Нравственные проблемы в повести короленко слепой музыкант. Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Урок внеклассного чтения по повести

Тема урока. Нравственные проблемы в повести

В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Тип урока : Совершенствование знаний, умений и навыков, целевое

применение усвоения.

Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

в художественный текст;

показать духовное обновление человека, обиженного

судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

умение работать с художественным произведением,

анализировать прочитанное, отбирать главное;

обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

умение говорить.

Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости;

воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование: портрет В.Г.Короленко,

рисунки учащихся к различным эпизодам,

фрагмент из фильма,

музыкальное сопровождение,

иллюстрации,

выставка книг.

    Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения. /Название/.

Тема : о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

рождения, о важности человеческого участи.

Идея : показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;

2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция :

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия : Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка : Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни

«… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

1. Вступительное слово учителя .

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому?

ИТАК:

Тема нашего внеклассного чтения - Нравственные проблемы в повести

В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

К сегодняшнему уроку были даны задания и вопросы для каждой группы.

Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Главный вопрос , который поставил в повести автор – это:

« Для чего, собственно, создан человек?»

«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа:

« … только счастье не всегда создано для него».

Вопросу о том, что такое счастье? Где его границы? В чем его смысл?

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Рождение слепого ребенка – это трагедия.

Что с ним будет?

2. Работа в группах.

Рассмотрим этапы

становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап:

1. Пути познания мира.

/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно

вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика,

Звенящая капель,

нежно журчащая вода,

черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни,

грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

людской говор ярмарки,

стук веток о стекло,

окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?

Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки,

разыскивает мать, прижимается к ней.

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.

Итак: Звуковые формы стали главными формами его мысли.

Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство,страх/.

Вывод:

Но ему повезло.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала –

нежность и поэтичность матери

и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод. Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи:

оба инвалиды: он без ног,

у другого - зрение.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди?

/Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих.

Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим/.

Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.

2 – этап.

Казалось, что все хорошо.

Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

- встреча с семьей Ставрученков, слепые нищие-бандуристы….

Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.

Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

- Обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем.

Что он почувствовал?

/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Просмотр эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться

со своим», - с гневом говорит он юноше.

«Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к

чужому голоду!...»– бросает Максим Яценко племяннику.

Почему дядя так с ним разговаривает?

/ Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий:

внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод:

Этот эпизод имеет особое значение. Т.К . герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:

Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве.

А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам.

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного.

Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

Замечателен в произведении еще один образ – образ Эвелины.

Не менее сложный выбор сделала и она. Но это ее выбор. И писатель убеждает нас, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием. Личный подвиг Эвелины приобретает высоко гражданский смысл.

Итак, повесть о сложном постижении мира,

о его маленьких победах над недугом, о том, что человек

должен бороться за право быть человеком, несмотря на

обстоятельства.

Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участи,

- милосердие окружающих,

- собственная воля.

Сочинение миниатюра. Чему учит нас повесть?

Подведение итогов.

Внеклассное чтение в 8 классе

по литературе:

Нравственные проблемы

в повести В.Г.Короленко

«Слепой музыкант».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах.

- Тема, идея, название произведения, жанр, сюжет, композиция повести.

- Этапы становления личности, в ходе которой формируются наиболее

общие распространенные черты.

- Мастерство писателя.

-Отношение окружающих к главному герою.

-Анализ эпизодов.

3. Прослушивание музыки.

4. Сочинение – миниатюра.

1. Чему учит нас повесть? или

2. Способен ли я на сострадание, чуткость к ближнему?

5.Подведение итогов.

Сочинение

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?
В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.
Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, “что эта живая волна катится мимо него”. Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.
Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.
В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Учитель предлагает сформулировать вывод по анализу данного эпизода.

(обсуждение в группах, 1 человек выступает от группы)

1. На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг

2. Таким образом, Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком, спекулирующим на своих несчастьях.

И в этом он ему поможет.

Составьте логическую цепочку событий, которые показывают взросление Петруся под влиянием Максима и уже собственного взгляда на жизнь.

Вводится прием логическая цепочка.(работа в группах, затем афиширование/

(Музыка Иохима - пианино - Эвелина - звонарь - путь в монастырь - свадьба - рождение ребенка)

Какое звено в цепочке круто повернуло всю жизнь нашего героя? (первая любовь)

Итак, Петрусь понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.

Почему ключевой сценой в повести является встреча Петра и Эвелины.

Гл.8 (читает учитель с целью формирования эмоционального восприятия текста художественного произведения

Что такое любовь для Петра?

Знал ли он о ней?

(обсуждение в группах, выступают желающие)

(Да, с детских лет, но любовь - это жалость матери, мудрая любовь Максима, он привык эгоистично пользоваться всем этим, любовь Эвелины - нечто другое.)

Петр проходит трудный жизненный путь: обретения смысла жизни, любви, признания.

Можно ли назвать Петра счастливым человеком? (да)

3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Давайте вернемся к вашим рассказам о счастье, написанным в начале урока совпало ли ваше представление о счастье с тем, что вы узнали сегодня?

(обсуждение в группах, выступление ведущих)

А мог ли Петрусь сделать другой выбор в жизни? И что такое выбор вообще?

Вводится прием совместное письменное размышление

Напишите письмо от имени слепого музыканта Петруся всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни.

1. Молодое поколение, я обращаюсь к вам. Каждый человек должен сделать свой выбор в жизни. Я его сделал и выбрал самую длинную и счастливую дорогу. Я желаю всем большой любви, счастья и радости в жизни. Пусть в вашей жизни встретится первая любовь, тогда жизнь будет гораздо лучше. У каждого человека должно быть свое мнение и своя цель, не будет цели - значит не для чего жить, а счастье и любовь-это самое главное.

Счастье - не в материальном достатке.

2. Радуйтесь жизни, надейтесь на хорошее будущее и идите к своей цели. Да, на вашем жизненном пути будет много препятствий, но не останавливайтесь, преодолевайте их, и вы достигнете своей цели, и конечной станцией будет станция под названием " Счастье". Не отчаивайтесь, если уже нет никакой надежды, даже я, слепой, нашел свое место и добился счастья в этом мире. Верьте в лучшее, и эта вера поможет вам.

Домашнее задание: написать синквейн на тему "Счастье"

1. Счастье -

хорошее, доброе

Приходит, удивляет, радует

Счастье - это жизнь удалась

2. Счастье -

Непредсказуемое, долгожданное

Радует, приходит, сбывается

Самое лучшее в жизни

3. Счастье

Красивое, светлое

Радует, веселит, сбывается

Счастье - это твоя жизнь

4. Счастье

Человеческое, незабываемое

Добиваться, наслаждаться, ждать

Его обретешь в жизни

Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, “что эта живая волна катится мимо него”. Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, “что эта живая волна катится мимо него”. Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Другие работы по теме:

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?» М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов.

Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом “совести эпохи”. Вот что писал о нем И. А. Бунин: “Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература”.

Азиоли Бонифацио (итал. Bonifazio Asioli; 1769 - 1832) - итальянский музыкант, композитор, дирижёр и музыкальный педагог, автор нескольких музыкальных пособий.

Во многих стихотворениях Анненского присутствуют музыкальные образы, в том числе и в стихотворении "смычок и струны".

Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.

Проблема нравственного выбора в повести Василия Быкова 8220 Сотников 8221 “Война есть противное человеческому естеству состояние”, - написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, и мы не можем не согласиться с данным заявлением, потому что война рождает страх; кровь, слезы.

Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее.

На юго-западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

В рассказах Чехова выделяется четыре темы: гибель человеческой души, любви, «маленького человека», нравственного выбора. Обычно герои произведений – это представители средней интеллигенции (учителя, врачи, инженеры). К художественным особенностям рассказов Чехова относятся лаконизм, отсутствие развёрнутых описаний, равнозначная система персонажей, подтекст, открытый финал, отсутствие ярко выраженной авторской позиции.

Образ Петербурга в изображении Н.В.Гоголя (цикл "Петербургские повести")

Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.

(30.10.1920 - 23.09.1993) Родился 30 октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве. В 1939 поступил в Московский автодорожный институт, был призван в армию, служил на Дальнем Востоке. В 1942–1944 – на фронте, участвовал в тяжелых затяжных боях, в т.ч. под Ржевом, был комиссован после ранения.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма.

Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921) Родился 27 июля 1853 г. в Житомире. В 1863 г. поступил в Житомирскую классическую гимназию, в 1866 перешел в реальную. Мечтал быть адвокатом. Со смертью отца началась долгая полоса нужды. Лишь во 2-й половине 80-х годов, когда развернулась литературная деятельность Короленко, нужда пропала.

Искусство в судьбе человека (По повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”) ... Музыка тоже великая сила, дающая воз- можность владеть сердцем толпы... Да, он

Владимир Галактионович Короленко. Владимир Галактионович Короленко - выдающийся русский писатель. Родился в 1853 году в городе Житомире в семье чиновника. Учился в житомирской гимназии, позднее - в ровенской реальной гимназии. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60-х годов, сочинения Н.

Тема Великой Отечественной войны стала одной из центральных тем в русской литературе второй половины ХХ века. Война явилась не только величайшим бедствием, но и тягостным испытанием, которое возложило на плечи людей груз моральной ответственности за дальнейшую судьбу России. Перед каждым человеком встала, по сути, проблема нравственного выбора: пойти на смерть ради освобождения родины или отсиживаться за спинами других, чтобы сохранить себе жизнь.

Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.

Введение 1 Детство и юность 2 Революционная деятельность и ссылка 3 Литературная карьера 4 Публицистика и общественная деятельность 5 Отношение к революции

Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879-1949) - музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).

В основном, журналистская деятельность Короленко связана с журналом “Русское богатство”. Она началась в 1878 г. Сначала он придерживался народнических взглядов. Затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал.