Описание картины рафаэля святое семейство. Детективная история связана со «Святым семейством» Рафаэля

Дерево, масло. 131 х 107 см. Старая пинакотека, Мюнхен

«Святое семейство Каниджани» относится к тому же периоду творчества Рафаэля, что и «Положение во гроб ». Название картины происходит от флорентийской семьи Каниджани, которая владела этой работой Рафаэля до того, как она перешла в коллекцию Медичи, а затем в Германию – после брака Анны Марии Лодовики Медичи с курфюрстом Пфальцским.

Рафаэль. Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани). Старая, искажённая версия до реставрации фон Зонненбурга

Мадонна и Праведная Елизавета (мать Иоанна Предтечи) сидят на траве со своими детьми. Иосиф Обручник стоит над ними – это показывает важность приемного отца Иисуса и отражает рост почитания Иосифа после 1500 года.

Рафаэль. Мадонна Каниджани. Деталь. 1507

В «Мадонне Каниджани» Рафаэль синтезирует элементы, которые он перенял у Леонардо да Винчи и Микеланджело , и соединяет их с определённо северным ландшафтом и деликатными цветовыми пассажами, где доминируют радужные тона.

Рафаэль. Мадонна Каниджани. Пейзаж

Пирамида, в которую идеально вписываются фигуры, заимствована у Леонардо, но взаимные чувства между участниками сцены, выраженные взглядами, которыми они обмениваются, и их общим безмятежным настроением, придаёт композиции спокойный описательный характер. Общий тон «Мадонны Каниджани», таким образом, довольно сильно отличается от напряженного и взволнованного искусства Леонардо. Рафаэль создаёт здесь сюжет, полный человеческого участия и прозрачного спокойствия.

Рафаэль. Мадонна Каниджани. Версия после реставрации Юбера фон Зонненбурга

В 1982 году немецкий реставратор Юбер фон Зонненбург предпринял тщательное восстановление «Мадонны Каниджани» и удалил искажающий синий слой краски, нанесённый в XVIII столетии в области неба. Теперь можно снова видеть оригинальную концепцию Рафаэля, с путти (ангелочками) слева и справа вверху.

Первый флорентийский период Рафаэля (1504-1508)

Картина Рафаэля «Святое Семейство, или Мадонна с безбородым Иосифом» (1506), хранящаяся в Эрмитаже, относится к раннему, флорентинскому, периоду творчества художника. Иосиф, Мария и Младенец образуют удивительно простую, естественную группу.

Религиозный оттенок настроения, еще не чуждый «Мадонне Конестабиле» (1504), уступает место чисто человеческому чувству.

Изображая Марию, Младенца Христа и Св. Иосифа, Рафаэль очищает свои образы от всего будничного, отбрасывает случайные черты и бытовые детали, возводя их на пьедестал совершенства. Текучие и плавные линии контуров, перекличка цветовых пятен, продуманное расположение фигур рождают в картине чувство гармонии, величия и простоты, присущее произведениям Рафаэля. Художник отступает от традиционной иконографии Иосифа, изображая его без бороды, - отсюда второе название картины.

Перед нами идиллическая сцена семейного быта. Минута тихого молчания, невыразимо поэтичных внутренних переживаний. Эти чувства так идеально чисты, так поэтично выражают святую теплоту материнства, что если Мадонна Рафаэля теперь уже нельзя молиться, то все же в этих светлых образах вдыхаешь настроение божественной чистоты и светлого мира.

В «Мадонне с безбородым Иосифом» фигуры заполняют почти всю поверхность картины и как бы развернуты в плоскости рельефа. Голова младенца в центре композиции. Ясно выступает схема треугольника в образах Мадонны и младенца. Пластичность форм, контрасты линий, их наклонов живо чувствуются рядом с вертикалями пилястров и посохом Иосифа.

Его фигура прекрасно завершает группу, приводя ее в согласие с прямоугольной формою картины и выдвигая ее главные образы. Округлые линии голов, плечей и ореолов находят свой последний гармонический отклик в ритмическом изгибе арки над светлым пейзажем. Так внутреннему выражению мира, ясного покоя отвечает в сочетании всех форм и линий и светлая воздушность ландшафта. Как тонко продумано и взвешено в творческой работе каждая черта этой просветленной видимости!

Уже в самых ранних произведениях Рафаэля очевидны неповторимо индивидуальные черты. Молодой художник стремится к жизненной конкретности. В наибольшей степени это относится к образу старого Иосифа, который традиционно изображался с большой бородой, подчеркивавшей его возраст. Рафаэль изобразил старика безбородым. Эта деталь оказалась настолько характерной, что картина Рафаэля получила название «Мадонна с безбородым Иосифом». Менее ярко, но вполне определенно индивидуализированы Мария и Младенец Иисус.

Фигуру Младенца художник дает в сложном развороте, в чем несомненно сказывается влияние Леонардо. Но в то же время Рафаэль стремится к величайшей простоте и гармоничности изображения. Три фигуры художник объединяет в непринужденную, но неразрывно связанную группу. Композиция картины построена на повторяющихся и перекликающихся мотивах круга и полукруглой арки.

Этот прием придает композиции удивительную музыкальность, целостность и устойчивость. Ничем не нарушаемое спокойствие, хотя и овеянное легкой грустью, господствует в картине. Еле уловимая печать растворяется в светлых, нежных цветовых созвучиях. Рафаэль достигает здесь такой колористической тонкости, которая не всегда удавалась ему в более поздних произведениях.

Александр Сергеевич Пушкин написал элегию «Возрождение», вдохновленный «Мадонной с безбородым Иосифом», выставленной в Эрмитаже после реставрации, вернувшей подлинное письмо Рафаэля.

Возрождение

А.С. Пушкин

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

February 19, 2013

Младшего современника Леонардо, одного из величайших мастеров Возрождения Рафаэля Санти (1483–1520), часто называли «мастером мадонн». Во многих произведениях, где художник изображал мадонну с младенцем, он по-разному воплощал мечту гуманистов о прекрасном человеке, живущем в разумном и гармоничном мире.

«Мадонна Конестабиле» Рафаэля

«Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Используя композицию своего учителя Перуджино, молодой Рафаэль силуэтно выделяет фигуру мадонны, спокойно стоящей на фоне пейзажа. Во время перевода картины с доски на холст, осуществленного в Эрмитаже в 1881 году для лучшей сохранности произведения, выяснилось, что Рафаэль в руке у Марии первоначально изобразил гранат, как это сделал Перуджино. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Золоченая рама, украшенная рельефным орнаментом с крылатыми грифонами, исполнена, очевидно, по рисунку самого Рафаэля. Это небольшое произведение вводит нас в возвышенный и поэтический мир тонких и искренних чувств.

«Святое семейство» Рафаэля

Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции, им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Изображая Марию, младенца Христа и святого Иосифа, художник избегает будничного правдоподобия, отбрасывает все случайные черты и бытовые детали. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например, изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции; отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека.




Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий


Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену


«Тайная вечеря» - эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы


«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»


Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается


Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была


«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха - большой


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность