Живопись, музыка, архитектура Европы в XIX — начале XX века. Западноевропейская музыка Композиторы второй половины 19 века в европе
Развитие музыкального творчества имело много общего с процессами, происходившими в области литературы и изобразительных искусств.
В 70-80-х годах XIX в. крупнейшие композиторы еще продолжали непосредственно и самым прямым образом отражать тенденции предшествующего периода, но затем борьба направлений обострилась, и наряду с дальнейшим развитием реалистического направления в музыкальной культуре ряда стран проявились признаки разложения и упадка, ослабления связей с передовыми общественными течениями, отхода в сторону изощренных формальных исканий.
Одно из центральных мест в западноевропейском музыкальном искусстве 70-80-х годов занимала оперная музыка. Большую роль в ее развитии сыграл великий немецкий композитор Рихард Вагнер, создавший жанр музыкальной драмы.
В последние годы своей жизни (он умер в 1883 г.) Вагнер завершил окончательный вариант «Кольца Нибелунгов» и написал музыкальную драму «Парсифаль».
В этот период он уже стоял на реакционно-националистических позициях, а в его творчестве ощущался спад. Но произведения Вагнера все больше завоевывали оперную сцену и концертные залы различных стран мира.
К концу столетия влияние вагнеровской музыки распространяется на большой круг композиторов, включая и таких, которые не.разделяли ни его общего мировоззрения, ни даже существенных сторон его музыкально-эстетической доктрины, но стремились использовать открытые им новые средства музыкальной выразительности.
Бурное увлечение «вагнерианством», противопоставляемым исторически сложившейся оперной традиции, вызывало тревогу у многих крупных композиторов (например, у Верди, Римского-Корсакова).
Не меньшее значение для оперной музыки имело творчество выдающегося итальянского композитора Джузеппе Верди, который в последних своих сочинениях (особенно в «Отелло») нашел путь к дальнейшему углублению реализма и обогащению музыкального языка. Итальянская опера конца XIX - начала XX в. лишь отчасти восприняла традиции Верди, ограничив и сузив их как в идейно-общественном смысле, так и в отношении музыкально-драматургического мастерства.
«Паяцы» Руджиеро Леонкавалло и «Сельская честь» Пьетро Масканьи представляли собой типичные образцы господствовавшего тогда «веристского» стиля. Большей глубиной и психологичностью отличались произведения Джакомо Пуччини, создателя остро драматичных опер «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-Сан», привлекающих слушателя своей красотой и богатством мелодий.
Французские композиторы, продолжая путь Гуно и Тома, успешно работали в области лирической оперы. В 80-х годах Лео Делиб создал оперу «Лакмэ», а Жюль Массне-оперы «Манон» и «Вертер»; Делибу принадлежит крупная заслуга в развитии балетной музыки («Коппелия», «Сильвия»). Видный симфонист Камилл Сен-Санс также писал оперы («Самсон и Далила» и др.).
Не имевшая успеха при своей первой постановке опера Бизе «Кармен» теперь завоевала широкое признание как один из шедевров мирового оперного искусства и мировой реалистической музыки. Ярко, правдиво и блестяще Бизе написал в эти годы музыку к драме Доде «Арлезианка».
Композиторы Франции внесли ценный вклад и в развитие симфонической и камерной музыки. После Берлиоза французский симфонизм нашел видных представителей в Цезаре Франке, а также Сен-Сансе.
Более молодой Сен-Санс завоевал известность раньше Франка; говорил, что Сен-Санс еще при жизни увидел себя в положении классика. метко характеризует существенные черты творчества Сен-Санса, проявившиеся в его симфониях, симфонических поэмах и инструментальных концертах: энциклопедичность музыкальной культуры, ясность, элегантная и сжатая форма выражения; Цезарь Франк, оцененный по достоинству только после своей смерти, еще сильнее повлиял на ход музыкального.развития Франции.
В его творчестве органически соединились традиции музыкального классицизма ( , ) с лучшими чертами поздней романтической школы. Это сказалось, например, в его произведениях, написанных в старинных формах (цикл «Прелюдия, хорал и фуга») и при этом насыщенных всем богатством романтической гармонии. Лучшие творения Франка относятся к 70-80-м годам XIX в. Это - единственная его симфония, являющаяся одним из украшений французского симфонизма, а также ряд симфонических поэм, вдохновенные камерные ансамбли, фортепианные и органные произведения.
В начале XX в. среди французских композиторов наиболее видную роль начинают играть Клод Дебюсси, который заметно выдвинулся уже в 90-х годах предшествующего столетия, и Морис Равель. Дебюсси возглавил новое направление в музыке - импрессионизм.
Образно-психологический мир его единственной оперы «Пелеас и Мелизанда» (по Метерлинку) с ее подчас «зыбкими» и неуловимыми настроениями в известной мере ограничен, но инструментальные произведения (оркестровые «Ноктюрны», сюита «Море», фортепианные пьесы и др.) содержат много своеобразной красоты, живописности, тонкой поэтичности.
Творчество Равеля выходит за пределы импрессионизма: он более других своих сверстников был связан с реалистическими традициями музыки XIX в., в частности с русской музыкой. Творческое наследие композитора многогранно: произведения для оркестра, музыкального театра (блестящая балетная партитура «Дафнис и Хлоя» и др.), для отдельных инструментов (в первую очередь для фортепиано), инструментальных ансамблей, голоса.
Большую известность получили сочинения Равеля, проникнутые интонациями и ритмами испанской музыки. В совершенстве владея всеми средствами нового музыкального искусства, Равель, несмотря на близость к модернистским течениям, не замыкался в формальных исканиях.
Музыка Германии и Австрии также отмечена широким развитием симфонического к камерного жанра. Видное место в этой области заняло творчество Иоганнеса Брамса. Брамс родился и начал свою деятельность в Германии, а годы наибольшего творческого подъема Провел в Австрии. В 70-80-х годах он создал замечательные четыре симфонии, инструментальные концерты и другие произведения.
Традиции , Шуберта, Шумана, любовное изучение и ясное понимание народного искусства (как немецкого, так венгерского и славянского) оказали большое влияние на его музыку, благородную и целомудренную, то сдержанную, то страстную и порывистую.
Австрийский композитор Антон Брукнер был последователем Вагнера, но многое унаследовал и от романтической стихии Шуберта. Его девять симфоний, грандиозные по масштабам, хотя и несколько рыхлые но построению, отразили поэтическую натуру автора, глубокое чувство природы, исключительный талант инструментовки, мелодический дар.
Большие симфонические замыслы отличали талантливого австрийского композитора и дирижера Густава Малера. Его творчество пронизывают гуманистические черты: стремление к большому этическому содержанию, обличение насилия и несправедливости. Вместе с тем желание Малера добиться доступности симфонической музыки и era обращение к народным истокам противоречиво сочетались с усложненностью музыкального мышления, преувеличенностью выражения чувства.
Выдающимся композитором-симфонистом был блестящий музыкант после-вагнеровской Германии, мастер оркестровки Рихард Штраус.
К лучшим его произведениям относятся симфонические поэмы, продолжавшие и развивавшие традиции программного симфонизма Берлиоза и Листа: «Дон Жуан», «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля», «Дон-Кихот», «Жизнь героя». Отдельными чертами своего творчества Рихард Штраус близок к модернистскому искусству, что проявляется и в индивидуалистическом характере многих его произведений - иногда своеобразно бунтарских, иногда сатирических,- и в самом музыкальном стиле, например в отношении композитора к программности музыки, которую он подчас трактовал как иллюстративность.
Инструментальная, а также вокальная (но не оперная) музыка стран Северной Европы приобрела всемирное значение прежде всего благодаря деятельности Грига и Сибелиуса. Замечательный норвежский композитор Эдвард Григ, один из самых тонких поэтов в музыке XIX-XX вв., воспевавший народ и природу родной страны,был автором многих симфонических произведений, музыки к драмам норвежских писателей-классиков (в том числе к «Пер Гюнту» Ибсена), сочинений для голоса, фортепиано, скрипки, виолончели.
Национальный гений финской музыки - Ян Сибелиус оставил после себя большое наследие, в котором особенно выделяются семь симфоний и широко известный скрипичный концерт.
Богата музыка новой испанской школы, возглавленной Филипе Педреллем - композитором, историком музыки, фольклористом. В этой школе выросли такие мастера, как Исаак Альбенис. Энрике Гранадос. Высшие достижения испанской школы связаны с именем Мануэля де Фалья, произведения которого (песни, танцы, балеты), сочные и темпераментные, пропитанные глубоко народными интонациями, завоевали автору популярность и признание далеко за пределами родной страны.
Новая национальная школа музыки сложилась в конце XIX в. в Англии. Большие заслуги в английском «музыкальном возрождении» принадлежат Эдуарду Элгару и Ральфу Воан-Уильямсу.
В Соединенных Штатах Америки успешно творил талантливый композитор-лирик, «американский Григ» - Эдуард Мак-Доуэлл,
В музыке XIX в. проявилось существование множества направлений: от романтизма до импрессионизма.
Франц Шуберт (1797-1828) прожил недолгую жизнь, широчайшую известность он приобрел уже после смерти.
Многие годы Шуберт прожил в Вене, так и не найдя в столице Австрии широкого признания. Вокруг Шуберта сложился круг друзей, поддерживавших его и высоко ценивших его замечательные песни и баллады. Всю краткую жизнь композитора заполнило творчество и общение с близкими ему по духу людьми.
Основой своего творчества Шуберт сделал песню, он расширил круг ее образов и настроений, насытил поэтическим содержанием. Песенные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» глубоко и взволнованно передают душевное состояние: надежды, мечту, любовь. Обращение к песне и балладе - это черта именно музыкального романтизма.
Роберта Шумана (1810-1856) много объединяло с Генрихом Гейне. Любимым инструментом Шумана было фортепиано, для которого он написал свои лучшие сочинения. Шуман создал новый жанр - программный цикл фортепьянных миниатюр («Бабочки», «Карнавал»). Его сочинениям присущ романтический порыв и страстность. В наследии Шумана также симфонии, хоровые произведения и вокальные опусы. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов-романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств.
Рихард Вагнер (1813-1883) был не только гениальным композитором, но и талантливым драматургом, он сам создавал либретто для своих опер. Вагнер считал, что в опере литературный текст и музыка должны составлять неразрывное целое, музыкальную драму. В сочинениях Вагнера характеристикой героев и их переживаний, а также явлений природы становятся лейтмотивы - повторяющиеся короткие мелодии. Хотя этот прием существовал и до Вагнера, но именно его композитор делает основой всего музыкального развития. Содержанием опер Вагнера стали легенды Средневековья (к ним же часто обращались и литераторы-романтики). Но часто легенда становилась иносказанием, повествуя о судьбе художника во враждебном ему мире. Сам образ композитора был символом романтического бунтарства.
Ярчайшим представителем французского романтизма был Гек-тор Берлиоз (1803-1869). В его жизни был и громкий успех, и забвение, и посмертная мировая слава. Живя в Париже, Берлиоз встречается с самыми замечательными художниками XIX в.: Гюго, Бальзаком, переживает самые громкие политические события. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Творчество композитора вызвало противоречивую оценку современников. Берлиоз был не только компози- тором, но и блестящим дирижером, который знакомил европейских слушателей с современной музыкой.
В конце XIX в. возникают необычные художественные течения в искусстве в целом, появляются они и в музыке. Многие композиторы искали новые средства художественного выражения. Обычно новые направления возникли сначала в литературе или в изобразительном искусстве и затем уже преломлялись в музыке. Именно так произошло с импрессионизмом.
