Влияние разнообразных видов искусства на жизнь человека музыка. Колоссальное влияние искусства на эмоциональную сферу Как влияет искусство на мою жизнь немецкий

ради выполнения чуда единства». Исходя из этого постулата, можно говорить о том, что искусство, ниспослано человечеству свыше. Следовательно имеет на нас,людей, очень сильное влияние.

Начнем с архитектуры. Этот вид искусства имеет дело со строительством форм. И, если сопоставлять различные виды искусства с различными структурами, из которых состоит человек, а именно тело физическое, астральное, ментальное и т. д., то архитектура воздействует на физическое тело человека. Ведь физическое тело – это основа для существования на Земле, а здания, окружающие нас, это то место, где человек проводит, особенно в наш урбанистический век, основную часть своей жизни. И как пишет М. Гендель: любое архитектурное сооружение, от мельчайшей клетки, до самого Бога, базируется на космическом законе и строится по предустановленным образам, а всякое отклонение от плана приводит к уродству и оказывает тот же результат, какой оказывает фальшивая нота в музыкальном аккорде. Очень часто архитектуру сравнивают с застывшей музыкой.

Второй формой искусства, о которой стоит вспомнить, является скульптура, которая определяет контуры форм. Её можно сопоставить с эфирным телом человека, которое отвечает за гармоничность любых форм физического тела.

Скульптуру можно назвать музыкой плененной.

Живопись можно назвать третьим видом искусства, данным человечеству. Интерес к ней связан со стремлением воспроизводить яркие, воздействующие на эмоции, картины и или образы. А значит, сопоставляя с одной из структур человека, живопись связана с астральным телом, состоящим из эмоций,чувств и желаний. Живопись можно сравнить с музыкой, борющейся за освобождение.

Теперь обратимся к музыке. Именно музыка отражает по утверждению М.Генделя тональные выражения наивысшей способности , как Бога, так и человека - их воли. Человечество восприняло архитектуру, скульптуру и живопись так, что эти виды искусства стали частью его природы. Но именно благодаря собственной человеческой силе воли музыкант в состоянии воспринимать и до некоторой степени воспроизводить тоны, выражаемые волей Бога.

Говоря о воздействии на человека музыки Ф. Ницше писал: «дайте мне возможность писать для нации музыку, и мне будет всё равно,кто составляет её законы». Термин «музыкант» в данном контексте относится не к заурядному певцу или исполнителю музыки, а к таким мастерам, создателям музыки, как Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шопен, Глинка и другие того же класса. Говоря о музыке её можно назвать свободным парящим выражением звуков.

Пифагор утверждал,что мир появился из хаоса, благодаря звуку или гармонии и создавался по принципам музыкальной пропорции: 7 планет, которые управляют судьбами смертных, совершают гармоничное движение, причем расстояния между ними соответствуют музыкальным интервалам, в результате они издают настолько гармоничные звуки, что из них слагается самая благозвучная мелодия, которую человек не слышит только из-за величия звуков, не воспринимаемых его слухом.

Солнечная система – это единый музыкальный инструмент. Как существует двенадцать полутонов в хроматической гамме, так и на небе существуют двенадцать знаков зодиака, и как мы имеем семь белых клавиш рояля, так мы имеем семь планет. Знаки зодиака можно уподобить деке космической арфы, а семь планет струнам. Стало быть, они по-разному влияют на род человеческий. «Нет ни малейшей сферы, зримой нами, что при движении ни пела бы как ангел» - писал Шекспир.

В нашей земной жизни мы настолько погружены в шумы и звуки нашего ограниченного окружения, что неспособны, слышать музыку движущихся сфер. Однако настоящий музыкант сознательно или бессознательно может настроиться и услышать сонату или симфонию как единственный радужный аккорд, который он позднее обращает в музыкальную композицию высочайшей гармонии, изящества и красоты.

Музыка состоит из трех главных элементов, а именно: из мелодии, гармонии и ритма. Мелодия состоит из последовательности гармонических звуков, воспринимаемых слуховыми нервами, связанными с мозгом – физическим органом, который соприкасается с умом. Поэтому именно через ментальное тело, состоящее из мыслей, не обличенных формой и идей неокрашенных эмоциями, Дух человека может чувствовать создаваемую на физическом плане мелодию.

Слабоумный или сумасшедший не отзывается на мелодию.

Гармония состоит из приятного сочетания тонов и связана с чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции являются выражением астрального тела и, потому гармонию может действовать и на человека и на животных, так как и те и другие имеют астральные тела. Ритм – это размеренное и уравновешенное движение,выражающееся жизненной силой, которая обеспечивает жестикуляцию и другие физические движения. За выработку и распределение жизненной силы отвечает эфирное тело, которое связано с поглощением и трансформацией солнечной энергии. Растения имеют эфирное тело и потому чувствительны к ритму.

В музыке между мелодией и ритмом находится гармония, которая может либо подниматься и сливаться с гармонией чистой мысли, мелодией, либо пускаться и смешиваться с чисто активным движением - импульсом. Если чисто мелодический элемент, несущий в себе волевую вибрацию Духа музыки, отсутствует в композиции, то нет и контроля за астральным и физическими телами; тогда желания буйствуют и забирают власть, а поскольку нет управления разума, то человек становится неуправляемой эмоционально-чувственной импульсивной машиной.

Музыкальные инструменты, сделанные человеком выражают определенную фазу его внутренней природы. Духовые инструменты относятся к мелодии – воле, интеллекту, мышлению, - и дух или тон,который они несут, легко запоминается. Струнные инструменты относятся к гармонии – эмоциям, воображению, сердцу – и пробуждают чувства радости, счастья, удовольствия, боли, грусти, тоски и сожаления. Ударные инструменты относятся к ритму – движению, мускулам - и пробуждают у слушателей желание действовать: маршировать, танцевать, стучать ногами в ритм.

Из этого можно сделать вывод, что если человек сознательно захочет развивать свой дух, разум, то он должен обратиться к музыке, в которой основа – мелодия, с преобладанием в ней духовых инструментов. Если человек хочет повлиять на своё эмоциональное состояние , то ему необходимо слушать музыку, в которой основа – гармония, с доминантой в виде струнных инструментов. И, соответственно, если надо развить физическое тело, то в основе должны быть ударные.

Сам человек представляет собой настоящий тройной инструмент, поэтому необходимо помнить,что акцент на любом из вышеперечисленных музыкальных составляющих может оказаться для эмоциональной и интеллектуальной сферы жизни индивидуума губительным. Рёскин писал: «…музыка, будучи здоровой, является наставницей совершенного порядка и спутницей течения небесных сфер; в своей же извращенности она – наставница, но совершенного беспорядка и непослушания».

23Фев

Неотъемлемой составляющей нашей культуры является искусство. Благодаря музыке, живописи и литературе мы не только познаем что-то новое, получая эмоциональное удовольствие, но и начинаем совершенствоваться развивая свой внутренний духовный мир. Все давно знают, на что способно искусство — оно может творить чудеса! И этому есть множество подтверждений.

Еще с самых древних времен люди знали о том, что искусство можно использовать в лечебных целях. На сегодняшний день в медицине широко применяется музыка в лечении психологических заболеваний. Она способна пробудить в человеке новые чувства и умиротворить его.

Музыку можно применять не только при лечении, но и при образовании. Есть множество композиций, прослушивая которые у человека появляются способности к изучению таких точных наук как: математика, физика, иностранные языки и тд. Классическая музыка способна открыть в человеке чувство спокойствия и расслабленности. В таком состоянии изучение чему-то новому, восприятие и запоминание информации происходит намного лучше.

Однако музыка, это всего часть искусства. Большую роль в нашей жизни также играет мир красок. Мы это можем увидеть на Art of Russia http://artofrussia.ru/ , где отлично показано, как изобразительное искусство способно хорошо влиять на человека. Оно помогает проявить новые эмоции, побуждает к творчеству, успокаивает нервную систему, а также способно заряжать новой жизненной энергией.

В медицинской практике широко применят изобразительной искусство в лечебных целях. Создаются специальные мероприятия, где люди могут выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания в творчестве.

Независимо от того, будем ли мы слушать превосходную музыку, смотреть на изящную картину, или восхищаться другим произведением искусства — в любом случае мы сможем найти в нем то, что будет необходимо нам и нашей душе в минуты радости или невзгод.

  • Каткова Дарья Сергеевна , студент
  • Педагогический институт имени В.Г. Белинского, Пензенский государственный университет
  • ИСКУССТВО
  • ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  • НРАВСТВЕННОСТЬ
  • ВОЗВЫШЕННОСТЬ ЧУВСТВ

Данная статья поможет разобраться в том, как искусство воздействует на психологию человека. Я постараюсь рассказать о положительном влиянии искусства на духовную культуру человека,и в этом мне поможет собственное исследование. Проведённое анкетирование покажет, как смотрит на искусство современная молодёжь и какие ответы даёт на основные вопросы моей статьи.

  • Схемы, предрассудки и самосбывающееся пророчество: значение разнообразия, включения и представления
  • Когнитивная природа автономной сенсорной меридиональной реакции
  • Влияние стрессовых ситуаций на качество профессиональной деятельности
  • Эмоциональная и эмотивная компетентность личности: язык эмоций и эмоции в языке

Наверное, каждому человеку приходилось замечать быстротечность жизни: дни сменяются неделями, недели - месяцами, месяцы - годами. Из-за сложного рабочего графика, трудной учёбы, мы постоянно находимся в состоянии усталости, сонливости, апатии. После тяжёлого рабочего ритма, мы стремимся скорее вернуться домой, укрыться одеялом, и в тихом спокойствии провести свой остаток дня. Казалось бы, ничего страшного в этих действиях нет, ведь так поступает большая часть людей, а значит это привычный образ жизни, который ни у кого сейчас не вызывает удивления.

Всё так. Но есть большая особенность такого образа жизни: мы перестаём замечать важные для нас моменты, моменты, которые пробуждают в нас духовную чистоту, возвышенность чувств, неравнодушие к прекрасному миру. Это то самое, без чего человек не может существовать,- это его корень, начало, дающее развитие другим сторонам его личности. Именно поэтому, известный французский писатель Клод Адриан Гельвеций говорил: «Задача искусства - волновать сердца».

В своей статье я хочу донести до читателей то, насколько велика роль искусства в нашей жизни, каково её воздействие на духовное и психологическое развитие человека; каково наше внутреннее состояние, после похода в театр, музей, в картинную галерею, после прослушивания классической музыки. Для этого я проведу небольшой опрос, из которого мы выясним роль искусства для каждого из нас, каково его влияние на внутренний мир человека. Но для начала мы ознакомимся с разными трактовками понятия искусства и выделим для себя что-то значимое.

Итак, на данный момент имеется множество определений искусства:

  1. Искусством называется специфический вид духовного отражения и освоения действительности. В течение многих лет исследователи искусства далее еще добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Сам факт существования цели у искусства является спорным. Понятие красоты - относительным. В связи с этим эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях .
  2. Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности .
  3. Искусство - это форма чувственного познания мира. Выделяют три метода человеческого познания: рациональный (основывается на мышлении); чувственный (основывается на эмоциях), иррациональный (основывается на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, обозначающих символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три. Каждая из этих сфер имеет свои преобладающие области: наука - рациональную, искусство - чувственную, религия - интуитивную .
  4. Искусство - это область проявления творческих способностей человека .
  5. Искусство - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему определенное удовольствие, наслаждение .

Искусство очень многогранно, также, как и душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, желание понять смысл жизни и человеческого бытия, концентрация творческих сил человека .

Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского .

Искусство - это всё то, что окружает нас в повседневной жизни, всё то, что приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, то, что звучит на эстраде, в аудиозаписях .

Итак, мы рассмотрели разные интерпретации понятия искусства. Очевидно, это очень многогранное понятие, включающее в себя разные аспекты, но во всех этих понятиях есть объединяющее начало, которое так или иначе лежит в основе каждого искусства, - это возвышенность чувств, отрешённость от земного, восприятие мира в его глубочайшем смысле. Я считаю, что каждый ценитель искусства испытывает на себе эти прекрасные ощущения, а потому он уже не может жить без них,- это для него как воздух. Он жаждет вновь и вновь соприкоснуться с высоким, почувствовать себя счастливым рядом с великим творением искусства.

Как автор этой статьи, я считаю своей обязанностью рассказать читателям, что же для меня означает понятие искусство. По характеру, я являюсь скромным, мечтательным и восприимчивым человеком. Я всегда очень чутко отношусь к каким-либо событиям, а потому бываю чересчур ранима. Но, по моему мнению, благодаря своей эмоциональности, я становлюсь ближе к духовной культуре, ко всем видам её проявления. Моё сердце способно взбудоражить работа любого талантливого человека, который отдается своему творчеству всецело, оставляет кусочек себя, тем самым находя глубокую отдачу со стороны зрителя. Так, известный французский писатель Андре Жид в своей книге «Изабель» говорит об искусстве: «Искусство - это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше» .Эти слова вызывают восхищение своей правдивостью, ведь на самом деле, огромная роль лежит на мастере, на том, кто создаёт творение, находясь в непосредственном общении с Богом. Это действительно дар, который даётся человеку свыше.

Итак, теперь мне бы хотелось представить результаты моего опроса, но, прежде чем это сделать, я хочу пояснить: большей частью, опрошенных мною, была женская аудитория, которая, на мой взгляд, ближе к искусству, в силу своего чуткого восприятия, эмоциональности и нежности. Женщина как тот цветок, который распускается и озаряет всех своей красотой при виде прекрасного, а этим прекрасным является искусство.

В анкетировании принимали участие и мужчины, но их гораздо меньше. Всего я опросила 40 человек, из которых 30 девушек и 10 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Остановимся поподробнее на каждом вопросе. Первый звучал так: «Считаете ли вы, что искусство благотворно влияет на человека?» Абсолютно каждый человек ответил положительно, что, признаюсь, меня очень порадовало. Задавая второй вопрос, я хотела узнать, какой вид искусства мои знакомые предпочитают больше всего. Ответы были разные: многие отвечали, что любят музыку, театр, музей, живопись; кто-то предлагал свои варианты, например, кино, фото, литература и даже балет. Из этого вопроса я сделала для себя вывод, что современная молодёжь увлекается всеми видами искусства, начиная с музыки и заканчивая балетом. Это, на самом деле, здорово. Третий вопрос звучал так: «Как часто вы испытываете на себе влияние «катарсиса»? Большая часть опрошенных остановилась на ответе: 2 раза в месяц, кто-то ответил, что более, мужская половина оказалась менее активной в этом отношении. Но не стоит спешить с выводами, потому что именно юноши оказались активнее в своих высказываниях: они предлагали свои ответы, если не находили для себя близкого в представленных вариантах. Так, юноша 21 года на третий вопрос ответил так: «Я считаю, что великие творения повсюду, куда не посмотришь, везде искусство и красота. И при виде всего этого невольно ощущаешь катарсис». Признаюсь, этот ответ меня настолько удивил, что я поняла, как много я ещё не знаю об этом человеке.

Четвёртый вопрос звучал так: «Что, по вашему мнению, способствует сильному воздействию на человека явлений искусства?» Большая часть ответила, что этому способствует наличие таких черт характера, как меланхоличность, сентиментальность. Другие посчитали, что этому способствует актёрское мастерство. Кто-то объяснил это настроенностью человека в определённый период времени. Многие предлагали свои варианты, а именно: желание совершенствоваться, быть просвещённым и духовно богатым человеком. Очень интересные и яркие ответы были представлены моему вниманию.

В пятом вопросе я желала узнать, какие чувства пробуждает искусство у моих знакомых. Так, большинство отвечали, что они, после похода в театр или музей, становятся спокойными и счастливыми, что избавляет их от повседневных проблем. Немалое количество ответило, что искусство способствует развитию нравственных качеств, таких как любовь к окружающим, стремление творить добро, в чём я полностью с ними солидарна.

И последний вопрос был связан с желанием узнать, только ли в жизни моих знакомых есть место искусству, или их ближайшее окружение также неравнодушно к высокому. Ответы были положительными: почти все отвечали, что посещают культурные заведения вместе со своими родителями, бабушками, друзьями. Некоторых творчество сопровождает с детства, так как мама и папа являются художниками или музыкантами, что, на мой взгляд, очень здорово. Если человек с пелёнок находится во взаимодействии с творчеством, скорее всего, он пронесёт это через всю жизнь.

Какой вывод можно сделать по результатам проведённого анкетирования? На мой взгляд, вывод однозначен: несмотря на век массовой информации, в котором можно осуществить все желания, не выходя за дверь своей квартиры, молодое поколение всё же стремится соприкоснуться с настоящим, подлинным искусством, ощутить в себе духовное и нравственное начало.

Свою статью я хочу окончить словами известного французского философа Жан Мари Гюйо: «Самая возвышенная цель искусства - заставлять биться человеческое сердце, и так как сердце - центр жизни, искусство должно постоянно находиться в теснейшей связи со всей моральной и материальной жизнью человечества».

Список литературы

  1. URL: http://studbooks.net/575213/kulturologiya/ponyatie_iskusstve
  2. URL: http://modernlib.ru/books/zhid_andre/izabel/read/

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА Руководитель проекта: Рыкалова Н. Н. — презентация

Презентация на тему: » ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА Руководитель проекта: Рыкалова Н. Н.» - Транскрипт:

1 ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА Руководитель проекта: Рыкалова Н. Н.

2 Паспорт проектной работы Название проекта: « Влияние искусства на человека » Руководитель проекта: Рыкалова Наталья Николаевна Консультант (ы) проекта: Ф. И. О. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: психология Учебные дисциплины близкие к теме: история, мировая художественная культура, обществознание Возраст учащихся, на который рассчитан проект: лет Состав проектной группы: Ф. И. О. Тип проекта: творческий, индивидуальный, информационный Заказчик проекта: гимназия 1565 « Свиблово » Предполагаемые продукты проекта: демонстрационный стенд Цель проекта Определить, как влияют разные виды искусства на человека, на его психологическое состояние, настроение, поведение.

3 Задачи проекта Разъяснить значение термина искусство и определить цели искусства Определить, как влияют неизобразительные виды искусства на человека Определить, как влияют зрелищные виды искусства на человека Определить, как влияют изобразительные виды искусства на человека Вопросы проекта Что такое искусство? Какие разновидности искусства существуют? Какие цели несёт искусство? Как музыка влияет на человека? Как влияет литература на человека? Какой вывод можно сделать из влияния музыки и литературы на человека? Как театр влияет на человека? Какой вывод можно сделать из влияния театра на человека? Как влияет изобразительное искусство на человека? Какой вывод можно сделать из влияния изобразительного искусства на человека?

4 Искусство Искусство (от церк.- слав. искусьство (лат. e х perimentum опыт, проба); ст.- слав. искоусъ опыт, реже истязание, пытка) образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

5 Классификация искусства Чаще всего искусство разделяют на неизобразительные (архитектура, литература, музыка, хореография, балет, радиоискусство), зрелищные (театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство) и изобразительные (живопись, графика (рисунок, эстамп), декоративно — прикладное искусство, скульптура, фотоискусство, граффити, комикс, немое кино) По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые). По материалам искусство можно делить на виды, использующие традиционные и современные материалы

6 Цели искусства Немотивированными целями искусства называют такие, которые составляют неотъемлемую часть природы человека, не могут быть сведены к особенностям личности творца и служить какой — либо посторонней, например, утилитарной цели. Те цели, которые автор или создатель намеренно и сознательно ставит пред собой, работая над произведением, далее именуются мотивированными. Нередко искусство рассматривается как атрибут избранных социальных слоев, чуждый другим слоям населения. В этом смысле занятие искусством обычно считают свойственным высшим классам, его ассоциируют с богатством, способностью покупать красивые, но бесполезные вещи и склонностью к роскоши.

7 Неизобразительные виды искусства

8 Влияние музыки Музыка может влиять на человека, как и положительно, так и отрицательно. Её используют для успокоения, в лечебных целях, для достижения внутренней гармонии. Но также музыка может вызвать стресс, привести к ухудшению памяти и ухудшению здоровья.

9 Влияние литературы При чтении литературных произведений он переживает все эмоции героя вместе с ним. Человек полностью поглощается книгой, что приводит его организм к выделению неких гормонов, которые либо поднимают настроение, либо наоборот заставляют переживать вместе с героем.

10 Зрелищные виды искусства

11 Влияние театра Театр положительно влияет на человека. Благодаря походам в театр, у людей вырабатывается гормон радости, который способствует хорошему самочувствию и душевному состоянию.

12 Изобразительные виды искусства

13 Влияние изобразительного искусства Изобразительно искусство очень сильно влияет на настроение человека. Это влияние не только положительное, но и отрицательное. По большей мере, влияние изобразительного искусства, живописи, зависит от того, что нарисовано на картине, какие цвета и тона использует художник.

14 Заключение Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по — другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Источник:
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА Руководитель проекта: Рыкалова Н
Задачи проекта Разъяснить значение термина искусство и определить цели искусства Определить, как влияют неизобразительные виды искусства на человека Определить, как влияют зрелищные виды искусства на человека Определить, как влияют изобразительные виды искусства на человека Вопросы проекта Что такое искусство? Какие разновидности искусства существуют? Какие цели несёт искусство? Как музыка влияет на человека? Как влияет литература на человека? Какой вывод можно сделать из влияния музыки и литературы на человека? Как театр влияет на человека? Какой вывод можно сделать из влияния театра на человека? Как влияет изобразительное искусство на человека? Какой вывод можно сделать из влияния изобразительного искусства на человека?
http://www.myshared.ru/slide/1013663/

Как искусство влияет на душу человека? По В

Как искусство влияет на душу человека? По В. Некрасову

Сочинение по тексту:

Искусство. Оно всегда было связующей нитью человеческой души и реальности. Что, как не искусство, способно передать ужас, страх, жестокость войны. А ведь и правда песни военных лет, произведения, посвященные героям-солдатам, картины, изображающие кровопролитные битвы — все это способно пробудить в нас самые сильные эмоции.

Автор текста В.П.Некрасов, вспоминая битву при Сталинграде, пишет » Я до сих пор помню в ней каждую деталь, каждый завиток клубящегося дыма, и мне вдруг становится совершенно ясно, как бессильно, беспомощно искусство.»

К сожалению, я не могу не согласиться с мнением автора. Несметное множество произведений русских классиков, посвященные всем тяготам и горестям войны, не может не вызвать у человека сильные эмоции. Так, М. А. Шолохов в своем произведении «Судьба человека» чрезвычайно талантливо описал судьбу А. Соколова: «. глаза, словно присыпанные пеплом. «. Писатель ярко показывает все тяготы, которые пережил Андрей: голод, пребывание в плену, потеря семьи.

Размышляя о силе воздействия искусства на душу человека, я вспоминаю произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа Е. Базаров — нигилист, ему не присуща любовь к искусству: «. порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. «. Евгений по своей профессии врач, поэтому его можно понять в том, что он не поддается эмоциям, сохраняет трезвость ума.

Текст В. П. Некрасова:

(1) Город горит. (2)Даже не город, а весь берег на всём охватываемом глазом расстоянии. (З)Трудно даже сказать - пожар ли это. (4)Это что-то большее. (5) Так, вероятно, горит тайга - неделями, месяцами на десятки, сотни километров. (6) Багровое клубящееся небо, чёрный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города. (7)Чёрное и красное. (8)Другого нет. (9)Чёрный город и красное небо. (10) И Волга красная. (11)«Точно кровь»,- мелькает в голове. (12)Пламени почти не видно, только в одном месте, ниже по течению, короткие прыгающие языки. (13)И против нас измятые, точно бумажные цилиндры нефтебаков, опавшие, раздавленные газом. (14)И из них пламя - могучие протуберанцы отрываются и теряются в тяжёлых клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма.

(15)В детстве я любил рассматривать старый английский журнал периода войны четырнадцатого года. (16)У него не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки - большие, на целую страницу: английские томми в окопах, атаки, морские сражения с пенящимися волнами и таранящими друг друга миноносцами, смешные, похожие на этажерки, парящие в воздухе «блерио», «фарманы* и «таубе». (17)Трудно было оторваться.

(18)Но страшнее всего было громадное, на двух средних страницах, до дрожи мрачное изображение горящего от немецких бомбардировок Лувена. (19)Тут были и пламя, и клубы дыма, похожие на вату, и бегущие люди, и разрушенные дома, и прожекторы в зловещем небе. (20)0дним словом, это было до того страшно и пленительно, что перевернуть страницу не было никаких сил. (21)Я бесконечное количество раз перерисовывал эту картинку, раскрашивал цветными карандашами, красками, маленькими мелками и развешивал потом эти картинки по стенам.

(22) Мне казалось, что ничего более страшного и величественного быть не может. (23) Сейчас мне вспоминается эта картинка: она неплохо была исполнена.
(24) Я до сих пор помню в ней каждую деталь, каждый завиток клубящегося дыма, и мне вдруг становится совершенно ясно, как бессильно, беспомощно искусство.
(25) Никакими клубами дыма, никакими лижущими небо языками пламени и зловещими отсветами не передашь того ощущения, которое испытываю я сейчас, сидя на берегу перед горящим Сталинградом.

(По В. П. Некрасову*)

* Виктор Платонович. Некрасов (1911-1987 гг.) - русский писатель, автор произведений о войне.

В современном обществе наметилась четкая тенденция на развитие логики. Сухое логическое мышление необходимо для усвоения информации, продвижения по карьерной лестнице, получения высокого социального статуса. Часто даже в общении с окружающими люди строят диалог исходя из рационального расчета, а это абсолютно не способствует зарождению искренних отношений.

На этом фоне очень недооценивается роль чувств и эмоций. О том, что эмоциональная сфера также нуждается в развитии, многие даже не задумываются. В результате личность получается дисгармоничной. Она твердо стоит на ногах, но внутри чувствует пустоту, делает все правильно, но без души.

Именно из-за того, что люди так мало внимания уделяют своим эмоциям, на улице огромное количество прохожих с «пустыми глазами» и грустными лицами. Мы тщательно «задавливаем» собственные переживания, пытаясь быть рассудительными, реагировать адекватно. Если поступать так постоянно, происходит накопление груза неотреагированных переживаний . Они никуда не деваются, а находят выход через болезни (преимущественно психосоматические), постоянную неудовлетворенность, раздражительность и опустошенность. Исправить столь плачевную ситуацию поможет искусство.

Целебная сила искусства

Искусство – сфера человеческой жизнедеятельности, которая касается «струн души». Рисуя, музицируя, занимаясь лепкой, написанием стихов и прозы, созданием аппликаций и рукоделием, человек дает выход накопившимся переживаниям, страхам, психическому напряжению. Ученые доказали, что люди, систематически занимающиеся творчеством, более стрессоустойчивые, они лучше усваивают новую информацию, имеют более гибкое мышление, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам, находят оптимальные решения в нестандартных ситуациях и замечают прекрасное в повседневных ситуациях, бытовых вещах. Подобный эффект оказывает и пассивное восприятие произведений искусства: прослушивание любимой музыки, просмотр фильмов, чтение книг, восприятие картин.

Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит даже во взрослом возрасте. Его интенсивность напрямую зависит от образа жизни. Система образования, рабочая обстановка практически всецело направлены на развитие левого полушария мозга, поэтому нужно самостоятельно развивать полушарие правое, отвечающее за эмоциональную сферу. Для этого важно заниматься творчеством. Многие говорят, что не умеют рисовать, поэтому нет смысла тратить на это время. Но главное не безупречный результат, а сам процесс творения. Поэтому не стоит себя ограничивать, необходимо найти интересную сферу деятельности и творить, «выливая» накопленный багаж эмоций в творчество.

Эффективные арт-методы, позволяющие быстро избавиться от негативных переживаний:

  1. «Рисовалка».

Возьмите карандаши (ручки либо фломастеры для данной цели не подходят). Из набора уберите все темные оттенки. Затем возьмите лист формата А5 и начните заполнять белое пространство яркими красками. Это позволит отвлечься от негативных мыслей и немного расслабиться.

  1. Гармонизация состояния.

Чтобы гармонизировать работу правого и левого полушария (эмоции и логику), возьмите карандаш либо ручку в две руки и одновременно начинайте рисовать одинаковые символы. Это могут быть геометрические фигуры, орнаменты, простые рисунки. Сначала это сложно будет сделать, но спустя несколько попыток результат улучшиться. Нарисуйте так 5-7 символов. Это позволит стабилизировать состояние и взглянуть на проблемную ситуацию с нового ракурса.