Хлестаковщина неискоренимое жизненное явление. Что такое хлестаковщина в комедии ревизор сочинение рассуждение

Великий Гоголь, написав своего “Ревизора”, вряд ли догадывался, насколько актуальной будет его комедия спустя столетия. В героях, описанных в ней, мы и сегодня узнаем своих знакомых, известных людей и, возможно, себя. Хлестаков - главный персонаж и один из самых сильных образов, созданных автором. Это не отдельная личность, а целое явление в обществе. В этой статье мы расскажем, что такое хлестаковщина.

Хлестаков и хлестаковщина

Герой гоголевского “Ревизора” Хлестаков - это отнюдь не исключение из правил и не отдельный характер. Сам автор говорит, что каждый человек хотя бы на минуту в своей жизни превращается в Хлестакова. Именно поэтому и возникло такое понятие, как хлестаковщина, которым характеризуются определенное поведение и конкретные черты многих людей.

Хлестаков является порождением бездушной бюрократической системы, утратившей моральность и духовные ценности. Поэтому и в других представителях этой системы отчетливо видны те же качества и такое же лицемерие. Как Хлестаков обманывает всех вокруг, так и они ведут себя друг с другом и с ним. Через его образ Гоголь описывает порок общества и распространенное явление, которое носит название хлестаковщины.

Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Появление комедии "Ревизор" в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия "Ревизор" не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных "милицейских" сериалов чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокимиСам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько "государственного человека". Что чувствует при этом лжеревизорКажется, ничего. Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, актера, играющего ревизора. Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных. Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, "что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа "Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве... " Влияние комедии "Ревизор" на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее.

Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор» Гоголя мы можем понять, исследуя личность персонажа, от имени которого произошло самоё понятия. Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь. В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.

Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья. Это враньё настолько гротескно, что человек, подпавший под него, да ещё скованный страхом (как городничий) не успевает опомниться и принимает всё за чистую монету. К тому же это враньё имеет неоднородную природу и претендует на всеохватность, так как личность Хлестакова хочет показать себя наилучшим образом со всех сторон. Сначала его враньё касается только канцелярии, где в его же сапогах, вычищенных сторожем, промелькнула действительность. Но дальше Хлестаков, всё более и более вдохновляясь, всем своим пустым существом чувствуя себя ревизором, знатным петербургским вельможей не может остановиться. Его вопиющий обман касается сферы власти: здесь идут рассказы о незаменимости в департаменте, о наведении порядков в государственном совете, о тридцати пяти тысяче курьеров, о толпе графов и князей в передней перед пробуждением «фельдмаршала».

С немыслимыми размерами предстаёт и богатство Хлестакова (сфера материального положения): в ход идёт болтовня о шикарном бельэтаже, каждодневных балах с европейскими посланниками, супе, привозимом из Парижа, и арбузах – по семисот рублей штука. У Хлестакова в голове нет ни одной задерживающейся хоть немного мысли, все они текут потоком, одна другой глупее и абсурднее. Безобразие получается ещё и по причине налёта светскости, некой столичной ауры, которую гость старается распространить вокруг себя, в первую очередь, ради восторга дам. Ради их же благосклонности молодой человек не может удержаться от вранья уже в рамках культуры и искусства. На Анну Андреевну и Марью Антоновну производит колоссальное впечатление, что Хлестаков написал и комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и «Фрегат Надежды» Бестужева-Марлинского, и энциклопедический журнал «Московский телеграф».

Никакого различия между этими вещами герой не усматривает и «получает» сорок тысяч рублей от Смирдина за правку статей. Оригинал же «брат Пушкин» с Хлестаковым на короткой ноге.

Хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» имеет также тенденцию к расширению и внедряется в сознания даже таких неглупых и практичных людей, как городничий. Невозможность противостоять ей продиктована внутренним трепетом перед «персоной в чине», но не только этим. Сознание, которое постоянно вступает в сделку с совестью и считает это в порядке вещей, не может распознать явной абсурдности ситуации, потому как с точки зрения честности – в состоянии абсурда находится постоянно. Причём природа этого абсурда отнюдь не метафизична, она рукотворна и может быть устранена, если бы не считалась нормой жизни. Разумную «напраслину» на эту норму могут возводить только «вольтерьянцы».

