Д келлог большой круг мандалы. Разработка упражнений по мандалотерапии

Автор Сальцына А.М

Введение

Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита озна­чает «священный круг». Круг издревле существовал во всех религиях человечества. Изображение мандал можно встретить на протяжении всей истории развития человечества у разных народов в разных культурах. Круг — это Архетипический символ, который является наиболее естественной формой, используемой в арт-терапии, так как этот образ проходит через всю челове­ческую историю. Круг — это базовый символ, который обозначает целостность, защищенность и все что с этим связано, это знак Абсолюта и совершенства. Круг несет в себе разные метафоры:

«в кругу семьи», «обручальное кольцо», «в кругу друзей», «венок», «нимб», «яйцеклетка», «эмбрион в матке», «капля». В сказках очень много связано с кругом: «тарелочка с голубой каёмочкой», «зеркальце», «яйцо».

Мандала с давних пор несет в себе духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь, накопить новые силы и энергию.

Мандалы в психотерапию ввел Карл Густав Юнг. Он с большим интересом изучал мандалы и обратил внимание западных исследователей-психоаналитиков на этот метод. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг вспоминает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Исследования своих рисунков и рисунков своих пациентов привели Юнга к заключению, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент, и с помощью мандал он стал фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Юнг говорил, что “мандалы… обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая… обозначена кругом, поделенным на четыре части (кватерность). Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом”.

Глава 1. Применение метод мандалы в психотерапевтической работе

Мандалы – это эффективный, безопасный и одновременно глубокий метод диагностики и интеграции личности в психотерапевтической и психокоррекционной работе с разными клиентами. Диапазон применения данного метода в психотерапии очень широк. От тяжелых кризисных состояний, как способ экстренной помощи, до самостоятельной работы клиента дома. Юнг считал манадлы «единственным способом аутопсихотерапии». Этот метод не имеет противопоказаний, поэтому его активно используют в психиатрии, при психокоррекции, в семейном консультировании, различного рода тренингах саморазвития и самосовершенствования, в бизнес-консультировании. Мандалы не имеют ограничений по возрасту, поэтому хороши как для детей, так и для взрослых.

Мандала несет в себе диагностическую и терапевтическую функции.

В диагностике мандала обеспечивает доступ к глубинному бессознательному клиенту, что помогает определить ситуацию клиента на настоящий момент времени, определить на каком отрезке своего жизненного пути он сейчас находится, выяснить истинные потребности человека. Ведь создавая мандалу, человек открывает для себя, в первую очередь, свой внутренний мир в настоящий момент времени, свой Я — образ вне социума, свою самость.

В терапии мандала помогает человеку обрести свою целостность, уникальность, защищенность, структуру и границы, что способствует быстрой интеграции личности.

Взаимодействуя с мандалами в терапевтическом процессе, человек восстанавливает и укрепляет связь между сознательным и бессознательным «Я», это и способствует исцелению и гармонизации личности.

Мандала может использоваться как в индивидуальном консультировании, так и в группе.

При создании мандал, можно использовать различные материалы и разные способы.

Можно использовать в работе уже готовые мандалы: тибетские мандалы, большой круг Келлог, их можно описывать, созерцать, на них можно медитировать, сочинять разные истории. Можно раскрашивать готовые мандалы – раскраски. Манадалы можно рисовать, используя разные виды красок, карандашей, пастель, восковые мелки. Мандалы можно создавать и из других, иногда даже подручных, материалов:

— насыпать из песка и разного вида круп,

— выкладывать из камней, ракушек, различных тканей, ниток, платков и даже предметов, которые могут быть у человека под рукой,

— выкладывать из человеческих тел в групповой работе.

Глава 2. Клиентский случай из практики

Описание клинического случая.

Возраст – 52

Работает в налоговой инспекции последние 15 лет. Запрос на психотерапию касался коррекции веса. На момент обращения за помощью вес женщины достиг отметки 119 кг, размер одежды 58. Марина не замужем, и в официальном браке никогда не состояла. Проживает вдвоем с сыном 18 лет. Есть отношения с женатым мужчиной. Снизить вес ей рекомендовал врач эндокринолог, у Марины в анамнезе сахарный диабет, который диагностировали два года назад. Метод мандала был использован в начале психотерапевтической работы во время третьей встречи, на этапе определения желаемого результата, с целью повышения мотивации и наполнения клиентки ресурсами для предстоящей психотерапевтической работы. Опираясь на знания структуры личности зависимого человека, учитывая инфантильное (детское) эмоционально-образное мышление, магическое мышление, клиентке была предложена техника мандалы с кристаллом.

Описание проведения техники мандала с кристаллом.

Кристаллизация – это появление и зарождение чего-то нового, если это новое приходит в жизнь осознанно, то эти изменения становятся необратимыми.

На сессии клиентке была предоставлена основа мандалы на формате А3, гуашь и кисти. С собой на встречу Марина принесла небольшой кристалл.

Этапы работы.

  1. Определение текущего состояния.

В начале сессии, клиентка отметила некоторое волнение по поводу предстоящей работы, сомнения, которые возникают у нее периодически и связаны с вопросом «сможет ли она стать более стройной», тревогу, и при этом демонстрировала свою готовность и интерес к работе.

  1. Определение своего заветного желания.

На первом этапе клиентка сформулировала свое желание так:

«Я хочу похудеть».

В ходе анализа и разбора слова «похудеть» по составу, клиентка переформулировала свое желание «Я хочу быть стройной!»

Клиентка положила свой кристалл в центр основы манадлы, после чего она была введена в состояние небольшого транса с целью прислушаться к себе, увидеть образ желаемого состояния и ощутить соотносится ли образ желания с кристаллом, который лежит в центре мандалы.

  1. Проверка желания на экологичность и безопасность для самой клиентки и окружающих ее людей по СМАРРТ.

Цель клиентки по СМАРРТ:

Конкретна – стройность, легкость, жизнерадостность.

Измерима – результаты можно измерить с помощью весов и сантиметровой ленты.

Достижима – критерии, по которым можно отследить достижения – вес и объёмы, эмоциональный фон.

Реальна – результаты работы зависят от клиентки и находятся в зоне ее контроля.

Актуальна – основной мотив связан с желанием улучшить свое состояние здоровья, что было настоятельно рекомендовано врачом и желанием выглядеть привлекательно.

Время – Марина для работы над снижением веса определила для себя срок в течении года.

  1. Формулирование желания.

Клиентке было предложено поработать над формулировкой желания, с целью сделать его понятным, конкретным, с учетом всех модальностей.

После проведенной работы, желание обрело следующую формулировку:

«Я жизнерадостная привлекательная легкая на подъём женщина с оптимальным весом и размером одежды 50.»

  1. Концентрация желания в кристалле.
  2. Рисование мандалы. Клиентке было рекомендовано рисовать мандалу быстро, следить за внутренним импульсом.
  3. Рекомендации для самостоятельной работы с мандалой.

Марине было рекомендовано повесить мандалу в том месте, где ее не будут видеть чужие люди. Она выбрала место на дверце шкафа в своей спальне, по крайней мере два раза в день – утром и вечером, открывая дверцу шкафа, чтобы взять одежду, она будет смотреть на мандалу и вспоминать про свое желание.

Кристалл Марина положила себе в косметичку, которая всегда находится при ней в ее дамской сумочки, где лежит губная помада, которой она достаточно часто пользуется в течении дня, кристалл будет выполнять туже функцию своеобразного якоря.

Когда Марина обретет желаемый вес, мандалу было рекомендовано сжечь на открытом огне.

  1. Подведение итогов работы.

В заключительной части сессии клиентка отметила, что работа с мандалой желания принесла ей удовольствие, уверенность в себе и своих силах, ушли сомнение и вместе с ними тревога, вместо этого клиентка почувствовала себя наполненной энергией и запланировала для себя три первых шага, которые она сделает на предстоящей недели до следующей сессии:

Шаг 1 – ежедневные прогулки в течении 30 минут.

Шаг 2 – ведение дневника питания ежедневно.

Шаг 3 – введение режима дня.

За неделю, после данный работы, вес Марины снизился на 2 кг, объёмы ушли на 9 см. Эти результаты клиентку порадовали и воодушевили на дальнейшую работу. Психотерапия с клиенткой продолжается до сих пор. В течении полугода в результате работы по коррекции веса, Марина снизила вес на 19 кг.

Заключение

Мандалы, созданные индивидуально или группой людей с помощью разных материалов, являются способом соединения в единое целое того, что было разрозненно. Для человека исцеляющим является сам процесс созидания, поскольку мандала способствует структурированию себя.

Именно творческое взаимодействие с мандалой наполняет внутренний мир человека нужной энергией для исцеления, восстанавливает душевное равновесие и спокойствие, в результате чего, человек обретает свою целостность и уникальность, а также получает доступ к своим внутренним ресурсам для возможных и желаемых изменений и трансформации личности.

Исходя из того, что данный арт-терапевтический метод является одним из самых экологичных, его достаточно широко и активно применяют в своей психокоррекционной и психотерапевтической работе психологи – практики.

Список литературы

  1. Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации.
  2. Копытин А.И. Диагностика в арттерапии. Метод «мандала». СПб., 2002.
  3. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию. Учебное пособие. М., 2007.
  4. Шевченко М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. М., 2015.

В настоящее время в психотерапии всё большую популярность обретает один из самых древних методов индивидуальной терапии — рисование сакральных кругов — мандал. Данный метод получил название мандалотерапия, совмещая арт-терапию с магическими свойствами мандал.

В переводе с санскрита слово "мандала" означает круг и представляет рисунок в круге. В своём более глубоком значении слово "мандала" — извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции.

К. Юнг был первым из психологов, кто рассмотрел в мандалах возможность мощного терапевтического лечения пациентов, которые ищут свою индивидуальность, Дезинтеграция — одна из основных проблем современного общества, которую Юнг предвидел. Мандалотерапия — одно из самых сильных и эффективных средств, которое даёт человеку жизненные силы, помогает стать тем, кем человек есть на самом деле. Позднее его идеи получили развитие в трудах американской исследовательницы Дж. Келлог, создавшей "Архетипические стадии Большого круга мандалы" . Руководствуясь данными архетипами, можно определить состоянии психики человека, а также определить причину затруднений, а значит и избавиться от неё.

К этой практике обращаются каждый раз тогда, когда нужно решить какую-то конкретную задачу:

  • Разрешение конфликтов;
  • Улучшение общего состояния;
  • Упадок сил;
  • Излечение болезни;
  • Изменение жизненной ситуации;
  • Обретение внутренней гармонии и целостности и многое другое.

Сама техника очень проста в использовании . Для этого достаточно нарисовать круг, обозначить точку в центре круга и начать рисовать красками или карандашами, сконцентрировавшись на том вопросе, который необходимо решить. Рисунки могут быть самыми разнообразными: от рисования простых символов, до изображения картин. Важна сама медитация во время рисования , так как происходит обращение к нашему подсознанию, в котором заложены ответы на все наши вопросы. А поскольку мы все разные, то двух одинаковых мандал не бывает. Поэтому наибольший эффект приносит та мандала, которая нарисована самостоятельно.

Если человек использует эту технику самостоятельно, то форма и цвета не имеют значения. Человек сначала извлекает из своего подсознания всё, что у него есть в отношении той или иной проблемы. И лишь по окончании работы он изучает рисунок и может скорректировать его, что-то дорисовав или добавив другие цвета с тем, чтобы рисунок принёс ощущение удовлетворения. Таким образом, человек корректирует ситуацию и посылает её в исправленном виде обратно в подсознание через медитацию с мандалой.

Специалисты же во время работы с мандалами обращают внимание на фигуры, линии, цвета, которые изобразил пациент в рисунке. Это показывает им общую картину состояния человека и позволяет дать профессиональные рекомендации.

Мандалотерапия — эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обрести физическое здоровье.

Мандала - это эффективный методов психодиагностики. Это картина внутреннего мира человека, в котором отражаются его сознательные и бессознательные аспекты. Рисуя и раскрашивая мандал у человек опирается исключительно на свою интуицию и текущее психическое состояние. Рисунок мандалы дает представление об актуальном состоянии человека, об особенностях его взаимодействия с окружающим миром, о личных текущих проблемах, которые могут и не осознаваться и о возможных причинах этих проблем.

Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.

Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. Мандалы могут содержать геометрические и органические формы. Они могут содержать узнаваемые изображения, которые имеют значение для человека, рисующего мандалу.

Инструкция

Возьмите лист бумаги с уже готовым понравившемся Вам шаблоном мандалы или чистый лист, на котором Вы будете создавать свою мандалу.

Для создания мандалы на чистом листе можно воспользоваться одним из двух подходов:

1) Возьмите лист бумаги, циркуль и нарисуйте круг. А затем внутри круга, с помощью простого карандаша, нарисуйте все что угодно. Пусть рука сама выводит узоры. Для начала найдите, где у Вас будет центр мандалы (он может быть в любом месте, как подсказывает интуиция) и нарисуйте там любой символ. Рисовать нужно то, что рисуется, спонтанно. А затем продолжайте заполнять круг всем, чем хотите, любыми изображениями, символами, узорами, деталями, если, конечно, хотите его заполнять дальше. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что рисунок готов.

2) Найдите центр листа и с помощью циркуля нарисуйте большой круг. Затем повторите действие и нарисуйте внутри первого круга еще несколько концентрических кругов из этого же центра. С помощью карандаша и линейки разделите круги на несколько секторов, как если бы это был торт (от 4 до 24 секторов). Сектора можно сделать произвольно, а можно и с помощью перпендикулярных линий. Для этого проведите через центр две прямые - горизонтальную и вертикальную - под углом 90 градусов (получится 4 сектора). Можно провести в каждом секторе еще линии под углом 45 градусов к перпендикулярным линиям (получится 8 секторов), и т.д. Получившиеся линии и окружности используйте при рисовании мандалы в качестве руководящих принципов построения. В каждом секторе нарисуйте символы (сердца, звезды, цветы, фигуры, линии и пр.). Начинайте рисовать с центра. Для красивой симметричной мандалы важно повторить Ваш рисунок. Например, если Вы рисуете круг на одной из линий, не забудьте сделать это в том же месте на другой линии.

Положите перед собой цветные карандаши (не менее 24 цветов). Сосредоточьтесь на своих мыслях, вопросах или проблеме. Возьмите любые понравившиеся Вам цвета, можно это сделать закрытыми глазами - это будут именно те цвета, которые Вам необходимы на данный момент времени для решения именно этой ситуации.

Начните раскрашивать мандалу из центра, двигаясь по кругу или по спирали к внешним краям. Отдайтесь полностью процессу рисования, тому, что делает Ваша рука на бумаге, движимая внутренними импульсами. Раскрашивайте те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично.

Закончить рисовать мандалу можно в любой момент, когда Вам этого захочется, или Вы почувствовали усталость. Подпишите на оборотной стороне цель или намерение рисования этой мандалы. Отметьте верх и низ мандалы.

После окончания процесса оцените степень волнующей Вас проблемы. Она осталась такой же или изменилась, стала проще, легче, понятнее, утратила свою остроту или перестала Вас пугать. Проговорите или запишите все свои осознания, которые Вы получили в процессе раскрашивания. Рисунок можно сжечь или оставить себе на память. Рисуйте мандалу столько раз, сколько Вам это требуется.

Интерпретация результата

При проведении диагностики учитываются размеры круга, толщина соединительных линий, нарисованные формы, символы и применяемые цвета.

При диагностике мандалы внимание, в первую очередь, следует обращать на расположение ее центра, а затем уже на символы, формы, знаки, линии и цвет.

Центр мандалы символизирует самое важное в данный момент. Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер отражают разные аспекты «Я».

Наличие двух центров может быть связано с переживанием «Я» глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно также рассматривать как признак противоречивого, амбивалентного «Я».

Следует учитывать и то, что центр в некоторых случаях может отражать духовный центр личности. Активные проявления в центре рисунка могут говорить о измененном состоянии сознания, «мистических» переживаниях, которые могут наблюдаться в связи с процессом психического и духовного совершенствования, а также при некоторых психических расстройствах. Проявления духовных аспектов личности в центре мандалы, как правило, связаны с особыми символическими и цветовыми признаками (визуализация и изображение света, белая краска, изображение глаза и т.п.).

Отсутствие центра характерно для глубоких измененных состояний сознания, в том числе патологического характера (развивающихся, например, вследствие слабоумия). В некоторых случаях, если отсутствие центра наблюдается лишь на протяжении определенного отрезка времени, это может быть связано с особыми обстоятельствами или фазами в жизни человека (так, например, временное отсутствие центра может отмечаться на определенных этапах беременности и после родов).

Внешние границы мандалы, как и центр, тесно связаны с осознаваемым «Я» и его функциями, в особенности, такой важной функцией, как способность осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также характеризуют степень открытости автора к контактам с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите. Если внешняя линия еле угадывается и при этом сама мандала внутри слабо заполнена рисунками (много белого фона) то при сочетании этих двух элементов мы видим перед собой человека готового к общению, жадно впитывающего любую информацию извне, легко идущего на контакт и завязывающего знакомства. Границы мандалы также могут быть связаны со способностью аккумулировать психическую энергию.

Хорошая связь, как правило, может говорить о высокой психологической интеграции, способности «Я» ставить цели и достигать их, хорошем развитии воли и сознания. Однако значение может иметь и способ связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы. В одних случаях интеграция изображения достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи более характерен для взрослых, хорошо функционирующих в социуме. В других случаях, связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счет изображения спирали. Этот способ является более регрессивным.

Упорядоченный характер мандал связан с наличием изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию (это можно выяснить благодаря обсуждению рисунка, уточнению ассоциаций). Такие изображения свойственны более зрелым состояниям.

Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдение за процессом рисования часто позволяет подтвердить хаотичный характер мандалы. Автор рисует импульсивно, контроль над изобразительной деятельностью низкий. Нередко изобразительные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях, а также характерны для органического поражения мозга со слабоумием. В некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана со спонтанностью либо переживанием сильного аффекта.

Симметричные мандалы, то есть такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений.

Асимметричные же более свойственны людям, переживающим процесс психологических изменений, а также тем, кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных и психических нарушений. Более «здоровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых виден хорошо оформленный центр – он говорит о сохранении «Я», несмотря на изменения и внутренние противоречия, а также об активной стабилизирующей функции духовного центра личности (если, однако, имеются соответствующие дополнительные признаки проявления духовности в рисунке).

Движение в мандале часто отражает восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации (представления). Иногда восприятие движения подтверждается лишь благодаря обсуждению рисунка и того, что человек представлял перед рисованием или в процессе создания рисунка. Движение может иметь разный характер и направленность.

Вращательное движение по часовой стрелке (которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики, разворачивающихся во внешний мир) нередко говорит о процессе осознавания (переживании инсайта), энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного материала из сознания.

Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии. Движение, направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов.

Восходящее движение может быть одним из признаков «мистических» переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.

Проблема может находиться на одном из трех уровней:

1) уровень сознания, когда проблема решается разумными доводами и логичными планами, человеку достаточно все объяснить; человеку нужны конкретные советы, план действий, четкое руководство;

2) уровень бессознательного, когда проблему невозможно решить, используя опыт сознательной деятельности, нужно выяснять, что именно вытиснилось из сознательного в бессознательное;

3) проблема лежит в пограничной сфере сознательного и бессознательного, когда ее нужно решать сразу на двух уровнях, и это говорит о высокой важности проблемы.

Уровень бессознательного - мандалы: Чистый свет, Пустота, Блаженство, Лабиринт, Спираль, Вихрь, Начало. Цветовая палитра - все темные оттенки.

Уровень сознания - мандалы: Мишень, Единоборство с драконом, Оквадрачивание круга, Функционирующее Эго. Цветовая палитра - средние оттенки.

Сознательный и бессознательный уровень - мандалы: Кристаллизация, Ворота Смерти, Фрагментация, Трансцендентный экстаз. Цветовая палитра - светлые оттенки.

Если тип мандалы и цветовая палитра совпали по уровню - это говорит о статичности мандалы, о «сильном» и «ясном» случае. О стабильном, ригидном долгом прохождении через состояние. О нескорой смене. Так, например, мандала Пустота нарисована темно-синим цветом, то проблема точно лежит на уровне бессознательного и решать ее нужно именно там.

Если же тип мандалы и цветовая палитра не совпадают, значит человек находится в динамике.

Мандала отражает сиюминутный рисунок. Любой символ или цвет в мандале имеет как положительное, так и отрицательное значение в зависимости от окружающего контекста.

Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит: мандалы как таковой – нет. Вместо рисунка мандалы – кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Впрочем, любого цвета, на любом фоне. У рисунка отсутствует «тело круга», видна только окружность.

Расшифровка: В данный момент Вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующие рождению», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чёрнозём. Зерна, которое очень скоро «взорвётся» зелёным ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит: появляется «тело круга», но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной круг на цветном фоне. Белый круг на чёрном фоне. Чёрный круг на белом фоне. Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся также мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка: возвращение «на землю», ощущение единения с материей, с землёй, с матерью. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземлённости. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит: любые рисунки типа «американский флаг», то есть – обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный геральдическими линиями, снежинки, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой – россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блёстки. В то же время, главное ощущение от такой мандалы – текучесть или лёгкость, мерцание и переливы.

Расшифровка: ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство. (Регресс может быть, как «хорошим», так и «плохим»). Вы готовы к полному принятию мира, Вы готовы доверять. Мироощущение: «Всё связано со всем и отражается во всём». Тяга к мифологическому мышлению, отказ от рациональности, бытие в противоположность «деянию».

Третья Стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»

Как выглядит: очень простая мандала. Выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница. Пуповина.

Расшифровка: лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта - к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости. Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого ещё не видно света.

Четвёртая стадия «Начало»

Как выглядит: любой рисунок с чётким символом, расположенным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг; любой символ в центре, треугольник, точка, «запятая», «человечек», глаз, сердце, цветок. Эмбрион в чреве. Готическая «розетка», роза.

Расшифровка: картина, отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако – в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто «никогда не имел своего Я».

Пятая Стадия «Мишень»

Как выглядит: мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали – мандала часто выглядит «объёмной». Серии концентрических кругов.

Расшифровка: высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим - чёткими ритуальными действиями оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос, искусственно упорядоченной структурой. Поиск сильного покровителя. «Магическое мышление», невроз навязчивых состояний, попытка вести упорядоченный образ жизни, закрытость. Внешний мир воспринимается как угроза. Стремление «всё объяснять», сводить к простым формулам.

Шестая стадия «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит: круг мандалы разделён пополам – вертикально или горизонтально. Чёткая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделённые линией горизонта, разделённые морем.

Расшифровка: настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут». Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит: рисунки, на которых изображён либо вертикально стоящий крест, либо квадрат, вписанный в круг. В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка: мандалы с крестами: Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка - высокая и не завышенная. Поза «раскинув руки, стою на вершине горы». Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса. Мандалы с квадратом, вписанным в круг: архетип закрытого от посторонних глаз зачарованного сада или внутреннего двора -патио, где растут чудесные плоды и бьют струи волшебного фонтана. Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности, даже - своего дома, даже - покупка «клочка земли», «заземление» вообще, иногда желание и отличная возможность переселиться жить в деревню, в свою комнату, в свою квартиру. Ощущение себя «Хозяином», землевладельцем, позитивное домоседство.

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит: пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности - прямостояние). Человек Леонардо. Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику. Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка: «Открытие тела». Человек с удивлением узнаёт, что у него есть... тело. Период «телесности». Радость от обладания телом, радость от способности двигаться, ходить, давать телу физическую нагрузку - даже колоть дрова. Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение Действием и любой двигательной активностью. Показано начать учиться танцевать, бегать, рискнуть отправиться в турпоход.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит: красивые, симметричные рисунки (или явно стремящиеся к симметрии и красоте – не все умеют рисовать). Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом, Солнце, многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звёзды, многолепестковые цветы, «правильные» буддийские мандалы.

