Урок мхк художники эпохи соцреализма. Каковы главные эстетические принципы романтизма

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гюстав Курбе Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Китч (немецкое)- «халтура», «безвкусица», «дешевка») Появился в 60-70-е годы XIX в. на базарах Мюнхена. Дешевые, быстро распродающиеся картины и этюды. Это явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего образа и крикливости его элементов. Распространение получил в различных формах бытового украшения. Примитивизация и опошление популярного искусства.

Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса. Китч

живопись Одда Нердрума

Черный квадрат Малевича

Одд Нердрум (Odd Nerdrum) -художник называет себя не иначе как „королем китча“ и „историческим анархистом“, а в свои единомышленники записывает Сибелиуса, Репина, Чайковского,Рахмани- нова, Гершвина, Родена и Рембрандта. Из жизни: «Я пытался изо всех сил быть столь хорошим художником, каким я только мог. В конце 70-х я начал пони- мать, что именно было не так. Две мои работы “Арест” и “Убийство Андреаса Бадера” должны были участвовать в одной выставке (участие в выставке тогда было платным), однако их сняли до открытия с объяснением, что из выставочного зала нужно было убрать все “декорации”. Тогда я понял: я не художник“.»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Разработка урока по МХК. (11 класс).

« Романтизм и реализм».

Цель: на основе данной темы показать связь и различия между романтизмом и реализмом.

Задачи:

    познакомить учащихся с уникальным явлением мировой культуры – направлений и течений в искусстве Нового времени (романтизм и реализм);

    сформировать у учащихся представление о мире, окружающей природе и обществе;

    приобщить учеников к выдающимся произведениям искусства в процессе самостоятельной подготовки заданий рубрики «Творческая мастерская» и использовании книг для дополнительного чтения;

    развить умение сравнивать одно с другим, выявлять общее и различное.

Тип урока: урок-лекция с элементами фронтального опроса.

Оборудование: учебник по Мировой художественной культуре, наглядная сравнительная таблица.

План

    Романтизм и его основные черты.

    Реализм: эволюция понятия.

    Романтизм и реализм – их различия.

    Романтизм и его основные черты.

Что мы знаем про романтизм?

Ответы учащихся.

Каковы главные эстетические принципы романтизма?

Заполняется первая колонка таблицы на основе ответов учащихся.

Критерии

Романтизм

Реализм

Отношение к действительности

Интерес к фольклору

    Реализм.

Что такое реализм ?

Ответы учащихся.

Слово учителя: а теперь проследим эволюцию (развитие) этого понятия.

Учебник МХК стр. 178 – 180.

    Романтизм и реализм – их различия.

Заполнение второй колонки в выше приведённой таблице.

Критерии

Романтизм

Реализм

Отношение к действительности

Фиксировал пороки и недостатки в жизни общества

Заострял внимание на причинах, породивших зло в обществе

Особенности изображения человека

Личность могла воздействовать на общество

Общество оказывало существенное влияние на человека

Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное

Идеи возникли на почве неудовлетворённости действительностью, стремления уйти в мир идеальных представлений

Пережившие разочарование во Французской революции, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека

Исключительность романтического героя

Героями произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах

Повышенное внимание уделяется обыденной жизни человека низших сословий

Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы

В жизни Природы видится отражение своей собственной судьбы, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией

Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья

Идеализация прошлого. Сознание бренности всего живущего, тоска по уходящему настоящему и неизвестность будущего

Неприятие прошлого. Исход из подлинных фактов, несокрушимая основа – это действительность

Интерес к фольклору

Первые сборники народных сказок, народных песен

Особенное проявление в литературе и изобразительном искусстве

    Итог урока. Подводится учениками.

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Что значит быть художником-реалистом»?

Литература:

    Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. М.: Дрофа, 2011.

МХК, 11 класс

Урок № 17-18

Урок № 17. Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века

Урок № 18. «Социальная тематика в западно-европейской живописи реализма»

Д.З.: Глава 16, ?? (с.183), тв. задания (с.183-184) ;

Глава 17, ?? (с.189), тв. задания (с.189-190)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами русской классической музыкальной школы, творчеством М.И. Глинки;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской классической музыкальной школы.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • реализм;
  • Г. Курбе;
  • натурализм;
  • Э. Золя;
  • эстетика реализма;
  • литография;
  • бытовая сатира;
  • академическая живопись

Проверка знаний учащихся

1 . Русский художественный и музыкальный критик, историк

искусства В. В. Стасов (1824-1906) писал, что в русской

музыке М. И. Глинка имеет такое же значение, как А. С. Пушкин

в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык - один в

музыке, другой в поэзии». Как вы думаете, что сближает

творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно

заключалась новизна открытий Глинки в музыкальном

искусстве? Почему его называют основоположником русской

музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им

были созданы непревзойдённые шедевры?

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки

раскрываются в его романсово-песенном творчестве? Почему

именно в русской народной песне и поэтическом творчестве

современных поэтов он черпал своё вдохновение?

Проиллюстрируйте свой ответ произведениями композитора.

Предложите послушать своим одноклассникам некоторые из

наиболее понравившихся вам произведений.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил

русскую национальную оперу? Какое отражение в его

оперных произведениях находят героический эпос и драма

русского народа, сказочная фантастика и вдохновенный

лиризм?

Универсальные учебные действия

  • находить ассоциативные связи определять роль искусства
  • определять существенные признаки реализма и соотносить его с конкретной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи реализма в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами классицизма, романтизма и реализма, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства реализма;
  • определять роль искусства реализма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Реализм: эволюция понятия.
  • Основы эстетики реализма.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет реализм, как направление в искусстве второй половины XIX века ?


подвопросы

  • Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности.
  • Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве.
  • Эстетика реализма и натурализм. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя)

Середина XIX в.

реализм

классицизм

романтизм

Конец XVIII в.

Начала XIX в.

истина

разум

чувства

«Срывание всех и всяческих масок»

критическим .


«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».

Стендаль

Французская буржуазная революция 1848г., а затем первая в мире пролетарская революция 1871г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды простого человека.

Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ», 1830


Отличительные признаки

романтизм

реализм

Отношение к действительности

Фиксирует пороки и недостатки в жизни общества.

Изображает много субъективного и индивидуального.

Заостряет внимание на причинах, породивших зло в обществе.

Стремится к объективности, используя художественные приёмы сатирического осмеяния.

Особенности изображения человека

Личность воздействует на общество

Общество оказывает существенное влияние на личность.

«Реализм – это правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Ф.Энгельс


РЕАЛИЗМ

( realis от латинского слова – вещественный)

- стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.

В 50-х гг. XIX века впервые термин «реализм» употребил французский литературный

критик Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.

в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, наиболее точно отражавшее суть данной эпохи.


«Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности….. Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе.»

Эмиль Золя

С середины Х I Х в. термины «реализм» и «натурализм» часто употреблялись как синонимы, а с 1870-х годов натурализм стал выделяться в литературно-художественном движении.

Натурализм - крайняя степень реализма.

  • Э. Золя - сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880).
  • В художественном творчестве Э. Золя черты натурализма переплетаются с чертами критического реализма.

Эмиль Золя (1840-1902)


Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.)

французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист . Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.

Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» (из 13 картин были отобраны 11картин – две были отвергнуты).

Он умел довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения.




Характерные черты направления :

- живопись изображает каждодневную реальную действительность ;

- простая композиция, землистые цвета ;

- в качестве сюжет а служит страна, труд, простая жизнь ;

Курбе Г. Дробильщики камня


Курбе Г. «Веяльщицы», 1853

Г.Курбе «Автопортрет с чёрной собакой»

В 1844 году первая картина Курбе , «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники.


Курбе Г. Уснувшая пряха

Курбе Г. Долина

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами .



Последние годы

жизни Г.Курбе

В 1871 году Гюстав Курбе вошёл в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен.

После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 году. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу.

Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни.

Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью.

Г. Курбе. Женщина и чайка


Оноре Домье (1808-1879)

французский живописец , рисовальщик, карикатурист, скульптор, мастер литографии ( отпечаток с камня )

Как художник Домье родился в 1830 г., когда еженедельная газета «Карикатюр» стала издавать его гравюры.

С первых же творческих шагов проявляются его политические симпатии.

«Домье рисует лучше всех нас.»

Э. Делакруа


О. Домье делает карикатуры на Луи Филиппа , занявшего престол во время революции 1830 г. после изгнания Бурбонов, изображая его с грушевидной головой.

Суть изобразительной метафоры состояла в том, что по-французски слово « poire » обозначает и «груша» и «дуралей».

Карикатура на Луи Филиппа.

Луи Филипп в образе Гаргантюа.


Как сотрудник газеты, он имел право входа в ложу прессы Бурбонского дворца и потому просиживал на заседаниях палаты, где вершилась французская политика. Он изучал своих будущих «героев» и, приходя домой, лепил миниатюрные портреты-бюсты . Так появился рисунок «Законодательное чрево».


