Влияние спорта на здоровье детей. Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростка

Когда дети играют в пятнашки (салки) или занимаются другими физическими активностями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.

Положительное влияние физических упражнений на мозг вашего ребенка.

Вот лишь малый список преимуществ, которые получает ваш ребенок при физических занятиях:

  • Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.
  • Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.
  • Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.
  • Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.
  • Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.
  • Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.
  • Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.
  • Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.
  • Стресс разрушает мозг ребенка (). Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.
  • Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.
  • Шведские ученые доказали, что кардио тренировки (бег, прыжки и т.д.) неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.
  • Физические упражнения повышают силу, гибкость и выносливость вашего ребенка. Это дает ребенку преимущество во время преодоления физических трудностей, с которыми он сталкивается по мере взросления, например, бежать за уезжающим школьным автобусом, нести тяжелые книги и завязать шнурки на ботинках.

Ниже представлены подсказки, которые помогут вам сделать ребенка более активным:

1. Будьте примером для вашего ребенка. Для начала вы сами должны много гулять, бегать, кататься на велосипеде или играть в различные виды спорта. Исследования доказали, что ребенок дошкольного возраста, чьи родители ведут активный образ жизни, также стемятся быть активными. Родители могут влиять на ребенка тремя путями: быть образцом для подражания, помочь ему быть активным и быть активным вместе с ним.

2. Сделайте фитнес приоритетным занятием в вашем доме. Введите ограничения на , видео игры и интернет.

3. Сделайте фитнес веселым занятием. Поддерживайте ребенка в его стремлении заниматься спортом. Не ограничивайте его в этом направлении.

4. Подталкивайте вашего ребенка к прогулке. Не используйте автомобиль, если вы идете вместе с ребенком в место, которое находиться в пешей доступности. Ищите возможность для прогулки (ходите в магазин или на рынок, больше поднимайтесь и спускайтесь по лестнице). Постепенно увеличивайте расстояния, которые вы преодолеваете с ребенком, таким образом вы будете укреплять необходимые группы мышц. Заставьте ребенка полюбить пешие прогулки. Это будет огромным преимуществом для него в будущем.

5. Прививайте ребенку любовь к пробежкам. Бегайте вместе с ребенком или сделайте это общей деятельностью с друзьями и родственниками.

6. Пусть ребенок катается на велосипеде, самокате, роликовых коньках, скейтборде (убедитесь, что он имеет все необходимые средства защиты: шлем, налокотники, удобную одежду). На следующее день рождения подарите ему один из таких подарков вместо очередной видео игры.

7. Танцуйте с вашим ребенком. Танцы доставляют больше удовольствия, чем классические физические упражнения.

8. Устройте соревнования. Это может быть бег наперегонки (дайте фору детям помладше), прыжки на скакалке, гонки на велосипеде и т.д.

9. Ходите на пикники. И не забудьте взять мяч или фризби.

10. Не будьте слишком строги к активной жизни ребенка. Регулярные физические упражнения и активности – вот, что прекрасно. Перфекционизм – это не ваша конечная цель. Если у вашего ребенка был очень тяжелый день, старайтесь не откладывать прогулку или бег. Но если у него совершенно нет сил и времени, то конечно стоит отложить это на следующий раз.

Необходимым условием гармоничного развития школьника является двигательная активность. Последние годы в силу большой учебной нагрузки в школе и дома других причин у большинства школьников отмечается дефицит времени, недостаточная двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 80 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении – сидя. Даже у младших школьников двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 11 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой, а весной и осенью она возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную позу, сидя за партой или учебным столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие проявляется так же сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. На фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см в массе тела 0,7 кг. А у девочек – соответственно 0,9 см и 1,3 кг. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, – это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см, масса тела – на 8 – 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см, сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра. В литературе описаны следующие наблюдения: у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, – на 13 кг, а у занимавшихся, кроме уроков физкультуры, ещё и спортом на 23 кг.

Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров. На этом же участке после усиленной физ. Работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и нельзя ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», – признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Положительное влияние физических нагрузок на подростковый организм

Беличенко Алексей, МОУ средняя общеобразовательная школа №4, 7 «Г» класс

Борченинова Елена Николаевна, учитель физической культуры

2014г.

Содержание

Введение

Физические упражнения могут заменить

множество лекарств, но ни одно

лекарство в мире не может заменить

физические упражнения.

(А. Мюссе)

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это- основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Ещё в начале прошлого столетия В.А.Сухомлинский заметил, что "отставание в учёбе лишь результат плохого здоровья". Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье – залог успешного обучения. Следовательно, занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют гармоничному развитию подростка и интеллектуальному, и физическому, и эмоциональному.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность подростков по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

    изучение литературы по затронутой проблематике;

    проведение опроса школьников и педагогов о влиянии спорта и физической культуры на развитие подростков;

    привлечение внимания подростков к активному образу жизни на примере конкретных жизненных ситуаций;

    воспитание у моих сверстников инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

Глава 1

Физическая нагрузка– это величина воздействия физических упражнений, способствующих повышению функциональных возможностей организма на организм занимающихся, которая должна регулироваться по объёму и интенсивности.

Интенсивность и объем выполняемой нагрузки зависят от возраста и подготовленности занимающихся. Очень малая нагрузка в первой зоне не способствует повышению результатов и развитию физических качеств. Слишком большая нагрузка может привести к снижению результатов, перенапряжению и ухудшению здоровья. От правильного планирования нагрузки при индивидуальных занятиях зависит состояние здоровья школьника.

Под хорошим здоровьем понимают такое состояние организма, при котором все его органы работают эффективно, стойко переносят неблагоприятные условия среды обитания. Под влиянием физических упражнений повышаются в первую очередь возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сердце начинает работать с большей силой.

Под планированием подразумевается построение рациональной последовательности и создание оптимальных условий для выполнения физических упражнений. Планирование также позволяет рассчитать будущие результаты.

Оптимальным вариантом можно считать выполнение относительно высоких физических нагрузок (ЧСС– 180–200 уд./мин.) на 8–10-й, 15-й, 25-й и 35-й минутах от начала урока (продолжительностью 2 мин.). Данные нагрузки рекомендуется чередовать с умеренными (ЧСС– 140–150 уд./мин.). Не следует высокие нагрузки применять до 10-й минуты и после 37-й минуты урока.

Пульсовой режим при выполнении физических упражнений должен быть таким, чтобы обеспечить физическую нагрузку для развития определённых физических качеств. Длительный бег, кроссы при ЧСС 160–180 уд./мин., фронтальный и поточный методы организации выполнения упражнений повышают уровень физической подготовленности учащихся.

Для оценки физической нагрузки обычно используют показатель частоты сердечных сокращений. Этот показатель характеризует интенсивность нагрузки на уроках физической культуры и занятиях в секциях и кружках. Учителю физической культуры надо иметь в виду, что величина ЧСС достигает информативных показателей, только когда выполнение упражнений длится более 3–5 мин. За это время происходит интенсификация деятельности сердечно-сосудистой системы. Именно поэтому при кратковременной работе, например при беге на короткие дистанции, выполнении ациклических упражнений (прыжков в высоту, в длину и т.д.), значения ЧСС могут быть небольшими.

Предельные значения ЧСС как у школьников разного возраста, не занимающихся спортом, так и у юных спортсменов могут превышать 200 уд./мин. при выполнении высокоинтенсивной и значительной по объёму работы. Однако в большинстве случаев величина ЧСС при этом колеблется в пределах 160–200 уд./мин.

Наибольшую физическую нагрузку на уроках физкультуры учащиеся получают во время занятий циклическими видами спорта (лыжные гонки, плавание и т.п.), наименьшую– на уроках гимнастики и во время спортивных игр. Так, на уроках лыжной подготовки у учащихся 4-х, 6-х, 8-х и 10-х классов ЧСС составляет 130–140 уд./мин., на уроках гимнастики– 116–123уд./мин., во время спортивных игр (волейбол, баскетбол)– 122–126 уд./мин. соответственно. На уроках легкой атлетики ЧСС у учащихся выше, чем на уроках гимнастики и во время спортивных игр. Это связано с тем, что в этих видах спорта процесс обучения, а также переходы к снарядам занимают больше времени.

Замедленное восстановление или снижение пульса может свидетельствовать о чрезмерной физической нагрузке на уроке или неправильном её планировании.

Классификация физической нагрузки

Чтобы оценить воздействие и влияние физической нагрузки на организм школьника, можно пользоваться следующей её классификацией.

1. Зона низкой интенсивности. Упражнения в этой зоне выполняются с малой интенсивностью и скоростью, ЧСС не превышает 100–120 уд./мин.

2. Зона умеренной интенсивности. Это примерно 50% от максимальной нагрузки. При работе в этой зоне деятельность всех органов и мышц происходит за счет использования кислорода, величина ЧСС достигает 130–160 уд./мин. Предельное время работы в этой зоне составляет для детей младшего школьного возраста– 15–16 мин., среднего школьного возраста– 20–30 мин., старшего школьного возраста– 30–60 мин. Учителю физической культуры надо учитывать эти данные при планировании нагрузки на уроках, дополнительных занятиях и при организации самостоятельных занятий по физической культуре. В старших классах для развития выносливости надо включать в урок бег продолжительностью от 10 до 15мин., на уроках во втором полугодии время работы в этой зоне возрастает до 20–30 мин. (кроссы, лыжная подготовка и т.п.).

3. Зона большой интенсивности. Это около 70% от максимальной нагрузки. Упражнения в этой зоне интенсивности вызывают наибольшее напряжение организма. Время работы в этой зоне не должно превышать 4–7 мин. у младших школьников и 10мин.– у старших.

Учителю физической культуры надо учитывать, что при выполнении нагрузок в этой зоне работоспособность у девочек-подростков 13–14 лет несколько ниже, чем у девочек 11–12 лет, что обусловлено перестройкой в организме. Тем не менее не стоит забывать, что регулярное выполнение циклических упражнений при ЧСС 150–180 уд./мин. наилучшим образом способствует развитию возможностей организма. В этой связи возрастает роль занятий лыжной подготовкой, которые при прохождении части дистанции в высоком темпе (при ЧСС 150–170 уд./мин.) обеспечивают хороший тренировочный эффект.

4. Зона субмаксимальной, или высокой, интенсивности. Это примерно 80% от максимальной нагрузки. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у младших школьников порядка 50 сек. (бег на 30 м, ускорения по 20 м, бег на 15–20 м), а у старших школьников– 1мин.

Хорошим нагрузочным упражнением являются прыжки со скакалкой в максимальном темпе. В процессе тренировки длительность выполнения этого упражнения не должна превышать: у младших школьников– 10 сек., у учащихся 11–12 лет– 15 сек., у старших школьников– 20–25 сек. Упражнения со скакалкой на определенное количество прыжков за 1 мин. требуют очень хорошей подготовки. Время отдыха между упражнениями должно быть примерно таким же, как и время работы.

Для развития силы в этой зоне используется 2–3упражнения с количеством повторений 4–10 раз в зависимости от отягощения и подготовленности учащихся.

На занятиях по силовой подготовке для юношей 10–11-х классов целесообразно использовать упражнения с гирей весом 16 кг в режиме 3–4 подхода по 6–12повторений с интервалом отдыха 1–1,5 мин. в темпе 15 движений за 1 мин. Не следует забывать и про статические упражнения.

5. Зона максимальной интенсивности (100%). Предельное время выполнения циклических нагрузок составляет порядка 10сек. Эта работа осуществляется организмом только за счет анаэробных источников энергии.

При планировании индивидуальных физических нагрузок важно помнить о соблюдении принципов постепенности и последовательности нагрузок. Правильно спланировать физическую нагрузку на индивидуальных занятиях можно только в том случае, если занимающийся будет своевременно получать информацию об утомлении. Самым верным признаком утомления являются показатели пульса. ЧСС для каждого человека индивидуальна. Условно принято считать нормальной нагрузку, вызывающую повышение пульса до 120–160 уд./мин.

Хорошим показателем тренированности является ЧСС в состоянии покоя. Пульс в состоянии покоя, равный 48–60 уд./мин., оценивается как отличный; 60–74 уд./мин.– как хороший; 74–89 уд./мин – как удовлетворительный; более 90 уд./мин.– как неудовлетворительный.

Во врачебно-педагогической практике принято определять состояние занимающихся по восстановлению их пульса, частоте и глубине дыхания. Кроме того, можно рекомендовать ортостатическую пробу, которая заключается в измерении пульса сначала в положении лёжа за 1 мин., а затем в положении стоя. Если разница ЧСС между измерениями составляет более 20 уд./мин., то это можно расценивать как ухудшение состояния организма: возможно, двигательная нагрузка во время занятий была слишком высокой.

Однако измерение пульса в состоянии покоя не всегда может показать отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы. Чтобы определить их, используют функциональные пробы, которые имеют различные нагрузки (например, 20 приседаний за

30 сек., трехминутный бег на месте и др.).

Для самоконтроля может быть использована шестимоментная проба, выполняемая в следующей последовательности:

1. После пятиминутного отдыха в положении лёжа подсчитать пульс за 1 мин.

2. Спокойно встать, постоять 1 мин. и подсчитать пульс за 1 мин.

4. Сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 сек. Руки выносить вперёд во время приседания и опускать вниз при выпрямлении. Подсчитать пульс в течение первой минуты.

Затем нужно последовательно сложить результаты всех измерений. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности:шение работы пищеварительной и кровеносной систем. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, поэтому увеличивается «жизненная ёмкость1.Класс

от 300 до 350 (5 баллов)– высокий уровень;

от 350 до 400 (4 балла)– средний уровень;

от 400 до 450 (3 балла)– плохой уровень;

от 450 до 500 (2 балла)– у нетренированных или имеющих отклонения в состоянии здоровья

Так же существует и отрицательный эффект физических нагрузок. При всей полезности физических упражнений, использование предельных физических нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту – угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70%, такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности.

Поэтому очень важно при занятиях физическими упражнениями учитывать уровень физического состояния и подготовленности подростка.

Глава 2

Уроки физической культуры в школе

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.

Основной задачей физического воспитания является:

а) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию. Эта задача должна быть в центре внимания всего педагогического коллектива, школьного врача и родителей. Она решается прежде всего на уроках физической культуры, а также при проведении различных физкультурно-оздоровительных и других мероприятий;

б) здоровье – это такое состояние организма, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Хорошее здоровье определяется нормальным расположением, устройством и правильным функционированием органов тела, отсутствием предрасположений к заболеваниям, приятным самочувствием;

в) нормальное физическое развитие – это изменение строения и функций организма, происходящие в соответствии с ростом школьника.

Урок физкультуры является своеобразной основой физкультурно-спортивной грамоты. Если на уроке будут прививаться необходимые умения и навыки, то сам урок вызывает у школьников интерес и удовлетворение, то можно говорить о формировании у них устойчивой привычки заниматься спортом.

Оздоровительное влияние уроков физической культуры надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок на организм школьника. Во-вторых, обучение школьников для самостоятельных занятий физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок (и при большей моторной плотности) не обеспечивает даже суточной потребности организма в двигательной деятельности.

В подростковом возрасте происходит развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности, на занятия оздоровительной физкультурой).

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с чётким соблюдением режима дня являются надёжным профилактическим средством против травм и многих заболеваний (в особенности сердечно - сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других). Так же способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты). Воспитывают таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Правильно образованный двигательный режим школьников не только улучшает их физическое развитие, но и способствует повышению их успеваемости в школе.

Во многих школах у большого количества детей стоит диагноз нарушение осанки. Физические упражнения являются действенным средством предупреждения этого заболевания, сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях, длительное сидение за столом, искривление позвоночника при письме, неправильно подобранная мебель и прочие).

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствует раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функций). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжёлые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и некоторых других.

Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжёлая атлетика, прыжки в длину, в высоту, акробатика и другими подобными.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей.

Ожирение так же является одним из факторов риска получения травм. Такие тяжёлые травмы, как сотрясение мозга, переломы кистей, очень часто регистрируются у школьников с избыточной массой тела при случайном падении в спортзале, на площадке. Это объясняется тем, что у них нарушена тонкая координация движений, не развиты ловкость, гибкость, пластичность, слабые и дряблые мышцы, непрочные связки. При падении, такие дети не могут быстро перевести тело из неблагоприятного положения в более удобное, так как у них не развита амортизационная способность (из-за слабости опорно-двигательного аппарата). При падении с высоты своего роста (даже при небольшой инерции) они получают тяжёлые травмы.

Кроме возможных болезней при значительном избытке массы тела в организме происходят перегрузки и изнашивания суставов, нарушение в деятельности сердечно - сосудистой системы: возникает склонность к варикозному расширению вен, тромбозу, эмболии, затруднённому дыханию, образованию грыж. У тучных людей повышается вероятность возникновения инфекционных заболеваний (вследствие снижения иммунитета); увеличивается опасность осложнений и летальных исходов при хирургических операциях. Для них характерны также заболевания почек, образования камней в почках и желчных протоках, подагра, сокращение ожидаемой продолжительности жизни (в среднем на 15 – 20 лет). Все это в той или иной степени грозит школьникам с избыточной массой тела. Действенное средство профилактики ожирения – достаточная двигательная активность и рациональное питание, которые обеспечивают занятия физической культурой и спортом.

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности. Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.

Систему взаимосвязанных форм физического воспитания школьников составляют: уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная и внешкольная спортивно-массовая работа; самостоятельные занятия физическими упражнениями дома, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах.

Основной формой физического воспитания, обязательной для всех учащихся, являются уроки физической культуры, которые проводятся 2 раза в неделю (по 45 мин), по возможности с перерывом в 1-2 дня. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из ежедневной гимнастики до начала учебных занятий, физкультурных пауз на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлинённых переменах.

Гимнастика до начала учебных занятий проводится для того, чтобы повысить работоспособность учащихся на уроках. Основой гимнастики является комплекс физических упражнений для различных мышечных групп: мышц плечевого пояса (движения руками и ГОЛОВОЙ), спины, живота (наклоны вперёд, назад и и стороны), ног (приседания, выпады, ПОДСКОКИ), Не следует включать в комплекс упражнения, требующие сложной координации движений, силовой нагрузки Гимнастические упражнения на открытом воздухе закаливают организм и повышают его сопротивляемость простудным заболеваниям и в плохую погоду (дождь, холод) гимнастику надо делать в проветренных коридорах и рекреационных помещениях, по не в классных комнатах Продолжительность занятий не должна превышать больше 7 мин.

Время физкультурной паузы определяет педагог, ведущий урок. По его команде дежурный класса открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятие, ослабляют пояса и начинают делать упражнения сидя за партой или стоя около неё. Каждый комплекс физкультурной паузы состоит, как правило, из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс включают несложные упражнения, но обязательно с учетом характера занятий на уроке. Например, после письменной работы в физкультурную паузу следует включить движения для рук с активным сгибанием и разгибанием пальцев, свободное потряхивание руками и кистями рук; после длительного сидения - движения для мышц спины типа потягивания и прогибания, наклоны и полунаклоны с глубоким дыханием через нос; при работе стоя - упражнения для мышц ног и ходьба на месте.

Подвижные игры на удлинённых переменах - хорошее средство профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении учебного дня. Учащиеся сами должны выбирать вид игры, её темп и продолжительность. Однако повышенные физические нагрузки, двусторонние игры (футбол, гандбол, баскетбол) не рекомендуются. Они чрезмерно возбуждают, после них трудно переключиться на учебную деятельность. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока. Успех проведения подвижных игр и физкультурных упражнений на удлинённых переменах во многом зависит от подготовки места занятий и наличия спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, гантели, флажки, эстафетные палочки и др.).

В школе мной была проведена анкета «В здоровом теле - здоровый дух». Анализ анкеты показал следующие результаты:

в эксперименте участвовали дети от 11 до 15 лет (с 5 по 8 класс).

Общее число опрошенных детей: 40 человек (100%).

Из них 21 мальчик и 19 девочек.

Результаты опроса:

1)20 человек(50%)- делают по утрам зарядку; 11 человек(27,5%)- делают зарядку иногда; 9 человек(22,5%)- не делают зарядку вообще.

2) у 16 человек(40%) любимый вид спорта- футбол; у 14 человек (35%)- волейбол, пионербол; у 5 человек(12,5%)- баскетбол; у 2 человек (5%)- хоккей; у 2 человек(5%)- фигурное катание; у 1 человека(2,5%)- любимого вида спорта нет вообще.

3)15 человек(37,5%)- посещали спортивную секцию, когда учились в начальных классах; 19 человек (47,5%)- посещают спортивные секции; 6 человек (15%) – не посещают спортивные секции.

4) 5 человек (12,5%)- регулярно посещают бассейн; 25 человек (62,5%)- купаются только летом в открытых водоёмах; 10 человек (25%)- не занимаются плаванием совсем.

5) 16 человек (40%)- участвуют в спортивных мероприятиях и довольно часто занимают призовые места;15 человек (37,5%)- иногда участвуют в спортивных мероприятиях; 9 человек (22,5%)-вообще не участвуют в спортивных мероприятиях.

6) 29 человек (72,5%)- любят уроки физической культуры; 11 человек (27,5%)- не любят уроки физической культуры.

7) 17 человек (42,5%)- следят за ходом спортивных событий всего мира; 14 человек (35%)- следят иногда; 3 человека (7,5%)- следят в свободное время; 6 человек (15%)- вообще не следят.

Также мною и учителем физической культуры Борчениновой Еленой Николаевной были продуманы и подобраны несложные, но полезные физические упражнения и предложены учащимся моего класса 7 «Г», которые приняли участие в эксперименте.

Общее количество ребят, принявших участие в эксперименте- 20 человек. По желанию ребята разделились на 2 группы: 1-ая группа выполняла выбранный комплекс упражнений четыре раза в неделю, а вторая группа дважды в неделю.

Комплекс упражнений:

а) Разминка- наклоны туловища вправо и влево по 10 раз.

б) Повороты туловища вокруг оси вправо и влево по 10 раз.

в)Наклоны туловища вперёд поочерёдно к правой и левой ноге (5+5раз).

г)Ходьба на месте 2-3 минуты.

д)Упражнения на плечевой пояс (с гантелями): до 10 раз

И.П.:руки вдоль туловища.

1.поднять руки на уровень плеч

2.поднять руки вверх (над головой)

3.И.П.

е)Приседания на корточки (10раз).

ж)Упражнения на поясничный отдел позвоночника.

И.П.:руки направлены вправо и тянемся как можно дальше до 5 раз.

з)Упражнения на расслабление.

В результате наблюдений за ребятами из этих групп выявлено следующие:

А)улучшилось общее самочувствие: 1-ая гр.: 20 чел.(50%), 2-ая гр.:4 чел.(10%).

Б)укрепился иммунитет(не наблюдались ОРВИ и др. инфекции во время эксперимента). 1-ая гр.: 18чел.(45%), 2-ая гр.: 10чел.(25%).

В)повысилась активность. 1-ая гр.: 15чел.(37,5%), 2-ая гр.: 7чел.(17,5%).

Г)улучшалось настроение во время тренировок. 1-ая гр.: 20чел.(50%), 2-ая гр.:18чел.(45%).

Д)улучшилась память. 1-ая гр.: 18чел. (45%), 2-ая гр.: 7чел.(17,5%).

Таким образом мы видим, что даже не слишком тяжёлые физические нагрузки способствуют укреплению и оздоровлению организма .

Результат проведённых мною исследований показывает большое значение регулярных занятий физическими упражнениями на организм и здоровье подростков.

У ребят, которые регулярно выполняли предложенные комплексы упражнений наблюдалась высокая работоспособность на уроках, большая активность, меньшая утомляемость, чем у тех ребят, которые совсем не занимались физическими упражнениями. Особенно полезными для подростков оказались занятия плаванием в бассейне- за все время наблюдения у этих детей не наблюдалось простудных заболеваний.

Мои наблюдения показали, что занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции и бодрость. Многие из ребят, кто приступил к занятиям, отметили улучшение работы пищеварительной и кровеносной систем. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, поэтому увеличивается «жизненная ёмкость»!

Глава 3

Дзюдо и его роль в моём физическом развитии.

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу. Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая. Анализ:

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Заключение.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с физическими нагрузками организма и повышением уровня общей выносливости и трудоспособности.

Я считаю, что выполнение физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой её структуры и разрежением).

Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза (дегенерация суставных хрящей).

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии физических нагрузок на организм подростков.

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого подростка. При этом очень важно учитывать состояние здоровья подростка и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей необходимо увеличение двигательной активности, ведение подвижного образа жизни. При этом важно учитывать, что физические нагрузки не безразличны для ребёнка, должны быть правильно организованы и дозированы и зависят от возраста.

