Минкус произведения. Людвиг Минкус: биография

Людвиг Минкус хорошо чувствовал специфику балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполненные жизнерадостной, мелодичной, ритмичной музыкой, до сих пор входят в репертуар ведущих театров России и мира.


Людвиг Минкус родился 23 марта 1826 года в Грос-Мезерич (ныне Велке-Мезиржичи, Чехия). Учился в Вене. В 1846 году он переехал в Париж, в том же году он начинает выступать как скрипач. А в начале 1850-х годов Людвиг переехал в Россию. Здесь он был капельмейстером оркестра крепостного театра князя Юсупова, затем в течение некоторого времени выступал как солист, а также давал частные уроки игры на скрипке.

После открытия Московской консерватории Минкус был приглашен в нее профессором по классу скрипки. В российский период своей карьеры он продолжает выступать как скрипач.

Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1862 году. В этот период он написал по заказу балетмейстера Артюра С

ен-Леона антракт для возобновленного в Большом театре балета Адольфа Адана и Жана Коралли «Орфа». Удовлетворенный этой работой Сен-Леон заказал Минкусу полный балет, и Минкус написал «Пламя любви, или Саламандру», поставленную 24 ноября 1863 года в московском Большом театре.

В 1869 году Минкус написал для другого хореографа, Мариуса Петипа, балет «Дон Кихот» по Сервантесу, и эта работа оказалась исключительно успешна.

Через год Минкус получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В соавторстве с Петипа Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка».

По национальности чех (по другим сведениям - поляк). Музыкальное образование получил в Вене. Как композитор дебютировал в Париже в 1864 балетом «Пахита» (совместно с Э. Дельдевезом, балетмейстер Ж. Мазилье).

Творческая деятельность Минкуса проходила главным образом в России. В 1853-55 капельмейстер крепостного оркестра князя Н. Б. Юсупова в Петербурге, в 1861-72 солист оркестра Большого театра в Москве. В 1866-72 преподавал в Московской консерватории. В 1872-85 композитор балетной музыки при Дирекции императорских театров в Петербурге.

В 1869 в Москве в Большом театре состоялась премьера балета Минкуса «Дон Кихот», автором сценария и балетмейстером которого был М. И. Петипа (для показа в Петербурге в 1871 дополнительно написан 5-й акт). «Дон Кихот» остаётся в репертуаре современного балетного театра. В последующие годы творческое содружество Минкуса и Петипа продолжалось (он написал для Петипа 16 балетов).

Мелодичная, доходчивая, ритмически чёткая балетная музыка Минкуса имеет, однако, не столько самостоятельное художественное, сколько прикладное значение. Она служит как бы музыкальной иллюстрацией внешнего рисунка хореографического спектакля, не раскрывая, в сущности, его внутренней драматургии. В лучших балетах композитору удаётся выйти за пределы внешней иллюстративности, создать выразительную музыку (например, в балете «Фиаметта, или Торжество любви»).

Сочинения: балеты - Фиаметта, или Торжество любви (1864, Париж, балетм. Ш. Сен-Леон), Баядерка (1877, Петербург), Роксана, краса Черногории (1879, Петербург), Дочь снегов (1879, там же) и др.; для скр. - Двенадцать этюдов (посл. изд. М., 1950).

Людвиг Минкус (нем. Ludwig Minkus, полное имя Алоизий Людвиг Минкус, в некоторых источниках также Леон Фёдорович Минкус; 23 марта 1826, Грос-Мезерич, ныне Чехия — 7 декабря 1917, Вена) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр чешского происхождения, долгие годы живший и работавший в России.

Учился в Вене, с 1846 г. жил и выступал как скрипач в Париже, а в начале 1850-х гг. переехал в Россию. Был капельмейстером оркестра крепостного театра князя Юсупова (1853—1856), в течение некоторого времени выступал как солист, давал частные уроки игры на скрипке. В 1862—1872 концертмейстер оркестра Большого театра (нередко вставал за дирижёрский пульт) и инспектор балетной музыки московских театров.


После открытия Московской консерватории был приглашён в неё профессором по классу скрипки. В российский период своей карьеры продолжал выступать как скрипач — в частности, играл вторую скрипку при премьерном исполнении Струнного квартета № 1 П. И. Чайковского (Москва, 28 марта 1871).

Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1862 г., написав по заказу балетмейстера Артюра Сен-Леона антракт для возобновлённого в Большом театре балета Адольфа Адана и Жана Коралли «Орфа» (в некоторых источниках утверждается, что Минкус ещё в 1846 г. был соавтором Эдуара Дельдеве по балету «Пахита», но это аберрация: в действительности он лишь в 1881 г. написал несколько дополнительных номеров для российской постановки этого балета).

Удовлетворённый Сен-Леон заказал Минкусу полный балет, и Минкус написал «Пламя любви, или Саламандру», поставленную 12 (24) ноября 1863 г. в московском Большом театре, затем 13 (25) февраля 1864 г. в петербургском Большом театре (под названием «Фиаметта, или Торжество любви») и наконец 11 июля 1864 г. в Париже под названием «Немея» (фр. Neméa). Затем для новой парижской постановки Сен-Леона Минкус написал балет «Ручей» (фр. La Source) совместно с Лео Делибом (первый акт и половина третьего — Минкус, второй и другая половина третьего — Делиб); балет был поставлен 12 ноября 1866 г. Наконец, в 1869 г.

Минкус написал для другого хореографа, Мариуса Петипа, балет «Дон Кихот» по Сервантесу, и эта работа оказалась исключительно успешна. Через год Минкус получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В соавторстве с Петипа Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка» (1877).

В 1890 году Минкус вернулся в Австрию, где и прожил оставшиеся годы жизни.

Минкус хорошо чувствовал специфику балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполненные жизнерадостностной, мелодичной, ритмичной музыкой, до сих пор входят в репертуар ведущих театров России и мира.

(1826-03-23 ) Место рождения Дата смерти Страна

Австрия Россия

Профессии

Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в г., написав балет L’Union de Thetis et Pelee (Союз Пелея и Фетиды)для частного представления в Юсуповском театре. Во время работы в Большом театре Минкус пишет музыку для одноактного балета Deux jours en Venise (Два дня в Венеции), который был поставлен в г. В том же г., Минкус пишет по заказу балетмейстера Артюра Сен-Леона антракт для возобновлённого в Большом театре балета Адольфа Адана и Жана Коралли «Орфа» (в некоторых источниках утверждается, что Минкус ещё в г. был соавтором Эдуара Дельдеве по балету «Пахита», но это неточность: в действительности он лишь в г. написал несколько дополнительных номеров для российской постановки этого балета). Удовлетворённый Сен-Леон заказал Минкусу полный балет, и Минкус написал «Пламя любви, или Саламандру», поставленную 12 (24) ноября г. специально для прославленной балерины Марфы Муравьевой в московском Большом театре, затем 13 (25) февраля г. в петербургском Большом театре (под названием «Фиаметта, или Торжество любви») и наконец 11 июля г. в Париже под названием «Немея» (фр. Neméa ). Позже премьера этого балета состоялась 15 марта 1868 года в Триесте под названием Nascita della Fiamma d’Amore (Рождение огня любви). Разные названия этого балета очень часто вводит в заблуждение историков, которые порой считают все эти постановки разными произведениями. Затем для новой парижской постановки Сен-Леона Минкус написал балет «Ручей» (фр. La Source совместно с Лео Делибом (первый акт и половина третьего - Минкус, второй и другая половина третьего - Делиб); балет был поставлен 12 ноября 1866 г. Наконец, в г. Минкус написал для другого хореографа, Мариуса Петипа , балет «Дон Кихот » по Сервантесу , и эта работа оказалась исключительно успешна. Через год Минкус получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В соавторстве с Петипа Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка » (1877).

В 1890 году Минкус вернулся в Австрию, где и прожил оставшиеся годы жизни.

Основные сочинения (указываются только самостоятельно написанные партитуры): «Дон-Кихот», «Золотая рыбка », «Фиаметта», «Баядерка», «Волшебные пилюли», «Камарго», «Калькабрино», «Фетида и Пелей».