Гоголь своей комедией хотел не только собрать воедино всё дурное, но и показать, что такое явление, как хлестаковщина, побеждается только смехом. Серьёзное отношение к ней может вызвать отчаяние, суровое порицание – оттолкнуть тех, кого она коснулась, и только смеховое начало способно развязывать узлы и находить пути к обновлённой жизни.

Тест по произведению

Задают такие вопросы, что хоть стой хоть падай. Особенно это касается литературы, которую никто не читает, а вместо неё играет в "дотку" или "вотку". Когда наконец школьнику требуется ответить на вопрос, он старается отыскать его в интернете. На сайте сайт вы сможете найти ответы не только по школьной программе, но и по уличному сленгу и тюремному арго. Добавляйте нас в свои закладки, чтобы периодически наведываться к нам на огонёк. Сегодня речь пойдёт о таком сложном для неокрепшего и юного мозга вопросе, это Хлестаковщина , что значит, вы сможете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем продолжить, я бы хотел посоветовать вам посмотреть ещё пару другую статей по тематике наука и образование. Например, что значит Довести до белого каления ; прочтите об Отмене крепостного права в России; кратко о Восстании декабристов в 1825 году ; смысл фразеологизма От сумы и от тюрьмы не зарекайся и т. п.
Итак, продолжим, что значит Хлестаковщина ?

Хлестаковщина - это ничтожество возведённое в абсолют, это лживое и наглое хвастовство и бахвальство, цитата это "Возникшая до высшей степени пустота"


Хлестаковщина - этот термин попал в нашу повседневную речь из старой русской комедии "Ревизор", автором которой является Гоголь


Синоним слова Хлестаковщина : хвастанье, фанфаронада, похвальба, хвастовство, фанфаронство, самохвальство, бахвальство.

Хлестаков - это баловень судьбы, один из "золотой молодёжи", он порождение бюрократического режима, пустоты и упадка крепостного общества впустую тративший капиталы своего мошенника-отца


В своей книге Гоголь решил посмеяться, над тем, что на самом деле достойно всяческого осмеяния. В этой комедии он решил собрать вместе, всё негативное и плохое, что существовало в то время в Российской Империи. В этой пьесе в острой степени изобличается политика той эпохи, а так же пороки, которые присущи большинству чиновников, как того, так и нашего времени.

Для многих современников, эта книга, в которой описывается небольшой захолустный городок, царящее в нём казнокрадство, и полнейший произвол воспринимался, как символ всего царского правительства.
В комедии образ местных чиновников описывается довольно скупыми, но негативными мазками. По сути , попав в эту систему круговой поруки, даже самый честнейший человек становится алчным и порочным мироедом. Хотя и до Гоголя в различных произведениях высмеивались моты, лгуны, обманщики, волокиты, хвастуны и плуты. Однако в то время, образ Хлестакова оказался очень свежим и ярким, даже среди мировой литературы. Характер у Хлестакова включал все вышеперечисленные черты, поэтому мы понимаем, что этот человек является неким собирательным образом. Это явление получило название "Хлестаковщина", которое спустя годы в узких кругах стало нарицательным.

Хлестаков самый обычный человек, ничем не выделяющийся из толпы, но переполненный ЧСВ . Как и все молодые люди, он старается казаться не тем кем он является, постоянно "пускает пыль в глаза", он нахален и самодоволен. Как написал автор , он и "трусишка, и подляжка, и лгунижка". Этот человек не понимает, что значит добро и зло, а поэтому без всяких душевных мук совершает подлые дела. Он обманывает своих собеседников, рассказывая, какое высокое положение он занимает в обществе.

