§8 Практические советы. Последовательность выполнения живописного произведения Тесты на знание основных критериев живописи

Понятие «Живопись» (дидактическая единица).

1.Какой из этих цветов не является «теплым»:
А) желтый;
Б) красный;
В) Оранжевый;
Г) синий
2. Какое определение наиболее соответствует понятию «воздушная перспектива»:
А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;
Б) изменение величины предметов зависимости удаленности их от точки наблюдения;
В) изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения;
Г) пропорциональное изменение предметов.
3. Основные цвета это
А) красный,фиолетовый,зеленый;
Б) красный, синий, желтый;
В) желтый,синий,зеленый;
Г)желтый,синий,оранжевый.
4. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:
А) локальным цветом
Б) колоритом
В) контрастом
5. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности:
А) от общего к частному;
Б) от холодного к теплому;
В) от светлого к темному.
6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
А) контражурное
Б) фронтальное
В) боковое
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
А) абстрактная
Б) декоративная
В) реалистическая
8. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.
А) лепка формы
Б) цвето-тональные отношения
В) проработка деталей
9. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации:
А) реалистическая
Б) декоративная
В) абстрактная
10. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция.
А) декоративная
Б) абстрактная
В) реалистическая
11. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавть действительность – это:
А) живопись
Б) рисунок
В) ДПИ
12. Работа, выполненная с натуры – это:
А) этюд
Б) эскиз
13. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:
А) фас
Б) профиль
В) три четверти
14. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
А) техника живописи
Б) материалы гуашевой живописи
15. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется6
А) углем
Б) фломастером
В) карандашом
16. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью:
А) два часа
Б) четыре часа
В) тридцать минут
17. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине- это:
А) колорит
Б) светлота
В) монохром
18. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это:
А) рефлекс
Б) локальный цвет
В) полутон
19. Основные задачи реалистической живописи:
А) писать живо, броско
Б) писать отношениями
В) использовать больше цвета
20. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи:
А) вода
Б) скипидар
В) ацетон
21. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние:
А) проработка деталей
Б) цветовые отношения
В) лепка формы
22. С чего начинается работа над живописным этюдом:
А) проработка деталей
Б) компоновка в формате
В) построение
Г) прокладка основных цветовых и тональных отношений
23. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе:
А) белый
Б) фиолетовый
В) серый
Г) черный
24. Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют:
А) «Маринами»
Б) «Светланами»
В) «Еленами»
25. Наложение одного красочного слоя на другой называется:
А) лессировка
Б) алла прима
В) по-сырому
26.Какой цвет не является хроматическим:
А) красный
Б) белый
В) синий
Г) голубой
27. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется:
А) светлотным контрастом
Б) колоритом
В) цветовым контрастом
28. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях:
А) анатомической конструкции черепа
Б) истории искусств
В) линейной перспективы
29. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда:
А) светлее
Б) темнее
В) точно такой же
30. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется:
А) лессировка
Б) по-сырому
В) «alaprima»
31. Выберите правильную последовательность:
А) обобщение, компоновка, лепка формы, построение
Б) компоновка, лепка формы, построение, обобщение
В) построение, компоновка, лепка формы, обобщение
Г) компоновка, построение, лепка формы, обобщение.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ЖИВОПИСИ

Г
В
Б
Б
А
А
В
В
Б
Б
А
А
В
А
В
А
А
Б
Б
А
Б
Б
Б
А
Б
Б
А
А
Б
В
Г


Приложенные файлы

С чего начинать рисовать? Таким вопросом нередко задаются начинающие художники, когда приступают к работе. Однако опытные рисовальщики давно знают ответ на него, потому что в классической художественной школе есть замечательный принцип ведения работы. Рисовать или писать следует от общего к частному, от большего к меньшему.

Чтобы понять это наглядно, достаточно вспомнить как рисуют маленькие дети. Часто ребенок сосредоточивается на подробном рисовании какого-либо предмета, не задумываясь о его размерах и о том, как он вписывается в окружение. Дети могут нарисовать маленькую фигурку на большом листе. Случается так, что нарисованный предмет находится где-нибудь в углу листа, а вокруг пустое пространство. Дети в силу своего возраста не воспринимают весь лист как единое целое, поэтому рисуют все по отдельности.

Нечто подобное происходит когда начинающие художники приступают к рисунку или живописи. Хочется передать всю красоту отдельной детали, нарисовать ее в подробностях, не задумываясь о единстве картины, о том как эта деталь должна быть подчинена окружению. Но когда на «добросовестно» проработанный фрагмент посмотришь издалека, отойдя от мольберта, то видишь, что все не так уж и хорошо как казалось вблизи. Сама деталь может и удалась на славу, однако, не вписалась в остальной рисунок, поэтому в целом вышло все криво. Рассмотрим это на примере.

Предположим, художник рисует портрет. И начинает работу сразу с прорисовки глаза, забыв про все остальное. Далее рисует нос, губы, все лицо и контуры головы. Потом завершает весь портрет. Т. е. начал рисунок с глаза, а закончил всем силуэтом головы (смотрите иллюстрацию). В итоге, сам глаз получился, но сместился в сторону. То же самое произошло и с носом, и с губами. Поэтому портрет вышел не только непохожим, но и кривым.

Но почему такое произошло? Потому что художник сначала стал рисовать малые объекты, а потом закончил крупными формами. Т. е. вел работу от меньшего к большему. Но если бы он начал работу с контуров головы, овала лица (т. е. с крупного), а потом перешел к носу, губам, глазам (меньшему) — вышеописанной ошибки не произошло бы (точнее, вероятность этого была бы меньше). Ведь, наметив основу крупных форм, намного легче вписать в нее мелкие детали. Легче сравнить расстояния и пропорции. А если начинать с мелочей, не определив большие силуэты, то подогнать одно к другому впоследствии будет очень сложно. Поэтому художники используют последовательность рисования от большего к меньшему. И хотя сам по себе этот способ не гарантирует успеха, он значительно помогает в работе. Но разве нельзя рисовать так, как хочется? В любой последовательности? Великие мастера с большим опытом могут начать рисунок от точки «А» и закончить в точке «В», не задумываясь о последовательности. У них все получается уже на интуитивном уровне, так как за плечами огромный опыт. Но в большинстве случаев рекомендуется начинать работу не с мелочей, а с общих, больших масс, смотря на картину в целом. Ведь и большие мастера, даже если и нарушают классические этапы рисунка, в уме все равно видят картину целиком, не фрагментарно.

Видеть целое среди мелких деталей очень важно по целому ряду причин. Одна из них — это умение обобщать. Без обобщения нельзя представить себе ни рисунок, ни живопись. Обобщение — это не только способ облегчить работу. Посредством обобщения художники создают иллюзию, при которой живопись или рисунок способны оживать. Возьмем, к примеру, букет цветов. Если его начать писать с отдельных лепесточков, и таким подробным письмом продолжать работу до конца, то живопись может не только содержать ошибки, но и быть менее выразительной, «сухой». Однако, если художник начнет работу с больших масс, обобщая и объединяя цветки в группы, а потом будет писать отдельные цветки подробно, то такая последовательность поможет не запутаться в оттенках, видеть главное, оживлять живопись. Оживлять эффектом отбора, когда художник обобщает второстепенное и выделяет главное. Соседство подробного и обобщенного создает иллюзию, в которой изображаемый вид словно оживает.

Такой отбор требует от человека умения видеть картину в общем, умения обращать внимание на основное, не сосредоточиваться на мелочах. Когда у художника в этом отношении «поставлен глаз», он сумеет лучше определить, что нужно обобщить и как это сделать. Глядя на картину под таким углом, художник сможет точнее определить пропорции, лучше увидеть цветовые и тоновые отношения.

Кузьмина Г.Н.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
(живопись, изобразительное искусство)

Тесты на знание основных критериев живописи

1.Какой из этих цветов не является «теплым»:
А) желтый;
Б) красный;
В) Оранжевый;
Г) синий
2. Какое определение наиболее соответствует понятию «воздушная перспектива»:
А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;
Б) изменение величины предметов зависимости удаленности их от точки наблюдения;
В) изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения;
Г) пропорциональное изменение предметов.
3. Основные цвета это…
А) красный,фиолетовый,зеленый;
Б) красный, синий, желтый;
В) желтый,синий,зеленый;
Г)желтый,синий,оранжевый.
4. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:
А) локальным цветом
Б) колоритом
В) контрастом
5. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности:
А) от общего к частному;
Б) от холодного к теплому;
В) от светлого к темному.
6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
А) контражурное
Б) фронтальное
В) боковое
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
А) абстрактная
Б) декоративная
В) реалистическая
8. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.
А) лепка формы
Б) цвето-тональные отношения
В) проработка деталей
9. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации:
А) реалистическая
Б) декоративная
В) абстрактная
10. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция.
А) декоративная
Б) абстрактная
В) реалистическая
11. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавть действительность – это:
А) живопись
Б) рисунок
В) ДПИ
12. Работа, выполненная с натуры – это:
А) этюд
Б) эскиз
13. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:
А) фас
Б) профиль
В) три четверти
14. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
А) техника живописи
Б) материалы гуашевой живописи
15. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется6
А) углем
Б) фломастером
В) карандашом
16. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью:
А) два часа
Б) четыре часа
В) тридцать минут
17. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине- это:
А) колорит
Б) светлота
В) монохром
18. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это:
А) рефлекс
Б) локальный цвет
В) полутон
19. Основные задачи реалистической живописи:
А) писать живо, броско
Б) писать отношениями
В) использовать больше цвета
20. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи:
А) вода
Б) скипидар
В) ацетон
21. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние:
А) проработка деталей
Б) цветовые отношения
В) лепка формы
22. С чего начинается работа над живописным этюдом:
А) проработка деталей
Б) компоновка в формате
В) построение
Г) прокладка основных цветовых и тональных отношений
23. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе:
А) белый
Б) фиолетовый
В) серый
Г) черный
24. Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют:
А) «Маринами»
Б) «Светланами»
В) «Еленами»
25. Наложение одного красочного слоя на другой называется:
А) лессировка
Б) алла прима
В) по-сырому
26.Какой цвет не является хроматическим:
А) красный
Б) белый
В) синий
Г) голубой
27. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется:
А) светлотным контрастом
Б) колоритом
В) цветовым контрастом
28. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях:
А) анатомической конструкции черепа
Б) истории искусств
В) линейной перспективы
29. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда:
А) светлее
Б) темнее
В) точно такой же
30. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется:
А) лессировка
Б) по-сырому
В) «alaprima»
31. Выберите правильную последовательность:
А) обобщение, компоновка, лепка формы, построение
Б) компоновка, лепка формы, построение, обобщение
В) построение, компоновка, лепка формы, обобщение
Г) компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ЖИВОПИСИ
1. Г
2. В
3. Б
4. Б
5. А
6. А
7. В
8. В
9. Б
10. Б
11. А
12. А
13. В
14. А
15. В
16. А
17. А
18. Б
19. Б
20. А
21. Б
22. Б
23. Б
24. А
25. Б
26. Б
27. А
28. А
29. Б
30. В
31. Г

Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться определенной последовательности. Обычно художник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в которых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.

Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.

Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колоритом. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.


104. П. СЕЗАНН. В лесу


Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, композиционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.

Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.



105. А. А. ИВАНОВ. Явление Христа народу


106. А. А. ИВАНОВ. Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу»


В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, помещенные в конце данной книги.

Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщины. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произведения с помощью специальных инструментов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.





107. Акварельные, гуашевые и масляные краски




108 а. Акварель б. Гуашь в. Масло


До конца XVII – начала XVIII веков художники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно ученикам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.

Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природных элементов (минералов, растений) они изготовлены. Основа всех красок – пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое- нибудь другое масло. Клеевые краски – это акварель, гуашь, темпера. В старину изготавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.

1. Выбрать из списка. Какой из этих цветов не является «теплым»:

А) желтый;

Б) красный;

В) Оранжевый;

2. Выбрать из списка. Какое из приведенных ниже определений наиболее соответствует понятию « воздушная перспектива »:

А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;

Б) изменение величины предметов в зависимости от их удаленности от точки наблюдения;

В) изменение цвета предмета в зависимости от его удаления от точки наблюдения;

Г) пропорциональное изменение предметов.

3. Продолжить определение. Основные цвета это:

А) красный, фиолетовый, зеленый;

Б) красный, синий, желтый;

В) желтый, синий, зеленый;

Г) желтый, синий, оранжевый.

4. Продолжить определение. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:

А) локальным цветом

Б) колоритом

В) контрастом

5. Выбрать из списка. Основной принцип работы над живописным этюдом -

А) от общего к частному;

Б) от холодного к теплому;

В) от светлого к темному.

6. Выбрать из списка. Какое направление живописи передаёт объем предметов, их положение в пространстве и взаимосвязь с окружающей средой.

А) абстрактное

Б) декоративное

В) реалистическое

7. Выбрать из списка. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы человека.

А) лепка формы цветом

Б) композиционное размещение изображения

В) проработка деталей

8. Выбрать из списка. Вид живописи, в основе которого лежит принцип стилизации:

А) реалистическая

Б) декоративная

В) абстрактная

9. Работа, выполненная с натуры - это…

Б) форэскиз

10. Выбрать из списка. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:

Б) профиль

В) три четверти

11. Выбрать из списка. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью:

А) два часа

Б) четыре часа

В) тридцать минут

12. Выбрать из списка. Собственный цвет предмета без учета внешних влияний - это…

А) полутон

Б) рефлекс

В) локальный цвет

13. Выбрать из списка. Какой этап работы при написании живописного этюда на состояние наиболее важен:

А) проработка деталей

Б) поиск больших цвето-тональных отношений

В) лепка формы цветом

14. Выбрать из списка. С чего начинается работа над станковым живописным произведением:

А) проработка деталей

Б) поиск композиции с учетом выбранного формата

В) построение

Г) поиск основных цвето- тоновых отношений

15. Выбрать из списка. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе:

Б) фиолетовый

Г) черный

16. Выбрать из списка. Нанесение одного тонкого красочного слоя на другой называется:


А) лессировка

Б) алла прима

В) техника по-сырому

17. Выбрать из списка. Какой из перечисленных ниже цветов не является хроматическим:

А) красный

Г) голубой

18. Выбрать из списка. Живопись сложной пластической формы - головы натурщика должна базироваться на знаниях:

А) анатомической конструкции черепа

Б) истории искусств

В) линейной перспективы

19. Выбрать из списка. Рефлекс по отношению к освещенной части головы изображаемой модели всегда:

А) светлее

Б) темнее

В) точно такой же

20 Выбрать из списка.. Живописная техника, при которой цвет каждой детали изображаемой натуры «берётся в полную силу», в один слой, называется:

А) лессировка

Б) по-сырому

В) «alaprima»

21. Выбрать правильную последовательность работы над живописным этюдом:

А) обобщение - композиционное размещение изображения - лепка большой формы - построение - работа над деталями

Б) композиционное размещение изображения - лепка большой формы - построение - обобщение

В) композиционное размещение изображения - построение - лепка большой формы - детальная проработка формы - обобщение

Г) построение - композиционное размещение изображения - лепка большой формы - работа над деталями - обобщение.

22. Выбрать из списка. Какой из перечисленных терминов не является жанром живописи

А) портрет

Б) пейзаж

В) лессировка

Г) натюрморт

23. Определить в какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными

А) ранним утром

Б) в солнечный полдень

В) вечером

24. Выбери наиболее точное определение насыщенности цвета

А) собственный цвет предмета не зависящий от влияния освещения, окружения

Б) степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по по светлоте

В) степень приближения цветов к белому

25. Любой цвет в окружении более тёмных светлеет, а в окружении более светлых темнеет. Это явление называется …

А) светлотным контрастом

Б) цветовым контрастом

В) влиянием воздушной перспективы на изображаемый объект

26. Определить элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов это …

А) контраст света и цвета

Б) насыщенность и светлота

В) светотень и цвет

27. Определить какие из перечисленных материалов не относятся к живописным:

А) акварельные краски

Б) пастель

Д) масляные краски

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ЖИВОПИСИ

№ вопроса Правильный вариант ответа
Г
В
Б
В
А
В
В
Б
А
В
А
В
Б
Б
Б
А
Б
А
Б
В
В
В
Б
В
А
В
В, Г