Наиболее известные вставные номера в балетах других композиторов: Вариация Жизели (вариация с волчками) в балете А. Адана «Жизель», Детский полонез и мазурка, Grand pas и фрагменты Pas de trois в балете Э. Дельдеве «Пахита». Музыка Л. Ф. Минкуса также была использована в балете «Корсар» (возобновление 1899 г.) - Вариация Медоры в сцене «Оживленный сад» (музыка из балета «Приключения Пелея»).

Минкус хорошо чувствовал специфику балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполненные жизнерадостной, мелодичной, ритмичной музыкой, до сих пор входят в репертуар ведущих театров России и мира.

Примечания

Ссылки

  • Людвиг (Леон) Минкус (англ.) на сайте Allmusic
  • Дон Кихот - либретто и фотографии балета в постановке Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 23 марта
  • Родившиеся в 1826 году
  • Умершие 7 декабря
  • Умершие в 1917 году
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы России
  • Композиторы Австрии
  • Дирижёры по алфавиту
  • Дирижёры России
  • Педагоги по алфавиту
  • Музыкальные педагоги России
  • Композиторы XIX века
  • Композиторы XX века
  • Умершие в Вене
  • Балетные композиторы
  • Академические музыканты Австрии
  • Академические музыканты России
  • Персоналии:Большой театр

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Минкус, Людвиг" в других словарях:

    Автор музыки многих балетов, поставленных в Петербурге и Москве; род. в 1827 г. Приехав из Вены в Петербург, занял место капельмейстера оркестра князя Юсупова. С 1861 г. по 1872 г. был инспектором оркестров московских театров. Долгое время… … Большая биографическая энциклопедия

    Минкус, Людвиг Фёдорович - Минкус, Людвиг Федорович МИНКУС (Minkus) Людвиг Федорович (настоящее имя Алоизий Людвиг) (1826 1917), композитор, скрипач. В 1853 90 работал в России (в 1872 85 композитор балетной музыки императорских театров). После 1890 жил в Вене. Мелодичная … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    МИНКУС (Minkus) Людвиг (Алоизий) Федорович (1826 1917), композитор и скрипач. По происхождению чех (по другим сведениям, поляк). С 1850 х гг. работал в России (Большой, Мариинский театры). После 1890 жил в Вене. Балеты «Дон Кихот» (1869),… … Энциклопедический словарь

    Людвиг Минкус Ludwig Minkus Полное имя Алоизий Людвиг Минкус Дата рождения 23 марта 1826 Место рождения Грос Мезерич (ныне Велке Мезиржичи, Чехия) … Википедия

    Минкус (Minkus) Людвиг Федорович (настоящее имя Алоизий Людвиг) (23.3.1826, Вена, 1907, там же), скрипач и композитор. По национальности чех (по другим сведениям поляк). С начала 50 х до конца 80 х гг. жил в России. В 1853 55 капельмейстер… … Большая советская энциклопедия

    Минкус Людвиг Фед - МИНКУС Людвиг Фед. (Алоизий Людвиг) (1826 1917) скрипач, композитор. Муз. образование получил в Вене, однако в основном работал в России. В 1853 55 дирижер крепостного т ра Н. Юсупова, позже солист оркестра и инспектор балетн. музыки моск.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (наст. имя Алоизий Людвиг; 1826–1917) – композитор, скрипач. По нац. чех или поляк. В 1853 55 капельмейстер оркестра князя Н.Б. Юсупова в Петербурге. Солист Большого т ра, композитор балетной музыки. Преподвал в Моск. конс. После 1890 жил в Вене … Энциклопедический словарь псевдонимов

    - (Minkus) (1826 1917), композитор и скрипач. По происхождению чех (по другим сведениям, поляк). С 50 х гг. работал в России (Большой, Мариинский театры). После 1890 жил в Вене. Балеты «Дон Кихот» (1869), «Баядерка» (1877) и др … Энциклопедический словарь


Алоизий Бернар Филип Минкус родился 23 марта 1826 года в Вене, столице Австрийской империи. Его отец Теодор Йоган Минкус был виноторговцем из Моравии. Он держал ресторан в Вене, в котором выступал маленький оркестр. Окруженный музыкой с раннего детства, Минкус начал заниматься скрипкой с четырех лет, а с 12 дет начинает заниматься музыкой в Обществе Друзей Музыки в Вене. Первое публичное выступление Минкуса состоялось в 8 лет и очень скоро музыкальные критики признали в нем вундеркинда. Первые произведения для скрипки были опубликованы в 1846 году. Примерно в это же время Минкус попробовал себя в качестве дирижера. В 1852 году Минкус получил место первого скрипача в Венской Королевской Опере, но вскоре отказался от этой позиции в пользу предложенного места зарубежом — места, коренным образом изменившего его жизнь.

