Памятники историческим, общественным, государственным деятелям. Подвиг, отлитый в бронзу сплав в названии одной из эпох

Выполнила:Нелюбова ДарьяРуководитель:Дробышева И. А

Слайд 2

Цель: изучив скульптурные композиции С. Есенина, постичь тайну поэтического вдохновения поэта, обогатить сведения о Есенине. Задачи: изучить исследовательскую литературу о С. Есенине; самостоятельно проанализировать тему: «С. Есенин в бронзе»; показать народность есенинского творчества, что представляет особую ценность; опираясь на форму и содержание скульптурных композиций С. Есенина, сказать о бессмертии поэта и его творчестве.

Слайд 3

Сергей Тимофеевич Конёнков – один из выдающихся скульпторов  столетия. Он всегда стремился к совершениям огромного размаха, к обобщениям глубоким и всеобъемлющим. Его Ф. М. Достоевский и Бах, Л.Н. Толстой и Суриков, М. Горький и С.В. Рахманинов поражают сложностью психологического портрета. Наивысшего воплощения эти черты творчества мастера достигли в «Автопортрете», удостоенном в 1957 году Ленинской премии. Работа отличается глубоко продуманным композиционным решением. Широкий разворот могучих плеч служит как бы постаментом для гордо откинутой назад головы, лицо обрамляют пряди седых волос, взгляд устремлён далеко вперёд. И, наконец, последним аккордом композиции служит тонкая, но сильная рука, рука художника и труженика. В «Автопортрете» выражены размышления скульптора о назначении художника, вера в силу человеческого духа и разума.

Слайд 4

Конёнков изобразил Есенина в момент его вдохновенного поэтического самовыражения. Схватившийся правой рукой за волосы, левую прижимая к сердцу, с полуоткрытым ртом, - в этот момент он был особенно похож на восторженного певца своей лиры. Жест его рук – это движение импульсивное, полное искренней непосредственности. И поза, так верно схваченная скульптором, явно увиденная и поэтому очень естественная. Есенинский портрет сделан от сердца, с проникновением в тайну поэтического вдохновения.

Слайд 5

…23 октября 1970 года, ненастным осенним днём, в Константиново, на родину поэта Сергея Есенина, приезжал девяностошестилетний художник Сергей Тимофеевич Конёнков в составе делегации деятелей культуры. Газета «Советская культура» проводила тогда на рязанской земле встречу тружеников села с мастерами искусств.

Слайд 6

Скульптор подарил сотрудникам музея фотокопию своего карандашного рисунка Сергея Есенина, оставил тёплую запись в книге почётных писателей. «Помните и любите нашего большого поэта Сергея Есенина, - сказал на прощание скульптор. – Ведь его голос был голосом народа». С.Т. Конёнков покидал «край задумчивый и нежный», родину великого русского поэта. Спустя год, он сам завершил свой долгий, богатый событиями и встречами жизненный и творческий путь.

Слайд 7

Рязанское руководство обратилось к известному рязанскому скульптору Антонине Петровне Усаченко, удостоенной в 1970 году звания лауреата Всесоюзной премии имени Ленинского комсомола за памятник «Скорбящая псковитянка». Антонина Петровна в кратчайшие сроки смогла создать памятник – бюст Есенина. Он был изготовлен на рязанском заводе «Центролит». По замыслу ведущего архитектора Рязани Н.Н. Истомина, скульптуру предполагалось установить на привокзальной площади перед зданием вокзала Рязань – 2.

Слайд 8

Памятник С. Есенину в г.Рязани. Скульптор А. П. Кибальников. 2 октября 1975 г.состоялось торжественное открытие.