Физическая культура и спорт являются универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, способствуют долголетию человека, формированию здорового образа жизни.

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» - писал известный русский писатель Л.Н. Толстой.

Список литературы

    Земцовский Э. В., Физические нагрузки в подростковом возрасте // Подростковая медицина. – СПб., 1999. – С. 659-689.

    "Здоровье школьника" № 3, 2009, с. 84-87

    "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка" №3 2005.

    "Теория и практика физической культуры" № 7, июль 2008, с. 83-87.

    "Личность. Культура. Общество", 2008, № 2 (41).

    В. П. Лукьяненко, "Физическая культура: основы знаний: учебное пособие" 2-е издание. М. "Советский спорт",2005.

Приложение

АНКЕТА

В здоровом теле -здоровый дух.

1.Класс

2.Возраст (полных лет)

3. Пол.

4.Делаете ли вы утреннюю гимнастику?

А) Иногда

Б) Каждое утро

В) Нет.

5.Укажите ваш любимый вид спорта:

6.Посещаете ли вы спортивную секцию?

А) Посещал, когда учился в начальной школе

Б) Да, посещаю.

В) Никогда не занимался и не занимаюсь.

7.Как вы относитесь к плаванию?

А) Регулярно посещаю бассейн

Б) Купаюсь только летом в открытых водоёмах

В) Не занимаюсь плаванием совсем

Г) Редко посещаю бассейн или водоёмы

8.Участвуете ли вы в спортивных праздниках, соревнованиях? Занимали какие-нибудь места?

А) Да, конечно.

Б) Иногда

В) Нет, никогда.

9.Любите ли вы уроки физической культуры?

А) Да

Б) Нет.

10)Следите ли вы за ходом спортивных событий всего мира?

А) Да, конечно.

Б) Появляется свободная минута- слежу

В) Иногда

Г) Нет, совсем не слежу.

Основатель дзюдо – Дзигоро Кано

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.


Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.



Движение, физкультура и спорт - это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность . В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура - комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.



Продолжительность занятий лечебной физкультуры :

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).


Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Через занятия физической культурой и спортом формируются и воспитывается у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, приобщение к разумной физической активности, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Неблагоприятное влияние на организм оказывает недостаточная работа отдельных мышечных групп. Последствием этого бывают расстройства в отдельных частях тела, отражающиеся на всём организме. Так, при продолжительном неподвижном сидячем положении без перерывов для активного отдыха в виде движений всего организма нарушается кровообращение брюшных органов (желудка, кишечника и печени), в результате чего могут появиться нежелательные последствия, связанные с основной функцией кишечного тракта.

Наиболее важным в мышечной системы детей и подростков является упражнение её, тренировка, которая постепенно вовлекает отдельные мышечные группы (в их взаимной связи) в движения и тем самым обеспечивает развитие мускулатуры и совершенствует моторику.

Цель исследования: «Рассмотреть и выявить влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

Актуальность данного исследования состоит в том, что систематически, постепенно нарастающая, но в то же самое время строго дозированная тренировка отдельных мышечных движений в процессе тренировок делает движения привычными, лёгкими и приятными. Если эти занятия не чрезмерны во времени и по нагрузке, то они у тренированного ребёнка и подростка обычно не вызывают утомления. В связи со сказанным становится очевидным огромное гигиеническое и физиологическое значение тренировки мышечной системы. Таким образом, ученик способен создать мышечной системе благоприятный воспитательный фон и избежать различных спортивных травм.

Методы исследования: В данной работе проводился теоретический анализ анатомической характеристики мышечной системы подростков. Использовались методы групповой деятельности, тесты в начале работы и по окончании работы над проектом. Можно сделать вывод , что мышцы выполняя свою работу, одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечно - сосудистой и дыхательной систем Мышца является активным элементом аппарата движения.

«План исследования»

Деятельность мышц органически связана с работой головного мозга и нервов, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Как уже было отмечено упражнение мышц содействует развитию коры больших полушарий мозга. Воспитание психических качеств, таких, как восприятие, память, воля, связано с рациональным физическим воспитанием. Работа головного мозга протекает продуктивнее тогда, когда усиливается его питание доставляемой к нему кровью. Таким образом умеренные физические нагрузки активизируют психическую деятельность.