Отдельные черты "Хлестаковщины " можно обнаружить в любом городе России, они присущи многим людям.
Если присмотреться более внимательно, то можно обнаружить поразительную вещь, почти все персонажи данной комедии несут в себе черты "Хлестаковщины". К ним можно отнести, грубость, лживость, притязание на образовании при заметном невежестве, карьеризм, душевную пустоту, подлость, трусость, честолюбие.
На самом деле, подобные пороки можно встретить даже в городничем, хотя на самом деле он не является негодяем. Он просто оказался в том месте, где деньги сами плывут к нему в руки, и он не может этому сопротивляться. Для него взяточничество, это часть механизма, это смазка для государственных шестерёнок.
Как и в наше время, этот высокопоставленный чиновник не брезгует ничем, но предпочитает крупные суммы. Например, он ворует из государственной казны деньги на постройку церкви, написав фальшивый рапорт, что церковь сгорела. На самом деле, он уже долго находится на этой должности, и ощущает себя в ней, как рыба в воде. Поэтому, сначала он не переживает, что к ним собирается приехать ревизор, надеясь навешать тому "лапши на уши ". Однако, начинает здорово трусить, когда узнаёт, что чиновник из Петербурга живёт в городе уже неделю, и вероятно, смог узнать множество неприятных для него вещей.

Как говориться, "два сапога пара", то есть городничий и Хлестаков слеплены из одного теста, они оба способны на грубость, мошенничество и лживость.

В пьесе достаётся и местному дворянству. Эти два дворянчика по фамилии Добчинский и Бобчинский , являются ярким собирательным образом чиновников того времени, они лгуны, бездельники, сплетники, и по совместительству работают этаким "сарафанным радио", рассказывая каждому, кто имеет уши, о местных новостях.

По сути "Хлескаковщина" включает в себя весь негатив и пороки чинуш и функционеров. Это явление хорошо знакомо каждому, и несмотря на то, что в те времена оно было по больше части вызвано укладом крепостнического общества, оно живёт и здравствует и в наше время. Поэтому, можно сказать, что комедия Гоголя "Ревизор", является не только не устаревшим, а очень современным произведением, смысл которого весьма подходит для нашего времени. Сегодня можно сделать вывод, что такие граждане, как Хлестаков, будут жить и здравствовать во все времена.

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали, что значит Хлестаковщина , и теперь сможете без колебаний ответить на этот вопрос.

>Сочинения по произведению Ревизор

Что такое «хлестаковщина»?

Главным персонажем гениальной пьесы Н.В. Гоголя является Иван Александрович Хлестаков . Весь смысл пьесы направлен на раскрытие человеческих пороков, и фигура Хлестакова не исключение.

Для большего комизма и насыщенности автор дает персонажам говорящие фамилии, так Хлестаков, согласно толковому словарю Ушакова Д. Н. –хвастливый нахал и сплетник. А в предисловии Гоголь Н.В. характеризует Ивана Александровича человеком глупым, пустым «без царя в голове». Он совершенно не самостоятелен, все денежные средства он тратит на утехи и развлечения, а затем ждет подачек от родителей: «Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак». Как любой мот и щеголь Хлестаков предпочитает все самое лучшее и не готов обходится малым: «Эй, Осип , ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед»,

Случайным образом Иван Александрович оказывается в нужном месте и в нужный час. И благодаря своей глупости, умению рисоваться, а также таланту убеждения в подлинности своей лжи, ему удается ввести в заблуждение всех чиновников уездного города. Он делает это так умело и бесхитростно, что даже опытные плуты, которым удавалось одурачить трех губернаторов, верят в его подлинность, да что чиновники, Хлестаков сам верит в свою ложь!

Абсурдно то, что в страхе быть разоблаченными представители власти не замечают бессмыслицы и вранья Хлестакова: ни о дружбе с Пушкиным, ни о его художественной творческой деятельности: «Моих, впрочем много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню», ни об управлении департаментом. Никто из присутствующих даже не пытается уличить его во лжи, и проглатываю все как наживку. Удивительна и глупость Хлестакова, который до конца не понимает, что его просто приняли за другого человека. А жадность и тщеславие вовсе ослепляют его жалкую сущность, и только прозорливость его слуги, позволяет выйти из ситуации сухим из воды.­­

Итак, что же такое «хлестаковщина» - это позерство, хвастовство, вранье и умение напустить пыли в глаза. Увы, такой человек хоть не много, но живет в каждом из нас. Именно поэтому актуальность «Ревизора» из года в год не снижается, фразы из пьесы давно стали крылатыми, а интерес к произведению только растет.