Расшифровка: Вы находитесь в данный момент – в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение - устойчиво. Однако, стереотипное «зацикливание» на такой мандале – нехорошо. Если эта «супер»-мандала явно не кажется «позитивной», то она может означать следующее. Эта мандала вообще-то открывает тему «Я и Мир», «Я и социум», как Вы ощущаете это в данный момент. Вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять. Либо вы находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чуждой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота Смерти»

Как выглядит: «поверженныйй» Икс-образный (или - диагональный) крест, перекрёсток дорог, круг, разделённый на четыре (не связанных воедино центром) фрагмента, треугольник вершиной вниз.

Расшифровка: необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради...», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нём силы для нового роста, возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-Персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней Логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит: месиво, отсутствует ощущение «целостности рисунка». Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов. Капкан, зубастая пасть, яма с острыми краями – в качестве центра (такой центр - исключение).

Расшифровка: сейчас Вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие – накипело. Вы – шут, юродивый. Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации. Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?». Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который Вы, возможно, даже не осознаёте. Фрустрация подлинных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит: струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты; зелёные ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся» из-под земли к свету. Очень часто изображение выплёскивается за границы круга. В отличие от «звёздочек» и «блёсток» стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка: Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюблённости, влюблённости в жизнь. Стремление к «естественной красоте», неприятие всего «искусственного», «цивилизованного», «ограничивающего», обретение своего Пути, стиля, понимание и обретение смысла жизни, торжество.

При интерпретации символов важно обращать внимание на контекст, общий фон рисунка. От этого зависит положительное или отрицательное значение некоторых символов.

Бабочка. Смерть и воскрешение, самообновление души, перевоплощение.

Глаз. Глаз в центре мандалы или в центре какой-нибудь фигуры в рисунке мандалы символизирует проницательность, иногда ясновидение. Функция защиты, порядка, испуга, успокоения, заботы, опеки. Потребность в охране, защите, внимании, безопасности или строгости и наказании.

Дерево. Жизнь, рост, укоренение, связь небо-земля, развитие, смерть и возвращение на землю (листья), защита, бессмертие (хвойные вечнозеленые деревья); с другой стороны, невозможность изменить свое положение.

Животные. Различные изображения животных в рисунке мандалы – это Ваше отражение зрительного представления бессознательного. Аспекты непредвиденного, импульсивного, иррационального: признаки Вашего поведения в отношении бессознательного через формы животных, готовых помочь или угрожающих; у каждого животного различные характеристики.

Звезда. Вдохновение, небесное провидение, изобретательность, энтузиазм. Падающая звезда: надежда, благосклонность звезд. Четырехконечная звезда: «оно», целостность души. Пятиконечная звезда говорит об уверенности в себе, высокой самооценке, способности реализовывать идеи. Шестиконечная звезда (два взаимосвязанных треугольника): взаимопроникновение видимого и невидимого миров: равновесие, соединение противоположностей; завершение важной работы; осуществление, гармония. Многолучевые звезды, крылья: на Вашем пути всегда есть помощь высших сил, удачи, и судьбы; путеводная звезда всегда светит Вам. Много звезд: множество возможностей, разнообразие целей.

Капли. Капельки – это живительная влага, возрождающая жизнь, жизнь капает и сливается в ручьи долгожданной, целительной энергии. Плодородие, чистота, очищение, слезы, разочарование, грусть, гнев, огорчение, ярость, горе, рана, но также радость, утешение, прощение. Капельки идут в центр – поток энергии стекается из окружения в центр мандалы. Капельки направлены вовне – из мандалы или из Вашей жизни растекается поток к людям.

Круг. Круг означает целостность и защищенность, круг – это гармония, совершенство, бесконечность, озарение.

Крест. Крест указывает на нерешительность. Человек не знает, какую ему выбрать дорогу. Крест - взаимопроникновение двух противоположных сфер, таких как небо и земля, дух и материя, пространство и время; пересечение дорог, соединение противоположностей, внутреннее равновесие совершенного человека. Х-образный крест: особое обозначение какого-либо места. А также исходя из контекста: утрата, отречение.

Квадрат. Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости. Квадраты, многоугольники, ромбы – символ фундамента, прочного, основательного, статичного, зафиксированного, надежного, стабильного.

Если квадрат открыт (если у него предусмотрены символические «двери», «окна»), то такой человек - здоров, более того, в своей жизни он нередко видит вещие сны, получает знаки.

Закрытый квадрат («без окон, без дверей») означает сильный стресс, хроническое чувство небезопасности, отсутствие «своего» места - в квартире, на работе, в жизни вообще.

Лабиринт. Посвящение, вознесение из мрака к свету; жизнь человека со всеми ее трудностями, испытаниями и поворотами; паломничество: поиск своего собственного центра, поиск выхода, желание действовать.

Линии. Волнистые линии означают неограниченные возможности и необузданную энергетику человека. В таком человеке преобладают чувства над разумом. Преобладание прямых линий в рисунке говорит о рациональном человеке, который контролирует свои чувства. Одинаковое количество прямых и волнистых линий означает, что человек находится в гармонии, его чувства и разум гармоничны.

Чаще всего женщины рисуют в центре мандалы - цветок - воплощение волнистых линий, что свидетельствует о женственности. Мужчины помещают в центр - звезду- воплощение прямых линий.

Луна. Женственность, плодородие, становление и угасание, восприимчивость, неосознанные силы, необходимость опоры (на силы, идеи).

Молния. Разрушительная или созидательная Божественная сила, озарение, свет, излечивание энергией души, новая фаза роста.

Море. Неисчерпаемая сила жизни, но также всепоглощающая пучина; давать и получать, бессознательность, символ скрытых сокровищ.

Остров. Замкнутость в самом себе, труднодоступность; место, где, как мы надеемся, нет забот, куда мы стремимся; бегство от мира.