Слайд 9

В восточном районе Москвы, за Таганской площадью, среди многочисленных фабрик и заводов, на пересечении Волгоградского проспекта с бульваром, названным в 1964 году Есенинским, установили памятник знаменитому российскому поэту Сергею Александровичу Есенину. Это был первый бронзовый памятник в стране, которую так страстно воспел в своих стихах звонкоголосый Есенин. Открытие состоялось 3 октября 1972 года. Авторы памятника – Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, скульптор Владимир Ефимович Цигаль, архитекторы С.Е. Вахтангов, Ю.В. Юров

Слайд 10

Интересно рассматривать силуэт памятника сбоку, где монолит – пригорок принимает очертания плывущей лодки, а складки одежды за плечами воспринимаются как крылья или трепещущий парус. В глубокой задумчивости, не спеша, привычной лёгкой походкой юноша спускается пригорком. С непокрытой головой он шагает «разросшимся садом» навстречу зрителю, ветру, солнцу. Фигура юного поэта, отлитая в бронзе, стоит практически на земле. Точнее сказать, она движется. Несмотря на то, что отлитая из металла, есть в ней какая – то особая лёгкость, окрылённость.

Слайд 11

Одним из городов России, где свято чтят память о нашем знатном земляке С.А. Есенине, является Воронеж. Здесь, в разное время уже были установлены памятники выдающимся русским художникам слова: А. Кольцову, И. Никитину, И. Бунину. 25 октября 2006 года произошло очередное знаковое событие: был открыт памятник великому земляку С. Есенину. Любовь к поэту подвигла Народного художника России, московского скульптора, лауреата Есенинской премии Анатолия Бичукова передать в дар городу свою работу. Спонсорскую помощь в осуществлении этой культурной акции оказал актёр Сергей Безруков.

Слайд 12

…А я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе. Но, обречённый на гоненье, Ещё я долго буду петь… Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть.

Посмотреть все слайды

У завода «Красный октябрь» в Волгограде стоит памятник. Бронза в огне, а внутри огненной бронзы моряк. Художник сумел передать в металле яростный взгляд моряка в последние минуты жизни....

У завода «Красный октябрь» в Волгограде стоит памятник. Бронза в огне, а внутри огненной бронзы моряк. Художник сумел передать в металле яростный взгляд моряка в последние минуты жизни.

Он стоит, отсекая руками врага, не давая пройти ему через себя, сгорающему в пламени Сталинграда. Уже огонь не отпустит его, но и враг не пройдет через пламя сгорающего матроса. Михаил Паникаха навечно остался в городе, куда не пустил врага.

Парень призван в Красную армию с Украины. Тихоокеанский флот начало его службы. Но война изменила путь моряка. Он теперь в Сталинграде. Все подавали рапорт об отправке на фронт. Ему повезло. Он попал в избранные.

Мамаев курган и тогда был таким же, только рвались снаряды, и немцы шли из-за кургана на бойцов, стоящих насмерть среди огня. Враг шел в Сталинград, надеясь прорваться к нефтяному Кавказу.


Атака катилась одна за одной. Тихоокеанцы приняли бой с танками, имея в руках только винтовки. Техники не было. Семь танков шли на живых людей, но только ярость сияла в глазах моряков. Михаил оказался в окопе, среди немецких танков.

Как человек принимает решение, уйти из жизни, прихватив с собой врага? Это ведь невероятно страшно. И больно. У парня остались только гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Он полз вперед.


Пуля попала в бутылку со смесью. Он вспыхнул ярким факелом в одно мгновение. Последние силы истратил герой, чтобы броситься горящим факелом на гитлеровский танк. Горящий человек приклеился к вражеской машине.


Ему был 24 года. У него не осталось детей. Он ушел из жизни, не пустив врага в город на Волге. И продолжает гореть на улице Волгограда уже много лет.

Подвиг Михаила Паникахи стал известен всей стране. Д. Бедный посвятил ему стихи:

… Он сжег врага своим огнем!
Легенды сложатся о нем,
Бессмертном нашем краснофлотце!

сплав в названии одной из эпох

Альтернативные описания

Из чего отлит «Медный всадник» в Санкт-Петербурге

Материал, давший имя эпохе с 1800 по 700 г. н. э.

