Психологическое воздействие искусства на человека. Интересные факты и полезные советы Какой вид искусства оказывает влияние на человека


Каждый человек стремиться к прекрасному. Поэтому многие, обустраивая свое «гнездышко», расставляют по комодам статуэтки, а по подоконникам - вазоны. А еще они «украшают» стены картинами.

Эти произведения живописи не только приносят эстетическое удовольствие, но и оказывают огромное влияние на человека.

«Общение» с работами, выполненными красками на холсте, укрепляют здоровье и улучшают психоэмоциональное состояние человека. Причем как при созерцании картин, так и при их создании.

Как именно искусство живописи влияет на человека, Вам подробнее расскажет редакция Интернет-издания сайт.

Искусство живописи - мощный инструмент развития личности

Картины положительно воздействуют на работу мозга

Рисуя, мы тем самым активизируем работу мозга . То же самое происходит, если мы просто смотрим на произведения живописи. К такому выводу пришли нейробиологи после проведения электроэнцефалограммы головного мозга.

Рисование картин и их созерцание задействует оба полушария мозга. Заставляя извилины работать с высокой активностью, эти занятия развивают концентрацию внимания, улучшают аналитическое мышление, а также замедляют процессы старения мозга.

Поэтому не удивительно, почему рисовать и посещать картинные галереи рекомендуют пожилым людям.

Живопись - лучшее лекарство от физических недугов и душевных расстройств

После проведения многочисленных наблюдений ученые обнаружили, что искусство живописи положительно сказывается на самочувствии человека. Так, нахождение в окружении картин снимает головную боль и прочие неприятные ощущения, успокаивает нервную систему, лечит душевные раны.

Кроме того, использование красок на холсте и просмотр произведений образного искусства предотвращает нервные срывы, а также избавляет от таких частых «гостей» современности, как переживания, тревога, стресс и депрессия.

В некоторых медицинских учреждениях даже лечат «творчеством», предлагая пациентам выплеснуть свои негативные эмоции с помощью красок на листе бумаги.

Изобразительное искусство наполняет человека различными эмоциями

Так, если картина написана в светлых красках, в ней отражается доброта, любовь и искренность, то человек впитает в себя все эти эмоции, и непременно будет дарить их окружающим.

По словам ученых, каждая картина обладает своей энергетикой, которая влияет на подсознание, а порой меняет мысли и даже мировоззрение.

А если картина, наоборот, несет негативную энергетику: на холсте все изображено в темных и тусклых красках, преобладают негативные мысли и агрессия, то и человек наполнится такими же плохими эмоциями и станет выплескивать их на окружающих себе во вред.

Искусство живописи сравнимо с влюбленностью

Оказывается, что созерцая картины великих художников, можно получить такие эмоции, которые присутствуют при влюбленности. К такому выводу пришли ученые лондонского колледжа.

Исследуя мозг, они обнаружили, что при взгляде на предмет изобразительного искусства и присутствии рядом любимого человека в мозгу активизируются одни и те же участки, которые вызывают эмоции влюбленности.

В это же время происходит всплеск дофамина - гормона, который дарит чувство удовлетворения и приятные ощущения.

Для того, чтобы подтвердить эту теорию, профессор нейробиологии Семир Зеки провел одно исследование. Его суть состояла в том, что он показал добровольцам картины великих художников. Смотря на них, у испытуемых усилился кровоток в те участки мозга, которые отвечают за чувство любви.

Особенно мощное влияние оказали произведения живописи Леонардо да Винчи, Клода Моне и Сандро Боттичелли.

«Красота спасет мир» - эта фраза великого писателя Ф.М. Достоевского была сказана в одном его произведении не случайно. Ведь действительно искусство живописи дарит эстетическое наслаждение. А вместе с ним избавляет от болевых ощущений, стресса и депрессии.

К тому же, создание и созерцание картин способствует саморазвитию и самосовершенствованию, прививает любовь к прекрасному, а также дарит самые разные оттенки эмоций, причем независимо от того, что изображено на холсте: пейзаж, портрет, натюрморт или абстракция.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Каждый человек осознает, что медицина и образование оказывают на нас сильное воздействие. Мы напрямую зависим от этих сфер жизни. Но мало кто допустит мысль, что не менее важное влияние оказывает искусство. Тем не менее это так. Трудно переоценить значение искусства в нашей жизни.

Что такое искусство?

Существует множество определений в различных словарях. Где-то пишут, что искусство - это образ (или процесс его создания), который выражает взгляд художника на мир. Порой человек не может выразить словами то, что он может нарисовать.

В другой интерпретации это процесс творчества, создания чего-то. Реализация потребности сделать мир чуточку красивее.

Также искусство - это способ познания мира. Например, для ребенка, который, рисуя или напевая песенки, запоминает новые слова.

С другой стороны, это социальный процесс взаимодействия человека с обществом и с самим собой. Это понятие настолько многозначно, что невозможно сказать, в какой части нашей жизни оно присутствует, а в какой нет. Рассмотрим аргументы: влияние искусства на человека заметно в духовной сфере нашей жизни. Ведь именно под его воздействием образуется то, что мы называем нравственностью и воспитанием.