Первым представителем этого направления в музыкальном искусстве стал Клод Дебюсси (1862-1918). Огромное влияние на композитора оказали как художники-импрессионисты, так и поэты-символисты. Музыка Дебюсси связана как с поэзией, так и с живописью. Дебюсси создал оригинальный музыкальный стиль, которому свойственны особая поэтичность, взволнованность и уточненность.
Звуковые образы Дебюсси рождают в воображении ароматы и краски, в его музыку входят настроения и чувства, рожденные впечатлениями, как это было у художников-импрессионистов.
Морис Равель (1875-1937) продолжил новое направление, открытое Дебюсси. Для музыки Равеля характерно оригинальное восприятие мира, любовь не только к французской, но и испанской музыке.
Имя Равеля тесно связано с музыкальным импрессионизмом, но в его творчестве ярче представлены веяния приближающегося XX века.
Огромные изменения на протяжении XIX — начала XX в. про-изошли в области музыкального искусства . Прежде всего, обнови-лась его инструментальная база. К началу XIX в. виола уступила ме-сто скрипке, клавесин — фортепиано.
Стараниями композиторов «венской школы» продолжился золотой век классической герман-ской музыки. Й. Гайдн стал родоначальником современной симфо-нии, он утвердил классический состав симфонического оркестра и струнного квартета.
В Вене создал свои лучшие произведения Людвиг ван Бетховен (1770-1827), творчество которого произвело революционный пе-реворот в истории музыки. Бетховен придал венскому симфонизму монументальную силу и философскую глубину; внёс огромный вклад едва ли не во все формы и жанры музыкального искусства; раскрыл совершен-но новые горизонты для последующих поколений му-зыкантов. К числу его лучших произведений относят-ся «Лунная» и «Крейцерова» сонаты для скрипки и фортепиано, «Аппассионата» для фортепиано. Вер-шиной бетховенского творчества стали девять симфо-ний, прежде всего «Героическая» и «Патетическая». Хоровой финал к 9-й симфонии Бетховена — ода «К ра-дости» на слова Ф. Шиллера — стал гимном Евросоюза.
Л. ван Бетховен |
Ф. Шуберт , Р. Шуман и другие композиторы первой половины XIX в. раз-вивали различные малые формы музыкального искусства (песня, романс, пьеса для фортепиано, танцевальная миниатюра), ещё шире раздвигая рам-ки музыкальной культуры и делая музыку доступной для самой широкой аудитории.
Самым национальным австрийским композитором считается И. Штраус-младший , выдающийся дирижёр и скрипач. На протяжении мно-гих лет он дирижировал на концертных сезонах, проходивших в Павлов-ском «музыкальном вокзале». Штраус создал классический тип венского вальса («Сказки Венского леса» и др.), заслужив славу «короля вальсов». С театральной сцены до сих пор не сходят написанные им оперетты.
В музыкальном искусстве Европы конца XIX в. главенствовал гениальный немецкий музыкант Рихард Вагнер (1813-1883).
Во второй половине XIX в. музыкальной столицей Германии являлся Байрет, и только Вена могла ещё противостоять ему. Здесь вокруг И. Брам-са группировались последователи классической традиции, сохранявшие до конца века своеобразие, свойственное старой немецкой музыке. В 1897 г. Брамса на посту директора Венской оперы сменил Г. Малер , представляв-ший новое поколение композиторов. При нём австрийский симфонизм ещё раз поднялся на одну из своих исторических вершин. Каждая из написан-ных Малером девяти симфоний становилась художественным событием ев-ропейского значения. Его новаторские произведения оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие мирового симфонизма и составили целую эпоху в истории музыки.
Дж. Верди |
Крупнейшим итальянским композитором XIX в. являлся Джузеппе Верди (1813-1901). В его творчест-ве отразилось пробуждение национального чувства, которое преобразило Италию, поэтому Верди называ-ли «маэстро итальянской революции». Мировую из-вестность принесли ему романтические оперы «Риго-летто» (1851) и «Травиата» (1853). В 1867 г. для париж-ской Гранд-Опера им написана опера «Дон Карлос». В 1871 г. в Каире была поставлена «Аида», написанная по заказу правителя Египта по случаю открытия Суэц-кого канала. Опера Верди «Отелло» (1886) представ-ляет одно из величайших творений мировой музы-кальной классики. Он стал реформатором итальян-ского оперного искусства, поэтому не очень большим преувеличением звучит утверждение: «Итальянская музыка второй половины XIX в. сводится к одному имени — Верди».
Насыщенная музыкальная жизнь продолжалась также в Париже. Ярким выражением французского музыкального романтизма яви-лось творчество композитора, дирижёра и критика Г. Берлиоза . Его «Фантастическая симфония» (1830) считается первой про-граммной романтической симфонией. Берлиоз много гастролиро-вал по Европе, способствуя утверждению канонов новой музыки и исполнительского мастерства.
А.-Ш. Адан оставил след в исто-рии музыки своими романтическими балетами «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856).
Вершиной творчества Ш. Гуно стала опера «Фа-уст» (1859), получившая мировое признание.
Ж. Оффенбах стал основоположником нового жанра — оперетты, которая является ти-пичным порождением культуры Второй империи.
Ж. Бизе просла-вился постановкой оперы «Кармен» (1874). В Париже она вызвала скандал, но очень скоро обрела большой успех в Вене. «Кармен» Бизе считается одной из вершин оперного реализма XIX в., а П. И. Чайковский называл её «самой популярной оперой в мире».
Большой известностью во всей Европе пользовался талантливый композитор и мастер инструментальной музыки К. Сен-Санс . Материал с сайта
К. Дебюсси вступил на музыкальное поприще в убеждении, что нужно «искать пути после Вагнера, а не идти по его стопам». Дебюс-си называют основоположником «музыкального импрессионизма», его творчество оказало большое воздействие на развитие музыки XX в.
Париж стал творческой родиной для многих музыкантов из других стран Европы, среди которых выделяется польский композитор Ф. Шопен . Твор-чество Шопена представляет одно из величайших достижений мировой ху-дожественной культуры; особенно значителен его вклад в развитие жанра ноктюрна. Шопен является также основоположником польской музыкаль-ной классики, он показал своеобразие польской танцевальной музыки, со-чинял замечательные полонезы, заслужил почётное звание «короля мазу-рок».
В одно время с Шопеном началась творческая карьера крупнейшего венгерского композитора Ф. Листа . Его деятельность имела огромное зна-чение для развития мировой музыкальной культуры. В историю музыки Лист вошёл как великий преобразователь игры на фортепиано и компози-тор-новатор, который не только расширил сферу музыкального примене-ния фортепиано, но и превратил его из салонно-камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории.
