Образы народных заступников в поэме некрасова кому на руси жить хорошо о. Образы народных заступников в поэме Н

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако «хождение в народ» не увенчалось успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. Вопрос о том, как внести революционное сознание в народные массы, направить их на путь активной борьбы, в сложившейся ситуации встает особенно остро. В народнической среде в то время велись споры о формах и методах пропаганды в деревне. Образом Гриши Добросклонова автор тоже включается в этот спор. Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе в народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он - сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория.

…лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

Григорий не одинок. На «честные» пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» - Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Судьбу народа поэт связывает с успешным соединением крестьянства и интеллигенции, предлагая свое решение вопроса о том, как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к «пиру на весь мир».

«Народные заступники»: Яким Нагой и Ермил Гирин. Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из цен­тральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» народным «заступни­ком» предстал сам автор, который не только уже фактом соз­дания этого произведения выразил отнохпение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер.

Тема народного заступничества широко представлена в по­эме. Заступник - одно из ее ключевых слов. Народный за­ступник - тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, дейст­виями и поступками подтверждая это. Образ такого человека - не единственный в поэме. Его черты преломились в Ермиле Гирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме На­гом.

Так, Гирин выступил реальным защитником мирских инте­ресов: отстоял мельницу, которая была нужна всем. Он ис­кренне, с чистыми помыслами обратился за помощью к народу, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что «рубль лишний», который у него остался, он не присвоил себе, а, не найдя хозяи­на, отдал деньги слепым.

Как же завоевал Гирин почет и уважение почти всей окру­ги? Ответ короткий: только «правдою». Тянулись люди к нему и когда Ермил занимал должности писаря и бурмистра. Он «всему народу люб» был потому, что к нему всегда можно было обратиться за помощью и советом. И Ермил никогда не требо­вал награды:

Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,

И дать так не возьмет!

Только один раз произошел случай, когда герой, что назы­вается, «покривил душой»: «повыгородил» из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти друго­му человеку. Осознание того, что поступил он нечестно, не­справедливо, приводит Гирина чуть ли не к самоубийству. И только покаяние при всем народе освобождает его от мук со­вести. Рассказ о Ермиле Гирине неожиданно обрывается, и мы узнаем, что он все же пострадал за народное дело, его посадили в острог.

Нельзя не отметить еще одного народного героя - Якима Нагого. Казалось бы, ничего необычного в его судьбе нет: ко­гда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму.

Затем вернулся на родину и стал пахарем. Лучше самого Не­красова не представить этот образ, ставший обобщенным образ русского крестьянина:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле…

Но в глазах людей Яким был особенным человеком: во вре­мя пожара он кинулся спасать не деньги, а картинки, которые любовно собирал для сына и сам завороженно смотрел на них. Рассказывая об этом своеобразном народном «коллекционе­ре», Некрасов также приоткрывает страницу жизни крестья­нина, в которой не только работа и «питье» могли быть главными.

Образ народного заступника ярко воплотился в Савелии, бо­гатыре святорусском. Уже в самом этом определении заложен смысл: богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий обладает могучей физической силой. Но Не­красов показывает, что не только на этом основано богатырст­во корежского крестьянина - Савелию присущи воля, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Этот герой - бунтарь, он способен к протесту. Однако его «заступ­ничество» выразилось не только в том, что он избавил Корежи- ну от немца, замучившего крестьян поборами. Савелий еще и своеобразный народный философ, подвижник. Его религиоз­ность, способность к покаянию являются символами высокой народной нравственности. Главная молитва Савелия - о наро­де:

За все страдное, русское

Крестьянство я молюсь!

Гриша Добросклонов в поэме тоже является народным за­ступником. Еще в детстве он проникся острой жалостью и лю­бовью ко всей «вахлачине». Хотя Некрасов прямо не говорит, но представляется, что «заступничество» будет действенным, он действительно сможет изменить жизнь народа. Перед Гри­шей открыта дорога, по которой идут Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного.

Этот герой отмечен «печатью божьего дара». По Некрасову, способен пострадать, пожертвовать жизнью для народа.