Птица. Человеческая душа, перевоплощение, воображение, интуиция, духовность. Орел: мощь, гордость, посланец Бога. Сова: несчастье, мудрость, взгляд, пронзающий тьму. Голубь: мир, чистота, святой дух. Стая птиц: опасность; концентрация сил, поиск осознание себя на высшем уровне.

Радуга. Мост между небом и землей, рождение заново, богатство, возвращение солнца, целостность, выздоровление, найти клад.

Ракушки. Ракушки – символ втягивания в себя, закупоривания, закрытия, укрытия тайны, хранилище.

Спираль. Спираль указывает на развитие и динамику внутреннего процесса. Спираль, уходящая в центр, – движение втягивающее, впитывающее, подобно водовороту, - несет энергию разрушения. Спираль, разворачивающаяся во внешний мир, – движение из центра в стороны, - что-то раскрывается, освобождается, набирает обороты. Знак постоянно движущейся энергии, приход-уход и снова приход.

Сердце. Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, просветление, интуицию, блаженство, храбрость, средоточие эмоций. В зависимости от контекста, обуздание чувства, печаль, страдание, расставание.

Свет/Солнце. Дух, божество, жизнь, счастье, вдохновение, духовное созерцание, озарение, тепло, огонь, космический разум, пища, возрождение, возобновление, разум, проницательная мысль.

Стрелы. Стрела - движение за грань, сознание. Стрела любви: чувственность и наслаждение. Стрелы, шипы, треугольники, любые острые углы, зигзаги, молнии – мужские символы, энергия ян, активная, агрессивная, защитная и нападающая. Разрубает, указывает цель, протыкает, пугает, возбуждает, раздражает, прокладывает путь.

Треугольник. Треугольник также означает движение. Если вершина треугольника направлена вверх, это означает стремление к созиданию, если вниз – к разрушению.

Узел. Связь, единение, завязывать – распутывать, решение, сложности, препятствие, энергия, решение проблем.

Цветок. Цветок символ сущего, вечное обновление, весна, красота, покорность, самопожертвование, любовь. Увядающий цветок: ненадежность, мимолетность, непостоянство. Цветы, узоры, плавные линии – иньская энергия. Символ покоя, плавности, текучести, нежности, медлительности, красоты, тяги к прекрасному.

Особое психологическое значение имеют основные цвета, то есть желтый, красный, синий, которые всегда будут присутствовать в рисунке мандалы у здорового человека. Поэтому при диагностике придается большое значение преобладанию или отсутствию того или иного цвета. Цвета в рисунке мандалы могут отражать все переживания как прошлого времени, так и настоящего момента. Именно поэтому рисунок мандалы не следует рассматривать как нечто неизменное. Спустя какое-то время он может быть уже другим, отражая произошедшие изменения.

При интерпретации рисунка мандалы важно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он применяется, от общего фона рисунка.

В первую очередь, посмотрите, какой цвет расположен в центре. Затем определите доминирующий цвет в мандале. Эти цвета символизируют самое важное, самое главное, самое актуальное. Ровное распределение цвета означает, что энергия ровно распределена между сферами жизни.

Обратите внимание на цвет, которым раскрашена граница мандалы - внешний круг. При этом красный цвет показывает миру гнев или энергию. Зеленый - способность воспитывать других. Описание остальных цветов смотрите ниже.

Цвета, расположенные в верхней части мандалы, относятся к осознаваемым процессам. В нижней части - указывает на то, что происходит в бессознательном. Посередине - порог между осознаваемым и неосознаваемым содержанием.

Те области мандалы, где цвет используется очень интенсивно, сильное приложение цвета, является выражением сильной эмоции, связанной с этим цветом.

Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия и очищения, а также любовь, страсть, силу, радость жизни. Красный добавляет уверенности в себе и активизирует сексуальную энергию. Однако если красный цвет в избытке, то это свидетельствует об агрессии, готовой вылиться в разрушительные действия. Если красный цвет отсутствует в рисунке (в том числе и отсутствие красного в сложных цветах - лиловый, фиолетовый, оранжевый, розовый и пр.), то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.

Отрицательное значение: гнев, агрессивность, импульсивность.

Когда красный цвет смешивается с черным (такое сочетание можно назвать грязно-красным цветом), это указывает на наличие проблем, связанных с различными жизненными ситуациями. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и расположением в мандале.

Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе. Это может указывать и на мягкость, женственность, самоотверженность и альтруизм. Если рисует женщина, то розовый в большей степени указывает на женственность. Если мужчина - болезненное состояние уязвимости, сентиментальности.

Отрицательное значение: необходимость в опеке, сентиментальность, потеря чувства реальности, обидчивость, робость.

Розовый цвет часто используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие. Женщины могут использовать розовый цвет в период менструаций.

Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и, особенно если на рисунке они расположены рядом, то в таком случае будет высока вероятность проявления у клиента саморазрушительных тенденций, склонности к суициду, девиантному поведению. Чёрный и розовый - всегда говорят о сильном психологическом неблагополучии.

Персиковый цвет (желтый - сознание + розовый - тело) выражает чувственность, однако это не чувственность младенца, это скорее отзывчивость, ответственность зрелого взрослого человека, сексуальность. Этот цвет - символ женского начала, женских органов. Это отражение женского созревания, высвобождение творческого потенциала внутри души, готовность к богатому сексуальному опыту.

Отрицательное значение: абсолютно романтическое представление о сексуальности и её месте в Вашей жизни. Скрытая женская энергия.

Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.

Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа, тщеславие, беспечность, рассеянность.

Иногда оранжевый цвет в мандале указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться в чувстве ненависти и чувстве любви. В мандалах женщин этот цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчинами.

Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам и отцу. В некоторых случаях оранжевый цвет отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку.

Когда в рисунке женщины оранжевый цвет сочетается с темно-зеленым и черными цветами, это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности. У мужчин оранжевый цвет в сочетании с темно-синим может говорить о проявлении Эдипова комплекса.

Желтый цвет – энергия, солнце, тепло, интуиция. Появление в рисунке желтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения, начало новой жизни. Преобладание желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, ещё не приобретшего какую-либо форму. Желтый также символизирует сообразительность, любознательность. Приподнятость, энергичность, способность видеть вещи ясно, устанавливать, намечать цели и выполнять поставленные задачи. Этот цвет означает, что Вы готовы к назначению чего-то нового, готовы отправляться в мир полным энергии и задора, чтобы исполнить какой-то новый проект. Отрицательное значение: зависть, переоценка своих сил, поверхностность.

Затемнённо-желтый - негативная привязанность к отцу. Трудности с властями, начальником, трудности в совпадении сроков, проблемы. Трудности во взаимоотношениях с мужчинами и нестабильная, часто заниженная самооценка.

Зеленый цвет – обновление, чувствительность и внутренняя гармония. Символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им. Появление его в рисунке мандалы указывает на стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе.

Отрицательное значение: недостаток искренности, нечестность, чрезмерная амбициозность, жажда власти.

Густой тёмно-зелёный цвет - говорит о том, что человек ориентирован на оказание поддержки другим людям и всему окружающему миру. Если такой цвет преобладает - человек склонен к гиперопеке, не дает ступить шагу своим близким и отдает свою жизнь для решения чужих повседневных дел и проблем.

Светло-зелёный цвет или бледно-зелёный говорит о прекращении роста и ослабленном энергетическом потенциале.

Вообще же зелёный цвет - цвет зрелости. Он также показывает то, что человек готов стать или стал родителем и испытывает от этого только положительные эмоции.

Синий цвет – цвет покоя и мира в душе.

Отрицательное значение: бездействие, скука, грусть.

В рисунке мандалы темно-синий цвет может отражать переживания, связанные с угрозой для жизни, а также может указывать на неблагоприятные психологические условия в детстве (возможно, не проработанный конфликт с матерью).

Однако же, тёмно-синий цвет иногда выдаёт способности к эмпатии и очень хорошо развитую интуицию, вплоть до мистических озарений.

Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным можно говорить о борьбе за независимость и преодоление симбиотической зависимости от матери.

Светло-синий – облегчающий цвет, излучает благоговение и покой и оздоравливает нервную систему. Цвет служения, неприхотливости, материнства.

Голубой цвет в рисунке мандалы символизирует сострадание, чувство материнства и беззаветной любви.

Светлые оттенки голубого - это выражение безусловной любви; темные оттенки - относятся к материнскому архетипу. Голубой цвет предшествует, возвещает о психологическом возрождении.

Светло-голубой цвет в мандале (небесный (лазоревый) цвет) символизирует Чистые Воды как источник жизни. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется мужчиной, это может указывать на некоторую пассивность.

Бирюзовый излучает дружелюбие, отзывчивость и свободную от религиозных ограничений духовность; стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению.

Бирюзовый цвет появляется в мандале часто тогда, когда человеку необходимо исцеление, надо дистанцироваться от событий, приносящих боль, унять боль потери.

Сиреневый цвет (цвет лаванды, бледно лиловый) в рисунках мандалы указывает на духовное обновление. Когда он присутствует в мандале, высока вероятность того, что автор рисунка является, религиозным человеком, и тогда сиреневый цвет является знаком духовного опыта. Цвет ассоциируется с добродетелью, трудолюбием, усердием, признательностью, а также предосторожностью и суеверием.

Отрицательное значение: бегство от реальности, зависимость от фантазий (особенно если мало красного).

Фиолетовый цвет отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности, склонность к мистике и магии, склонность к творческому мышлению. Используется для удаления препятствий.

Отрицательное значение: меланхолия, беспомощность, сожаление и отречение.

Присутствие темно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. Последнее более вероятно, если речь идет о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу эмоциональной зависимости от матери. Если фиолетовый меняется на красный - это отделение психологической зависимости от матери.

Фуксия. Яркий фиолетово-красный цвет выражает жизненность, возбуждение, неприкаянность, отсутствие покоя. Появляется в мандалах женщин, борющихся за свою автономию, начинающих сознавать свое место в жизни, когда они начинают расширять свое мировоззрение. Эти женщины действуют, оставаясь укоренными в своей подлинной женской природе. Этот цвет связан с эмансипацией. В мандале этот цвет говорит о нашей готовности предпринять какое-то исследование, начать творческий проект или начать выражать свое творческое суждение.

Белый – духовность, чистота, свет, невинность, совершенство. Защитный цвет, помогающий мыслям и чувствам оставаться чистыми от негатива.

Отрицательное значение: чрезмерное стремление к совершенству, холодность, замкнутость, пустота, равнодушие.

Когда белого слишком много накладывают на лист, это означает, что мы что-то скрываем, подавляем. Это бегство от сильных чувств, потока либидо или нежелание принять инстинктивную природу. Но если не закрашенная область в мандалле оставлена в центре, это говорит о нашей готовности к большим неотложным изменениям.

Перламутровый оттенок (когда белый накладывается на другие цвета) говорит о громадной ценности, скрытой в темноте, неведении. Перламутровый цвет говорит о готовности или приближении шокового переживания. Это особое использование белого цвета в мандале говорит о повысившейся чувствительности к духовным изменениям. Как бы все меняется внутри нас новым образом, меняется восприятие мира.

Серый нейтральный цвет, умение объединять противоположности.

Отрицательное значение: говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции.

Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию.

Иногда серый цвет может указывать на чувство вины, а также может свидетельствовать об апатии и усталости от жизни.

Обилие серого цвета в рисунке мандалы может указывать на утрату способности испытывать от нее радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.

Коричневый цвет – спокойствие, любовь к простым вещам, материнство, скромность. Коричневый указывает на важность корней, очага, дома, компании себе подобных и чувства безопасности.

Отрицательное значение: равнодушие, грусть, бедность, отражение потребности в эмоциональной безопасности.

Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы, может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений. Появление коричневого цвета чаще всего означает послание бессознательного проанализировать старые раны, которые все еще требуют внимания, еще не исцелились и надо их пересмотреть.

Черный – цвет тьмы, интуиции и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты. Черное ассоциируется с самоотречением, уничтожением эгоцентризма через самобичевание и различные обеты. Черный может также означать и концентрацию на чем-то конкретном, агрессию, разрушительный импульс.

Отрицательное значение: смерть, пустота, разрушение, мрачность, угроза, отчаяние, потеря, страх, разочарование, пессимизм.

Обилие черного цвета в рисунке мандалы может являться признаком депрессии.

Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии. Психолог Онлайн поможет грамотно использовать результаты теста, поможет сориентироваться в структуре акцентов и произвести коррекцию психологического состояния.

Хотите получить более точную интерпретацию теста? Сохраните свои записи и задайте вопрос психологу.

Наконец, я перехожу к своему любимому - практикуму по арт-терапии. Предлагаю начать арт-терапию вместе.

Сразу оговорюсь. Вам понадобится набор альбомных листов такого размера, чтобы на ватмане поместился круг размером с вашу голову и ещё место осталось для фона. Больше А4, то есть.

Затем приобретите набор мягких цветных карандашей или того, чем вам приятнее рисовать. Желательно, чтобы вы не ограничивали себя в палитре, чем больше карандашей, тем только лучше.

Теперь сделайте вот что. Возьмите проволоку и сделайте «ободок-диадему» на голову. Так вы узнаете – какого размера круги будете создавать в ходе практикума. Приложите эту диадему к бумаге, обведите, а затем – найдите в доме тарелку, совпадающую с этим неровным кругом. Тарелка нужна для того, чтобы затем далее рисовать — ровные круги.

Найдите в доме кнопки, котороыми вы будете прикалывать к стене серии ваших мандал. Всё, подготовительная часть закончена. Теперь мы переходим к самой сути арт-терапии с рисованием мандал.

Методика «карточный тест мандалы» и её изводы

Сразу предупреждаю, мы не будем заниматься методикой «Карточный тест мандалы», потому что у вас нет стимульного материала и для работы нужен тандем: Психотерапевт-клиент. Как с Роршахом.

Но мы будем с вами заниматься арт-терапией – на основе - методики «Карточный тест мандалы».

И методику, и её изводы придумала в 70-х гг. американский психотерапевт по имени Джоан Келлогг.

С тех пор её методика, её сертифицированный стимульный материал (сразу же признанные страшно валидными и «официальными») и переосмысленные многочисленные формы работы с методикой - гуляют по всему миру. Только не в России. А жаль. Но мы исправляем ситуацию.

Итак. В чём же состоит суть теории Джоан Келлогг. По какой системе мы с вами будем работать?

Большой круг Мандалы и Архетипические стадии Большого круга мандалы Джоан Келлогг

Джоан Келлогг вынесла на защиту следующие положения.

  • все создаваемые людьми мандалы соответствуют 13 базовым типам, их можно назвать - архетипическими стадиями Большого Круга Мандалы.
  • Все вместе эти 13 базовых типов и образуют Большой Круг Мандалы - как «годичный цикл – зима-весна-лето-осень» или «зодиакальный круг»,
  • Большой Круг Мандалы – это абстракция, «сумма», а каждый из нас пребывает конкретно здесь и сейчас - в одном из тринадцати состояний, проходя по состояниям (или застревая в них),
  • В отличие от Луны или Солнца, которые побывав «в Раке», переходят в созвездие Льва, человек может двигаться по Большому кругу Мандалы не по порядку следования 13 состояний ибо никакого такого «порядка» в линейном смысле здесь нет.

Прохождение по Большому Кругу Мндалы – это путь к Самости, путь к самоактуализации. Хотя возможен и регресс, застревание, стереотипное повторение одного и того же. Всё это покажет ваша мандала, точнее – серия ваших мандал.

Примерно так Таро-терапия предлагает духовное Путешествие по Старшим Арканам. От Нулевой карты Шут, до последней карты – Мир, Вселенная.

И всё это вместе является практикой инициации, поданной в кабинете психотерапевта и на современный манер.

Самый распространённый символ инициации – это блуждание по лабиринту. Как известно, из лабиринта можно выйти победителем, а можно и не выйти... Так и с инициацией, с поиском Самости.

Тем не менее, мандалы и арт-терапия, основанная на их рисовании и интерпретации – служит нитью Ариадны, которая даёт надежду блуждающей в лабиринте фигурке - выжить и покинуть лабиринт героем.

С точки зрения строгой психотерапии...

С точки зрения строгой психотерапии, арт-терапевтическая работа с мандалами доказала на практике свою пользу вот как:

  • Так как рисование мандалы требует значительной концентрации, эта практика сама по себе даёт клиенту возможность - успокоиться, особенно после дня, наполненного очень сильными переживаниями. Так что вы можете использовать мандалу сами для себя как способ снять стресс и возбуждение, особенно когда это традиционно мешает вам уснуть,
  • мандала показала себя отличным средством проверки субъективных впечатлений психотерапевта о клиенте,
  • также мандала зарекомендовала себя как очень прочная основа для построения психотерапевтического процесса и – прогнозирования дальнейших изменений в состоянии.

Последний инструктаж перед началом работы

Проективная методика Джоан Келлогг разработана на основе юнгианской практики рисования мандал. Так что, пожалуйста, отнеситесь к работе - серьёзно с хорошим настроем.

Как вы уже знаете, рисунок мандалы (и другие творения в жанре арт-терапия) не столько «говорят психотерапевту о пациенте». Не за валидную диагностику мы их любим, нет. Создание мандалы (и других рисунков, скульптур, композиций) запускает процесс психических изменений. И это -главное. То есть, создав мандалу, вы уже изменились, стали здоровее. Или же - сделали первый шаг к началу трудного и долгого изменения.

Поэтому - возьмите лист. Обведите тарелку любым карандашом из палитры, можно простым. Найдите у своего рисунка внутри круга - центр. (Он может находиться в любом месте, мы не зависим здесь от геометрии). Начинайте рисовать свою мандалу, используя любые цвета. Вы можете выходить за круг.

В конце сессии – обозначьте, где у вашего рисунка верх, поставьте дату и, при желании, повесьте рисунок на стену.

В следующем материале я расскажу о 13 архетипах мандал и вы получите возможность расшифровать свой первый рисунок.

До встречи!

Елена Назаренко