Достоевский биография кратко по датам. Биография по датам

1818 , 28 октября (9 ноября) – родился в Орле в дворянской семье. Детство прошло в родовом поместье матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии.

1822–1823 – заграничная поездка всей семьи Тургеневых по маршруту: с. Спасское, Москва, Петербург, Нарва, Рига, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Карлсбад, Аугсбург, Констанц, ... Киев, Орел, Мценск. В Париже Тургеневы прожили полгода.

1827 – Тургеневы переезжают в Москву, где приобретают дом на Самотеке. Ивана Тургенева помещают в пансион Вейденгаммера, где он пробыл около двух лет.

1829 , август – Ивана и Николая Тургенева помещают в пансион Армянского Института.
ноябрь – Иван Тургенев выходит из пансиона и продолжает учебную подготовку с домашними учителями - Погореловым, Дубенским, Клюшниковым.

1833–1837 – учеба в Московском (словесный факультет) и Петербургском (филологическое отделение философского факультета) университетах.

1834 , декабрь – заканчивает работу над поэмой «Стено».

1836 , 19 апреля (1 мая) – присутствует на первом представлении «Ревизора» в Петербурге.
Конец года – представляет на рассмотрение П. А. Плетнева поэму «Стено». После снисходительного отзыва дает ему еще несколько стихотворений.

1837 – посылает А. В. Никитенко свои литературные работы: «Стено», «Повесть старика», «Наш век». Сообщает, что у него имеются три законченные маленькие поэмы: «Штиль на море», «Фантасмагория в летнюю ночь», «Сон» и около ста мелких стихотворений.

1838 , начало апреля – выходит кн. I «Современника», в ней: стихотворение «Вечер» (подпись: «---в»).
15 (27) мая – выехал за границу на пароходе «Николай». На том же пароходе выехала Э.Тютчева, первая жена поэта Ф.И.Тютчева , П. А. Вяземский и Д. Розен.
Начало октября – выходит кн. 4 «Современника», в ней: стихотворение «К Венере Медицейской» (подпись «---въ»).

1838–1841 – обучение в Берлинском университете.

1883 , 22 августа (3 сентября) – умер в Буживале под Парижем, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Служба. Награды. Дом-музей В.М.Шукшина на Алтае. Личная жизнь. Детство. Скончался в период съёмок. Фильмография. Живет такой парень. Памятники В.М. Шукшину. Мария Шукшина. Режиссёрское отделение. Учеба. Шукшин Василий Макарович. Барнаул. Начало карьеры. Кадры из кинофильмов. Семья.

«Стихотворения Яшина» - Стихи Яшина. Вопросы для викторины. План анализа лирического текста. Михаил Михайлович Попов. Молитва матери. Примерный план анализа. Формирование текстовых умений обучающихся. Поэтические тексты для сопоставления. Допишите недостающие слова. Темы для исследовательских работ. Отношение к жизни. Две матери. Вариант вопроса. Образ кота. Брат. Стихотворение «После дождя». Малое количество художественных приёмов.

«А. де Сент-Экзюпери» - Зорко одно лишь сердце. Выход в элементы урока. А. Сент- Экзюпери «Маленький принц». Элементы урока. Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). Выберите высказывание, которое могло бы стать темой урока. «Ищите меня в том, что я пишу…». Два мира детства. Кто тебя выдумал, звёздная страна. Его сочинения даже печатали в школьной газете….

«Краткая биография Шукшина» - Шукшин. Тест. В. М. Шукшин-писатель. Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. Алтай. Всемирная слава. Шукшинские чтения. Фильмы. Евтушенко. Василий Макарович Шукшин. Шукшин-писатель и режиссер. Шукшин-режиссер и актер. Из биографии. В Сростках.

«Биография Шевченко» - Стихи. Сын бедного украинского крестьянина. Песни. Виртуальная выставка. Традиции русской и украинской литературы. Ведущая черта поэзии. Цветут сады. Национальный университет в Киеве. Невесело на свете жить. Памятник. Дар певца. Обрыв высокий. Образы. Шевченко. Катерина. Жуковский. Тарас Шевченко. Самородное слово. История моей жизни. Из фонда ОУНБ. Портрет.

«Солнце с белыми лучами» - Отец изучает незнакомца. Таинственный новосёл. Соседи. Бабушка опустилась на траву. Солнце с белыми лучами. Ромашка из бабушкиного детства. Пригорки. Цветок из моего детства. Выросший за домом странный цветок. Солнце с белыми цветами. Бабушка. Белое колесико. Отец вернулся с работы. Мы виноваты перед вами, дети. Странный цветок.

Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты.

Личности и творчеству Федора Михайловича Достоевского посвящено бесконечное множество всевозможных исследований, которое с каждым годом пополняется все новыми работами. Им несть числа, ибо бесконечен Достоевский, беспределен и его художественный мир. «Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чуждой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, - и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным». (Стефан Цвейг).

И все же есть несколько строк, которые смогут объяснить судьбу Достоевского гораздо полнее даже самой обстоятельной его биографии. Строки эти принадлежат другому большому художнику и посвящены еще одному Поэту: «… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; и мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказания мира Нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Книга Пророка Исайи. Гл. 53: 2-5).

Достоевский не производил никакого внешнего впечатления. Он был незаметен, невзрачен и угрюм. Н. Н. Страхов отмечал, что Достоевский, «несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза, имел вид совершенно солдатский, то есть простонародные черты лица». По свидетельству В. В. Тимофеевой, «это был очень бледный - землистой, болезненной бледностью - немолодой, очень усталый или больной человек, с мрачным, изнуренным лицом, покрытым, как сеткой, какими-то необыкновенно выразительными тенями от напряженно сдержанного движения мускулов».

Подобным образом описывали Достоевского и другие современники: «Он вспоминается мне невысоким, тщедушным, с лицом бледным, напряженно-сосредоточенным и неприветливым, с живыми, проницательными, чернеющими, как угольки, глазами; все обличье его являло что-то нервное и болезненное.

Рядом с красивым, величавым старцем Тургеневым Достоевский казался маленьким и невзрачным». (Граф Д. Олсуфьев). «На эстраду вышел небольшой сухонький мужичок, мужичок захудалый, из захудалой белорусской деревушки. Мужичок зачем-то был наряжен в длинный черный сюртук. Сильно поредевшие, но не поседевшие волосы аккуратно причесаны над высоким выпуклым лбом. Жиденькая бородка, жиденькие усы, сухое угловатое лицо». (В. А. Поссе).

Незначительная и даже отталкивающая внешность Достоевского усугублялась его не всегда понятным современникам болезненным поведением. Внутренние мотивы его «эксцентрических» поступков никому не были интересны; все отмечали лишь их внешний «взрывной» эффект, который очень скоро принес ему сомнительную славу безумца и юродивого.

Как только не называли его современники: «больной», «сумасшедший», «злобный», «одичавшая собака», «юродивый мистик». Характерно, что некоторые из подобных характеристик относятся и ко времени общественного признания Достоевского. Когда одни называли его пророком, другие восклицали с недоумением: «Достоевский - совсем сумасшедший. Бог знает какой мистицизм несет».

На всем протяжении своего творческого пути Достоевскому приходилось слышать критические отзывы, напрочь отрицавшие его талант. С его восприимчивостью больно было прочесть, что его произведения - это «бред юродивого мистика». Но еще больней было знать, что подобные оценки его творчества принадлежат и его бывшим друзьям, некогда признавшим его талант, его судьбу. Простоватый И. И. Панаев никогда не был разборчив в формулировках и разил наверняка: «…Кумирчик наш стал совсем заговариваться и вскоре был низвергнут нами с пьедестала и совсем забыт. Бедный!.. мы погубили его, мы сделали его смешным». Н. А. Некрасов искренне был уверен: «Достоевский вышел весь. Ему не написать больше ничего значительного».

Достоевского не сломали подобные отзывы, насмешки и оскорбления заклятых «друзей» и оппонентов. Как не сломали его каторга, многочисленные лишения и болезни. Более того, он неоднократно признавался в том, что его творчество неотделимо от его страданий, что именно им он обязан своими прозрениями. Характерно, что его morbus sacer никогда не подвергалась лечению; он не скрывал, а культивировал ее.

Что же помогло ему выстоять там, где ломались его более здоровые и менее восприимчивые современники (как, например, С. Ф. Дуров, вышедший из «мертвого дома» вместе с ним, но не возрожденным, а конченым человеком)?

Чувство пророческой судьбы. Это чувство зародилось в его душе довольно рано. В черновых набросках к «Житию великого грешника» он признавался: «Опасная и чрезвычайная мысль, что он будущий человек необыкновенный, охватила его еще в детстве». Подтачиваемое неизбежными сомнениями это чувство окончательно укоренилось в нем во время его блистательного литературного дебюта и более не покидало его никогда. Оно помогло выжить в каторге, безропотно сносить многочисленные страдания и, главное, постоянно стремиться к высшим достижениям, к выражению своих идеалов.

Он дорожил своим чувством пророческой судьбы. Достоевский боялся признаться в нем окружающим - давали о себе знать глубокие душевные раны, нанесенные ему «друзьями» времен его дебюта, - но выражать его скрыто посредством чтения чужих текстов он мог себе позволить. Он часто декламировал вдохновенного пушкинского «Пророка» и любил читать волнующие строки Огарева:

Порой среди ночного бденья,
Глухого полный вдохновенья,
Я в старой Библии гадал
И только жаждал и мечтал,
Чтоб вышли мне по воле рока -
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка.

Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты. «Тургенев … бросился меня обнимать со слезами, Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. «Вы гений, вы более чем гений!» - говорили они мне оба». Очарование пушкинской речи, впрочем, очень скоро рассеялось и уступило место потоку новых критических уколов в адрес Достоевского.

И только похороны писателя стали подлинным общенациональным признанием его пророческой стези. Они удивили многих: и соратников, и противников. «Похороны талантливого писателя как-то неожиданно превратились в похороны пророка», - недоумевал их очевидец В. К. Петерсен.

Посмертная мировая слава Достоевского лишь утвердила за ним право называться пророком, выразителем общечеловеческой боли, призванного не «судить Божью тварь», а свидетельствовать о человеке перед Богом, способного за человеческими страстями видеть страстотерпие. Знаменательно, что позднее, размышляя над судьбой Достоевского, Томас Манн выразил значение этой судьбы словами, смысл которых удивительно напоминал известное высказывание Исайи о пророческой стезе.

Он отмечал, что гений Достоевского теснейшим образом связан с его болезнью: «… его психологическое ясновидение, его знание душевного мира преступника, того, что Апокалипсис называет «сатанинскими глубинами», и прежде всего его способность создать ощущение некой таинственной вины, которая как бы является фоном существования его порою чудовищных персонажей, - все это непосредственным образом связано с его недугом… Болезнь!..

Целая орда, целое поколение восприимчивых и несокрушимо здоровых юнцов набрасывается на создание больного гения, того, чья болезнь переросла в гениальность, восхищается им, восхваляет его, уносит с собой, делает достоянием культуры, которая жива не единым домашним хлебом здоровья.

И все они будут клясться именем великого безумца, они, которые теперь благодаря его безумию уже избавлены от необходимости быть безумными. Они, цветущие здоровьем, будут питаться его безумием, и в них он будет здоровым. Другими словами: иные взлеты души и познания невозможны без болезни, безумия, духовного «преступления», и великие безумцы суть жертвы человечества, распятые во имя его возвышения, роста его чувств и познаний, короче говоря - во имя высшего его здоровья».

Но еще более характерно свидетельство о Достоевском как о Христовом пророке, принадлежащее такому отчаянному богоборцу, каким был Фридрих Ницше. Последний сравнивал художественный мир Достоевского с миром Евангелий, и отмечал, что в новое время Христос возможен только в мире Достоевского. В черновом отрывке к своему эссе «Der Antichrist», озаглавленном «Иисус: Достоевский» он высказался не без потаенной боли: «Я знаю только одного психолога, который жил в мире, где возможно христианство, где Христос может возникать ежемгновенно… Это Достоевский».

1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.

1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.

1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.

1760 (?)

1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».

1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.

Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.

Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».

1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».

1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».

1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».

1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».

1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».

1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.

1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.

1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.

1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.

1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».

1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.

1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.

1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.

Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.

1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».

1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.

1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.

1786 - создание повести «Каллисфен».

Июнь - путешествие в Австрию.

1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».

Август - возвращение в Россию.

1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».

1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.

1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.

1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского, великого писателяXIXвека, отличается своей самобытностью и уникальностью. Специально для тех, кто интересуется судьбой этого классика литературы, была составлена хронологическая таблица Достоевского, с помощью которой можно доступно и кратко ознакомиться с событиями, происходившими в его жизни. Данный материал подойдёт как учащимся, так и простым ценителям литературы. Используя этот источник, вы изучите полную биографию Достоевского по датам. Здесь вы откроете для себя малоизвестные факты,которые станут изюминкой вашего доклада или реферата. Но основным событиям и произведениям Ф.М.Достоевского в хронологической таблице, разумеется, отведена главная роль.

1834-1837 – Учёба братьев Фёдора и Михаила Достоевских в пансионе Л. И. Чермака.

1837, зима – Смерть матери Достоевского.

1839, начало лета – Смерть отца Достоевского.

1844, июнь-июль – В 6-ой и 7-ой книгах "Репертуара и Пантеона" напечатана повесть О.де Бальзака "Евгения Гранде" в переводе Достоевского.

1845, конец – Написан рассказ "Двойник".

1847, весна – Достоевский становится постоянным членом кружка петрашевцев.

1848 – Написан роман "Белые ночи".

1849 – Написан роман "Неточка Незванова".

1854, осень – Знакомство Достоевского с областным прокурором А. Е. Врангелем.

1859, 2-ая половина декабря – Возвращение Достоевского из ссылки в Петербург.

1859 – Завершены "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели".

1860 – Написан роман "Записки из Мёртвого дома";

в Москве выходит первое собрание сочинений Достоевского в 2-х томах, изданное П.А.Основским.

знакомство с А. П. Сусловой.

1862, лето – Поездка Достоевского в Европу.

1863 – Выпущен цикл "Зимние заметки о летних впечатлениях".

1864 – Написаны "Записки из подполья".

1867-1868 – Достоевский с женой проводят за границей.

1867 – В Женеве умирает трёхмесячная дочь Достоевских София;

написан роман "Преступление и наказание".

1868 – В журнале "Русский вестник" опубликован роман "Идиот".

1870 – Написана повесть "Вечный муж".

1872 – Завершено написание романа "Бесы".

1873-1874 – Достоевский является редактором еженедельника "Гражданин", из которого широкому читателю становится известно о "Дневнике писателя".

1875, 12 августа – У Достоевских рождается сын Алексей, который умирает через три года от эпилепсии.

1877, 2 декабря – Достоевского избирают членом-корреспондентом Академии наук отделения русского языка и словесности.

1880 – Закончено написание романа "Братья Карамазовы".

1881, 1 февраля (9 февраля) – Погребение писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Самые популярные материалы февраля для вашего класса.