Сказка - быль, да в ней намёк. Добрым молодцам урок

“Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда.

Например, можно сказать: “Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина.

Во втором утверждении — Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь. “Ложь” и “ложе”, “ложа” — имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или — поверхностное суждение о предмете.

И все же, почему к Сказам применено слово “ложь”, в смысле, поверхностная правда, неполная правда?

Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой.

Т.о., можно сказать, что Сказка — это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), “вытаскивают” Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: “Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что”. Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? — До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

“Урок” у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т.о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Колобок
Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок.

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке.

Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка.

Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.

Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.

Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — “ам”, и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков.

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Для детишек еще пара-другая загадок: Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц) Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце) Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», - так сказал великий русский поэт А.С. Пушкин, и его слова более чем правдивы.
Не одно поколение задумывается над тем, какой смысл несут в себе такие простые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок», «Красная Шапочка» или «Золушка». «Курочку Рябу» нередко трактуют с позиции неразумности стариков, которые не понимают, что выгоднее продать золотое яичко целиком, чем по частям, потому что в своем первоначальном виде - это произведение искусства, чуть ли не Фаберже, тогда как части целого - это просто кусочки драгоценного металла. В «Красной шапочке» вообще видят триллер, боевик или того хуже - ужас, пытаясь доказать, что такие сказки писать для детей неразумно. И мы, обычные читатели, чаще соглашаемся с рассуждениями дилетантов, не зная глубинной сути, заложенной в произведении.
Чем не жанр ужасов, когда маньяк-волк жестоко расправляется со старой беспомощной женщиной и маленькой девочкой, проглатывая их? Чем не боевик, когда блюстители правопорядка - дровосеки с топорами - набрасываются на маньяка-убийцу? И чем не фантастика, когда на «глазах» изумлённого читателя происходит поистине фантастическое действие: топором распарывается живот преступника, а оттуда, «живые и невредимые», появляются жертвы? Но на самом деле эти и многие другие сказки не несут тот смысл, который мы, по невежеству своему, в него вкладываем.
О чём же они?
Я долго думала над этими сказками и нашла ответ ни в критических статьях, а в книгах по астрономии. Он до банальный прост. Такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Золушка», «Двенадцать месяцев» и т.д., оказываются, имеют астрономическое значение. Древние, придумавшие такие сказки, были не так глупы, как мы о них думаем, а может быть, и в чём-то умнее нас. По крайней мере, возвести нечто подобное египетским пирамидам нам, обладателя высочайшего технического прогресса, до сих пор не удалось, а детские сказки, написанные современными писателями, примитивнее, чем у наших предков. В сказках нашего времени сюжет основан на быте, в сказках прошлого - на космологических познаниях. Давайте посмотрим на знакомые нам сказки под углом астрономии и убедимся сами - в их нет тривиальности.
Возьмём, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и посмотрим на главную героиню не как на маленькую девочку, которой мама подарила красную шапочку и отправила к бабушке через лес, где рыщет голодный и хитрый волк, а как на солнце, наше дневное светило, которое утром появляется на небе и целый день шествует по небосводу, пока тьма не поглотит его. От этого и будем «плясать».
Солнце в этой сказке явлено в образе маленькой девочки, а маленькой потому, что утреннее солнце действительно похоже на ребёнка. Красная шапочка и красно солнышко близки по значению. Матерью, как всем известно, называют природу. В народе так и говорят - мать-природа. Бабушка - это старое, заходящее солнце. Путь девочки от своего дома к дому бабушки - это ежедневное путешествие дневного светила по небу.
Вечером солнце исчезает с небосвода и не появляется до самого утра. Ночь - это волк. Волк в сказке проглатывает и бабушку, и внучку, ведь солнце вечером поглощает тьма. Брюхо волка - это тьма, распоротое брюхо - рассвет. Утро - это дровосеки. Они распарывают брюхо волку, и оттуда выходят «живые и невредимые» бабушка и Красная Шапочка. Девочка возвращается домой, к маме, то есть туда, откуда должна начать свой новый поход по лесу (небу), чтобы снова пойти к бабушке, то есть вечернему солнцу. Корзинка с пирожками, которую Красная Шапочка несла своей бабушке, - это благость, которую несёт солнце каждый день.
Вот и весь шифр. Стоит только задуматься и приложить этот золотой ключик к волшебный двери сказки, как всё станет ясным и понятным. В сказке «Красная Шапочка» описан дневной путь солнца. Таким «замысловатым» образом древние шифровали свои знания и передавали их в виде аллегорий в сказках, мифах и легендах.
Обратимся к другой сказке - «Курочке Рябе», более наивной, как нам покажется, и несколько непонятной в силу странного и, по нашему мнению, неразумного поведения стариков. Но, прежде чем приступить к её интерпретации, нам нужно вспомнить ещё один астрономический факт - смену времён года. Даже школьнику, не говоря уже о людях взрослых известно, что ось нашей планеты несколько наклонена. В силу этого ее вращение напоминает вращение волчка. А так как она еще и движется вокруг Солнца по вытянутой орбите, то летом солнца много, а зимой мало. Происходит это потому, что летом дневное светило поднимается высоко над горизонтом, поэтому дни становятся длиннее и тепла больше. Зимой дневное светило движется низко над землёй, в следствие этого дни укорачиваются, а ночи, наоборот, удлиняются, и становится холодно. Об этом сказка про золотое яичко-солнце.
В сказке «Курочка Ряба» солнце выступает в роли золотого яичка, которое снесла курочка. Курочка Ряба в этом случае олицетворяет природу, рождающую всё; старик и старуха - род человеческий. Ему - миллионы лет, поэтому и изображён он в образе старых людей. По сказке дед и баба пытаются разбить яйцо. Бить золотое яйцо - значит трудиться под (над) солнцем. С ранней весны и до поздней осени трудятся люди на земле с утра до ночи, чтобы добыть себе пропитание. Так было миллионы лет назад, так есть сейчас, так будет и в будущем, и изменить это явление невозможно, потому что в этом смысл жизни.
Весеннее солнце катится по небосводу как золотое яичко, день ото дня набирая силу и поднимаясь на небе всё выше и выше. Летом оно более щедрое и дарует людям золото своего волшебного света. Люди рады солнцу и, как муравьи, копошатся на земле, взращивая хлеб и плоды. И вот наступает день, который делает солнце другим: оно уже не поднимается так высоко и не имеет той силы, что раньше. Солнце всё ниже и ниже клонится к земле и становится всё слабее и слабее. И тогда наступает день, когда дневное светило так низко стоит над землёй, что, образно говоря, даже мышка может задеть его хвостом. Происходит это в день зимнего солнцестояния, который приходится на 22 декабря. Солнце умирает, как разбивается яйцо в сказке, извещая о конце своего царствования на небе и уходе в мир иной. Зимой солнце мертво, оно светит, но не греет. Тусклое светило, словно тень, ходит по небу, не принося пользы.
Конечно же, люди печалятся в это время. Грядёт зима, скупая да морозная, и нужно прожить до весны, да так, чтобы и на пропитание хватило, и на посадку осталось. Но природа-мать не может не утешить своих детей - род человеческий - и говорит она им: «Не плачьте, всё пройдёт, и снова народится молодое солнце, вырастет и станет сильным, вы снова выйдете на поля и будете “биться за урожай”».
22 марта, в день весеннего равноденствия, дни станут заметно удлиняться, и мир будет как бы «прогреваться», готовясь к переменам. Курочка-природа снесёт новое яичко-солнце, и всё начнётся сначала.
«Курочка Ряба» - рассказ о состоянии солнца в летний и зимний период: летнее солнце - это золотое яичко, зимнее - разбитое яйцо.
Сказка «Золушка» раскрывает перед нами тот же астрономический аспект: смену времён года, но уводит нас в иной сказочный мир - романтическую иллюзию. Эта сказка о том, как бедная замарашка превращается в принцессу.
Золушка - это зимнее солнце, а мачеха - лютая зима. Зимой солнцу не пробиться сквозь чёрные тучи - злость мачехи. И как ни старается, как ни пытается прорваться сквозь мрак и толщу тяжёлых снежных туч, оно не может показаться во всей своей красе и силе. А мачеха лютует и дает падчерице то одну работу, то другую. Но ничто не пугает бедную девушку, терпению её нет предела, а старанию нет конца. Сделает Золушка что-то, и будто засияет всё вокруг, но нахмурится мачеха и затмит сияние. Так и живут они: одна со свету сживает, другая всячески выжить пытается, да ещё и угодить злой женщине. Это очень напоминает борьбу солнечных зимних дней с пасмурными. Но не бесконечно так продолжается. Наступает час, когда всё в жизни меняется.
В сказке это бал, бал лета. Мачеха не желает брать на него свою приёмную дочь, что вполне понятно, потому что она, то есть зима, хочет пристроить своих дочерей, предположим - метель и вьюгу, чтобы при помощи них влиять на «политику» королевства (природу). Золушка страдает, попав во власть злых интриг. Но в природе всё закономерно, и как добро побеждает зло, так и лето побеждает зиму. Неожиданно появляется фея - закон природы, - которая не позволит, чтобы кто-то вмешивался в сферу её деятельности и пытался изменить правила, созданные ею. Ничто не сможет приостановить смену времён года, кто бы и что бы ни стремились приложить к этому руку.
Фея присылает птиц, призванных помочь девушке перебрать смешанные зёрна. Птицы всегда являлись провозвестниками весны. Весенний дождь, который должен был вымыть окна и двери, не только омывает землю, но и всё обновляет. Он тоже выполняет трудную работу. Превращаясь из снежинок в тёплые капли, дождь размывает снег, омывает деревья; он очищает всё, делая светлым и праздничным. Но ни птицы, ни дождь не приносят нового «наряда» солнцу, эту прерогативу имеет только природа, которая выступает в этой сказке в образе феи. Золушка (зимнее солнце) не имеет соответствующего убранства, без которого не пустят на бал, а значит, не начнётся весна.
Старое одеяние девушки Фея превращает в золотой наряд; весеннее солнце ярче зимнего, его преображение явно, как изменённый облачение замарашки. Но чтобы попасть на бал, кроме платья, нужна ещё и карета. И это не составляет труда для феи: появляется карета, запряжённая шестёркой лошадей. Солнцу на балу лета быть ровно шесть месяцев. Через полгода оно снова станет зимним, тусклым светилом, а следовательно, и девушка из принцессы превратится в замарашку, какой была. Ей придётся вернуться в дом своей мачехи-зимы и, как прежде, выполнять чёрную работу. Злая мачеха снова будет хмуриться и злиться. Но ничто не вечно. В девушку-солнце должен влюбиться принц-лето, который будет искать прекрасную незнакомку, что вполне понятно, ведь лето выводит солнце на небесную орбиту, где оно будет царствовать шесть летних месяцев.
Сказочник, призванный заложить в сюжет закон природы, не мог дать другую судьбу девушке, как бы он не симпатизировал ей, потому что закон небес неизменен: одно время года сменяет другое, и как не бывает вечной зимы, так не бывает и вечного лета, на смену одной поре непременно приходит другая. Поэтому всё должно идти своим чередом. Но то, что служанку принц, благодаря своей власти, выводит в высший свет, - это хорошо видно в сказке.
Бал во дворце-природе, на котором неизвестная принцесса-солнце познакомилась с принцем-летом, закончился. Незаметно пролетели шесть месяцев летнего тепла. Полгода принц искал прекрасную принцессу, полгода бедная девушка жила в доме своей мачехи и работала на неё. Только всему плохому когда-то приходит конец. Принц нашёл свою принцессу по туфельке - опознавательному знаку. Фея помогла замарашке преобразиться. Принц женился на красавице. Он стал королём, а Золушка - королевой. Так снова стало править лето, которое сменило зиму.
«Золушка» - это сказка о смене времён года, а «Двенадцать месяцев» - сказка о законах природы, которые человек не в силах изменить.
Сюжет этой сказки прост: одна вдова приютила в своём доме сиротку, но не из добрых побуждений, а из желания иметь в доме прислугу. Падчерицу она заставляла выполнять самую тяжёлую работу, которую родной дочери не поручила бы. Но кроткий нрав девочки-сиротки помогал ей преодолеть все трудности. Дочь вдовы ненавидела свою сводную сестру, видя в ней соперницу. Девочка-сирота действительно была очень красива и пригожа, а с каждым днём она становилась ещё лучше и краше.
А что может быть краше солнца? Нет ничего на свете лучше чудотворного светила.
Решили мать (зима) и дочь (метель) сжить сироту (солнце) со света. Они морили её голодом, не позволяли ей спать, давали работу одну труднее другой. Но ничего не помогало: сирота расцветала и превращалась в красавицу. Тогда придумали мать и дочь такое, что наверняка погубило бы бедную девушку: послать её в морозную зимнюю ночь в лес за фиалками, которые, как известно, цветут только весной.
Но судьба-природа оказалась благосклонной к несчастной девушке и привела её к костру, вокруг которого собрались сразу двенадцать братьев-месяцев. Узнав причину столь необычного появления девушки в лесу, Январь уступил место Марту. И свершилось чудо: расцвели среди зимы фиалки, с которыми падчерица и вернулась домой.
Мать и дочь удивились не столько благополучному возвращению девушки, сколько фиалкам, которые она, несмотря ни на что, принесла. Недолго думая, они вытолкнули сироту из дома и приказали принести земляники. И снова судьба-природа улыбнулась девушке, Январь уступил место Июню, и падчерица вернулась домой с корзинкой земляники.
Но не радость, а ещё большую злость вызвало у мачехи и её дочери возвращение сироты. Последовал новый приказ: принести яблок. И в этот раз судьба смилостивилась над бедной девушкой и снова привела её к костру братьев-месяцев. Ещё больше удивились братья, потому что зима - не время для яблок - до осени ещё девять месяцев. Но спорить было не с кем, и старший брат передал свой посох Сентябрю. И вновь свершилось чудо: в одно мгновение лопнули почки на дереве, распустились листья, расцвели цветы и поспели румяные яблоки.
Когда девушка вернулась домой, мать и дочь так изумились, что, не раздумывая, бросились в лес собирать цветы, малину и яблоки, а заодно и всё то, чего не приметила ненавистная им падчерица. Но зло добра не порождает; по сказке и мать и дочь из лесу больше не вернулись, что означало исчезновение зимы со сцены года. Читателю остаётся понять, что желание людей не сможет нарушить естество природы, не сможет изменить её закон.
Власть природы сильнее прихоти человека. Безрассудство может быть опасно для жизни самих же людей. Если человек захочет повернуть закон природы вспять, то она может «отомстить» ему. Человек только считает себя царём природы, на самом деле он слаб перед её силами.
Сиротка в этой сказке, как и в предыдущей, есть зимнее солнце, и обручение её с Мартом, которое состоялось в конце сказки, означает возрождение красоты и силы солнца. Происходит это в день весеннего равноденствия, которое имеет место 22 марта. В природе всё разумно и красиво, и в жизни людей должно быть, как в природе.
Сказка «Колобок» тоже имеет астрономическое значение. В роли солнца здесь выступает колобок, а в роли всерождающей природы - баба. Испекла баба колобок, что означает породила природа весеннее солнце, а он возьми и укатись, то есть покатилось солнце по небу, но путь его в данной сказке указан не дневной, а полугодичный. Катится-катится колобок - а навстречу ему заяц.
На небе есть созвездие Зайца. Оно находится рядом с созвездием Ориона, как раз под ногами этого величественного охотника. По сказке заяц пожелал съесть колобка, о чём и объявил ему. Но созвездие Зайца не опасно для дневного светила, а потому покатилось оно дальше, благополучно миновав это созвездие.
Катится солнце дальше по летнему небу, пока на пути его не встретится созвездие Волка. Созвездие Волка находится возле созвездия Центавра. Волк так же, как и заяц, угрожает колобку расправой, но по сказке последний уходит от этого зверя, а солнце благополучно минует это созвездие на небе.
Следующим повстречалось солнцу созвездие Медведя. Это может быть созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы. Но и эти созвездия ничего не могут изменить в путешествии дневного светила по небу. А следовательно, солнце проходит и эти созвездия.
Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса. Созвездие Лисы находится под созвездием Лебедя. Лиса при виде румяного колобка тоже решила полакомиться им. Колобку не удалось уйти от лисы, и он оказался съеденным ею.
Так заканчивается сказка, так заканчивается триумфальное шествие дневного светила по небу. В день июньского солнцестояния (22 июня) дни становятся короче, потому что солнце с каждым днём появляется на небосводе всё ниже и ниже. В этот день оно пересекает на небе созвездие Лисы или тёмное пятно с таким же названием, которое находится на Млечном Пути. Лиса как бы съедает Солнце, укорачивая его пребывание на небе.
Скандинавский эпос о великаншах Фенье и Менье, вращающих волшебную мельницу тоже затрагивает астрономический аспект. По сказке у короля Фроди среди сокровищ имелось нечто бесценное: гигантская мельница, состоящая из двух огромных жерновов, которые обладали волшебной силой. Однажды кузен-король подарил ему двух великанш по имени Фенья и Менья. Фроди приказал рабыням молоть на мельнице, и из-под жерновов стали выходить мир, процветание, хорошая погода и неограниченное богатство. Когда великанши устали, они стали просить дать им отдых, но король отказывал в их просьбе. Изнеможенные рабыни повернули жернов в другую сторону и из-под камней стали выходить чума, болезни, конфликты и распри.
Обессиленное королевство стало добычей короля Майзингера, который в качестве одного их многочисленных трофеев взял волшебную мельницу с великаншами. Он погрузил добычу на корабль и приказал теперь уже своим рабыням молоть соль, так как недостаток соли в его королевстве грозил голодом, потому что в теплое время протухали мясо и рыба. Когда соли стало больше, чем требовалось, рабыни попросили отдых у своего нового хозяина, но и новый хозяин, обуреваемый жадностью, отказал великаншам. Тогда они стали вращать мельницу с такой сумасшедшей скоростью, что ее «опоры, хоть и укрепленные железом, резко разлетелись на куски». От этого корабль затонул, вместе с ним пошли ко дну мельница и великанши. Так как они не получили приказа прекратить работу, то продолжают крутить жернова и до сих пор. Скандинавская сказка гласит о том, что эта мельница работает и поныне, поэтому воды всех морей такие соленые.
Эта аллегория символизирует прецессию равноденствий. Ось и железные опоры мельницы при этом обозначают систему координат небесной сферы и образуют раму, каркас мировой эпохи. Полярные оси и колюры образуют некое невидимое целое. При смещении одной детали вся система переходит в новое состояние. Когда это случается, на смену старому аппарату приходит новая Полярная Звезда с соответствующими колюрами.
Когда становится ясной система космической мельницы, то сказочная аллегория делается понятной. Здесь возникает образ структуры (основы) мировой эпохи - того самого небесного механизма, который функционирует 2160 лет, когда Солнце встает в одних и тех же четырех ключевых точках, как сейчас в дни весеннего и осеннего равноденствия - в созвездиях Рыб и Девы, в дни летнее и зимнее солнцестояния - в созвездиях Стрельца и Близнецов), а затем медленно переходит к новым четырем созвездиям-координатам на следующие 2160 лет. В результате прецессии равноденствий в не столь далеком будущем весенняя точка переместится из Рыб в Водолея. При этом остальные три характерные точки тоже переместятся (из Девы, Близнецов и Стрельца в Льва, Тельца и Скорпиона), как будто в гигантском небесном механизме переключится передача.
Сказки существуют, но уже никто не знает, о каких тайнах они пытаются поведать. В главных персонажах читатели видят только зверей или людей и понимают только то, что в этих чудесных рассказах добро всегда побеждает зло. А хотелось бы, чтобы люди могли видеть в сказочных историях и то, что в них было изначально заложено.
Шекспировский Гамлет, являющийся орудием Судьбы, который, выполнив свою миссию, должен сойти со сцены жизни, есть тоже закон астрономической прецессии. Но это уже сказка не для детей, а для взрослых.
Выходит, прав был Пушкин: сказка - не совсем то, о чем в ней написано. Выходит, что сказка - ложь, но «в ней намёк», что означает - каждая или почти каждая сказка имеет ключ к разгадке каких-то явлений, в данном случае - явлений природы. А для нас, для современных людей, в этом немалый урок, который мы должны из этого извлечь. Постигая малое - постигнем большое. Этому мы должны учиться сами и учить детей.

Классный час во 2 Б классе

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

или Уроки безопасности»

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения в разных ситуациях.

Задачи деятельности учителя : создать условия для обсуждения проблем, связанных с безопасностью в своем доме, для составления правил безопасного обращения с электроприборами, правил личной безопасности; способствовать развитию умения анализировать ситуацию.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся соблюдать правила безопасного поведения дома, в том числе правила обращения с электроприборами, правила общения с незнакомыми людьми.

Формируемые УУД

Познавательные.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе анализа поступков.

Знать:

Основные правила поведения на транспорте, правила личной безопасности.

Уметь:

Анализировать поступки героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: вступать в беседу на уроке и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Личностные: понимают необходимость соблюдения правил безопасности.

Участники: учащиеся, классный руководитель, родители.

Методы: беседа, проблемный диалог, рассказ, работа в группах.

Оборудование.

1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

2. Раздаточный материал: карточки с иллюстрациями сказок и заданиями для работы в группах.

3. Аудиозапись инструментальной музыки.

Подготовительный этап:

1. Подготовка презентации «Уроки безопасности».

2.Подготовка карточек с иллюстрациями и заданиями для работы в группах.

3. Сигнальные кружки (красный, зеленый)

4. Карточки для родителей

Ход занятия:

    Приветствие учителя.

Учитель : Слайд № 2

Дорогие мои, любимые мои ученики, я очень рада видеть вас после длинного летнего перерыва. Надеюсь, что за каникулы вы хорошо отдохнули, набрались сил и успели соскучиться по школе. Желаю вам в этом учебном году получать только «четверки» и «пятерки», быть активными, стремиться к знаниям, не ссориться между собой, не прогуливать уроки. Пусть этот школьный год пройдет интересно и будет плодотворным.

Уважаемые родители!

Известно, что родители с детьми
Совместно снова курс проходят школьный.
Так поздравления мои примите вы
С днем первым сентября, с днем ваших знаний новых!
Вы помогайте школьнику взрослеть,
И успевайте с ним чуть-чуть учиться,
И пусть вам не приходится краснеть,
А на родительских собраниях – лишь гордиться!

Наш первый урок сегодня посвящен вопросам, которые обязан знать каждый ребенок и взрослый. А что эта за тема, вы мне сейчас определите сами.

II . Слово учителя.

На фоне мелодии «В гостях у сказки» учитель читает стихотворение.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.

А кто любит сказку –

Тот, конечно, - молодец!

III . Постановка проблемы. Сообщение темы занятия.

Ребята, вы любите сказки?

Прочитайте начало темы нашего классного часа. (Сказка – ложь, да в ней намёк) (Слайд № 3)

Закончите эту фразы (добрым молодцам урок).

А какие уроки мы можем выносить из сказок? (Добро побеждает зло).

Но сегодня мы будем искать в сказках другие уроки – «Уроки безопасности».

Давайте, сформулируем цель нашего занятия:

Какие уроки безопасности мы можем узнать из сказок? (Слайд № 4)

IV . Работа по содержанию занятия.

1. Путешествие в сказку «Красная Шапочка» Шарля Перро.

Итак, мы отправляемся в сказку Шарля Перро «Красная Шапочка».

Кого встретила Красная Шапочка?

Какую ошибку она допустила? (она заговорила с незнакомцем)

Слайд № 5)

А как бабушка поступила, впустив Волка?

Личная безопасность дома (слайд 6)

Какие меры безопасности нужно соблюдать, если вы одни дома? Назовите

2. Работа в группах. (слайд 7)

    В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок. Вспомните сказку по картинке и объясните, чему учит нас эта сказка?

    Какие правила безопасности можно составить для себя, исходя из истории героев?

    « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).

    « Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам).

    «Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай).

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших)

3. Просмотр презентации по личной безопасности. (Слайды 8-9)

Правила личной безопасности

    Старайся избегать разговоров. Если говоришь – будь вежлив.

    Не садись в машину к незнакомцу.

    Не играй по дороге из школы домой.

    Не играй в темное время на улице.

    Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.

    Не впускай незнакомых людей в квартиру.

    Если потерял ключ – скажи об этом родителям.

Но только ли со злоумышленниками связаны все опасности? Что необходимо сделать перед тем, как выйти из дома?

Ситуация 3. Ты выходишь из дома. Твои действия?

(Выключить телевизор, закрыть газовый кран, выключить чайник на газовой плите, закрыть водопроводный кран, закрыть окно, выключить свет.)

(Слайд 10)

– Какие электроприборы есть у вас дома? Зачем они нужны? Какими электроприборами вы уже пользовались? Кто вас этому учил?

(слайд 11)

Игра «Можно – нельзя» (проводят родители)

(Если «можно» - покажите зеленый кружок, «нельзя» - красный)

Учащиеся определяют, можно или нельзя совершать названные действия.

– Можно ли …

1) Наступать на электрический провод, лежащий на земле или на полу? (Нельзя.)

2) Трогать руками висящий электрический провод? (Нельзя.)

3) Пользоваться исправными электроприборами? (Можно.)

4) Прикасаться к электроприборам влажными руками? (Нельзя.)

5) Трогать электроприборы, когда лежишь в ванне с водой? (Нельзя.)

6) Наполнять водой включенный электрический чайник? (Нельзя.)

7) Хвататься за провод, когда вытаскиваешь вилку из розетки? (Нельзя.)

8) Разговаривать по телефону, когда у тебя включен утюг? (Нельзя.)

У медведя дом большой, а у зайки маленький.

Наш медведь домой пошел, а за ним и заинька.

(Слайд 13 )

4 . «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения! »

– Идут на улице люди – на работу, в магазины, в библиотеки. А вот у ребят кончились уроки в школе, и они направились домой.

    Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар)
    2. Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другой транспорт? (Проезжая часть)
    3. В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (В левую)
    4. Что означают цвета светофора?
    5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
    6. Для чего надо знать правила дорожного движения? (Ответы детей)

Игра «Разрешается. Запрещается» (проводят родители)

Послушайте наших мам и пап: если по правилам дорожного движения это разрешено делать, то вы хором говорите – «разрешается». Если запрещено, то вы грозите пальцем и говорите «запрещается».

    Переходить улицу, когда горит зеленый сигнал. Разрешается

    Играть в мяч около дороги. Запрещается

    Перебегать улицу. Запрещается

    Идти по тротуару не за руку со взрослым. Разрешается

    Помогать бабушкам и дедушкам переходить через дорогу. Разрешается

    Переходить через дорогу на желтый сигнал светофора. Запрещается

    Соблюдать правила дорожного движения. Разрешается

    Кататься на велосипеде по дороге. Запрещается

    Смотреть по сторонам, перед тем как переходить дорогу. Разрешается

    Громко смеяться или кричать в транспорте. Запрещается

    Переходить дорогу по пешеходному переходу. Разрешается

    Ходить по тротуару. Разрешается

    Ходить по дороге. Запрещается

    Обходить автобус спереди. Запрещается

Любой транспорт: автобус, трамвай, маршрутное такси, нужно сначала пропустить, после этого посмотреть по сторонам – убедиться, что нет машин, а потом уже переходить через дорогу.
- Поднимите руку, кто любит смотреть мультфильмы? Давайте вспомним, на каком транспорте передвигаются герои в мультфильмах.
- На чем ехал Емеля к царю в сказке «По щучьему велению»? (на печке)
- Любимый двухколесный транспорт Кота Леопольда?

На каком транспорте летал Алладин? (Ковер-самолет)
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
- Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа, метла)
- На чем катался Кай в сказке «Снежная королева»? (На санках)

Какую ошибку совершил Кай, катаясь на санках?

Учитель помогает сделать вывод: несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.

IV . Рефлексия. Подведение итогов.

Что полезного узнали?

Какие правила личной безопасности повторяли?

Заключительное слово учителя

– Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, дорожного движения, подвижных игр на улице, общения с незнакомцами.
Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.

Приложение 1

Вопросы для работы в группах

__________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие неприятности случились с героями? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие правила безопасности можно составить для себя, исходя из истории героев?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Иллюстрации для работы в группах

Просмотр содержимого презентации
«Сказка – ложь, да в ней»


«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Уроки безопасности»

Классный час во 2 Б классе Подготовила Клепинина Н.Р.



Закончите фразу:

«Сказка – ложь, да в ней намёк…

добрым молодцам – урок!


Давайте, сформулируем цель нашего занятия:

Какие уроки безопасности мы можем узнать из сказок?



Личная безопасность

дома

В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди.

Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.


Работа в группах

Какие правила безопасности можно составить для себя, исходя из истории героев?


Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности:

  • Правило 1.

Ни в коем случае не открывать дверь, если звонит незнакомый человек.

  • Правило 2. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай «нет»
  • Правило 3 .

Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач или даже полицейский, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.


  • Правило 4.

Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в полицию по телефону 02 и назови свой адрес.

  • Правило 5.

Если дома нет телефона, зови на помощь из окна или с балкона.

  • Правило 6.

На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?» - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.


Какие электроприборы есть у вас дома?

Зачем они нужны?

Какими электроприборами вы уже пользовались? Кто вас этому учил?


Назовите правила безопасного использования электроприборов.

  • не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра;
  • не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
  • помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
  • об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.

Помните, друзья, с огнём шутить нельзя!



Итог

Что полезного узнали? - Какие правила личной безопасности повторяли?

Северо-Казахстанская область

Аккайынский район

Советская средняя школа имени У.М.Ахмедсафина

Литературная викторина

«Сказка ложь да в ней намёк,

добрым молодцам урок».

Черненко Валентина Владимировна

воспитатель предшкольного класса

КГУ «Советская средняя школа

имени У.М.Ахмедсафина»

с.Трудовое

2014г.

Литературная викторина

«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Цель: воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Задачи:

Обоб щить знания детей о сказках;

Развивать умение узнавать сказки и их героев;

Развивать творческое воображение, ассоциативную память.

Ход викторины

Дорогие ребята, я рада приветствовать всех вас на литературной викторине «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам.

Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?

Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо две команды (набираем команды по пять человек ). Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеют право болельщики. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок или с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. В конце нашей викторины жюри должно выбрать, кто же у нас лучше всех знает сказки (Представляю жюри, команды сообщают названия «Колобок», «Буратино»).

1.Внимание: первый конкурс - «Разминка».

В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете по очереди каждая команда:

1. На сметане мешён, на окошке стужён.

У него румяный бок, кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила, К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила. И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка. Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд. Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой с преогромной бородой.

Обижает Буратино, Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас, кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный, вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина – дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный, моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка, а зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала, и горох перебирала

По ночам при свечке, а спала у печки.

Хороша, как солнышко. Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен, Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин и приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник, и на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок … (Вини-Пух)

Каждой команде будет задано по 10 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница и болельщики молчат, не подсказывают.

Вопросы для первой команды:

1. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

2.. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

3. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

4. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

5. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

6. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

7. . Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

8. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

9. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

10. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. . Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

3. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

4. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

5. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

6. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

7. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

8. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

9. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

10. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

3.Конкурс «Угадай героя сказки».

Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

Загадки для первой команды.

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,

Волка он отцом зовёт.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не продав,

Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.

1. Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет,

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Наши команды неплохо поработали, пусть отдохнут, а мы узнаем, кто же из болельщиков хорошо знает сказки (конкурс болельщиков):

1. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

3.Мы из сказки - ты нас знаешь.

Если вспомнишь - отгадаешь!

А не вспомнишь - ну так что ж...

Сказку заново прочтешь!

В этой сказке - именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел украсть хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(«Муха-Цокотуха».)

4.Скок-поскок, скок-поскок

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный... (Горбунок.)

5.Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон,

Победит в бою неравном

Верный друг - надежный, славный,

Храбрый пудель... (Артемом.)

6.Понедельник и Среда,

Вторник и Суббота...

Гномов этих имена,

Верю, помнит кто-то.

С этой сказкою, друзья,

Вы давно знакомы.

Называется она... («Белоснежка и семь гномов».)

7.Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый... (Карлсон.)

8.Фруктово-огородная страна

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой - мальчонка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

(«Приключения Чиполлино»)

Команды отдохнули и мы продолжаем нашу викторину.

4 конкурс «Волшебный сундучок».

В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

И снова игра с болельщиками.

1. «Сказочная одежда»

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

2. «Сказочно-волшебная обувь»

1) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)

2) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)

3) Лихо мерили шаги

Две огромные ноги.

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)

4) «Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)

Заключительный конкурс «Интеллектуальный»

Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.

Вопросы первой команде:

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:

1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)

2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит: много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю посмотреть сказку «Иван-царевич и серый волк».

Предоставляю слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Джамиля Микуленко
«Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!» Конспект внеклассного занятия о вреде употребления ПАВ

Творческая разработка

«Вредные привычки и их последствия

Табак, внутривенные наркотики, насвай»

«Сказка ложь , да в ней намёк –

добрым молодцам урок »

Микуленко Джамиля Дильмуратовна,

педагог-организатор

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детско-юношеский «Военно-спортивный центр «Патриот»

[email protected]

Введение

Тема : вредные привычки их последствия

«Сказка ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок »

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети.

Одна из основных проблем ребёнка – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И одна из важных миссий педагога – помощь в социальной адаптации учащегося.

По данным «Новокузнецкого наркологического диспансера» в течении 2013 года в 3 раза увеличилось число детей и подростков, употребляющих наркотические вещества, причём половина из них – школьники. Поэтому важно на ранних этапах расположить к себе ребёнка, узнать его интересы, и вовремя провести профилактическую работу. Ведь основы здорового образа жизни закладываются ещё в детстве. Именно поэтому целями данного занятия являются : профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Своими главными задачами считаю :

Довести до сведения детей информацию о том вреде , который наносит своему здоровью курящий, употребляющий внутривенные наркотики и насвай человек;

Формировать негативное отношение учащихся к табакокурению, наркомании, употреблению насвая ;

Предупредить возникновение у учащихся установки на желание

попробовать наркотики, табак;

Целевая аудитория : учащиеся 7-9 лет

Форма : практическое занятие

Оборудование : интерактивная доска, мультимедийная презентация, костюм Бабы-Яги, костюм Кощея бессмертного, листы А4, бумажные образцы легких человека, клей, карточки (насва- наркотик, насвай – благо, польза, картинки шприца с наркотическим средством, карандаши, фломастеры.

Одной из первых вредных привычек мной было выбрано- табакокурение. Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом.

Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом

возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики.

Тема наркомании не случайна, ведь общеизвестно, что наркомания ведёт за собой тяжелые медико-социальные последствия, представляющие угрозу здоровью населения. По данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, в России насчитывается около 6 млн. наркопотребителей, около 600 тысяч больных наркоманией. По данным Министерства здравоохранения РФ, ежегодный прирост наркоманов среди взрослого населения составляет 50%, а среди молодёжи и подростков – более 100%. Возрастной уровень приобщения к наркомании опустился с 19-18 лет до 13-14, а в отдельных случаях и до 8 лет.

Ещё один распространённый наркотик среди школьников – так называемый «насвай» . Насвай могут приобрести даже дети из младших классов – в то время как продавать сигареты и спиртное у нас разрешено только лицам, достигшим 18 лет. Это вещество не требует подкожных или внутривенных инъекций, что всё-таки пугает многих школьников. По статистике онкологов среднеазиатского региона, а именно оттуда родом «насвай» , 80% людей, страдающих раковыми заболеваниями губы, языка или гортани, регулярно употребляют «насвай» . Профилактика по данной проблеме необходима на ранних этапах воспитания, для предостережения от огромной ошибки в жизни детей.

Для реализации своей цели и задач по данному мероприятию мной были применены следующие методы : наглядно-образный, словесный, практический.

Наглядно-образный : у детей 7-9 лет хорошо развит наглядно-образный вид мышления. Посредством сказки , ярко и эмоционально сыгранных ролей Бабы-Яги и Кощея бессмертного данный материал надолго останется в памяти ребёнка. Демонстрация мультимедийной презентации поможет в усвоении материала и расширит круг знаний у детей.

Применяя словесный метод, мной были выбраны следующие виды : объяснение, рассказ , беседа. Объяснение причин, по которым люди начинают употреблять наркотические вещества, рассказ симптомов зависимого человека, объяснение и беседа с детьми о последствиях, приводящих при употреблении ПАВ . Данный метод расширяет знания младших учащихся о наркотических веществах, приводит к пониманию данной проблемы, способствует проверке изученного материала.

При практическом методе мной были применены следующие упражнения : аппликация, работа с карточками, творческое задание. Данный метод способствует развитию логического мышления, самостоятельности при выполнении задания. Так же практический метод играет важную роль при оценке усвоенного материала ребёнком, расширении и углублении знаний.

Основное содержание : методическая разработка

Тема : вредные привычки их последствия

(табак, внутривенные наркотики, насвай)

«Сказка ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок »

Ход занятия

Ребята, вы любите сказки ? А какие сказки вам нравятся ? Назовите положительных героев русско-народных сказок . Назовите отрицательных героев (Баба-Яга, Кощей бессмертный)

А знаете ли вы что Баба-яга и Кощей бессмертный не всегда были плохими и злыми? Что сделало их такими? А об этом они расскажут вам сами.

(появляется Баба-яга и Кощей)

Ведущая : Повстречались на дорожке

Злой Кощей, да бабка-ёжка

Вместе по лесу бредут

Да беседушку ведут :

Кощей : - Что ты, старая, хромаешь,

Громко охаешь, вздыхаешь?

Баба-яга : - Ох, Кощеюшка, досада!

Я и жизни уж не рада

Ведь сама себя сгубила,

Вот, послушай, как всё было :

Поселилась я в избушке

На глухой лесной опушке,

Всё лежала на печи, да считала кирпичи.

А когда весна настала

Что-то мне тоскливо стало,

Заскучавши, без забот

Завела я огород.

Посадила лук, чеснок,

Да душистый табачок.

Табачок-то посушила,

В ступе мелко искрошила,

Трубку табаком набила

С той поры и закурила.

Всё как будто развлеченье,

В голове туман, круженье,

На тоску, печаль плевать

И на сердце благодать.

Так втянулась в это дело,

Оглянуться не успела,

Как вместо бабушки лесной

Стала бабушкой – ягой.

Нос крючком, глаза слезяться

Ноги еле волочаться,

Задыхаюсь при ходьбе…

Это хворь сидит во мне,

Сушит, душит, убивает,

Сердце в камень превращает.

И теперь для всех детей

Нету Бабушки страшней.

Ох, зачем табак садила

И сама себя сгубила.

Ведь могла быть не ягой,

А красавицей лесной.

Кощей : Как помочь такому горю?

Ведущая : молвит тут Кощей

Кощей : Но спорю, мой удел

Куда ужасней

И страшнее и опасней,

Хоть зовут меня бессмертным,

Но я всё же уязвим,

Про иглу в яйце заветном

Известно недругам моим.

Та иголка не простая

В ней была вода живая,

Чтоб быстрей омолодиться

В кровь вливал я ту водицу.

Но случилася беда -

Кончилась в игле вода

Как тут быть?

Где бессмертье раздобыть?

Тут является купец-

Из-Заморья молодец .

Я на злато не скупился

У него водой разжился.

Но скажу тебе, сестриться,

Не живая та водица,

Только в кровь она вольётся

Душа с телом расстаётся.

Где-то в облаках ветаю

Ничего не понимаю.

Море – лужа, холм – гора,

То бесовская игра.

Но проходит навожденье

И от боли нет спасенья.

Тело крутит и ломает,

Будто зверь его терзает. Чтобы с бесом не водиться

Надоб вылить ту водицу…

Только зло идёт ко злу –

Вновь хватаюсь за иглу.

Дааа, не зря же говориться :

Смерть моя в игле таиться.

Чую близок мой конец

Одолел меня купец.

Баба-яга : Я, Кощей, купца не знала,

Только кое-что слыхала,

Кот учёный говорил,

Что он наркотик привозил.

Слова дивного такого

Никто слыхом не слыхал.

Повсему видать, бессмертный,

От него ты смертным стал.

А сорока стрекотала,

Что Иванушку видала.

Ванька сильно исхудал

И умом, как будто сдал.

Всё твердит, как попугай :

Дайте, дайте мне насвай.

Под язык его кладёт

Будто леденец сосёт.

Леденец то тот обман –

От него в глазах туман,

Всё куда-то уплывает,

Да и вовсе исчезает,

А потом нутро болит,

Всё во рту огнём горит.

Уж какая тут еда.

Ох, Кощей, беде, беда…

Что случилось в нашем царстве?

В тридесятом государстве?

За напастью, да напасть

Как бы всем нам не пропасть.

(уходят)

Ведущий : Ребята, что употребляет Баба-яга ? (табак, курит сигареты) (появляется слайд – сигарета)

А какие симптомы, после курения стали проявляться у Бабы-Яги? (по началу легкое головокружение, человеку становится плевать на все проблемы, он становится как бы заколдованным, но затем при длительном курении у человека темнеет цвет кожи, желтеют зубы, человека начинает задыхаться даже при ходьбе, ни говоря о беге. Начинает болеть и колоть сердце. Сильнее всего страдают легкие, которыми человек

дышит. При длительном курении человек может заболеть бронхитом, туберкулёзом и раком легких, приводящий к смерти.

Слайд с надписью Сигареты – это яд для больших и для ребят

Я предлагаю сделать вам аппликацию. Перед вами лежат образцы легких человека из бумаги. Возьмём одно лёгкое и сильно сожмём его в руках – так выглядит лёгкое курящего человека – приклеим его к листу бумаги. А рядом приклеим чистое, гладкое легкое, как образец не курящего человека.

А что же принимал Кощей бессмертный? (внутривенные наркотики) (появляется слайд – шприц)

Какие симптомы испытывал наш герой? (человека не владеет собой, ему видется то, чего нет на самом деле, но когда действие наркотика прекращается – человек испытывает невыносимые боли, которые разрывают его тело на части. Что избавиться от них, человек вновь вкалывает себе наркотик. Это приводит к тому, что человек гниёт внутри и снаружи. Наркотик убивает человека.

Слайд Наркотик – это гибель для человека (дети хором повторяют эту фразу)

Перед вами лежат карточки, на которых изображён шприц с наркотическим веществом, что нужно сделать с этим рисунком, чтобы человек понял, что наркотики нельзя употреблять ? (перечеркнуть шприц)

Возьмите фломастеры и жирной чертой перечеркните шприц.

А о каком персонаже говорили ещё наши герои? (об Иване-дурачке)

Что он принимает? – НАСВАЙ (появляется слайд – насвай)

Что же такое насвай? – это наркотическое средство, состоящее из табака, извести, золы различных растений и куриного помёта. Приупотребление данного наркотика вначале человека чувствует лёгкое расслабление и помутнение в глазах, но затем может возникнуть тошнота, головные боли, расстройство желудка и образование волдырей на губах. Длительное применение насвая вызывает у человека разрушение зубов, ухудшение памяти, задержка в психическом развитии.

Перед вами лежат карточки на которых написано «Насвай – это благо, польза» ,

«Насвай – наркотик» , нужно выбрать ту карточку, которую как вы считаете верная (насвай – наркотик) .

Запомните, насвай – это наркотик, а наркотик, как мы знаем, убивает человека.

Ребята, давайте сегодня пообещаем друг другу и себе – никогда не принимать наркотики и не начинать курить. Повернитесь друг к другу и скажите : «Я никогда не буду курить, я никогда не буду принимать внутривенные наркотики, я никогда не буду употреблять насвай .» Ведь теперь мы знаем, к чему это может привести. Сохраним

своё здоровье и здоровье близких нам людей! Что вы выбираете : наркотики, сигареты, насвай, которые приводят к смерти или вы выбираете ЗОЖ и Жизнь? (ответ детей)

Слайд – «Я выбираю жизнь» !

Заключение

Мной было проведено занятие , целью которого являлось профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Изучая литературные источники, знакомясь с источниками СМИ, беседуя с наркологами города Новокузнецка приходишь к выводу, что употребление ПАВ среди детей в нашем регионе имеет значительно большое распространение. И тема наркомании в любом её проявлении очень актуальна на сегодняшний день.

Занятие проводилось в формепрактического занятия .

Формы и методы занятий носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Все задания ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.

При проведении занятия удалось заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к проблеме вредных привычек , таких как табак, внутривенные наркотики, насвай. Дети приняли активное участии в выполнении практических и устных заданий. Из полученного методического материала, воспитателями вместе с детьми были организованы выставки творческих работ по теме вредных привычек , которые ещё долгое время будут напоминать учащимся о вреде , который приносят психо-активные вещества и мотивировать детей на ЗОЖ.

Приложение

Баба-Яга, употребляющая сигареты Кощей бессмертный - наркоман

Аппликация «Лёгкое здорового человека и курящего»

Работа с карточками

Мультимедийная презентация

Литература

1. www.kuzdrav.ru › г. Новокузнецк Сайт департамента охраны здоровья населения Кемеровской области. ГБУЗ КО "Новокузнецкий наркологический диспансер".

3. Менделевич В. Д., Наркомания и наркология в России в зеркале общественного мнения и профессионального анализа/ В. Д. Менделевия – Казань : Медицина, 2006. – 260с.

4. Р. Ф. Хамитов, И. Г. Мустафин, О. Л. Пайкова, 2009, /Наркозависимость и инфекционная патология : клинико-иммунологические аспекты. Вестник своевременной клинической медицины Том 2, выпуск 3 –59с.

5. www.netnarkotik.ru/nasvay

6. Углов Ф. Г. Из плена иллюзий. - М., 1986. - C.209

7. Богдан Т. Воронович. Без тайн о зависимостях и их лечении. - Пер. с пол. - Киев : Сфера, 2004. - C.219

8. Замятина А. Страшный итог лёгкого кайфа / Наркомат. - 2004. - № 12. - C.54-55