На этой странице материал по темам:
Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения
100 великих композиторов мира
Список композиторов в хронологическом порядке
1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)
ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Самые известные композиторы мира
Список композиторов в алфавитном порядке
N | Композитор | Национальность | Направление | Год |
1 | Альбинони (Albinoni) Томазо | итальянский | Барокко | 1671-1751 |
2 | Аренский Антон (Антоний) Степанович | русский | Романтизм | 1861-1906 |
3 | Баини (Baini) Джузеппе | итальянский | Церковная музыка - Ренессанса | 1775-1844 |
4 | Балакирев Милий Алексеевич | русский | «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы | 1836/37-1910 |
5 | Бах (Bach) Иоганн Себастьян | немецкий | Барокко | 1685-1750 |
6 | Беллини (Bellini) Винченцо | итальянский | Романтизм | 1801-1835 |
7 | Березовский Максим Созонтович | русско-украинский | Классицизм | 1745-1777 |
8 | Бетховен (Beethoven) Людвиг ван | немецкий | между классицизмом и романтизмом | 1770-1827 |
9 | Бизе (Bizet) Жорж | французский | Романтизм | 1838-1875 |
10 | Бойто (Boito) Арриго | итальянский | Романтизм | 1842-1918 |
11 | Боккерини (Boccherini) Луиджи | итальянский | Классицизм | 1743-1805 |
12 | Бородин Александр Порфирьевич | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1833-1887 |
13 | Бортнянский Дмитрий Степанович | русско-украинский | Классицизм - Церковная музыка | 1751-1825 |
14 | Брамс (Brahms) Иоганнес | немецкий | Романтизм | 1833-1897 |
15 | Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард | немецкий | Романтизм | 1813-1883 |
16 | Варламов Александр Егорович | русский | русская Народная музыка | 1801-1848 |
17 | Вебер (Weber) Карл Мария фон | немецкий | Романтизм | 1786-1826 |
18 | Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо | итальянский | Романтизм | 1813-1901 |
19 | Верстовский Алексей Николаевич | русский | Романтизм | 1799-1862 |
20 | Вивальди (Vivaldi) Антонио | итальянский | Барокко | 1678-1741 |
21 | Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор | бразильский | Неоклассицизм | 1887-1959 |
22 | Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно | итальянский | Романтизм | 1876-1948 |
23 | Гайдн (Haydn) Франц Йозеф | австрийский | Классицизм | 1732-1809 |
24 | Гендель (Handel) Георг Фридрих | немецкий | Барокко | 1685-1759 |
25 | Гершвин (Gershwin) Джорж | американский | - | 1898-1937 |
26 | Глазунов Александр Константинович | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1865-1936 |
27 | Глинка Михаил Иванович | русский | Классицизм | 1804-1857 |
28 | Глиэр Рейнгольд Морицевич | русский и советский | - | 1874/75-1956 |
29 | Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд | немецкий | Классицизм | 1714-1787 |
30 | Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике | испанский | Романтизм | 1867-1916 |
31 | Гречанинов Александр Тихонович | русский | Романтизм | 1864-1956 |
32 | Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп | норвежский | Романтизм | 1843-1907 |
33 | Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук | австрийский - Чех по национальности | Классицизм-Романтизм | 1778-1837 |
34 | Гуно (Gounod) Шарль Франсуа | французский | Романтизм | 1818-1893 |
35 | Гурилёв Александр Львович | русский | - | 1803-1858 |
36 | Даргомыжский Александр Сергеевич | русский | Романтизм | 1813-1869 |
37 | Дворжак (Dvorjak) Антонин | чешский | Романтизм | 1841-1904 |
38 | Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль | французский | Романтизм | 1862-1918 |
39 | Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео | французский | Романтизм | 1836-1891 |
40 | Детуш (Destouches) Андре Кардиналь | французский | Барокко | 1672-1749 |
41 | Дегтярёв Степан Аникиевич | русский | Церковная музыка | 1776-1813 |
42 | Джулиани (Giuliani) Мауро | итальянский | Классицизм-Романтизм | 1781-1829 |
43 | Динику (Dinicu) Григораш | румынский | 1889-1949 | |
44 | Доницетти (Donizetti) Гаэтано | итальянский | Классицизм-Романтизм | 1797-1848 |
45 | Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович | русский-советский композитор | 20th-century classical composers | 1859-1935 |
46 | Кабалевский Дмитрий Борисович | русский-советский композитор | 20th-century classical composers | 1904-1987 |
47 | Калинников Василий Сергеевич | русский | русской музыкальной классики | 1866-1900/01 |
48 | Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) | венгерский | 20th-century classical composers | 1882-1953 |
49 | Кюи Цезарь Антонович | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1835-1918 |
50 | Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро | итальянский | Романтизм | 1857-1919 |
51 | Лист (Liszt) Ференц (Франц) | венгерский | Романтизм | 1811-1886 |
52 | Лядов Анатолий Константинович | русский | 20th-century classical composers | 1855-1914 |
53 | Ляпунов Сергей Михайлович | русский | Романтизм | 1850-1924 |
54 | Малер (Mahler) Густав | австрийский | Романтизм | 1860-1911 |
55 | Масканьи (Mascagni) Пьетро | итальянский | Романтизм | 1863-1945 |
56 | Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик | французский | Романтизм | 1842-1912 |
57 | Марчелло (Marcello) Бенедетто | итальянский | Барокко | 1686-1739 |
58 | Мейербер (Meyerbeer) Джакомо | французский | Классицизм-Романтизм | 1791-1864 |
59 | Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс | немецкий | Романтизм | 1809-1847 |
60 | Миньони (Mignone) Франсиску | бразильский | 20th-century classical composers | 1897 |
61 | Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио | итальянский | Ренессанса-Барокко | 1567-1643 |
62 | Монюшко (Moniuszko) Станислав | польский | Романтизм | 1819-1872 |
63 | Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей | австрийский | Классицизм | 1756-1791 |
64 | Мусоргский Модест Петрович | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1839-1881 |
65 | Направник Эдуард Францевич | русский - Чех по национальности | Романтизм? | 1839-1916 |
66 | Огиньский (Oginski) Михал Клеофас | польский | - | 1765-1833 |
67 | Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) | французский | Романтизм | 1819-1880 |
68 | Паганини (Paganini) Николо | итальянский | Классицизм-Романтизм | 1782-1840 |
69 | Пахельбель (Pachelbel) Иоганн | немецкий | Барокко | 1653-1706 |
70 | Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен | французский | - | 1848-1903 |
71 | Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария | мексиканский | 20th-century classical composers | 1882-1948 |
72 | Прокофьев Сергей Сергеевич | русский-советский композитор | Неоклассицизм | 1891-1953 |
73 | Пуленк (Poulenc) Франсис | французский | Неоклассицизм | 1899-1963 |
74 | Пуччини (Puccini) Джакомо | итальянский | Романтизм | 1858-1924 |
75 | Равель (Ravel) Морис Жозеф | французский | Неоклассицизм-Импрессионизм | 1875-1937 |
76 | Рахманинов Сергей Васильевич | русский | Романтизм | 1873-1943 |
77 | Римский - Корсаков Николай Андреевич | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1844-1908 |
78 | Россини (Rossini) Джоаккино Антонио | итальянский | Классицизм-Романтизм | 1792-1868 |
79 | Рота (Rota) Нино | итальянский | 20th-century classical composers | 1911-1979 |
80 | Рубинштейн Антон Григорьевич | русский | Романтизм | 1829-1894 |
81 | Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де | испанский | Романтизм | 1844-1908 |
82 | Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) | русский-советский композитор | НеоРомантизм | 1915-1998 |
83 | Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль | французский | Романтизм | 1835-1921 |
84 | Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) | финский | Романтизм | 1865-1957 |
85 | Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико | итальянский | Барокко-Классицизм | 1685-1757 |
86 | Скрябин Александр Николаевич | русский | Романтизм | 1871/72-1915 |
87 | Сметана (Smetana) Бриджих | чешский | Романтизм | 1824-1884 |
88 | Стравинский Игорь Фёдорович | русский | НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм | 1882-1971 |
89 | Танеев Сергей Иванович | русский | Романтизм | 1856-1915 |
90 | Телеманн (Telemann) Георг Филипп | немецкий | Барокко | 1681-1767 |
91 | Торелли (Torelli) Джузеппе | итальянский | Барокко | 1658-1709 |
92 | Тости (Tosti) Франческо Паоло | итальянский | - | 1846-1916 |
93 | Фибих (Fibich) Зденек | чешский | Романтизм | 1850-1900 |
94 | Флотов (Flotow) Фридрих фон | немецкий | Романтизм | 1812-1883 |
95 | Хачатурян Арам | армянский-советский композитор | 20th-century classical composers | 1903-1978 |
96 | Хольст (Holst) Густав | английский | - | 1874-1934 |
97 | Чайковский Петр Ильич | русский | Романтизм | 1840-1893 |
98 | Чесноков Павел Григорьевич | русский-советский композитор | - | 1877-1944 |
99 | Чилеа (Cilea) Франческо | итальянский | - | 1866-1950 |
100 | Чимароза (Cimarosa) Доменико | итальянский | Классицизм | 1749-1801 |
101 | Шнитке Альфред Гарриевич | советский композитор | полистилистика | 1934-1998 |
102 | Шопен (Chopin) Фридерик | польский | Романтизм | 1810-1849 |
103 | Шостакович Дмитрий Дмитриевич | русский-советский композитор | Неоклассицизм-НеоРомантизм | 1906-1975 |
104 | Штраус (Straus) Иоганн (отец) | австрийский | Романтизм | 1804-1849 |
105 | Штраус (Straus) Иоганн (сын) | австрийский | Романтизм | 1825-1899 |
106 | Штраус (Strauss) Рихард | немецкий | Романтизм | 1864-1949 |
107 | Шуберт (Schubert) Франц | австрийский | Романтизм-Классицизм | 1797-1828 |
108 | Шуман (Schumann) Роберт | немецкий | Романтизм | 1810-1 |
Тангейзер:Что может быть проще..."Массне?", - спрашивает Раиса Захаровна(Людмила Гурченко) у Васи Кузякина(Александр Михайлов)...)) Этакая забавная дама-разлучница с претензией на интеллигентность,заражённая модными псевдо-научными увлечениями вперемежку с поверхностными знаниями о классической музыке...Всего понемножку...) Наша современница...) Ох,не дай Бог такую подружку...)) У которой "Массне" обязательно под какое нибудь дополнительное занятие...Как фон...) Из двух его шедевров,ставших настоящими шлягерами...Шутки в сторону...)Мелодии французского композитора замечательные! А то,что у многих на слуху,так это доказательство их в некоторой степени...лёгкой принимаемости слухом...Услышал раз и запомнил...Мурлыкай себе не реже,чем современную попсу...) Что лучше несомненно...До встречи...
...........................................................................................................................................
Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой...
Жюль Эмиль Фредерик Массне (Jules Massenet)
Французский композитор Жюль Массне родился 12 мая 1842 года. В девять лет поступил в Парижскую консерваторию. В 21 год получил Римскую премию за кантату "Давид Риццио", а в 1867-м в Париже была исполнена первая опера Массне "Двоюродная бабушка".
Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой. В них преобладает ариозно-декламационный вокальный стиль, большим мастером которого был Массне. Центральное место в операх композитора занимают женские образы в которых он как бы обощал черты своих французских современниц, недаром Массне называли "поэтом женской души".
Опера "Дон Сезар де Басан" и особенно "Царь Лахорский" имели огромный успех на парижской сцене. Такие дирижеры, как Ж. Падлу и Э. Колонн включают в свои программы увертюры и сюиты Массне.
В 1873 году была поставлена античная поэма Леконта де Лиля "Эринии" по Эсхилу. Во многом успеху произведения способствовала музыка Массне, куда входила знаменитая "Элегия". Еще больший успех имела исполненная в том же году с Полиной Виардо-Гарсиа в заглавной роли оратория ("Священная драма") Массне "Мария Магдалина".
Специалисты говорят, что после знаменитого Гуно Массне - самый популярный композитором французской лирической оперы. При жизни Массне пользовался во Франции большим авторитетом и уважением. Премьеры произведений этого композитора были значительным музыкальным событием.
Наиболее известные оперы Массне - "Манон", написанная по сюжету новеллы Прево, и "Вертер" по роману Гёте. Из других опер Массне выделяются "Иродиада", написанная по мотивам Г. Флобера, "Таис" по роману А. Франса, "Сафо" по пьесе А. Доде, "Наваррьянка" , "Жонглер богоматери".