Россия

В 1853 году Минкус переезжает в Санкт Петербург, где занимает позицию капельмейстера оркестра крепостного театра князя Юсупова (1853—1855). В 1855 году Минкус женится на Марии Антуанетте Шварц в католическом соборе Св. Катерины в Санкт Петербурге. Его жена родилась в Вене в 1838 году. С 1856 до 1861 года Минкус работает первым скрипачем в Московском Императорском Большом Театре, а вскоре начинает совмещать ее также с позицией дирижера. После открытия Московской консерватории был приглашён в неё профессором по классу скрипки. В российский период своей карьеры продолжал выступать как скрипач — в частности, играл вторую скрипку при премьерном исполнении Струнного квартета № 1 П. И. Чайковского (Москва, 28 марта 1871).

Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1857 г., написав балет L’Union de Thetis et Pelee (Союз Пелея и Фетиды)для частного представления в Юсуповском театре. Во время работы в Большом театре Минкус пишет музыку для одноактного балета Deux jours en Venise (Два дня в Венеции), который был поставлен в 1862 г. В том же 1862 г., Минкус пишет по заказу балетмейстера Артюра Сен-Леона антракт для возобновлённого в Большом театре балета Адольфа Адана и Жана Коралли «Орфа» (в некоторых источниках утверждается, что Минкус ещё в 1846 г. был соавтором Эдуара Дельдеве по балету «Пахита», но это неточность: в действительности он лишь в 1881 г. написал несколько дополнительных номеров для российской постановки этого балета). Удовлетворённый Сен-Леон заказал Минкусу полный балет, и Минкус написал «Пламя любви, или Саламандру», поставленную 12 (24) ноября 1863 г. специально для прославленной балерины Марфы Муравьевой в московском Большом театре, затем 13 (25) февраля 1864 г. в петербургском Большом театре (под названием «Фиаметта, или Торжество любви») и наконец 11 июля 1864 г. в Париже под названием «Немея» (фр. Neméa). Позже премьера этого балета состоялась 15 марта 1868 года в Триесте под названием Nascita della Fiamma d’Amore (Рождение огня любви). Разные названия этого балета очень часто вводит в заблуждение историков, которые порой считают все эти постановки разными произведениями. Затем для новой парижской постановки Сен-Леона Минкус написал балет «Ручей» (фр. La Sourceсовместно с Лео Делибом (первый акт и половина третьего — Минкус, второй и другая половина третьего — Делиб); балет был поставлен 12 ноября 1866 г. Наконец, в 1869 г. Минкус написал для другого хореографа, Мариуса Петипа, балет «Дон Кихот» по Сервантесу, и эта работа оказалась исключительно успешна. Через год Минкус получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В соавторстве с Петипа Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка» (1877).

В 1890 году Минкус вернулся в Австрию, где и прожил оставшиеся годы жизни.

Основные сочинения (указываются только самостоятельно написанные партитуры): «Дон-Кихот», «Золотая рыбка», «Фиаметта», «Баядерка», «Волшебные пилюли», «Камарго», «Калькабрино», «Фетида и Пелей».

Наиболее известные вставные номера в балетах других композиторов: Вариация Жизели (вариация с волчками) в балете А. Адана «Жизель», Детский полонез и мазурка, Grand pas и фрагменты Pas de trois в балете Э. Дельдеве «Пахита». Музыка Л. Ф. Минкуса также была использована в балете «Корсар» (возобновление 1899 г.) — Вариация Медоры в сцене «Оживленный сад» (музыка из балета «Приключения Пелея»).

Минкус хорошо чувствовал специфику балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполненные жизнерадостностной, мелодичной, ритмичной музыкой, до сих пор входят в репертуар ведущих театров России и мира.