Творчество федора лидваля архитектурные и интерьерные проекты. Дом семьи лидваля на каменоостровском

Федор Иванович Лидваль родился 20 мая (ст. стиль) 1870 года в Петербурге. Отец Федора был портной, известный в городе, человек культурный, увлекающийся литературой и искусством. Отец был шведский подданный, а мать - датчанка, родившаяся в Петербурге в 1844 году. Федор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882-1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище. После подготовки Федор Лидваль в 1890 году становится студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Федор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертежном столе Лидваля всегда стояло фото Л. Н. Бенуа.

Федор Иванович и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Федор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца, который умер в 1886 году. Будучи студентом Академии художеств, Федор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Федор Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, так как он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Вначале Ф. Лидваль получал работу архитектора по протекции Л. Н. Бенуа. Уже с первых шагов Лидваль проявил себя как приверженец модерна. Его активная деятельность как архитектора определялась количеством заказов, выполненных им. Федор Лидваль был родоначальником и ведущим мастером “северного” модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности архитектора совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 года сложилась драматично, то судьба его наследия в Петербурге была благополучной. Большинство сооружений Лидваля сохравнилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекавшими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрестке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм XX века - модерна.

Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь (род. в 1913-м). Все дети имели шведское подданство.

После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счета в банке. Родственница жены архитектора одно время жила в доме на Каменноостровском пр., 1-3. Каким-то образом ей удалось переправить часть имущества и мебель в Ревель (Таллинн). Осенью 1923 года семья Лидваля все это получила.

После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами нму оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Известно, что в 1932 и 1937 годах ездил в Финляндию, в Териоки. Там он виделся с Мартой, младшей сестрой Эммануила Нобеля.

Федор Лидваль умер весной 1945 года, а его жена весной 1962 года. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме.

российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения

Биография

В 1882 году окончил начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица.

В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль был студентом архитектурного отделения в петербургской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской выдающегося архитектора Л. Н. Бенуа . Окончил Академию художеств в 1896 году со званием: художник-архитектор.

С 1909 года - академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.

В 1918, разорённый революцией, вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию , но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом .

Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.

Творчество

Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Доходный дом, известный также как «Дом Лидваля», построенный архитектором по заказу матери, Иды-Амалии Лидваль, на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899-1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. В этом доме жил и сам архитектор до своей вынужденной эмиграции в 1918 году.

В здании Азовско-Донского банка (1907-1913) на Большой Морской, 3-5, уже видна свойственная Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами). Лидваль строил здания Азовско-Донского банка также и в других городах (Астрахань , Киев , Харьков).

Начало 1910-х было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте, гостиницу «Астория» на Исаакиевской площади и Толстовский дом на Троицкой улице (ныне ул. Рубинштейна, дом 15-17), другим фасадом выходящий на набережную Фонтанки (наб. Фонтанки, дом 54).

Постройки

В Санкт-Петербурге - Петрограде

  • Каменноостровский проспект, д.№ 1-3 - Малая Посадская улица, д.№ 5 - доходный дом Иды-Амалии Балтазаровны Лидваль, матери архитектора. Строился по ее заказу с 1899 по 1904 год. Сам Лидваль жил в этом доме, а его мастерская находилась в корпусе, выходящем на Малую Посадскую.
  • Красногвардейский переулок, д.№ 15 - корпуса чугунолитейного завода К. К. Экваля. Расширение. 1899, 1906.
  • Кубанский переулок, д.№ 1 - Тучков переулок, д.№ 4 - Кадетская (Съездовская) линия, д.№ 9 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом Ф. И. Клеменца (А. И. Винтера). Перестройка 1900 года.
  • Красногвардейский переулок, д.№ 15 - особняк К. К. Экваля. 1901. Совместно с С. В. Беляевым.
  • Малая Посадская улица, д.№ 17 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом Шарля де-Риц-а-Порта. 1902.
  • Апраксин переулок, д.№ 6 - здание Купеческой гостиницы М. А. Александрова. 1902-1903.
  • Малая Посадская улица, д.№ 19 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом А. К. Леммериха. 1904.
  • Малая Конюшенная улица, д.№ 3 - доходный дом Шведской церкви Екатерины и Екатерининский зал. 1904-1905.
  • Большая Конюшенная улица, д.№ 19/Волынский переулок, д.№ 8 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом М. Н. и Н. А. Мельцеров. 1904-1905.
  • Большой проспект Васильевского острова, д.№ 92 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом Ю. П. Коллана. 1904-1905.
  • Моховая улица, д.№ 14 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом О. И. Либих. 1905-1906.
  • Каменноостровский проспект, д.№ 61 - улица Чапыгина, д.№ 2 - доходный дом А. Ф. Циммермана. 1906-1907, 1913. При участии А. Ф. Нидермейера.
  • Садовая улица, д.№ 34 - здание Второго общества взаимного кредита. 1907-1909.
  • Михайловская улица, д.№ 1/Итальянская улица, д.№ 7 - здание гостиницы «Европейская». Внутренняя перестройка, отделка интерьеров. 1908-1910.
  • Малая Посадская улица, д.№ 15 - памятник архитектуры (вновь выявленный объект) - доходный дом Шарля де-Риц-а-Порта. 1908-1910.
  • Большая Морская улица, д.№ 3-5 - здание Азовско-Донского банка. 1908-1909, 1912-1913.
Фёдор Иванович (Иоганн Фридрих) Лидваль (родился 1 июня 1870, Петербург; 14 марта 1945, Стокгольм), русский архитектор шведского происхождения. Родился в семье шведского подданого. Занимался в Училище технического рисования барона Штиглица (1888-90).

В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль учился в Академии Художеств и окончил ее по классу Л. Бенуа со званием художнка-архитектора за "проект зала для выставки". В 1909 стал Академиком архитектуры. В 1918 уехал в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом.

Произведения Ф.И. Лидваля - ведущего мастера "Северного модерна ", ориентировавшегося на архитектуру Скандинавских стран и отчасти русского севера отличаются остро скомпанованными сочетаниями больших объемов и плоскостей, фактур, цветовых пятен, сложным ритмом разнообразных оконных и дверных проемов, эркеров и балконов. Поэтичность, обобщенность и динамика форм придают большую силу воздействия этим зданиям и, прежде всего собственному дому Лидваля, с которого начинается главная улица Петербургской стороны - Каменноостровский проспект (дом №1/3).

В дальнейшем Лидваль переходит к более строгой и лаконичной манере. И причиной этому явился сам Петербург, сохранивший классическую основу и влиявший на всех строителей. Лидваль широко использует технические и художественные возможности строительных и отделочных материалов, разнообразнейшей штукатурки, гладкого и грубоколотого гранита, известняка, отделочного кирпича. Мало кто умел до Лидваля так глубоко выразить достоинства каждого материала в сочетании с другими материалами. Дом на Каменноостровском проспекте дом № 61 - самое красочное произведение Лидваля, гармонично сочетающее живописность композиции с лаконичностью архитектурных форм, свободную лепкуобъемов и мягкую пластику поверхностей стен. И что интересно, в оформлении фасадов включены мотивы, близкие барокко, особенно в композиции кровли и парадных входов. Так создается перекличка памятника "северного модерна" с архитектурой XVIII века.

В зданиях Второго общества взаимного кредита на Садовой ул., д.14 (1909) и здание Азовско-Донского коммерческого банка на Б.Морской ул., д. 3-5 отчетливо просматриваются черты петербургского классицизма. Фасады с четко акцентированным центром монументальны, парадны, первый этаж воспринимается как мощное основание всего здания.

В числе многочисленных строений Лидваля следует отметить известное здание пятизвездочной гостиницы "Астория", а так же жилых домов на улице Рубинштейна 15-17 и дом Нобеля на Лесном проспекте дом №20. За довольно скромными уличными фасадами, выделяющимися лишь высокими проездами - "ренессансными" тройными арками - открывается величественная композиция дворового пространства - своеобразная улица зодчего Лидваля, парадная амфилада под открытым небом.

Федор Иванович Лидваль родился 20 мая (ст. стиль) 1870 года в Петербурге. Отец Федора был портной, известный в городе, человек культурный, увлекающийся литературой и искусством. Отец был шведский подданный, а мать - датчанка, родившаяся в Петербурге в 1844 году.
Федор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882–1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище. После подготовки Федор Лидваль в 1890 году становится студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Федор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертежном столе Лидваля всегда стояло фото Л. Н. Бенуа.

Федор Иванович и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Федор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца, который умер в 1886 году. Будучи студентом Академии художеств, Федор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Федор Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, так как он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Вначале Ф. Лидваль получал работу архитектора по протекции Л. Н. Бенуа. Уже с первых шагов Лидваль проявил себя как приверженец модерна. Его активная деятельность как архитектора определялась количеством заказов, выполненных им. Федор Лидваль был родоначальником и ведущим мастером «северного» модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности архитектора совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 года сложилась драматично, то судьба его наследия в Петербурге была благополучной.

Большинство сооружений Лидваля сохравнилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекавшими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрестке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм XX века - модерна.

Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь (род. в 1913-м). Все дети имели шведское подданство.
После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счета в банке. Родственница жены архитектора одно время жила в доме на Каменноостровском пр., 1–3. Каким-то образом ей удалось переправить часть имущества и мебель в Ревель (Таллинн). Осенью 1923 года семья Лидваля все это получила.

После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.
Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами нму оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Известно, что в 1932 и 1937 годах ездил в Финляндию, в Териоки. Там он виделся с Мартой, младшей сестрой Эммануила Нобеля.

Федор Лидваль умер весной 1945 года, а его жена весной 1962 года. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме.