Исследовательская работа "Татьяна Ларина -любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны"

Цельность и страстность характера Татьяны Лариной

Во времена Александра Пушкина немного было заботы общества о женщинах, и единственный путь, который им оставляли, - это «семейный» путь. Поэтому с детства Татьяну Ларину, как и ее сестру Ольгу, родители готовили к этому - к тому, что она все свою жизнь посвятит семье.

Однако дочь превзошла все ожидания и сделала рискованный поступок - письмо с совідченням в любви. Это письмо, написанное на французском языке, «праздник бережет» рассказчик, оно дышит искренней любовью.... Вот только к кого?

Онегина она не знает и поймет только тогда, когда окажется в его доме после того, как он поедет, и увидит его книги, разные записи. Но даже в ту миг никаких мыслей, кроме мыслей о любви, у нее не возникает, ибо судьба женщины укладывалась в нехитрую схему: ребенок - невеста - жена - мать и старуха-хозяйка...

Автор сравнивает любовь Татьяны с зернышком, упавшим весной в подготовленную почву, т.е. говорит, что это мог быть кто угодно, не похож на соседских Буянових, Петушкових, Пихтіних. Это оказался случайный гость из Москвы, что приехал в поместье через скуку.

Пушкинская героиня увидела личность своего избранника, и это не оттолкнуло ее от него. Воспитанный няней в русских традициях, Татьяна превыше всего ставит верность принятому один раз решению, чувству, что возникло. Как и ее мать, Ларина выйдет замужпо выбору страших том,что «для бедняжки Тани все были жребии равны», обязанность ’связь перед людьми ведет по жизни. Она хорошо усвоила урок Онегина о необходимости научиться «укладывать собой». Урок стал в происшествии, когда в великосветском салоне почтенный, но некоханий человек знакомит ее с родней и другом своим.

И как когда-то в селе она не изменила себе, своему страстному отношению к жизни, так и теперь она не изменяет себе: ее страсть - верность слову и чувству. Идя по обязанности ’связью, она не будет счастлива и знает это. Отдавшись чувству и переступив через зобов язання, она тоже не станет счастливой.

Я Вас люблю...

Но я другом отдана

И буду век ему верна...

А счастье ведь было так близко!

10 класс

Тема: Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны .

Цели: 1) показать значение образа Татьяны Лариной в системе образов романа; помочь ученикам понять авторское отношение к героине;

2) совершенствовать навыки анализа текста;

3) воспитать эстетический вкус учащихся

Тип урока: урок-анализ произведения.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 9 класса, портреты пушкинской эпохи.

Методические приемы: составление плана, беседа, сообщения ученика, комментарии учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение «Писем» романа.

Составление плана «Образ Татьяны Лариной»

1.Детство и юность Татьяны.

2. Встреча с Онегиным и любовь к нему.

3.Татьяна в финале романа.

III. Сообщение ученика «Сестры Ларины»

Вопросы на закрепление:

В какой среде прошло детство Татьяны?

Есть ли у Татьяны внутренняя близость с Ольгой?

В чем разница между ними?

Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?

Какое значение имели для Татьяны книги?

Слово учителя

Рядом с культурой дворянского общества существовала и другая культура, рожденная в недрах русской нации. Она включала быт, нравы, фольклор деревенского простонародья, которые входят в роман через изображение семьи Лариных, и прежде всего Татьяны. Татьяна впитала в себя народную мораль, окрасившую ее мысли и чувства и проявившуюся в ее поведении. Уже само имя Татьяны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины иль девичьей». Дело в том, что таким именем очень редко называли дворянских девушек. Имя Татьяна стало популярным после того, как его прославил Пушкин в своем романе.

Образ Татьяны сопровождают фольклорные образы. Вот эта простая народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны, ее характер. Можно только догадываться, почему в одной семье Лариных возникли такие разные характеры – Ольга и Татьяна.