Металлический сплав на основе меди, а также изделия из него

Сплав меди с оловом и другими металлами

Третьесортный металл

Сплав меди с различными металлами

Долгое время это слово понимали как «медь из Бриндизи», но в итоге эта этимология была отклонена

Комендор катера из оперетты Н. Г. Минха «Раскинулось море широко»

Сплав для птицы из произведения Рыбакова

Материал, из которого сделан Медный всадник

Материал, из которого должен быть сделан подарок, преподнесенный к восьмой годовщине свадьбы

Медный сплав, изделиями из которого награждают спортсменов

Третьесортный спортивный металл

Материал медного всадника

Сплав в описании загара

Сплав бюстов

За третье место

Сплав статуэток

Третьесортный металл (спорт.)

Металл на восьмилетие свадьбы

Металл для Медного всадника

Большинство работ Огюста Родена сделано из этого маталла

Медь + олово для одной из эпох

Медаль за третье место

Сплав меди с оловом

Сплав для третьего призера

Статуйный металл

Сплав для медали за третье место

Сплав меди и никеля с большим электрическим сопротивлением

Сплав для бюстов и памятников

Сплав в названии исторической эпохи

Сплав, рифмующийся с бонзой

Металл для призовых медалей

Сплав меди с оловом и некоторыми другими элементами

Общее название многих сплавов на основе меди

Сплав меди с другими металлами

Ж. франц. сплав меди, олова и цинка. Бронзовый, относящийся ко бронзе или из нее сделанный; порошок, смесь сусального золота с землистыми красками, разных оттенков. Бронзовый вексель, в торговле, безденежный, данный перед вылетом в трубу (банкротством), для продажи, и раздела выручки. Бронзировать или бронзовать, придавать чему цвет, вид бронзы, наводить, отделывать под бронзу, краской или бронзовым порошком, под красную, желтую, зеленую бронзу. -ся, быть бронзируему. Бронзирование, бронзование ср. длит. бронзировка ж. об. действ. по глаголу; окончание на ка относится также до качества работы. Эта бронзировка нехороша. Бронзовка ж. бронзировка; бронзовый порошок; состав, коим натирают вещи гипсовые, деревянные, придавая им вид бронзы. Бронзовщик м. работающий бронзовые, медные вещи; -щичий, к нему относящийся

Комендор катера из оперетты Н. Г. Минха "Раскинулось море широко"

Материал, давший имя эпохе с 1800 по 700 г. н. э

Сплав для пришедшего к финишу третьим

Из чего отлит "Медный всадник" в Санкт-Петербурге

Долгое время это слово понимали как "медь из Бриндизи", но в итоге эта этимология была отклонена

Адольф Моран был французским подданным, которому было суждено создать собственное дело в России. В 1840-е годы он работал бронзовщиком на заводе известного фабриканта Ф. Шопена, но уже в 1849 году открыл собственную мастерскую. В 1850-е годы предприимчивый молодой человек, купец второй гильдии, объединился с купцами Э.И. Генке и К.Д. Плеске с целью расширения собственного производства.

В 1857 году крупный гальванопластический завод художественной бронзы, основанный герцогом Лейхтенбергским в Санкт-Петербурге, после смерти владельца был распродан по частям. Гальванопластический цех купили названные выше купцы, назвав свою фабрику «Товарищество Генке, Плеске, Моран». Позднее единственным владельцем фабрики стал А. Моран, прославивший свое имя благодаря высокохудожественным изделиям из бронзы.

Так как предприятие герцога Лейхтенбергского было распродано вместе с землей, мастерскую обустроили возле устья Обводного канала, перенеся в нее все оборудование из бывшего цеха. Архитектор Ф. Пушель построил здесь целый комплекс зданий, из которого в дальнейшем вырос известный в России и за рубежом завод Морана. Новое предприятие продолжило работу по гальванопластике, выполняемую ранее на заводе герцога Лейхтенбергского, а также наладило выпуск бронзовых изделий.

Полный энергии Моран вместе со своими русскими компаньонами подошел к делу с размахом. Уже через несколько лет с момента основания на заводе работало более трехсот человек, а само производство было максимально механизировано и организовано с применением самых передовых для того времени технологий. В процессе отливки была задействована паровая машина, что позволяло выпускать продукцию на сумму более 220 тыс. рублей серебром.

Так как в тот период успех бронзолитейного производства был напрямую связан с правительственными заказами, процветали только те фабрики, которые могли получить дорогостоящие заказы для украшения дворцов, храмов, парков. Фабрике Морана не только удалось получить такие заказы, но и успехом выполнить их, что и стало причиной процветания и популярности предприятия.

После долгих лет партнерства с Плеске и Генке Моран прекращает работу с ними и уже в 1870-е годы представляет изделия фабрики только под своим именем. В 1892 году Моран уехал к себе на родину во Францию, передав фабрику Сергею Генриховичу Гоне.

Еще в 1898 году в справочнике «Весь Санкт-Петербург» в категории бронзы и меди С.Г. Гоне числился владельцем завода, который он назвал «Моран А. и преемники». Однако позже, примерно год спустя, во владение заводом вступил его брат Г.А. Гоне. Завод поменял не только владельцев, но и адрес, переехав на Малую Болотную.


В 1907 году фабрика вновь сменила владельца и перешла к профессиональному бронзовщику и управляющему заводом Э.П. Гакеру. Гакер руководил заводом вплоть до Великой русской революции.

Изделия завода

Правительственные заказы

Имея достаточный опыт в бронзолитейном производстве, Моран сумел в короткие сроки поставить завод на широкую ногу. Фабрика изготавливала роскошные люстры, фонтаны, часы и чернильницы, а также множество других художественных изделий из бронзы. Наиболее известными работами Товарищества были гигантские люстры для петербуржского Исаакиевского собора, двери для храма Христа Спасителя, бронзовые памятники русским царям и великолепные люстры для некоторых дворцов.

Так, одна из первых люстр для Эрмитажа, созданная в 1889 году, до сих пор освещает музей и является его достоянием, с которым обращаются очень бережно. Это люстра огромных размеров с множеством электрических ламп. В девятнадцатом веке такая конструкция позволила заменить больше дюжины люстр, а для ее ежегодной чистки и проверки требуется задействовать несколько человек. Декор люстры выполнен в стиле Людовика XVI.

Хотя Моран был подданным Франции, а позже был вынужден покинуть Россию, так и не получив российского гражданства, грандиозные бронзовые изделия он отливал по формам российских скульпторов. Это противоречило канонам существующей в тот период моды ориентироваться на западные образцы, но позволило задать национальное направление в монументальной скульптуре. За свои значительные работы Моран получил почетный титул поставщика бронзы для Императорского двора.

Люстры Гербового зала
Зимнего дворца.
Бронзовая фабрика А. Морана, 1900 г.

Бронза фабрики Морана сохранилась не только в государственных музеях и частных коллекциях, но и стала достоянием многих российских городов. Завод отлил порядка семидесяти памятников из сукрасной бронзы, которые в дальнейшем были размещены по всей России. Это памятник писателю Н.В. Гоголю в Москве, памятники композитору М.И. Глинке, мореплавателю И.Крузенштерну, императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге, художнику И.К. Айвазовскому в Феодосии и многим другим известным российским деятелям.

Кабинетная бронза

Бронзой украшали не только дворцы, храмы и парковые комплексы, но и дома аристократов. С того момента, как у императорской семьи появились бронзовые светильники, мебель, зеркала, часы и прочие предметы, бронза превратилась в символ знатности и состоятельности. Постепенно она все более проникала в обыденную жизнь состоятельных людей.

В период 1880-1890-х годов на заводе Морана начали производить так называемую кабинетную или камерную бронзу, которая в тот период представляла значительный интерес для состоятельных горожан. Считалось очень модным и престижным обустроить рабочий кабинет бронзовыми часами, чернильницами, подсвечниками или затейливыми скульптурами. Такими же предметами интерьера украшали гостиные, библиотеки и иные комнаты, куда могли пригласить гостей.

Пепельница «Голова лошади».
Скульптор Е.А. Лансере.
Отливал А. Моран.
1862-1886 гг.

На фабрике не только внедряли новейшие технологии, но и сделали ставку на оригинальность работ. В то время как большинство фабрикантов, работающих с кабинетной бронзой, серебром, золотом, фарфором и другими материалами, ориентировались на западные образцы, Моран сделал ставку на самобытные работы русских художников. Этот шаг оказался весьма удачным и принес заводу славу далеко за границами Санкт-Петербурга. Современники писали о фабриканте, что самым дорогим в его изделиях является оригинальность, самобытность работ, созданных по эскизам и моделям русских художников.

Тему русского реализма развивали многие скульпторы этого периода. Ее появление в изделиях бронзолитейной промышленности связано также с закрытием в 1860 году литейного дома, принадлежащего петербуржской Академии художеств. Если до того времени господствовал классический стиль, характерный для европейских бронзолитейных школ, то теперь мастера стали работать на частных фабриках и смогли ваять на ту тему, которая им была действительно интересна. В работах талантливых скульпторов Е.А. Лансере, А.Л. Обера, Н.И. Либериха, РР. Баха и многих других русских мастеров появились самобытные сцены из жизни простых людей, военных, животных.

«Курящий черкес». Е.А. Лансере.
Завод А. Морана. 1870 г.

Моран, наряду с такими известными фабрикантами, как Шопен, Верфель или Штанге, также сотрудничал с именитыми скульпторами, отливая по их моделям работы. Камерная пластика по работам русских скульпторов составляла львиную долю продукции завода. Помимо анимализма и жанровых сцен в кабинетной скульптуре, отлитой на заводе Морана, представлены изображения известных представителей российской культуры. Среди них были уменьшенные копии монументальных памятников, высота которых достигала почти одного метра.

Также была довольно популярной военно-историческая тематика, сцены охоты. Полководцев, правителей или охотников неизменно изображали на конях чаще всего в каком-либо событии. Так, царский охотник при правлении царя Ивана Грозного представлен сильным, ловким, скачущим верхом на резвом коне.

«Царский охотник
времен Ивана Грозного».
Форма Е.А. Лансере.
Литье А. Морана.
1879 г.

Аналогичным образом князь Святослав предстает перед зрителем в тот момент, когда отправляет свое войско на бой. По описаниям «Повести временных лет», Святослав был храбрым воином, быстрым, словно барс, в походах был неприхотлив, возов с собой не возил, ел простую еду, спал без шатра. Таким его и запечатлел Лансере в своей характерной манере детализирования скульптуры.

Скульптура князя Святослава.
По модели Е.А. Лансере.
Отливка на заводе А. Морана.
1886 г.

Работа «Святослав на пути к Царьграду» является своеобразным завещанием величайшего скульптора миру искусства, его последней работой, которую он успел выполнить до ухода из жизни. В ней он выразил все свое отношение к русскому характеру, духу русского человека. Скульптура является одной из лучших работа Лансере и потому отливалась на многих фабриках, включая завод Морана.

Производство кабинетной бронзы известных мастеров не было дешевым удовольствием, так как только самому скульптору нужно было заплатить приличную по тем временам сумму. Так, за многофигурную форму, отлитую знаменитым Е.А. Лансере, литейщику приходилось платить по пятьсот-шестьсот рублей. Для сравнения: изготовление звезды ордена Александра Невского с бриллиантами обходилось в три тысячи рублей. Кабинетная бронза не могла сама по себе обеспечивать значительный расцвет производства, поэтому заводам приходилось расширять виды деятельности и ассортимент. В частности, фабрика Морана выпускала гальванопластическую продукцию, изделия из мельхиора и других материалов.

