Урок мхк на тему "шедевры музыкального искусства эпохи романтизма". Великие композиторы классической музыки Композиторы 19 века восточных земель европы

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX в.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
УРОК № 2
Тема: Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тип: комбинированный.
Цель: Ознакомить учеников с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы, научить охарактеризовать творческое наследие европейских композиторов, классифицировать основные жанры музыки, анализировать музыкальное творчество, оценить вклад мастеров в мировое музыкальное наследие; развивать умение анализировать произведения музыкального искусства, выделить главное, обосновать свою точку зрения, формировать познавательную активность; воспитывать уважение к мировому музыкальному наследию, увлеченность произведениями мастеров искусств.
Жанр (форма): урок-путешествие
Оборудование: Видео ряд: портреты композиторов (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ж. Бизе, Ф. Шопена, Ф. Листа); раздаточный материал («План анализа музыкального произведения», один на парту). Музыкальный ряд: Фрагменты музыкальных произведений композиторов «Неоконченная симфония». Ф.Шуберт. Фортепианный цикл «Карнавал». Р. Шуман. Фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Фрагмент Сонаты си-бемоль минор. Ф.Шопен. Фрагмент из «Венгерской рапсодии №2». Ф.Лист.
Художественное название урока: Искусством зажигать сердца!

Эпиграф: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»
О. Уайльд

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Создание видеопрезентаций «Романтизм в художественной культуре Европы 19 века».

III. Актуализация опорных знаний.
Опрос.
- Какие художественно-стилевые направления музыкального искусства вам известны?
- Какое направление было ведущим в европейском музыкальном искусстве конце 13 =17\*Roman 14XVII15 - начале 13 =19\*Roman 14XIX15?
- Что является характерным для музыки эпохи классицизма?
- Что стало основанием для возникновения романтизма в музыкальном искусстве?
IV. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по странам Европы. Мы посетим Вену - центр европейской музыкальной культуры, Германию, Австрию, Венгрию, Францию, познакомимся с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы. В ходе нашего урока попытаемся создать портреты выдающихся личностей композиторов-романтиков, представителей оперного.

V. Изложение нового учебного материала.

1. Рассказ учителя.
Я предлагаю вам продолжить наше виртуальное путешествие «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма», проследив историю развития художественных направлений в европейской музыкальной культуре. Путешествуя, мы найдем интересующую нас информацию, посвященную художественному направлению европейской музыкальной культуры конца 13 =18\*Roman 14XVIII15 начала XIX века – романтизму.
Романтизм - направление в европейском искусстве конца XVIII - начала XIX в., возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры - как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (183050-е гг.) творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Внимание к чувствам приводит к смене жанров господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений «Большая» симфония C-dur. Ф. Шуберт).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

2. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
(Демонстрация портретов композиторов, о которых говорится в выступлениях учащихся.)
Группа 1 «Представители композиторов-романтиков»
Жизненный и творческий путь Р. Шумана.
Роберт Шуман (08.06.1810-29.07.1856) - выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, один из ярких представителей романтического искусства XIX в.
Произведения Шумана связаны с традициями немецкой музыкальной классики, одновременно в историю музыки он вошел как смелый новатор. Значительная часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического и «портретного» жанров, которые взаимосвязаны и создают сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1835), в котором калейдоскопом проходят сценки, танцы, маски, женские образы, музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близкими к «Карнавалу» являются циклы «Бабочки» и «Танцы Давидсбюндлеров». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях для фортепиано, как «Симфонические этюды», сонаты, концерт для фортепиано с оркестром и др. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества» (1848) и др.
Шуман внес значительный вклад в области музыкальной критики. Пропагандируя творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.
(Слушание музыки – фрагмент из фортепианного цикла «Карнавал». Р. Шуман. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ф. Шуберта.
Переходным этапом от классицистической к романтической музыке считают творчество австрийского композитора Франца Шуберта (нем. Franz Peter Schubert; 1797-1828). За свою короткую жизнь Ф. Шуберт создал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Но при жизни композитор получил признание только как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры на длительное время забыли.
Инструментальная музыка Ф. Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая и Девятая симфонии композитора. Песенное дарование Ф. Шуберта отразилось во всех сферах его творчества, а также в фортепианной музыке. Значительную часть его наследия составляют небольшие музыкальные пьесы (миниатюры). Музыку Франца Шуберта слушатели любят за простоту, искренность, эмоциональность.
В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления способствовало изменению системы музыкальных жанров. В отличие от композиторов-классицистов (которые отдавали предпочтение таким жанрам, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт), композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, с помощью которой выражали сокровенные чувства и движения. души. Получили развитие песня и романс, особое место в музыке заняла любовная лирика.
Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковали очень широко. Программой могло служить название произведения, которое указывало на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыкой иллюстрировали произведение литературы или живописи, иногда композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и выражал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом реализовывали популярную в романтизме идею синтеза искусств - литературы, живописи и музыки.
Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередко встречаются фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего мира человека.
(Слушание музыки – фрагмент из «Неоконченной симфонии». Ф.Шуберт. Анализ произведения по предложенному плану.)
3. Рассказ учителя
Рихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор, дирижер, поэт-драматург, театральный деятель, мыслитель XIX в., представитель последнего периода развития музыкального романтизма. В историю мирового музыкального искусства Вагнер вошел как реформатор оперного жанра и создатель музыкальной драмы, значительно отличается от традиционной оперы. По его мнению, в опере необходимо было резко уменьшить роль виртуозных вокальных партий и внешних эффектов в пользу инструментально-симфонического состава. Таким образом, в операх Вагнера, особенно - последних, сценическое действие появилось перед звучанием симфонического оркестра. Его оперы по сути является грандиозными программными вокально-симфоническими произведениями с драматическим сюжетом. «...Р. Вагнер как композитор является создателем замечательных и поэтических картин, создателем моментов прекрасной изобразительной музыки, в его драматично музыкальных произведениях, и в этом его главная сила», - писал Н. Римский-Корсаков. Новаторское мышление, борьба за свои реформаторские идеи в оперном жанре преподносят значение творчества Вагнера до бетховенского уровня. Хотя при жизни композитора его новаторство вызвало бурные споры. Творческие идеи Вагнера сталкивали его сторонников с противниками, которые даже выражали сомнение в его композиторском таланте. Рихард Вагнер родился в Лейпциге в 1813 году в семье полицейского чиновника. Отец умер через несколько месяцев после рождения мальчика и вскоре его мать вышла замуж за театрального деятеля из Дрездена. В этом городе в окружении театрального мира и прошло детство будущего композитора. С ранних лет Рихард увлекался литературой, много читал и в 14 лет под влиянием трагедий Шекспира написал собственное литературное произведение - трагедию «Лейбальд и Аделаида». Первое незабываемое музыкальное впечатление Вагнер получил от музыки Л. Бетховена к драме «Эгмонт» в 1821 году (в то время его семья снова жила в Лейпциге). Это послужило толчком к активным занятиям музыкой, в частности - композицией. Уже через несколько лет Вагнер написал свои первые произведения - сонаты, пьесы для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонии и музыку к трагедии «Фауст» Гете. На протяжении жизни Рихард Вагнер часто менял место жительства, в основном с целью поисков заработка и применения своего таланта. Среди городов, где он останавливался, были Магдебург (там были написаны его первые оперы), Рига, Париж, Дрезден, Байрейт, Цюрих, Лондон, Мюнхен. С концертными выступлениями побывал композитор в Петербурге и Москве. Вагнер горячо отстаивал немецкие национальные традиции в музыке. В своем творчестве он использовал мифологические сюжеты, пытался совместить музыку с языком народных легенд. Оперные произведения Вагнера отличаются гармоничным соединением музыки, слова и театрального действия, основанные на принципе непрерывного развития музыки (так называемая «бесконечная мелодия») и системе лейтмотивов. Самые известные из них: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Кроме опер - основного жанра его творчества - Вагнер является автором симфоний, увертюр, хоровых, инструментальных и вокальных произведений.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Анализ произведения по предложенному плану.)
4. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
Группа 2. «Представители оперного искусства»
Жизненный и творческий путь Дж. Верди.
Джузеппе Верди родился в 1813 году в деревне близ небольшого итальянского городка Буссето. Его отец занимался торговлей и был большим поклонником музыки. Джузеппе начал заниматься музыкой под руководством местного органиста и композитора Фердинандо Провези, который вскоре убедился в блестящих способностях ученика и предсказывал ему выдающееся будущее.
Желанное поступление в Миланскую консерватории обернулось горьким разочарованием - его не приняли на обучение из-за «отсутствия музыкальных способностей» (кстати, впоследствии эта консерватория соревновалась за право носить имя Джузеппе Верди). Юноша начал брать частные уроки у композитора Винченцо Лавинья и получил благодаря ему возможность бесплатно посещать спектакли в знаменитом театре «Ла Скала». Однажды, во время репетиции оратории Гайдна отсутствовали дирижер и концертмейстер. По просьбе руководителя филармонического общества Верди согласился заменить их обоих, и успешно это сделал. Этот случай привлек внимание к молодому музыканту. Верди начал писать музыку на заказ и, наконец, дождался долгожданного - заказ на оперу «Оберто», которая впоследствии была поставлена на сцене с большим успехом.
По-разному складывались судьбы следующих опер Верди - были и «провалы», и невероятное восхищение публики. Однако, в большинстве случаев его удивительно мелодичная, выразительная и драматургически совершенная музыка имела ошеломляющий успех. Часто уже на следующий день после премьеры мелодии из опер Верди люди напевали прямо на улицах... Когда композитор на 88-м году ушел из жизни, в Италии был объявлен национальный траур.
Джузеппе Верди написал 26 опер, ни одна из которых не повторяет другую ни мелодическими темами, ни художественными образами, ни сюжетными линиями. Его шедевры, такие как «Трубадур», «Отелло», «Травиата», «Аида», «Риголетто», ласкают слух настоящих любителей музыки и до настоящего времени не сходят со сцен оперных театров всего мира. Кроме оперных произведений в творчестве Верди принадлежат Реквием, кантата «Гимн наций», хоровые, вокальные, вокально-симфонические и инструментальные произведения.
В основу оперы «Риголетто» положен сюжет драмы французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется». В опере действие перенесено из Франции в Италию, а одного из главных героев драмы - короля Франциска I заменил герцог Мантуанский. Характеризуя этого персонажа средствами музыки, Верди осветил и заострил такие его черты, как бездушие, жажду развлечений и удовольствий низких инстинктов, властолюбие и отсутствие благородства. Причем это воплощение зла проявляется не в привычном для искусства образе жестокости и варварства, а в демонстрации легкомысленного и бездумного отношения к жизни. Композитор использует гротескный прием, характеризуя герцога легкой, внешне привлекательной песенно-танцевальной мелодией. «Песенка может быть произведением искусства в той же степени, что и великий оперный финал, если в песенке есть искренний настрой», - писал Джузеппе Верди.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Анализ произведения по предложенному плану.)
Жизненный и творческий путь Ж. Бизе
Главная сфера творчества Жоржа Бизе - оперы. Среди шести оперных произведений композитора «Кармен», благодаря глубине воплощения жизненных образов, силе драматургической выразительности и яркости музыкально-сценических характеристик, признана вершиной реалистической оперы XIX века. «Кармен - вся снаружи, вся жизнь, вся свет без теней, без недомолвок», - писал французский писатель Ромен Роллан.
Жорж Бизе родился в 1838 году близ Парижа в семье музыкантов и получил при рождении громкие имена Александр Цезарь Леопольд в честь всемирно известных полководцев. Однако в семье его называли Жоржем. С этим именем он и вошел в историю мировой музыки.
В четыре года мальчик уже знал ноты, а в десять - учился в Парижской консерватории. Когда Жоржу исполнилось 19 лет, он был удостоен Большой Римской премии за достижения в исполнительстве и композиции. Вне стен консерватории Бизе брал уроки композиции у Шарля Гуно, с которым они стали настоящими друзьями.
Об особых успехах Жоржа Бизе в фортепианном исполнительстве выдающийся французский композитор Гектор Берлиоз написал так: «Бизе отлично читает партитуры... Его пианистический талант настолько большой..., что его не могут остановить никакие трудности». Карьера пианиста открывала перед Жоржем Бизе значительные перспективы, однако он отказался от нее в пользу творчества. Среди произведений Бизе, как уже отмечалось, 6 опер, а также 3 оперетты, музыка к драме А. Доде «Арлезианка», кантаты, симфония-кантата «Васко да Гама», симфонии, произведения для фортепиано, более 40 романсов, песни, дуэты, обработки народных песен.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Анализ произведения по предложенному плану.)

5. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
Группа 3. «Композиторы-романтики»
Жизненный и творческий путь Ф. Шопена.
Фридерик Франсуа Шопен (польск. Fryderyk Chopin, иногда Szopen; 22.02.1810 - 17.10.1849) - выдающийся польский композитор и пианист, родился в с. Желязова Воля под Варшавой, с 1831 года Шопен покидает Польшу и поселяется в Париже, где начинает работать над своими первыми скерцо, этюдами и балладами.
Начало и середина 1830-х годов в Париже были плодотворным периодом в жизни художника, ведь он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, которые имели бешеный успех. Зимой 1838-1839 года здоровье композитора значительно ухудшилось, 17 октября 1849 Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади. По его желанию на отпевании в церкви Св. Мадлены прозвучали фрагменты «Реквиема» Моцарта. Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце художника, согласно его завещанию, было перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста в Варшаве.
Шопен одним из первых обогатил западную музыку славянскими интонациями и новыми ритмическими рисунками. Он создал цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципам «от мала до велика»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до порывов ярости.
Особый вклад в музыкальное искусство Шопен привнес своими оригинальными вальсами, мазурками и полонезами - жанрами, в которых воспроизведены славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора.
Пьесы Шопена малых форм можно условно разделить на две группы - в основном «европейские» (по мелодии, гармонии, ритму) и отчетливо «польские» (по колориту). К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.
Ему принадлежат более 12 ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений, Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, особенно популярны его вальсы.
К творчеству Шопена относятся также произведения для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы (в частности, полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми-минор и фа-минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк).
(Слушание музыки - фрагмент сонаты си-минор («шопеновской») Ф. Шопена. Анализ произведения по предложенному плану.)
Жизненный и творческий путь Ф. Листа.
Франц Лист (Втор. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22.10.1811-31.07.1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, родился в селе Доборьян вблизи города Шопрон в Венгрии. Участие отца в музыкальном формировании сына было случайным: Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. С 1821 года Лист играл в Вене мастерство игры на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика бесплатно. Теории Листа учил Антонио Сальери.
В 1823 г. Лист едет в Париж. Его целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. На протяжении 1835-1848 годов продолжается период жизни музыканта, за которым закрепилось название «годы странствий». 1837 году Лист едет в Италию, посещает Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Ференц Лист приезжал в Российскую империю трижды. Во время путешествия 1847 года он дал концерты во многих украинских городах.
Во время гастролей в Киеве, в феврале 1847 года Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, близкая дружба с которой продлится всею его жизнь. Именно этой женщине композитор посвятил свои симфонические поэмы. 1848году. Лист и Каролина поселяются в Веймаре.
В 1865г. композитор принимает малый постриг и звание аббата, в 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште). Здесь он был избран президентом вновь учрежденной Высшей школы музыки.
Один из величайших представителей музыкального романтизма, основатель венгерской композиторской школы, Ф. Лист был знаменитым исполнителем, известным в Европе, благодаря своему феноменальному пианизму и непревзойденному умению организовывать зрелищные концертные программы.
Фортепианный стиль Ф. Листа открыл новую эру в истории фортепианного искусства. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности придавало универсальных возможностей для воспроизведения оркестровых звучаний демократизации фортепианного исполнительства - выведение его из сферы камерности и салона в большой концертный зал. Из популярных произведений Листа - ноктюрны, 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «трансцендентных этюдов» и три цикла небольших пьес, названные «Годы странствий». Некоторые из «Венгерских рапсодий» (в основе которых - скорее цыганские, чем венгерские напевы) впоследствии были оркестрованы.
В последние годы жизни творчество Ф. Листа претерпело значительные изменения - он создал особый, аскетичный и лаконичный стиль, свободный от романтических преувеличений, опередив выразительные средства музыки XX века.
Деятельность Ф. Листа заняла главное место в становлении венгерской национальной композиторской школы и оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
(Слушание музыки - фрагмент «Грез любви» Ф. Листа. Анализ произведения по предложенному плану.)
VI. Актуализация приобретенных знаний.
Блиц опрос.
Эпоха романтизма была представлена такими композиторами как:
а) И. Гайдн; б) В.А. Моцарт; в) Ф. Шуберт.
Композиторы-романтики в своем творчестве отдавали предпочтение таким жанрам как:
а) сюита; б) фортепианная миниатюра; в) концерт.
Реформатор оперного искусства:
а) Р. Вагнер; б) Дж. Верди; в) Ж. Бизе.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Заканчивается наш урок в удивительный мир «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма». Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души. Выразив свое отношение к выдающимся личностям музыкального искусства эпохи романтизма.
Все с чем вы нас сегодня познакомили отвечало эпиграфу нашего урока:
«Благо, даруемое нам искусством, не в том,
чему мы у него научаемся, а в том,
какими мы благодаря ему становимся.»
О.Уайльд

Сегодня я вами очень довольна, вы все молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной деятельности станет панно, выполненное в технике коллаж «Романтизм в музыке».

VIII. Домашнее задание.
Создание видеопрезентации «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма» (работа в группах).

13PAGE 141315

Роберт Шуман

Франц Шуберт

Рихард Вагнер

Джузеппе Верди

Жорж Бизе

Фридерик Шопен

Франц Лист

Развитие музыкального творчества имело много общего с процессами, происходившими в области литературы и изобразительных искусств.

В 70-80-х годах XIX в. крупнейшие композиторы еще продолжали непосредственно и самым прямым образом отражать тенденции предшествующего периода, но затем борьба направлений обострилась, и наряду с дальнейшим развитием реалистического направления в музыкальной культуре ряда стран проявились признаки разложения и упадка, ослабления связей с передовыми общественными течениями, отхода в сторону изощренных формальных исканий.

Одно из центральных мест в западноевропейском музыкальном искусстве 70-80-х годов занимала оперная музыка. Большую роль в ее развитии сыграл великий немецкий композитор Рихард Вагнер, создавший жанр музыкальной драмы.

В последние годы своей жизни (он умер в 1883 г.) Вагнер завершил окончательный вариант «Кольца Нибелунгов» и написал музыкальную драму «Парсифаль».

В этот период он уже стоял на реакционно-националистических позициях, а в его творчестве ощущался спад. Но произведения Вагнера все больше завоевывали оперную сцену и концертные залы различных стран мира.

К концу столетия влияние вагнеровской музыки распространяется на большой круг композиторов, включая и таких, которые не.разделяли ни его общего мировоззрения, ни даже существенных сторон его музыкально-эстетической доктрины, но стремились использовать открытые им новые средства музыкальной выразительности.

Бурное увлечение «вагнерианством», противопоставляемым исторически сложившейся оперной традиции, вызывало тревогу у многих крупных композиторов (например, у Верди, Римского-Корсакова).

Не меньшее значение для оперной музыки имело творчество выдающегося итальянского композитора Джузеппе Верди, который в последних своих сочинениях (особенно в «Отелло») нашел путь к дальнейшему углублению реализма и обогащению музыкального языка. Итальянская опера конца XIX - начала XX в. лишь отчасти восприняла традиции Верди, ограничив и сузив их как в идейно-общественном смысле, так и в отношении музыкально-драматургического мастерства.

«Паяцы» Руджиеро Леонкавалло и «Сельская честь» Пьетро Масканьи представляли собой типичные образцы господствовавшего тогда «веристского» стиля. Большей глубиной и психологичностью отличались произведения Джакомо Пуччини, создателя остро драматичных опер «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-Сан», привлекающих слушателя своей красотой и богатством мелодий.

Французские композиторы, продолжая путь Гуно и Тома, успешно работали в области лирической оперы. В 80-х годах Лео Делиб создал оперу «Лакмэ», а Жюль Массне-оперы «Манон» и «Вертер»; Делибу принадлежит крупная заслуга в развитии балетной музыки («Коппелия», «Сильвия»). Видный симфонист Камилл Сен-Санс также писал оперы («Самсон и Далила» и др.).

Не имевшая успеха при своей первой постановке опера Бизе «Кармен» теперь завоевала широкое признание как один из шедевров мирового оперного искусства и мировой реалистической музыки. Ярко, правдиво и блестяще Бизе написал в эти годы музыку к драме Доде «Арлезианка».