Виды искусства и его влияние на жизнь человека

Что первое приходит на ум? Живопись? Музыка? Балет? Все это является искусством, каки фотография, цирк, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, эстрада и театр. Список еще можно пополнить. С каждым десятилетием жанры развиваются и добавляются новые, так как человечество не стоит на месте.

Вот один из аргументов: влияние искусства на жизнь человека выражается в любви к сказкам. Один из самых влиятельных видов - это литература. Чтение окружает нас с самого детства. Когда мы совсем крохи, мама читает нам сказки. Девочкам и мальчикам прививаются правила поведения и тип мышления на примере сказочных героинь и героев. В сказках мы узнаем, что такое хорошо и что такое плохо. В конце подобных произведений есть мораль, которая учит нас, как поступать.

В школе и университете мы читаем обязательные произведения классических авторов, которые содержат уже более сложные мысли. Здесь герои заставляют нас думать и задавать себе вопросы. Каждое направление в искусстве преследует свои цели, они очень разнообразны.

Функции искусства: дополнительные аргументы

Влияние искусства на человека обширно, у него есть различные функции и цели. Одна из главных целей воспитательная. Та самая мораль в конце сказки. Очевидна эстетическая функция: произведения искусства красивы и развивают вкус. Близка к этому гедонистическая функция - приносить удовольствие. Некоторые литературные произведения часто несут прогностическую функцию, вспомните братьев Стругацких и их фантастические романы. Другая очень важная функция - компенсаторная. От слова «компенсация», когда художественная реальность заменяет нам основную. Здесь часто речь идет о душевных травмах или жизненных трудностях. Когда мы включаем любимую музыку, чтобы забыться, или идем в кино отвлечься от неприятных мыслей.

Или другой аргумент - влияние искусства на человека посредством музыки. Услышав символичную для себя песню, кто-то может решиться на важный поступок. Если отойти от академического значения, то влияние искусства на жизнь человека очень велико. Оно дарит вдохновение. Когда человек на выставке увидел красивую картину, пришел домой и начал рисовать.

Рассмотрим другой аргумент: влияние искусства на человека видно в том, как активно развивается хенд-мейд. Люди не просто прониклись чувством прекрасного, но и своими руками готовы создавать шедевры. Различные направления боди-арта и тату - стремление создать произведение искусства на своей коже.

Искусство вокруг нас

Задумывался ли кто-то, оформляя свою квартиру и продумывая дизайн, что в данный момент можно заметить влияние искусства на вас? Создание мебели или аксессуаров - часть декоративно-прикладного творчества. Подбор цветов, гармоничные формы и эргономика пространства - это именно то, что изучают дизайнеры. Или другой пример: вы в магазине, выбирая платье, отдали предпочтение тому, которое правильно скроено и продумано модельером. При этом модные дома не поскромничают, стараясь влиять на ваш выбор яркими рекламными роликами. Видео - тоже часть искусства. То есть, смотря рекламу, мы также находимся под его влиянием. Это тоже аргумент, влияние подлинного искусства на человека тем не менее раскрывается в более высоких сферах. Рассмотрим и их.

Влияние искусства на человека: аргументы из литературы

Литература безгранично влияет на нас. Вспомним, как в гениальном произведении Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова пела для своего брата и исцелила его от отчаяния.

Другой изящный пример, как живопись может спасти жизнь, описал О. Генри в рассказе «Последний лист». Больная девушка решила, что умрет, когда упадет последний лист плюща за окном. Она не дождалась своего последнего дня, так как листок был нарисован для нее на стене художником.

Еще одним примером влияния искусства на человека (аргументы из литературы очень показательны) является главный герой произведения Рэя Брэдбери «Улыбка», который спасает картину с Джокондой, веря в ее великую значимость. Брэдбери много писал о силе творчества, он утверждал, что, лишь читая книги, человек станет образованным.

Образ ребенка с книгой в руках преследует многих художников, в частности есть несколько чудесных картин под одинаковым названием «Мальчик с книгой».

Правильное влияние

Как любое воздействие, искусство также может быть негативным и позитивным. Некоторые современные произведения наводят тоску, не несут в себе большого эстетизма. Не все фильмы учат хорошему. Особенно внимательно нужно следить за тем контентом, который влияет на наших детей. Правильный подбор окружающих нас вещей, музыки, кино и даже одежды обеспечит нам хорошее настроение и привьет правильный вкус.

Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что способ­ность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Вы­соко оценивая литературное творчество, Аристотель особую роль отводил трагедии. Целью трагедии он считал катар­сис (от греч. katharsis - очищение), очищение души через сопереживание героям. Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие произведения искусства послу­жило побудительным импульсом для совершения тех или иных поступков, иногда для изменения образа жизни. Ис­кусство воздействует не на одну какую-либо человеческую способность или сторону духовной жизни, а на духовный мир человека в целом. Оно оказывает влияние на всю си­стему человеческих установок. Так, волнующие звуки песни «Священная война» поднимали мирных советских людей на смертный бой с фашистской коричневой чумой.

Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве в особой ху­дожественной форме освещаются общечеловеческие, вечные проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, достоин­ство личности, в чём состоит призвание и долг человека.

Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы. Нередко художественные персонажи восприни­маются как реальные люди, у которых можно многому поу­читься, с которыми можно даже посоветоваться. Благодаря искусству человек получает возможность как бы прожить множество разных жизней и извлечь из них уроки для самого себя. Читая книгу или воспринимая кинофильм, мы переносимся в создаваемый ими мир образов, кото­рые побуждают к размышлениям, рождают переживания,


воспоминания и предчувствия. Таким путём каждый из на приобщается к ценностям культуры, вбирает в себя опыт накопленный человечеством.



Эстетическое отношение к миру. Эстетикой (от греч aisthetikos - относящийся к чувственному восприятию) на­зывают одну из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном и т. д Эстетика изучает также сферу художественной деятельно­сти людей.

В нашей жизни действительно соседствуют прекрасное и безобразное, героическое, возвышенное и низменное, тра­гическое и комическое. Мы выражаем свою эстетическую оценку, когда говорим: «Какой прекрасный день!» При этом сердце наполняется чувством радости от тёплого сол­нышка, первых нежно-зелёных листьев на деревьях, пения птиц. Или произносим: «Какие прекрасные слова!». И это означает, что услышанные слова не только согрели нашу душу, но и своим звучанием наполнили нас чувством кра­соты. Вместе с тем мы замечаем и безобразное, низменное, которое вызывает у нас чувство огорчения и отторжения. Нам неприятно, когда мы видим на улице грязь, когда на­рушается гармония человеческих отношений. Покупая одежду, делая ремонт в доме, даже готовя пищу, мы руко­водствуемся не только соображениями практичности, полез­ности. Мы хотим также, чтобы было красиво.

Прекрасное - это центральное понятие в эстетике. Все другие её понятия так или иначе соотносятся с прекрас­ным, выражая разные грани чувственного восприятия ми­ра и эстетической оценки его явлений. Прекрасными мы называем явления, обладающие высшим совершенством, бесспорной эстетической ценностью.

Эстетическое отношение к миру - это его чувственное восприятие, связанное с потребностью людей строить жизнь в соответствии с законами красоты, стремлением сделать жизнь прекрасной. Сфера эстетического включает в сеоя эстетическое сознание и эстетическую деятельность. 200


Леонардо да Винчи. Мона Лиза (ок. 1503)

Эстетическое сознание имеет три уровня:

Эстетическое восприятие;

Эстетический вкус (система эстетических установок и идеалов личности);

Эстетические теории (философски осмысленный эсте­тический опыт человечества).

Всем известна поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Она означает, что наше эстетическое восприятие мира субъективно, индивидуально-неповторимо. То, что кажется прекрасным одному, другому может видеться совершенно некрасивым.

в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,

Иногда мы говорим о каком-то человеке: «У него есть вкус». При этом человека с чувством вкуса выделяем, ско­рее, не путём рассуждений, а на основе непосредственного в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,


как он одевается, в каком интерьере живёт, как себя ведёт как говорит и пр.

Эстетический вкус - это способность человека на осно­вании возникающего чувства удовольствия или неудоволь­ствия отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности, давать эстетическую оценку различным явлениям, предметам, событиям.

Эстетический вкус развивается через опыт общения с пре­красным в природе и в людях, а также посредством знаком­ства с произведениями искусства. Если с детских лет человек не будет слышать ничего, кроме музыкальной пошлости, он вряд ли сумеет воспринять и оценить классическую музыку, развить свой музыкальный вкус. Эстетический вкус легко прививается ребёнку в семье, где утвердились вежливость и уважительное отношение друг к другу, любовь к чистоте и опрятности, где в общении не употребляются бранные слова. И наоборот, в атмосфере сквернословия, грубости, жестоко­сти эстетический вкус сформировать весьма непросто.

Дурной вкус проявляется по-разному. Внешнюю краси­вость, крикливость и аляповатость человек с дурным вкусом принимает за истинную красоту. Для людей с неразвитым вкусом характерно тяготение к тому, что броско, несложно для понимания и не требует раздумий, усилий. Таких людей больше устраивают сугубо развлекательные художественные произведения, искусство примитивных форм. Нередко при­ходится сталкиваться также с претензией на единственно верную эстетическую оценку, с пренебрежительным отно­шением к художественным предпочтениям других людей. Действительно хороший вкус предполагает скромность.

Сферы эстетической деятельности. Эстетическая дея­тельность - это духовная деятельность человека, которая предполагает прежде всего создание произведений искусства, их восприятие и суждение о них. К сферам эстетической деятельности относятся также эстетика природы, эстетика труда, быта, человеческих отношений.

Эстетическая деятельность осуществляется по законам красоты. Благодаря ей человек вступает в эстетические от ношения с окружающей действительностью. Он изменяет, 202


совершенствует и развивает свои способности и свой вну­тренний, духовный мир в целом.

Эстетика природы. Красота окружающего нас мира всегда волновала воображение человека, будила его чув­ства. Восхищение красотой природы вдохновляет людей на создание художественных произведений. Вспомним, напри­мер, «Времена года» итальянского композитора А. Виваль­ди или замечательные пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, нашего земляка В. Бялыницкого-Бирули. Людям присуще стремление преобразить природу. Пример этого - садово-парковое искусство. Мы сами тоже принадлежим природе. Украшая её, мы должны заботиться и о собственной кра­соте, о развитии гибкости, пластичности нашего тела, о гармонии голоса и жеста.

В. К. Бялыницкий-Бируля. Вешние воды (1930)

Эстетика труда. Издавна люди стремились сделать °РУДия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамических г орщках, роспись ваз, резные наличники и т. д.). В со­временной эстетике труда особое место занимает дизайн - Художественное проектирование эстетического облика


промышленных изделий. Большое внимание уделяется и эстетическому оформлению рабочих мест.

Эстетика быта. Быт - важная часть человеческой жизни, охватывающая мир повседневной деятельности не связанной с производством. Организуя питание, отдых развлечения, общаясь друг с другом, украшая своё жилище или одежду, люди на деле реализуют эстетические идеалы и ценности, которые выработаны обществом и вполне при­нимаются ими.

Эстетика человеческих отношений. Сфера общения и человеческих отношений - это та область, где эстетиче­ское восприятие мира сливается с нравственным. Красота здесь обычно ассоциируется с добром, а безобразие - со злом. Красота поведения предполагает проявление добро­желательного, уважительного отношения к человеку. Она тесно связана с культурой речи, общей воспитанностью. Вежливость и выполнение правил этикета помогают вы­строить действительно человеческие отношения, сделать наше общение привлекательным и достойным. Деловое общение обычно предполагает соблюдение строгих правил. В неформальном общении (в семье, среди друзей) люди вы­ражают свои эмоции более раскованно, используя для этого выразительную мимику, разнообразные жесты, интонации и пр. Если человек привык к бранным словам, если он не может выразить себя иначе, как криком или оскорбления­ми, то это говорит об отсутствии эстетической культуры и просто невоспитанности. В общении важно находить эстети­чески и нравственно приемлемые формы выражения своих мыслей и чувств.

Вопросы и задания

1 . В чём заключается специфика искусства? 2. Какие виды ис­кусства вы знаете? Чем они различаются? 3. Что изучает эстетика? Какие понятия она использует? 4. Как развивается эстетический вкус? 5. Назовите основные сферы эстетической деятельности. В чём состоят особенности проявления в них эстетического вкуса? 6. Какое искусство вы считаете современным? 7. Что вы понимаете под классическим искусством и как к нему относитесь?


Мораль

Общественные функции морали. Все люди в повсед­невном поведении должны подчиняться определённым пра­вилам, нормам. Некоторые из этих правил и норм имеют специализированный характер (строительные нормы и пра­вила, правила дорожного движения и др.). Мораль регули­рует поведение людей во всех сферах жизни.

Важную роль в жизни людей играют правовые нормы, законы, должностные инструкции, уставы организаций, обы­чаи, традиции, общественное мнение. Все эти формы воздей­ствия общества на поведение отдельного человека связаны с моралью, но не вполне совпадают с ней. Особенность морали состоит в том, что это - внутренний регулятор поведения.

Итак, первая и основополагающая общественная функ­ция морали - регулятивная. Универсальность морали как регулятора поведения людей заключается не в том, что она содержит чёткие предписания на все случаи жизни. Мораль даёт, скорее, самые общие указания, например, предписыва­ет быть доброжелательным к людям. Это не рецепт, следо­вание которому может принести какую-то выгоду, а призыв быть человеком не только по внешнему виду, но и по сути.

Нравственный поступок совершается не по принужде­нию, а в силу собственного убеждения человека. Поэтому вторая функция морали - культивировать в каждом чело­веке чувство собственного достоинства, не позволяющее со­вершать низменные, недостойные поступки. Данную функ­цию можно назвать воспитательной.

Нравственный облик личности - это её целостная харак­теристика, охватывающая или затрагивающая всё, что чело­век делает, о чём думает, чем живёт. Моральность человека является, по сути, синонимом человечности. Мораль указы­вает каждому из нас, в каком направлении должно проис­ходить наше духовное развитие для того, чтобы человечность в нас прирастала, усиливалась, а не деградировала.

Моральная регуляция поведения людей выполняет и ещё одну очень важную функцию - сплочения, консоли­дации общества. Процессы глобализации ведут к тому, что мировая общественная система становится нестабильной,


в ней постоянно происходят конфликты, потрясения, по­следствия которых могут иметь крупномасштабный харак­тер. В этих условиях легко потерять голову, растеряться и начать совершать неадекватные действия.

Мы воочию наблюдаем ослабление общественных связей между людьми, утрату чувства человеческой солидарности. Только опора на нравственность способна уберечь нас от беды, предостеречь от повторения в XXI в. социальных катастроф, которыми был отмечен прошлый век. В усло­виях социального кризиса холодный расчёт не всегда под­сказывает лучший путь решения сложных общественных проблем. Нравственность же содержит безоговорочный за­прет на антигуманные действия, унижающие человеческое достоинство, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом можно усмотреть проявления гуманизирующей обществен­ной функции морали.

Нравственная функция искусства. Искусство по пра­ву называют человековедением. В литературных произ­ведениях, музыке, живописи в художественно-образной форме раскрывается человеческая сущность, обсуждаются нравственные и иные проблемы жизни людей. Искусство помогает человеку осознать и понять самого себя и других людей, осмыслить свой нравственный долг.

В образах искусства, сюжетах художественных произве­дений едва ли не самое главное - поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкнове­ние влечения и долга. Всё художественное творчество прони­зано нравственными исканиями. Искусство воздействует на человеческую нравственность не проповедью, а с помощью изображения ситуаций, в которых герои произведений долж­ны делать нравственный выбор. Так, многие литературные герои, киногерои наталкиваются на корыстливую эгоистич­ность одних людей, безразличие или нравственную слепоту других и в тяжёлой борьбе прокладывают путь к новой нравственной позиции, к собственному истолкованию добра и зла, долга, ответственности. Герой как бы эксперименти­рует в отношении нравственных основ жизни и заставляет зрителей, читателей, слушателей продумывать содержание этих экспериментов и делать самостоятельные выводы. 206


К. П. Брюллов. Последний день Помпеи (1833)

Средствами искусства можно даже злу придать внешне привлекательную форму, заблуждению сообщить внешние признаки истины. Однако это не освобождает никого из нас от ответственности за правильное истолкование данных сюжетов, поскольку мы свободны в своей оценке и нрав­ственном выборе.

Взаимосвязь религии и нравственности. Каждая рели­гия опирается на определённые нравственные идеалы, вы­разителями которых могут быть сам Бог, его посланники, святые подвижники и др. Рассмотрим взаимоотношение нравственных и религиозных норм на примере христиан­ства. Основным способом утверждения христианских нрав­ственных норм стало включение их в текст Библии. Эти нормы обладают высочайшей значимостью для христиан, ибо их источником считается воля Божия.

Главная позитивная нравственная норма здесь - тре­бование гуманного отношения к людям. В евангелиях со­держатся две разные её формулировки. Первую - «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы


с ними» - можно назвать золотым правилом нравствен­ности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Вторая формулировка, содержащая требование гуманизма, звучит так: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Библия закрепляет и много других нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми го­лодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрас­но, мирись с теми, с кем поссорился, и др.



Религия не создаёт заново нравственные нормы жизни людей, но может способствовать их упрочению, подкрепляя их своим авторитетом. Однако религиозная вера не снима­ет с человека ответственности за нравственный выбор, за нравственность совершаемых поступков.

Любимова Александра

Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и принимают информацию, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость и увеличить работоспособность. Поэтому тема здоровья и повышения общего уровня культуры очень актуальна в данное время.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Влияние живописи на здоровье человека Цели:Сравнить то, как человек воспринимает своё здоровье и то как отражена эта тема в картинах, представленных в ПГХГ;- Сформировать правильное отношение к культуре здоровья у школьников с помощью демонстрации произведений живописи. Методы исследования: теоретический: анализ литературных источников, сравнения;эмпирический: опрос;- аналитический: исследование. Гипотеза Если цвет ассоциируется с позитивным настроем, то это и будет означать настрой на здоровье и работоспособность. Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление.
7. Голубой
Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление.
6. Красный
Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет.
5. Фиолетовый
Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос.
4. Оранжевый
Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует и сердечную деятельность.
3. Зелёный
Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения.
2. Синий
Лечит депрессию, способствует укреплению нервов.
1. Жёлтый
Влияние на физическое здоровье
Цвет
Влияние цвета на психическое здоровье. Инстинктивно целеноправленное восприятие мира
Пурпурный, розовый
Краснооранжевый
17-19
Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания
Фиолетовый, лиловый
Ультрамарин, оранжевый, зелёный
13-16
Преобладание чувственного восприятия
Оливковый, пастельнозлёный, лиловый
Зелёный, жёлтый, красный
11-12
Пребывание в мире сказок
Чёрный, тёмнокоричне вый, серый
Красный, розовый, бирюзовый, пурпурный
4-10
Психологическое состояние
Отрицательное восприятие
Предпочитаемые цвета
возраст
Снимает напряжение- Успокаивает
Голубой
- Повышает раздражительность и агрессивность
Красный
- Способствует возникновению угнетённого состояния
Фиолетовый
БодритСнимает усталостьБорется с депрессией
Оранжевый
Снимает напряжениеУспокаивает
Зелёный
- Вызывает чувство покоя Снижает эмоциональное напряжение Располагает к серьёзности и строгости в поведении
Синий
Помогает сосредоточитьсяПовышает творческую активность
Жёлтый
Влияние на психическое здоровье
цвет
3,9
4,2
4,4
4. Успеваемость
1,7
4,4
4,05
3. Удобство
2,75
4,4
4,5
2.Освещение
1,95
2,5
4,3
1. Привлекательность
Кабинет англ. языка
Кабинет математики
Кабинет биологии
Критерии
Оборин П.А. Первый успех. Народицкий Л.Л. Первенец. Иков П.П. Семья итальянцев Смирнов В.П. Юность. Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

« Влияние живописи на здоровье человека »

Выполнила ученица 4"А" класса

МБОУ «СОШ №6» г. Перми

Любимова Александра

Научный руководитель -

учитель начальных классов

МБОУ « СОШ №6» г. Перми

Харламова Ирина Владимировна

г. Пермь 2014

  1. Введение ………………………………………………………………………….2

Актуальность

Цель

Задачи

  1. Влияние цвета на здоровье человека ………………………………………….3
  2. Методы исследования ………………………………………………………….6
  3. Результаты исследования «Цветовое восприятие школьных кабинетов»…. 9
  4. Заключение……………………………………………………………………..10
  5. Список литературы…………………………………………………………… 11
  6. Приложения

Введение

«Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам».

И. Брехман

Здоровье человека складывается из того, что он наследует от родителей, образа жизни и экологии. Но так же, оно зависит и от сознательного отношения человека к себе и окружающей среде – это определяет понятие культуры. Необходимо помнить, что здоровье зависит от многих факторов, которые объединяются в одно понятие - здоровый образ жизни. Его целью является научить человека разумно относиться к своему здоровью, физической и психологической культуре, закалять свой организм, умело организовывать труд и отдых.

Существуют необходимые человеку составляющие в целом культуру здоровья:

  • культура тела;
  • культура питания;
  • культура движений;
  • культура поведения.

Чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства. И примерами могут служить различные виды искусства. Искусство выступает как деятельность, ищущая человеческий смысл во всем, что окружает человека и попадает в поле его зрения. Т. Е. искусство: отражает мир - так, как его видит человек;

Актуальность

Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и принимают информацию, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость и увеличить работоспособность. Поэтому тема здоровья и повышения общего уровня культуры очень актуальна в данное время.

Цель

Провести аналогию собственного восприятия здоровья, через цвет с воплощением отношения к здоровью с помощью выборки из коллекции ПГХГ. Сформировать правильное отношение к культуре здоровья у школьников с помощью демонстрации произведений живописи.

Задачи

  • Проанализировать литературные источники по теме здоровья. Выявить влияние цвета здоровье человека.
  • Установить каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.
  • Выбрать из коллекции Пермской Государственной Художественной Галереи полотна, соответствующие предпочтениям школьников.
  • Создать слайд-шоу из выбранных картин.

Гипотеза

Если цвет ассоциируется с позитивным настроением, то это и будет означать настрой на здоровье и работоспособность.

Влияние цвета на здоровье человека

Каждый цвет несет в себе какую-то информацию, а человеческий организм на этот реагирует.

Например:
. красный – увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяногодавления;
.
оранжевый – вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению;
.
желтый – стимулирует умственную деятельность;
.
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
.
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
.
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
.
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета – зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, что с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот: белая фигура на темном фоне способна пробудить надежду, желание радости. Окраска помещения также действует на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже; длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене; белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения – а значит, на психическое состояние: красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона; синий и фиолетовый – как холодные; у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.
В раннем возрасте они предпочитают
красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый.
В возрасте 9–11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется тяготением вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому.
После 12 лет любимый цвет – синий.
В своей книге «Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрилинг и К.Ауэр предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.
Желтый цвет, светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий – цвета неуверенности, сумрачности.
Голубой мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно-зеленый цвет, наоборот, мягким и тяжелым. Зеленый цвет травы успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Активные цвета – желтый и красный – всегда имеют перевес над пассивными – синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок, после того как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе. Необходимо по возможности избегать окрашенной в черный цвет классной доски, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
В соответствии с таблицей можно рекомендовать следующее.
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первоклассников лучше использовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево-красным или оранжевым, для 10- и 11-летних детей – желто-зеленым, затем зеленым.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета – он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения – доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты – от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание: его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом и т.д.
Спортзал выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого: это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность – ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале. Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки голоногих ребятишек.
Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
Коридоры и вестибюли лучше красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют расслаблению и дают отдых глазам.

В данной работе предполагается показать взаимосвязь отношения человека к здоровью через передачу цвета в живописи.

Методы исследования

  • Теоретический: анализ литературных источников, сравнения.
  • Эмпирический: опрос
  • Аналитический: исследование.

Методика исследования

  1. Опросный лист: «Цветовое восприятие школьных кабинетов»

Опрос был проведен среди учащихся 4-10х классов

Была собрана информация о том, насколько комфортно ученики чувствуют себя в следующих учебных кабинетах:

  • Кабинет биологии;
  • Кабинет математики;
  • Кабинет английского языка.

2. Исследование: «Предпочтение цветов школьниками»

I этап – диагностический

Цель: выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное состояние на данный момент.

II этап – аналитический

Цель: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.

На первом этапе основными методами стали диагностика и анкетирование. Были использованы методики « Эмоциональные сферы» Ю. Башкировой, «Цветовой тест» Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетирование проводилось по разработанной анкете «Эмоциональная стабильность». Использовался набор семи основных цветов по Люшеру, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.

Факторы, влияющие на состояние здоровья

  • Медицина 10%
  • Наследственность 15%
  • Окружающая среда 25%
  • Индивидуальный образ жизни 50%

Большой резерв в сохранении здоровья и долголетия человека заложен в организме его образа жизни.

Цвет и возраст

Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.

Возраст

Предпочитаемые цвета

Отрицательное восприятие

Психологическое состояние

4-10

Красный, пурпурный, розовый,
бирюзовый

Чёрный, тёмнокоричневый, серый

Пребывание в мире сказок

11-12

Зелёный,
желтый,
красный

Оливковый, пастельнозелёный, лиловый

Преобладание чувственного восприятия мира

13-16

Ультрамарин,
оранжевый,
зелёный

Фиолетовый, лиловый

Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания

17-19

Краснооранжевый

Пурпурный, розовый

Инстинктивно целенаправленное восприятие мира

Влияние цвета на физическое здоровье

Цвет

Влияние на физическое здоровье

1. Жёлтый

Лечит депрессию, способствует укреплению нервов.

2. Синий

Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения.

3. Зелёный

Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельностью.

4. Оранжевый

Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос.

5. Фиолетовый

Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет.

6. Красный

Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление.

7. Голубой

Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление.

Влияние цвета на психическое здоровье

Цвет

Влияние на психическое здоровье

1. Жёлтый

  • помогает сосредоточиться
  • повышает творческую активность.

2. Синий

  • вызывает чувство покоя
  • снижает эмоциональное напряжение
  • располагает к серьезности и строгости в поведении.

3. Зелёный

  • снимает напряжение
  • успокаивает.

4. Оранжевый

  • бодрит
  • снимает усталость
  • борется с депрессией.

5. Фиолетовый

  • способствует возникновению угнетенного состояния.

6. Красный

  • повышает раздражительность и агрессивность.

7. Голубой

  • снимает напряжение
  • успокаивает.

Результаты исследования «Восприятие цвета школьных кабинетов»

Критерии

Кабинет биологии

Кабинет математики

Кабинет англ. языка

1. Привлекательность

1,95

2. Освещение

2,75

3. Удобство

4,05

5. Успеваемость

Заключение

Ребята выбирали цвета, в которых они чувствуют необходимость для комфорта, хорошего рабочего настроения. Это оказались желтый, зеленый и розовый цвета. Именно такую цветовую гамму мы постарались поместить в подборку картин из коллекции Пермской Государственной Художественной Галереи. Предполагается, что демонстрация как слайд-шоу в целом, так и выставка репродукций в классе будет поднимать как общее самочувствие, так и культурный уровень в целом.

Из проведенных исследований можно сделать следующие выводы: успеваемость зависит от параметров благоприятности помещения; состояние школьных кабинетов не по всем показателям соответствуют требованиям; неблагоприятная цветовая среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфорта для работы в классе.

Данное исследование является только малой частью того, как здоровье человека связано с изобразительным искусством. В будущем предполагается рассмотреть такие направления: здоровье человека как произведение искусства, человек как главный предмет искусства и т.д.

Список литературы.

1.Н.В. Герасименко . Разноцветный класс //Домашний доктор, 1998, № 4.
2.
Ю.Башкирова. Эмоциональные сферы //Школьный психолог, 2004, № 24.
3.
Г.Фрилинг, К.Ауэр. Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология. – М.: Стройиздат, 1973.

Список используемых источников информации.

  1. http://permartmuseum.com/sitegallery

Приложение 1.

Анкета

Прочитав вопрос, ответь на него письменно.
1. Какие кабинеты в школе ты считаешь уютными?
2. В каком кабинете ты себя чувствуешь спокойно?
3. В какой цвет ты покрасил(а) бы стены в своем классе?
4. В какой цвет ты бы покрасил(а) парты?
5. Какого цвета должна быть классная доска?
6. В какой цвет, по-твоему, должны быть окрашены коридоры?
7. Как, по-твоему, должен выглядеть спортивный зал?
8. Нужны ли в кабинетах цветы?
9. Нравится ли тебе, что в кабинетах стены оклеиваются обоями?
10. Как ты относишься к таблицам, висящим на стенах?

Приложение 2.

Подборка картин из Пермской Государственной Художественной Галереи

  1. Оборин П.А. Первый успех.
  1. Иков П.П. Семья итальянцев.
  1. Плотников В.А. Боярыня у колыбели.
  1. Дейнека А.А. Крымские пионеры.
  1. Смирнов В.П. Юность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Искусство сопровождало человечество на протяжении всего существования и всегда влияло на духовное развитие человека. Оно зародилось еще в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но тогда еще не считалось особым видом деятельности. Вплоть до Платона искусством считалось умение строить дома, навыки кораблевождения, врачевание, управление государством, поэзия, философия и риторика. В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и другое. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно же, раньше не было таких возможностей, как в современном мире, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.

Так почему мы придаём такое огромное значение искусству? Как оно влияет на развитие отдельного человека и общества в целом?

Для начала рассмотрим, что в современном мире называют искусством, а также значение его изучения.

· творческую деятельность, воспроизведение действительности в художественных образах;

· практическую деятельность человека, направленную на освоение и создание эстетических ценностей;

· высокую степень мастерства.

Необходимость и значимость изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как результат художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Искусство - это одна из важнейших ступеней эволюции человека. Оно помогает человеку смотреть на мир с различных сторон и точек зрения. Со временем искусство все больше совершенствуется и изменяется человеком, но во все времена оно помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление, находить ответы на многие вопросы.

Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, в своем дневнике писал: «Искусство - одно из средств различения доброго от злого», выдающий немецкий художник Альбрехт Дюрер утверждал: «К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла». Действительно, с помощью литературных произведений, картин и даже скульптур человек способен понять, что есть добро и зло, развить в себе нравственные качества. Например, немецкий художник Отто Дикс в своих произведениях точно, эмоционально и беспощадно изобразил «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету. Он добровольцем ушёл на фронт во время Первой Мировой войны, объяснив это тем, что он сам должен был видеть весь страх и голод, грязь и боль, должен на себе испытать эти жуткие события. С 1914 по 1918 годы, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России им было сделано более 600 рисунков, которые стали основой его грандиозного графического цикла «Война». Ужас войны стал одним из основных компонентов его картин.

Позже живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. В своем дневнике он писал: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира». Его картины позволяют увидеть, как говорится, обратную, отрицательную сторону медали, понять, что помимо радости, беззаботности, успеха, красоты, победы, существует еще и боль, страх, ужас, смерть… Человеку необходимо знать это хотя бы для того, чтобы больше ценить все положительное, понимать, какой ценой было что-либо достигнуто, быть готовым к тому, что все хорошее когда-либо заканчивается. Дикс говорил: «Важно видеть вещи такими, какие они есть. Нельзя писать то, что существует лишь в воображении».

Читая литературные произведения, мы извлекаем уроки, получаем ответы на вопросы, открываем что-то новое. Одна из прелестей чтения - возможность читателя проанализировать ошибки героев произведения и постараться не допустить их в своей жизни, чтобы избежать различных негативных последствий. Ведь любая проблема человека, любой вопрос в той или иной форме уже был когда-то кем-либо описан в книге. Таким образом, литература учит нас, прежде всего, нравственности. Человек, который читает классическую литературу, научится думать, прежде чем совершить поступок, как это отразится на других людях. Литература развивает человека в моральном и умственном плане. Учит мыслить, задумываться о разных вещах, развивает мышление, кругозор, чувство патриотизма. А искусство в целом, помимо воспитательного и познавательного фактора, порождает в каждом человеке чувство прекрасного, позволяет лучше понимать себя и других. Так как искусство бывает разным, то учит и видеть, понимать реальность, объективность видеть то, что многие, может быть, без него и не замечали бы, например, проблемы и страхи других людей, учит состраданию, но искусство не может удовлетвориться только видимостью правды, оно также развивает в человеке воображение, умение мечтать и представлять.

Таким образом, искусство оказывает огромное влияние на развитие каждого человека и общества в целом, потому что именно искусство и его составляющие и развивают это общество, тянут его вверх. Познание искусства является стремлением человека к истине, добру, прекрасному, к понимаю реальности и умению воображать, к саморазвитию и совершенствованию. «Искусство - это зеркало, где каждый видит себя» (Иоганн Вольфганг Гёте), потому что отражает не картину мира, а изобилие художественных форм, каждый зритель, смотря на произведение, выбирает то отражение, которое ему ближе духовно, а это помогает ему познать себя. Без приобщения к искусству невозможны овладение культурой и эстетическое воспитание, оно формирует личность человека, помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития, влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Трудно переоценить значение искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Список литературы

искусство творческий живопись литература

1. М.Г. Балонова. Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007.

2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь, 1949-1992.

3. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (обществознание, профильный уровень), 2008.

4. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. - М., «Знание», 1975.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки искусства. Жанры и особенности первобытной культыры. Взаимосвязь искусства и религии. Человеческие качества и чувства запечатлены в живописи, скульптуре. Проблемы бытия, религии, мироощущение отражены в произведениях искусства.

    реферат , добавлен 21.03.2004

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    История искусства в истории человечества. Радикальное отличие человека от животных. Возникновение искусства как закономерное следствие развития трудовой деятельности палеолитических охотников. Реконструкция духовной культуры первобытного общества.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Понятие и основные этапы развития классицизма как художественного стиля и эстетического направления в европейском искусстве XVII-XIX вв. Основные требования и особенности его отражения в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, моде.

    презентация , добавлен 12.10.2015

    Жизнь и творчество Николая Бурачека в сферах украинской культуры: от театральной искусства до живописи. Яркость и мягкость красок в пейзажах художника, импрессионистические элементы в его творческом почерке. Театральная деятельность: актер и декоратор.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

    реферат , добавлен 24.01.2010

    Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности человека, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

    шпаргалка , добавлен 27.10.2010

    Общая характеристика проявления техники в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре и архитектуре. Особенности использования средств искусства. Значение подтекста в произведении. Рекомендации относительно работы с произведением искусства, ее основные этапы.