Древние скульпторы. Выдающиеся скульпторы древней греции особенности древнегреческой скульптуры

Зевс был царём богов, бог неба и погоды, закона, порядка и судьбы. Он был изображён, как царственный человек, зрелый с крепкой фигурой и тёмной бородой. Его обычными атрибутами были молнии, королевский скипетр и орёл. Отец Геракла, организатор Троянской войны, борец со стоглавым монстром. Он затопил мир, чтобы человечество начало жить заново.

Посейдон был великим олимпийским богом моря, рек, наводнения и засухи, землетрясений, а также покровителем лошадей. Он был изображен, как зрелый мужчина крепкого сложения с тёмной бородой и с трезубцем. При разделении мира Хроном между сыновьями, получил правление над морем.

Деметра была великой олимпийской богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Она также председательствовала в одном из мистических культов, обещающих своим посвященным путь к благословенной загробной жизни. Деметра была изображена, как зрелая женщина, часто коронованная, держащая в руке пшеничные колосья и факел. Она принесла на Землю голод, но и она же послала героя Триптолемоса учить людей тому, как обрабатывать землю.

Гера была королевой Олимпийских богов и богиней женщин и брака. Она была также богиней звёздного неба. Она обычно изображается, как красивая женщина в короне, держащая королевский посох с наконечником из лотоса. Иногда она держит королевского льва, кукушку или ястреба в качестве компаньонов. Была женой Зевса. Родила младенца-калеку Гефеста, которого сбросила с Неба, лишь взглянув. Он сам был богом огня и искусным кузнецом и покровителем кузнечного дела. В Троянской войне Гера помогала грекам.

Аполлон был великим богом олимпийских пророчеств и оракулов, исцеления, чумы и болезни, музыки, песен и стихов, стрельбы из лука и защиты молодежи. Он был изображен, как красивый, безбородый юноша с длинными волосами и различными атрибутами, такими как венок и лавровая ветвь, лук и колчан, ворона, и лира. Аполлон имел храм в Дельфах.

Артемида была великой богиней охоты, дикой природы и диких животных. Она была также богиней родов и покровительницей юных девушек. Ее близнец — брат Аполлона, был так же покровителем мальчиков-подростков. Вместе эти две бога были также вершителями внезапной смерти и болезни - Артемида нацеливалась на женщин и девочек, и Аполлон на мужчин и мальчиков.

В древнем искусстве Артемида, как правило, изображается в виде девушки, одетой в короткий до колен хитон и оснащенной охотничьим луком и колчаном со стрелами.

После своего рождения, она сразу же помогла своей матери родить брата близнеца Аполлона. Она превратила охотника Актеона в оленя, когда тот увидел её купающейся.

Гефест был великим Олимпийским богом огня, металлообработки, каменотеса, и искусства скульптуры. Он обычно изображался, как бородатый человек с молотком и клещами - инструментами кузнеца, и верхом на осле.

Афина была великой олимпийской богиней мудрых советов, войны, обороны городов, героических усилий, ткачества, гончарного и других ремёсел. Она была изображена увенчанная шлемом, вооруженная щитом и копьём, и одетая в плащ, отделанный змеей, обернутый вокруг её груди и рук, украшенный головой Горгоны.

Арес был великим олимпийским богом войны, гражданского порядка и мужества. В греческом искусстве он был изображён либо как зрелый, бородатый воин, одетый в боевые доспехи, или обнажённый безбородый юноша с шлемом и копьём. Из-за отсутствия отличительных признаков, его часто бывает трудно определить в классическом искусстве.

Д ля скульптуры Древней Греции эпохи классики, периода расцвета полиса, характерны следующие особенности. Главным объектом изображения по-прежнему остается человеческая фигура. Но по сравнению с архаической скульптурой изображение становится более динамичным и анатомически правильным. Но фигуры и лица скульптур по прежнему лишены индивидуальных черт: это обобщенные, абстрактные образы тяжеловооруженных воинов, атлетов, спортсменов, богов и героев.

