Любовь и счастье понятия. Что такое любовь: стадии, любовь и страсть, факты

Для каждого влюбленного на планете существует лишь один такой человек, после взгляда или улыбки которого в душе переполняет радость и счастье.

Если ты спросишь, люблю ли я тебя, просто промолчу, но мысленно скажу, что счастье без тебя невозможно.

Истинное счастье видеть любимую улыбку родного человека в огромной безликой толпе. Именно в этот момент понимаешь, что все проблемы и заботы уходят на второй план.

В наш высокотехнологичный век для счастья не нужно миллионов, можно просто поставить хорошую аватарку в контакте и наслаждаться признаниями в любви от поклонников. Для большего настроения можно добавить плитку молочного шоколада.

Душу переполняет счастье, когда твой любимый человек просыпается от того, что ты случайно отвернулась от него на другой бок и перестала обнимать. Такие моменты поистине бесценны для каждого человека.

Часто вспоминается тот глупый момент знакомства, когда он показался ей безумно скучным и посредственным, а теперь они безумно любят друг друга и счастливы вместе.

Ты – счастье… Немного странное и не понятное….доводящее до нервных срывов и жуткого страха….но счастье..

Счастье – это когда ты в любой момент можешь приехать к другу, и он тебе обрадуется.

Быть счастливой прекрасно! А счастье – это когда твои дети здоровые!!! (Если согласны – ставьте плюс)

Какое это огромное счастье – любить и быть любимым.

Счастье – влюбиться в человека, который уже влюблён в тебя.

Как хорошо быть любимой, счастливой, здоровой и строить планы на будущее!

Ты обязательно найдешь дорогу к счастью, просто выбери правильное направление =)

Все люди приносят счастье, но одни своим присутствием, а другие своим отсутствием…

Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят!

Смысл в жизни ищет тот, кто не нашёл в ней счастья …

Женщина счастлива, когда видит улыбающиеся глаза своего мужа и знает, что она является причиной этой радости.

Она забыла своих лживых подруг.. забыла парней,с которыми раньше общалась, возможно даже по – дружески.. сидит постоянно дома.. но она счастлива.. ведь это всё сделано не зря.. Потеряв всех остальных она обрела.. счастье.. счастье быть с ним..

Счастье влюбляться в человека, который в тебя уже влюблен…

Быть любимым – это больше, чем быть богатым. Так как быть любимым – значит быть счастливым. за деньги счастья не купишь

Счастье – это когда он, которого не разбудят даже будильники, просыпается от того, что я перестала его обнимать.

Счастье не зависит от количества денег…Но грустить лучше в “Бентли”, чем в маршрутке…

Счастлив тот, кто полностью уверен, что кому-то он дороже всех на свете!!!

Счастье – это когда ты положив ножку ему на колени, сидишь на диване, а он на ней – рисует сердечки фломастером

Счастье близко, надо только уметь различать его от всего остального

Секунды без любимого - часы. Часы с любимым - секунды…

Я СЧАСТЛИВА! для этого у меня есть ВСЕ, даже ты, милый, просто ты еще этого не знаешь

Только у меня сердце стучит ради тебя.

Знаешь, что такое для меня счастье? Счастье - это Ты и Я!

Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин

Я чувствую запах твоих духов за сотни метров… Не потому, что стойкие.. а потому что дышу тобой!

Каждый раз, когда я закрываю глаза, я забираю у себя кусочек счастья…Потому что не вижу тебя

Счастье есть. Я его знаю. Я знаю его номер телефона, привычки, цвет его глаз. Они красивые. У него ласковые руки и он шикарно целуется…

Чтобы я была счастлива, нужно всего одно условие – твое присутствие в моей жизни.

Счастливая девушка, не та, у которой много поклонников, а та, у которой есть один, кроме которого, ей никто не нужен!!!

Может он и не самый лучший, но самый нужный для меня.

Любовь надо ценить какая бы она не была: счастливая или несчастная, разделенная или нет, потому что, это может быть последние такое сильное чувство, которое вы испытаете…

Маленькой и Слабой быть можно только тогда, когда рядом с тобой есть Большой и Сильный.

Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят …

Счастье есть. Я его знаю. Я знаю его номер телефона,привычки,цвет его глаз. Они красивые. У него ласковые руки и он шикарно целуется.

Как хорошо быть чьей-то навсегда. И знать, что это не слова пустые. Как хлеб делить и душу и года. Глядеть в глаза безмерно дорогие. Как хорошо быть чьей-то навсегда. И знать, что не оставит, не обманет. И вытащит из под любого льда. И никогда любить не перестанет…

Быть любимым – это больше, чем быть богатым. Так как быть любимым – значит быть счастливым. За деньги счастья не купишь …

Когда находишься с любимым человеком, часы летят как секунды…

любовь – это счастье любимого человека

Счастье – это когда ты лежишь, рядом с ней, и наблюдаете за тем как падают звёзды, и при этом не загадаешь ни одного желания ведь она есть у тебя.

Иногда для счастья достаточно увидеть человека, по которому безумно скучаешь.

Счастье… это – блюдо… на двоих… по другому… просто… не бывает..

Любовь – это наркотик. Поначалу возникает эйфория, легкость, чувство полного растворения. На следующий день тебе хочется еще. Ты пока не успел втянуться, но, хоть ощущение тебе нравится, ты уверен, что сможешь обойтись без них. Ты думаешь о любимом существе 2 минуты и на 3 часа забываешь о нем. Но постепенно ты привыкаешь к нему и попадаешь в полную зависимость. И тогда, ты думаешь о нем 3 часа и забываешь на две минуты.

Если у меня спросят что такое СЧАСТЬЕ, я отвечу Счастье это если я буду рядом с Тобой

Счастье - это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой

– Какого цвета счастье? – Зеленого. – Почему? – Это цвет его глаз

Что значит любовь? В физиологии этот процесс сопровождается выбросом дофамина и серотонина - гормонов, что вызывают чувства счастья и эйфории. Обычная химическая реакция, которая никогда не будет длиться вечно. Так почему же столь эфемерное чувство, которое нельзя логически объяснить, вычислить и обосновать, становится неотъемлемой частью жизни?

Любовь

Итак, У этого термина есть множество интерпретаций. Казалось бы, такое простое слово, но именно в нем заложена суть и смысл человеческого существования. Любовь - это чувство свойственное только человеку - глубокая привязанность и симпатия к другому.

Это одна из тем в мировой культуре и искусстве. Людям всегда нравится рассуждать о любви. О ней говорили древние философы, писали поэты, судачили знаменитости. Любовь - это заботливое и внимательное отношение к кому-то. О ней можно говорить вечно, но правильному проявлению этого чувства нужно учиться. Любовь - это бескорыстная и радостная забота, она не должна быть слепой, а основываться на разуме.

Точки зрения философии

Понятие любви всегда было частью философских дилемм. В философии ее часто считали субъективным индикатором счастья. Вот только у каждого философа это счастье было разным. Любовь отождествляли с красотой, знанием, вселенной или сексуальностью.

Например, Эмпедокл считал, что любить - значит стремиться к единению с Вселенной. Для Платона это чувство было неразрывно связано со сферой познания. Аристотель и вовсе заявлял, что любовь есть не что иное, как дружба, но никак не чувственное влечение. Но в то же время он написал очень точную цитату о любви: «Любить - это значит желать кому-то того, что считаешь для него благом, и по мере сил доставлять ему эти блага ».

Суфийские философы и литераторы Персии приравнивали любовь к вину. Как красная жидкость наполняет сосуд, так же и любовь наполняет человека духовностью.

В Средние века любовь стала объектом поэзии и религиозной мистики, во времена Возрождения это понятие находит выход в стремлении к красоте, в эпоху барокко любовь считали абсолютным познанием, что приносит наслаждение. В новой философии уже начала прослеживаться взаимосвязь любви и сексуальности, что особенно отчетливо проявляется в учениях Фрейда.

Какой бывает любовь?

И все же это лишь термин, возведенный в рамки диалектических учений. Сколько ни разговаривай о любви, а так и не сможешь дать ей точное описание. Поэтому уже давно принято разделять ее на несколько видов. Русский философ В. Соловьев говорил, что любовь - это влечение одного существа к другому для взаимного дополнения в жизни. В соответствии с этим он определил три ее основные категории:

  • Нисходящая - она дает больше, чем получает взамен. Например, любовь родителей. У человека эта категория может проявляться, как желание защитить слабого и постепенно эта любовь трансформируется в национально-государственный быт.

  • Восходящая - она больше получает, чем отдает взамен. Полностью противоположный пример - любовь детей к родителям или привязанность домашних животных к своим покровителям.
  • Половая - она отдает и получает одинаково, например, любовь супругов. Такое чувство может достигнуть вида совершенной взаимности и стать символом идеального соотношения между эгоистичным «Я» и общественным «Мы»

Составляющие

Также философ говорит, что это чувство состоит из трех основных составляющих:

  1. Жалость. Это чувство свойственно для родительской любви.
  2. Благоговение. То есть почитание и чувство благодарности перед своим защитником и покровителем.
  3. Чувство стыда. Вместе с жалостью и благоговением оно образует форму супружеской любви.

Вот что значит любовь, симбиоз чувств, которые испытывает человек в процессе своей социализации.

Аксиома

Но если на минуту оставить в покое науку и обратиться к человеческим чувствам напрямую. Любовь - это не такая простая вещь, она многогранная, вечная, искренняя и настоящая. Философам свойственно все упрощать, а ведь в мире существует столько прекрасных стихов, песен и рассказов о любви. Да, без сомнений, кто-то из ученых изречет, что все истории о любви это миф, который вводит человечество в заблуждение ради продолжения рода. Вот только это чувство невозможно разложить на молекулы или измерить притяжение двух людей по формуле. Это аксиома, в которую нужно просто поверить, какой бы иррациональной она ни казалась.

Конечно, существует немало историй любви с несчастливым концом. Люди сходятся и расходятся, говорят о вечных чувствах, а потом изменяют, вступают в брак, и страдают от домашнего насилия. Можно привести сотни и тысячи примеров неудачных отношений, но это вовсе не значит, что любви не существует, просто ее очень часто путают с влюбленностью.

Любовь и влюбленность

Все проблемы в любви начинаются с непонимания того, что есть любовь, а что влюбленность.

  • Влюбленность - разрушительное чувство . Любовь благотворно сказывается на человеке. Она дарит силы, способствует творчеству и помогает достигать поставленных целей. Влюбленность же провидит к снижению работоспособности. У человека пропадает желание развиваться, и очень часто, оказавшись в пучине бездумного влечения, личность отказывается от своих прошлых интересов, стремлений, хобби. Со временем появляется раздражительность и усталость. Влюбленные строят воздушные замки, несовместимые с реальностью, любящие же превращают реальность в мечту.

  • Влюбленность мирится с недостатками . Глупое предположение, что любимого нужно принимать со всеми его недостатками. Если действительно любишь человека, то помогаешь ему становиться лучше. Влюбленность - это «розовые очки» за которыми не видно реального положения вещей.
  • Влюбленность не выдерживает разрыв. Если на слабый костер подует ветер, то он непременно погаснет. Сильное пламя от ветра разгорается еще сильней. Любящие люди в разлуке осознают, что их чувства крепнут изо дня в день. Для влюбленных расстояние ставит точку в отношениях, как говорится « с глаз долой - из сердца вон».

Любовь и влюбленность - это разные вещи. Для первой свойственно вечно гореть, вторая же очень быстро гаснет.

Счастье

Любовь и счастье всегда идут рядом. Это высшие эмоции, которыми могут похвастаться только люди. Животным неведомы эти чувства, они могут ощущать только удовлетворение от покоя и сытости. И все же человек не устает удивлять. В нем могут сочетаться как животные, так и божественные начала.

Люди не любят напрягаться, поэтому они мечтают о том, что все их желания свершатся как по мановению волшебной палочки. В таких случаях за счастье принимается сытый покой, а любовь начинает отождествляться с чувством сексуального влечения или социальной установкой «пора заводить семью».

Не всегда любовь может приносить радость и наслаждение. Она никогда не принесет чувства постоянного покоя. И все же она неразрывно связана с понятием счастья, под которым следует понимать ощущение полноты и осмысленности бытия. И здесь речь идет вовсе не о таких показателях, как дом, карьера, семья, а совсем о других характеристиках. Человек может иметь все и быть глубоко несчастным, а может чувствовать глубокое удовлетворение от простого существования в этом мире. Такой человек любит себя, окружающих и свою жизнь. Он принимает мир во всем его многообразии, и жизнь кипит внутри него, наполняя реальность несокрушимым смыслом. А самые яркие эмоции дарит счастье выстраданное, достигнутое собственными усилиями, и оно действительно связано с любовью. Возможно, к человеку, может, к делу или жизни, но в любом случае любовь и счастье - это две стороны одной медали.

Песни

Любовь дарит вдохновение, и даже отношения с печальным концом могут стать успешной историей. Лучшие песни о любви доказательство тому, что это чувство вечное, неподдельное и несокрушимое. Например, композиция Уитни Хьюстон I Will Always Love You считается настоящим гимном любви, этот хит не теряет своей популярности уже несколько десятилетий. Или песня Лары Фабиан Je Taime, от которой действительно мурашки по всему телу. Лучшие песни о любви никого не оставят равнодушными даже если пройдет еще не одно десятилетие их все так же будут продолжать слушать.

Любить или быть любимым?

Любовь - лучшее чувство, которое может испытывать человек. Но слушая музыкальные произведения или читая романтические истории, невольно задаешься вопросом, что же все-таки лучше: быть любимым или любить. Люди, столкнувшиеся с неудачными отношениями, свято верят в то, что лучше быть любимыми, чем полностью отдавать себя человеку, которому это вовсе не нужно. Однако как спросил когда-то один мудрец, отвечая на этот вопрос: «Что для тебя важнее - правая нога или левая?».

Чтобы понять всю важность этого чувства, стоит почитать рассказ о любви Германа Гессе «Август». Здесь рассказывается о матери, которая пожелала для своего ребенка, чтобы его все любили. Так и произошло, вот только избалованный любовью окружающих мальчик вырос жестоким и эгоистичным. Он бесцельно прожигал свою жизнь, пользовался благосклонностью окружающих и даже любовь к женщине воспринимал как кратковременное развлечение. Однажды соседский старик его спросил, какое желание он бы хотел исполнить, на что герой ответил, что хотел бы уметь любить.

Глупости

Людям свойственно совершать множество глупостей. Они могут принимать за любовь чувство привязанности или обычного влечения. Люди могут быть зависимыми от других, скрываться за «розовыми очками» и не принимать реальность мира. Страдая десятилетиями от собственной слабости, незрелости и глупости, многие уверяют, что любви не существует. Это красивая сказка, живущая в книгах или фильмах, но в реальном мире ей нет места.

Настоящая любовь - это союз двух самостоятельных, разумных и зрелых личностей, которые стремятся наполнить жизни друг друга счастливыми моментами, помогают друг другу преодолевать препятствия и становиться лучше. Л.Н. Толстой однажды написал очень точную цитату о любви: «Любовь, в которой есть только жизнь, появляется в душе человека как едва заметный росток. Он так похож на ростки сорных трав, человеческих похотей, что принято называть любовью. Сначала людям кажется, что это именно тот росток, из которого должно вырасти могущественное дерево жизни, и другие ростки точно такие же. Поэтому сначала люди предпочитают хвататься за ростки сорных трав и вскармливать их своими поступками. Вот только бурьян растет быстрее и глушит тот единственный, дающий жизнь. Но хуже всего то, что люди узнают о существовании ростка любви, пытаются отыскать его, и тем временем затаптывают его, принимая за любовь побег совершенно иной травы. А еще хуже, когда люди находят этот единственный росток, хватаются за него грубыми руками, начинают пересаживать и исправлять. И тогда побег умирает, так и не успев расцвести. Потом же эти люди кричат, что все это вздор и сентиментальность. Они просто не понимают - росток любви нежный, он не терпит прикосновений, а могущество обретает только когда разрастается. Ему нужно, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое его взращивает ».

Понятия счастья и любви связаны между собой. Каждый хочет верить, что рожден для счастья, верить, что способен любить и будет любимым. Любовь и счастье - это эмоции высшего порядка. А в жизни многое связано с эмоциями.

Любовь

Сколько людей, столько и мнений. Но, по мнению ученых, любовь - это химические процессы в мозге человека. Начало любви можно определить, как влюбленность. И этот период очень хорош для творчества. В таком состоянии обостряются реакции, улучшается физическая форма, лучше работает интуиция. Влюбленность заканчивается. Наступает период, в котором люди способны на экстраординарные поступки.

Дальше наступает эйфория. В это время у влюбленных острая необходимость быть вместе, чувствовать любовь и отношения свои развивать очень стремительно. Секс в это время значит много и может заставить забыть любую ссору. Со временем острота чувств и критичность переживаний падает. Исчезает страх нового, появляется желание что-то менять. И в этот период появляется желание совместной жизни. Потом появляются чувства нежности и покоя при присутствии партнера.

Гормоны приходят в норму через 18-30 месяцев, и люди воспринимают друг друга такими, какие они есть на самом деле. Через 3 года уровень гормонов позволяется влюбиться снова. А тот же это будет человек или какой-то другой – зависит от того, как складывались отношения.

Счастье

Так что такое любовь и счастье? Есть ли они, и где их искать? Большинство определений счастья сравниваются с мечтой. Учебники по психологии говорят, что счастье – это состояние, в котором человек полностью удовлетворен своей жизнью.

Парадокс в том, что человек никогда не бывает абсолютно счастлив. Ему всегда чего-то не хватает. Т.е. счастье это все-таки мечта? Когда мечта сбывается, счастье какое-то время задерживается в мечте и в итоге исчезает. Получается, человек создает для себя счастье своими мечтами и их осуществлениями.

Еще никто не дал точного определения счастья и любви. Но абсолютно точно можно сказать то, что каждый миг жизни человека является ценным и прожить его надо стараться с положительными эмоциями.

Конспект урока

«Почему не состоялось счастье

Татьяны Лариной и Евгения Онегина?

(Тема любви в р.

«Евгений Онегин».)

Урок, завершающий углублённое

прочтение романа.

Урок, обучающий сочинению-рассуждению.

Урок, обучающий составлению плана

обычного и плана цитатного.

Учитель:

Цели урока:

1. Закончить углублённое прочтение романа «Евгений Онегин».

2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.

3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения - рассуждения, назвать составляющие его компоненты.

Основная задача урока:

обучение составлению плана сочинения.

Технологии:

групповой, исследовательский, творческий.

Оборудование:

Иллюстрации к роману и рисунки учащихся;

Грамзаписи арии Онегина и Татьяны;

Тексты романа;

Учебник по литературе 10 кл. ;

Оформленная доска.

План. (Урока и как план сочинения).

Обычный

Цитатный

І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.

ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.

1. В плену у книг и света.

2. Встреча героев. (Деревня).

3. Письмо Татьяны.

4. Свидание в саду.

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).

6. Новая встреча. (Петербург.)

7. Последнее свидание. Разлука навсегда.

ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа - несостоявшегося счастья любимых героев автора.

«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».

Вступление.

І. «Любовь - это сердце всего».

Основная часть.

ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни».

1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».

Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».

2. Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»

Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Она : «Я узнаю, ты мне послан богом».

Он

4. Она «внимала чуть дыша».

Он : «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».

5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал».

Она

6. Он : «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»

Она «… его не замечает».

7. Он : «Как я ошибся, как наказан!»