В настоящее время кабинетная скульптура, отлитая на заводе Морана, является точно таким же показателем вкуса, престижа и достатка, как и в 19 веке. Стоимость различных бронзовых скульптур сегодня оценивается десятками и сотнями тысяч долларов, но истинные ценители антиквариата готовы заплатить такие суммы, чтобы окружить себя лучшими образцами мировой культуры.

Клейма фабрики Морана

В клеймах фабрики Адольфа Морана обычно значится фамилия самого владельца. Поскольку на фабриканта работало много известных скульпторов, на бронзе фамилию автора работы ставили рядом с фамилией Морана. Это могло быть краткое «А. Моран» или более длинные варианты: «Отл. зав. А. Моранъ пр.» или «Отл. зав. А Моранъ».



В некоторых клеймах встречается аббревиатура Санкт-Петербурга: «А. Моранъ пр. СПБ.». Все надписи делали вручную, поэтому они полностью зависели от почерка автора. Иногда это были печатные буквы, а порой и аккуратно выведенные рукописные.


Поскольку фамилия Морана на французском языке писалась как Morand, в клеймах встречаются вариации на эту тему. Например, на скульптуре «Вол», выполненной А.Л. Обером, рядом с надписью автора формы стоит клеймо морановского завода: «А. Моранд СПб.» с характерной буквой «д». Также встречается и написание «Мурандъ».

Бюст Оренбургского военного губернатора Василия Алексеевича Перовского.
(г. Оренбург)
В истории нашего края годы правления Перовского по праву считаются "золотым временем". В Оренбурге В.А.Перовский служил два раза: с середины 1833 года по 1841 год и с мая 1851 года по апрель 1857 года. Благодарные оренбуржцы решили построить памятник человеку, почти пятнадцать лет своей жизни отдавшему активному и плодотворному управлению краем. Это событие произошло в год 210-летия со дня рождения Василия Алексеевича Перовского. Автор модели памятника - заслуженный художник Р.Ф., оренбургский скульптор Петина Надежда Гавриловна. Она работала над памятником 12 лет. Отливку бюста губернатора в нашем городе производили впервые. Эту работу поручили оренбургскому комбинату "Пласт". Город оплатил сырье, металл; затраты по изготовлению взял на себя комбинат. Открытие памятника было приурочено к празднованию Дня города 3 сентября 2005г.
Бюст Перовского В.А. вылит из бронзы. Пьедестал, на котором стоит бюст, выполнен из гранита архитектором Станиславом Евгеньевичем Смирновым. На пьедестале объемными, накладными буквами, написано имя и годы рождения и правления губернатора:Перовский Василий Алексеевич (09.02.1795-08.12.1857) генерал-губернатор Оренбургского края 1833-1842, 1851-1857 . В.А.Перовский изображен в самом расцвете сил. Голова повернута вправо, его взгляд строг и задумчив, он устремлен вдаль, будто-бы осматривая свои владения. Возле бюста всегда многолюдно, и, особенно, много детей с родителями, так как парк имени Кирова и сквер, в том числе, всегда были и остаются излюбленным местом отдыха горожан.

Литература

  1. Губернаторы Оренбургского края. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999. - 400 с.
  2. Дорофеев, В. В. Василий Перовский и Оренбуржье: к 250-летию со дня рождения / В. В. Дорофеев. - Оренбург: ИПК "Южный Урал", 1995. - 48 с.
  3. Савельзон, В. Л. Оренбургская история в лицах. 50 портретов на фоне эпохи / В. Л. Савельзон. - Оренбург: ИПК "Южный Урал", 2000. - 320 с.
  4. Галиева, А. Принимай подарки, Оренбург / А. Галиева // Вечерний Оренбург. - 2005. - 8 сентября (N 36). - С. 4-5.
  5. Овчинникова, Н. И каждому воздать по заслугам его / Н. Овчинникова // Южный Урал. - 2005. - 10 августа (N 155-156). - С. 1-3.