Ольга живет бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взглядами и привычками. Ее чувства не отличаются той глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно данный, приобрел такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произведениях позднейших писателей (например, Марфиньки в романе Гончарова «Обрыв»),

V. Беседа по вопросам

Анализируя жизнь Татьяны в юности, ее мироощущение. Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?

Как воздействовали на Татьяну прочитанные ею романы Ри чардсона и Руссо? (Они воспитали в ее душе жажду любви Любовь в этих романах изображалась как чувство возвышен ное, чистое, источник великих радостей и великих страда ний и жертв. Татьяна получила из таких романов не только представление о любви как о величайшей радости жизни, не и представление о благородстве женщины, возвышенности и силе ее чувства.)

Как круг чтения характеризует героиню? (Романы ей «заме няли все». Мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, Татьяна все окружающее воспринима ет как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых книг.)

Какой предстает Татьяна во второй – пятой главах романа?

(В Татьяне уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами. Татьяна не полюбила никого из окружавших ее дворян, но Онегин сразу же был замечен и выделен ею.)

Как воспринимает Татьяна Онегина? Каково поведение героини

после встречи с ним? (Татьяна увидела в Онегине именно героя романа. Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо, написанное по-французски, – эхо любовных посланий героинь романов.)

– Какие качества Татьяны раскрываются в ее письме? (Письмо – проникнуто «умом и волею живой» и «сердцем пламенным и нежным» .)

– Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая минута в ее жизни? Каким человеком показан Онегин ? (Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую жизнь Татьяны, оставаясь самы м большим горем в ее жизни. Эти страшные минуты, эту боль Татьяна не забыла и в конце романа: вспоминая первую встречу с Онегиным, она чувствует, что в ней «стынет кровь»)

- Что происходит с Татьяной после отъезда Онегина? Какие чувства она испытывает к нему? Как меняется ее восприятие Онегина? (Происходит переворот в судьбе Татьяны. Она убедилась в своем «оптическом» обмане. Восстанавливая Онегина по «следам», оставшимся в его усадьбе, она поняла, что ее возлюбленный – человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она его принимала.)

- Когда наступает новый этап внутренней жизни Татьяны? (Она поняла, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Этим новым шагом в своем внутреннем развитии Татьяна обязана Онегину. Теперь она лучше понимает его и еще больше любит:

И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,

И об Онегине далеком

Ей сердце громко говорит.)

Через дневниковые записи Онегина героиня узнала о его раздумьях о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открылась душа человека, живущего напряженной жизнью, ищущего правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны, ее безразличие к мелким интересам окружающих ее людей помогли сохранить любовь к Онегину как самое, дорогое чувство. Главным итогом «исследования» Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни.

- Почему Татьяна вышла замуж? (Не надеясь на взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой были «все жребии равны». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.)

Изменилась ли Татьяна? Если да, то в чем? (Строфы.XXVII-XXVIII восьмой главы: «законодательница мод», «рав нодушная княгиня» осталась в глубине души прежней – сер дечной, искренней и простой Татьяной. Ее угнетает обста новка пышной роскоши, среди которой она теперь живет:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад…)

Недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Онегин и няня всегда были в ее памяти. Няня умерла, и Онегин остался единственным дорогим для нее человеком:

А счастье было так возможно,

Так близко, но судьба моя

Уж решена…

Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит?

Работа над строфами XLIV-XLV восьмой главы .

Правильно ли судит Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?

Почему же Онегин и Татьяна не нашли путей друг к другу?

Онегин не исчерпывается книгами, которые он прочел. «Лорда Байрона портрет» и «столбик с куклою чугунной» (Наполеон), конечно, символы веры Онегина, но не боги, которым он поклоняется. Богов у Онегина вообще нет, он слишком скептичен для поклонения и слишком уважает самого себя, чтобы подчинить свою жизнь чужим правилам. Но Татьяна этого не поняла и разуверилась в любви и своем герое.

В то же время Онегин претерпевает новый этап в духовном развитии. Он преображается. В нем не остается ничего от прежнего холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный. Он испытывает впервые настоящее чувство, но оно оборачивается для него драмой.