В апреле 1834 г . произошло восстание ткачей в Лионе , перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие никакого участия в возведении баррикад, стали безвинными жертвами властей: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей.

Картина стала потрясением для современников. Правительство запретило её издание: пачки нераспроданных литографий были конфискованы и сожжены.




Контрольные вопросы

1. В одном из писем Г. Курбе называл себя «искренним другом подлинной правды». Какую правду он представлял в своём творчестве, как «Выражал нравы, идеи, облик эпохи»? Какие задачи ставил перед собой художник? Как вы думаете, что имел в виду Э. Делакруа, назвавший его творчество «Совершенно новым явлением»?

2. Можно ли утверждать, что в картине «Похороны в Орлеане» Г. Курбе создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества середины XIX в.? Каковы особенности её художественного решения? В чём главные причины беспощадной критики в адрес этой картины? Почему автор видел в ней «похороны романтизма»?

3. Как вы думаете, почему современники восприняли литографию О. Домье «Улица Транснонен» не только как «кровавую страницу современной истории», но и как «победу, одержанную дюжиной стариков, женщин и детей»? Действительно ли эта «картина трагедии» превращена художником в беспощадный и объективный приговор жестокости и насилию?


Темы проектных исследований или презентаций

1.Тематика изобразительного искусства реализма.

2. Богатство и разнообразие социальной тематики живописи

реализма.

3. Обращение к темам национальной истории в творчестве художников реалистического направления.

4. Бытовые картины в западноевропейском изобразительном искусстве второй половины XIX в.

5. Темы повседневного быта французской провинции в произведениях Г. Курбе.

6. Преодоление традиций академической живописи и новаторский характер творчества Г. Курбе.

7. Жизнь человека простого сословия в произведениях Г. Курбе.

8. История и реальность в произведениях О. Домье.

9. Социально-критический характер творчества О. Домье.

10. Значение творчества О. Домье в развитии жанра политической карикатуры.

11. Графические серии О. Домье - пародия на жизнь французских буржуа.

12. Ирония и гротеск в творчестве О. Домье.


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область

Реализм

Слайдов: 51 Слов: 1606 Звуков: 0 Эффектов: 16

«Искусство реализма». Реализм в России. Реализм («realis») в переводе с латинского «вещественный», «действительный». П.А. Федотов – основоположник реализма в живописи. Автопортрет. Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П. Федотова. «Завтрак аристократа» (Не в пору гость). «Майор толстый, бравый, Карман дырявый. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь...». «Сватовство майора». Типы и характеры в произведениях Федотова. «Свежий кавалер» (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик). «Разборчивая невеста». «Ничего не изображать иначе, как только в натуре» (А.Г. Венецианов). - Реализм.ppt

МХК Реализм

Слайдов: 8 Слов: 98 Звуков: 0 Эффектов: 8

РЕАЛИЗМ как направление в живописи Предмет: МХК Класс:10. М. Горький. Всегда ли реальное материально? Проблемные вопросы: Продолжительность проекта. Представление результатов проекта: -презентация -буклет -сочинение. - МХК Реализм.ppt

Реализм 19 века

Слайдов: 20 Слов: 1309 Звуков: 0 Эффектов: 0

Реализм в изобразительном искусстве XIX века. Реализм. История реализма. Гюстав Курбе. «Веяльщицы». Наиболее интересные из произведений Курбе. Теодор Руссо. Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа». Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников. Шарль Добиньи. «Вечер». Старания Добиньи. Джон Констебль. «Землей Констебла» стала долина реки Дедам в Саффолке. Жюльен Дюпре. Пейзажи Дюпре с облачным небом и разнообразными мотивами. Жюль Бретон. Леон Лермитт. Жюль Бастьен-Лепаж. Критический реализм. - Реализм 19 века.pps

Реализм в искусстве

Слайдов: 14 Слов: 311 Звуков: 0 Эффектов: 40

Реализм. Метод художественного объективного и всестороннего отображения действительности в искусстве. Этапы реализма: Первобытность – наивный реализм. Античность -мифологический. Возрождение – подражание природе. Просветительский реализм – 18 в. Реализм – 19 – 20 в. Натурализм (Шарден, Энгр, К. Каро, Руссо, Курбе, Бизе, Пушкин). Критический реализм – (домье, Федотов, Доргомыжский). Направления реализма. Художники - передвижники. Китч. Примитивизм. Лубок – (Шилов, Васильев, Глазунов). Крупнейшие представители реализма в различных видах искусства. Стендаль Ф.М. Достоевский Л. Н. Толстой Ч. Диккенс А.П. Чехов М. Твен У. Фолкнер. - Реализм в искусстве.ppt

Реализм художественный стиль

Слайдов: 56 Слов: 551 Звуков: 0 Эффектов: 128

Цели урока. Особенности художественной культуры. Направления в искусстве. ЛИТЕРАТУРА Вступление в «золотой век». Сентиментализм. Николай Михайлович Карамзин. Романтизм. В.А.Жуковский. К.Ф.Рылеев. В.К.Кюхельбекер. А.И.Одоевский. Реализм. А.С.Пушкин. Михаил Юрьевич Лермонтов. роман «Герой нашего времени». Николай Васильевич Гоголь. повесть «Шинель» комедия «Ревизор» поэма«Мёртвые души». Александр Николаевич Островский. драма «Свои люди – сочтёмся». Иван Сергеевич Тургенев. очерки и рассказы «Записки охотника». Дмитрий Васильевич Григорович. повести «Деревня» «Антон – Горемыка». - Реализм художественный стиль.ppt

Реализм в изобразительном искусстве

Слайдов: 46 Слов: 311 Звуков: 0 Эффектов: 10

Критический реализм в изобразительном искусстве России. Передвижники. Цель урока: Воспитание личности через передвижнический реализм, где воссоединяются «правда» и «красота». Задачи урока: Развивать навыки анализа живописного произведения. Активизировать творческие способности учеников и умение выступать перед аудиторией. Развивать навыки поисковой деятельности, с целью самостоятельного нахождения материала. Развивать устную монологическую речь учащихся. Эпиграф к уроку: Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ… Н.Н.Некрасов Будь гражданин! - Реализм в изобразительном искусстве.ppt

Реализм в живописи

Слайдов: 11 Слов: 351 Звуков: 0 Эффектов: 0

Реали?зм - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности. Основоположником реализма считается Гюстав Курбе(1819-1877),который в умении довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения не имеет себе равных. В каждом из созданных Курбе образов воплощен определенный типаж, будь то мэр, нотариус, кюрэ, могильщик. Нарочитая прозаичность в изображении людей, обыденность сюжета и колорита свидетельствуют о том, что главным героем произведения является неприкрашенная жизненная правда. - Реализм в живописи.pps

Голландская живопись

Слайдов: 13 Слов: 705 Звуков: 0 Эффектов: 35

Тема: Реалистическая живопись Голландии. Многообразие жанров голландской живописи. Вермер Делфтский- «величайший маг и волшебник живописи». Творчество Рембрандта- вершина реализма. Франс Хальс (нидерл. Георгия» (1616 г.), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Хозяйка и служанка. Эрмитаж. «В кладовой» Питер де Хох. Амстердам. «Сельский дом» Питер де Хох. Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. «Бокал лимонада» Г. Терборх. Словарик!!! Пейза?ж (фр. Питер Клас «Завтрак». Москва. Питер Клас. «Завтрак». Виллем Хеда. «Ветчина и серебряная посуда». 1649. - Голландская живопись.ppt

Живопись Голландии

Слайдов: 37 Слов: 397 Звуков: 0 Эффектов: 0

Реалистическая живопись Голландии. «Величайший маг и волшебник живописи» Ян Вермер Делфтский (1632-1675). Служанка с кувшином молока. Женщина с кувшином воды. Солдат и смеющаяся женщина. Девушка с письмом. Концерт. Спящая девушка. Географ. Астроном. Аллегория живописи. Уличка. Вид Делфта. «…полуоткрытая нечеловеческая бесконечность…» Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669. Факты биографии. Автопортрет. 1626 год. «…Удивленно-испуганная гримаса на простоватом лице». Автопортрет в юности. 1629 год. 1629 год. В мастерской художника. 1629 год. Автопортрет с широко раскрытыми глазами. 1630 год. - Живопись Голландии.ppt

Реалистическая живопись Голландии

Слайдов: 12 Слов: 222 Звуков: 0 Эффектов: 0

Презентация МХК по программе Даниловой 10 класс. Реалистическая живопись Голландии. Реализм – правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1606 – 1669 гг. Голландия. Святое семейство. Флора. 1634 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Суть творчества Рембрандта. «Правда – самое прекрасное и редкое качество». (Э.Делакруа). Старик в красном. 1652 – 1654 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Своеобразие художественной манеры Рембрандта. Возвращение блудного сына. Жанры произведений художника. Мифологический. -