Рисуем положительных и отрицательных героев? Отрицательные или положительные герои? Кто такие отрицательные герои.

положительный герой

литературный персонаж , воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой – носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем – носителем антиидеала.

Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные – положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий – безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт – заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он – только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев – таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, – это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус. обществе.

Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения – рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.

В классической рус. литературе положительный герой – это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип – положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева).

Положительный герой – не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему.

Успех произведения во многом определяется яркостью персонажей, которых создал автор, ведь именно через их действия идет развитие сюжета, реализуется замысел произведения.

В данной статье речь пойдет об отрицательных персонажах.

Как мы помним, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ является выразителем сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения.
То есть:

Каким образом?
А через главного героя.

По сути, главный герой воплощает в себе нравственные ценности автора, это тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны (теоретически) находиться симпатии читателя.

Здесь читатель вправе закричать:
- Позвольте! Получается, что автор будет пытаться заставить меня поменять мой нравственный идеал?? Грубо выражаясь, впаривать мне героя-злодея в качестве образца подражания?

Формально получается – что да, так.
Вопрос для обдумывания, однако…
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку о том, КАК ЭТО бывает в мировой литературе.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ

Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:
«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»
(Чуковский. Бармалей)

Четкое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В XIX и XX вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные, а отрицательные - положительные черты, что позволило авторам достичь бОльшего правдоподобия.
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий - безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт - заботливый отец, патриот и т. д.
Попытка изобразить положительного героя, лишенного отрицательных черт, была предпринята Ф.М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишен какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он - только что вылечившийся от тяжелой психической болезни человек.

Интересно, что положительный герой менялся вместе с изменением идеалов общества.
Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.).
В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (например, Антигона).
В средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»).
В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот).
Положительный герой эпохи Просвещения - рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо).
А вот злодеи особо не меняются.

ЗЛОДЕЙ - безжалостно злобный человек, занимающийся злодеяниями или посвящен злобе или преступлениям; негодяй, или персонаж в игре, романе и т.п., который представляет собой важного посредника зла в сюжете. (с)

В.Я. Пропп в своем анализе русских сказок пришел к выводу, что есть только 8 типов действующих лиц, из которых один является злодеем.

Действиями, которые попадают в сферу злодея, являются:

Подлость в начале рассказа, где злодей причиняет вред герою или его семье (злобный карлик Черномор из «Руслана и Людмилы»)

Конфликт между героем и злодеем либо борьба или иное противостояние (Буратино со товарищи и Карабас-Барабас)

Преследование героя после его заслуженной победы в борьбе или получение чего-либо от злодея (сладкая парочка Саурон и Саруман из «Властелина колец»).

Ни одно из этих действий не является обязательным, но если они присутствуют, персонаж их совершающий является злодеем. Поэтому злодей может появляться дважды: один раз в начале повествования и повторно как лицо, разыскиваемое героем.

Когда персонаж выполняет только эти действия, он является чистым злодеем.
Как ни странно, чистых злодеев мало даже в сказках.
Навскидку вспоминаются колдуньи Гингема и Бастинда («Волшебник Изумрудного города» Волкова), Лорд Волдеморт («Гарри Поттер» Роулинг), ну может, еще парочка кое-кого злобного.

А вот Баба Яга чистой злодейкой не является. С одной стороны, она, конечно, хотела сварить суп из Ивана-царевича, но с другой – все ж не сварила, а еще и дала рекомендации по уничтожению Кощея Бессмертного.
Или доктор Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят» Хариса. Тоже был утонченным гурманом - любил выковыривать глазки из своих жертв на ужин. Однако именно он помог агенту ФБР Стерлинг поймать маньяка Буффало Билла.

Эти герои действовали, скорее, не в статусе злодеев, а помощников (по Проппу).

Напомню, у Проппа было 7 вариантов (кроме Героя). Это:
вредитель,
даритель,
помощник,
царевна (искомый персонаж)
ее отец,
отправитель,
ложный герой.

Из них два персонажа могут появиться в ролях, которые являются злодейскими в более общем смысле.

Один из них является ложным героем; этот персонаж всегда злодейский, предъявляет герою ложные претензии, которые герой должен опровергнуть со счастливым концом (сестры из сказки «Золушка», которые бесстыдно обманывали Принца, поджимая пятки и отрубая себе пальцы на ногах).

Другой персонаж – это Отправитель (иначе – Диспетчер), который отправляет героя в путешествие. Это может быть невинной просьбой об исполнении законной потребности, но диспетчер также может, злостно солгав, отправить персонажа в путешествие в надежде избавиться от него на какое-то время. Это одна из популярных концепций отрицательного героя.

К нам на утренний рассол
Прибыл аглицкий посол,
А у нас в дому закуски -
Полгорбушки да мосол.

Снаряжайся, братец, в путь
Да съестного нам добудь -
Глухаря аль куропатку,
Аль ишо кого-нибудь.

Не смогешь - кого винить? -
Я должон тебя казнить.
Государственное дело -
Ты улавливаешь нить?..
(Филатов. Про Федота-Стрельца)

Но это все, разумеется, в сказках. Или в фэнтези, которая недалеко ушла.

В реалистической литературе термин «злодей» не применим, тут следует говорить об ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ПЕРСОНАЖЕ (далее – ОП).

В принципе, изобразить ОП довольно просто. Для этого достаточно рассматривать личностные характеристики персонажа под определенным углом. Примерно так, как делал Тристан (слуга Теодоро из «Собаки на сене»).

Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще:
Девушка стройна, мы скажем: мощи!
Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой.
Ласковая – стало быть, липучка,
Держит себя строго – значит, злючка.
Назовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую – под мухой.
Пухленькая – скоро лопнет с жиру,
Щедрую перекрестим в транжиру.
Ну, а бережлива? – Окрестим в сквалыгу!
Если маленькая? – Ростом с фигу!
Если рослая? – Тогда верзила!

При помощи «такой архитектуры» (с) нарисовать образ нехорошего человека - пара пустяков.
Главное – не попасть в первую засаду – не впасть в примитивизм. Персонаж, нарисованный только одной краской, рискует получиться картонным. Уж если злой – то злой-злой-злой!

Хотя мировая литература знает и таких злодеев, на которых пробы ставить негде.

Например, профессор Мориарти у Конан Дойла. Злодей конца виктоианской эпохи, Наполеон уголовного мира, чьи злодеяния отравляют общество. («Последнее дело Холмса»).
Мориарти – мстительный, независимый, харизматичный и уверенный в себе человек, раскрывающий безжалостные стороны своей личности, как только что-то выводит его из себя. Он уважает интеллект Холмса и говорит, что для него вступать в схватку с людьми такого уровня – настоящее интеллектуальное удовольствие.
В рассказе «Долина ужаса» Мориарти назван интриганом всех времен и народов, организатором всей чертовщины и головным мозгом криминального мира, омрачающим судьбы народов. Мориарти – владелец несметных богатств, тщательно скрывающий свое реальное финансовое положение. Шерлок считает, что деньги профессора раскиданы, по меньшей мере, по двадцати банковским счетам, а основной капитал припрятан где-нибудь во Франции или Германии.

В одном ряду с профессором стоят такие злодеи как Фантомас, Миледи, она же Леди Винтер, Шарлотта Баксон, графиня де Ля Фер, и другие нераскаявшиеся грешники.

Нельзя сказать, что данные персонажи картонные. Миледи – так очень колоритной женщиной получилась…

А теперь взглянем глубже (=как продвинутые читатели и даже-сами-себе-писатели). Данные персы, на самом деле, являются функциями, иллюстрирующими авторский замысел. Их злодейство – необходимый антураж для развития сюжета и оттенения (есть такое слово?) образов главных героев.

Присутствие злодейского злодея не подразумевает сугубый психологизм произведения и свойственно, скорее, остросюжетной литературе.

Если автор желает показать «больше психологии», то ОП следует добавить белой краски, сделать их образы более «человечными».
Это возможно и в авантюрном романе (одноногий пират Сильвер из «Острова Сокровищ» Стивенсона пощадил Джима). И уж тем более, «милосердие» просится в реалистическое произведение.

В хорошей литературе не должно быть чисто белого или аспидно-черного в героях. Большие писатели стараются уйти от оценочности, рассматривают своих героев – пусть и отрицательных - как сложные и неповторимые психологические типы.
Например, Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова). Кто она – убийца или жертва?

Или роман В. Яна «Батый».
«Чтобы стать сильным, надо окружить себя тайной... смело идти по пути великих дерзаний... не делать ошибок... и беспощадно уничтожать своих врагов!» - так говорил Батый и так поступал он. Его воины не знали пощады, и мир захлебнулся кровью. Что стояло за попыткой покорить мир? И чем все закончилось?

Кстати, о конце.

Что же происходит со злодеями в финале?

Решение судьбы отрицательного персонажа должно усиливать идею произведения, служить своеобразным нравственным уроком.

Если злодей был нужен как символ зла, с которым боролся (и победил!) положительный герой – злодей, ясное дело, погибает. Часто сцена гибели ОП является кульминацией произведения.

В некоторых случаях гибель ОП может быть ситуативной – злодей умирает «временно», чтобы потом возродиться, как Рендел Флегг у Стивена Кинга. В данном случае вечный (бессмертный=неубиваемый) злодей – способ объединить отдельные произведения в серии.

Убивая ОП, автор может попасть во вторую засаду – легковесность (неубедительность) мотивировок.
Каждое действие перса - а уж тем более его гибель! – должно работать на общую идею. Это третьестепенных персонажей можно убивать для читательского драйва, но с главными (=осевыми характерами) надо обращаться бережно, иначе сюжет становится схематичным, а перерождение героя - надуманным.

Это я почему раньше такой вредный был? Это потому что у меня велосипеда не было, а теперь я сразу добреть начну. Может и зверушку какую-нибудь заведу. Ты с работы приходишь, а она тебе радуется. (Успенский. Дядя Федор)

Возможен ли такой сюжетный виток? (Печкин перековался). В некоторых жанрах – да, безусловно. Только автор должен все время проверять себя – в том ли жанре он построил ВСЕ произведение ЦЕЛИКОМ?

Итак, злодея можно убить – легко! - но можно и многократно усилить катарсис (читателя), заставив ОП раскаяться.

Нехлюдов («Воскресение» Толстого), Лаевский («Дуэль» Чехова), Раскольников («Преступление и наказание» Достоевского).
Жизнь героев после осознания своей вины является более эффективным наказанием, нежели их уход в небытие. К тому же, целью авторов было не примитивное «око за око», а указание пути духовного роста так, как его понимает автор.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. (с) Достоевский.

И последняя засада – самая важная? – композиционная.

Обычно у читателя «сродство» возникает именно с главным героем= Протагонистом. А тот – по конкурсному заданию - должен быть плохим. Очень плохим.
Непреодолимое препятствие? Отнюдь нет.
Мировая литература знавала подобные случаи.

Протагонист – это не обязательно положительный персонаж, а антагонист – отрицательный.
Роман «Молчание ягнят». Ганнибал Лектер - злодей, Кларисса Старлинг - герой, но оба - протагонисты.
Роман «Парфюмер» Жан-Батист Гренуй - злодей и протагонист.
Роман «Отверженные» - инспектор Жавер - положительный персонаж и антагонист.

Позволю себе напомнить цитату - «Идея – тиран произведения» (с) Эгри.

Создавая рассказ, постоянно держите в уме идею, которую вы=автор хотите продвинуть читателю.

Для обдумывания две иллюстрации – произведения, в которых ГГ отрицательные.

Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы

История семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Такова центральная идея романа.

Главный герой – Иудушка Головлев. Персонаж, безусловно, отрицательный.

«Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика... С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Впрочем, «загадочный взгляд» Порфирия вызывает смутную тревогу матери, Арины Петровны. «Так вот и поливает ядом, так и подманивает»,- говорит она».

Иудушка губит всех семейных – братьев Степку-балбеса и Пашку-тихоню, Аниньку и Любиньку, Петеньку и Володиньку. Войдя в настоящую силу, губит и мать, а уж та, казалось, сама была – ого-го, бой-баба.
На совести Иудушки множество смертей, и по глубине переживаний - гораздо более ужасных, чем гибель безымянных жертв доктора Лектера.

Финал романа - пробуждение «одичалой совести» Иудушки.

«И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, "пожалело" бы его. Зачем он один?» (с)

Роман примечателен еще и тем, что в нем, по сути, нет положительных героев. Салтыков-Щедрин показывает кое-какие просветы в жизни, скажем, Степки-балбеса или Анниньки, однако не дает им развития. Итоги жизни героев романа – «нехорошая» смерть (с). Они умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто - от старости. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. (Проверяем – центральная идея сохранена, автору респект).

На мой взгляд, роман «Господа Головлевы» гораздо ужасней, чем самый-самый триллер и хоррор. В преддверии конкурса рекомендую вам перечитать и ужаснуться НАСТОЯЩИМ ЗЛОДЕЯМ.

Энтони Бёрджесс. Заводной апельсин

Этот роман называют литературным парадоксом XX столетия.

Главный герой Алекс – ярко выраженный ОП. Это воплощение подростковой агрессии и бунтарства. Алекс является главарем молодежной банды, которая вместе с подобными ему слоняется по ночным улицам, дерется с другими шайками, нападает на беззащитных прохожих, калечит людей, грабит лавчонки. Огромное удовольствие получает от избиений и изнасилований. ГГ стимулирует свою агрессию наркотиками и прослушиванием музыки Бетховена.

Совершив жестокое убийство и будучи подставленным друзьями-подельниками, ГГ попадает в тюрьму. Тюрьма оказывается для него невыносима, поэтому он решает участвовать в экспериментальном «лечении», после которого можно сразу выйти на свободу.
ГГ промывают мозги, делая его неспособным не только на насилие, но и на половой акт. Даже музыка Бетховена причиняет ему боль.

После освобождения Алекс обречен на муки. Поочередно Алексу встречаются на пути все его жертвы и отводят на нем душу. Автор подчеркивает их жестокость. Возможность надругаться над беззащитным подростком не упускают даже те, кто видит его впервые.
После неудачной попытки доведения Алекса до самоубийства у него случается сотрясение мозга, и после лечения все привитые ему рефлексы пропадают - Алекс снова выходит здоровым на улицу.

В финале звучат зловещие слова: «Я полностью исцелился…».

Роман «Заводной апельсин» интересен также экспериментами с языком.

Бёрджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надцата», взятыми из русского и цыганского языков. В то время, когда Бёрджесс думал о языке романа, он оказался в Ленинграде, где и решил создать некий интернациональный язык, коим и явился надцат. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного.

В. Бошняк придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. Вот, например, перебранка Алекса с главарем вражеской банды:

Кого я вижу! Надо же! Неужто жирный и вонючий, неужто мерзкий наш и подлый Биллибой, koziol и svolotsh! Как поживаешь, ты, kal в горшке, пузырь с касторкой? А ну, иди сюда, оторву тебе beitsy, если они у тебя ещё есть, ты евнух drotshenyi!

В переводе Е. Синельщикова «русские» слова переведены на английский и даны в тексте кириллицей.

При виде незваных гостей девочка сделала ярко накрашенный ротик буквой "О", а молодой мэн в роговых глассиз поднял голову от тайпрайтера и недоуменно взглянул на нас. По всему столу перед ним были разбросаны шитсы пейпера. Справа от тай-пера они были сложены в аккуратный колон. В тот вечер нам везло на интеллигентных мэнов.

В основном в романе персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова - «мальчик», «лицо», «чай» и т. д.

Дополнительно о персонажах можно прочесть здесь:

Литературный герой и персонаж

Все дети любят читать книжки и смотреть мультфильмы. Часто они копируют поведение своих любимых персонажей: наряжаются ими на праздниках, заучивают наизусть их коронные фразы, изображают их во время игр. Это абсолютно нормальное детское поведение. Но что делать, если любимцами ребенка становятся не положительные, а отрицательные персонажи? Есть ли в этом какая-то опасность? И стоит ли родителям переживать из-за странного увлечения своего ребенка?

Почему отрицательные герои нравятся?

Кто бы что ни говорил, а во многих фильмах и мультфильмах отрицательные персонажи изображаются либо невероятно обаятельными, либо очень умными. Именно в этом и кроется причина популярности отрицательных героев у детей.

Вспомните, например, Волка из «Ну, погоди!», кота Тома из «Том и Джерри» или очаровательную атаманшу из «Бременских музыкантов».

Если с положительными персонажами все ясно с самого начала мультика, фильма или книги, то отрицательные раскрываются постепенно по мере повествования. Они меняются, предстают перед зрителем или читателем с абсолютно разных ракурсов, и в целом оказываются более многогранными, чем их добрые противоположности.

Во многих детских сказках и мультфильмах основной смысл произведения раскрывается именно за счет наблюдения за жизнью отрицательного героя, который в конце концов становится добрым, избавляется от своих негативных качеств, осознает свои ошибки или же терпит заслуженное поражение, то есть учится становится лучше, и, таким образом, учит становиться лучше других.

Что касается детей, то малыши до трех лет еще не понимают того, что видят на экране, но с удовольствием наблюдают за отрицательными персонажами, которые в большинстве детских мультфильмов отрисованы ярче и выразительнее остальных. Естественно, ни о какой симпатии к определенным личным качествам героев здесь речи не идет, детям просто нравится то, как необычно они выглядят.

Дети постарше (5-8 лет) сочувствуют отрицательным персонажам и порой даже неосознанно находят в их ситуации что-то схожее со своей жизнью (например, проблемы в общении со сверстниками, зависть, жадность и нежелание давать свои игрушки другим детям). При этом они словно вживаются в образ героя и учатся осознавать свои ошибки. Поэтому такое увлечение можно в какой-то мере назвать даже положительным опытом.

Если вашему ребенку отрицательные персонажи нравятся больше положительных, не стоит сразу пугаться и тащить свое чадо к психологу. Для начала лучше просто откровенно поговорить с ним. Спросите у ребенка, почему ему нравится тот или иной герой, как он сам оценивает его характер, действия, поведение, понимает ли, что этот герой плохой и ведет себя неправильно. Вместе с малышом проанализируйте показанные в мультфильмах и фильмах ситуации, и если ваш ребенок понимает, где в произведении , а где зло, видит недостатки злодея, то опасаться, скорей всего, нечего.

Если же вы поймете, что ребенок неправильно оценивает поведение героя – жалеет его, оправдывает или даже считает, что он прав, то укажите на его недостатки сами, проанализируйте негативные последствия, наказание, которое получил отрицательный герой в конце. Может быть, ребенок просто не понимал смысла какого-то поступка героя или неверно толковал его слова, а теперь вместе с вами узнал, что же на самом деле они значили, и пересмотрел свою точку зрения?

Если же ребенок признался, что в поведении отрицательного персонажа он узнал самого себя, не спешите ругать его за неправильные поступки! Спокойно дайте ребенку понять, что осознание своей неправоты – это главный шаг к самосовершенствованию.

Помогите своему чаду, а заодно и его любимому герою, разобраться в себе, собственных эмоциях и действиях, и вместе вы обязательно найдете выход из сложившейся ситуации.

К психологу обращаться стоит лишь в том случае, когда ребенок открыто симпатизирует действительно самым плохим поступкам героя и восхищается теми его действиями, которые по общепринятым моральным нормам никак не могут считаться положительными. Особую опасность представляют ситуации, когда ребенок, насмотревшись взрослых фильмов, начинает симпатизировать убийцам и другим преступникам. Желание подражать таким персонажам может привести к плачевным последствиям. Без помощи психолога в этом случае, скорей всего, не обойтись: только специалист может разобраться, почему ребенка привлекает , какие психологические травмы стали причиной этого и как с ними справиться.

Не забывайте о том, что родителям следует внимательно относиться к выбору мультфильмов для детей. Через сюжеты на экране малыши познают мир, и только от вас зависит, каким будет этот мир - добрым или злым.

Юлия Шершакова

Положительные и отрицательные герои в детском творчестве - кто они и зачем нужны?

Давным-давно, когда я ещё только поступила работать руководителем изокружка и везде искала литературу по своему профилю, я была поражена тем, что нередкой темой, предлагаемой детям для рисования являются добрые и злые герои. Или их жилища, или их транспорт.

Да, такие вот противопоставления - Василиса Прекрасная - добрая и положительная героиня и, например, Баба Яга – воплощение зла. Ну, детей спрашивают – как они себе представляют этих персонажей.

После таких занятий малыши на вопрос: что изображено на картинке? - отвечают: персонаж. А что такое персонаж? - Персонаж это Баба Яга .

Так вот, по ходу мотивирующей беседы преподаватель выясняет, как дети представляют себе облик Василисы и облик Бабы –Яги, а когда дети говорят НЕ ТО(что ждут взрослые), им просто сообщается: плохие герои носят грязную, рваную одежду, они тёмные, чёрные (гммм… тогда у меня были очень тёмные волосы, я носила чёрные джинсы с чёрной курткой, и я сразу невзлюбила это описание отрицательных героев. Впрочем, неграм пришлось бы ещё хуже – они тотально чёрные ). Жилища у отрицательных героев тоже либо грязные и разрушенные, либо чёрные и зловещие. Корабли под чёрными парусами и с чёрными флагами. О!

А положительные радуют глаз золотыми кудрями, ясными глазами, яркой светлой одеждой и красивыми хоромами.

Вроде бы всё предельно просто и ясно. Во всяком случае до детей быстро доходит.

Недавно случайно попала на мини-выставку – на уроке лепки второклассникам было предложено слепить чётко определимых или злодеев или добрых героев. Фигурки (как водится) были микроскопические, но тема была понятна до до боли. Одинокий ангелочек на этой выставке был окружён драконами и чертями: очевидно народ всё занятие увлечённо умножал количество злодеев.

Когда я спросила ребят, зачем они это всё лепили, дети ответили: учительница сказала. А как вы думаете - для какой цели? Дети растерялись – и впрямь - ЗАЧЕМ?

Ладно, прихожу в четвёртый класс (люди уже взрослые, дяди-тёти на вид )и задаю им тот же вопрос: сможете нарисовать злого и доброго героев? - ДА!- А как это вы узнаете - какой герой перед вами?

Ученики бойко и заученно рассказывают про чёрные одежды и мрачный вид «плохишей», контрастирующие со светлыми одеждами и улыбчивыми лицами хороших героев.

Ладно, это вы знаете. А зачем? Зачем вам это знать?

Ученики аж взвились: так надо же уметь различать!

Что различать? – Плохих и хороших героев!

А зачем различать плохих и хороших героев?

………………………………………………………………………………………….

Неужели вы так часто попадаете прямо в сказку и в том измерении то и дело встречаете героев, которых надо отнести к плохим или хорошим по виду?

Нет, этого не бывает.

Может, в нашей повседневной жизни вам помогает умение распознавать добрых и злых, руководствуясь сказочными описаниями?

Дети смеются: в нашей жизни всё так перепутано. Ни яркие цвета, ни тёмные убогие жилища, ни рваная одежда, ни золотые локоны ни о чём конкретно не говорят в смысле нравственных качеств.

Так зачем же вам так досконально знать как различать сказочных героев, вместо того, чтобы побольше интересоваться жизнью и сложными свойствами тех, кто живёт рядом? Дети пожимают плечами: ТАК НАДО.

Интересно, а почему это так надо нам - взрослым?

Про популярную тему: рисуем добрых и злых героев вам рассказала Марина Новикова.

P.S. Я думаю, что до изобретения методик по обучению детей этому различению, герои сказок жили себе и не заморачивались – Василиса, под настроение, надевала чёрную юбку, а Баба-Яга ремонтировала свою избу, так что жить ей там было уютно. Но после введения новых методик, «персонажам» и героям пришлось привыкать соблюдать дисциплину: Василиса безвылазно носит красный сарафан, а Кощей Бессмертный озабоченно подкрашивает облупившуюся чёрную краску на стенах своего дворца - не дай бог, где-то светлая штукатурка проглянет.

Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих от страшного змея, пленившего красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым . Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле злых людей, они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для торжества справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.