О чем свидетельствует монолог Татьяны? (О том, что она сохранила прежние душевные качества, она верна своей любви к Онегину, но верна и своему супружескому долгу.)

Что же думает Татьяна о нынешнем Онегине? («Урок Онегину» полон несправедливых замечаний и нелепых предположений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах , общества, обвиняя его в корысти.)

Что для Татьяны любовь Онегина? (Любовь Онегина для нее «малость», «чувство мелкое», а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.)

В чем причина такого непонимания Онегина Татьяной?

(Ее ложное представление о нем порождено светом, тем «утеснительным саном», приемы которого, как заметил Автор, она «скоро приняла»)

VI. Заключительное слово

Образ самой Татьяны свободен от заданности: она и не воплощение пороков и не «совершенства образец». Татьяна – живой человек и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и песнях. Пушкин так исчерпывающе и глубоко создал ее образ, что мы легко можем представить Татьяну в любой жизненной ситуации.

(Примеры: строфы XV, XXXI, XXXVII из третьей главы; строфы XXIII, XXIV из четвертой главы; строфы V, LV из седьмой главы; строфа L из восьмой главы.)

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Как известно, настоящая красота заключается не только во внешней оболочке, которая видима для человеческого глаза, но и в душевном наполнении: чистоте и свежести восприятия окружающего мира, внутренней гармонии.

Именно такой мы видим бессмертную героиню Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин» . Эта загадочная, прекрасная в своей отрешенности от окружающего ее блеска и празднества светской жизни девушка с первых страниц ее появления в романе завоевывает любовь читателя. Девушка не была рабыней аристократического общества, ее сердцу был близок мир простых людей.

Тонкая натура Татьяны

Отраду для своей души Татьяна находила в уединении, в наблюдении за окружающей ее природой дикой глуши. Девушку не всегда понимали окружающие, в сравнении с младшей сестрой Ольгой, ее внутренний мир всегда оставался закрытым и неизведанным для близких людей. Единственным другом Татьяны с ранних детских лет до юности была ее няня, которая чувствовала тонкую натуру девушки. Вместе они читали стихи, рассказы няни о сельской жизни еще больше разжигали в девичьей душе любовь к простоте существования.

Ее большое чистое сердце в первую очередь нуждалось в настоящей искренней любви. Человеком, которому она впервые подарила свои теплые чистые девичьи чувства, оказался Евгений Онегин. Молодой человек, в силу своего неумения разбираться в людях, не смог по достоинству это оценить и не ответил ей взаимностью. Особенно трогательным образ Татьяны становится при написании письма любимому. Ее душа в этот момент переполнена искренним волнением, ведь фактически первый раз в жизни она открывает душу другому человеку. Пренебрежение ее чувств Евгением в какой-то степени сделало ее еще более закрытой, но наша героиня научилась с этим жить.

В дальнейшем, когда мы видим Татьяну уже замужней женщиной, мы не перестаем восхищаться тем, что несмотря на то, что она стала светской дамой, девушка не изменила самой себе. Ее не смогла засосать пучина светских раутов и приемов, и как раньше единственной отдушиной для ее томной души было чтение, созерцание окружающего мира и одиночество. Татьяна смогла пронести сквозь года светлые чувства к Онегину. Когда Евгений второй раз видит Татьяну, в его сердце зарождается любовь к этой сильной красивой женщине. Но разум девушки берет верх над чувствами, помня о эгоизме и изменчивом характере Онегина, она отвергает его любовь. Из-за своего душевного благородство она не смогла предать мужчину, которому перед алтарем клялась в верности до смерти. Здесь мы видим, что Татьяна, сама пережив неимоверные страдания, не желает, чтоб подобное переживал ее муж.

Образ Татьяны - образ сильной женщины

Образ Татьяны - это образ сильной и возвышенной женщины, правдивой, честной, не способной на измену ни окружающих людей, ни самой себе.