Она

Заключение

ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».

(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).

Подготовительная работа.

1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).

3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:

Как заканчивается роман? (8 глава).

О ком и о чем весь роман?

Ваше понимание (и):

что такое любовь?

что такое счастье? Соотносятся ли они?

При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?

Почему Онегин не ответил взаимностью , хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?

Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?

Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?

Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?

Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?

Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?

Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?

Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?

Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).

Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?

А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?

Индивидуальные задания.

1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).

3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)

4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?

Оформление доски к уроку.

Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая - пустая).

Ход урока.

І. Вступление.

«Любовь - это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.)

1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)

2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь - это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)

У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).

Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)

Любимая работа жизнь

любимые друзья страсть

страдание

семья, дети

несчастье болезнь

счастье недуг

3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)

Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.

Записываем первый вывод:

Любовь и счастье - очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова - синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.

Переходим к основной части наших рассуждений.

ІІ. Основная часть.

1. В плену у книг и света.

1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)

2. Беседа с учащимися.

Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)

Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений ? (И то и другое.)

Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках? (Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)

Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).

Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)

2. Встреча. (Деревня).

Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)

Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)

Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он : «Скажи, которая Татьяна?»

3. Письмо (Татьяны).

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.

Вопрос к классу:

Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?

Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)

Она : «Я знаю, ты мне послан богом».

Он: «… письмом невинной Тани тронут».

4. Свидание. (В саду.)

Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

(Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его - загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

Почему Онегин не воспользовался божественным даром , который послала ему судьба?

(Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

Она : «… внимала чуть дыша».

Он : « Напрасны ваши совершенства,

Их вовсе не достоин я».

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)

Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

(« Пружина чести - наш кумир.

И вот на чём вертится мир!»)

Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Он : «Ещё одно нас разлучило,

Несчастной жертвой Ленский пал».

(Или «Ото всего, что сердцу мило ,

Тогда я сердце оторвал».)

Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:

об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;

о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.

6. Новая встреча. (Петербург.)

Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил !)

Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он : «Богиня царственной Невы!» Она : «… его не замечает».

Давайте воочию увидим это.

7. Инсценировка. «Последнее свидание».

(Сцена последнего свидания

Онегина и Татьяны.)

Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)

Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он : «Как я ошибся, как наказан». Она : «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

8. Какие ошибки совершили они оба?

(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Вывод : Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…

Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?

(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская - в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.

9. (Музыкальная пауза.)

ІІІ. Заключительная часть урока.

«Даль свободного романа».

1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.

Вопросы к классу:

Что вы можете сказать о композиции романа?

Какова в ней роль 8 главы?

В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)

Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.

Сначала: Она любит его,

Он не замечет её.

Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.

Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедь

Часто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

Критики, читатели о романе.

2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?

(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.

Вопрос к классу : - Однозначны ли их мнения?

Ответ : «Нет, разные. Да, многие совпадают…»

Вопрос : «А почему так?»

Ответ : …

Вывод (учитель) : потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.)

2-я музыкальная пауза.

вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)

Вот перечень этих тем.

1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману «Евгений Онегин».)

2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа «Евгений Онегин».

3. «Где нет страстей,

Где нет печали-

Там нет жизни.

В. Белинский

(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)

4. «Я так люблю Татьяну милую мою».

А. Пушкин

5. Особенности жанра и композиции романа «Евгений Онегин».

6. Моё мнение об Онегине. (По роману «Евгений Онегин».)

Предмет:русская лит-ра

Тема: Подготовка к сочинению. (22 – 23 уроки)

Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Почему не состоялось счастье

Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

(Тема любви в романе А. С. Пушкина«Евгений Онегин».)Тип урока:Урок, завершающий углублённое прочтение романа.

Урок, обучающий сочинению-рассуждению.

Урок, обучающий составлению плана обычного и плана цитатного.

Цели: Уметь правильно отобрать материал, проанализировать произведение, писать соответственно с темой сочинения, правильно использовать цитирование.

Задачи: 1. Закончить углублённое прочтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.

3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения- рассуждения, назвать составляющие его компоненты.

Основная задача урока:

обучение составлению плана сочинения.

Технологии:

групповой, исследовательский, творческий.

Оборудование:

Иллюстрации к роману и рисунки учащихся;

Грамзаписи арии Онегина и Татьяны;

Тексты романа;

Учебник по литературе 10 кл. В. Г. Маранцмана;

Оформленная доска.

План. (Урока и как план сочинения).

Обычный Цитатный

І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.



ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.

1. В плену у книг и света.

2. Встреча героев. (Деревня).

3. Письмо Татьяны.

4. Свидание в саду.

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).

7. Последнее свидание. Разлука навсегда.

ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа- несостоявшегося счастья любимых героев автора.

«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».

А. С. ПушкинВступление.

І. «Любовь- это сердце всего».

В. В. Маяковский

Основная часть.

ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни».

1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».

Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».

2. Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»

Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Она: «Я узнаю, ты мне послан богом».

Он «… письмом невинной Тани тронут».

4. Она «внимала чуть дыша».

Он: «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».

5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал». Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

6. Он: «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»

Она «… его не замечает».

7. Он: «Как я ошибся, как наказан!»

Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Заключение

ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».

В. Г. Белинский

(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).

Подготовительная работа.

1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).

3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:

Как заканчивается роман? (8 глава).

О ком и о чем весь роман?

Ваше понимание (и А. С. Пушкина):

что такое любовь?

что такое счастье? Соотносятся ли они?

При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?

Почему Онегин не ответил взаимностью, хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?

Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?

Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?

Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?

Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?

Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?

Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?

Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?

Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).

Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?

А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?

Индивидуальные задания.

1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).

3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?

Оформление доски к уроку.

Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая- пустая).

Ход урока.

І. Вступление.

«Любовь- это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.)

1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)

2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь- это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)

У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).

Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)

Любимая работа жизнь

любимые друзья страсть

страдание

семья, дети

несчастье болезнь

счастье недуг

3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)

Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.Записываем первый вывод:

Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.

Переходим к основной части наших рассуждений.

ІІ. Основная часть.

1. В плену у книг и света.

1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)

2. Беседа с учащимися.

Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)

Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений? (И то и другое.)

Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна?

Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках?

(Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)

Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).

Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)

2. Встреча. (Деревня).

Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)

Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)

Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Письмо (Татьяны).

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.

Вопрос к классу:

Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?

Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)Она: «Я знаю, ты мне послан богом».

Он: «… письмом невинной Тани тронут».

4. Свидание. (В саду.)

Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

(Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?

(Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

Она: «… внимала чуть дыша».

Он: « Напрасны ваши совершенства,

Их вовсе не достоин я».

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)

Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

(« Пружина чести - наш кумир. И вот на чём вертится мир!»)Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Он: «Ещё одно нас разлучило,

Несчастной жертвой Ленский пал».

(Или «Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал».)Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:

об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;

о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.

6. Новая встреча. (Петербург.)

Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)

Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он: «Богиня царственной Невы!» Она: «… его не замечает».

Давайте воочию увидим это.

7. Инсценировка. «Последнее свидание».

(Сцена последнего свиданияОнегина и Татьяны.)Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)- Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)- Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

8. Какие ошибки совершили они оба?

(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…

Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?

(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская- в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.

9. (Музыкальная пауза.)

ІІІ. Заключительная часть урока.

«Даль свободного романа».

1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.

Вопросы к классу:

Что вы можете сказать о композиции романа?

Какова в ней роль 8 главы?

В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)

Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.Сначала: Она любит его,

Он не замечет её.

Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.

Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедьЧасто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

Критики, читатели о романе.

2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?

(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.

Вопрос к классу: -Однозначны ли их мнения?

Ответ: «Нет, разные. Да, многие совпадают…»

Вопрос: «А почему так?»

Вывод (учитель): потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней- умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.)

2-я музыкальная пауза.

вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)

Вот перечень этих тем.

1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. «Где нет страстей,

Где нет печали-

Там нет жизни.

В. Белинский

(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)

4. «Я так люблю Татьяну милую мою».

А. Пушкин

5. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

6. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)