Античные статуи женщин. Древние скульптуры Греции: от куросов до Бельведерского торса

Среди всего многообразия шедевров культурного наследия Древней Греции особое место занимает . В греческих статуях воплощен и воспет при помощи изобразительных средств идеал человека, красота человеческого тела. Однако не только изящество и плавность линий отличает древнегреческие скульптуры - мастерство их авторов настолько велико, что даже в холодном камне они сумели передать всю гамму человеческих эмоций и придать фигурам особый, глубокий смысл, словно вдохнув в них жизнь и наделив каждую той непостижимой загадочностью, которая до сих пор притягивает и не оставляет созерцающего равнодушным.

Как и другие культуры, Древняя Греция переживала различные периоды своего развития, каждый из которых вносил те или иные изменения в процесс формирования всех видов , к коим относится и скульптура. Именно поэтому проследить этапы становления этого вида искусства можно, охарактеризовав вкратце особенности древнегреческой скульптуры Древней Греции в разные периоды её исторического развития.
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI век до н. э.).

Для скульптур данного периода характерны некоторая примитивность самих фигур в силу того, что образы, которые воплощались в них, были слишком обобщены и не отличались разнообразием (куросами называли фигуры юношей, корами - девушек). Самой известной скульптурой из нескольких десятков, дошедших до нашего времени, считается статуя Аполлона из Теней, выполненная из мрамора (сам Аполлон предстает перед нами юношей с опущенными руками со сжатыми в кулаки пальцами и широко раскрытыми глазами, а в его лице нашла отражение типичная для скульптур того времени архаическая улыбка). Образы девушек и женщин отличали длинные одежды, волнистые волосы, но более всего в них привлекали плавность и изящность линий - воплощение женской грации.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV век до н. э.).
Одной из выдающихся фигур среди скульпторов этого периода можно назвать Пифагора Регийского (480 -450гг.). Именно он придал своим творениям жизни и сделал их более реалистичными, хотя некоторые его работы и считались новаторскими и чересчур смелыми (например, статуя под названием Мальчик, вынимающий занозу). Необыкновенный талант и живость ума позволили ему заняться исследованиями смысла гармонии при помощи алгебраических методов расчета, которые он проводил на базе основанной им же самим философско - математической школы. Используя такие методы, Пифагор исследовал гармонии различной природы: музыкальную гармонию, гармонию человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорова школа существовала по принципу числа, которое считалось основой всего мира.

Кроме Пифагора классический период дал мировой культуре таких именитых мастеров, как Мирон, Поликлет и Фидий, творения которых объединял один принцип: отображение гармоничного сочетания идеального тела и заключенной в нем не менее прекрасной души. Именно этот принцип и лег в основу создания скульптур того времени.
Работы Мирона оказали большое влияние на образовательное искусство V века в Афинах (достаточно упомянуть его знаменитый бронзовый Дискобол).

В творениях Поликлета воплотилось мастерство которого состояло в умении придать равновесие фигуре человека,стоящего на одной ноге с поднятой вверх рукой(примером может служить статуя Дорифора-юноши-копьеносца). В своих работах Поликлет стремился сочетать идеальные физические данные с красотой и духовностью. Это стремление вдохновило его на написание и издание собственного трактата Канон, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Фидия можно по праву назвать великим творцом скульптуры V века, ведь он сумел в совершенстве овладеть искусством литья из бронзы. 13 скульптурных фигур, отлитых Фидием, украсили Дельфийский храм Аполлона. К числу его работ относится также двадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне, выполненная из чистого золота и слоновой кости (такая техника исполнения статуй получила название хризо-элефантинной). Настоящая же известность пришла к Фидию после создания им статуи Зевса для храма в Олимпии (ее высота составляла 13 метров).

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I век до н. э.).
Скульптура в данный период развития древнегреческого государства по-прежнему имела основным своим предназначением украшение архитектурных сооружений, хотя в ней находили отражение изменения, происходившие в государственном управлении. Кроме того, в скульптуре, как одном из ведущих видов искусства, возникло множество школ и направлений.
Заметной фигурой среди скульпторов данного периода стал Скопас. Его мастерство воплотилось в эллинистической статуе Ника Самофракийская, так названной, в память о победе Родосского флота в 306 год до нашей эры и установленной на пьедестале, который по конструкции напоминал корабельный нос. Образцами творений скульпторов этой эпохи становились классические образы.

В скульптуре эллинизма четко просматривается так называемая гигантомания (стремление воплотить желаемый образ в статуе огромных размеров): ярким примером тому может служить статуя бога Гелиоса из позолоченной бронзы, которая возвысилась на 32 метра у входа Родосской гавани. Над этой скульптурой двенадцать лет, не покладая рук, работал ученик Лисиппа - Харес. Данное произведение искусства по праву заняло почетное место в списке Чудес Света. После захвата Древней Греции римскими завоевателями многие произведения искусства (в том числе и многотомные собрания императорских библиотек, шедевры живописи и скульптуры) были вывезены за ее пределы, кроме того, в плен были захвачены многие представители из области науки и образования. Таким образом, в культуру Древнего Рима вплелись и оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие элементы культуры греческой.

Разные периоды развития Древней Греции, безусловно, внесли свои коррективы в процесс формирования такого вида изобразительного искусства,

Скульптура древней Греции, как и все античное искусство представляет собой особый образец, эталонное мастерство и своеобразный идеал. Древнегреческое искусство, а в особенности скульптура Древней Греции, оказала очень весомое влияние на развитие мировой культуры. Она явилась тем основанием, на котором позднее выросла европейская цивилизация. Прекрасные статуи греческих скульпторов изготавливались из камня, известняка, бронзы, мрамора, дерева и украшались великолепными изделиями из драгоценных металлов и камней. Их устанавливали на главных площадях городов, на могилах известных греков, в храмах и даже в богатых греческих домах. Основным принципом скульптуры Древней Греции было сочетание красоты и силы, идеализация человека и его тела. Древние греки считали, что в совершенном, идеальном теле может находиться только совершенная душа.

Развитие скульптуры Древней Греции возможно разделить на три существенных этапа. Это архаика - VI-VII век до нашей эры. Классика, которую в свою очередь, можно поделить на периоды ранней - начало V века до нашей эры, высокой классики - это конец V века до нашей эры, и поздней - VI век до нашей эры. И последний этап - эллинизм. Также из описаний древних историков можно понять, что существовала скульптура гомеровской Греции, но до наших времен дошли лишь небольшие статуэтки и сосуды, украшенные росписью. Каждый из этих этапов Греческой культуры обладает своими неповторимыми уникальными чертами.

Архаический период
В этот период древнегреческие художники стремились к созданию идеального образа мужчины и женщины. В скульптуре преобладали фигуры обнаженных юношей-воинов, называемых куросы. Они должны были показать доблесть, физическое здоровье и силу человека, которые приобретались в спортивных состязаниях того времени. Вторым образцом искусства этого периода были коры. Это задрапированные в длинные одежды девушки, в которых выражался идеал женственности и первозданной чистоты. В это время появилась, так называемая, «архаическая улыбка», которая одухотворяла лица статуй.

Выдающимися примерами сохранившихся скульптур архаического периода являются «Курос из Пирея», который украшает сегодня Афинский музей, также «Богиня с гранатом» и «Богиня с зайцем», хранящиеся в Берлинском государственном музее. Довольно известна скульптура братьев Клеобиса и Битона из Аргоса, которые радуют глаз любителей греческого искусства в дельфийском музее.

Во времена архаики также важное место занимает монументальная скульптура, в которой главную роль играет рельеф. Это довольно большие скульптурные композиции, часто отображающие события, описанные в мифах Древней Греции. Например, на фронтоне храма Артемиды были изображены действия, происходящие в известной всем с детства истории о Медузе Горгоне и храбром Персее.

Ранняя классика
С переходом к классическому периоду, неподвижность, можно сказать, статичность архаических скульптур, постепенно сменяется эмоциональными фигурами, запечатленными в движении. Появляется, так называемое, пространственное движение. Позы у фигур пока что простые и естественные, например, девушка, развязывающая сандалию, или бегунья, готовящаяся к старту.
Пожалуй, одной из самых известных статуй того периода является «Дискобол» автора Мирона, который вложил очень весомый вклад в искусство ранней классики Греции. Фигура была отлита из бронзы в 470 году до нашей эры, и изображает спортсмена, готовящегося к броску диска. Его тело идеально и гармонично, и готово в следующую секунду совершить бросок.

Еще одним великим скульптором того времени был Поликлет. Наиболее известно в наши дни его произведение под названием «Дорифор», созданный между 450 и 440 годами до н.э. Это копьеносец, могучий, сдержанный и полный достоинства. Он исполнен внутренней силы и, как бы, показывает стремление греческого народа тех времен к возвышенности, гармонии и покою. До наших дней, к сожалению, не сохранились оригиналы этих скульптур Древней Греции, вылитые в бронзе. Мы можем лишь любоваться их копиями, сделанными из различных материалов.

В начале двадцатого века на дне моря около мыса Артемисион была найдена статуя из бронзы бога Посейдона. Он изображен величественным, грозным, занесшим руку, в которой когда держал трезубец. Эта статуя, как бы знаменует переход из периода ранней классики к высокой.

Высокая классика
Направление высокой классики преследовало двойную цель. С одной стороны, показать всю красоту движения в скульптуре, и, с другой стороны, сочетать внешнюю неподвижность фигуры с внутренним дыханием жизни. Объединения этих двух устремлений в своем творчестве удалось добиться великому скульптору Фидию. Он известен, в частности, тем, что украсил прекрасной скульптурой из мрамора древний Парфенон.

Также он создал великолепный шедевр «Афина Парфенос», который, к сожалению, погиб еще в далекой древности. В национальном музее археологии города Афины можно видеть лишь уменьшенную копию этот статуи.
Великий художник создал еще немало шедевров за свою творческую жизнь. Это и статуя Афины Промахос в Акрополе, которая поражает своими огромными размерами и величием, и, не менее колоссальная, фигура Зевса в храме Олимпии, которая позднее была причислена к одному из удивительных семи чудес света.
С горечью можно признать, что наше видение древнегреческой скульптуры далеко от истины. Оригиналов статуй той эпохи увидеть практически невозможно. Многие из них были разрушены во времена передела средиземноморского мира. И еще одной из причин уничтожения этих величайших памятников искусства стало их разрушение фанатично верующими христианами. Нам остались лишь их копии римских мастеров I-II веков нашей эры и описания древних историков.

Поздняя классика
Во времена, относящиеся к поздней классике, скульптура Древней Греции стала характеризоваться пластикой движений и проработкой самых мелких деталей. Фигуры стали отличаться грацией, гибкостью, начали появляться первые обнаженные женские тела. Одним из ярких образцов этого великолепия является статуя Афродиты Книдской скульптора Праксителя.

Древнеримский писатель Плиний говорил, что эту статую считали самой прекрасной статуей тех времен, и в Книд стекалось множество паломников, желающих ее увидеть. Это первое произведение, в котором Пракситель изобразил обнаженное женское тело. Интересная история этой статуи заключается в том, что скульптур создал две фигуры - обнаженную и одетую. Жители Коса, заказавшие изваяние Афродиты выбрали одетую богиню, побоявшись рискнуть, несмотря на всю красоту этого шедевра. А обнаженную скульптуру приобрели жители города Книд, находящегося в Малой Азии, и благодаря этому, прославились.

Еще одним ярким представителем направления поздней классики был Скопас. Он стремился выражать в своих скульптурах бурные страсти и эмоции. К числу известных его работ относятся статуя Аполлона Кифареда, также Ареса виллы Людовизи, и причисляется скульптура, называемая Ниобиды, умирающие вокруг своей матери.

Период эллинизма
Время эллинизма характеризуется достаточно мощным влиянием востока на все искусство Греции. Не миновала эта участь и скульптура. В величественные позы и возвышенность классики начали проникать чувственность, восточный темперамент и эмоциональность. Художники начали усложнять ракурсы, применять роскошные драпировки. Обнаженная женская красота перестала быть чем-то необычным, кощунственным и вызывающим.

В это время появилось огромное количество различных статуй обнаженной богини Афродиты или Венеры. Одной из самых известнейших статуй доныне остается Венера Милосская, созданная мастером Александром где-то в 120 году до н.э. Все мы привыкли видеть ее изображения без рук, но считается, что изначально одной рукой богиня придерживала свою падающую одежду, а в другой руке она держала яблоко. В ее образе сочетаются и нежность, и сила, и красота физического тела.

Также очень известные статуи этого периода - Афродита Киренская и «Лаокоон и его сыновья». Последнее произведение наполнено сильными эмоциями, драматизмом и необычайной реалистичностью.
Главной темой скульптурного творчества Древней Греции, как видно, был человек. И действительно, человек более нигде так не ценился, как в той самой древнегреческой цивилизации.

С развитием культуры, скульпторы старались передать через свои произведения все больше человеческих чувств и эмоций. Все эти величественные шедевры, созданные десятки сотен лет назад, до сих пор привлекают внимание людей, и действуют на современных любителей искусства завораживающе и невероятно впечатляюще.

Заключение
Трудно выделить какой-то один период развития древнегреческой культуры, и не обнаружить в ней бурного расцвета скульптуры. Этот вид искусства постоянно развивался и совершенствовался, достигнув особой красоты в классическую эпоху, но и после нее не угаснув, все также оставаясь ведущим. Соотносить скульптуру и архитектура древней Греции конечно можно, но лишь в сравнении, отождествлять их недопустимо. Да это и невозможно, ведь скульптура это не монументальное строение, а искусно вылепленный шедевр. Чаще всего античный скульпторы обращались к изображению человека.

В своих работах они особое внимание уделяли позам, наличию движению. Они пытались создавать живые образы, словно бы ни камень перед нами, а живая плоть и кровь. И это у них отлично получались, в основном благодаря ответственному подходу к делу. Знание анатомии и общие представления о человеческом характере позволили древнегреческим мастерам достичь того, что до сих пор не могут постигнуть многие скульпторы современности.

Древние скульптуры Греции сделали вместе с храмами, поэмами Гомера, трагедиями афинских драматургов и комедиографов культуру эллинов великой. Но история пластического искусства Греции не была статичной, а прошла несколько этапов в развитии.

Скульптура Архаики Древней Греции

В темные века греки делали культовые изображения богов из дерева. Они назывались ксоаны . О них известно из сочинений античных писателей, образцы ксоанов не сохранились.

Кроме них в XII-VIII веках греки делали примитивные статуэтки из терракоты, бронзы или слоновой кости. Монументальная скульптура появилась в Греции в начале VII века. Статуи, которые использовались для украшения фризов и фронтонов древних храмов, деланы из камня. Отдельные скульптуры делались из бронзы.

Самые ранние скульптуры Архаики Древней Греции найдены на Крите . Их материал – известняк, и в фигурах чувствуется влияние Востока. Но к этому региону относится бронзовая статуя «Криофор », изображающая юношу с бараном на плечах.

Скульптура архаики древней Греции

Выделяют два основных вида статуй эпохи Архаики – куросы и коры . Курос (переводится с греческого как «юноша») представлял собой стоящего обнаженного юношу. Одна нога статуи выдвигалась вперед. Уголки губ куросов часто делали немного приподнятыми. Это создавало так называемую «архаическую улыбку».

Кора (переводится с греческого как «дева», «девушка») – скульптура женская. Древняя Греция VIII-VI веков оставила изображения кор в длинных хитонах. Мастера Аргоса, Сикиона, Кикладских островов предпочитали делать куросов. Скульпторы Ионии и Афин – кор. Куросы не были портретами конкретных людей, а представляли обобщенный образ.


Скульптура женская древняя Греция

Архитектура и скульптура Древней Греции начали взаимодействовать в эпоху Архаики. В начале VI века в Афинах существовал храм Гекатомпедон. Фронтон культового здания украшало изображения поединка Геракла с Тритоном.

На акрополе Афин найдена статуя Мосхофора (человека, несущего теленка), сделанная из мрамора. Она была выполнена около 570 года. Посвятительная надпись сообщает, что она – дар богам от афинянина Ронба. Другая афинская статуя – курос на могиле афинского воина Кроисоса . Надпись под статуей говорит, что он поставлен в память о юном воине, погибшем в первых рядах.

Курос, Древняя Греция

Классическая эпоха

В начале V века в греческой пластике растет реалистичность фигур. Мастера тщательнее воспроизводят пропорции человеческого тела и его анатомию. Скульптуры изображают человека в движении. Преемники прежних куросов – статуи атлетов .

Скульптуры первой половины V столетия иногда относят к «суровому» стилю. Самый яркий пример работ этого времени – скульптуры в храме Зевса в Олимпии . Фигуры там реалистичнее, чем куросы Архаики. Скульпторы пытались изобразить эмоции на лицах фигур.


Архитектура и скульптура древней Греции

Скульптуры сурового стиля изображают людей в более расслабленных позах. Это удалось сделать за счет «контрапоста», когда тело слегка повернуто в одну сторону, а его вес лежит она одной ноге. Голову статуи делали немного повернутой в отличие от смотрящих вперед куросов. Пример такой статуи – «Мальчик Крития ». Одежда женских фигур в первой половине V века делается проще по сравнению со сложными одеждами кор эпохи Архаики.

Вторую половину V века называют эпохой Высокой Классики для скульптуры. В эту эпоху продолжали взаимодействовать пластика и архитектура. Скульптуры Древней Греции украшают храмы, созданные в V веке.

В это время в Афинах был построен величественный храм Парфенон , для украшения которого использовали десятки статуй. Фидий при создании скульптур Парфенона отказывался от прежних традиций. Человеческие тела на скульптурных группах храма Афины более совершенны, лица людей – бесстрастнее, одежды изображаются более реалистичными. Мастера V века уделяли основное внимание фигурам, но не эмоциям героев скульптур.

Дорифор, Древняя Греция

В 440-е годы аргосский мастер Поликле т написал трактат, в котором изложил свои эстетические принципы. Он описал цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела. Своеобразной иллюстрацией к нему стала статуя «Дорифор » («Копьеносец»).


Скульптуры древней Греции

В скульптуре IV века шло развитие прежних традиций и создание новых. Статуи стали более натуралистичными. Скульпторы старались изображать на лицах фигур настроение и эмоции. Некоторые статуи могли служить персонификациями понятий или эмоций. Пример, статуя богини мира Эйрены . Скульптор Кефисодот создал ее для афинского государства в 374 году вскоре после заключения очередного мира со Спартой.

Раньше мастера не изображали богинь обнаженными. Первым, кто это сделал, стал скульптор IV века Пракситель, создавший статую «Афродиты Книдской ». Работа Праксителя погибла, но сохранились ее поздние копии и изображения на монетах. Чтобы объяснить наготу богини, скульптор говорил, что изобразил ее купающейся.

В IV веке творили три скульптора, работы которых были признаны величайшими – Пракситель, Скопас и Лисипп . С именем Скопаса, уроженца острова Парос, античная традиция связывала изображение на лицах фигур душевных переживаний. Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии. Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими. Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй.

Скульптуры Древней Греции, названия которых известны всему миру, относятся к Классической и Эллинистической эпохам. Большинство из них погибли, но сохранились их копии, созданные в эпоху Римской империи.

Скульптуры древней Греции: названия в эллинистическую эпоху

В эпоху Эллинизма развивается изображение эмоций и состояний человека – старость, сон, тревога, опьянение. Темой скульптуры может быть даже уродство. Появились статуи усталых борцов, охваченных яростью гигантов, дряхлых стариков. Одновременно развивался жанр скульптурного портрета. Новым был тип – «портрет философа».

Статуи создавались по заказу граждан греческих полисов и эллинистических царей. Они могли иметь религиозные или политические функции. Уже в IV веке греки почитали с помощью скульптур своих полководцев. В источниках сохранились упоминания о статуях, которые жители городов воздвигали в честь спартанского полководца, победителя Афин Лисандра . Позднее афиняне и граждане других полисов воздвигали фигуры стратегов Конона, Хабрия и Тимофея в честь их военных побед. В Эллинистическую эпоху число таких статуй выросло.

Одна из самых известных работ эпохи Эллинизма – Ника Самофракийская . Ее создание относят ко II веку до н.э. Статуя, как предполагают исследователи, прославляла одну из морских побед царей Македонии. В какой-то мере, в эпоху Эллинизма скульптура Древней Греции – презентация силы и влияния правителей.


Древняя Греция скульптура: фото

Среди монументальных скульптурных групп Эллинизма можно вспомнить Пергамскую школу . В III и II веках до н.э. цари этого государства вели долгие войны против племен галатов. Около 180 года до н.э. в Пергаме был завершен алтарь Зевса. Победа над варварами была представлена там аллегорически в виде скульптурной группы сражающихся богов-олимпийцев и гигантов.

Древние скульптуры Греции создавались для разных целей. Но, начиная с эпохи Возрождения, они привлекают людей своей красотой и реалистичностью.

Скульптуры древней Греции: презентация

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства , Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая создается из образов, набросанных разумом».

Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты?

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает , изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII — VI вв. до н.э. симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения.

Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых — отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а — любая меньшая часть объекта, b — любая большая часть, с — целое.

На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют ”Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» — по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же «Копьеносца». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение, и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный — воплощение греческих идеалов.

В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.

Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах нашло отражение восприятие древними греками богов как образа идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа — фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины — Парфенон. Скульптура Парфенона сильно пострадала. А статуя «Афина Парфенос» погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота.

На фото: Афина Парфенос, скульптор Фидий. Копия. Восстановлена по описаниям. Национальный археологический музей, Афины .

Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин. Множество историй связано с этой скульптурой. Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались всячески насолить скульптору и искали разные причины по которым можно было бы обвинить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как материал для убранства богини. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесил их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота.

Тогда Фидия обвинили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Несмотря на все достижения Фидия, общественность Греции смогли настроить против него. Жизнь великого скульптора закончилась жестокой казнью.

Достижения Фидия в Парфеноне были не единственными в его творчестве. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из которых стала колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э. и не менее огромная фигура из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии.

Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный 14-метровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ — перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света».

К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами.

Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики.

В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени. Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам.

Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала – мрамора, — представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела.