Темперные краски. Что такое темпера? История необычной краски Черная темпера

Художественные темперные поливинилацетатные краски завода "Невская палитра" изготавливаются на основе высококачественных органических и неорганических пигментов и поливинилацетатной дисперсии. Темперные краски являются традиционным материалом для живописи, а также для декоративно-дизайнерских работ. Легко наносятся на бумагу, картон, дерево, холст. При высыхании краска образует эластичный, непрозрачный и несмываемый слой.

«Мастер-Класс»

Темперные поливинилацетатные краски «Мастер-Класс» предназначена для станковой и монументальной живописи, а также декоративно-оформительских работ по различным поверхностям. Темперные краски «Мастер-класс» представляют собой суспензии пигментов и наполнителей в поливинилацетатной дисперсии с различными добавками. Они легко наносятся на бумагу, картон, дерево. При высыхании образуют эластичную, непрозрачную, несмываемую пленку. Палитру темперных красок «Мастер-класс» составляют 23 ярких интенсивных цвета.

Темперные краски «Мастер-класс» выпускаются в тубах объёмом 46 мл, а также в наборах по 10 цветов в тубах объёмом 46 мл и 12 цветов в тубах объёмом 18 мл.

Краски темперные известны с древних времен. Так художники именовали приготовленные на основе сухих порошковых пигментов и связующего их клея материалы для создания своих бессмертных произведений. Прилагательное «темперные» происходит от латинского слова temperare, переводимое как «соединять, смешивать».

Особенности темперы

Чем же своеобразны краски темперные? В старину добывали, в основном, из минералов, полученный порошок тщательно смешивали с клейким веществом - яичным желтком, соком некоторых растений, или нефтью. Сегодня темперные краски готовят на основе синтетических красителей и эмульсий. До того как были изобретены (XV век), темпера была самым популярным материалом для создания фресок, икон и произведений станкового искусства. Стиль такой живописи неповторим и своеобразен, вот почему и в наши не утрачивают интереса к темперным краскам.

Яичная темперная краска

Краски темперные на основе яичной эмульсии включают в состав куриный желток, масло и скипидарный лак. От пропорции этих веществ зависят свойства и художественные возможности краски. Например, избыток масла делает краску похожей на масляную, а излишки лака придадут нанесенному на холст материалу больше хрупкости. В Византии и в России яичная темпера широко использовалась в иконописи, в народных промыслах, при помощи нее на стены храмов наносились фрески. В те далекие времена связывающее сухой пигмент вещество готовили, добавляя к куриному желтку воду, квас, вино или уксус. Краски накладывали слой за слоем, а затем покрывали олифой или масляным лаком.

Казеиновые и растительные темперные краски

Кроме распространенной яичной эмульсии темпера нередко готовилась на основе раствора казеина, лака и масла. Также краски темперные делали на базе растительных эмульсий. С этой целью использовали гуммиарабик, клейкое вещество из картофельного или кукурузного крахмала (декстрин) или вишневый клей. Такие краски отличаются невесомостью тонов и дольше остаются свежими, а потому их охотно используют на фабриках, производящих материалы для живописи.

Современные технологии в изготовлении красок

Новые темперные краски основаны на искусственных пигментах и полимерах. Они обладают большей прочностью и не требуют лакового покрытия, поскольку не смываются и не растворяются водой.

Среди востребованных современных средств живописи выделяются темперные краски «Мастер-класс». Серия изготавливается из натуральных и искусственных пигментов на основе поливинилацетатной дисперсии. Пастообразная краска серии «Мастер-класс» широко используется в живописи и дизайнерских работах. Высыхая, она образует несмываемую

Достоинства и недостатки, которыми обладают темперные краски

Как рисовать подобным материалом и каких тонкостей техники он требует - тема для отдельного разговора. Коснемся здесь лишь плюсов и минусов темперы, не потерявшей привлекательности для современных мастеров. Главным достоинством этого материала считают красоту и долговечность. В отличие от образцов масляной живописи, полотна, написанные темперой, не меняют оттенков, не желтеют и не темнеют со временем. Поскольку темперные краски высыхают быстро, можно не беспокоиться о том, что с течением времени цветной слой будет претерпевать изменения в объеме, а значит, картина не облупится и не растрескается. В то же время, быстрое высыхание создает определенные проблемы для художника. Также мастеру придется учитывать, что при высыхании темперные краски меняют тон - светлеют или темнеют.

Статья на тему "Как писать темперными красками?" появилась не спроста. Вопрос частый, т.к. очень часто путают темперу с гаушью и акрилом. Не смотря, что краска "покрывная", писать темперой, можно (нужно) лессировкой и не только.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются три вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками), поливинилацетатная (ПВА, связующее — эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы) и акриловая (связующее — водная дисперсия на основе полиакрилатов). Темпера на основе ПВА более проста в употреблении, разводится водой, не желтеет, но её существенный недостаток состоит в том, что со временем она имеет тенденцию к растрескиванию. В связи с этим долговечность реставрационных работ, выполненных темперой ПВА, всегда вызывает большие сомнения.

При высыхании темпера изменяет тон и цвет, поверхность произведений, выполненных в этой технике матовая, бархатистая. Казеиново-масляная и акриловая темперы таких нареканий не вызывают.Высохшая краска водостойка, поэтому темпера используется и в монументальной живописи.

В торговой сети предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок; темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед использованием её в работе, является наиболее качественным и долговечным красочным материалом, что подтверждено многовековой практикой.

Скупова Любовь Леонидовна "С добрым утром!" 2009 г. Темпера, холст

Некоторые технические приемы при работе темперными красками .

Казеиномасляная темпера выпускается заводом художественных красок в Санкт-Петербурге и имеет ряд особенностей в работе, которые необходимо знать. Казеиномасляная темпера разводится водой и при высыхании из-за присутствия в ней казеина немного светлеет, образуя несколько белесоватую живописную поверхность. Однако перед полным высыханием и определенным высветлением некоторые цвета темперы немного темнеют и блекнут.

Это свойство темперы, зависящее от ее химического состава, дезориентирует неопытных художников. Думая, что допущена в цвете ошибка, художник начинает переписывать работу. Беспорядочное нагромождение цвета по непросохшему первому живописному слою приводит действительно к тому, что цвет начинает жухнуть.

Таким образом, первая задача, возникающая при знакомстве с техникой темперной живописи, заключается в изучении изменения цвета и тона темперной живописи при высыхании и использовании этих знаний в практической работе.

В работе Н.В. Одноралова приводятся данные о степени изменения тона темперных красок по мере их высыхания:

«Незначительно высветляются: окись хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски.

Сильнее высветляются : кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая.

Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зелень.

Резко темнеют, а затем высветляются : сиена натуральная и жженая, марс коричневый — светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин.

Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени .

Темнеют: ганза желтая, лито ль оранжевая и ярко-зеленая.

Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, строициановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго».

Высохший живописный слой темперы прочен и не размывается водой . Необходимо также знать, что у различных красок казеиномасляной темперы консистенция неодинакова. Одни краски затвердевают в тубах, а другие расслаиваются.

Все кобальты через несколько минут затвердевают на палитре , поэтому их необходимо после выдавливания на палитру обильно смочить водой, а ультрамарин растекается. Если расслоились эмульсии и пигмент, то на палитре их необходимо перемешать.

На холсте краски казеиномасляной темперы теряют подвижность и при температуре ниже минус 5 градусов ими становится невозможно работать. Промерзшие темперные краски портятся, поэтому их целесообразно покупать в теплое время года.

Палитра казеиномасляной темперы насчитывает свыше 30 .цветов, а поливинил ацетатной — более 40 цветов. Недостающие в палитре казеиномасляной темперы краски не более 2-3 цветов можно заменить гуашью, но при работе, поливинилацетатной темперой этого делать нельзя. Казеиномасляная темпера не темнеет и не желтеет отвремени в отличие от масляных красок.

Техника темперной живописи может, быть очень разнообразной. Как и в акварельной живописи, темперой можно писать многослойным методом, но в отличие от акварели многослойную темперную живопись можно вести пастозно, можно писать методом «a la prima», лессировками и другими методами, которые используют в основном художники-профессионалы при создании станковых живописных произведений.

Темперой можно выполнять живописные работы как в строго натурном академическом, так и в декоративном плане.

Многосеансный этюд исполняется темперными красками в учебных условиях в основном в два или три этапа, но это не исключает, конечно, возможности более длительной работы над станковым живописным произведением вне аудитории.

В академической и декоративной живописи работу темперой можно вести как по сухой, так и по предварительно смоченной бумаге. Затем при ведении этюда в академическом плане большой кистью сравнительно жидкими, но звучными красками следует установить главные цветовые тональные отношения натуральной постановки с соблюдением точных тональных соотношений между освещенными участками, полутенями и тенями, наметить основные планы.

На этом этапе работы следует писать очень общо, не останавливаясь на деталях. После данного этапа, продолжающегося примерно 2 учебных часа и включающего композиционные поиски и предварительный рисунок, необходимо сделать перерыв и подождать, когда этюд подсохнет.

После перерыва этюд нужно внимательно просмотреть, сверить с натурой, установить места, нуждающиеся в коррекций, цвета или тона.

Второй этап работы по просушенной живописной поверхности заключается в дальнейшем уточнении цветовых и тональных отношений, более тщательной работе над формой и деталями постановки, уточнении касаний. Часть работы на данном этапе можно прописать лессировками как темперными, так и акварельными красками. По мнению В.В.Филатова, .акварельные лессировки хорошо, соединяются с темперным слоем. При определенном опыте учебную работу можно завершить в 2 этапа, но можно при необходимости продолжать ее в течение 3-4 учебных сеансов.

Так как цвет, темперы при высыхании высветляется и иногда трудно подобрать цвет краски к высохшему цвету, перед началом следующего сеанса высохшую работу можно смочить водой. Темперные краски не размываются, цвета становятся значительно ярче, работать по влажному этюду легче.

Техника темперной живописи очень разнообразна. Живописную работу можно вести в плотном, корпусном, пастозном письме, можно прописывать лессировками по предварительно написанному плотным цветом участку. При живописи темперой воды как разбавителя нужно брать очень мало и в ряде случаев не пользоваться совсем, довольствуясь количеством казеиномасляной эмульсии, находящейся в составе красок. Тогда цвет получается звучным и интенсивным. При использовании слишком большого количества воды при разбавлении красок цвет получается мутным и вялым, нуждается в дальнейших многочисленных переделках.

Темперой можно писать и в один сеанс методом «a la prima» как по белой, так и по предварительно тонированной сухой или влажной бумаге. При работе методом «а la prima» темперой цвет, нужно брать сразу в полную силу, т.е. не рассчитывать на дальнейшую работу красками и лессировки. Если положенный на работу мазок не совсем соответствует натурному цвету (в академической живописи), нужное еще не просохший мазок добавить новый, что значительно обогащает цвет. Работа методом «а la prima» позволяет также использовать различные фактурные возможности живописи темперой. Цвета предметов можно писать более корпусными красками с меньшим количеством воды, тени, полутени и фон — более жидкими пластичными красками, кладя мазки строго по форме предметов, «мозаично». Кроме большой кисти при работе методом «а 1а prima» некоторые участки можно написать с помощью мастихина.

Большое значение следует придавать плотности мазка и его направленности. Даже один и тот же цвет, положенный «мозаично» в различных направлениях строго по форме предметов, по-разному отражает свет и воспринимается зрительно значительно богаче колористически, чем цвет, положенный параллельными мазками.

При составлении цвета и смешивании красок на палитре не рекомендуется применять больше 2-3 красок, так как 4-5 смешанных красок мутнеют, теряют свежесть и живопись может получиться вялой и грязной.

Ряд художников, например, К.Ф. Юои и А.В. Куприн, не рекомендуют смешивать охры, сиены, фиолетовый кобальт с кадмиями, краплак с изумрудно-зеленой или окисью хрома. Как устойчивые и красивые смеси они рекомендуют сочетания кадмия желтого с изумрудной зеленью, кобальта зеленого темного с краплаком и т.д. Однако в искусстве, конечно, никаких рецептов существовать не может, и каждый, серьезно работающий художник в своей творческой практике, изучая технологию живописи, находит новые художественные возможности красочных материалов. При живописи темперой необходимо, как и в акварели, иметь два сосуда с водой: в одном мыть кисти, а воду из другого использовать в качестве разбавителя красок.

При необходимости поддерживать темперную живопись на холсте в сыром или полусыром состоянии в течение длительного времени Л.И. Киплик рекомендует плотный холст на подрамнике без проклейки и грунта обильно смочить водой после нанесения и закрепления рисунка. После некоторого времени, когда краска подсохнет, он рекомендует приступать к темперной живописи по влажному, не-грунтованному холсту, увлажняя время от времени его обратную сторону. Краски темперы при этом методе нисколько не уступают масляным в подвижности и тонкости живописных переходов.

В.А. Серов " Портрет Г.Л. Гиршман" 1907 г.

В.В. Филатов предполагает, что именно этим методом на плотном льняном холсте написан В.А. Серовым известный портрет Г.Гиршман. В.Э.Борисов-Мусатов писал темперой на грубом холсте. Так им написаны «У водоема» и другие работы.


В. Борисов - Мусатов "У водоема" 1902 г.

А.Я.Головин при создании эскизов театральных декораций и костюмов, а также в станковых работах применял, как правило, смешанную технику, используя в одной работе темперу, гуашь, акварель и часто завершая работу углем и пастелью. В такой смешанной технике написаны портреты Ф.И. Шаляпина в ролях Олоферна и Мефистофеля, портрет поэта М.А. Кузмина. Н.Н. Сапунов писал темперой на бумаге или на картоне методом «a la prima».

Отличительная черта темперной живописи — матовая, бархатистая поверхность красочного слоя, которая своим благородством привлекала крупных художников. Однако некоторые художники предпочитают покрывать темперную живопись лаком, что углубляет тона. Покрытая лаком темперная живопись становится очень похожа на масляную.

Покрывать лаком темперную живопись можно сразу по живописной поверхности, а можно и по предварительной желатиновой проклейке. Предварительное проклеивание раствором желатина красочной поверхности живописного темперного произведения предотвращает неоднородное впитывание лака на различных по толщине живописного слоя участках. Лаки для покрытия темперной живописи можно применять те же, что и для покрытия масляной живописи.

Для лучшей сохранности произведения темперной живописи на любых основах, не покрытые лаком, необходимо при оформлении застеклить. Стекло, как и при оформлении акварельных работ, предохраняет темперный красочный слой от фотохимического действия ультрафиолетовых лучей.

Учебные темперные живописные работы» выполненные на бумаге, при транспортировке следует заворачивать красочным слоем наверх, в противном случае он может потрескаться и осыпаться. В домашних условиях учебные живописные работы необходимо хранить в папках.

Темпера – одна из старейших красок, которая использовалась в Древнем Египте. Археологами при раскопках найдены уникальные росписи на саркофагах, выполненные аналогами современных темперных красок. Есть несколько видов этой краски, но все они имеют одну общую особенность – основа красящего состава – эмульсия, которая растворяется водой, однако, в процессе высыхания ода испаряется и темпера становится устойчивой к воде.

Общая информация

Слово «темпера» имеет итальянские корни, в переводе означает – смешивать краски. Темперные окрашивающие составы состоят из:

  • порошкового натурального пигмента;
  • синтетического пигмента (аналог натурального);
  • связующего вещества – применяется эмульсия из натурального желтка, растительных соков, также используются искусственные компоненты на основе клеевого раствора, масел и полимеров.

Темперная живопись разнообразна по приемам, фактурам, подобные краски отлично подходят для гладкого письма и для пастозной живописи.

По статистике, темпера лишь немногим уступает акварели по популярности. Специалисты выделяют две особенности окрашивающих составов:

  1. темпера современного производства – поливинилацетатная – имеет хорошую кроющую способность;
  2. прекрасно перемешивается с акварельными красками, таким образом, можно получить новые оттенки и сохранить художественную ценность акварели.

Темпера в большей степени подходит для рабочих основ с высокой впитывающей способностью, а также для полотен, обработанных впитывающим грунтовым составом. После высыхания картина приобретает бархатную, матовую поверхность, которая по своим характеристикам напоминает гуашь, только с одним отличием – темпера незначительно меняет оттенок.

Это важно! Для станковой живописи темпера не подходит, но в истории живописи известны случаи, когда мастер работал исключительно темперными красками.

При пастозной технике, необходимо учесть – краска достаточно быстро сохнет, это происходит на палитре. Перемешивать темперу на рабочем холсте сложно, такой процесс доступен только при работе маслом. Важно помнить, что темпера менее пластична, чем масло, следовательно, когда слой слишком толстый, краска растрескивается.

Основное предназначение – лессировочная техника. Посредством темперы можно прорисовывать мелкие детали. Также выделяют следующие особенности темперных красок:

  • под слоем лака не меняет оттенок;
  • нет текстурности – на полотне не остается след от кисти;
  • отличная кроющая способность;
  • не размывается водой;
  • проникает в слои древесины, удалить темперу можно наждачной бумагой.

Новички опасаются использовать темперой, поскольку считается, что она непростая в работе. Да, к такому художественному материалу необходимо привыкнуть, приноровиться, но тренировки помогут преодолеть любые сложности. Если вы хотите отточить свое мастерство, потренируйтесь на гуаши – ее легко превратить в аналог темперы, добавив клей ПВА.

Это важно! Если использовать темперные краски в комбинации с акварелью, необязательно покупать большую палитру. При этом определенные оттенки каждый художник подбирает индивидуально, исходя из техники, жанра живописи и, конечно, личных предпочтений.

Историческая справка

Вплоть до 15 столетия именно темпера повсеместно применялась в иконописи, настенной живописи, а также народном творчестве, например, палехские изделия выполнялись исключительно темперой. Основной компонент – яичный желток, его смешивали вместе с водой, добавляли вино, квас или уксус. Такие краски были не пригодными для пастозной техники. По мере высыхания краски светлели, приобретали матовость. После высыхания полотно покрывали олифой или лаком на масляной основе.

Иногда для приготовления темперы использовалось целое яйцо, вместе с белком, плотность окрашивающего состава получалась меньшей, однако, для фресок отлично подходила.

Интересный факт! В некоторых российских городах до сих пор сохранились старинные церкви, расписанные темперными красками.

В 16 столетии знаменитый фламандский художник Ван-Эйк усовершенствовал окрашивающие составы на основе масла, после этого темпера утратила свою актуальность в живописи. Интерес к ней остается довольно высоким только в России и Греции, в этих странах художники до сих пор работают в старинной технике. Кроме этого, темпера актуальна в церковной живописи.

В конце 19 столетия многие живописцы разочаровались в масле, поэтому, активно искали достойную замену. Специалисты занимались поисками новых компонентов и вспомнили о темпере. Однако темперная живопись к этому моменту уже изжила себя и не могла удовлетворить запросы мастеров. В связи с этим в состав краски вводятся новые компоненты, которые в значительной степени меняют ее эксплуатационные качества. Главное изменение – вместо натуральной эмульсии использовалась искусственная эмульсия. Новая краска получила широкое распространение в странах Европы.

Учитывая, что традиционная русская школа живописи больше использует масляные краски, поэтому современная темпера до недавнего времени не находила должного применения в России. Сегодня ситуация меняется и в живописи активно применяются темперные краски.

Виды красок

1. Казеиново-масляная.

Готовят из эмульсии на основе растительного масла и казеинового клея, растирая с порошковым пигментом. После высыхания темпера приобретает более темный оттенок, но если использовать вместо белил гуашь, картина потемнеет гораздо меньше. Работать лучше всего упругими кистями с синтетическим ворсом, также подойдут колонковые и щетинные кисти.

2. Яичная темпера.

Связующим элементом применяется яичный желток. Основная сфера использования иконописи. Чтобы продлить срок использования, в краску добавляют консерванты и расфасовывают в тубы.