Героиня Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» олицетворяет собой образ всех русских женщин - честных, благородных, с колоссальным внутренним миром. Женщин, которые умеют безвозмездно любить и с огромной глубинной чувств переживать трагедии. Образ Татьяны наполнил роман насыщенными эмоциями и непревзойденной душевной глубиной, что так характерно золотому веку русской литературной классики.

Онегину и Ленскому, воспитанием и культурой оторванным от народа, Пушкин противопоставляет Татьяну Ларину. Татьяна для Пушкина - «милый идеал»!

Что же ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?

Прежде всего Татьяна -это цельная натура. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Татьяна в романе Евгений Онегин. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Белинский так разъясняет: «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюблённая, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же». Её нравственные правила тверды и постоянны.

От природы она одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

У Онегина его поступками руководит «резкий, охлаждённый ум», у Ленского -- чувство, у Татьяны - «мятежное воображение» умеряется и направляется «умом и волею живой».

В характере Татьяны есть черты, которые роднят её и с Онегиным, и с Ленским_. JB Онегине Пушкин подчёркивает «неподражательную странность», натура Татьяны поражает своеобразием, самобытностью; Онегин - «нелюдим», живёт «анахоретом» (отшельником)/Татьяна «в семье своей родной казалось девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете.-Разочарованный в светском обществе и в общественно-полититеской жизни, Онегин впадает в хандру и тоску. Неудовлетворённость окружающей средой вызывает и у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и московского, и петербургского дворянского общества.

Но в ней есть черты, сближающие её и с Ленским: мечтательность, любовьк природе, романтическая вера в предчувствия и предназначения.]Подобно Ленскому, который «верил, что душа родная соединиться с ним должна», Татьяна пишет Онегину:

S То в вышнем суждено совете. .. То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом j Свиданья верного с тобой. . .

Но при всём сходстве отдельных черт Татьяна глубже и Онегину и Ленского.

^Привлекают и её нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность^ Есть у Татьяны и ещё огромное преимущество: Татьяна близка к национальной и народной почве. Уже самым именем своей героини, распространённым в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет подчеркнуть близость Татьяны к народной массе. Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи./Через дворовых девушек и особенно через няню она познакомилась с народной поэзией и полюбила её. Татьяна «думает о поселянах», помогает бедным.

Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, сама определить свой жизненный путь."/Татьяна хочет сама избрать себе спутника жизни] Она не выбирет себе в мужья ни Петушкова, ни Буянова или гусара Пыхтина; она мечтает о таком человеке, который внёс бы в её жизнь высокое содержание, был бы похож на героев её любимых романов. Такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине.

"Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не ответил на её любовь. Мечты Татьяны о счастье рухнули! [Её любовь принесла ей одни страдания^

1-Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала.

Через три года Татьяна вновь встретилась с Онегиным. К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней, всеобщее уважение и преклонение встречает она в «высшем свете». Но как она относится к роскоши, её окружающей, к своим успехам в свете?

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать

Я рада Всю эту ветошь маскарада.

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище. .

Этими предельно искренними словами выражает Татьяна всё своё презрение к пошлости светского общества, к праздной и пустой его жизни.

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным ещё полнее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность.)

Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина, но трагедия её иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность» (по выражению Герцена). Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной душой.

Пушкин подробно рассказывает о тех условиях, под влиянием которых сформировался характер Татьяны." Юна разделила увлечение дворянской интеллигенции модной в то время западноевропейской сентиментальной и романтической литературой! Но чтение этой литературы не оторвало её от родной почвы, так как гораздо сильнее были те влияния, которые шли от народа, от деревни, от сельской природы. "Близость к крестьянам, сильное влияние няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна, воспитывали в Татьяне простоту, искренность, твёрдые основы нравственности, верность долгу и демократизм настроений.

Если в Печорине и во многих других героях романов Тургенева мы увидим Онегина последующих десятилетий, то Татьяна Ларина начинает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, верной долгу, ищущей глубоко содержательной жизни. Таковы Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», героини тургеневских романов: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жёны декабристов, воспетые Некрасовым.