Таким образом, народный заступник в поэме представлен как человек исключительной судьбы. Это подвижник, то есть, по-моему, несущий действенное добро, и праведник. Он обяза­тельно выходец из народа, ему до мелочей знакома жизнь кре­стьян. Человек, которого выбрали «заступником», умен, совестлив, в нем постоянно происходит душевная внутренняя работа. А самое главное, он способен понять всю сложность, противоречивость души крестьянина и прожить жизнь чис­тую, простую вместе со своим народом.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако «хождение в народ» не увенчалось успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. Вопрос о том, как внести революционное сознание в народные массы, направить их на путь активной борьбы, в сложившейся ситуации встает особенно остро. В народнической среде в то время велись споры о формах и методах пропаганды в деревне. Образом Гриши Добросклонова автор тоже включается в этот спор. Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе в народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он - сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория.

…лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

Григорий не одинок. На «честные» пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» - Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Судьбу народа поэт связывает с успешным соединением крестьянства и интеллигенции, предлагая свое решение вопроса о том, как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к «пиру на весь мир».

Сочинения по литературе: «Народные заступники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо» Тема "народного заступника" проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос "Что делать?". Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? - спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других.

Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям. Ермила Гирин - мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что... он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы - выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет!

Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. "Седенький попик" так характеризует Ермилу: Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой.

Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета "правдой строгой", "умом и добротой". Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.

Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. "Клейменый, да не раб" - говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко - "наддай" - помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за "вотчину стояли хорошо". Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля.

Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений. Наиболее сознательным из "народных заступников" является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь". В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего. В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное!

Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь "народным заступником ".

Во времена, когда создавалась поэма «Кому на Руси жить хорошо» для страны были не совсем простые времена. Некрасов хотел выделить народных заступников, которые могли бы представлять интересы крестьян. В поэме заступниками народа являются Ермил Гирин, Савелий, Гриша Добросклонов и в некоторой мере этими качествами обладал Яким Нагом. Народный заступник сочувствует крестьянам и всячески пытается помочь народу на действиях.

Ермил Гирин по праву может считаться народным заступником, он очень честный и храбрый человек. Некрасов вложил в Гирина множество хороших человеческих качеств. Ермил является истинным народным заступником, который доказывает своими действиями и поступками что достоин, претендовать на эту роль.

Когда Ермил Гирин хотел помочь крестьянам отстоят мельницу, которая для всех была важна, он смог это сделать. Единственное у него не было в тот момент денег, чтобы заплатить за нее, и попросил помощи у крестьян. Крестьяне смогли собрать для него нужную сумму и готовы были пожертвовать своими последними копейками, потому что поверили искренне в добрые намерения Ермила. Когда у Гирина появились деньги, он раздал всем долги и когда у него остались лишние и он так и не добился от людей, чьи же они, он не забрал их себе, а отдал слепым.

Ермил Гирин был очень честным человеком и именно поэтому заслужил признание народа. Люди всегда могли обратиться к Гирину за советом и получить дельный совет. Единственный раз он согрешил, и ему пришлось, долго мучатся угрызениями совести, которые чуть не довели его до самоубийства. Он спас своего брата от армии и другому человеку пришлось идти туда, но Гирин вовремя покаялся перед народом и исправил ошибку. Для Гирина было важно, чтобы люди ему доверяли, и ему очень нравилось помогать народу.

Гриша Добросклонов тоже являлся народным заступником, и ему нравилось помогать людям. Добросклонов делал все возможное, чтобы хоть как-то облегчить жизнь крестьянам. Молодой парень хочет поехать учится в Москву, а пока он находится в деревне, то всячески помогает мужикам растолковывать законы для крестьян. Добросклонов со своим братом помогают крестьянам разобраться в новых законах и ничего не упустить. Добросколонов является революционером-пропагандистом и всячески старается быть примером для остальных.

Николай Алексеевич Некрасов хотел своей поэмой показать читателю, что во все времена были люди, которые могли возглавить восстания против несправедливости. Гриша Добросклонов и Ермил Гирин делали замечательное дело, за что и получили в ответ человеческое признание.

Сочинение Народные заступники Гирин и Добросклонов

Одно из самых почётных мест в череде всего, что создано А.Н. Некрасовым, принадлежит поэме «Кому на Руси жить хорошо». В тот период времени, когда создавалось произведение, российская империя переживала непростые времена. В общественно-политической жизни государства назревал протест, градус точки кипения повышался. Передовое движение в лице самых лучших представителей интеллигенции поддерживало всё самое прогрессивное. Движение «народников» было в том числе.

Судьба народа волновала передовых людей того поколения. Народным защитникам недостаточно просто жалеть и сочувствовать обездоленным. Благими делами и самоотверженными поступками подтверждается их мировоззрение.

Сюжет произведения описывает странствие крестьянских мужиков. Семеро искателей правды пустились в дальнее путешествие по родной земле. Их целью было доподлинно разузнать, есть ли где-то на родной стороне счастливые люди и как они выглядят.

Скитаясь по свету, товарищи по странствиям обнаружили защитников простого народа в лице Ермила Гирина и Гриши Добросклонова. В этих смелых и бескорыстных людей писатель вложил самые лучшие человеческие качества. Вступаясь за простых людей, Гирин сумел уберечь от продажи мельницу. Этот его поступок спас многих крестьян от голодной смерти. Выиграв торги, Ермил не мог собрать необходимой суммы для погашения залога. И тогда ему на помощь пришли простые крестьяне. Они собрали всю сумму, собирая её по копеечке. Один-единственный рубль, не нашедший своего применения, был отдан слепым. Этим поступком Гирин подтверждает свою честность, порядочность и полное бескорыстие. Он помогал людям, не преследуя никакой личной цели.

Был случай в жизни Ермила, когда он погрешил против своей совести. Тогда он помог своему брату избежать службу в армии. Вместо его брата в солдаты забрили другого человека. И только чистосердечное раскаяние сняло эту тяжесть с души Гирина.

Один из молодых радетелей за народ – Гриша Добросклонов. Он с юности поставил перед собой цель защищать свой народ. У него есть высокая цель – получить достойное образование в столице. А пока он живёт дома, помогает совершенно бескорыстно соседским мужикам. Должен же кто-то объяснять неграмотным, сермяжным крестьянам суть законов и положений, подарившим им свободу от крепостного права.

Такими, по мнению Некрасова, и должны быть заступники народные. Они должны стать борцами за свободу, пропагандистами в народной среде. Их удел - нести в народ всё самое передовое и прогрессивное.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Перро Рике с хохолком

    Сказка «Рике с хохолком» входит в сборник «Сказок Матушки Гусыни». Шарль Перро не использовал фольклорного сюжета для написания этого произведения. В основу сказки положен сюжет

  • Майже кожна людина мріє бути багатою: мати немало грошів, дорогоцінностей та речей. Але не кожен з нас замислюється над тим, що фінансове багатство не найголовніше у житті і не треба забувати про такий термін як духовне багатство

  • Падчерица в сказке 12 месяцев Маршака сочинение (характеристика и образ)

    Известный русский писатель, поэт, драматург, переводчик, сценарист – Самуил Яковлевич Маршак написал прекрасную зимнюю сказку по мотивам словацкой сказки. Пьеса сказка стала невероятно популярной и любимой среди детей и взрослых

  • Сочинение Примеры подвига из жизни

    Подвиг - очень глубокое слово, скрывающее в себе так много. Для обычных гражданских людей оно не совсем понятно. Однако, военнослужащие и спасатели знают ему цену. Так как ежедневно сталкиваются с опасностью, очень часто лицом к лицу со смертью

  • Твір роздум Справжній друг

    Дружба - це невід"ємна частина життя кожної людини. Мабуть, не існує людини, яка не мала би друзів. Дружба дуже допомагає в житті кожному, скільки б друзів в тебе не було. Але який сенс треба вміщувати