Полезно знать! Сегодня яичные темперные краски готовят в Италии и Франции.

В процессе высыхания темпера незначительно темнеет. Вместо белил предпочтительно добавлять гуашь. Если состав на палитре высыхает, его можно развести водой, при этом ее характеристики не меняются.

Работают темперой следующим образом:

  • выполняется полупрозрачный подмалевок;
  • наносятся составы густой консистенции.

Также можно работать в один слой, для прорисовки штриховки используют тонкую кисть.

3. Гуммиарабиковая темпера.

Яичный желток и казеин – не единственные компоненты, применяемые для производства темперных красок. Также используют клеевые составы растительного происхождения – гуммиарабик, декстрин или вишневый клей.

Необходимо отметить, что подобная темпера по эксплуатационным характеристикам уступает краскам на основе яичного желтка и казеина. Однако некоторым мастерам нравится работать именно этими составами. Гуммиарабиковая краска имеет незначительную степень прилипания.

Это важно! Гуммиарабиковая темпера не подходит для пастозной живописи, поскольку растрескиваются.

4. Воскомасляная темпера.

Новый тип красок, сочетающий качества масляных, энкаустических и акварельных красок. В состав входят пигменты высокого качества, а в качестве связующего вещества используют многокомпонентную композицию из:

  • растительного масла;
  • пчелиного воска;
  • дистиллированной воды;
  • смолы.

Красками комфортно работать, они имеют пастозную структуру. Главное преимущество воскомасляной краски – прозрачность, благодаря этому можно создавать сложные оттенки. Для создания объемного изображения цвета накладываются друг на друга.

Это важно! Благодаря наличию воска в составе краски дольше остаются подвижными в сравнении с темперой на основе казеина, акрила и поливинилацетата.

После высыхания воскомасляную краску нельзя растворять водой, такая краска устойчива к внешним факторам и агрессивной среде. Темпера на основе воска и масла хорошо смешивается с масляными и водными красками. Чтобы ускорить ее высыхание, достаточно добавить сиккатив. Необходимо учесть, что по мере высыхания краски меняют свой оттенок и темнеют. Чтобы этого избежать, можно в краску добавить белую гуашь.

Работать лучше щетинными кистями.

5. Поливинилацетатная темпера.

Темпера на основе клея ПВА является предшественницей акриловой краски. В сравнении с акрилом поливинилацетатная краска менее устойчива к механическим повреждениям. Используют ее преимущественно для наружной живописи и росписи декораций. Основной недостаток – недостаточная светостойкость.

Акриловая темпера наиболее популярная среди художников. Основные преимущества:

  • чистый цвет и насыщенные оттенки;
  • быстрое высыхание;
  • устойчивость к механическим воздействиям.

Особенности акриловой темперы:

  • краска по мере высыхания сильно темнеет;
  • после высыхания акрил светлеет, поэтому проступают нижние слои краски.

Если работать на холсте, от воды, которой разводится акриловая темпера, полотно провисает. На палитре краска быстро засыхает, поэтому ее сложно отмывать, иногда приходится работать мастихином.

Выбор кисти зависит от жанра, в котором работает мастер, а также стиля картины. Лучше всего использовать синтетические кисти или мастихин. Акриловая темпера накладывается прозрачными слоями или толстым слоем, ею также выполняют подмалевок для дальнейшей работы маслом.

Вспомогательные средства для работы темперой

Разбавлять краски можно водой или другими красками на водной основе – гуашью, акварелью, акриловыми и темперными красками. Если использовать в качестве разбавителя воскомасляную темперу, получится окрашивающий состав, близкий по характеристикам к акварели. При этом краски обладают отличными лессировочными качествами и позволяют создавать оригинальные цветовые эффекты.

Воскомасляную темперу можно разбавлять пиненом, уайт-спиритом, скипидаром, водой – в этом соучае после высыхания поверхность картины получается матовая. Чтобы добиться глянцевого эффекта, темперу смешивают с лаками – мастичным, дамарным, а также растительным маслом, лучше работать льняным. Этот тип темперы отлично спешивается с масляными красками.

Это важно! При добавлении лака скорость высыхания воскомасляной краски уменьшается.

Особенности работы темперными красками

Темперные краски обладают хорошей текучестью, легко стекают с кисти, образуют четкий, тонкий штрих, а в сравнении с масляными красками сохнут несколько быстрее. Темпера твердеет по мере испарения из нее воды, на этом этапе процесс высыхания считается практически завершенным.

Мельчайшие частицы пигмента надежно скрепляются с рабочей основой, благодаря этому исключается вероятность растрескивания краски. В сравнении с гуашью и акварелью темпера держится прочнее на полотне, устойчива к механическим повреждениям и не подвергается влиянию воды. В этом темпера схожа с масляными красками. Однако в сравнении с маслом темперные краски смешиваются сложнее и меняют свой оттенок.

Основу для темперы покрывают грунтовкой, для этого выбирают клеевой или эмульсионный состав, также подойдет водоэмульсионная краска на акриловой основе. В качестве рабочего полотна используют плотный картон, холст, дерево, штукатурку. Учитывая, что темпера быстро высыхает, цвета подбирают на палитре.

Что касается кистей, лучше подобрать инструмент из щетины, а для прорисовки мелких элементов – колонковый инструмент.

Если вы работаете современной темперой, можно не придерживаться особых техник и приемов в работе. Работать можно жидкими красками или в пастозной технике. Если на полотне преобладают светлые оттенки и нужно выдержать прозрачные оттенки, работать нужно на белом грунте. Добиться необходимого оттенка можно посредством лессировки. Покрывать картину можно теми же лаками, которые используются в масляной живописи.

Продают темперные краски в тубах объемом 33 мл, в палитру входят 47 оттенков. Также в продаже представлены наборы, которые состоят из 9 и 12 цветов.

Темперные краски


Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: вода, эмульгирующее вещество (различные виды клея ) и эмульгируемое вещество (масла ).

К эмульгирующим веществам относятся: казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, механически склеиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При таком механическом смешении масла и воды масло находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя в состав связующего вещества, оно делает краски эластичными, не способными к растрескиванию.

Из-за хрупкости темперных красок рекомендуется предварительно холст наклеивать на жесткое основание - картон, фанеру и пр. Приклеивают холст казеиновым клеем. Но нередко темперными красками работают на холсте, натянутом на подрамник, что требует при хранении живописи достаточно аккуратного обращения.

В качестве основания под темперу используют фанеру, картон, загрунтованный холст, а также плотную, натянутую на планшет бумагу.

Поверхностью под темперную живопись служит тот материал, который не впитывает в себя связующее вещество из красок. Если же писать по рыхлому пористому материалу, то полученное изображение при высыхании может сильно изменить насыщенность цвета. Холст под темперу - лучше всего льняной, плотный, с ровным переплетением нитей. Его натягивают на подрамник.

Вполне пригоден под темперную живопись картон (лучше тряпичный), который можно загрунтовать после проклейки любым клеевым или эмульсионным грунтом. Под темперу используют и лучшие сорта плотной бумаги. Если бумага невысокого качества, ее следует проклеить. Материал, обладающий достаточной плотностью, можно не грунтовать, а ограничиться лишь проклейкой. Темперой можно писать и по поверхностям, покрытым масляным грунтом или масляной краской (например, при декоративной росписи стен). Однако в этом случае возможно скатывание краски и непрочность сцепления красочного слоя темперы с грунтом. Что бы этого избежать, следует предварительно промыть поверхность мыльной водой.

По сравнению с масляными темперные краски быстро высыхают, так что по просохшему слою уже через несколько часов можно писать повторно. Темпера превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к различным внешним влияниям - влаге, атмосферным колебаниям температуры.

Яичная темпера

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.

Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи .

Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.

Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.

Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.

Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.

Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет.

Альбумин придает желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.


Приготовленные на желтковой эмульсии краски легко растворяются и при высыхании мало изменяются в цветовом тоне, насыщенности и светлоте. Такие краски очень прочны. Выполненные яичной темперой картины старых мастеров и в наше время сохраняют цвета почти неизменными.

Яичная темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и др.

Наиболее распространенной яичной темперой является водно-желтковая, а также лаково-желтковая, широко применяемая художниками Палеха для живописи миниатюр.

Приготовление яично-масляной эмульсии

Яйцо разбивают с тупого конца (со стороны пуги - воздушного мешка). Отверстие скорлупы выравнивают и из нее выкатывают мешочек с желтком на руку, а скорлупу промывают водой от оставшегося на ней белке. Мешочек с желтком перекатывают с ладони на ладонь и этим очищают его от остатков белка. Затем прокалывают мешочек и выливают желток в промытую скорлупу, в которую до края наливают двухпроцентный раствор уксусной кислоты - с таким расчетом, чтобы количество ее было равно объёму желтка. Эту операцию можно делать и в стакане, наливая также равное количество уксусной кислоты.

Для приготовления эмульсии древние живописцы пользовались вместо раствора уксуса хлебным квасом в тех же пропорциях. Они считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными".

После добавления к желтку раствора уксусной кислоты состав размешивается деревянной лопаточкой или специальным венчиком на стержне (мутовкой).

В приготовленную эмульсию добавляют пигмент и стирают ее с пигментом. Стирают эмульсию с пигментом в блюдцах или в пластмассовых стаканчиках.

Чтобы получить темперную краску, необходимо смешать желтковую эмульсию с измельченным красящим веществом. Для этого красящее вещество высыпают в фарфоровую чашечку и, прибавив немного эмульсии, перетирают до получения хорошо растертой массы. Чтобы предотвратить высыхание красок, их заливают водой, которую перед работой сливают.

Белковая эмульсия:

Темперные краски могут быть приготовлены и на белковой эмульсии. Однако такая эмульсия значительно уступает желтковой, так как она менее стойка к внешним воздействиям и имеет более хрупкую пленку. Для ее улучшения добавляют млечный сок мака и чесночный сок. Можно приготовить темперу и на связующем веществе из белка и желтка (предварительно хорошо их перемешав) с добавлением льняного масла. Для этого берется (в частях по объему):

яйцо (желток и белок) -1
льняное масло - 2
уксус столовый -2
пигмент - по потребности

Для приготовления темперы сначала смешивают желток с белком, затем, помешивая, вводят масло, потом уксус. После этого связующее вещество смешивают с пигментом. Темперой такого состава часто пользуются в монументально-декоративных росписях по штукатурке.

Темпера Кеммерера:


Яичного желтка.......................1 вес.часть
Масляного лака (лучших качеств)......1/4 вес.части
Льняного масла.......................1/8 вес. части
Макового масла.......................1/8 вес.части

Масла смешиваются с лаком, а затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берётся 1,5 весовой части 1%-ного раствора карбола. Эмульсия может сохраняться в течение двух недель, по истечении этого времени эмульсия считается не пригодной

Казеиново-масляная темпера:

В настоящее время широкое распространение получила казеиново-масляная темпера. Эта краска обладает нерастворимой пленкой и может применяться на таких основаниях, как дерево, холст, штукатурка, стекло, бумага, картон и на многих других поверхностях.

Масляно-казеиновая темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина, являющегося связующим пигмента, ализаринового масла, служащего эмульгатором, и антисептика - фенола, предохраняющего краску от плесени и разрушения спорами различных грибков.

Масляно-казеиновая темпера - краска, предназначенная для работы на специально грунтованном холсте, бумаге, а также на картоне и дереве.

Казеиново-масляная темпера после высыхания быстро твердеет, прочно пристает к грунту холста, дерева, картона. Красочный слой обладает прочностью и не растрескивается даже при пастозном наложения.

Технические приемы живописи темперными красками не допускают корпусных мазков, аналогичных мазкам в масляной живописи, так как чрезмерная толщина их может вызвать растрескивание красочного слоя и даже его отслаивание.

При работе темперными красками следует не механически смешивать краску, а применять оптическое смешение, как совокупность просвечивающих слоев.

Вторичную прописку живописи можно производить лишь по достаточно просохшему слою, примерно через 1-2 дня.

Наиболее удачным разбавителем темперных красок является снятое и немного разбавленное молоко. Молоко содержит 2-3% казеина, что дополняет эмульсию темперных красок. Применение воды как разбавителя красок обычно вызывает растрескивание, отслаивание и меление красок.

Правильно приготовленные темперные краски после высыхания дают слегка бархатистый, без крупинок и трещин, слой. Хорошо просохший красочный слой не должен размываться водой. В отличие от гуаши темпера после высыхания почти не изменяет качеств цвета. Однако у таких красок, как охра, умбра, изумрудная зелень, синий и фиолетовый кобальт, обычно замечается посветление, а у желтых, некоторых оранжевых и даже белил про исходит некоторое потемнение. И то и другое во многом зависит от свойств грунта и от количества покрытий, сделанных в процессе живописи.

Специфической особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания.

Незначительно высветляются: окись-хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски. Сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая. Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая. Резко темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная и жженая, марс коричневый-светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин. Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени.

Темнеют: ганза желтая, литоль оранжевая и ярко-зеленая.

Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго.

Художнику необходимо знать такие особенности краски:

  • В случае необходимости внесения каких-либо исправлений в темперной живописи рекомендуется исправляемые места смачивать водой для получения первоначального тона.
  • Для получения цветовой насыщенности темперных красок живопись покрывают лаком, и краски приобретают глубину и прозрачность. При этом различные краски приобретают различную цветовую интенсивность и глубину. Готовую работу покрывают лаком не ранее чем через 20-30 дней. Перед нанесением лака рекомендуется темперную живопись предварительно покрыть 4-процентным раствором желатинового клея. Лак не только создает однородную плотность живописного слоя, но и предохраняет его от проникновения пинена, что дает возможность при внесении исправлений, дописок растворить лак пиненом без воздействия на красочный слой.
  • Для покрытия живописи пользуются одним из покрывных живописных лаков, например: даммарным, акрилфисташковым и др. При этом лак должен быть разведен пиненом примерно наполовину для получения приемлемого лакового блеска, не нарушающего восприятия живописного произведения.
  • Если этюд, написанный темперой, покрыть лаком, то все изображение приобретает насыщенность цвета и прозрачность, то есть приблизится к масляной живописи. Однако при этом во многом теряется своеобразие темперы.
  • Часто затруднения при работе, масляно-казеиновой темперой у художников возникают из-за того, что используются краски с пропущенным гарантийным сроком. Срок использования масляно-казеиновой темперы составляет всего 6 месяцев. По истечении гарантийного срока происходит расслоение эмульсии и коагуляция пигмента. Такая темпера непригодна для работы: красочный слой, нанесенный такой краской, может шелушиться, мелиться и распыляться. При этом замечено, что одни краски отслаиваются в большей, а другие в меньшей степени. Очень заметно отслаивание, например, цинковых белил, кобальтов, окиси хрома и др.
  • Масляно-казеиновую темперу следует считать полноценной лишь тогда, когда она не загустевает, не расслаивается, не изменяется резко в цвете по высыхании. Даже в относительно корпусном слое легко разводится водой и не размывается после высыхания. Поэтому рекомендуется работать свежей темперой, приобретая которую следует проверять дату выпуска, проставленную на тубах.
  • Темперу следует хранить при комнатной температуре. При температуре ниже 0 о и высоких температурах происходит разрушение эмульсии и краска расслаивается.

Казеиново-масляная темпера состоит из казеиново-масляной эмульсии и пигмента. Эта темпера продается в тюбиках. Чтобы самостоятельно приготовить казеиново-масляную темперу, нужно взять (в частях по весу):

казеиновый клей (20%-ный раствор) - 100
льняное масло - 100
вода -50

пигмент - по потребности

Ассортимент выпускаемой масляно-казеиновой темперы

Наименование краски

Светостойкость - (в баллах)


Белила цинковые
Стронциановая желтая
Кадмий желтый средний
Охра светлая золотистая
Сиена натуральная
Сиена жженая
Кадмий оранжевый
Кадмий красный светлый
Охра красная
Английская красная
Краплак красный
Кобальт фиолетовый
Ультрамарин
Кобальт синий
Кобальт голубой
Церулеум
Хром-кобальт зелено-голубой и сине-зеленый
Кобальт зеленый светлый
Кобальт зеленый темный
Окись хрома
Умбра натуральная
Марс коричневый светлый
Марс коричневый темный
Умбра жженая
Сажа газовая
Железно-хромовая черная
Краски для оформительских работ
Ганза лимонная
Ганза желтая
Литоль оранжевая
Красная таоиндиго
Ярко-зеленая
Изумрудно-зеленая

5
3
5
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5

4
4
4
4
4
4

Поливинилацетатная темпера

Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств.

Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.

Живопись синтетической темперой - может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.

Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высы­хание: через 1 - 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.

Поливинилацетатную темперу, которая сама водорастворимая, нельзя смешивать с другими водорастворимыми красками. Так, в смеси с масляно-казеиновой темперой краски створаживаются и пло­хо разносятся по поверхности живописного основания.

Разбавителем красок является вода, но после высыхания их можно растворить лишь специальной смывкой, представляющей смесь этилацетата с раствором этилового спирта, взятых в соотношении 1: 1 .

В процессе работы краски, хотя они и содержат до 50% воды, следует выдавливать из туб в колечки из мокрой ваты для удержания в них влажности. Поливинилацетатные темперные краски быстро высыхают. Это требует от живописца определенных навыков.

Кисти в процессе работы необходимо держать в банке с водой, по окончании работы их следует тщательно промыть водой. В случае засыхания краски на кистях их промывают смывкой или 70-75 - процентным этиловым спиртом.

Поливинилацетатной темперой можно работать на самых различных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным (масляно-клеевым) грунтом, на бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, линоксиновом линолеуме, стекле и многих других поверхностях, т. е. краски эти являются универсальным живописным материалом, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

Высыхая, некоторые краски несколько изменяются в оттенке:

  • Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая.
  • Значительно светлеют: кобальт синий и охра.
  • Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. При этом охра светлая и сиена жженая, нанесенные на бумагу, значительно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.
  • Заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуум, умбра жженая и краплак красный.
  • Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и, ультра­марин (в корпусном слое).

Поверхность поливинилацетатной живописи матовая. Для получения поверхности, насыщенной по цвету, живопись покрывают од­ним из покрывных лаков, например даммарным, акрилфисташковым и другими. Разбавляя лак пиненом, можно получить различную степень блеска живописи. Наиболее благоприятно разбавление лака в соотношении 1:1. Живопись, покрытая лаком, приобретает глубину и колористическую насыщенность, но при этом при углубленности тона красок живопись кажется более темной.

Хранить краски следует при комнатной температуре, и не ниже 0 градусов. Гарантийный срок хранения красок - 1 год. Количества звездочек указывает на степень светостойкости краски: три звездочки - высокая светостойкость, две звездочки - средняя, одна звездочке - низкая светостойкость.

При нанесении краски на основание образуются эластичные пленки. Для смывания высохшего красочного покрытия употребляется смесь этилацетата с водным этиловым спиртом. Поливинилацетатные краски нельзя смешивать в процессе работы с казеиново-масляной темперой, что часто делают художники при недостатке каких-либо цветов в тех или иных красках.

Современная темпера вполне может соперничать по прочности со старинной темперой и масляной живописью, а ее свойства и возможности хорошо отвечают требованиям различных видов современного изобразительного искусства.

Кроме перечисленных выше видов темперы, которые являются наиболее распространенными, существует также восковая и камедная темпера. Однако в состав связующих этих красок входят более редкие вещества и приготовление их значительно сложнее.

Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:

  • белые - свинцовые, цинковые, титановые белила;
  • желтые - желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;
  • красные - киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;
  • фиолетовые - марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черняки;
  • зеленые - изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;
  • синие - ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;
  • коричневые - марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван-Дик коричневый;
  • черные - виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.

Воскомасляная темпера