Так, например, тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстраактивными и неорганическими веществами.

Вышесказанное определило тему исследования: «Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

  • 1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы подростков.
  • 2. Проанализировать значение занятий физических упражнений на организм подростков.
  • 3. Обосновать значение занятий физических упражнений как основной вспомогательный фактор.

Объект исследования: учащиеся спортивной школы основной группы п.Приобье, воспитанники лыжной секции МКОУ « Сергинская средняя общеобразовательная школа», учащиеся общеобразовательной школы контрольной группы МКОУ «Сергинская средняя образовательная школа» .

Предмет исследования: состояние мышечной системы при физической нагрузке и в покое. В качестве гипотезы исследования второстепенной задачей стало предположение, что организм подростка, на который оказывается регулярная физическая нагрузка, менее подвержен спортивным травмам. физический мышечный нагрузка здоровье

Особенности развития мускулатуры и моторики детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, направленных, с одной стороны, на охрану их мышечной системы, а с другой - на её развитие и укрепление. Учитывая сравнительно быструю утомляемость мускулатуры у детей и подростков и недостаточную её тренированность, необходимо избегать длительных физических напряжений, имея в виду возможные печальные последствия, могущие привести к калечению растущего организма. Это относится не только к детям младшего школьного возраста, но и к подросткам, обучающимся в старших классах средней школы. Чтобы обеспечить нормальное развитие мускулатуры у детей и подростков, необходимы умеренные физические упражнения, будь то занятия спортом, сельскохозяйственным или иным физическим трудом. При работе мышцы получают более обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови.

Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена. При односторонней нагрузке на какую-либо одну группу мышц происходит чрезмерное развитие ее за счет некоторого недоразвития остальных мышечных групп, а это обстоятельство отрицательно отражается на деятельности всего организма. Лишь всестороннее упражнение мускулатуры обеспечивает нормальное физическое развитие растущего организма в целом и содействует совершенствованию морфологических и функциональных свойств отдельных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Методика исследования

В процессе исследования данной темы проекта проводилась работа с воспитанниками спортивной школы, отделения бокса (основная группа) п.Приобье, воспитанниками лыжной секции и учащимися образовательной школы (контрольная группа) п.Сергино, в виде двигательной нагрузки гимнастических упражнений пассивной и активной гибкости. Только в среднем школьном возрасте гимнастика становится основным видом физической культуры среди подростков, поскольку в этом возрасте мышечная система достаточно развилась для подобного рода упражнений. В качестве основного показателя был определён тест на прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции занимающихся. Проводилась обработка полученных результатов и сравнительная характеристика полученных результатов. Тест проводился в начале исследования и в конце. Тест на гибкость и силовые способности измерялся основными тестовыми упражнениями по программе «Губернаторских состязаний». Тест на быстроту реакции измерялся ловлей падающей линейки. Разница в гибкости сравнивалась сантиметрами, в силовых способностях количество раз делилось на вес тела и получали процентную разницу, в тесте на реакцию также сравнивались сантиметры.

Исследуемые основной группы отделения бокса п.Приобье (спортивная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые основной группы лыжная секция п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые контрольной группы п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показывают, что положительный прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции выражен у воспитанников спортивной школы (основной группы), у воспитанников лыжной секции (основной группы), менее выражен у учащихся образовательной школы (контрольной группы). Мышечная система функционирует не изолированно. Мышца является активным элементом аппарата движения. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

Так, прирост гибкости по тесту наблюдается у 60 % занимающихся основной группы п.Приобье, 50% у занимающихся основной группы п.Сергино и у учащихся контрольной группы 20%.

Вывод

Таким образом, мышечная система подростков имеет свои характерные особенности. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими нагрузками и подростка, и взрослого человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твёрдыми. Твёрдость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны - состоянием тонуса мышц. Во избежание получения спортивных травм необходима полноценная разминка и регулярные физические нагрузки.

Литература

  • 1. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  • 2. Физиология человека. Учебник для вузов /Под ред. Н.В. Зимкина. Л.,1975.
  • 3. Детская спортивная медицина /под ред.проф. С.Б. Тихвинского, проф. С.Б.Хрущёва. М.: Медицина, 1980.