцев, уже много лет исследует тесную связь матери с ребенком в ее животе. «После ультразвукового обследования я прошу женщин еще несколько минут полежать и громко поговорить с ребенком. Если я при этом смотрю на экран, большинство малышей спокойны, частота пульса уменьшается, а черты лица становятся менее напряженными.
3. Между мамой и будущим ребенком существует интуитивная связь.
Все исследователи, которые занимаются психическим развитием малыша, исходят из того, что мама и ребенок неразрывно связаны изнутри. Даже когда эту связь невозможно доказать научным путем – биохимическим анализом или ультразвуком. «Ребенок в матке воспринимает душевное состояние матери и чувствует ее мысли», - говорит доктор Томас Райнерт, специалист по психотерапевтической медицине в клинике Вельберт (Вупперталь), который много лет исследует жизнь до рождения.

В положительные, гармоничные периоды беременности, будущая мама радуется этому внутреннему контакту с малышом. В менее благополучные периоды такая близость беспокоит беременных, так как они догадываются, что их заботы, которых всегда достаточно, невозможно скрыть от малыша. « Чувства будущей мамы отражаются на ребенке» - объясняет доктор Томас Райнерт. Если малыш в материнском теле чувствует только неприятие, позже, скорее всего, ему с трудом удастся полюбить самого себя.
Какие впечатления принесет малыш с собой в этот мир?

Любовь и надежность – вот составляющие успеха - и тогда ваш малыш расцветет!

Каждая мама хочет, чтобы в ее теле малыш развивался нормально и родился счастливым существом. Только часто обстоятельства этому не способствуют. Даже желанный ребенок может при случае доставить хлопоты своей маме. И все это должен выносить малыш в животе? Не лучше ли подавлять негативные эмоции всеми силами и способами?

«Нет, к этому не должна принуждать себя ни одна мама», - говорит доктор Райнерт. После своих исследований он никогда не сделает упрека будущей маме. Но и ощущениями ребенка не стоит пренебрегать, чтобы полностью снять вину с матери.

Ребенок в матке разделяет переживания мамы, если ей нехорошо. От одной этой мысли становится больно. Но открытия доктора Райнерта и его коллег утешительны. Ребенок в материнском теле живет мгновениями. Так же быстро, как он впадает в уныние, чувствуя беспокойство матери, так же мгновенно настроение его меняется вместе с материнским, если она снова счастлива. И даже короткие периоды умиротворения и спокойствия действуют на него целительно. Если трудные времена подошли к концу, ребенок в животе чувствует себя «на седьмом небе от счастья», как говорит доктор Райнерт. «Он чувствует, что счастье существует, и что вместе со своей мамой он на пути к этому прекрасному состоянию».

Уже в материнском теле проявляется сила духа: не отчаиваться, если что-то не ладиться, а уверенно надеяться на будущие мгновения счастья.

Следующие оптимистичные открытия - результат исследования по теме «Переживание мира в материнском теле», проведенного в 2005 году в университете Трира психиатром и биологом доктором Маргаритой Ригер.
Взаимосвязи между весом ребенка при рождении, окружностью головы, общей жизнеспособностью малыша и стрессом его матери во время беременности не существует. Тезис, что здоровье ребенка зависит от психического состояния будущей матери, оказывается не состоятельным.
Противоречивые чувства и трудные периоды в жизни матери не наносят вреда душевному состоянию малыша. Только долгий и продолжительный стресс способен поколебать доверие ребенка к окружающему миру. Такие дети кричат чаще и дольше первое время после рождения. Или они сонливы, и их интерес к окружающему миру быстро угасает.
Материнский организм располагает особыми механизмами, чтобы защитить ребенка от стресса. Во вторые три месяца беременности в плаценте развивается определенный фермент. Он способен притуплять до определенной степени действие кортизола в крови, гормона стресса, и таким образом, защищает малыша. Только если стресс продолжается очень длительное время, эти механизмы выходят из строя.

Почти все новорожденные придерживаются поведения, которое дает им чувство безопасности, знакомое по ощущениям в теле матери. Например, даже самые маленькие подползают как можно ближе в своих колясочках и кроватках к деревянной или плетеной обивке и головкой тесно прижимаются к ней (словно втискиваются). Что они ищут? Ощущение, к которому привыкли в теле матери, тесно окруженные костями малого таза. Подавляющее большинство рождается с твердым убеждением – мама это тепло, близость, защита, ее любовь несет меня. Даже если в течение девяти месяцев в материнском теле ребенок пережил вместе с мамой грусть и депрессии. Новорожденные дарят своей маме удивительное доказательство своего доверия: ни на что они не реагируют так живо, как на ее голос. Слышать ее - делает их счастливыми.