Знаменитые скульпторы Древней Греции

Развитие скульптуры напрямую связано с именами трех знаменитых скульпторов Древней Греции — Мирона, Поликлета и Фидия.

Мирон — скульптор Древней Греции V в. до н.э. работавший в бронзе. Как художник он ставил своей главной задачей запечатление моментов перехода от одного движения к другому, подметить кульминационные моменты в этих движениях. Для своего знаменитого «Дискобола» , с которым мы знакомы по поздней римской мраморной копии, характерна тщательная, но несколько обобщенная передача анатомии человеческого тела, холодная красота линий фигуры. В ней Мирон полностью отказался от торжественной неподвижности своей модели.

Другая работа Мирона — групповая композиция «Афина и Силен Марсий» , установленная на Афинском акрополе. В ней художник попытался передать кульминационные точки движения человеческого тела: Афина стоящая в спокойной позе, бросает изобретенную ей флейту, а дикий лесной демон показан в движении, он хочет схватить флейту, но Афина его останавливает. Динамика движения тела Марсия подавляется неподвижностью и скованностью позы фигуры богини Афины.

Поликлет — другой древнегреческий скульптор живший тоже в V веке до н.э., он работал в Аргосе, Афинах и Эфесе. Ему принадлежат многочисленные изображения атлетов-победителей в мраморе и бронзе. Поликлет в своих скульптурах смог передать облик идеализированных и мужественных воинов-гоплитов, членов гражданского ополчения полиса. Поликлету принадлежит также «Диадумен» — статуя юноши, обвязывающего голову повязкой победителя.

Другая тема его творчества — изображения юношей-воинов, воплощавших представление о доблести гражданина. Для герайона в Аргосе он создал изображение богини Геры из слоновой кости. Для скульптур Поликлета свойственна пропорциональность, признанная современниками эталоном.

Фидий — знаменитый скультор Древней Греции V века до н.э. Он работал в Афинах, и . Фидий принимал активное участие в реконструкции в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.

Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя , высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти — жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы. Теперь вы знаете какие были скульпторы в Древней Греции.

Мы говорили уже об ИСТОКАХ. Намеченный пунктир оборвался было по объективным причинам, но хочу всё-таки продолжить. Напоминаю, что остановились мы в глубокой истории - в искусстве Древней Греции. Что помним мы из школьной программы? Как правило, три имени прочно сидит в нашей памяти -Мирон, Фидий, Поликлет. Потом вспоминаем, что был еще и Лисипп, Скопас, Пракситель и Леохар... Вот и посмотрим, что есть что.Итак, время действия 4-5 века до нашей эры, место действия Древняя Греция.

ПИФАГОР РЕГИЙСКИЙ
Пифагор Регийский (V век до новой эры) - древнегреческий древнегреческий скульптор периода ранней классики, работы которого известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ, в том числе и любимый мною «Мальчик, вынимающий занозу». Эта работа дала начало так называемой садово-парковой скульптуре.


Пифагор Регийский Мальчик,вынимающий занозу ок.сер.5 в.до н.э. бр.рим.копия Capitoline museum

МИРОН
Ми́рон (Μύρων) - скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI - начало V в.). Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение "Дискобол", атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими в Риме.

Дискобол.
ФИДИЙ.
Одним из основоположников классического стиля считается древнегреческий скульптор Фидий, украсивший своими скульптурами и храм Зевса в Олимпии и храм Афины (Парфенон) в Афинском Акрополе. Осколки скульптурного фриза Парфенона находятся сейчас в Британском музее (Лондон).




Осколки фриза и фронтона Парфенона. Британский музей, Лондон.

Главные скульптурные работы Фидия (Афина и Зевс) давно утрачены, храмы разрушены и разграблены.


Парфенон.

Существует много попыток реконструкции храмов Афины и Зевса. Об этом можно прочесть здесь:
Сведения о самом Фидии и его наследии сравнительно скудны. Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Все знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию.

Еще о Фидие http://biography-peoples.ru/index.php/f/item/750-fidij
http://art.1september.ru/article.php?ID=200901207
http://www.liveinternet.ru/users/3155073/post207627184/

Ну и об остальных представителях Древнегреческой культуры.

ПОЛИКЛЕТ
Греческий скульптор второй половины V в. до н. э. Создатель многих статуй, в том числе, победителей спортивных игр, для культово-спортивных центров Аргоса, Олимпии, Фив и Мегалополья. Автор канона изображения человеческого тела в скульптуре, известного как "канон Поликлета", по которому голова составляет 1/8 длины тела, лицо и ладони 1/10, стопа - 1/6. Канон соблюдался в греческой скульптуре до конца, т. н. классической эпохи, то есть до конца IV в. до н. э., когда Лисипп заложил новые принципы. Самая известная его работа - "Дорифор" (Копьеносец). Это из энциклопедии.

Поликлет. Дорифор. ГМИИ. Гипсовая Копия.

ПРАКСИТЕЛЬ


АФРОДИТА КНИДСКАЯ (рим.копия с ориг.4.в.до н.э) Рим,Нац.музеи (голова,руки,ноги,драпировка реставрирована)
Одно из самых прославленных произведений в античной скульптуре – Афродита Книдская, первая древнегреческая скульптура (высота – 2 м.), изображающая обнаженную женщину перед купанием.

Афродита Книдская, (Афродита Браски) Римская копия, I в. до н.э. Глиптотека, Мюнхен


Афродита Книдская. Среднезернистый мрамор. Торс - римская копия II в. н. эгипсовая копия ГМИИ
Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню обнаженную и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон.
Афродита Книдская пользовалась такой славой и так часто копировалась, что про неё даже рассказывали анекдот, который лёг в основу эпиграммы: "Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала: «Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»".
Пракситель создал богиню любви и красоты как олицетворение земной женственности, вдохновляясь образом своей возлюбленной – красавицы Фрины. Действительно, лицо Афродиты хотя и создано по канону, с мечтательным взглядом томных затененных глаз, несет оттенок индивидуальности, указывающей на конкретный оригинал. Создав почти портретный образ, Пракситель заглянул в будущее.
Сохранилась романтическая легенда об отношениях Праксителя и Фрины. Рассказывают, что Фрина просила Праксителя подарить ей в знак любви его лучшее произведение. Он согласился, но отказался сказать, какую из статуй считает лучшей. Тогда Фрина приказала слуге сообщить Праксителю о пожаре в мастерской. Испуганный мастер воскликнул: «Если пламя уничтожило и Эрота, и Сатира, то все погибло!» Так Фрина узнала, какую работу она может просить у Праксителя.

Пракситель (предположительно). Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н.э. Музей в Олимпии
Скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» характерна для периода поздней классики. Она олицетворяет не физическую мощь, как было принято раньше, а красоту и гармонию, сдержанное и лиричное человеческое общение. Изображение чувств, внутренней жизни персонажей – новое явление в античном искусстве, не свойственное высокой классике. Мужественность Гермеса подчеркнута младенческим обликом Диониса. Изогнутые линии фигуры Гермеса грациозны. Его сильное и развитое тело лишено атлетизма, свойственного работам Поликлета. Выражение лица хотя и лишено индивидуальных черт, но мягкое и задумчивое. Волосы были раскрашены и схвачены серебряной повязкой.
Пракситель достиг ощущения теплоты тела тонкой моделировкой поверхности мрамора и с большим мастерством передал в камне ткань плаща Гермеса и одежды Диониса.

СКОПАС



Музей в Олимпии, Скопас Менада Уменьш.мрам.римская копия с оригинала 1-й трети 4 в
Скопас (Skopas) - древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э., представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегес (ныне Пиали), Галикарнасс (ныне Бодрум) и других городах Греции и Малой Азии. Как архитектор принимал участие в сооружении храма Афины Алей в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина 4 в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных произведений С. важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (середина 4 в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохароми Тимофеем; фрагменты - в Британском музее, Лондон; см. илл.). Многочисленные работы С. известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада», см. илл.). Отказавшись от свойственного искусству 5 в. гармонического спокойствия образа, С. обратился к передаче сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их С. использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Насыщенное драматическим пафосом творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура), в частности на произведения мастеров 3-2 вв., работавших в г. Пергам.

ЛИСИПП
Лисипп родился около 390 года в Сикионе на Пелопонн и его творчество уже представляет более позднюю, эллинскую часть искусства Древней Греции.

Лисипп. Геракл со львом. Вторая половина 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

ЛЕОХАР
Леохар - древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранством Мавсолея в Галикарнасе.

Леохар Артемида Версальская (мр.рим.копия 1-2 в.с ориг.ок.330 в. до н.э.) Париж,Лувр

Леохар. Аполлон Бельведерский Это я с ним в Ватикане. Простите вольность, но так легче не загрузить гипсовую копию.

Ну а потом был эллинизм. Его мы хорошо знаем по Венере (в "гречестве" Афродита) Милосской и Нике Самофракийской, которые хранятся в Лувре.


Венера Милосская. Около 120 до н.э. Лувр.


Ника Самофракийская. ок. 190 до н. э. Лувр

Поскольку мне тут придется в скором времени прочесть курс лекций по всеобщей истории искусств, я готовлюсь и повторяю материал. Решил выложить кое-что из него и свои размышления об этом предмете. Это еще не сама лекция, а мысли на узкую конкретную тему.

Трудно переоценить место скульптуры в искусстве Античности. Однако два ее важнейших национальных проявления - скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима - представляют собой два совершенно разных, во многом противоположных явления. В чем же они состоят?

Скульптура Греции поистине знаменита и на самом деле должна быть поставлена на первое место по сравнению с греческой архитектурой. Дело в том, что саму архитектуру греки воспринимали как скульптуру. Любое здание для грека - это прежде всего пластический объем, монумент, совершенный в своих формах, но предназначенный прежде всего для созерцания со вне. Но об архитектуре я напишу отдельно.

Имена греческих скульпторов хорошо известны и на слуху у каждого, учившегося в школе. Столь же знамениты и прославлены были греческие станковые живописцы, однако, как это иногда бывает в истории искусства, от их работ не сохранилось ровным счетом ничего, ну может быть, предположительные копии на стенах домов богатых римлян (какие можно увидеть в Помпеях). Впрочем, как мы увидим, не так хорошо обстоит дело и с оригиналами греческих статуй, так как большинство их известны опять-таки по римским, лишенным греческого совершенства репликам.

Однако, при столь внимательном отношении к именам творцов искусства греки оставались совершенно индифферентны к индивидуальности, к тому, что сейчас назвали бы личностью человека. Сделав человека центром своего искусства, греки видели в нем возвышенный идеал, проявление совершенства, гармоническое сочетание души и тела, но отнюдь не интересовались частными особенностями изображаемого лица. Греки не знали портрета в нашем понимании этого слова (за исключением может быть позднейшего, эллинистического периода). Воздвигая статуи человекообразных богов, героев, прославившихся граждан своего полиса, они создавали обобщенный, типичный образ, воплощающий в себе положительные качества души, героизм, добродетель и красоту.

Мировоззрение греков начало меняться лишь с окончанием эпохи классики в 4 веке до н.э. Конец прежнему миру положил Александр Македонский, своей беспрецедентной деятельностью родивший тот культурный феномен смешения греческого и ближневосточного, который был назван эллинизмом. Но только через 2 с лишним столетия на арену истории искусств вышел уже могущественный к тому времени Рим.

Как это ни странно, но добрую половину (если не большую часть) своей истории Рим почти никак не проявлял себя с художественной точки зрения. Так прошел почти весь республиканский период, оставшийся в памяти народа как время римской доблести и чистоты нравов. Но вот, наконец, в 1 веке до н.э. возник римский скульптурный портрет. Трудно сказать, насколько велика была в этом роль греков, трудившихся теперь для покоривших их римлян. Надо полагать, без них Рим вряд ли бы создал столь блистательное искусство. Однако, кем бы ни создавались римские произведения искусства, они были именно римскими.

Парадоксальным образом, хотя именно Рим создал может быть самое индивидуализированное искусство портрета в мире, не сохранилось никаких сведений о скульпторах, создававших это искусство. Таким образом, скульптура Рима и прежде всего скульптурный портрет - явление обратное классической скульптуре Греции.

Надо сразу заметить, что в его формировании важную роль сыграла еще одна, на этот раз местная, италийская традиция, а именно искусство этрусков. Что же, посмотрим на памятники и по ним охарактеризуем основные явления в античной скульптуре.

Уже в этой мраморной голове с Кикладских островов 3 тыс. до н. э. заложено то пластическое чувство, которое станет главным достоянием греческого искусства. Этому никак не вредит минимализм деталей, который конечно восполнялся росписью, так как вплоть до высокого ренессанса скульптура никогда не была бесцветной.

Известная (ну так можно сказать почти про любую статую греческого скульптора) группа, изображающая тироноубийц Гармодия и Аристогитона, изваянных Критием и Несиотом. Не отвлекаясь на формирование греческого искусства в эпоху архаики, мы обратились уже к произведению классики 5 в. до н.э. Представляя двух героев, борцов за демократические идеалы Афин, скульпторы изображают две условные фигуры, лишь в общих чертах подобные самим прототипам. Главная их задача соединить в единое целое два прекрасных, идеальных тела, захваченных одним героическим порывом. Телесное совершенство здесь подразумевает внутреннюю правоту и достоинство изображенных.

В одних своих работах греки стремились передать гармонию, заключенную в покое, в статике. Поликлет достигал ее как благодаря пропорционированию фигуры, так и за счет динамики, заключенной в постановке фигуры. Т. н. хиазм или иначе контрапост - противоположно направленное движение разных частей фигуры - одно из завоеваний этого времени, навсегда вошедшее в плоть европейского искусства. Оригиналы Поликлета утрачены. Вопреки сложившейся у современного зрителя привычке, греки часто работали, отливая статуи в бронзе, что позволяло избежать мешающих восприятию подставок, возникших в мраморных повторениях римского времени. (Справа бронзовая копия-реконструкция из ГМИИ им. Пушкина, насколько она лучше!)

Мирон прославился передачей очень сложных состояний, в которых покой вот вот должен смениться активным движением.Опять привожу два варианта его дискобола (оба поздние): мраморный и бронзовый.

"Рублев" Древней Греции, великий создатель скульптуры Афинского Акрополя Фидий напротив достигал красоты и уравновешенности даже в самых напряженных и подвижных композициях. Здесь мы имеем возможность видеть подлинники 5 в. до н.э., выполненные на этот раз из мрамора как связанные с плотью архитектуры Парфенона. Даже в разбитом виде, без рук, ног и голов, в виде жалких руин греческая классика поразительно совершенна. Такого не могло больше никакое искусство.

А что же портрет? Вот известное изображение великого Перикла. Но что мы можем узнать из него о этом человеке? Только то, что он был великим гражданином своего полиса, выдающимся деятелем и доблестным полководцем. И более ничего.

Иначе решен "портрет" Платона, представленного уже не молодым мудрецом с пышной бородой и интеллектуальным, умственно напряженным лицом. Утрата росписи глаз, конечно, в значительной степени лишает образ выражения.

Уже иначе воспринимался образ в конце 4 столетия. Сохранившиеся реплики портретов Александра Македонского, созданных Лисиппом, показывают нам уже не столь цельную, уверенную и однозначную в себе личность, как мы видели только что в классический период Греции.

Теперь, наконец, настало время перейти к Риму, точнее пока что к этрускам, создававшим погребальные изображения усопших. Канопы - урны для праха - этруски делали с изображениями голов и рук, уподобляя, пока что условно, усопшему человеку. Терракотовая канопа 6 века до н. э.

Более сложными произведениями были вот такие надгробия с фигурами возлежащих как бы на пиру людей, часто семейных пар.

Очаровательные улыбки, похожие на улыбки архаических греческих статуй... Но здесь важно другое - это конкретные, погребенные здесь люди.

Этрусские традиции заложили своего рода фундамент для собственно римского портрета. Возникнув только в 1 веке до н.э., римский портрет резко отличался от всякого другого. Первостепенным в нем стала достоверность в передаче жизненной правды, не приукрашенного облика человека, изображение его таким, какой он есть. И в этом римляне несомненно видели собственное достоинство. К римскому портрету конца республиканской эпохи как нельзя лучше приложим термин веризм. Он даже пугает своей отталкивающей откровенностью, не останавливающейся ни перед какими чертами уродства и старости.

Для иллюстрации следующего тезиса приведу энциклопедический пример - изображения римлянина в тоге с портретами предков. В этом обязательном римском обычае было не только человеческое желание сохранить память о ушедших поколениях, но и религиозная составляющая, столь типичная для такой домашней по своему характеру религии, как римская.

Вслед за этрусками римляне изображали на надгробиях супружеские пары. Вообще, пластика, скульптура была для жителя Рима столь же естественна, как для нас фотография.

Но вот настало новое время. На рубеже тысячелетий (и эр)) Рим сделался империей. Начиная с этого времени наша галерея будет представлена прежде всего портретами императоров. Однако, это официальное искусство не только сохранило, но и приумножило тот необыкновенный реализм, который изначально возник в римском портрете. Впрочем, сначала в эпоху Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) римское искусство пережило первое серьезное взаимодействие с идеальной красотой, присущей всему греческому. Но и здесь, став совершенным по форму, оно сохранило верность портретным чертам императора. Допуская условность в совершенном, идеально правильном и здоровом теле, облаченном в доспехи и пребывающем в церемониальной позе, римское искусство помещает на это тело настоящую голову Августа, такого, каким он был.

От Греции к римлянам перешло потрясающее владение обработкой камня, но здесь это искусство не могло заслонить собой того, что было внутренне присуще римскому.

Еще один вариант официального изображения Августа как Великого Понтифика в наброшенном на голову покрывале.

И вот, уже в портрете Веспасиана (69 - 79 гг. н. э.) мы видим опять неприкрытый веризм. Этот образ с детства запал в мою память, завораживая личными чертами изображенного императора. Умное, благородное и одновременно хитрое и расчетливое лицо! (Как ему идет отбитый нос))

Вместе с тем, осваиваются и новые техники обработки мрамора. Применение бурава позволяет создавать более сложную игру объемов, света и тени, вводить контраст различных фактур: шершавых волос, отполированной кожи. Для примера женский образ, а то до сих пор у нас были представлены одни лишь мужчины.

Троян (98 - 117 гг.)

Антонин Пий был вторым после Адриана императором, отпустившим бороду на греческий манер. И это не только некая игра. Вместе с "греческим" обликом в образе человека появляется и нечто философское. Взгляд уходит в сторону, вверх, лишая человека состояния уравновешенности и довольства телесным. (Теперь зрачки глаз намечаются уже самим скульптором, что сохраняет взгляд даже при утрате былой тонировки.)

Со всей очевидностью это проступает в портретах философа на трона - Марка Аврелия (161 - 180 гг.).

