Западноевропейская музыка XIX века. Живопись, музыка, архитектура Европы в XIX — начале XX века Композиторы европы 19 века

В музыке XIX в. проявилось существование множества направлений: от романтизма до импрессионизма.

Франц Шуберт (1797-1828) прожил недолгую жизнь, широчай­шую известность он приобрел уже после смерти.

Многие годы Шуберт прожил в Вене, так и не найдя в столице Австрии широкого признания. Вокруг Шуберта сложился круг друзей, поддерживавших его и высоко ценивших его замечательные песни и баллады. Всю краткую жизнь композитора заполнило творчество и общение с близкими ему по духу людьми.

Основой своего творчества Шуберт сделал песню, он расширил круг ее образов и настроений, насытил поэтическим содержанием. Песенные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» глубоко и взволнованно передают душевное состояние: надежды, мечту, любовь. Обращение к песне и балладе - это черта именно музы­кального романтизма.

Роберта Шумана (1810-1856) много объединяло с Генрихом Гейне. Любимым инструментом Шумана было фортепиано, для которого он написал свои лучшие сочинения. Шуман создал новый жанр - программный цикл фортепьянных миниатюр («Бабочки», «Карнавал»). Его сочинениям присущ романтический порыв и страстность. В наследии Шумана также симфонии, хоровые произ­ведения и вокальные опусы. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов-романтиков своего вре­мени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств.

Рихард Вагнер (1813-1883) был не только гениальным компо­зитором, но и талантливым драматургом, он сам создавал либретто для своих опер. Вагнер считал, что в опере литературный текст и музыка должны составлять неразрывное целое, музыкальную драму. В сочинениях Вагнера характеристикой героев и их переживаний, а также явлений природы становятся лейтмотивы - повторяющи­еся короткие мелодии. Хотя этот прием существовал и до Вагнера, но именно его композитор делает основой всего музыкального развития. Содержанием опер Вагнера стали легенды Средневековья (к ним же часто обращались и литераторы-романтики). Но часто легенда становилась иносказанием, повествуя о судьбе художника во враждебном ему мире. Сам образ композитора был символом романтического бунтарства.

Ярчайшим представителем французского романтизма был Гек-тор Берлиоз (1803-1869). В его жизни был и громкий успех, и забвение, и посмертная мировая слава. Живя в Париже, Берлиоз встречается с самыми замечательными художниками XIX в.: Гюго, Бальзаком, переживает самые громкие политические события. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного сим­фонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтиче­ского героя. Творчество композитора вызвало противоречивую оценку современников. Берлиоз был не только компози- тором, но и блестящим дирижером, который знакомил европейских слушате­лей с современной музыкой.

В конце XIX в. возникают необычные художественные течения в искусстве в целом, появляются они и в музыке. Многие компо­зиторы искали новые средства художественного выражения. Обыч­но новые направления возникли сначала в литературе или в изобразительном искусстве и затем уже преломлялись в музыке. Именно так произошло с импрессионизмом.

Первым представителем этого направления в музыкальном ис­кусстве стал Клод Дебюсси (1862-1918). Огромное влияние на композитора оказали как художники-импрессионисты, так и поэ­ты-символисты. Музыка Дебюсси связана как с поэзией, так и с живописью. Дебюсси создал оригинальный музыкальный стиль, которому свойственны особая поэтичность, взволнованность и уточненность.

Звуковые образы Дебюсси рождают в воображении ароматы и краски, в его музыку входят настроения и чувства, рожденные впечатлениями, как это было у художников-импрессионистов.

Морис Равель (1875-1937) продолжил новое направление, от­крытое Дебюсси. Для музыки Равеля характерно оригинальное восприятие мира, любовь не только к французской, но и испанской музыке.

Имя Равеля тесно связано с музыкальным импрессионизмом, но в его творчестве ярче представлены веяния приближающегося XX века.

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX в.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

УРОК № 2

Тема: Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизнен­ных ситуаций. Вена и Париж - крупнейшие европейские центры развития музы­кального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.

Тип: комбинированный.

Цель: Ознакомить учеников с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы, научить охарактеризовать творческое наследие европейских композиторов, классифицировать основные жанры музыки, анализировать музыкальное творчество, оценить вклад мастеров в мировое музыкальное наследие; развивать умение анализировать произведения музыкального искусства, выделить главное, обосновать свою точку зрения, формировать познавательную активность; воспитывать уважение к мировому музыкальному наследию, увлеченность произведениями мастеров искусств.

Жанр (форма): урок-путешествие

Оборудование: Видео ряд : портреты композиторов (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ж. Бизе, Ф. Шопена, Ф. Листа ); раздаточный материал («План анализа музыкального произведения», один на парту). Музыкальный ряд: Фрагменты музыкальных произведений композиторов «Неоконченная симфония». Ф.Шуберт. Фортепианный цикл «Карнавал». Р. Шуман. Фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Фрагмент Сонаты си-бемоль минор. Ф.Шопен. Фрагмент из «Венгерской рапсодии №2». Ф.Лист.

Художественное название урока : Искусством зажигать сердца!

Эпиграф: « Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»

О. Уайльд

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Создание видеопрезентаций «Романтизм в художественной культуре Европы 19 века».

III. Актуализация опорных знаний.

Опрос.

Какие художественно-стилевые направления музыкального искусства вам известны?

Какое направление было ведущим в европейском музыкальном искусстве конце XVII - начале XIX?

Что является характерным для музыки эпохи классицизма?

Что стало основанием для возникновения романтизма в музыкальном искусстве?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по странам Европы. Мы посетим Вену - центр европейской музыкальной культуры, Германию, Австрию, Венгрию, Францию, познакомимся с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы. В ходе нашего урока попытаемся создать портреты выдающихся личностей композиторов-романтиков, представителей оперного.

V. Изложение нового учебного материала.

1. Рассказ учителя.

Я предлагаю вам продолжить наше виртуальное путешествие «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма», проследив историю развития художественных направлений в европейской музыкальной культуре. Путешествуя, мы найдем интересующую нас информацию, посвященную художественному направлению европейской музыкальной культуры конца XVIII начала XIX века – романтизму.

Романтизм - направление в европейском искусстве конца XVIII - начала XIX в., возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры - как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении - в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества - едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант - излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Внимание к чувствам приводит к смене жанров - господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - «Большая» симфония C-dur. Ф. Шуберт).

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору - народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

2. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

(Демонстрация портретов композиторов, о которых говорится в выступлениях учащихся.)

Группа 1 «Представители композиторов-романтиков»

Жизненный и творческий путь Р. Шумана.

Роберт Шуман (08.06.1810-29.07.1856) - выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, один из ярких представителей романтического искусства XIX в.

Роберт Шуман

Роизведения Шумана связаны с традициями немецкой музыкальной классики, одновременно в историю музыки он вошел как смелый новатор. Значительная часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического и «портретного»жанров, которые взаимосвязаны и создают сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1835), в котором калейдоскопом проходят сценки, танцы, маски, женские образы, музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близкими к «Карнавалу» являются циклы «Бабочки» и «Танцы Давидсбюндлеров». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях для фортепиано, как «Симфонические этюды», сонаты, концерт для фортепиано с оркестром и др. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества» (1848) и др.

Шуман внес значительный вклад в области музыкальной критики. Пропагандируя творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.

(Слушание музыки – фрагмент из фортепианного цикла «Карнавал». Р. Шуман. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ф. Шуберта.

П
ереходным этапом от классицистической к романтической музыке считают творчество австрийского композитора Франца Шуберта (нем. Franz Peter Schubert; 1797-1828). За свою короткую жизнь Ф. Шуберт создал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Но при жизни композитор получил признание только как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры на длительное время забыли.

Франц Шуберт

Нструментальная музыка Ф. Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая и Девятая симфонии композитора. Песенное дарование Ф. Шуберта отразилось во всех сферах его творчества, а также в фортепианной музыке. Значительную часть его наследия составляют небольшие музыкальные пьесы (миниатюры). Музыку Франца Шуберта слушатели любят за простоту, искренность, эмоциональность.

В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления способствовало изменению системы музыкальных жанров. В отличие от композиторов-классицистов (которые отдавали предпочтение таким жанрам, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт), композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, с помощью которой выражали сокровенные чувства и движения. души. Получили развитие песня и романс, особое место в музыке заняла любовная лирика.

Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковали очень широко. Программой могло служить название произведения, которое указывало на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыкой иллюстрировали произведение литературы или живописи, иногда композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и выражал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом реализовывали популярную в романтизме идею синтеза искусств - литературы, живописи и музыки.

Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередко встречаются фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего мира человека.

(Слушание музыки – фрагмент из «Неоконченной симфонии». Ф.Шуберт. Анализ произведения по предложенному плану.)

3. Рассказ учителя

Р

Рихард Вагнер

ихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор, дирижер, поэт-драматург, театральный деятель, мыслитель XIX в., представитель последнего периода развития музыкального романтизма. В историю мирового музыкального искусства Вагнер вошел как реформатор оперного жанра и создатель музыкальной драмы, значительно отличается от традиционной оперы. По его мнению, в опере необходимо было резко уменьшить роль виртуозных вокальных партий и внешних эффектов в пользу инструментально-симфонического состава. Таким образом, в операх Вагнера, особенно - последних, сценическое действие появилось перед звучанием симфонического оркестра. Его оперы по сути является грандиозными программными вокально-симфоническими произведениями с драматическим сюжетом. «...Р. Вагнер как композитор является создателем замечательных и поэтических картин, создателем моментов прекрасной изобразительной музыки, в его драматично музыкальных произведениях, и в этом его главная сила», - писал Н. Римский-Корсаков. Новаторское мышление, борьба за свои реформаторские идеи в оперном жанре преподносят значение творчества Вагнера до бетховенского уровня. Хотя при жизни композитора его новаторство вызвало бурные споры. Творческие идеи Вагнера сталкивали его сторонников с противниками, которые даже выражали сомнение в его композиторском таланте. Рихард Вагнер родился в Лейпциге в 1813 году в семье полицейского чиновника. Отец умер через несколько месяцев после рождения мальчика и вскоре его мать вышла замуж за театрального деятеля из Дрездена. В этом городе в окружении театрального мира и прошло детство будущего композитора. С ранних лет Рихард увлекался литературой, много читал и в 14 лет под влиянием трагедий Шекспира написал собственное литературное произведение - трагедию «Лейбальд и Аделаида». Первое незабываемое музыкальное впечатление Вагнер получил от музыки Л. Бетховена к драме «Эгмонт» в 1821 году (в то время его семья снова жила в Лейпциге). Это послужило толчком к активным занятиям музыкой, в частности - композицией. Уже через несколько лет Вагнер написал свои первые произведения - сонаты, пьесы для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонии и музыку к трагедии «Фауст» Гете. На протяжении жизни Рихард Вагнер часто менял место жительства, в основном с целью поисков заработка и применения своего таланта. Среди городов, где он останавливался, были Магдебург (там были написаны его первые оперы), Рига, Париж, Дрезден, Байрейт, Цюрих, Лондон, Мюнхен. С концертными выступлениями побывал композитор в Петербурге и Москве. Вагнер горячо отстаивал немецкие национальные традиции в музыке. В своем творчестве он использовал мифологические сюжеты, пытался совместить музыку с языком народных легенд. Оперные произведения Вагнера отличаются гармоничным соединением музыки, слова и театрального действия, основанные на принципе непрерывного развития музыки (так называемая «бесконечная мелодия») и системе лейтмотивов. Самые известные из них: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Кроме опер - основного жанра его творчества - Вагнер является автором симфоний, увертюр, хоровых, инструментальных и вокальных произведений.

(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Анализ произведения по предложенному плану.)

4. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

Группа 2. «Представители оперного искусства»

Ж
изненный и творческий путь Дж. Верди.

Джузеппе Верди родился в 1813 году в деревне близ небольшого итальянского городка Буссето. Его отец занимался торговлей и был большим поклонником музыки. Джузеппе начал заниматься музыкой под руководством местного органиста и композитора Фердинандо Провези, который вскоре убедился в блестящих способностях ученика и предсказывал ему выдающееся будущее.

Джузеппе Верди

Еланное поступление в Миланскую консерватории обернулось горьким разочарованием - его не приняли на обучение из-за «отсутствия музыкальных способностей» (кстати, впоследствии эта консерватория соревновалась за право носить имя Джузеппе Верди). Юноша начал брать частные уроки у композитора Винченцо Лавинья и получил благодаря ему возможность бесплатно посещать спектакли в знаменитом театре «Ла Скала». Однажды, во время репетиции оратории Гайдна отсутствовали дирижер и концертмейстер. По просьбе руководителя филармонического общества Верди согласился заменить их обоих, и успешно это сделал. Этот случай привлек внимание к молодому музыканту. Верди начал писать музыку на заказ и, наконец, дождался долгожданного - заказ на оперу «Оберто», которая впоследствии была поставлена ​​ на сцене с большим успехом.

По-разному складывались судьбы следующих опер Верди - были и «провалы», и невероятное восхищение публики. Однако, в большинстве случаев его удивительно мелодичная, выразительная и драматургически совершенная музыка имела ошеломляющий успех. Часто уже на следующий день после премьеры мелодии из опер Верди люди напевали прямо на улицах... Когда композитор на 88-м году ушел из жизни, в Италии был объявлен национальный траур.

Джузеппе Верди написал 26 опер, ни одна из которых не повторяет другую ни мелодическими темами, ни художественными образами, ни сюжетными линиями. Его шедевры, такие как «Трубадур», «Отелло», «Травиата», «Аида», «Риголетто», ласкают слух настоящих любителей музыки и до настоящего времени не сходят со сцен оперных театров всего мира. Кроме оперных произведений в творчестве Верди принадлежат Реквием, кантата «Гимн наций», хоровые, вокальные, вокально-симфонические и инструментальные произведения.

В основу оперы «Риголетто» положен сюжет драмы французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется». В опере действие перенесено из Франции в Италию, а одного из главных героев драмы - короля Франциска I заменил герцог Мантуанский. Характеризуя этого персонажа средствами музыки, Верди осветил и заострил такие его черты, как бездушие, жажду развлечений и удовольствий низких инстинктов, властолюбие и отсутствие благородства. Причем это воплощение зла проявляется не в привычном для искусства образе жестокости и варварства, а в демонстрации легкомысленного и бездумного отношения к жизни. Композитор использует гротескный прием, характеризуя герцога легкой, внешне привлекательной песенно-танцевальной мелодией. «Песенка может быть произведением искусства в той же степени, что и великий оперный финал, если в песенке есть искренний настрой», - писал Джузеппе Верди.

(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ж. Бизе

Г
лавная сфера творчества Жоржа Бизе - оперы. Среди шести оперных произведений композитора «Кармен», благодаря глубине воплощения жизненных образов, силе драматургической выразительности и яркости музыкально-сценических характеристик, признана вершиной реалистической оперы XIX века. «Кармен - вся снаружи, вся жизнь, вся свет без теней, без недомолвок», - писал французский писатель Ромен Роллан.

Ж

Жорж Бизе

орж Бизе родился в 1838 году близ Парижа в семье музыкантов и получил при рождении громкие имена Александр Цезарь Леопольд в честь всемирно известных полководцев. Однако в семье его называли Жоржем. С этим именем он и вошел в историю мировой музыки.

В четыре года мальчик уже знал ноты, а в десять - учился в Парижской консерватории. Когда Жоржу исполнилось 19 лет, он был удостоен Большой Римской премии за достижения в исполнительстве и композиции. Вне стен консерватории Бизе брал уроки композиции у Шарля Гуно, с которым они стали настоящими друзьями.

Об особых успехах Жоржа Бизе в фортепианном исполнительстве выдающийся французский композитор Гектор Берлиоз написал так: «Бизе отлично читает партитуры... Его пианистический талант настолько большой..., что его не могут остановить никакие трудности». Карьера пианиста открывала перед Жоржем Бизе значительные перспективы, однако он отказался от нее в пользу творчества. Среди произведений Бизе, как уже отмечалось, 6 опер, а также 3 оперетты, музыка к драме А. Доде «Арлезианка», кантаты, симфония-кантата «Васко да Гама», симфонии, произведения для фортепиано, более 40 романсов, песни, дуэты, обработки народных песен.

(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Анализ произведения по предложенному плану.)

5. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

Группа 3. «Композиторы-романтики»

Жизненный и творческий путь Ф. Шопена.

Фридерик Франсуа Шопен (польск. Fryderyk Chopin, иногда Szopen; 22.02.1810 - 17.10.1849) - выдающийся польский композитор и пианист, родился в с. Желязова Воля под Варшавой, с 1831 года Шопен покидает Польшу и поселяется в Париже, где начинает работать над своими первыми скерцо, этюдами и балладами.

Фридерик Шопен

Ачало и середина 1830-х годов в Париже были плодотворным периодом в жизни художника, ведь он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, которые имели бешеный успех. Зимой 1838-1839 года здоровье композитора значительно ухудшилось, 17 октября 1849 Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади. По его желанию на отпевании в церкви Св. Мадлены прозвучали фрагменты «Реквиема» Моцарта. Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце художника, согласно его завещанию, было перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста в Варшаве.

Шопен одним из первых обогатил западную музыку славянскими интонациями и новыми ритмическими рисунками. Он создал цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципам «от мала до велика»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до порывов ярости.

Особый вклад в музыкальное искусство Шопен привнес своими оригинальными вальсами, мазурками и полонезами - жанрами, в которых воспроизведены славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора.

Пьесы Шопена малых форм можно условно разделить на две группы - в основном «европейские» (по мелодии, гармонии, ритму) и отчетливо «польские» (по колориту). К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Ему принадлежат более 12 ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений, Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, особенно популярны его вальсы.

К творчеству Шопена относятся также произведения для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы (в частности, полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми-минор и фа-минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк).

(Слушание музыки - фрагмент сонаты си-минор («шопеновской») Ф. Шопена. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ф. Листа.

Ф

Франц Лист

ранц Лист (Втор. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22.10.1811-31.07.1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, родился в селе Доборьян вблизи города Шопрон в Венгрии. Участие отца в музыкальном формировании сына было случайным: Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. С 1821 года Лист играл в Вене мастерство игры на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика бесплатно. Теории Листа учил Антонио Сальери.

В 1823 г. Лист едет в Париж. Его целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. На протяжении 1835-1848 годов продолжается период жизни музыканта, за которым закрепилось название «годы странствий». 1837 году Лист едет в Италию, посещает Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Ференц Лист приезжал в Российскую империю трижды. Во время путешествия 1847 года он дал концерты во многих украинских городах.

Во время гастролей в Киеве, в феврале 1847 года Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, близкая дружба с которой продлится всею его жизнь. Именно этой женщине композитор посвятил свои симфонические поэмы. 1848году. Лист и Каролина поселяются в Веймаре.

В 1865г. композитор принимает малый постриг и звание аббата, в 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште). Здесь он был избран президентом вновь учрежденной Высшей школы музыки.

Один из величайших представителей музыкального романтизма, основатель венгерской композиторской школы, Ф. Лист был знаменитым исполнителем, известным в Европе, благодаря своему феноменальному пианизму и непревзойденному умению организовывать зрелищные концертные программы.

Фортепианный стиль Ф. Листа открыл новую эру в истории фортепианного искусства. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности придавало универсальных возможностей для воспроизведения оркестровых звучаний демократизации фортепианного исполнительства - выведение его из сферы камерности и салона в большой концертный зал. Из популярных произведений Листа - ноктюрны, 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «трансцендентных этюдов» и три цикла небольших пьес, названные «Годы странствий». Некоторые из «Венгерских рапсодий» (в основе которых - скорее цыганские, чем венгерские напевы) впоследствии были оркестрованы.

В последние годы жизни творчество Ф. Листа претерпело значительные изменения - он создал особый, аскетичный и лаконичный стиль, свободный от романтических преувеличений, опередив выразительные средства музыки XX века.

Деятельность Ф. Листа заняла главное место в становлении венгерской национальной композиторской школы и оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

(Слушание музыки - фрагмент «Грез любви» Ф. Листа. Анализ произведения по предложенному плану.)

VI. Актуализация приобретенных знаний.

Блиц опрос.

    Эпоха романтизма была представлена такими композиторами как:

а) И. Гайдн; б) В.А. Моцарт; в) Ф. Шуберт.

    Композиторы-романтики в своем творчестве отдавали предпочтение таким жанрам как:

а) сюита; б) фортепианная миниатюра; в) концерт.

    Реформатор оперного искусства:

а) Р. Вагнер; б) Дж. Верди; в) Ж. Бизе.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заканчивается наш урок в удивительный мир «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма». Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души. Выразив свое отношение к выдающимся личностям музыкального искусства эпохи романтизма.

Все с чем вы нас сегодня познакомили отвечало эпиграфу нашего урока:

« Благо, даруемое нам искусством, не в том,

чему мы у него научаемся, а в том,

какими мы благодаря ему становимся

О.Уайльд

Сегодня я вами очень довольна, вы все молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной деятельности станет панно, выполненное в технике коллаж «Романтизм в музыке».

VIII. Домашнее задание.

Создание видеопрезентации «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма» (работа в группах).

Формирование промышленной цивилизации оказало огромное влияние на европейское искусство. Как никогда раньше, оно находилось в тесной связи с общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и достижения культуры быстро распространялись по всему миру.

Живопись

Романтизм и реализм с особенной силой проявились в живописи. Многие признаки романтизма были в творчестве испанского художника Франсиско Гойи (1746- 1828). Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. Великолепны художественные портреты испанских женщин. Они написаны с любовью и восхищением. Чувство собственного достоинства, гордость и жизнелюбие мы читаем на лицах героинь, независимо от их социального происхождения.

Не перестает удивлять смелость, с которой Гойя, придворный живописец, изобразил групповой портрет королевской семьи. Перед нами не властелины или вершители судеб страны, а вполне обыкновенные, даже заурядные люди. О повороте Гойи к реализму свидетельствуют и его картины, посвященные героической борьбе испанского народа против армии Наполеона.

Ключевой фигурой европейского романтизма был знаменитый французский художник Эжен Делакруа (1798-1863). В своем творчестве он ставил превыше всего фантазию и воображение. Вехой в истории романтизма, да и всего искусства Франции, стала его картина «Свобода, ведущая народ» (1830). Художник увековечил на полотне революцию 1830 г. После этой картины Делакруа больше не обращался к французской действительности. Он заинтересовался темой Востока и историческими сюжетами, где мятежный романтик мог дать волю своей фантазии и воображению.

Крупнейшими художниками-реалистами были французы Гюстав Курбе (1819-1877) и Жан Милле (1814-1875). Представители этого направления стремились к правдивому изображению натуры. В центре внимания были повседневная жизнь и труд человека. Вместо исторических и легендарных героев, характерных для классицизма и романтизма, в их творчестве появились простые люди: мещане, крестьяне и рабочие. Сами за себя говорят названия картин: «Дробильщики камня», «Вязальщицы», «Собиратели колосьев».


Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812. Теодор Жерико (1791-1824). Первый художник романтического направления. На картине выражена романтика наполеоновской эпохи

Курбе впервые применил понятие реализм. Цель своего творчества он определил так: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик людей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но и гражданином, создавать живое искусство».

В последней трети XIX в. Франция становится лидером в развитии европейского искусства. Именно во французской живописи зародился импрессионизм (от фр. impression - впечатление). Новое течение стало событием европейского значения. Художники-импрессионисты стремились передать на полотне сиюминутные впечатления от постоянных и едва уловимых перемен в состоянии природы и человека.


В вагоне третьего класса, 1862. О. Домье (1808-1879). Один из наиболее оригинальных художников своего времени. Бальзак сравнивал его с Микеланджело.
Однако известность Домье принесла его политическая карикатура. «В вагоне третьего класса» представлен неидеализированный образ рабочего класса


Читающая женщина. К. Коро (1796-1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов.
В то же время на его творчестве лежит печать реализма

Импрессионисты осуществили настоящую революцию в технике живописи. Они, как правило, работали на открытом воздухе. Цвета и свет в их творчестве играли гораздо большую роль, нежели сам рисунок. Выдающимися художниками-импрессионистами были Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега. Импрессионизм оказал огромное влияние на таких великих мастеров кисти, как Винсент Ван Гог, Поль Сезан, Поль Гоген.


Впечатление. Восход солнца, 1882.
Клод Моне (1840-1926) часто писал одни и те же объекты в различное время дня, чтобы исследовать влияние освещения на цвет и форму




Иа Орана Мария. П. Гоген (1848-1903). Неудовлетворенность художника европейским образом жизни заставила его покинуть Францию и жить на Таити.
Местные художественные традиции, многоцветье окружающего мира оказали огромное влияние на формирование его художественного стиля


Испанский живописец, работавший во Франции. Уже в десять лет был художником, а в шестнадцать лет состоялась его первая выставка. Проложил путь кубизму - революционному направлению в искусстве XX в. Кубисты отказались от изображения пространства, воздушной перспективы. Предметы и человеческие фигуры превращаются у них в сочетание разнообразных (прямых, вогнутых и выгнутых) геометрических линий и плоскостей. Кубисты говорили, что они пишут не как видят, а как знают


Как и поэзия, живопись этого времени полна тревожных и смутных предчувствий. В этой связи весьма характерно творчество талантливого французского художника-символиста Одилона Редона (1840-1916). Его нашумевший в 80-е гг. рисунок «Паук» - зловещее предзнаменование первой мировой войны. Паук изображен с жутким человеческим лицом. Его щупальцы в движении, агрессивны. Зрителя не покидает ощущение надвигающейся катастрофы.

Музыка

В музыке не происходило столь значительных изменений, как в других видах искусства. Но и она подверглась влиянию индустриальной цивилизации, национально-освободительных и революционных движений, которые сотрясали Европу на протяжении всего столетия. В XIX в. музыка вышла за пределы дворцов вельмож и церковных храмов. Она становилась более светской и более доступной для широких слоев населения. Развитие издательского дела способствовало быстрому печатанию нот и распространению музыкальных произведений. В это же время создавались новые и совершенствовались старые музыкальные инструменты. Пианино стало неотъемлемой и обыденной вещью в доме европейского буржуа.

Вплоть до конца XIX в. господствующим направлением в музыке был романтизм. У его истоков стоит гигантская фигура Бетховена. Людвиг вон Бетховен (1770- 1827) с уважением относился к классическому наследию XVIII в. Если и вносил изменения в сложившиеся правила музыкального искусства, то делал это осторожно, стараясь не обидеть своих предшественников. Этим он отличался от многих поэтов-романтиков, которые часто ниспровергали всех и вся. Бетховен был столь гениален, что, даже будучи глухим, мог создавать бессмертные произведения. Его знаменитые Девятая симфония и «Лунная соната» обогатили сокровищницу музыкального искусства.

Музыканты-романтики черпали вдохновение в народных песенных мотивах и танцевальных ритмах. Часто обращались в своем творчестве к литературным произведениям - Шекспира, Гёте, Шиллера. Некоторые из них проявляли склонность к созданию гигантских оркестровых произведений, чего и в помине не было в XVIII в. Но это стремление так отвечало мощной поступи индустриальной цивилизации! Французский композитор Гектор Берлиоз особенно поражал грандиозностью своих замыслов. Так, он написал сочинение для оркестра, состоящего из 465 музыкальных инструментов, включая 120 виолончелей, 37 басовых, 30 пианино и 30 арф.

Обладал такой виртуозной техникой, что ходили слухи, будто бы не иначе как сам дьявол обучил его игре на скрипке. В середине музыкального исполнения скрипач мог порвать три струны и продолжать играть столь же выразительно на единственной оставшейся струне




В XIX в. многие европейские страны дали миру великих композиторов и музыкантов. В Австрии и Германии национальную и мировую культуру обогатили Франц Шуберт и Рихард Вагнер, в Польше - Фредерик Шопен, в Венгрии - Ференц Лист, в Италии - Джоакино Россини и Джузеппе Верди, в Чехии - Бедржих Сметана, в Норвегии - Эдвард Григ, в России - Глинка, Римский Корсаков, Бородин, Мусоргский и Чайковский.


С 20-х гг. XIX в. в Европе начинается увлечение новым танцем - вальсом. Вальс возник в Австрии и в Германии в конце XVIII в., произошел от австрийского лендлера - традиционного крестьянского танца

Архитектура

Развитие индустриальной цивилизации оказало огромное воздействие на европейскую архитектуру. Научно-технические достижения способствовали нововведениям. В XIX в. намного быстрее строились крупные здания государственного и общественного значения. С в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. С развитием фабричного производства, железнодорожного транспорта и больших городов появляются новые типы сооружений - вокзалы, стальные мосты, банки, крупные магазины, здания выставок, новые театры, музеи, библиотеки.

Архитектура в XIX в. отличалась разнообразием стилей, монументальностью, своим практическим назначением.


Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 -1867 гг. Выражает эклектическое направление, вдохновлено эпохой Ренессанса и барокко

На протяжении всего столетия наиболее распространенным был неоклассический стиль. Здание Британского музея в Лондоне, сооруженное в 1823-1847 гг., дает наглядное представление об античной (классической) архитектуре. Вплоть до 60-х гг. модным был так называемый «исторический стиль», выразившийся в романтическом подражании архитектуре средних веков. В конце XIX в. наблюдается возврат к готике в строительстве церквей и общественных зданий (неоготика, т. е. новая готика). Например, здание парламента в Лондоне. В противовес неоготике возникает новое направление ар-нуво (новое искусство). Для него были характерны извилистые плавные очертания зданий, помещений, деталей интерьера. В начале XX в. возникло еще одно направление - модернизм. Стиль модерн отличается практичностью, строгостью и продуманностью, отсутствием украшений. Именно этот стиль отразил суть индустриальной цивилизации и в наибольшей степени связан с нашим временем.

По своему настроению европейское искусство конца XIX - начала XX в. было контрастным. С одной стороны, оптимизм и бьющая через край радость бытия. С другой стороны, неверие в созидательные возможности человека. И в этом не следует искать противоречия. Искусство лишь отражало по-своему то, что происходило в реальном мире. Глаза поэтов, писателей и художников были острее и зорче. Они видели то, чего не видели и не могли видеть другие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

«Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы... человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего... на мой взгляд, гораздо интереснее»,- сказал Винсент Ван Гог. Великий художник прожил всю жизнь в нищете и лишениях, часто не имел денег на холст и краски, практически находился на иждивении у младшего брата. Современники не признавали в нем никаких достоинств. Когда Ван Гог умер, за гробом шло лишь несколько человек. Всего два-три десятка человек в Европе могли по достоинству оценить его искусство, которое великий художник адресовал будущему. Но прошли годы. В XX в. к художнику пришла заслуженная, хотя и запоздавшая слава. За полотна Ван Гога теперь платили колоссальные суммы. Так, например, картина «Подсолнухи» на аукционе была продана за рекордную сумму 39,9 млн долларов. Но и это достижение было перекрыто картиной «Ирисы», проданной за 53,9 млн долларов.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.


Периоду характерно: XIX век - расцвет национальных музыкальных школ. Ведущим жанром романтической музыки, связанным с бытовыми традициями, стала песня (романс) Наряду с романсом расцвела и камерная фортепианная миниатюра. В романсе воплотилась лирико- психологическая стихия романтизма.


Периоду характерно: С городским музыкальным бытом связан и расцвет инструментальной танцевальной миниатюры. Городской танец становится одним из важнейших музыкальных жанров XIX века (вальсы Шуберта, мазурка и вальсы Шопена). Концертная эстрада приобрела в XIX веке небывалое прежде значение и появление таких выдающихся и даже великих виртуозов, как Паганини, Шопен, Лист.


Периоду характерно: Новый тип «гражданской» оперы («Дон Карлос» Верди, «Риенци» Вагнера), народно-сказочная опера, («Летучий голландец» Вагнера), героико- романтическая опера, («Эврианта» Вебера, «Геновева» Шумана). Во второй половине века появляются комические оперы -«Мейстерзингеры» Вагнера, «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Фаль­стаф» Верди.




Роберт Шуман () Биография Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя. Первые уроки музыки брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять хоровую и оркестровую музыку. Его привлекала карьера юриста, но выяснилось, что у него талант к фортепьянной музыке. Тогда он стал подумывать о карьере концертного пианиста и вскоре полностью посвятил себя музыке.


Творчество Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». Шуман увлекался написанием вокальной музыки. Он продолжал традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение нередко дополняет смысл слов, придает песне больший драматизм и выразительную силу. Шуман много сделал и для развития музыкальной критики. На страницах собственного журнала о музыке Шуман публиковался под двумя псевдонимами: Флорестан и Эвзебей.


Фредерик Шопен () польский композитор и пианистДостижения По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (), фантазия (1841), 4 баллады (), 4 скерцо (), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. Почти вся музыка Фредерика Шопена предназначена для фортепиано.




Ференц Лист () Родился 22 октября 1811 года в Венгрии в семье пастуха. Родился 22 октября 1811 года в Венгрии в семье пастуха. Отец занимался музыкальным воспитанием и мальчик с малых лет пел в церковном хоре. Отец занимался музыкальным воспитанием и мальчик с малых лет пел в церковном хоре. Дебют музыканта состоялся в 1819 году. Спустя два года Адам отдает сына на обучение Карлу Черни в Вену. Дебют музыканта состоялся в 1819 году. Спустя два года Адам отдает сына на обучение Карлу Черни в Вену. В 1823 году Лист пробует поступать в консерваторию в Париже, но по правилам в ней могли учиться только французы. Из- за неустойчивого финансового положения семьи музыкант постоянно дает концерты. В 1823 году Лист пробует поступать в консерваторию в Париже, но по правилам в ней могли учиться только французы. Из- за неустойчивого финансового положения семьи музыкант постоянно дает концерты. Это время считается началом творческого периода, появляются первые сочинения. Это время считается началом творческого периода, появляются первые сочинения. В 1825 году оперу «Дон Санчо, или Замок любви» можно было увидеть на сцене Grand-Opera. В 1825 году оперу «Дон Санчо, или Замок любви» можно было увидеть на сцене Grand-Opera. Посетив Россию, Лист влюбляется в Каролину Витгенштейн и женится. Спустя год они добились разрешения и поселились в Веймере. В своём доме он давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Дочь Листа Козима стала женой Вагнера. Их сын, Зигфрид Вагнер, впоследствии стал известным дирижером.
Биография и творчество Родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе, провинции Парма, в бедной семье трактирщика. С детских лет Верди принужден был зарабатывать на жизнь. Он не был принят в Миланскую консерваторию и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься игрой на фортепиано, органе и дирижированием. Уже в самом начале творческого пути определилась тяга Верди к опере в этом жанре он создал впоследствии двадцать шесть произведений. Большой успех пришел к Верди с его третьей оперой «Навуходоносор» (1842). На рубеже 1850-х годов начинается центральный период творчества Верди. Его открывают три оперы «Риголетто» (1851), «Трубадур»(1853), «Травиата» (1853), посвященные утверждению человеческого достоинства и свободы личности, обличению социальной несправедливости. Последние оперы «Аида» (1871), «Отелло» (1886) и «Фальстаф» (1893) отмечены неповторимым своеобразием. Это вершина творчества Верди и всей итальянской оперы.



Тангейзер:Что может быть проще..."Массне?", - спрашивает Раиса Захаровна(Людмила Гурченко) у Васи Кузякина(Александр Михайлов)...)) Этакая забавная дама-разлучница с претензией на интеллигентность,заражённая модными псевдо-научными увлечениями вперемежку с поверхностными знаниями о классической музыке...Всего понемножку...) Наша современница...) Ох,не дай Бог такую подружку...)) У которой "Массне" обязательно под какое нибудь дополнительное занятие...Как фон...) Из двух его шедевров,ставших настоящими шлягерами...Шутки в сторону...)Мелодии французского композитора замечательные! А то,что у многих на слуху,так это доказательство их в некоторой степени...лёгкой принимаемости слухом...Услышал раз и запомнил...Мурлыкай себе не реже,чем современную попсу...) Что лучше несомненно...До встречи...

...........................................................................................................................................

Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой...

Жюль Эмиль Фредерик Массне (Jules Massenet)

Французский композитор Жюль Массне родился 12 мая 1842 года. В девять лет поступил в Парижскую консерваторию. В 21 год получил Римскую премию за кантату "Давид Риццио", а в 1867-м в Париже была исполнена первая опера Массне "Двоюродная бабушка".

Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой. В них преобладает ариозно-декламационный вокальный стиль, большим мастером которого был Массне. Центральное место в операх композитора занимают женские образы в которых он как бы обощал черты своих французских современниц, недаром Массне называли "поэтом женской души".

Опера "Дон Сезар де Басан" и особенно "Царь Лахорский" имели огромный успех на парижской сцене. Такие дирижеры, как Ж. Падлу и Э. Колонн включают в свои программы увертюры и сюиты Массне.

В 1873 году была поставлена античная поэма Леконта де Лиля "Эринии" по Эсхилу. Во многом успеху произведения способствовала музыка Массне, куда входила знаменитая "Элегия". Еще больший успех имела исполненная в том же году с Полиной Виардо-Гарсиа в заглавной роли оратория ("Священная драма") Массне "Мария Магдалина".

Специалисты говорят, что после знаменитого Гуно Массне - самый популярный композитором французской лирической оперы. При жизни Массне пользовался во Франции большим авторитетом и уважением. Премьеры произведений этого композитора были значительным музыкальным событием.

Наиболее известные оперы Массне - "Манон", написанная по сюжету новеллы Прево, и "Вертер" по роману Гёте. Из других опер Массне выделяются "Иродиада", написанная по мотивам Г. Флобера, "Таис" по роману А. Франса, "Сафо" по пьесе А. Доде, "Наваррьянка" , "Жонглер богоматери".