Антонио Гауди и его творение Собор Святого Семейства — руководство для туристов. Саграда фамилия - величайшее творение антонио гауди, которое не могут достроить до сих пор

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.

Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.

На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.

Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.

На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии


Рождество Иисуса

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.

В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.

В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».

Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Одним из самых известных долгореализуемых проектов принято считать храм Святого Семейства, который все еще не достроен. Возведение сооружения началось в 1882, и лишь недавно в нем разрешили проводить службы. Зато туристы приезжают полюбоваться на творение Гауди с момента оформления первого фасада, ведь в его работах чувствуется неповторимый стиль.

Общая информация о храме Святого Семейства

Знаменитую церковь Барселоны, которую еще называют Саграда Фамилия, знают все жители Испании, так как она является образцом гениальности творца, создавшего проект и не успевшего реализовать его полностью. Точный адрес культурного достояния страны: Mallorca, 401. Храм находится в Эшампле – районе, где ранее приобретали дома только богатые представители буржуазии Каталонии.

Саграда Фамилия имеет необычную форму латинского креста. Длина базилики внутри составляет 90 м, а ширина – 60 м. В высоту шпили достигают 170 м. Церковь является образцом сочетания двух стилей: модерна и неоготики. Большая часть элементов конструкции выполнена из бетонных плит, каждая из которых подгонялась под определенные размеры.

При желании попасть в церковь без очереди лучше заранее приобрести билет, в котором будет прописано время пребывания в храме Святого Семейства. Также можно купить пропуск на лифт, дабы полюбоваться на окрестности с максимальной высоты здания. Аудиогид расскажет подробно обо всех особенностях церкви и укажет, на что следует обратить внимание. Каждая деталь, используемая Гауди, имеет глубокий смысл с религиозным подтекстом, поэтому без рассказа искусствоведа экскурсия будет не такой занимательной. В среднем просмотр самых красивых мест храма занимает не менее четырех часов.

История создания храма

Изначально на роль архитектора был выбран Франсиско дель Вильяр, который откликнулся на предложение и даже разработал проект. Первый камень заложили весной 1882 года, но на этом работа прервалась. Общая концепция не удовлетворяла заказчиков. Им так и не удалось сговориться с выбранным кандидатом, поэтому они передали все полномочия Антонио Гауди. Архитектор вдохновился задумкой и в корне изменил проект предшественника. В его видении каждая деталь должна была нести глубокое религиозное значение, что идеально подходило для будущей базилики.

Условно строительство храма Святого Семейства можно разделить на два этапа: период работы Гауди и исполнение задумок архитектора после его смерти. В первые годы работы была построена крипта, которую начал еще Вильяр. Параллельно этому начали возведение апсиды в неоготическом стиле. Гауди значительно переработал проект после получения значительных пожертвований, что открывало более широкие горизонты для реализации его идей. Именно тогда было решено использовать множество шпилей в оформлении церкви, а также украсить ее символикой из Евангелия.

С 1892 года началось декорирование фасада Рождества. В то же время велись работы по завершению апсиды, была построена часть клуатра. В 1911 появился проект фасада Страстей, позднее были внесены некоторые изменения. Антонио также делал наброски с идеями по возведению фасада Славы, но подробных описаний его задумок так и не удалось найти. В ноябре 1925 года завершили первую колокольню высотой в 100 метров, но полного завершения фасада Рождества Гауди увидеть не смог.

После смерти великого мастера руководить проектом стал его коллега Доменек Сугранес. Ему удалось завершить работу над первым из фасадов к 1930. Также он окончательно оформил кипарис из керамики, украшающий главный вход. Из-за военных действий строительство храма Святого Семейства было приостановлено вплоть до 1952 года.

С 1954 началась работа над фасадом Страстей. Позднее была завершена церковная лестница и установлена подсветка, которая стала постоянным украшением с 1964 года. В 1977 был создан общий вид фасада Страстей, но все еще не хватало скульптур и витражей, которые появились на своих местах только в начале текущего века. Работа над третьим фасадом началась лишь в 2000 году.

Внешнее и внутреннее оформление церкви

Чтобы понять символизм всех деталей, нужно хорошо разбираться в религиозной тематике. Антонио Гауди при разработке проекта учитывал множество нюансов, которые сегодня продолжают поражать своей глубиной. По своей конструкции церковь напоминает крест, где основной неф пересекается с трансептом. В апсиду входит семь часовен с обходной галереей. Клуатр соединяет три фасада: Рождества на севере, Страстей на юге и Славы на востоке. Каждый украшен скульптурными картинами религиозной тематики, декор связан с христианскими символами веры. Помимо лепнины архитектор использовал библейские цитаты.

Всего у храма Святого Семейства должно быть восемнадцать башен, двенадцать из них располагаются на фасадах и обозначают апостолов. Еще четыре, символизирующие Евангелистов, окружают самую высокую башню Иисуса. Ее высота не превышает природное творение Господа – гору Монжуик, чья высота 173 м. Последняя башня установлена над апсидой и создана в честь Девы Марии.

Внутри все подчинено законам геометрии, и, хотя архитектор понимал, что вряд ли сумеет завершить проект в полной мере, он заранее разработал идеальную конструкцию пересечения колонн, которая не только облегчала работу над отделкой помещений, но и не изменяла стилю мастера, предпочитавшего изогнутые линии прямым углам. Ни одно фото не способно передать сложности полученной конструкции, особенно с учетом игры красок, отбрасываемых цветными витражами.

В качестве особенности храма Святого Семейства выделяют финансирование, которое полностью зависит от пожертвований, при этом здание долгое время не являлось собственностью церкви и не принадлежало никакому епископству. Именно поэтому использование эпитета «собор» к Саграда Фамилии некорректно, так как слово применимо только к тем церквям, в которых есть епархия. Этот храм является независимым, а все пожертвования получены от частных лиц. Сложность со сбором средств отчасти и стала причиной затянувшегося строительства.

Длительный срок возведения элементов храма еще объясняется процессом обработки блоков из камня. По проекту здание имеет весьма эксцентричный вид, для создания которого необходимы определенные по размеру и форме каменные плиты. Почти каждый камень необходимо подгонять под индивидуальные параметры, что требует времени и особой точности. По приблизительным подсчетам полное выполнение проекта будет достигнуто не ранее, чем в 2026 году.

В 2008 году реставрационные работы были приостановлены из-за протеста практически пятисот испанцев, имеющих отношение к искусству. Они посчитали, что работники неаккуратно подошли к процессу восстановления, отчего страдает общий вид. Чтобы храм не потерял свою уникальность, пришлось пересмотреть план работ и более трепетно отнестись к реставрации культурного памятника.

Хотя Искупительный храм Святого Семейства начали строить еще в конце 19 века, проводить в нем службы разрешили лишь 7 ноября 2010. Тогда церковь была освещена Папой Римским и получила статус Малой папской базилики.

В этой статье:

  1. Архитектурные составляющие собора
  2. Антонио Гауди и Саграда Фамилия
  3. Собор Святого Семейства в деталях
  4. Как добраться до Саграда Фамилия

Собор Саграда Фамилия является символом Барселоны. Ни один человек, интересующийся этим великолепным испанским городом, не обойдет вниманием храм, ставший знаменитым во всем мире. Еще бы! Во-первых, Саграда – уникальное сооружение с точки зрения архитектуры, а во-вторых, строительство собора ведется уже дольше столетия и длиться ему еще долго-долго.

Архитектурные составляющие собора

Строят храм исключительно на средства, которые жертвуют на это благовидное дело меценаты и простые люди. В планах – закончить возведение собора к 2030 году. И глядя на величественное строение из некоторых ракурсов, можно согласиться, что это реальная задача. Вот таким можно увидеть фасад Страстей собора Святого Семейства со стороны парка:

Вполне завершенный вид. Но это же, можно сказать, только пятая часть всего строения. С противоположной стороны на стадии завершения находится другой фасад храма, посвященный Рождеству. Эти четыре башни справа венчают именно фасад Рождества:

Но если посмотреть на эту великую стройку на расстоянии и поинтересоваться, какие еще конструкции должны появиться в полной версии собора, то становится очевидным, что еще предстоит выполнить огромнейший объем рaботы.

На следующей фотографии можно увидеть собор издалека. Кадр сделан из . С довольно большого расстояния прекрасно виден размах строительства:

Складывается впечатление, что храм Святого Семейства доминирует над всей северо-восточной частью Барселоны. Те восемь башен, которые уже возведены, превышают стометровую отметку. А в центральной части сооружения, где сейчас расположились строительные краны, согласно проекту запланировано возведение башни, венчать которую будет огромный крест. Предполагается, что высота Саграда Фамилия достигнет 170 м.

Но и перечисленными элементами не исчерпывается тот проект собора, над которым рaботал гениальный архитектор Антонио Гауди. Мастер планировал и третий фасад с четырьмя подобными огромному веретену башнями. Фасад Славы – таким хотел видеть Гауди еще один главный компонент храма.

Гауди и Саграда Фамилия

Гауди создал целый ряд шедевров в Барселоне, но храм Святого Семейства – стал делом, и наверное, смыслом всей его жизни. 43 года посвятил Антонио Гауди знаменитому проекту.

Закладка первого камня собора состоялась в 1882 г. Эта дата впечатана на камне ворот, ведущих на территорию храма.

Справедливости ради следует уточнить, что изначально проект собора разработал в стиле неоготики архитектор Франсеск де Паула Вильяр. Под его же руководством и было начато строительство. Однако между заказчиком проекта и Вильяром возникли разногласия, что привело к необходимости передать проект другому архитектору. Так строительство храма в 1883 г. перешло в полномочия уже проявившего к тому времени свой Антонио Гауди.

Гауди оставил ту подземную часть, которую успели построить за год, но разработал совершенно иной архитектурный проект дальнейшего возведения храма.

До последних дней своих Антонио Гауди рaботал над эскизами и расчетами проекта. При его жизни к 1926 г. были возведены основные элементы фасада Рождества. По задумке Гауди на этом фасаде отражены главные события из жизни Христа. Внимательно присмотревшись, можно увидеть и на этой фотографии основные сюжеты Библии:

Все скульптуры выполнены в натуральную величину. Несмотря на это, издалека кажется, что фасад содержит больше хаоса, чем выразительных изображений. Но посмотрим хотя бы на один сюжет с приближением, и все сомнения развеются:

Как известно, эскизы и расчеты Антонио Гауди были практически уничтожены во время гражданской вoйны в Испании. Сейчас они по крупицам восстанавливаются. Большая часть технических наработок каталонского архитектора находится в Центре Гауди, открытому на родине мастера в небольшом городке .

Но смогут ли современные архитекторы воссоздать тот облик собора, который видел в своем воображении Гауди?

Собор Святого Семейства в деталях

По замыслу архитектора храм Саграда Фамилия должен быть 18-башенным! 12 башен – по четыре башни каждого фасада – посвящены апостолам. Еще четыре башни Гауди планировал возвести в честь евангелистов. Высочайшая 170-метровая башня в центре будет посвящена Иисусу Христу, а рядом с ней планировалась чуть пониже колокольня Богородицы.

Какие из этих замыслов будут осуществлены, покажет время. А пока мы видим 8 башен у двух фасадов. На каждой башне установлена скульптура апостола, в честь которого она названа:

Практически каждая деталь собора посвящена апостолам, библейским сюжетам, святым:

В любом информационном источнике, касающемся творчества Антонио Гауди, подчеркивается его ориентированность на природу и естественные образы. Здание собора Святого Семейства многократно иллюстрирует эту приверженность архитектора природным элементам. Его башни завершаются медальонами, отделанными керамикой, или шишками, или ягодами:

Кроме фасада Рождества в соборе к настоящему времени довольно детально проработан фасад Страстей Христовых. Активное строительство этой части собора возобновилось в 1954 году, но ведется до сих пор, укрывая лесами значительную часть фасада:

Скульптурные группы с этой стороны храма совершенно другие и по содержанию, и по исполнению. Над входом размещены угловатые композиции, которые рассказывают о мучениях и смерти Христа:

Тем, кто подъезжает к храму Святого Семейства туристическим автобусом Bus Turistic, удобно рассмотреть фасад Страстей, находясь на верхнем этаже автобуса. Не торопитесь выходить из автобуса — снизу таких отчетливых картин не увидеть. Тем более что автобус стоит на этой остановке несколько минут.

Вообще, как это часто бывает, грандиозное сооружение занимает площадь, ограниченную зданиями, поэтому осматривать его непросто. Великолепный вид храма открывается, если войти в парк, находящийся рядом.

Как добраться до Саграда Фамилия в Барселоне

Одно дело, если вы решили при посещении Барселоны воспользоваться экскурсионным Bus Turistic. В этом случае, автобус синей линии вас доставит к самому храму. Но, если вас интересует исключительно Саграда Фамилия, то можно воспользоваться метро. Две линии метро имеют одноименную станцию с выходом у самого собора.

Но тем, кому доставляют удовольствие прогулки по городу, лучше всего пройтись пешком. К примеру, от Каталонии идти до собора каких-то пару километров, а от Триумфальной арки и парка Сьютаделья и того меньше. Эта часть Барселоны называется Эшампле и абсолютно проста в ориентировании. Улицы, строго расчерчивающие кварталы, без проблем выведут к храму.

К слову сказать, главным храмом Барселоны является не Саграда Фамилия, а собор , который находится в центре . Это старейший собор города, который имеет статус кафедрального. Но, безусловно, и храм Святого Семейства, и Кафедральный собор нужно увидеть своими глазами, а в идеале и их, раз уж судьба подарила вам поездку в Барселону.

Ваш euro-проводник Татьяна

Столица Каталонии является одним из главных туристических центров Европы. Этот город славится обилием достопримечательностей, своим дерзким характером и необузданной архитектурой. Такую славу Барселона приобрела во многом благодаря работам выдающегося архитектора Антонио Гауди, которые удивляют туристов со дня своего сотворения.

Одной из самых ярких и непостижимых работ зодчего является, конечно, легендарный собор Саграда Фамилия, или Храм Святого Семейства Антонио Гауди.

Храм Святого Семейства Барселоны

Sagrada Familia – самая известная достопримечательность столицы Каталонии. Этот костел строится уже без малого 140 лет. Строительство церкви началось в 1882 году, тогда церковь приобрела участок земли за границами города для постройки самого величественного собора за всю историю Испании, работать над проектом пригласили талантливого и неординарного архитектора А. Гауди, который на тот момент был никому не известным молодым проектировщиком, имевшим за своими плечами одну лишь постройку.

Антонио с энтузиазмом взялся за работу, даже не имея конкретного плана строительства. Все его решения были интуитивными, и нередко строителям приходилось переделывать уже готовые части базилики, когда зодчего посещали новые идеи. Строительству Храма Святого Семейства архитектор посвятил всю свою сознательную жизнь. Антонио просто жил на строительной площадке, ведь он ни на минуту не мог оставить работы без присмотра. Под его руководством работы продолжались целых 40 лет, до самой смерти зодчего.

Уникальность данного строения заключается даже не в необычных формах и смешении разных архитектурных стилей, которые использовал Гауди. На самом деле Саграда Фамилия в Барселоне – это библия, воплощенная в камне. Каждый из фасадов здания – это библейские истории, которые скрывают в себе тайны мироздания, секреты прошлого и будущего. Примечателен и тот факт, что для создания скульптурных композиций художник использовал слепки животных и людей. Так для картины убиения детей царем Иродом слепки делались с мертворожденных младенцев, а чтобы создать фигуры животных Антонио просто усыплял их на время.

Удивительно, но столь величественное строение было полностью построено на пожертвования горожан. Когда деньги заканчивались, зодчий сам выходил на улицы города собирать пожертвования. Огонь и энтузиазм в его глазах не оставляли граждан равнодушными, и каждый из них жертвовал на строительство даже последние сбережения. Так продолжалось до 1926 года. В этот год великий зодчий нелепо погиб под колесами трамвая, не оставив после себя ни единого чертежа готового проекта.

После смерти великого зодчего строительство Собора Святого Семейства перешло под управления ученика Гауди, Д. Сурганесу, но и он не успел закончить дело всей своей жизни. После его кончины работами руководили еще три архитектора, каждый из которых внес свои идеи в архитектуру и убранство здания.

Внешний интерьер и архитектурные особенности

Несмотря на то, что возведение костела продолжается, и по сей день, службы в нем начали проводить еще в 2010 году, тогда церковь стала доступной и для туристических экскурсий. Сегодня храм Саграда Фамилия (Барселона) признан самой необычной базиликой в мире, а значит и самой посещаемой достопримечательностью Испании.

Среди выдающихся архитектурных особенностей строения можно выделить несколько примечательных деталей, так, к примеру, башни, которые возвышаются над современной застройкой и видны практически из любой точки города, взмывают вверх из единого основания, как будто огромная скала разъединилась на несколько частей и устремила свои пики в бескрайнее небо.

Также удивляют своей необычностью и барельефы и скульптурные композиции, которые рассказывают о тех этапах жизни Христа, рождении, муках и воскрешении. В архитектуре базилики много неправильных форм и геометрических нонсенсов, что создает общую картину некоего хаоса, подчиненного архитектором своей воле.

Несомненно, внутрь идти стоит. Интерьер костела внутри, как и внешний его облик, поражают своей необычностью и необузданной фантазией архитектора. Вошедшим собор Саграда Фамилия открывает чудесные виды. Посетителей окружают причудливые ветвистые колонны, которые устремляясь под ажурные своды похожи на цветочные лианы, вьющиеся вдоль уникальных фресок и лепнин. Внутри очень светло и уютно. Солнце проникает внутрь сквозь многочисленные окна и витражи, что делает освещение мягким и каким-то сказочным.

Сегодня для осмотра доступен не весь собор Святого семейства в Барселоне. Билет можно купить в башни фасадов Рождества и Страстей, также открыт музей возведения костела, где выставлены уникальные наброски и чертежи великого зодчего. Большая часть экспозиции, к сожалению, была уничтожена во время войны, но и то, что осталось, поражает посетителей своей неординарностью.

Оказавшись в этом необыкновенном строении, обязательно поднимитесь на смотровую площадку. Попасть сюда можно на лифте, а также на площадку ведет уникальная винтовая лестница. Спираль уникальна тем, что при взгляде снизу создает впечатление искривленной реальности и полного ощущения, что свод передвигается вверх без остановки. Отсюда открывается действительно неповторимый вид на Барселону. От смотровой площадки по винтовой лестнице можно подняться к самой верхушке башни, туда, где по замыслу великого архитектора должны быть установлены колокола, которые будут издавать волшебную музыку при движении ветра.

Предыдущая фотография Следующая фотография

В каждой туристической Мекке, куда ежегодно стекаются тысячи любознательных паломников со всего света, есть свое ассоциативное сооружение-визитка. Это самая главная достопримечательность, которая является обязательным must look’ом для каждого иностранного туриста, и без которой уже невозможно представить ту или иную страну или город. Так, только при одном упоминании о Париже моментально всплывает образ Эйфелевой башни, при виде изображения статуи свободы в сознании мигают проблесковым маячком буквы USA, а значок пирамиды Хеопса вполне может заменять собой название Египта на географической карте. Однако, пожалуй, больше ни в одной стране мира нет такой специфической особенности, которая отличает визитку испанского города Барселоны от других всемирно известных сооружений. Речь идет, разумеется, о знаменитом произведении великого архитектора Гауди, о соборе Саграда Фамилия.

Архитектурное повествование этого автора тянется цепочкой вкладов в строительство от его последователей до наших современников. Оно дышит эхом прошлого, храня в своих стенах воспоминания минувших исторических событий, и звучит в унисон с сегодняшним 21 веком. Собор Святого Семейства - это поистине уникальное архитектурное явление, это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении полутора столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.

И это единственный случай в истории архитектуры, когда долгострой имеет такую колоссальную мировую известность, является источником притяжения миллионов туристов и входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

История строительства собора

Создание собора началось в 1882 году с малознакомого истории архитектора Франсиско де Вильяра. Изначально сооружение задумывалось исполнить в неоготическом стиле, в духе того времени и в классических представлениях о том, как должна выглядеть христианская церковь. В соответствии с этим было заложено строительство и возведена крипта под апсидой. Однако, волею случая Вильяр вскоре отказывается от проекта и его возглавляет Антонио Гауди, который назначается главным архитектором в 1891 году.

С этого момента жизнь Гауди будет неразрывно связана со строительством собора. Он жил и дышал этим произведением, он был фанатично предан ему и часто лично собирал пожертвования на его возведение. Кстати, жил автор в буквальном смысле, в самом соборе, в келье незавершенного здания.

Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. И действительно, кажется, что каждый камень в сооружении неслучаен, он информативно напитан и рассказывает об очередном библейском сюжете. План здания выполнен в виде латинского креста, на этом собственно исчерпывалось сходство этого футуристического сооружения с обычными каталонскими церквями и храмами.

Интерьер и архитектура собора

Гауди задумывал выполнить три фасада, Рождество, Страсти Христовы и Воскресение, каждый из которых должен быть увенчан четырьмя остроконечными башнями, высотой до 112 метров, которые бы складывались в общее число 12, что соответствовало бы 12 апостолам. Еще 4 башни, по 120 метров каждая, должны символизировать Евангелистов и окружать центральную, самую высокую башню (170 м), посвященную Иисусу, на которой должен располагаться крест. Башню с колокольней в честь Девы Марии предполагалась расположить над апсидой. Гауди решил, что даже самая высокая башня храма не должна превышать самую высокую гору в Испании, Монжуик.

Как истовый христианин, он не мог свое произведение поставить выше, чем творение Бога.

Саграда Фамилия

Каждый фасад должен нести собственную смысловую нагрузку, переданную барельефами, которые передавали бы повествование о жизни и делах Христа. Так первый фасад повествует о Рождестве Христовом, это восточная часть трансепта, единственная часть собора, построенная практически полностью при жизни автора. Полное завершение фасада было закончено только в конце 50 годов двадцатого века.

Говоря о достоинствах архитектуры, необычности формы и структуры здания в целом, хочется обратить внимание на внутреннюю и внешнюю отделку храма. Даже на самой плохой любительской фотографии очевидно насколько внимательно и с любовью отнесся Гауди буквально к каждому квадратному сантиметру своего произведения. Отделка здания и декор просто поражает воображение количеством деталей, продуманностью сюжетов, линий, переходов, сочетанием различных стилей. Это и модерн, и готика, и христианские традиции, щепотка барокко, толика восточного зодчества, и все это не китч, это совершенно гармоничная композиция, в которой нет ничего лишнего. Винтажные ступени, новаторские диагональные опоры, колонны в виде ветвистых деревьев, выложенные майоликой башни и украшенные зодиакальными символами и дарами природы, виноградными лозами и гроздьями, раковинами, пшеничными колосьям. Кроме того, храм напоен особой поэтичностью, которую хотел вложить в него маэстро. Гауди планировал построить колокольню, где колокола раскачивались бы от порывов ветра. Он создал сложною осветительную систему, где свет должен был проникать через проемы в башнях и через витражи на разных уровнях, что создавало бы ощущения струящегося света.

При этом мастер очень ответственно и с возможной долей профессионализма подходил к своему делу. Одно из подтверждений тому, следующий факт: при создании одного из библейских сюжетов «Избиение младенцев», архитектор снимал слепки с мертворожденных младенцев, а для того что бы снять слепок с животного, для более натуралистичного изображения Гауди усыплял на их время с помощью хлороформа.

В 1954 году, многим после смерти Гауди его последователи приступили к постройке фасада Страстей. Внутри этой части храма был впоследствии открыт музей, в котором представлены сохранившиеся наброски, чертежи, разработки самого автора, а так же художественные и технические объекты, связанные со строительством сооружения, на протяжении всей истории его существования. С 1977 и вплоть до начала 21 века велись работы по строительству четырех башен, оформлению фасада скульптурами и внутреннее украшение здания витражами. В 2000 году началось создание фасада Славы и одновременно планировалось воздвижение башни Христа и Девы Марии. Работы ведутся по сей день и по предварительным подсчетам глобальное окончание строительства планируется к 2030 году. Все последнее десятилетие храм окружен желтыми жирафами подъемных кранов, которые забавно и странно смотрятся между коническими верхушками башен. Запечатленные миллионами туристов на фотографиях они, в какой-то степени тоже увековечены и приобщены к истории архитектурного шедевра.

Контакты

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401.

Время работы с ноября по февраль - с 9:00 до 18:00, в марте - с 9:00 до 19:00, с апреля по сентябрь - с 9:00 до 20:00, в октябре - с 9:00 до 19:00, 25 и 26 декабря а также 1 и 6 января - с 9:00 до 14:00.

Стоимость входного билета - 15-22-24-29 EUR (с гидом или аудиогидом); цена зависит от выбранной программы.

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстремал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.