Этот интересный осколок привлекает меня вот чем. Попробуйте сделать прорись черт лица, и получится икона! Вглядитесь в формы глаза, века, зрачка и сравните их с византийскими иконами.

Но не одним лишь доблестным и праведным быть темой римского портрета! Гелиогабал (правильно - Элагабал), приверженец восточного культа солнца, удивлял римлян вполне противными им обычаями и сам не блистал чистотой жизни. Но и это со всей очевидностью являет нам его портрет.

Наконец, золотой век Рима остается далеко позади. На престол один за другим возводятся так называемые солдатские императоры. Выходцы из каких угодно сословий, стран и народов могут в одночасье стать владыками Рима, будучи провозглашены своими солдатами. Портрет не самого плохого из них Филиппа Аравитянина (244 - 249 гг.). И снова какая-то тоска или тревога во взгляде...

Ну это смешно: Требониан Галл (251 - 253 гг.).

Здесь пора уже отметить то, что время от времени проступало в римском портрете и раньше. Теперь форма начинает неумолимо схематизироваться, пластическая лепка уступает место условной графичности. Сама плоть постепенно уходит, уступая место чисто духовному, исключительно внутреннему образу. Император Проб (276 - 282 гг.).

И вот, мы приблизились к концу 3 - началу 4 столетий. Диоклетиан создает новую систему управления Империей - тетрархию. Два августа и два цезаря правят четырьмя ее частями. Старый город Рим, давно уже потерявший роль столицы, теперь не важен. В Венеции сохранилась забавная, вывезенная из Константинополя группа из четырех почти одинаковых фигур, отождествляемых с тетрархами. Ее часто показывают как конец римского портрета. Но это не так! На самом деле это, скажем так, особый эксперимент, авангард того времени. К тому же, если верить некоторым моим учителям, это египетское произведение, что в частности видно по применению твердого порфира. Столичная же римская школа оставалась конечно иной и не умирала еще по крайней мере столетие.

В подтверждение сказанному еще один образ из Египта - император Максимин Даза (305 - 313 гг.). Полная стилизация, схематизация и абстракция, если угодно.

А вот, что продолжало твориться в Риме. Полновластным правителем Империи становится Константин Великий (306 - 337 гг.). В его колоссальном по масштабу портрете (это, собственно, и есть голова Колосса - гигантской статуи, установленной в римской базилике Константина-Максенция) полноценно присутствует и идеальная, совершенная проработка формы и окончательно сформировавшийся новый, отрешенный от всего временного образ. В огромных, прекрасных, смотрящих куда-то мимо нас глазах, волевых бровях, твердом носе, сомкнутых губах теперь является не только образ земного правителя, но и что-то уже перешедшее за границы той рефлексии, снедавшей Марка Аврелия и других его современников, тяготившихся этой телеcной оболочкой, в которой оказалась заключена душа.

Если знаменитый Миланский эдикт 313 года лишь прекращал гонения на христианство, позволяя христианам легально существовать в Империи (сам Константин крестился лишь при смерти), то к концу 4 столетия после Р. Х. христианство стало уже господствующим. И в это время христианской Античности еще продолжали создаваться скульптурные портреты. Портрет императора Аркадия (383-408 гг.) поражает своей красотой, но и неземной отвлеченностью.

Вот куда пришел в конце концов римский портрет, вот какой образ он родил, сам по себе став уже христианским искусством. Скульптура теперь уступает место живописи. Но великое наследие прежней культуры не отвергается, продолжая жить, служа новым целям и задачам. Христианский образ (икона) с одной стороны, родился из слов: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1: 18). С другой же стороны, он впитал в себя весь опыт предшествующего ему искусства, как мы увидели, давно уже мучительно искавшего истину, и наконец Ее нашедшего.

Но это уже совсем другая история не для этого рассказа...

Скульптура архаики: o Куросы – обнаженные атлеты. o Устанавливались вблизи храмов; o Воплощали идеал мужской красоты; o Похожи друг на друга: юные, стройные, высокие. Курос. VI век до н. э.

Скульптура архаики: o Коры – девушки в хитонах. o Воплощали идеал женской красоты; o Похожи одна на другую: вьющиеся волосы, загадочная улыбка, воплощение изысканности. Кора. VI век до н. э.

ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ o Конец V-IV в. до н. э. - период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.

Греческие скульпторы периода классики: o. Поликлет o. Мирон o. Скопас o. Пракситель o. Лисипп o. Леохар

Поликлет Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры» , Духовный и физический облик гармоничен. Поликлет. Дорифор (копьеносец). 450 -440 лет до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь

У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т. н. хиазм). «Дорифо р» (греч. δορυφόρος - «Копьеносец») - одна из самых знаменитых статуй античности, воплощает т. н. Канон Поликлета.

Канон Поликлета o Дорифор - это не изображение конкретного спортсмена- победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры. o Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. o "Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал современник. o Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента.

Канон Поликлета Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1. объем шеи - 44 см, 2. груди - 119, 3. бицепса - 38, 4. талии - 93, 5. предплечья - 33, 6. запястья - 19, 7. ягодиц - 108, 8. бедра - 60, 9. колена - 40, 10. голени - 42, 11. лодыжки - 25, 12. ступни - 30 см.

Мирон o Мирон - греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI - нач. V в.) o Воплотил идеалы силы и красоты Человека. o Был первым мастером сложных бронзовых отливок. Мирон. Дискобол. 450 лет до н. э. Римская копия. Национальный музей, Рим

Мирон. «Дискобол» o Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. o Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол» , атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массами в Риме.

Скульптурные творения Скопаса o Скопас (420 – ок. 355 г. г. до н. э.), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил. o Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса. o Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.

Скульптурные творения Скопаса В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Скопас. Менада

Скульптурные творения Скопаса Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея. Скопас. Битва с амазонками

Пракситель o Родился в Афинах (ок. 390 – 330 г. г. до н. э.) o Вдохновенный певец женской красоты.

Скульптурные творения Праксителя o Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. o Оригинал статуи не сохранился. Пракситель. Афродита Книдская

Скульптурные творения Праксителя В единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раски: краснокоричневые волосы, серебряного цвета повязка. Пракситель. Гермес. Около 330 г. до н. э.

Лисипп o Великий скульптор IV в. до н. э. o o (370- 300 гг. до н. э.). Работал в бронзе, т. к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве. Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность В подлиннике до нас не дошли. Придворный скульптор Мраморная копия головы А. Македонского

Скульптурные творения Лисиппа o В этой скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка Геракла со львом. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. 4 век до н. э. Римская копия Эрмитаж, Санкт-Петербург

Скульптурные творения Лисиппа o Лисипп стремился максимально приблизить свои образы к действительности. o Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н. э.

Скульптурные творения Лисиппа o Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Лисипп. «Отдыхающий Гермес»

Скульптурные творения Лисиппа o Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры). Лисипп. «Геракл Фарнезский»

Леохар Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека. В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения. Аполлон считается одним из лучших произведений Античности. Леохар. Аполлон Бельведерский. 4 в до н. э. Римская копия. Музеи Ватикана

Греческая скульптура Итак, в греческой скульптуре выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены.

Ника Самофракийская Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы. Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев. Ника Самофракийская 2 век до н. э. Лувр, Париж Мрамор

Ника, развязывающая сандалию Богиня изображена развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм Мрамор. Афины

Венера Милосская 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Иоргос копнул рядом - тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю. Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора. Это и была Венера. Агесандр. Венера Милосская. Лувр. 120 г до н. э.

Лаокоон и его сыновья Лаокоон, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я. . . " (. . . Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!. .) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет. . . Лаокоон, и кто ж тебя услышал? ! Вот мальчики твои. . . Они. . . не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней.