Большое расстояние между грифом и струнами. Регулировка бриджа и высоты струн над грифом гитары

Со временем и под натяжением струн, акустическая гитара, так или иначе, меняется, а в частности, её корпус. В отличие от нас, старых гитаристов, инструмент начинает демонстрировать свой возраст. Пузо выпячивается, плечи прогибаются, шея склоняется вперёд.

Согласен, не самое лучшее сравнение.

Хотя гитару можно рассматривать как организм.
Под натяжением шести струн, «плечи» около немного прогибаются вперёд. Дерево верхней деки вокруг резонаторного отверстия чуть-чуть проваливается вниз, а дерево вокруг подставки и за ней становится выпуклым. Нижняя дека наоборот сглаживается и фактически становится чуть длиннее. Каждое из этих изменений влияет на гриф. Даже если он вам кажется прямым, есть вероятность, то ниже 14-ого лада он уже начинается прогибаться.

Я бы хотел тут повторить то, что я писал в . Анкерный стержень не влияет на угол наклона грифа. Он помогает не гнуться самому грифу и с его помощью можно контролировать прогиб грифа от верхнего порожка до 15-16 ладов (то есть на 1-2 лада дальше того места, где накладка грифа лежит уже на корпусе гитары). изменяет угол наклона только гибкой части грифа.

По моему опыту, почти всем обычным акустическим гитарам с металлическими струнами со временем необходимо делать переустановку грифа (neck reset). Как правило, гитарам облегченной конструкции переустановка требуется раньше, чем тем, что потяжелей. Например, Martin живут без переустановки грифа в среднем 20-25 лет, но после такой процедуры время и натяжение струн продолжают влиять на корпус гитары и не всегда легко угадать, как инструмент поведёт себя. В любом случае, добротно сделанные гитары смогут пережить своих хозяев…

По мере того, как гриф немного выворачивается относительно верхней деки, увеличивается высота струн, особенно высоких позициях (от 6 лада и ниже). На самом деле, если знать, что делаешь, то легко выявить необходимость переустановки грифа, глядя на высоту струн.

Я пользуюсь тремя разными способами, чтобы выяснить есть ли проблемы с углом наклона грифа. Чаще всего пользуюсь третьим при первичном осмотре гитары. Имейте в виду, что предварительно нужно правильно отстроить анкер, это очень важно.

«Прицеливаясь» грифом так, чтобы уголки ладов были в одну линию, я обращаю внимание на то, есть ли явный изгиб грифа в том месте, где он крепится к корпусу:

В этом месте гриф слишком толстый, чтобы анкер мог его согнуть, но если гриф не выровнен относительно корпуса, то окончание накладки может выгибаться наружу. Бывает, что прогиба не видно из-за строения гитары, например, слишком большая часть накладки лежит на корпусе. Но если есть прогиб накладки над корпусом гитары, то тут явные проблемы с углом наклона грифа.

Если же гриф на глаз оказался ровным, то я беру линейку на 60см:


Я не смогу ей воспользоваться, если накладка изогнута, потому что линейка не будет касаться всех ладов, и невозможно правильно оценить угол наклона грифа. Поэтому убедитесь, что с накладкой и ладами всё в порядке.

Теперь ставлю линейку на деревянную часть подставки:


Большинство гитар устроено так, что если линейка легла на подставку и касается всех ладов, то я могу быть уверен, что с углом наклона всё в порядке.
К сожалению, эта гитара ясно даёт нам понять, что нужна переустановка грифа:


Линейка висит в 0,3см (1/8”) от корпуса.

Этот способ достаточно прост, но при его использовании не учитывается толщина самой подставки. Если она была уменьшена, а линейка легла как надо, то угол наклона грифа может быть и не идеален. Можно измерить высоту подставки (без учета высоты нижнего порожка) и надеяться, что будет где-то от 8 до 9,5 мм (5/16" - 3/8"), или использовать способ полегче.

Вот способ, который не связан ни с ладами, ни с накладкой, ни с высотой подставки.

Сперва, убедитесь, что гриф прямой, потом посмотрите, какая высота струн над 12-ым ладом. Например, она в пределах нормы, то есть от вершины 12-ого лада до нижнего края шестой струны у нас где-то от 2,4 до 3,2 мм (3/32” – 4/32”). Теперь посмотрим, какая высота этой же струны ближе к подставке.

Если от корпуса гитары до нижней границы шестой струны 12,7 мм (1/2"), то угол наклона грифа правильный:


Если расстояние меньше сантиметра (3/8”), то с углом наклона очевидно проблемы:


На фото струны очень близко к корпусу, значит, подставку и/или порожек понижали.

Если под рукой нет линейки, то можно на глаз или пальцем измерить расстояние, меньше ли оно 1см или больше.


Вот еще некоторые моменты, указывающие на проблемы угла наклона:

Расстояние над 12-ым ладом очень большое, больше 3,8мм (4/32”)


НО ПРИ ЭТОМ нижний порожек ОЧЕНЬ низкий:


Существуют проблемы связанные и с «обратным» углом наклона грифа, которые возникают либо при низкокачественном производстве, либо в результате неудачного ремонта. Это видно, если нижний порожек очень высокий, а высота струн наоборот, чрезмерно низкая.

Высота этого порожка в порядке, и ее не стоит увеличивать, так что, если высота струн нормальная, то и угол наклона грифа скорее всего тоже правильный:


Однако, если струны очень низко, то я бы посоветовал переустановку грифа.

Тут нужно понимать, что все эти показатели не абсолютны. Большинство акустических гитар имеют параметры схожие с гитарами Martin, но для других типов гитар будут уже другие рекомендации. Также играют роль личные предпочтения музыканта в высоте струн. Можно легко пережить, если угол наклона грифа немного неправильный. В конце концов, для гитариста неправильный, а для другого - самый раз. Что подойдёт для задорного исполнителя кантри, может быть неприемлемо для джаз-гитариста.

Также, в статье я имел в виду здоровые инструменты, которые содержатся при нормальной влажности. Высокая или низкая влажность имеет большое влияние на гриф.

В таком деле лучше всего поможет опыт, когда через руки проходят тысячи гитар. Опытный мастер развивает интуицию и буквально чувствует подобные проблемы, учитывает десятки нюансов. У каждого производителя свои стандарты, свои гарантии и степень ремонтопригодности инструмента. А каждый мастер выбирает свой способ ремонта, который зависит типа, стиля, возраста, производителя и состояния инструмента.

И так, мы определились.
ШАГ ВТОРОЙ
Дальше нужно снять с гитары струны, делать это можно обычным способом
или «коромыслом», советую, очень удобно и быстро.


Потом этим же «коромыслом» извлекаем струны из корпуса гитары.

ШАГ ТРЕТИЙ
Далее — аккуратно вытаскиваем порожек.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
Ищем ровную поверхность: например мраморная плита, стекло и т.д.
Делаем метку на порожке (сколько нужно срезать) Приставляем остро наточенный карандаш к нижней (ровной) части порожка, которую мы будем стачивать, и фиксируем угол карандаша. Затем проводим ровную линию. Верхнюю часть (где ложатся струны, я бы не советовал трогать, т.к. там уже сделан правильный радиус по соотношению к грифу гитары) и мы можем сделать только хуже.

Берем наждачную бумагу с зернистостью где-то 150 (существенной разницы нет), приставляем порожек той стороной, которую мы отметили, и не торопясь снимаем толщину до отметки карандаша, плотно прижимая порожек к бумаге.
Примечание:

Если Вы не уверены, сколько миллиметров нужно снять, для начала снимите не большой слой. Поставьте струны, и Вы поймете, что делать дальше.

Ну вот и всё. Ставим струны, и радуемся, теперь на Вашем инструменте можно исполнять виртуозные произведения. Возможно у Вас теперь будут звенеть струны. Возможны несколько причин:
1. Старые струны с вмятинами под ладами.
2 . Износ ладов :
_ _ а) Потребуется замена ладов у гитарного мастера.
_ _ б) в домашних условиях.
3 . Нужно настроить анкерный прут в грифе гитары (если он предусмотрен)

Чтоб узнать, ровный ли у Вас гриф , делаем следующее:

Ложим гитару (струнами вверх)так, чтоб гриф был с левой стороны. Прижмите для примера шестую струну на первом ладу мизинцем левой руки, пальцем правой руки прижимаем эту же струну на 14 ладу. Большим пальцем левой руки достаем до седьмого лада, и прижимающими действиями определяем расстояние между 6-ым ладом и струной. Зазор между струной и порожком должен быть 0.10” = 2.5 мм. Если у Вас не такие показатели, нужно отрегулировать анкерный винт. Когда Вы все процедуры сделаете правильно, уверяю, Вы останетесь инструментом очень довольны.

Расстояние между грифом и струнами.


В этой статье мы рассмотрим некоторые усовершенствования, которые можно сделать в гитаре. Рассмотрим самое простое, что можно изменить в гитаре — это . Чем больше , тем больше усилий приходится на левую руку, для того что бы прижать струны. Поэтому слишком большое расстояние нежелательно для игры. При игре в быстром темпе, намного лучше низкая посадка струн, но если струны лежат слишком низко происходит дребезжание. Многие гитаристы играя слайдами (техника скольжения), делают высоту струн выше, чем при обычной игре пальцами. Это нужно для того, что бы слайд не касался перегородок ладов. Измерять расстояние между грифом и струнами очень удобно при помощи ленейки с малыми делениями.
Расстояние измеряется на 12 — ом ладу, между перегородкой и нежней поверхностью струны. Обычно гитаристов редко интересует расстояние в мм, они устанавливают струны на такой высоте, что бы струны не дребезжали.
Другими словами идут путем проб и ошибок. Я лично считаю, что это более сложный и длительный способ. Все же, лучше воспользоваться измерительным прибором.
Расстояние, которое должно быть между порожком лада и струной:

  • Аккустическая гитара — 2 — 3 мм
  • Электрогитара — 1 — 2 мм

Высота расположения струн регулируется с помощью струнодержателя. У электрогитар каждая струна имеет свою опору, которую можно регулировать при помощи отвертки.


У аккустических гитар струнодержатель сделан из кости. Есть модели, у которых струнодержатели имеют винтики по бокам, при помощи которых можно поднимать струнодержатель.

Если вы хотите изменить расстояние между грифом и одной струной, то в этом случае лучше отнести гитару к специалисту.

В последствии изменения между грифом и струной является изменение длины звучащей части струны. Сколь бы малым небыло это изменение, оно очень существенно влеяет на интонацию гитары.
Чистое звучание гитары на прямую зависит от расстояния нижнего порожка до 12 лада .Главное, что бы это расстояние равнялось расстоянию от 12 лада до верхнего порожка.
Проверить интонацию можно, взяв звук на открытой струне и потом зажать на 12 ладу. Если звучание между этими нотами не будет равен октаве, то без дальнейшего усовершенствования, невозможно будет настроить гитару .
Есть еще один способ проверить интонацию — взять звук открытой струны и сравнить с флажолетом на этой же струне , который можно извлечь над 12 ладом. Звуки так же должны совпадать.

Если звук на 12 ладу получается слишком высоким, то звучащая часть струны коротка и ее надо удлинять, смещая нижнюю точку опоры (нижний порожек). На большинстве электрогитар, длина каждой струны регулируется отдельно, нижний порожек разделен на части, по одной на каждую струну. Длина каждой струны регулируется при помощи ключа и отвертки. Во многих случаях движение отвертки по часовой стрелке, укорачивает звучащую часть струны.

Что бы лучше понять, как настроить гитару, необходимо постараться, подумать, не торопиться.

Самая распространенная «доводка» гитары в домашних условиях - опускание струн.
Мало кто довольствуется стандартным значением 3,7 мм по 12 ладу. Всегда хочется меньше, еще меньше, еще и еще - покуда струны не начинают «ладить». И тогда доводка начинается по новому кругу, но уже с причитаниями о некачественной заводской сборке.

Попробуем рассказать о самом, на наш взгляд, рациональном способе уменьшения высоты струн.

Ничего сложного в нем нет. Есть только строгая последовательность действий. И, конечно, аккуратность. Важно помнить, что спешка нужна совсем в другом деле.

Прежде всего, условимся, что у нас стандартная ситуация, при которой высота косточки (бриджевого порожка) - достаточна для маневра, а гриф - без дефектов и прямой.

Сразу замерим высоту шестой (самой толстой) струны над порожком 12 лада.
Измеряется такая высота одним единственным способом - от ВЕРХА ЛАДА до НИЗА СТРУНЫ. Никаких других способов не существует. Не нужно ничего придумывать.
Берем слесарную (металлическую) линейку, где ноль - заподлицо, ставим её нулем ЗА шестую струну - прямо на лад. Так лучше всего видно. И смотрим расстояние от верха порожка до низа струны.

Предположим, что у нас получилось - 3,5 мм.

Нам нужно:
Ослабить струны настолько, чтобы их можно было:


  1. не снимать полностью, но

  2. просто освободить от них накладку грифа, зафиксировав где-нибудь снизу с помощью прищепки, проволоки - любым способом.

Струны зафиксированы внизу.
Далее - выводим анкер в среднее положение, т.е. в такое, при котором анкер не влияет на гриф. Находится такое положение легко - крутим анкер в разные стороны и находим место, где он крутится безо всяких усилий. Так и оставляем.
Теперь - пусть древесина грифа немного отдохнет и примет свое естественное положение. Оставим гриф в покое на часа два.

Следующий шаг.
Контролируя линейкой - выравниваем гриф с помощью анкера. Гриф должен стать прямым настолько, насколько это возможно. Не каждый инструмент позволяет добиться идеально прямого грифа. Постараемся, во всяком случае, чтобы изгиб был минимален, а лучше всего - чтобы никакого изгиба не было.

Теперь - отрегулируем высоту косточки.
Берем за основу первоначальную высоту струн над порожком 12 лада. Как мы помним, у нас получилось 3,5 мм. А мы хотим, опять же предположим, 2,5 мм.
Нужно убрать 1 мм.

Не спешим сразу стачивать косточку на 1 мм. Что мы хотим - не равно тому, что у нас получится. Может быть, что мы сможем опустить струны еще ниже, а может случиться и так, что остановимся на долях миллиметра.

Достаточно стачивать за раз по половине миллиметра.
Стачиваем на любой ровной абразивной поверхности. Можно взять шкурку - и закрепить ее на ровном бруске, можно использовать напильник, можно шлифовальный круг. Подойдет что угодно - лишь бы абразивная поверхность была идеально ровной.

Стачиваем косточку понемногу, периодически возвращая ее на место и натягивая струны. Все струны можно не натягивать - достаточно трех самых толстых. У них наибольшая амплитуда колебаний и именно с ними возникают проблемы с задеванием ладов.

Теперь, - внимание! - принцип такой:
Нужно стачивать косточку ровно до того момента, как струны начнут немного «ладить», т.е. задевать лады. У каждого гитариста этот момент наступит по-разному, в зависимости от индивидуального стиля игры, от силы атаки.
Гитаристу с экспрессивной техникой игры - не стоит и думать о слишком низком положении струн. Законы физики не изменить. Амплитуда колебаний струны не должна превышать расстояние струны до ладов.

Итак.
Мы сточили косточку при ровном грифе настолько, что струны стали чуть-чуть «ладить».
Отлично.
Устанавливаем все струны обратно, ставим их в привычный строй, а после - опять даем грифу время отреагировать - теперь уже на давление струн, выгибающих его к корпусу. Часа два будет достаточно.

Через два часа - подстраиваем струны и проверяем. Вполне может случиться так, что наши струны, которые до этого немного «ладили», «ладить» уже перестанут, т.к. гриф немного пошел к корпусу и приподнял их.
Если такого не произошло и струны все же «ладят» - снова берем в руки анкерный ключ и начинаем очень аккуратно натягивать гриф к корпусу. Никаких резких движений - совсем понемногу, по четверти оборота.
Нам нужен такой изгиб грифа, при котором струны перестанут задевать лады.

Как только это произошло - поздравляю! - регулировка закончена. Получившееся расстояние - минимальное для вашей гитары и для вашего стиля звукоизвлечения.
На более низкое расстояние вы опустить их уже не сможете.

Такой способ подходит и для акустических, и для классических гитар Crusader, т.к. все они оснащены анкерами. Для классических гитар некоторых фирм, не оснащенных анкерным стержнем, способ снижения высоты струн будет другой.