Сметка дороже богатства объяснение. Мастер - класс "золотые россыпи"

    См. ум... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. смётка см … Словарь синонимов

    Смётка I ж. разг. Способность быстро соображать; находчивость, сметливость. II ж. разг. Мягкая волосяная щетка для сметания. III ж. разг. 1. действие по гл. сметать II 2. Нитки, которыми сметывается, наметывается что либо; наметка … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    СМЁТКА 1. СМЁТКА, и; ж. Разг. Способность быстро соображать, находить верное решение в каком л. деле; сметливость. Крестьянская с. Военная с. Проявить смётку. 2. СМЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. к Смести сметать. 2. Спец. Ручная щётка… … Энциклопедический словарь

    сметка - същ. разчет, отчет, изчисление, равносметка, баланс същ. изгода, облага, полза същ. план, намерение същ. отговорност същ. вход, досие, номер, име, регистрация същ. пресмятане, калкулация … Български синонимен речник

    Не то сметка, что бродит; а то сметка, что других водит. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ …

    Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

«Работа школьной библиотеки» - Основные направления работы по формированию информационной культуры. Использование ИКТ в работе школьных библиотек. Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки: Структура фонда библиотеки. Иногда библиотеки школ называют медиатеками. Определение темы и главной мысли текста.

«Типология библиотек» - Типологии начала ХХ века. Специальные библиотеки. Основные смыслы понятия «тип». Первые научные попытки создания типологий библиотечных учреждений. Предложение. «тип», «типичный», «типология». Типы библиотек ХХ века. Виды типологий. Тип – это сущностная, а не статусная и не формальная характеристика.

«День библиотек» - НБ РТ имеет давнюю историю. Республиканская юношеская библиотека Татарстана. В 2008 году библиотеке исполнилось 30 лет. Заплутавшие в замети Люди без завтра и люди без памяти". Или сосредоточиться - Великое создать. В тиши библиотек идет Важнейшая работа. Но только 10 (24) января 1865 года была открыта городская публичная библиотека.

«Роль библиотеки в учебном процессе» - Основные функции библиотеки. На абонементе всегда многолюдно. Большое значение придается проведению уроков библиотечно-библиографической грамотности школьников. Праздник «Посвящение первоклассников в читатели». Награды читателей. Читатели библиотеки принимают активное участие в городских конкурсах и олимпиадах.

«Образование школьных библиотекарей» - Оценка журналов. Бюджет библиотеки. Обязательные для сертификации курсы. Непрерывное образование школьных библиотекарей. Программа сертификации. Центры образовательных услуг. Сертификация школьных библиотекарей. Функционирование библиотеки. Компьютерные приложения. Рекомендованная последовательность курсов программы.

Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.
Цели:

    познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:

    Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

    Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. У мение работать в паре и в группах.

    Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя . 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника . 3. Учиться работать по предложенному учителем плану .
Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество) - Назовите жанры устного народного творчества(народные песни, потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.

    Без хорошего труда нет плода. Терпенье и труд все перетрут. Кончил дело - гуляй смело. Любовь к труду - у людей на виду .(пословицы о труде)
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. (скороговорка)
    Солнышко- ведрышко,
Выгляни в окошко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! (потешка)
Маша, ля- ля,
На завалинке спала.
Две тетери прилетели,
Поклевали - улетели. (прибаутка)
- А с каким жанром мы познакомились на предыдущем уроке? (сказка)
А какого вида сказка? (о животных) Ученики рассказывают по рисунку, какой эпизод к сказке «Лиса и журавль они нарисовали, и почему им захотелось изобразить этот эпизод. III. Речевая разминка.
- Прочитать текст, записанный на слайде, и определите его жанр.(Это загадка) (слайд №1) Кланяется, кланяется, Придёт домой - растянется. (Топор) - Отгадайте загадку. -Научитесь её читать скороговоркой. - Что такое топор и для чего он нужен?
Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (каша) – слайд №2 - Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)
- А можно ли из топора сварить кашу? (нет) -А герой нашей сказки смог это сделать, послушайте, как он сварил эту кашу.
IV . Словарная работа. ( слайд №3 )

Служивый- солдат, военнослужащий.

Побывка- приезд к кому- нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

Варево- горячее жидкое кушанье.

Чулан- помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.

Коли- если бы.

Этакую- такую.

Смётка – смекалка.(сообразительность)

V. Первичное чтение сказки учителем.

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка? - Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку? - А кто автор этой сказки? Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра. - Назовите героев сказки. -Куда шёл солдат? (домой) - Почему он постучался, именно в эту избу? (крайняя) -Как старуха откликнулась на просьбу солдата?(прикинулась сиротой) -Что значит слово сирота?(обратимся к словарю- сирота- ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя) – слайд №3 - Что придумал солдат?(обмануть старуху) - Как он это сделал? (сварил кашу из топора)
VI.Физминутка.
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
VII.Закрепление изученного.
    Повторное чтение сказки.
- Обратите внимание, как герои общаются друг с другом.(Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям) - Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.) Как вы понимаете это выражение? Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?
2. Работа с пословицами. (по группам)
    Если сила не возьмёт, смекалка выручит. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит. Доброе дело без награды не останется.(слайд №4)
- Составить пословицы из отдельных слов. - Один ученик у доски (Смётка дороже богатства) - Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказки? Докажите своё мнение.
VIII . Рефлексия.(слайд №5 ) -Выбери и продолжи любое предложение.
    На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за …… После урока мне захотелось…… Сегодня я сумел…..
IX. Итог урока.

-С какой сказкой познакомились?(«Каша из топора») К какому виду сказок она относится? (бытовая) Что вы узнали о бытовой сказке? (Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

X. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.

Место проведения : класс

Цель:

Уточнить представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

Развивать у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного, этические нормы.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Оборудование:

Пособия для дидактических игр «Качества характера», «Соседи», «Сказочные загадки», мультфильм «Каша из топора»

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Учитель

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Старшая девочка:

По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели

Своих нарядов не жалели

Медом, обнося хмельным

Низко кланяясь им

Пола чуть рукой касаясь

И приятно улыбаясь!

Учитель

Ну, что, Машенька, пора и нам встречать гостей.

Маша:

Гость войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку попьем

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель

Добрый вечер! И поклон вам

Ну что ж гости желанные:

Девочки и мальчики,

Парни и девчата,

Соседи и соседушки,

Если величать – так


На пороге встречать!

Маша:

А теперь милости просим в дом!

II. Установка на занятие.

Учитель:

Проходите, присаживайтесь.

Собрались, мы на беседу

Добрую да складную

И давайте вести её по правилам:

(Читаем правила занятия на доске).

Мир да согласие, взаимное уважение.

Речью плавною, говорить по одному.

Активное участие в беседе, играх.

Вместо замечаний и похвал – метки хорошего и плохого поведения.

Каждый сам дает себе оценку, опираясь на полученные метки.

III. Основная часть .

Учитель:

Хотела я прочесть вам пословицу, да в ней исчезли почти все буквы. Так что придется произнести только ту часть, которая осталась.

******** –дороже богатства

Учитель:

А что, ребята, давайте разгадаем недостающие буквы? А для этого сыграем в игру.

Игра «Сказочные загадки».

Оборудование:

Карточки с загадками.

Ход проведения:

Учитель:

Вам необходимо отгадать загадки. Затем из первых букв, полученных слов, составить слово.

(Дети поочередно отгадывают загадки).

1. Транспортное средство передвижения Бабы – Яги в русских народных

сказках. (Ступа).

2. Как называется русская народная сказка о том, что доброту и вежливость

Настеньки никакой холод заморозить не может. (Морозко).

3. В сказках её иногда называют кумушкой. (Лиса).

4. В русских народных сказках его зовут Бессмертным. (Кощей).

Каким был цветок, который привез отец Настеньке? (Аленьким).

Сестрица Иванушки в русской народной сказке. (Алёнушка).

7.Как звали героя русской народной сказки, который любил ездить на печи? (Емеля).

Русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок).

Учитель:

Какое слово получилось у нас?

Дети:

Смекалка.

Учитель:

Следовательно, пословица звучит:

Смекалка – дороже богатства

Учитель:

А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.

Ребята, а вы любите сказки?

(Ответы детей).

И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка?

(Ответы детей).

И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

IV. Просмотр мультфильма

Учитель:

Но всё это присказка,

А сказка будет впереди

Только слушай, да гляди.

Гасим свет и смотрим сказку «Каша из топора. Можно послушать фонограмму сказки, если нет возможности посмотреть мультфильм

V. Обсуждение.

Учитель:

Понравилась ли вам сказка?

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете название сказки?

Что в сказке сказочного, а что могло случиться в жизни?

Кого выслеживают в сказке?

Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?

Какой урок, совет дан в сказке?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).


Учитель:

Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

VI. Закрепление.

Учитель:

А теперь разделимся на группы. Для этого я раздаю всем буквы разного цвета. У тех, кого буквы одинакового цвета, объединяются возле стола соответствующего цвета.

(в итоге получаются две равные по силам группы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей).

Игра «Качества характера».

Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.

Раздаточный материал :

Наборное полотно с персонажами сказки, набор карточек с разными качествами человека – терпение, злость, приветливость, хитрость, находчивость, самолюбие, приветливость и т.д., набор пословиц: «Как не хитри, все выйдет наружу», «Скупой запирает крепко, да потчует крепко» «На вид простак, а в душе хитряк». «Скупой из блохи голенища кроет», «У него и зимой снега не выпросишь», «Если сила не возьмет, смекалка выручит», «Ум и смекалка, что брат и сестра», «Догадка не хуже разума», «Не красив парень, да находчив» и др.

Ход игры:

Учитель:

Молодцы! Все качества объяснили правильно.

Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева?

(Ответы детей).

Учитель:

А теперь следующее задание:

Игра «Соседи».

Учить детей выражать свое отношение к поступкам товарищей, оценивать их качества.

Развивать наблюдательность и внимание к ближним.

Раздаточный материал :

Бумажный макет дивана, бумажные фигурки членов семьи.

Ход игры:

У нас в игровой стоит большой диван, на нем умещается почти вся наша семья. А теперь посмотрите: здесь на бумаге тоже нарисован диван, на сиденьях которого имеются прорези, а вот здесь лежат бумажные фигурки, которые изображают всех членов нашей семьи. Предлагаю вам «посадить» себя и всех, как бы вы хотели.

(Дети размещают фигурки и объясняют, почему они именно этих «детей» поместили рядом с собой).

Учитель:

Вижу, что хозяева вы хорошие. Всем в вашем доме нашлось место.

Скажите, ребята, а в гостях мы, как должны себя вести?

(Ответы детей).

Учитель:

Да, важно быть вежливыми, внимательными, уметь поддержать разговор. А главное уметь поблагодарить, похвалить хозяев за гостеприимство.

А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в игру.

Игра «Похвала по кругу».

Побуждать к доброжелательным отношениям, к осознанию своего поведения.

Ход игры:

Все по очереди говорим, что- то хорошее о своем соседе. Тот благодарит, соглашается или добавляет о себе то, что ему покажется важным.

(После игры, важно задать детям следующие вопросы):

Что они ожидали, когда вежливо обращались с соседями?

Что было труднее: сказать похвалу, или ждать, что о тебе скажут?

Учитель:

А я из этой игры вынесла то, что нужно стараться поступить в жизни так, чтобы людям было, за что тебя поблагодарить.

VII. Итог занятия.

Учитель: Вот и заканчивается наше занятие. И мне бы хотелось задать вам еще несколько вопросов:

Что вам больше всего понравилось во время занятия?

Какова мораль или урок сказки «Каша из топора»?

(Ответы детей).

Учитель:

Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации.

Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения. Они меня порадовали. И работали вы по правилам. Давайте оценим своё поведение на занятии.

(Важно, чтобы ребенок мог сам давать оценку себе, опираясь на полученные метки).

Разработка урока по литературному чтению 2 класс

Тема: « Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.

Задачи:

    • отрабатывать навыки выразительного чтения.

      обогащать речь учащихся.

      учить работать с текстом.

    расширение и обогащение словаря учащихся.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2) Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3) Аудиозапись для физ.минутки.

Оформление доски:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка

Изба

Вдоволь – достаточно.

Варево

Чулан

Сдобрить

Котёл

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

Б)Смётка дороже всего.

Ход урока:

I .Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

II .Речевая разминка.

Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Вспомним, как работаем со скороговоркой.

Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

Самое главное, правильно произносить все слова.

Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III .Проверка домашнего задания.

На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).

IV .Самоопределение к деятельности.

Учитель:

Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

Ученик:

Волшебные, о животных, бытовые.

Учитель:

О чём рассказывают бытовые сказки?

Ученик:

В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

Учитель:

В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

Ученик:

Каша из топора.

Учитель:

Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Ученик:

Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

V .Изучение нового материала.

1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

2)Первичная проверка понимания текста.

Понравилась сказка? Чем понравилась?

Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

Зачем солдат постучал в избу?

Кто там жил?

Что попросил солдат у старухи?

Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

Что придумал солдат?

Что он сначала попросил у старухи?

А потом?

Что получилось у солдата сварить из топора?

Какой показана старуха в сказке?

Каким – солдат?

Почему он так поступил?

VI .Физ.минутка.

Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.

VII .Закрепление изученного материала.

1)Работа над пословицами (на доске).

Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ученик:

Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

2)Повторное чтение.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

3)Работа с иллюстрацией.

А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

- Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

Ученик:

Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

4)Работа над текстом.

Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

Учитель:

С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)

    Смекалистый

    Рассеянный

    Находчивый

    Добрый

    Смелый

Ученик:

Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.

Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

    Добрая

    Жадная

    Весёлая

    Умная

Ученик:

Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

VIII .Рефлексия.

С какой новой сказкой познакомились на уроке?

Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

Ученик:

Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

Учитель:

Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Ученик:

Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

Учитель:

Прав ли солдат?

Ученик:

Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

Учитель:

Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

Ученик:

Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.

IX .Домашнее задание.

Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

Класс: 2

Тема урока: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

Тип урока :

Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.

На первых уроках формируется понятия «что такое сказка», «почему все любят сказки», «чему учат сказки». На последующих уроках формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой. На протяжении всех уроков продолжается работа над умением выразительно читать. На обобщающем уроке, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.

Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.

Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.

Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников. На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.

В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.

Вопросы задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.

Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные формы работы со сказкой.

Учитель: Репринцева В.В.

Анализ урока по литературному чтению во 2 «Б» классе