Композиторы Франции внесли ценный вклад и в развитие симфонической и камерной музыки. После Берлиоза французский симфонизм нашел видных представителей в Цезаре Франке, а также Сен-Сансе.

Более молодой Сен-Санс завоевал известность раньше Франка; говорил, что Сен-Санс еще при жизни увидел себя в положении классика. метко характеризует существенные черты творчества Сен-Санса, проявившиеся в его симфониях, симфонических поэмах и инструментальных концертах: энциклопедичность музыкальной культуры, ясность, элегантная и сжатая форма выражения; Цезарь Франк, оцененный по достоинству только после своей смерти, еще сильнее повлиял на ход музыкального.развития Франции.

В его творчестве органически соединились традиции музыкального классицизма ( , ) с лучшими чертами поздней романтической школы. Это сказалось, например, в его произведениях, написанных в старинных формах (цикл «Прелюдия, хорал и фуга») и при этом насыщенных всем богатством романтической гармонии. Лучшие творения Франка относятся к 70-80-м годам XIX в. Это - единственная его симфония, являющаяся одним из украшений французского симфонизма, а также ряд симфонических поэм, вдохновенные камерные ансамбли, фортепианные и органные произведения.

В начале XX в. среди французских композиторов наиболее видную роль начинают играть Клод Дебюсси, который заметно выдвинулся уже в 90-х годах предшествующего столетия, и Морис Равель. Дебюсси возглавил новое направление в музыке - импрессионизм.

Образно-психологический мир его единственной оперы «Пелеас и Мелизанда» (по Метерлинку) с ее подчас «зыбкими» и неуловимыми настроениями в известной мере ограничен, но инструментальные произведения (оркестровые «Ноктюрны», сюита «Море», фортепианные пьесы и др.) содержат много своеобразной красоты, живописности, тонкой поэтичности.

Творчество Равеля выходит за пределы импрессионизма: он более других своих сверстников был связан с реалистическими традициями музыки XIX в., в частности с русской музыкой. Творческое наследие композитора многогранно: произведения для оркестра, музыкального театра (блестящая балетная партитура «Дафнис и Хлоя» и др.), для отдельных инструментов (в первую очередь для фортепиано), инструментальных ансамблей, голоса.

Большую известность получили сочинения Равеля, проникнутые интонациями и ритмами испанской музыки. В совершенстве владея всеми средствами нового музыкального искусства, Равель, несмотря на близость к модернистским течениям, не замыкался в формальных исканиях.

Музыка Германии и Австрии также отмечена широким развитием симфонического к камерного жанра. Видное место в этой области заняло творчество Иоганнеса Брамса. Брамс родился и начал свою деятельность в Германии, а годы наибольшего творческого подъема Провел в Австрии. В 70-80-х годах он создал замечательные четыре симфонии, инструментальные концерты и другие произведения.

Традиции , Шуберта, Шумана, любовное изучение и ясное понимание народного искусства (как немецкого, так венгерского и славянского) оказали большое влияние на его музыку, благородную и целомудренную, то сдержанную, то страстную и порывистую.

Австрийский композитор Антон Брукнер был последователем Вагнера, но многое унаследовал и от романтической стихии Шуберта. Его девять симфоний, грандиозные по масштабам, хотя и несколько рыхлые но построению, отразили поэтическую натуру автора, глубокое чувство природы, исключительный талант инструментовки, мелодический дар.

Большие симфонические замыслы отличали талантливого австрийского композитора и дирижера Густава Малера. Его творчество пронизывают гуманистические черты: стремление к большому этическому содержанию, обличение насилия и несправедливости. Вместе с тем желание Малера добиться доступности симфонической музыки и era обращение к народным истокам противоречиво сочетались с усложненностью музыкального мышления, преувеличенностью выражения чувства.

Выдающимся композитором-симфонистом был блестящий музыкант после-вагнеровской Германии, мастер оркестровки Рихард Штраус.

К лучшим его произведениям относятся симфонические поэмы, продолжавшие и развивавшие традиции программного симфонизма Берлиоза и Листа: «Дон Жуан», «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля», «Дон-Кихот», «Жизнь героя». Отдельными чертами своего творчества Рихард Штраус близок к модернистскому искусству, что проявляется и в индивидуалистическом характере многих его произведений - иногда своеобразно бунтарских, иногда сатирических,- и в самом музыкальном стиле, например в отношении композитора к программности музыки, которую он подчас трактовал как иллюстративность.

Инструментальная, а также вокальная (но не оперная) музыка стран Северной Европы приобрела всемирное значение прежде всего благодаря деятельности Грига и Сибелиуса. Замечательный норвежский композитор Эдвард Григ, один из самых тонких поэтов в музыке XIX-XX вв., воспевавший народ и природу родной страны,был автором многих симфонических произведений, музыки к драмам норвежских писателей-классиков (в том числе к «Пер Гюнту» Ибсена), сочинений для голоса, фортепиано, скрипки, виолончели.

Национальный гений финской музыки - Ян Сибелиус оставил после себя большое наследие, в котором особенно выделяются семь симфоний и широко известный скрипичный концерт.

Богата музыка новой испанской школы, возглавленной Филипе Педреллем - композитором, историком музыки, фольклористом. В этой школе выросли такие мастера, как Исаак Альбенис. Энрике Гранадос. Высшие достижения испанской школы связаны с именем Мануэля де Фалья, произведения которого (песни, танцы, балеты), сочные и темпераментные, пропитанные глубоко народными интонациями, завоевали автору популярность и признание далеко за пределами родной страны.

Новая национальная школа музыки сложилась в конце XIX в. в Англии. Большие заслуги в английском «музыкальном возрождении» принадлежат Эдуарду Элгару и Ральфу Воан-Уильямсу.

В Соединенных Штатах Америки успешно творил талантливый композитор-лирик, «американский Григ» - Эдуард Мак-Доуэлл,

Материал из Юнциклопедии


XVII век - начало новой эпохи в музыке, освобождающейся от господства церкви, обретающей все большее многообразие жанров, форм, красок, выразительных средств. Важнейшим шагом на этом пути было возникновение оперы, светского искусства, наследовавшего идеи эпохи Возрождения, выдвинувшего на первый план красоту и выразительность мелодии, сольного пения (бельканто), богатства человеческих чувств. Из княжеских дворцов Флоренции и Рима опера в 1637 г. пришла в первый оперный театр в Венеции. Вершина итальянской оперы того периода - творчество Клаудио Монтеверди (1567-1643) - создателя музыкальной драмы, где музыка развивалась в теснейшей связи с драматическим действием, рисовала сложные и правдивые характеры действующих лиц. Его опера «Коронация Поппеи» (1642) поднимала сложные вопросы нравственного, социального значения.

Основоположник оперной школы Франции Жан Батист Люлли (1632-1687) опирался на опыт драматического театра, классической трагедии П. Корнеля и Ж. Расина. В свои «лирические трагедии» (так назывались его оперы) Люлли вводил элементы декламационности, большое внимание уделял хорам, танцам (обязательные балетные сцены). Ритмы гавота, менуэта проникали и в арии.

Несравненный по тонкости и глубине. лирического выражения образец оперного искусства оставил английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695) в своей опере «Дидона и Эней» (1689). Музыка Пёрселла. очень близка народной. Она нежна и трогательна, скромна и серьезна. В 1710 г. в Лондон приехал Георг Фридрих Гендель (1685-1759) - великий немецкий композитор. В Лондоне Гендель поставил много опер (среди них - «Юлий Цезарь в Египте», 1724). Стремление к воплощению в музыке идей героического подвига, освобождения народов привело его к оратории (см. Хоровая музыка). Церковь нередко запрещала их исполнение, но величественные произведения Генделя все же получили широкое признание. Его творчество оказало большое влияние на Глюка и Бетховена.

Рядом с вокальными жанрами развиваются инструментальные. Вслед за органом - королем искусства барокко, звучащим уже не только во время церковной службы, но и в специальных концертах, выдвинулся клавесин. Для этих инструментов писали итальянец Д. Фрескобальди, немцы Д. Букстехуде, Гендель и величайший из всех - И. С. Бах. Мощь и патетика органных сочинений оттенялись изяществом клавесинных. Особенно славились миниатюры французских композиторов-клавесинистов Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакена. Для клавесина создавались также танцевальные сюиты. В Италии в полный голос зазвучала скрипка. Сонаты для скрипки Арканджело Корелли (1653- 1713), скрипичные концерты Антонио Вивальди (1678-1741), их оркестровые концерты (конче́рто гро́ссо) служили образцами для многих композиторов.

Высшего расцвета инструментальная музыка достигла во 2-й половине XVIII в. При дворах немецких и австрийских князей существовали капеллы - ансамбли и оркестры. Их руководители (капельмейстеры) писали музыку для развлечения князей. Из танцевальных сюит, из оперных увертюр и выросла симфония. Темы симфоний часто опирались на народные песни и танцы. Особенно много песен разных народов - немецких, чешских, венгерских, сербских, хорватских - звучало в Вене, столице Австрии. Вена и стала колыбелью классической симфонии и других жанров инструментальной музыки - сонаты, концерта, квартета. В музыке венских классиков: Я. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена - окончательно сложился тот музыкальный язык, на котором «заговорила» вся Европа (см. Классицизм).

Приближение Великой французской революции оказало огромное влияние на музыкальное искусство. Новая, демократическая публика приходит в театры. Ей нравились комические оперы, где действовали простые люди - умные, ловкие слуги. Но в предреволюционный период нужны были и оперы серьезные, значительные. Такими произведениями, воплотившими эстетические идеалы третьего сословия, стали оперы австрийского композитора Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787). Начавшей захлестывать оперу волне виртуозного пения он противопоставил благородную простоту и цельность, единое развитие драматического действия. Высокую правду человеческих чувств, идею верности Глюк раскрыл в операх «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767). Мысли Глюка об опере нашли поддержку у французских просветителей - литераторов и ученых-энциклопедистов. Хор из оперы «Армида» (1777) «Будем преследовать врага до победы» стал революционной песней в июльские дни 1789 г.

В годы Великой французской революции массовые революционные песни, гимны, марши звучат во время празднеств, траурные марши сопровождают похороны погибших героев. В ночь с 25 на 26 апреля 1792 г. офицер рейнской армии Руже де Лиль написал песню «Сыны отечества, вперед!», с которой вошли в Париж революционные марсельцы. Так родилась «Марсельеза» - первый гимн революции.

Идеи революционного преобразования мира стали содержанием симфоний Бетховена, проложивших новые пути музыке XIX в. Вскоре появляется и новое направление - романтизм, впервые заявивший о себе в песнях и симфониях Ф. Шуберта. Жизнь человеческого сердца стала главным содержанием его творчества.

В 1821 г. немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель Карл Мария фон Вебер (1786-1826) поставил в Берлине свою оперу «Вольный стрелок». На сцене ожили картины немецкого леса, герои народного сказания, зазвучали мелодии свадебных и охотничьих песен, крестьянских маршей и танцев. Мир поэтической пьесы-сказки У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», населенный проказниками-эльфами, раскрылся в музыке к ней Феликса Мендельсона (1809-1847). Мендельсон вслед за Шубертом насыщал инструментальную музыку - симфонии, концерт для скрипки с оркестром - песенными мелодиями. Его фортепьянные пьесы так и называются «песни без слов».

Музыка в. XIX в. звучит уже не в княжеских дворцах, а в концертных залах, в исполнении симфонических оркестров и солистов-вирту-озов. Расширяется музыкальное образование, открываются консерватории (Париж - 1793, Прага - 1811, Варшава и Вена - 1821, Лейпциг - 1843), появляются музыкальные газеты и журналы, музыкальные издательства. В 1829 г. Мендельсон организовал в Берлине исполнение «Страстей по Матфею» - одного из самых монументальных произведений Баха. Композиторы XIX в. - страстные борцы за утверждение высокого искусства, воспитывающего людей в духе самых благородных и светлых идей. Они нередко выступают со словом о музыке, поясняя ее содержание, стремясь приобщить к ней как можно большее число людей. И сейчас статьи и книги Шумана, Берлиоза, Листа, Вагнера помогают нам разобраться в сложном мире музыкальных идей.

Романтизм вступает в свой зрелый этап с творчеством Р. Шумана, утверждающим тесную связь музыки и литературы, принципы программности. Новые формы и жанры развиваются в фортепьянной музыке (Шуман, Шопен, Лист), в симфонической (Берлиоз, Лист), в опере (Вагнер). Создателем программной симфонии, обладающей яркими чертами театральности, стал французский композитор Гектор Берлиоз (1803-1869), великий мастер, настоящий волшебник оркестра (симфонии «Фантастическая», «Гарольд в Италии» - по поэме Дж. Г. Байрона, «Ромео и Джульетта» - по трагедии Шекспира, с участием хора и солистов). Музыка Берлиоза напоминает о революционных битвах во Франции. В дни июльской революции 1830 г. он сделал переложение «Марсельезы» для хора и оркестра. Его «Траурно-триумфальная симфония» (1840) и «Реквием» (1837) посвящены памяти жертв революции.

В Париж - город революций и баррикад, острейших противоречий буржуазного мира - съезжались музыканты из всех европейских стран: Шопен и Глинка, Лист и Вагнер. Здесь давал концерты гениальный скрипач Н. Паганини, в состязаниях пианистов-виртуозов побеждал Лист. Ставились в Париже и оперы - итальянских композиторов - Джоаккино Россини (1792-1868), Винченцо Беллини (1801 - 1835), Гаэтано Доницетти (1797-1848), пели прославленные певцы, мастера бельканто. Мелодиями Беллини восхищались Шопен и Глинка. В его знаменитой опере «Норма» (1831) слышны отзвуки героической борьбы итальянского народа за свободу и единство родины. Мечтой о свободе Италии проникнута народно-героическая опера Россини «Вильгельм Телль» (1829). В самой же Италии, значительная часть которой находилась под гнетом Австрийской империи, свирепствовала цензура. Только в музыке и был слышен истинный голос итальянского народа. Сильнее всего он звучал в операх Дж. Верди - «маэстро итальянской революции».

Революции 1848-1849 гг., прошедшие через всю Европу, всколыхнули многие народы. Еще в 30-е гг. Польша выдвигает Ф. Шопена и классика национальной оперы Станислава Монюшко (1819-1872). Его опера «Галька» (1848) - правдивая история о горькой доле крестьянской девушки. В Венгрии оперы создавал Ференц Эркель (1810-1893; «Ласло Хуньяди», «Банк бан»), гордые ритмы венгерских мелодий Европа слышит в произведениях Ф. Листа. Все жанры музыкального искусства представлены в творчестве чехов - Бедр-жиха Сметаны (1824-1884) и А. Дворжака. Норвегию представляет Э. Г риг, Испанию - Исаак Альбенис (1860-1909). Они вносили в европейскую музыку свежее дыхание напевов своих стран, прославляли их честь и национальное достоинство.

Во 2-й половине XIX в. в Вене создает свои четыре симфонии (1876-1885) выдающийся немецкий композитор Иоганнес Брамс (1833-1897). К нему присоединяется и крупнейший австрийский симфонист Антон Брукнер (1824- 1896). Контраст их философски углубленным произведениям составляют вальсы и оперетты Иоганна Штрауса-сына (1825-1899) - воплощение веселья и жизнерадостности. Но и Брамс отдал дань бытовой музыке: его знаменитые «Венгерские танцы» построены на подлинных народных мелодиях, полны огня и воодушевления.

Много нового возникает и в музыкальных театрах Европы. Рядом с музыкальными драмами Р. Вагнера, в корне обновившего обычные оперные формы, ставятся и оперы более классического образца. Но и в них происходят сложные внутренние изменения, связанные с усиливающейся ролью оркестра, единого развития музыкально-драматической мысли. Во Франции большая романтическая опера, господствовавшая в 30-40-е гг. на сцене «Гранд-Опера» (оперы Джакомо Мей-ербера, 1791 -1864), сменяется оперой лирической. В 1859 г. на сцене «Театр лирик» состоялась премьера оперы Шарля Гуно (1818- 1893) «Фауст». В центре ее - трагическая история любви Маргариты. Женские образы раскрываются и в операх Л. Делиба, Ж. Массне, в балетах А. Адана («Жизель») и Делиба («Коппелия»). Франция стала также и родиной оперетты. Ж. Оффенбах в опереттах («Прекрасная Елена», «Парижская жизнь») остроумно высмеивал жизнь парижских обывателей. Вершиной же развития музыкального театра во Франции стала «Кармен» Ж. Визе - подлинно реалистическая опера.

«Кармен» написана после драматических событий франко-прусской войны и Парижской коммуны. В начале 70-х гг. французская музыка раскрылась не только в области театральных, но и инструментальных жанров (К. Сен-Санс, С. Франк, Г. Форе и другие). В конце века формируется уже новое художественное направление - импрессионизм.

Оперное искусство Италии, представленное во 2-й половине XIX в. реалистическим творчеством Верди, выдвигает новые имена. Оперы «Сельская честь» (1890) П. Масканьи, «Паяцы» (1892) Р. Леонкавалло положили начало новому направлению - веризму (от итальянского «веро» - «истинный», «правдивый»). Сюжеты веристских опер - правдивые истории из жизни итальянских крестьян, бродячих комедиантов, завершающиеся трагической развязкой.

С веризмом отчасти связано творчество крупнейшего оперного композитора Джакомо Пуччини (1858-1924). «Заинтересовывать, поражать и трогать сердца» - так определил сам Пуччини задачу своих опер. Тематика произведений Пуччини шире, чем у веристов: действие разворачивается то в кварталах парижской бедноты («Богема», 1895), то в итальянском дворце эпохи наполеоновских войн («Тоска», 1899), то в домике японской гейши («Мадам Баттерфлай», 1903; в России - под названием «Чио-Чио-сан»), то на ковбойском Дальнем Западе («Девушка с Запада», 1910). Но всюду можно встретить любимую героиню композитора - молодую девушку, часто нежную и хрупкую, способную на героические поступки, верную и преданную в любви.

Конец XIX - начало XX в. - сложное время для европейского искусства. Наступление эпохи мировых войн и социальных революций, крайнее обострение противоречий в жизни буржуазного общества по-разному отразились в творчестве различных художников. Одни стремятся выразить чувства ужаса и страха перед гибелью разрушающегося мира, другие раскрывают гармонию и красоту в природе, запечатлевают тончайшие, подчас смутно-зыбкие ощущения человека, третьи обращаются к формам и средствам музыки давно ушедших времен. Три ведущих направления - экспрессионизм, импрессионизм, неоклассицизм - воплотили эти тенденции.

Язык музыки усложняется. Он становится нередко острым, жестким, угловатым. Мелодия словно рвется на тысячу осколков; иногда они волей композитора складываются в причудливые, по-своему стройные геометрические узоры: так Кай в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» пытался составить из осколков льда слово «вечность». Все чаще проникают в музыку образы зла, разрушения, нашествия, варварства, грубой силы или издевки. Истинно талантливые творцы, сохранившие верность гуманистическим идеалам, находили и находят путь к умам и сердцам людей, продолжают и развивают традиции великих предшественников.

Еще на рубеже веков в Австрии прозвучали симфонии Густава Малера (1860-1911) - сложные, многочастные произведения. Они рассказали о страданиях человека, который стремится к торжеству справедливости, но чувствует порой свое бессилие перед лицом буржуазной действительности. К симфоническому оркестру нередко присоединяются певцы-солисты или хор. Симфонии Малера связаны и с песнями - их мелодии и тексты помогают понять смысл его симфоний-исповедей.

Немецкий композитор Рихард Штраус (1864- 1949) поражал слушателей грандиозностью и богатством выдумки в звучании оркестра. Герой его симфонической поэмы «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля» (1896) - такой же остроумный выдумщик, как и сам автор. Разнообразны по темам и краскам многочисленные оперы композитора: от мрачной, приближающейся к экспрессионистской драме «Саломеи» (1905) до изящного лирико-комического «Кавалера розы» (1910).

В Австрии и Германии экспрессионизм полнее всего представлен в творчестве А. Шёнберга, А. Веберна и А. Берга. Опера Берга «Воццек» (по драме Г. Бюхнера, 1921) - страшная правда о судьбе простого человека, раздавленного грубой военщиной, бездуховностью окружающего мира. Поиски нового в творчестве Шёнберга и Веберна нередко приводили к чрезмерной усложненности музыкального языка.

В творчестве Пауля Хиндемита (1895-1963) и Карла Орфа (1895-1982) происходит возврат к большей простоте. Хиндемит достигает ее, опираясь на формы и средства музыки XVII-XVIII вв. (симфонии и одноименные оперы «Художник Матис», «Гармония мира», многочисленные камерные ансамбли). Орф воскрешает образы народных сказок, средневекового фольклора (оперы «Луна», «Умница», кантата «Кармина Бурана» на тексты студенческих песен XIII в.).

Интерес к древним пластам европейского фольклора, к музыке Востока, старинным песнопениям, ритуальным танцам, необычным звучаниям народных инструментов - одна из наиболее устойчивых черт современной музыки. Она ясно обозначилась уже в творчестве К. Дебюсси. Французский композитор Оливье Мессиан (р. 1908) обращается, например, к ладам и ритмам музыки Индии, к фольклору Перу, записывает и использует в своей музыке голоса экзотических птиц («Пробуждение птиц», «Экзотические птицы»). Многие композиторы вводят в свои партитуры ударные инструменты народов Африки, Азии, Южной Америки или подражают их звучанию.

По-прежнему обращаются композиторы и к фольклору своих (или соседних) стран. В музыке Яна Сибелиуса (1865-1957) оживают суровые образы и напевы финского эпоса «Калевала». Испанец Мануэль де Фалья (1876-1946) воскрешает огненные ритмы и мелодии древнего канте хондо - фольклора Андалусии (балет «Любовь-волшебница», 1915). В творчестве французского композитора Мориса Равеля (1875-1937) звучат напевы басков - жителей пограничной с Францией испанской области. Часто использует он и другие испанские напевы и ритмы: в симфонических произведениях «Испанская рапсодия» (1907) и «Болеро» (1928), опере «Испанский час» (1907). Стихия танцевальности определяет многое в музыке Равеля - от грустного изящества старинной паваны до юмора, с каким он вводит в свои произведения ритмы современных танцев (фокстрот Чайника и Чашки в опере «Дитя и волшебство», 1925). Замечательно представлен в его творчестве жанр балета («Дафнис и Хлоя», 1912; «Сон Флорины», 1908).

Многих композиторов XX в. увлекали ритмы джаза. Они вводили их в симфонические, камерные и фортепьянные произведения («Негритянская рапсодия» Ф. Пуленка). Интонации современного музыкального быта насквозь пронизывают «Трехгрошовую оперу» (1928) немецкого композитора К- Вейля - острую сатиру на буржуазный мир, которую он написал в содружестве с драматургом Б. Брехтом.

Новые ритмы жизни XX в., звуки заводов, машин тоже вошли в музыку. Во Франции 20-х гг., еще недавно восхищавшейся утонченной красотой импрессионизма, появляются произведения с такими названиями, как «Сельскохозяйственные машины» Д. Мийо; «Пасифик 231», «Подводная лодка», «Регби» А. Онеггера и др. В балете Э. Сати «Парад» слышны звуки пишущей машинки. «Довольно облаков, туманов, аквариумов и ароматов ночи - нам нужна музыка земная, музыка повседневности!» - таков был лозунг «Шестерки»: молодых французских композиторов Д. Мийо, А. Онеггера, Ф. Пуленка, Ж. Орика, Л. Дюрея, Ж. Тайфер.

В музыке XX в. направления быстро сменяют друг друга. В суровый час испытаний, когда фашизм развернул наступление на Европу, те же французские композиторы вновь объединились, чтобы написать музыку к драме Р. Роллана «14 июля», посвященной событиям Великой французской революции 1789-1794 гг. В годы второй мировой войны европейские композиторы создают значительные произведения, проникнутые тревогой за судьбы человечества, обличающие фашизм и вселяющие надежду на победу прогрессивных сил. Вновь выдвигается жанр симфонии (так называемые «военные» симфонии Онеггера) . Еще в 1935 г. Онеггер написал ораторию «Жанна д"Арк на костре», воспевающую подвиг народной героини Франции. Пуленк создал патриотическую кантату «Лик человеческий» на стихи поэта-коммуниста П. Элюара (1943). Гневным протестом против зверств гитлеровцев наполнена« симфоническая поэма чеха Б. Мартину «Памятник Лидице» (1943).

Темы борьбы за мир, протеста против войны продолжают звучать и в музыке 50-60-х гг. Таковы «Военный реквием» (1961) крупнейшего английского композитора Бенджамина Бриттена (1913-1976). Кантата Мийо «Огненный замок» (1954) рассказывает о тысячах заключенных, погибших в газовых печах. Потрясенный гибелью варшавского гетто, уничтоженного фашистами, Шёнберг написал кантату «Уцелевший из Варшавы» (1947) для чтеца, хора и оркестра. Весь мир с волнением следил за жизнью и судьбой греческого композитора Микиса Теодоракиса (р. 1925), автора песен, оперы «Песня погибшего брата» (1962), симфоний, пламенного борца за мир и свободу. По всей Европе звучат песни протеста, принявшие эстафету от революционных антифашистских песен 30-х гг. («Песня болотных солдат», возникшая в одном из первых нацистских концлагерей, песни Х. Эйслера; см. Стран социалистического содружества музыка). Маяком для прогрессивного искусства капиталистических стран всегда служила советская музыка. Известно огромное воздействие, которое оказала, например, «Ленинградская симфония» Д. Д. Шостаковича на музыку всего мира (см. Музыка Великой Отечественной войны); распространение советской массовой песни в годы Сопротивления и т. д.

В наши дни музыкальное западно-европейское искусство переживает сложное время. Современные авангардистские течения, связанные с усиленным экспериментированием, подчас приводят к перерождению сущности музыки, к отказу от ее лирической сути, от непосредственности выражения человеческих чувств. Но и в условиях буржуазного мира, все больше и больше отнимающих у миллионов людей надежду на счастье, музыка продолжает свой путь к человеку, опираясь на лучшие традиции прошлого и нашей современности.


Периоду характерно: XIX век - расцвет национальных музыкальных школ. Ведущим жанром романтической музыки, связанным с бытовыми традициями, стала песня (романс) Наряду с романсом расцвела и камерная фортепианная миниатюра. В романсе воплотилась лирико- психологическая стихия романтизма.


Периоду характерно: С городским музыкальным бытом связан и расцвет инструментальной танцевальной миниатюры. Городской танец становится одним из важнейших музыкальных жанров XIX века (вальсы Шуберта, мазурка и вальсы Шопена). Концертная эстрада приобрела в XIX веке небывалое прежде значение и появление таких выдающихся и даже великих виртуозов, как Паганини, Шопен, Лист.


Периоду характерно: Новый тип «гражданской» оперы («Дон Карлос» Верди, «Риенци» Вагнера), народно-сказочная опера, («Летучий голландец» Вагнера), героико- романтическая опера, («Эврианта» Вебера, «Геновева» Шумана). Во второй половине века появляются комические оперы -«Мейстерзингеры» Вагнера, «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Фаль­стаф» Верди.




Роберт Шуман () Биография Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя. Первые уроки музыки брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять хоровую и оркестровую музыку. Его привлекала карьера юриста, но выяснилось, что у него талант к фортепьянной музыке. Тогда он стал подумывать о карьере концертного пианиста и вскоре полностью посвятил себя музыке.


Творчество Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». Шуман увлекался написанием вокальной музыки. Он продолжал традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение нередко дополняет смысл слов, придает песне больший драматизм и выразительную силу. Шуман много сделал и для развития музыкальной критики. На страницах собственного журнала о музыке Шуман публиковался под двумя псевдонимами: Флорестан и Эвзебей.


Фредерик Шопен () польский композитор и пианистДостижения По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (), фантазия (1841), 4 баллады (), 4 скерцо (), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. Почти вся музыка Фредерика Шопена предназначена для фортепиано.




Ференц Лист () Родился 22 октября 1811 года в Венгрии в семье пастуха. Родился 22 октября 1811 года в Венгрии в семье пастуха. Отец занимался музыкальным воспитанием и мальчик с малых лет пел в церковном хоре. Отец занимался музыкальным воспитанием и мальчик с малых лет пел в церковном хоре. Дебют музыканта состоялся в 1819 году. Спустя два года Адам отдает сына на обучение Карлу Черни в Вену. Дебют музыканта состоялся в 1819 году. Спустя два года Адам отдает сына на обучение Карлу Черни в Вену. В 1823 году Лист пробует поступать в консерваторию в Париже, но по правилам в ней могли учиться только французы. Из- за неустойчивого финансового положения семьи музыкант постоянно дает концерты. В 1823 году Лист пробует поступать в консерваторию в Париже, но по правилам в ней могли учиться только французы. Из- за неустойчивого финансового положения семьи музыкант постоянно дает концерты. Это время считается началом творческого периода, появляются первые сочинения. Это время считается началом творческого периода, появляются первые сочинения. В 1825 году оперу «Дон Санчо, или Замок любви» можно было увидеть на сцене Grand-Opera. В 1825 году оперу «Дон Санчо, или Замок любви» можно было увидеть на сцене Grand-Opera. Посетив Россию, Лист влюбляется в Каролину Витгенштейн и женится. Спустя год они добились разрешения и поселились в Веймере. В своём доме он давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Дочь Листа Козима стала женой Вагнера. Их сын, Зигфрид Вагнер, впоследствии стал известным дирижером.
Биография и творчество Родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе, провинции Парма, в бедной семье трактирщика. С детских лет Верди принужден был зарабатывать на жизнь. Он не был принят в Миланскую консерваторию и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься игрой на фортепиано, органе и дирижированием. Уже в самом начале творческого пути определилась тяга Верди к опере в этом жанре он создал впоследствии двадцать шесть произведений. Большой успех пришел к Верди с его третьей оперой «Навуходоносор» (1842). На рубеже 1850-х годов начинается центральный период творчества Верди. Его открывают три оперы «Риголетто» (1851), «Трубадур»(1853), «Травиата» (1853), посвященные утверждению человеческого достоинства и свободы личности, обличению социальной несправедливости. Последние оперы «Аида» (1871), «Отелло» (1886) и «Фальстаф» (1893) отмечены неповторимым своеобразием. Это вершина творчества Верди и всей итальянской оперы.



В музыке XIX в. проявилось существование множества направлений: от романтизма до импрессионизма.

Франц Шуберт (1797-1828) прожил недолгую жизнь, широчай­шую известность он приобрел уже после смерти.

Многие годы Шуберт прожил в Вене, так и не найдя в столице Австрии широкого признания. Вокруг Шуберта сложился круг друзей, поддерживавших его и высоко ценивших его замечательные песни и баллады. Всю краткую жизнь композитора заполнило творчество и общение с близкими ему по духу людьми.

Основой своего творчества Шуберт сделал песню, он расширил круг ее образов и настроений, насытил поэтическим содержанием. Песенные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» глубоко и взволнованно передают душевное состояние: надежды, мечту, любовь. Обращение к песне и балладе - это черта именно музы­кального романтизма.

Роберта Шумана (1810-1856) много объединяло с Генрихом Гейне. Любимым инструментом Шумана было фортепиано, для которого он написал свои лучшие сочинения. Шуман создал новый жанр - программный цикл фортепьянных миниатюр («Бабочки», «Карнавал»). Его сочинениям присущ романтический порыв и страстность. В наследии Шумана также симфонии, хоровые произ­ведения и вокальные опусы. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов-романтиков своего вре­мени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств.

Рихард Вагнер (1813-1883) был не только гениальным компо­зитором, но и талантливым драматургом, он сам создавал либретто для своих опер. Вагнер считал, что в опере литературный текст и музыка должны составлять неразрывное целое, музыкальную драму. В сочинениях Вагнера характеристикой героев и их переживаний, а также явлений природы становятся лейтмотивы - повторяющи­еся короткие мелодии. Хотя этот прием существовал и до Вагнера, но именно его композитор делает основой всего музыкального развития. Содержанием опер Вагнера стали легенды Средневековья (к ним же часто обращались и литераторы-романтики). Но часто легенда становилась иносказанием, повествуя о судьбе художника во враждебном ему мире. Сам образ композитора был символом романтического бунтарства.

Ярчайшим представителем французского романтизма был Гек-тор Берлиоз (1803-1869). В его жизни был и громкий успех, и забвение, и посмертная мировая слава. Живя в Париже, Берлиоз встречается с самыми замечательными художниками XIX в.: Гюго, Бальзаком, переживает самые громкие политические события. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного сим­фонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтиче­ского героя. Творчество композитора вызвало противоречивую оценку современников. Берлиоз был не только компози- тором, но и блестящим дирижером, который знакомил европейских слушате­лей с современной музыкой.

В конце XIX в. возникают необычные художественные течения в искусстве в целом, появляются они и в музыке. Многие компо­зиторы искали новые средства художественного выражения. Обыч­но новые направления возникли сначала в литературе или в изобразительном искусстве и затем уже преломлялись в музыке. Именно так произошло с импрессионизмом.

Первым представителем этого направления в музыкальном ис­кусстве стал Клод Дебюсси (1862-1918). Огромное влияние на композитора оказали как художники-импрессионисты, так и поэ­ты-символисты. Музыка Дебюсси связана как с поэзией, так и с живописью. Дебюсси создал оригинальный музыкальный стиль, которому свойственны особая поэтичность, взволнованность и уточненность.

Звуковые образы Дебюсси рождают в воображении ароматы и краски, в его музыку входят настроения и чувства, рожденные впечатлениями, как это было у художников-импрессионистов.

Морис Равель (1875-1937) продолжил новое направление, от­крытое Дебюсси. Для музыки Равеля характерно оригинальное восприятие мира, любовь не только к французской, но и испанской музыке.

Имя Равеля тесно связано с музыкальным импрессионизмом, но в его творчестве ярче представлены веяния приближающегося XX века.