Человек в действии рисунок карандашом. Рисование человеческого тела

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека» . Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами - от карандашей до акварели. Карандаш - наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника - это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры - примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних - трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой - эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы - лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет - это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет - вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук - такой, который легко поместится в сумку или карман, - на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже - во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.


На улице постепенно наступает хорошая погода для пленэров, а это значит прекрасная возможность порисовать людей и объекты в движении. Многие избегают этого, считая слишком сложной задачей, но есть несколько моментов, облегчающих рисование всего что угодно в движении.

1. Начинайте с простых инструментом. Чтобы рисовать крутые скетчи вам достаточно простого карандаша и ластика. Можно добавлять цвета и здесь очень пригодятся акварельные карандаши и ватербраш - с их помощью можно создавать интересные эффекты с максимальным удобством.

2. Понаблюдайте за своим объектом некоторое время, прежде чем начинать рисовать. Ищите характерные повторяющиеся позы. Постарайтесь понять, как долго ваш объект останется в каждой позиции. Начните в верхнем левом углу листа и нарисуйте быстрые миниатюрные эскизы каждой из наиболее характерных поз. Не стесняйтесь стирать, просто наметьте свет и примерное направление движения. Каждый эскиз в идеале должен быть похож на моментальный снимок, так вы получите ключевые позы и диапазон движения.

3. Изучите структуру. Если вы хотите легко рисовать позы и движения, практика копирования упрощенных скелетов и структурных схем людей и животных вам очень пригодится. Необходимо знать основные формы скелета. Можно изучать скелеты по книгам (Баммес), а можно ходить в музей и рисовать с натуры, это единственный способ получить представление о трех измерениях. Когда вы рисуете кого-то, переключите глаза на «рентгеновское зрение» и представьте, как ведет себя скелет внутри.

4. Начните с рисования людей или животных, которые держат одну позу. Если у вас есть кошка или собака, вам повезло, идеальный объект для рисования перед вами. Легче всего рисовать спящие объекты, но даже они постепенно меняют позу. После того как вы уловите смысл и изучите форму, рисовать ту же собаку в движении будет гораздо проще.

5. Оставайтесь незаметным. Как правило люди, видя, что их рисуют начинают принимать странные позы или нарочно застывать. Постарайтесь уловить момент, когда вас никто не видит - так вы получите абсолютно естественный момент для рисунка.

6. Рисуйте музыкантов! Часто они находятся в достаточно статичной позе плюс вы получаете интересный инструмент в придачу.

7. Попробуйте использовать эффект покадрового видео. Если вы имеете дело с быстрым действием, вот подсказка для того, чтобы ваши глаза работали как высокоскоростная камера. Когда вы смотрите на свой объект, время от времени закрывайте глаза. Последняя поза, которую вы видите, будет в вашей краткосрочной памяти несколько секунд. Со временем вы научитесь вспоминать более подробную информацию о позе.

8. Тренируйте свою память. Знания, память и воображение тесно связаны. Вы можете добиться наибольшего прогресса, когда чередуете наблюдение, изучение книг и рисование по памяти. Вы можете нарисовать животное из жизни, а затем нарисовать эту позу позже в своем альбоме только по памяти.
Даже если этот эскиз по памяти выглядит не очень хорошо, он помогает вам встретиться лицом к лицу с тем, что вы знаете, и тем, что вы не знаете. Затем вы можете дополнить пробелы в своих знаниях, нарисовав животное например с фотографии.

9. Рисуйте друзей в кафе и ресторанах. В ресторане у вас будет около 15-20 минут после того, как вы закажете еду, пока ждете пищу. Обычно вы находитесь в освещенном месте и имеете удобный стол под рукой. Постарайтесь уловить особенности человека, которого вы рисуете. Как он говорит или жестикулирует, подумайте о том, какая поза является наиболее типичной для этого человека.

10. Посещайте зоопарки и фермы для рисования животных. Зоопарки дают прекрасную возможность набросать животных, которых было бы трудно наблюдать в дикой природе. Животные часто возвращаются к тем же позам или движениям, поэтому вы можете потратить больше времени на свой эскиз.

От себя еще могу добавить, что рисовать людей в разных позах отлично помогают базовые линии движения.

И женской фигуры можно приступить к рисованию человека в движении. Существует множество подходов к быстрому обучению рисования человека в движении. Несколько из этих подходов можно объединить в общую канву процесса построения в рисунке двигающегося человека.

Поэтапное рисование человека в движении

Каркасная модель человека

Идеальным стартом в рисовании человека в движении является построение каркасной модели человека в нужной позе. Для этого на месте будущей головы рисуется обычный круг или овал. Весь позвоночный столб обозначается одной условной вертикальной линией от головы до основания ног. Плечи и таз намечаются соответствующими им условно горизонтальными линиями. Руки и ноги обозначаются также одной линией. На руках одна линия идет от плеча до локтя. Вторая линия от локтя до запястья. Вместо кисти достаточно нарисовать овал. На ногах одна линия идет от таза до колена, вторая от колена до стопы. Стопу можно обозначить условно горизонтальной линией.Обращаю внимание на формулировки "условно горизонтальная линия" и "условно вертикальная линия". Здесь имеется ввиду, что при ровном вертикальном расположении корпуса человека эти линии будут соответственно горизонтальными и вертикальными. Однако, в каркасной модели они призваны обозначить наклоны позвоночника, плеч, таза и стоп.


Шарнирная модель человека

Шарнирная модель человека позволяет понять условное наличие объемов в человеческом теле. Для этого на каркасной модели человека достаточно на местах сочленения всех линий нарисовать кружки "шарниры". Далее, на руках и ногах все линии обвести в овалы. Эти овалы будут демонстрировать как приблизительно располагаются объемы в человеческом теле. Под линией плеч по линии позвоночника на 2/3 высоты до тазовой линии нужно нарисовать овал. Этот овал указывает на грудную клетку. Тазовую линию также следует обвести в овал, он будет обозначать место расположение таза.


Кубическая модель человека

Чтобы максимально полно представить объемы в человеческом теле нужно нарисовать человека с помощью кубической модели. Для этого стоит взять за основу каркасную модель человека, которая определит общую позу и ракурс человека на рисунке. Затем по каркасной модели нужно нарисовать шарнирную модель человека, которая укажет место расположение суставов и основных объемов человеческого тела. Затем вместо овалов, указывающих на руги, ноги, голову, грудь и таз, нарисовать кубы, или, точнее, прямоугольные бруски. Чтобы правильно отобразить бурски стоит вспомнить, как рисуется куб в перспективе . Круги, обозначающие суставы увеличить или, если нужно, уменьшить, до размеров, схожих по соотношению со стальной фигурой.


Линейный рисунок человека в движении

Разобравшись на примере кубической модели человека, каким образом распределены основные объемы человеческого тела можно приступить к линейному рисунку человека в движении. На данном этапе достаточно плавно обвести кубическую модель, чтобы получить контуры человеческого тела. Затем, наметить элементы одежды и детализировать головы, в частности лицо, кисти рук и стопы.


Тональный рисунок человека

Для придания законченного вида линейному рисунку человека, его требуется затонировать. Тональный рисунок выявит объемы человека, освещение, фактуру его одежды. Для правильного нанесения тона нужно вспомнить каким образом можно нанести карандашом тон с помощью штрихов на плоскость. Далее, опираясь на расположение больших световых и теневых пятен на кубической модели, нанести тон на рисунок, формируя объем человека.

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи , представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом . Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры «. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным , т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей , которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров , так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции .

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов , но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты . Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины . Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом , напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели , как правило, сокращаются , становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека .

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса .

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Даже образ женщины и мужчины нарисовать не просто, что уж говорить о рисунке карандашом человека в движении. Будь то действие спортсмена, гимнастки или обычного школьника, идущего в школу или домой с занятий, — воспроизведение срисовки по пошаговому мастер-классу отнимет не мало времени. И хоть процесс интересный, запостись терпением, несколькими листами бумаги и ластиком, все же придется.

Человек в движении рисунок карандашом, как нарисовать?

Прежде чем приступить к рисованию, необходимо хорошо продумать задумку или хотя бы выбрать наиболее удачный вариант для срисовки карандашом. Лучше всего, если набросок будет не сложный, а поэтапная работа — понятной, не требующей соблюдения анатомии.

Ниже в статье продемонстрированы несколько поэтапных МК для срисовки, которые подойдут людям разного возраста, с наличием и без навыков рисования карандашом человека в движении.

Девушка из группы поддержки (чирлидинг) с помпонами, фото

Школьницу с помпонами болеющую за любимую команду еще называют — чирлидинг. Она выступает с другими девушками в едином тандеме, демонстрируя завораживающие танцы, отчетливые движение и гимнастические фигуры. В США существуют даже соревнование между группами поддержки за призовые места и звание чемпиона Америки. Неудивительно, что изображать этого персонажа на белом листе многие художники предпочитают в движении. Это позволяет оживить рисунок, сделав человека на нем не просто нарисованным, а «свободным».

Пошаговый урок на фото:

1) Сделайте набросок девушки, чтобы на листе бумаги получился самый настоящий «каркас». Для этого используйте простой карандаш и ластик для исправления погрешностей.

Важно! Чтобы человек получился в движении, необходимо сделать акцент на изгиб позвоночника, одну поднятую руку, другую — отведенную назад, и ступню подведенную ко второй ноге.

2) , выделите и подбородок.

3) Дорисуйте , губы, декольте, и помпоны.

4) Закончите набросок прорисовкой одежды, ног и обуви, выделите все черточки.

5) Раскрасьте картинку цветными карандашами и фломастерами.





Лыжник в движении, фото

Рисунок карандашом человека и по совместительству лыжника нарисовать в разы проще, чем девушку из группы поддержки. Пошаговый мастер-класс позволяет воспроизвести красивую и одновременно легкую картинку за 3 поэтапных шага.

  • Шаг №1

Нарисуйте основные черты образа , которые помогут создать шедевр из соединенных между собой прямых линий.

  • Шаг №2

Доведите набросок до завершения, придав лыжнику пропорциональности, одежды и лыжных палок.

  • Шаг №3

Раскрасьте готовую картинку карандашами, красками или фломастерами.

Девочка в движении, фото

Рисовать ребенка в разы легче, чем взрослого человека. Маленький человек в движении простым карандашом подойдет не только для творчества взрослых-новичков, но и детей школьного возраста, решивших посвятить свободное время озам рисования.

  • Шаг №1

Отметьте на середине листа точку. Отчертите от нее ровную вертикальную линию, а к ней дорисуйте ноги, голову, руки и голову.

  • Шаг №2

Нарисуйте хвостики, выражение лица, одежду, сумку и обувь.

  • Шаг №3

Сотрите лишние линии, завершая набросок рисунка.

  • Шаг №4

Раскрасьте готовую картинку, выбрав подходящие по цветовой гамме тона.

Бегущий человек, фото в движении

Если наши читатели еще не нашли подходящий вариант, как нарисовать человека в движении рисунок карандашом, то самое время взглянуть на более сложные МК. Они требуют четкого соблюдения пропорций, не забывая при этом об объеме, очертаниях и всевозможных деталей.

На фото ниже продемонстрировано несколько решений, правда они все сложные и требуют детального выполнения.

Видеоурок: как нарисовать человека в движении

Многие люди больше запоминают наглядно, когда им демонстрируют все действия на примере. Так почему бы не взять это в пример, посмотрев подробный видеоурок, позволяющий научиться изображать движение торса и рук, ходьбы, бега, человека находящегося в сидячем положении или с грузом.

Человек в движении рисунок карандашом, готовые работы на фото: