Рисование листьями деревьев в старшей группе. Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (сюжетное рисование) в старшей группе на тему: «Краски осени

НОД по рисованию в старшей группе

«Осеннее дерево»

Программное содержание:

    Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»

    Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»

    Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным

    Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса

    Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве

Оборудование:

    Панно с осенним деревом без листьев для коллективной работы

    Гуашь, салфетки, вода, кисти

    Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен)

    Дидактическая игра «Художник по имени Осень»

    Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года»

Предварительная работа:

    Экскурсии по участку детского сада и в осенний парк

    Рассматривание осенних иллюстраций

    Чтение стихов об осени

    Беседы с детьми об осени и осенних явлениях

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель показывает детям фотографии осенней природы с характерными цветами осени.

Лес разделся

Неба просинь

Это время года…осень

Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение…Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Передадим улыбку по кругу…. (передавая гриб, яблоко и т.п. передаем улыбку друг другу)

2. Дидактическая игра «Художник по имени Осень» (по Лыковой)

Посмотрите на эти листочки – они многоцветные. Какие краски больше всего любит Осень? Подбери среди красок художника похожую цветовую гамму.

3. Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»

Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени. Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.

Осень в гости к нам пришла

Дождь и ветер принесла

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает.

Листья по ветру кружатся

И под ноги к нам ложатся

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем…

ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»

Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте.

Мы по лесу шли, мы листок нашли,

Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….

листик липовый нашли…

от березы лист нашли…

мы кленовый лист нашли!

Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево».

4. Рассматривание панно

Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…

Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как получить оранжевый цвет?

5. Показ порядка выполнения оттиска (отпечатка).

Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток.

6. Практическая часть.

Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.

Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень».

7. Итог занятия:

Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?

Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение стихов детьми по желанию)

Природа оказывает исключительно положительное влияние на формирование характера и индивидуальности дошкольника. Она пробуждает любознательность, формирует эстетические чувства. Рисование пейзажей в детском саду позволяет детям изобразить неисчерпаемое многообразие природы и в то же время выразить эмоциональное отношение к ней, чувства, возникающие от созерцания этой красоты. В старшей группе дошкольники переходят от рисования отдельных природных объектов к созданию целостных пейзажных композиций, будь то лесной, горный, морской пейзажи или изображение природы в определенное время года.

Особенности рисования пейзажей в старшей группе детского сада

В старших группах дошкольники осваивают непосредственно рисование пейзажа, поскольку в более раннем возрасте (средняя группа) такое работа была главным образом направлена на изображение отдельных объектов природы (елочка зимой, яблоня со спелыми яблочками, развесистое дерево, цветочки на лугу). Теперь же ключевую роль начинает играть построение композиции рисунка: гармоничное заполнение всего пространства основы, прорисовка переднего и заднего плана, правильное соотношение по величине природных объектов.

Постановка темы пейзажного рисования в этом возрасте настраивает детей уже не только на изображение группы предметов, но и на передачу в композиции определенного сюжета, а также поиск разных вариантов его исполнения.

Рисование пейзажей в старших группах непосредственно связано с познанием и развитием речи. Большую роль в такой изобразительной деятельности играет непосредственное наблюдение за природой и восприятие поэтических строк.

Яркое весенне впечатление

Зимние впечатления

Созерцая природу, дошкольники получают яркие наглядные впечатления. Их хорошо закрепить просмотром иллюстраций, репродукций пейзажей известных художников. Таким образом, ребята уяснят приемы передачи выразительных образов (цветовая палитра, пропорции, композиционное расположение), в стихотворении же их заменяют образные свои средства (яркие метафоры, красочные эпитеты, меткие сравнения).

Отметим, что дети пяти-шести лет при рассматривании картин с легкостью определяют изображенное художником время года, характерные признаки осени, зимы, весны или лета, а также цветовые оттенки, выбранные для создания образов.

В старшем дошкольном возрасте вполне можно практиковать рисование пейзажей с натуры, опять-таки привлекая к этому процессу стихотворные произведения.

Отметим, что воспитанники старшей группы способны рисовать не только знакомые им пейзажи, которые они наблюдают в повседневной жизни, но и те картины природы, которые они лично никогда не видели, а имеют представление о них только по репродукциям, фотографиям, видеофильмам и пр. Так, в данном возрасте ребятам предлагается изображение морского и горного пейзажа, лунного и даже фантастического. Кроме того, картины природы в детских рисунках могут представать в своем первозданном виде (лес, луг, озеро, море, горы и т.д.), а также измененные человеком (сельский пейзаж, парк с красивыми скамейками, мостиками, фонарями, железная дорога, включенная в природный ландшафт и пр.).

Что касается изображения природы в определенное время года, то каждое занятие имеет свою специфику. Так, тема «Картинка про лето» предполагает, что воспитатель должен обсудить с ребятами их летние впечатления, уточнить, что они наблюдали в лесу, в поле, на речке или озере. Педагог с помощью наводящих вопросов способствует более полному выражению детских впечатлений. При этом будет замечательно почитать стихи о лете.

Осенью внимание ребята нужно обратить на то, как изменилось все вокруг - прежде всего окраска деревьев и кустарников, цвет неба.

При изображении зимнего леса педагог обращает внимание на различие старых и молодых деревьев - по высоте, толщине и окраске ствола. Ели и сосны будут различаться также по цвету иголок: у старых деревьев они темнее. Особенно воспитатель обращает внимание дошкольников на большие развесистые деревья - строение их ствола и ветвей особенно заметно в зимний период.

Весной внимание дошкольников обращается опять-таки на цвет неба и признаки пробуждения природы.

Кроме того, дети должны знать особенности городского пейзажа - это сочетание природных объектов (деревья, кусты) с домами и автомобилями.

Большая роль на занятии отводится анализу детских композиций. Ребята отмечают те работы, где образы природы получились наиболее выразительными, и рассуждают, за счет каких средств и приемов живописи это получилось (грамотная композиция, яркая цветовая палитра). Хорошо, когда дети придумывают образные названия свои работам - это способствует активизации словарного запаса.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

При создании пейзажных композиций большое значение имеет цвет основы (поскольку большинство таких работ выполняется красками). Так, при рисовании летней картинки понадобятся листы бумаги привычного формата, тонированные в светлые оттенки (желтоватый, сероватый, голубоватый). В зависимости от композиции рисунка можно обозначить линию горизонта, разграничив голубой верх и низ основы иного цвета.

Для осеннего пейзажа понадобится более мрачный и приглушенный цвет неба. Зимние же картины природы изображаются на бумаге любого бледного тона.

При рисовании морского пейзажа требуется особенный фон, более того, он имеет в композиции первостепенное значение. Поскольку цвет воды и неба, в принципе одинаковые, то выразительность рисунка достигается за счет контраста оттенков: море следует рисовать более темного цвета, чем небо. Причем, ближе к горизонту вода должна быть более темного цвета.

Рисование морского фона имеет свои особенности: ближе к линии горизонта вода должна становиться темнее

Что касается материалов для рисования, то пейзажи создаются как гуашевыми, так и акварельными красками. Гуашь хорошо передает краски лета, зимние образы на темном фоне. Акварель оптимальна для весеннего пейзажа. Эти два вида краски можно успешно сочетать в рисунке: например, бабочки рисуются яркой гуашью, а цветочный луг - более нежной акварелью.

Для рисования развесистого зимнего дерева, покрытого инеем, хорошо использовать сангину или угольный карандаш. Снег же изображается белилами.

Рисование сангиной, карандашом и белой гуашью

Сдержанные спокойные пейзажи можно рисовать и цветными карандашами, восковыми мелками. Хотя регулируя силу нажима, можно получить и вполне колоритные картины, не уступающие по яркости краскам.

Рисунок карандашом

Техники и приемы рисования (в том числе отпечатки/оттиски, монотипия, кляксография и другие)

Пейзажная живопись требует от старших дошкольников овладения различными изобразительными приемами. Так, картинка про лето обычно начинается с рисования травы. Это можно сделать разными способами: слитной линией, короткими мазками либо длинными разнонаправленными линиями. Также по-разному изображаются деревья: с толстыми и тонкими стволами, высокие и стройные либо искривленные, молодые и старые. Бабочек в летнем пейзаже нужно учиться рисовать неотрывным движением руки.

Педагог должен напоминать воспитанникам и о правильной композиции рисунка: соотношении по величине близких и удаленных объектов. Кроме того, дети должны определиться с ориентацией листа бумаги в зависимости от изображаемых образов.

При рисовании дерева дошкольники совершенствуют навыки работы с кистью: мелкие ветки и прочие детали прорисовываются кончиком, ствол же и крупные ветви - всем ворсом. Листья проще всего изобразить способом примакивания (если речь идет о традиционной технике рисования).

Если дерево изображается карандашом, восковым мелком или сангиной, то следует использовать разной силы нажим, чтобы передать более светлые и темные части. Также как средство выразительности используются линии разной интенсивности. Ведь, не все ветки дерева имеют одинаковый цвет, и это обязательно нужно отразить в рисунке.

Что касается сангины, которая хорошо передает шершавую текстуру коры, то воспитатель должен подчеркнуть, что она очень хрупкая, и не стоит сильно сжимать ее пальцами и надавливать на бумагу.

В процессе создания пейзажей педагог стимулирует детей использовать разнообразные цвета и оттенки, многие из которых образуются путем смешивания основной краски с белилами.

При создании картины природы некоторые объекты стоит сначала прорисовать простым карандашом, например, бабочку или таким способом наметить их расположение на основе.

Что касается горного пейзажа, то, чтобы горы не казались повисшими в воздухе, следует рисовать их от края листа, поднимаясь вверх. Другой способ - изображать их от линии горизонта.

В пейзажной живописи при создании необычных выразительных образов на помощь дошкольникам приходят нетрадиционные техники рисования. Так, крону дерева можно оригинально изобразить мятой бумагой. Кусочек бумаги окунается в краску и прижимается к основе. Отметим, что для каждого цвета нужно использовать новый комочек.

Листва изображается с помощью мятой бумаги

Для этой цели также можно использовать рисование пальчиком или тычком полусухой кистью.

При рисовании кроны и опавших листьев используется пальчиковая живопись

Листья изображаются тычком полусухой кистью

Для изображения ствола дерева с причудливыми изгибами ветвей хорошо подходит метод кляксографии. Он уместен и для рисования травы. С помощью же ладошковой живописи можно эффектно изобразить бабочек на летней картинке.

Рисование с использованием нетрадиционных техник (ладошковая живопись и кляксография)

Кляксография прекрасно передает образ дерева со множеством ветвей

Очаровательные пейзажи получаются с помощью монотипии - таким способом обычно рисуют деревья, отраженные в водоеме.

Монотипия

Стоит упомянуть и о нетрадиционной технике эбру - рисовании на воде с последующим оттиском на бумажную основу. В детском саду для этой цели лучше использовать молоко: оно дольше не смешивается с гуашью (молоко могут принести родители каждого из воспитанников). Как вариант - можно добавить в воду немного конторского клея. Жидкость наливается в емкость. Для нанесения на нее краски можно использовать обычную кисточку, пипетку или зубочистку. На поверхности молока ребенок создает различные образы. Когда пейзаж готов, он переносится на бумагу. Хорошо подходит пористая акварельная бумага (прекрасно абсорбирует краску), хотя можно использовать и обычную альбомную.

Первый этап рисования в технике эбру

Итог работы - композиция на бумаге

Техники эбру идеально подходит для создания фантазийных пейзажей, хотя таким способом получаются и очаровательные летние картины природы.

Рисунок в технике эбру

Рисунок в технике эбру

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

Замечательные пейзажные композиции получаются, если не ограничивать дошкольников в выборе материала, предоставляя им на занятии рисованием цветную бумагу, пластилин и прочие принадлежности. Так, картину зимнего леса сделают незабываемой мелкие кусочки поролона, создающего образ снежных хлопьев.

Рисование с элементами аппликации поролоном

А летнюю композицию идеально дополнят бабочки, силуэты летящих птиц, лепестки цветов, выполненные в технике пластилинографии.

Рисование с элементами пластилинографии и аппликации

Подобные приемы оптимальны для проявления творческой индивидуальности детей, особенно тех, кто проявляет повышенный интерес и способности к изобразительной деятельности.

Из аппликативных деталей можно создать замечательную коллективную работу: каждый ребенок прорисовывает силуэт дерева, который затем приклеивается в общую композицию.

Рисование с элементами аппликации (коллективная работа)

Кстати, дерево на шаблоне можно изобразить и пластилином. А затем приклеить его на красиво нарисованный фон.

Рисование с элементами аппликации (коллективная композиция)

Варианты композиций

Пейзажной живописи посвящено достаточно много занятий. Так, в начале учебного года (сентябрь) дошкольникам предлагается нарисовать картинку про лето, в которой они должны отразить впечатления, полученные от общения с летней природой.

Чуть позже (также в сентябре) ребята создают композицию «Осенний лес», где они упражняются в рисовании самых разных деревьев и кустарников в желто-оранжевом наряде.

В декабре дети рисуют пейзаж «Зима». Задача данного занятия - отобразить зимнюю картину природы в лесу, поле либо в поселке или городе. Таким образом, дошкольники знакомятся с понятием «городской пейзаж».

Рисование на зимнюю тему «Большие и маленькие ели» (декабрь) учит ребят создавать в одной композиции образы деревьев, различающихся по высоте, окраске, строению.

В феврале детям предлагается тема «Красивое развесистое дерево». Здесь акцент ставится на тщательной прорисовке одного образа, красивом композиционном решении рисунка (разместить одно дерево на основе - оно изображается не слишком мелким, но и не крупным).

На другом занятии ребята создают красивую лесную картинку – «Деревья в инее».

Весенние пейзажи связаны с созданием образов цветущего сада и луга с порхающими над ним бабочками. Эти темы традиционно предлагаются в мае. Рисование «Цветут сады» направлено на развитие композиционных умений, а «Бабочки летают над лугом» упражняет воспитанников старшей группы в создании несложного сюжета окружающей природы.

Кроме указанных тем, связанных с изображением природы в то или иное время года, целесообразно предлагать ребятам рисование морского или горного пейзажа. Такие композиции, как правило, получаются красивыми и колоритными. Для развития же творческой фантазии детям предлагаются такие темы, как фантазийный пейзаж (например, сказочный лес) или космический (поверхность луны или какой-то неизвестной планеты с диковинными деревьями и пр.).

Пейзажи можно создавать и коллективно. Удобнее всего это сделать, используя элементы аппликации: ребятам раздаются силуэты деревьев, которые они прорисовывают и раскрашивают, а затем наклеивают на общий фон.

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: демонстрация картин, наблюдение на прогулке, беседа, стихотворение, сказка и прочее

Что занятие пейзажной живописью максимально увлекло дошкольников, воспитатель должен продумать подходящую игровую или сказочную мотивацию. Например, в группу приходит письмо от пингвинов с далекого Севера. Оказывается, пингвины учатся в своей художественной школе, и преподаватель дал им задание изобразить летний пейзаж. Но ведь, они никогда не видели лета, даже не знают, какого оно цвета - ведь, на Севере всегда лежит снег. Пингвины просят ребят помочь - показать им, как выглядит лето. Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Составь пейзаж», где из множества природных объектов они выбирают те, которые соответствуют летнему сезону. Дошкольники успешно создают картинку, но она всего одна, а пингвинов много, поэтому дети приступают к рисованию летнего пейзажа, чтобы сделать подарок каждому пингвину.

Если тема занятия «Зимний пейзаж», то разыгрывается обратная ситуация - письмо уже приходит из жаркой Африки, от детишек из детского сада «Пальмочка». У них очень жарко, они целый год купаются и загорают, даже зимой. Африканские ребятишки хотят узнать, как выглядит русская зима.

Для рисования весеннего или летнего пейзажа опять-таки используется прием получения письма. У двери группы педагог находит послание от человечков из сказочной страны. Злой волшебник заколдовал их прекрасные сады, и они перестали цвести. Чтобы развеять чары злодея, воспитанники детского сада должны нарисовать цветущие деревья для человечков.

Письмо детям может написать сама Весна. Она переживает, что из-за проделок коварной Зимы и ее помощников - злых ветров и трескучих морозов - не может примерить свои цветущие зеленые наряды. Весна просит детей помочь стать красивой.

Другой вариант мотивации - воспитатель приносит ребятам в подарок картину «Осенний лес». Но, оказывается, по дороге дождь смыл с нее осенние краски - остались только зеленые елочки. Педагог просит дошкольников исправить ситуацию - нарисовать красивые осенние пейзажи в желто-оранжевых тонах.

Детей всегда привлекает сказочная мотивация. Для этой цели при рисовании пейзажей можно использовать экологические сказки. Как вариант рассмотрим произведение А. Лопатиной «Почему у земли платье зеленое». Здесь маленькая девочка интересуется у мамы, почему трава и деревья на Земле зеленого цвета. Мама рассказывает дочке, что когда Творец попросил Природу сшить для Земли наряд цвета веры и надежды, то волшебница Природа выбрала зеленый цвет. С тех давних времен созерцание зеленого ковра ароматных трав, кустарников и деревьев дарит человеку надежду и веру, делает его лучше и очищает. Девочка возразила маме, что травка осенью высыхает, а листва опадает с деревьев. Мама после раздумий спросила дочку, сладко ли ей спалось сегодня в мягкой кроватке. Девочка удивилась ее вопросу, а мама объяснила, что так же сладко спят травы и цветочки на полях под пушистым снежным одеялом. И деревья отдыхают, чтобы набраться сил и радовать людей новыми надеждами. А для того чтобы людям не было совсем грустно зимой без зелени, елочки и сосны на радость нам носят зеленый наряд.

Иллюстрация к сказке А. Лопатиной

После прочтения этой замечательной сказки воспитатель беседует с детьми о колорите природы, выясняет, нравится ли ребятам больше летний или зимний лес. Можно также порассуждать на тему: чтобы изменилось на земле, если бы природа сшила бы не зеленый, а красный или фиолетовый наряд. После беседы ребята приступают к рисованию летнего или зимнего пейзажа (на выбор). При изображении зимнего леса там должны присутствовать елочки или сосны.

При рисовании картин природы очень уместно включать в занятия и стихотворные произведения. Например, если дошкольника предлагается тема ««Большие и маленькие ели» то очень кстати будет стихотворение И. Токмаковой «Ели», где деревья наделяются антропоморфными чертами:

Ели на опушке -
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки,
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.

Для рисования осеннего пейзажа подойдет стихотворение И. Михайловой:

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..

Еще одни замечательные строки про осень:

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит… Должно быть, это
Пролетает наше лето.

Очень красивое стихотворение про зиму написала О. Шалимова:

Шёл по миру снегопад.
Шёл куда глаза глядят –
То в деревню завернет,
То по городу пройдет.
А потом, потом в лесок,
На прибрежный пляж, песок,
На пригорки, на холмы,
На деревья и кусты…
По дорогам, по тропинкам,
Всем он нес свои снежинки.
Нес и нес легко, светло.
Стало всё белым - бело.
Всё сияло нежным светом,
И сменилась ночь рассветом.
Снегопад шагал, шагал
И немножечко устал!
Он устал и перестал.
Он снежинки все раздал!
Пусть немного отдохнёт,
Он потом опять придет!

Перед созданием завораживающей картиной заката солнца на море детям стоит услышать строки В. Амелина:

Я обожаю красоту заката…
Особенно когда он на воде…
Блеск волн горящих дивного наката…
Всё воскрешает лучшее во мне…
Захватывает дух от наважденья…
И сердце от блаженства всё поёт…
Для тела - это просо искушенье…
Его на подвиг издали зовёт…
Нельзя красой такою насладиться…
Закат на море - это Рай Земной…
Не замечая можно, так влюбиться…
И заболеть всей этой красотой…
Люблю заката дивные свеченья…
Закат и вправду стал мне, как родной…
Откину, уберу я все сомненья…
Всей полюбил закат своей душой.

Создать нужную творческую атмосферу на занятии помогут также физкультминутки.

Весенняя тематика:

Физкультминутка «Прогулка к морю» (занятие по рисованию морского пейзажа)

Что мы видим на просторе? Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль
Волны плещут в Черном море. Волнообразные движения руками с покачиванием туловища
Вот и мачты кораблей. Встать на носки, вытянуть руки вверх
Пусть плывут сюда скорей! Приветственные махи руками
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
Ходьба на месте
Что-то жарко стало, братцы,
Не пора ли искупаться.
Обмахивание руками
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Гребем руками и ногами.
Кто угонится за нами?
Имитация плавательных движений
Все. На берег вылезаем
И на песочке отдыхаем.
Сесть на ковер
Ракушки ищем мы в песке.
Их сжимаем в кулаке.
Наклоны из положения сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака

Пальчиковая гимнастика на осеннюю тему

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Физминутка - аутотренинг.

  • А теперь мы с вами превратимся в деревья.
  • «Я - большое заснеженное дерево.
  • Мои ветви тянутся к небу.
  • Ярко светит солнце,
  • Дует лёгкий ветерок,
  • Я вдыхаю его чистый свежий воздух
  • Надо мной гордо кружат птицы.
  • Мне хорошо и приятно».

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Кобер Л.

Образовательные задачи : учить рисовать летние пейзажи акварельными красками, находить выразительные средства для отражения впечатлений, закреплять приемы работы кистью.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе и творчеству, умение согласовывать свои действия с другими участниками работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением летнего пейзажа.
Раздаточный материал: бумага формата А4 по количеству детей, акварельные краски, кисти, баночки-непроливайки, салфетки.
Ход занятия:
Занятие начинается с релаксационного упражнения «Лето»: детям предлагается лечь на ковер и закрыть глаза. Звучит спокойная музыка. Ребята представляют себе лето с ярким солнышком, теплой речной водой, голубым небом, ароматными цветами и травами и т.д.
После этого дошкольники рассматривают картинки с летними пейзажами. Каждый ребенок выбирает картинку и составляет по ней небольшой рассказ, находя признаки лета.
Педагог читает стихотворение В. Орлова «Лето»:

    Что ты мне подаришь, лето?
    -Много солнечного света!
    В небе радугу-дугу
    И ромашки на лугу!
    -Что еще подаришь мне?
    -Ключ звенящий в тишине,
    Сосны, клены и дубы,
    Землянику и грибы!
    Подарю тебе кукушку,
    Чтобы, выйдя на опушку,
    Ты погромче крикнул ей:
    «Погадай мне поскорей»!
    И она тебе в ответ
    Нагадала много лет!

Обсуждение стихотворения, в том числе настроения автора.
Ребятам предлагается нарисовать картинку про лето - цветущий луг с жучками, паучками, порхающими бабочками.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка рисунков.

Малахова Г.В. «Царство хозяйки зимы»
(рисование с использованием нетрадиционных техник кляксографии и печатания засушенными листьями)

Загадка про зиму:

  • Тройка, тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит царица-
    Белокожа, светлолица.
    Как махнула рукавом-
    Все покрыла серебром!

Беседа о том, почему зиму называют царицей, подходят ли ей эпитеты «белокожа», «светлолица».
Воспитатель напоминает дошкольникам, что они создавали уже много рисунков на зимнюю тему, и предлагает им нарисовать композицию «Царство хозяйки зимы». Дети вспоминают цвета холодной гаммы, приемы их смешивания. Для создания пейзажа педагог предлагает использовать технику кляксографии, печатания засушенными листьями деревьев и набрызга. Воспитатель напоминает, что для ближнего плана нужно использовать листья большего размера. С помощью кляксографии создается образ хозяйки-зимы, у которой потом прорисовываются черты лица кончиком тонкой кисти. Можно также добавить волосы и корону.

Проводится динамическая пауза - под музыку дети выполняют движения: покачивают поднятыми руками, имитируя деревья, плавно кружатся вокруг себя, как снежинки, приседают. Ребята закрывают глаза и предсталяют мысленно образ царицы зимы.

Самостоятельная работа дошкольников под музыкальное сопровождение.
В середине рисования проводится физкультминутка-танец «Белая краска зимы» (пока подсыхает краска перед рисованием лица зимы).
Выставка рисунков. Дети рассказывают о своих работах. У кого-то зима получилась злая, колючая, у кого-то - добрая, веселая.

Маколова С.В. «Цветут сады»

Беседа о весне, цветущих в это время плодовых деревьях.
У двери группы воспитатель находит письмо от жителей сказочной страны. Злой волшебник заколдовал их сады, которые всегда цвели по весне. Чтобы снять злые чары, нужно нарисовать красивые цветущие деревья (мотивация).
Чтение стихотворения Елены Аткиной:

  • От белой яблони в цвету
    Мне глаз не оторвать,
    Невесты юной красоту
    Я вижу в ней опять.

Обсуждается, почему цветущие яблони сравниваются с невестой. Рассматривание картинки с яблонями.
Педагог напоминает дошкольникам, что такое пейзаж:

  • Если видишь на картине
    Нарисована река
    Или ель и белый иней,
    Или сад и облака.
    Или снежная равнина,
    Или поле и шалаш,
    Обязательно картина
    Называется… пейзаж.

Проводится пальчиковая гимнастика на цветочную тему:

  • Наши белые цветки распускают лепестки.
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    Наши белые цветки закрывают лепестки,
    Головой качают, тихо засыпают.
    Только мы не станем спать
    А начнем мы рисовать.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево; медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачки вперед-назад. Ритмичные сжатия кулачков рук, опущенных вниз.
Воспитатель показывает детям основные приемы рисования весеннего пейзажа. Сначала обозначается линия горизонта, голубое небо. Для рисования травы нужно смешать желтую и синюю краску (зеленую же заколдовал злой волшебник).
Дети приступают к работе. Пока изображение подсыхает, проводится физкультминутка:

  • Видишь бабочка летает,
    На лугу цветы считает.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Сосчитать, не сосчитать
    За день, за два, за целый месяц
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Даже мудрая пчела
    Сосчитать бы не смогла.

Дошкольники рисуют яблони: ствол - толстой линией, всем ворсом, а ветки - тонкой, кончиком кисти. Зеленые листочки изображаются тычком полусухой кистью, а цветы на яблоне - ватной палочкой.
Рассматривание готовых композиций.

Гараева Г.Д. «Морской пейзаж»

Неожиданное начало занятия - педагог предлагает дошкольникам побыть «ветром». На столах стоят мисочки с водой, окрашенной в голубой цвет. Ребята должны дуть на воду, чтобы образовались волны. В воду опускаются бумажные кораблики: когда дети дуют на них, они плывут. Воспитатель объясняет, что при сильном ветре может случиться кораблекрушение.
Цитируются строки А.С. Пушкина:

  • Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет.
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.

Рассматривание картины с изображением морского пейзажа. Изображение условно можно разделить на три части: песчаный берег с морской пеной, море бирюзового цвета и синее небо с белоснежными облаками. Также на картине есть парусные лодки: большая - на переднем плане и маленькая - на заднем.
Ребятам предлагается нарисовать морской пейзаж акварелью «по-сырому» – на мокрой бумаге. Воспитатель демонстрирует приемы рисования. Лист бумаги смачивается мокрой губкой с двух сторон и приклеивается к столу. К основе прикладываются два треугольника (паруса) из газетной бумаги. Вначале изображается небо легкими мазками голубоватой краски с пробелами - облаками. Море должно быть темнее неба (на палитре смешивается синяя краска с капелькой желтой). Песок рисуется желтым. Прибрежная пена не закрашивается - остается белой.
Пока бумага не высохла, нужно снять газетные паруса. С помощью тонкой кисточки дорисовываются лодочки коричневого цвета с красными флажками.
После физминутки дети приступают к работе.
Анализ готовых композиций.

Пейзажные композиции воспитанников с комментариями по выполнению работы

Летняя природа пробуждает у дошкольников творческую фантазию. Композиции на это тему проникнуты теплотой и радостным настроением. Поэтому солнышко часто изображается улыбающимся («Колосится рожь», «Красота лета», «Летний день»).

Летний пейзаж ассоциируется с насекомыми, яркими цветами в изумрудной или нежно-зеленой траве. Причем, насекомые часто изображаются нарочито крупными(«Краски лета» , «Летний день», «Подсолнухи»).

Особенно колоритны картины, выполненные гуашью («Красота лета», «Сказочное лето»). На риснуке «Сказочное лето» крупным планом изображен цветок, похожий на «Цветик-семицветик» из одноименной сказки, и яркая бабочка с красивывм рисунком крыльев.

Очаровательна композиция «Лето красное», где на переднем плане детально прорисованы одуванчики, а вдали красуется радуга. Работа выполнена в нежных пастельных тонах.

На рисунке «Беззаботное лето» мы видим узкую тропинку, по краям которой растут цветы. Ребенок изобразил в работе самые разные летние цветочки, включая скромные ромашки и синие колокольчики.

В композиции «Радостное лето» в пейзаж включен человек - мальчик, купающийся в озере.

Фотогалерея: примеры детских работ

Рисунок акварелью Рисунок карандашами Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью (коллективная композиция) Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью и фломастерами

Воспитанники старшей группы создают чудесные осенние пейзажи. В этом им помогают нетрадиционные техники. Так, методом тычка полусухой кистью изображены листья на рисунке «Деревья в золоте». Образы деревьев в осеннем наряде созданы с помощью оттиска листьями («Волшебница осень», коллективная композиция «Золотая осень»). Оригинальна работа «Осень в лесу», где способом кляксографии созданы причудливые образы деревьев, солнца, травы и ежиков. Как всегда эффектны работы в технике монотипии («Деревья, отраженные в воде»). Желтые кроны деревьев и опавшую листву можно изобразить также поролоновой губкой («Осенний лес»).

Аккуратно выполнена работа «Волшебные краски осени», где мы можем увидеть и птичек, и самые разные виды грибов, и даже зайчика. Представляет интерес композиция «Таинственный осенний лес», изображающий природу на фоне ночного неба, усыпанного звездами.

Фотогалерея: готовые рисунки

Оттиск листьями (коллективная композиция) Рисунок акварелью Рисование тычком Оттиск листьями Рисунок карандашом Кляксография Монотипия Рисунок гуашью Рисование поролоновой губкой

Рисование в старшей группе, в зависимости от программы направления детского сада, может идти по стандартному и нестандартному пути. То есть традиционно ребенок учится рисовать карандашами (простыми, восковыми), красками

А в творческих кружках дети используют разные техники (набрызг, кляксографию нитками и трубочками, рисование мыльными пузырями, тычками, пальчиками, ладошкой, свечами, листьями, «мокрое» рисование, аэрографию, граттаж, монотипию, оттиск) и смешивают материалы (например, мелки с акварелью). Ныне многие современные педагоги государственных детских садов стараются разнообразить занятия по

Предварительная работа по изобразительной деятельности

Рисование в старшей группе направлено на закрепление и детализацию полученных ранее знаний. Дети умеют рисовать формы геометрических фигур (круг, цилиндр, треугольник, квадрат, прямоугольник) и передавать их через изображение овощей, животных, людей, птиц. В старшем дошкольном возрасте необходимо больше детализировать передаваемый образ, акцентируя внимание на его признаках.

Например, ребенок свободно изображает свою семью. Тогда нужно подсказать, что папа выше мамы, которая выше детей, а самый маленький у них - дошколенок. Кроме того, нужно помочь с пропорциями тела: туловище делится на две части, локти должны заканчиваться там, где находится «ремень». Лицо должно быть также гармоничным и правильным.

Чтобы дети лучше поняли признаки, пропорции, свойства изображаемых предметов, воспитатель каждый день проводит работу по развитию восприятия ими окружающего мира. Без этого не проходит ни одно рисование (старшая группа). Детский сад предоставляет необходимый материал для занятий, а педагоги с родителями должны расширить кругозор у детей.

Изобразительные умения старшего дошкольника

Воспитатели вместе с ребятами на улице изучают явления погоды, рассматривают предметы, в группе закрепляют полученные знания через лепку, аппликацию, вырезание форм и фигур, обведение шаблонов. Как только дети запомнили все признаки, то пробуют рисовать сами.

Затем проводится анализ ошибок полученных рисунков. Исходя из этого и подбирается та или иная техника рисования. Например, нужно обвести по точкам, цифрам или дорисовать симметрично изображенный рисунок по клеткам. Дети должны научиться располагать все предметы гармонично в пространстве, передавать на листе реалистичные образы.

Кроме того, рисование в старшей группе должно развивать чувство цвета, эстетический вкус. Этому помогают разнообразные техники. Например, дети делают из брызг, передают через отпечатки листьев, следы кисточки. Могут рисовать мыльными пузырями (смешивается шампунь с красками), свечой, а затем закрашивать фон акварелью. Все это способствует развитию творческих способностей, фантазии, расширению кругозора у старших дошкольников.

Рисуем овощи

Ребенку легче освоить рисование овощей. В старшей группе занятие выстраивается по нарастающей сложности:

  • дети изучают форму и внешний вид овоща на картинках, наглядных пособиях, реальных предметах (ощупывают, проговаривают);
  • дошкольники рисуют геометрическую форму;
  • корректируют внешний вид овоща;
  • намечают карандашом основные линии, выпуклости и прочие мелкие элементы;
  • раскрашивают красками, карандашами, фломастерами, маркером.

Например, огурец напоминает по форме овал. Далее один конец овала удлиняют, сужают. Затем с другого конца рисуют хвостик овоща, намечают на теле «пупырышки» и линии-бороздки. Затем раскрашивают огурец, показывая темные и светлые оттенки кожуры.

Или возьмем, например, морковь. Рисуется треугольник. Затем одну его сторону округляют, границы овоща делают более плавными. Далее изображаются листья и корни. Затем раскрашивается морковь красками.

Как только освоено рисование овощей в старшей группе, дети переходят к изображению натюрмортов. Сначала это рисование линейных наглядных предметов, затем овощей на тарелке или иной посуде. Самым сложным уровнем является изображение предметов по памяти. Для этого перед занятием проговаривают особенности внешнего вида овоща/овощей, после чего дети приступают к выполнению задания (сразу красками).

Рисуем животных

Старшие дошкольники уже умеют изображать животных, но чаще они у них сказочные, одушевленные (в платьях и костюмах, ходят на двух ногах, кушают при помощи лап). Задача воспитателя - добиться реалистичной передачи образа. Для этого изобразительная деятельность проходит параллельно с аппликациями, лепкой, чтением, знакомством с окружающим миром.

Для начала дети изучают особенности строения тела, потом пытаются найти общие свойства с уже знакомыми формами (например, голова круглая, туловище овальное, уши треугольные). Кроме сходства, акцентируется внимание на имеющихся расхождениях, наклоне предметов, их пространственном положении.

Рассмотрим рисование животных в старшей группе на примере ежа, овцы и щенка. Чтобы нарисовать ежа на поляне, нужно сделать следующее:

  • находите центр листа, где будет располагаться животное;
  • рисуете овал (тело);
  • с одного края намечаете нос в виде морковки;
  • рисуете круглый глаз, нос, овальные ножки, палочками рот, иголки;
  • намечаете траву, солнце, тучки;
  • далее раскрашиваете красками, учитывая цветовые переходы.

Изображение овечки, щенка

  • рисуете круг (туловище);
  • определяете наклон головы;
  • намечаете овал (голову);
  • туловище обрисовываете зигзагом, создавая кудри;
  • на голове рисуете глаза;
  • намечаете палочками четыре ноги;
  • прорисовываете «ступни» лап, нос точками, зрачки глаз, уши;
  • разукрашиваете.

Самым сложным этапом считается детализированное рисование в старшей группе. Вот :

  • изобразите овальное туловище, круглую голову, учитывая наклон;
  • начертите посреди круг (морду), линиями отметьте шею, лапы прямоугольными штрихами и овалами (стопы);
  • схематично определите симметрию морды, намечая положение глаз, носа, нарисуйте уши;
  • изобразите глаза, рот;
  • вместо кругов на лапах начертите пальцы, дорисуйте хвост;
  • сотрите лишние линии, наметьте направление шерсти.

Такие сложные занятия проводят с детьми индивидуально, на занятиях в кружках по рисованию.

Рисование «Грибы» в старшей группе

Дети часто изображают грибы вертикальным и горизонтальным овалом. Особенно им нравится разукрашивать мухомор. Его можно изобразить с выпуклой овальной или треугольной шляпкой. Чтобы нарисовать мухомор с овальной шляпой, нужно на листе определить его расположение, отметить эллипсоидный овал с вертикальной палочкой. Далее прорисовываете ножку мухомора.

Эллипс делите по диагонали: сверху на шляпе рисуете кружочки, а внизу, на ножке, белый воротничок. Таким образом можете нарисовать большие и маленькие грибы на поляне. Чтобы получить шляпу треугольной формы, верхушку мухомора делаете холмиком. Под шляпой изображаете овальное очертание внутренних слоев. У такого «фигурного» гриба ножку нарисуйте внизу с утолщением. Это простое рисование.

Грибы в старшей группе можно изобразить более натурально. Для этого сделайте следующее:

Чаще грибы вырастают под дождем. Как его нарисовать реалистично, без «палок», рассмотрим далее.

Рисование «Идет дождь»

Старшая группа уже определяет особенности дождя (грибной, слепой, проливной, осенний, летний). Педагогу лишь нужно акцентировать внимание на том, что капли изображают в одном направлении. Сначала дети рисуют тучи с каплями дождя, затем изображают людей с зонтиком, на последнем этапе дошкольники изображают дождь «по ту сторону окна».

На что обратить внимание при изображении дождевых туч.

  • Если тучи вблизи, то дождь изображаете продолговатыми каплями разных размеров, но в одном направлении. Начинаются капли с середины тучи, а не от края. Низ и вверх облака - более темные по цвету, чем передний план.
  • Если тучи далеко, то под ними растушуйте фон карандашом, формируя сплошной ливневый поток. Потом на нем штрихами определите отдельные капли дождя.

Это простое рисование («Идет дождь»). Старшая группа вполне может изобразить «натуральные» погодные явления. Этому помогут следующие правила.

  1. Дождь всегда изображаете на темном фоне, независимо от того, рисуете ли красками, карандашами, пастелью, маслом.
  2. Линии дождя изображаете параллельно друг другу.
  3. Яркие капли передаете через нажим ластика, свечу, разную цветовую гамму или специальной щетинистой веерной кистью.

Если нужно изобразить дождь как природное явление, то рисуете пейзаж, а поверх него через какое-то время наносите светлой краской капли сплошными наклоненными штрихами. Если капли делаете ластиком, то сначала широкой стороной проводите направления, а потом острым уголком при помощи сильного нажатия создаете блик капель.

Людей под проливным дождем изображаете аналогично. Но внимание уделяется не только направлению дождя, форме капель, но и лужам, силе брызг. Этому обучают дошкольников на индивидуальных занятиях по рисованию.

Рисуем осень

Октябрь - это месяц осенних конкурсов. Педагогу необходимо с детьми закрепить погодные свойства через рисование («Осень»). Старшая группа сравнивает все осенние месяцы, находит сходства и различия, запоминает цветовые переходы. Самое простое задание - когда дети изображают одинокое дерево. Для этого сначала определяется его место, отмечается ствол и ветки «рогаткой».

Затем на ответвлениях так же схематично наносятся мелкие галочки. При помощи краски толщина ствола и веток «наращивается». Поверх веток изображается листва разными красками (красной, оранжевой, желтой). Теперь остается нарисовать лужайку, небо, облака, солнце и тень от дерева.

Осень можно изобразить, нарисовав листопад. Здесь дети закрепляют знания о деревьях. Самый простой вариант - изобразить осень отпечатками (этот способ больше всего предпочитает старшая группа).

Рисование: тема «Осень»

  • Соберите разные листы с деревьев.
  • Распределите их на листе бумаге.
  • Далее берете листок, намазываете обильно его с изнаночной стороны красной, желтой, оранжевой краской (особенно тщательно промазывайте прожилки).
  • Положите листок крашеной изнанкой на альбомный лист, прижмите ладошкой.
  • Проделайте эту работу с другими листами, выбирая другой цвет.
  • Теперь листья больше не нужны. Отпечатки прорисовываете кистью, красками. Обратите внимание, что прожилки листа выполняют роль ствола и веток дерева.

Можно нарисовать стволы деревьев с ветками, а пальчиками ставить точки-листочки. Это тоже нравится дошкольникам любого возраста. Для конкурса многие дети, проявляя фантазию, рисуют образ осени с женским лицом и листьями вместо волос. Так закрепляются знания о пропорциях человеческого лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы осени.

Рисуем пернатых

Рисование птицы в старшей группе происходит по тому же плану, что и занятие по изображению животных. Сначала все детали сравниваются с геометрическими формами, акцентируется внимание на движении, наклоне головы, расположении на альбомном листе. Вот пример (рисование павлина):

  • нарисуйте овальное туловище;
  • сверху круглую голову;
  • шея идет от головы по овалу;
  • на туловище прорисовываете треугольные крылья;
  • к овалу добавляете лапы с тремя пальцами;
  • на голове прорисовываете круглые глаза, треугольный клюв;
  • от одного крыла до другого намечаете распущенный хвост, похожий на лепестки ромашки;
  • раскрасьте

Рисование в старшей группе позволяет изобразить птиц с разной стороны, в действии. Вот как выглядит профиль петуха. Начинаете работу с головы. Чертите круг, отмечаете глаз, треугольный клюв с поперечной линией, овальной бородкой и гребешком из трех лепестков.

От головы рисуете шею с воротником, похожим на форму расклешенной юбки. От него продолжаете вогнутое туловище, напоминающее вместе с шеей полумесяц. Далее рисуете хвост из восьми перьев: первые длинные, поднятые вверх, четыре пера начинаются с конца туловища, последние короткие, заходят на треть туловища и свисают вниз.

На туловище прорисовывается линией крыло, ноги с четырьмя пальцами и шпорами. На крыле обрывистыми горизонтальными дугами обозначаются перышки, а вертикальными линиями - длинные перья. На пальцах прорисовываются когти маленькими дугами.

Как писать конспект по изобразительной деятельности

Конспект рисования в старшей группе пишется по следующему плану.

  • Тема занятия. Обычно берется из программы.
  • Цель . Прописываются три-пять задач данного занятия, подразумевающие получение новых знаний и закрепление имеющихся навыков.
  • Материал . Указывается инструментарий, вплоть до последней кисточки. Какие приемы будут применены, какое оборудование понадобится.
  • Ход занятия. Теоретическая часть начинается с предварительной работы по теме. Так, может прийти в гости сказочный персонаж, которого надо нарисовать или которому нужно помочь изобразить что-то. При помощи стихотворений, рассказов, рассматривания картин, наглядного материала выявляются нужные свойства предмета, который нужно нарисовать. Далее на практике дети выполняют задание, а в конце урока делаются выводы о полученных знаниях.

Ныне в детских садах занятия называются термином «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Рисование в старшей группе от этого не изменило своей сути. Также применяются дидактические игры, игровые приемы, разные техники для того, чтобы вызвать у детей желание нарисовать нужный предмет или явление.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Конспект ООД по рисованию в старшей группе на тему «Осеннее дерево»

Подготовила воспитатель

Пелих Оксана Николаевна

ст. Ленинградская

2016

Цели: Закрепление умения рисовать деревья. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей фантазию, память. Любовь к Русской природе.

Программные задачи: 1. Образовательная: - Способствовать закреплению знаний об осени, вспоминая ее признаки; - развивать навык детей рисовать деревья с помощью красок; - стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине. 2. Развивающая: - Развивать художественно эстетический вкус детей. - тренировать память, внимание. - развивать умение сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени, подбирать точно слова для обозначения явления. 3. Воспитательная - Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие, - Воспитывать любовь к Русской природе - Учиться замечать красоту. Материал. Иллюстрации с изображением деревьев с листвой. Кисти, краски, салфетки, баночки с водой, альбом для рисования.

Ход ООД.

На доске находятся иллюстрации с изображениями деревьев в разное время года. Воспитатель:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите - роща золотом одета».

- Ребята-это одно из самых красивых времен года. Воспитатель:

- Правильно, осень. Обратите внимание на картинки. Чем отличаются деревья друг от друга? Выберете изображения которые подходят для нынешнего времени года. Воспитатель:

Сегодня мы будем рисовать осенние деревья. Посмотрите на рисунки, какие цвета вы видите. Что в них интересного. ( Дети дают свои ответы: листочки желтые, красные, зеленые, коричневые, очень красиво). Воспитатель:

- Посмотрите перед вами лежат краски.

Воспитатель на мольберте демонстрирует рисование дерева с помощью красок.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы, листья рябины, Загибают пальчики, начиная с большого

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу.

Воспитатель:

- А теперь попробуйте вы. Сначала нарисуем ствол. Для этого я наберу достаточно воды и краски на кисть. Нарисую на листе продолговатую палочку, от нее ветки. Каким цветом мы нарисуем ствол?

Дети:

- Коричневым.

Воспитатель:

- А теперь попробуйте вы.

(воспитатель оказывает индивидуальную помощь, всячески подбодряет) Воспитатель:

- Молодцы ребята. Какие вы молодцы. А теперь пока сохнет краска мы с вами поиграем в игру «Совушка» Воспитатель:

- Молодцы, давайте посмотрим высохла краска. (если да, то дети садятся на свои места).

Чтобы изобразить дерево с листвой, я набираю на кисть желтую краску и на ветках рисую листики. (точками наносим выбранный цвет). Так у дерева появляется крона (листва). Ребята, получается у меня дерево с листьями. Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Молодцы, а теперь попробуйте вы.

Выберете каким цветом будет ваша листва. (Далее дети начинают работать самостоятельно. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Дети самостоятельно выбирают цвет).

После того как дети нарисовали. Проводится смотр и обсуждение детских работ. Воспитатель отмечает, что все дети очень талантливы и старательны.

Мастер – класс по рисованию для детей 5-6 лет: «Разноцветная осень».

Автор: Матвеева Алла Валериевна, воспитатель МБДОУ д/с к/в №18 п.Развилка Ленинского района Московской области.
Описание: Мастер-класс по рисованию на тему: «Разноцветная осень» для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования: «тычок» жесткой полусухой кистью. Данная работа является интересным материалом для педагогов ДОУ и родителей при обучении детей творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования.
Назначение работы: композиция «Разноцветная осень» станет прекрасным оформлением уголка МБДОУ «Наш вернисаж», участником выставки «Осенний калейдоскоп», украшением раздевальной комнаты группы.
Цель: обучение детей созданию композиции «Разноцветная осень» с использованием нетрадиционной техники рисования: «тычок» жесткой полусухой кистью.
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой: «тычок» жесткой полусухой кистью. Учить располагать изображение по всему листу бумаги. Развивать мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Формировать эстетический вкус, чувство цвета и композиции. Закреплять приемы работы кистью: всем ворсом и концом кисти. Совершенствовать умение тонировать лист бумаги, используя технику: рисование «по сырому». Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Описание нетрадиционных техник рисования, использованных при выполнении данной работы:
- рисование «по сырому» - техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу;
- «тычок» жесткой полусухой кистью – кисть с жесткой щетиной опускаем в гуашь и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
Осень – красивое время года . Оно всегда воспевалось поэтами и вдохновляло художников на самые прекрасные картины.
Как прекрасна осень
В пестром сарафане,
В чистом небе просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой березка
Золотою свечкой.
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
Т.А. Шорыгина.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет создать осеннюю композицию на тему: «Разноцветная осень».
Для работы нам понадобится материал:
1. Бумага для акварели (формата А4)
2. Простой карандаш.
3. Клеенка для рисования.
4. Акварельные краски.
5. Гуашевые краски.
6. Кисти ворсовые №5, №3.
7. Кисть плоская с жесткой щетиной №12.
8. Стакан – непроливайка.
Предварительная работа с детьми: беседы об осени, рассматривание иллюстраций, картин, разучивание стихотворений, чтение произведений, загадывание загадок, рисование деревьев, проведение НОД по теме: «Осень».

Последовательность выполнения:

Подготовим весь необходимый материал для работы


Простым карандашом проведем линию горизонта (разделим лист бумаги на две части: небо и землю).


Ворсовой кистью (№5) затонируем лист бумаги акварельными красками синим и коричневым цветом, используя технику - рисование «по сырому».




Фон готов (см. примечание).


Далее работу продолжаем гуашевыми красками.
Белым цветом рисуем стволы берез, начиная концом кисти и постепенно нажимая на весь ворс.



Коричневым цветом рисуем стволы кленов, используя тот же прием рисования.



Концом кисти коричневым цветом рисуем кусты.



Работу продолжаем, используя технику «тычок» жесткой полусухой кистью
Желтым цветом обозначаем контуры крон берез.



Закрашиваем кроны желтым цветом.



Добавляем в середины немного зеленых пятен.


Красным цветом обозначаем контур крон кленов.



Закрашиваем кроны красным цветом



Добавляем пятна оранжевого и желтого цвета.



Оранжевым и красным цветом рисуем листву на кустах.