Символика и мотивы пьесы гроза. Смысл названия и образная символика драмы "Гроза" А.Н

Исследованием символики в произведениях Островского занимался Сергей Юрский. Его работа: «Кто держит паузу». Являясь театральным постановщиком, он отдает дань Александру Николаевичу, как великому драматургу. Сергей Юрский утверждает, что по пьесам Островского можно воссоздать Москву того времени. И действительно, драматург показывает каждую мелкую деталь, обстановку домов, одежду людей, традиции, все то, из чего состояла Москва, настоящую жизнь.

Островский показывал быт людей, но при этом он добавлял некую мелкую деталь, которая в конце концов имела символическое значение в предложенном контексте.

Образ грозы многозначен в пьесе «Гроза» - это уже давно доказанный, обоснованный факт. Исследуя «Бесприданницу», Юрский пишет еще о нескольких образах:

Образ Волги: символ черты между одной жизнью и другой, символ спасения для Ларисы. Река уносит любимого (Паратова), по ней же возлюбленный возвращается. Река уносит и жизнь Ларисы (она погибает на самом берегу).

Исследователь рассматривает детали быта в «Бесприданнице», имеющие символическое значение в этом контексте. Образ той же самой реки- Волги. Если рассматривать по быту, то сам город стоит на реке. По произведению- Волга разделяет судьбы, уносит одних людей от других. Символическое значение имеет оружие, висевшее на ковре в доме у Карандышева, а так же шампанское, поданное в доме чиновника. По быту: оружие - деталь интерьера, некий сувенир, а если задуматься о скрытом смысле, то оружие означает внутреннюю незащищенность Карандышева, его страх, трусливость, комплекс неполноценности и другие скрытые значения. Шампанское, по быту- праздничный напиток. Скрытый смысл: символ примирения после больших разногласий, символ шутливости, веселья, символ благополучия (напиток дорогой, заморский).

Символы у Александра Николаевича - это определенный вещи или явления, а не слова, что дает возможность воссоздать произведения на сцене в полной их красе, показывая идейный замысел.

Разбирая пьесы Островского Сергей Юрский наблюдает еще 3 многозначных образа: яблоки, ключи (связка ключей),деньги. Практически в каждой пьесе деньги имеют символическое значение. Проблема имущественная и идея денег сопровождает множество пьес Островского.

Подводя итог, Сергей Юрский говорит, что символ должен стать реальным, помогая актеру на сцене и давая толчок подсознанию зрителя.

М.И. Писарев пишет о образе птицы в произведениях. Образ птицы в русских народных песнях обозначает свободу, восторженность. По словам критика: «Восторженность - это бессознательное стремление души куда-то, не имеющее под собой твердой почвы и принимающее увеличенные размеры». В «Грозе» девушка сравнивает себя с птичкой, мечтает стать свободной.

Лебедев подчеркнул значимость народной песни в произведениях.

В «Снегурочке» желание героини встретиться с людьми, жить в обществе, начинается с песен Леля, желания научиться петь песни также как пастух:

… «Круги водить под песни-вот что мило

Снегурочке. Без песен жить не в радость..»

… «И дни и ночи слушать

Готова я пастушьи песни…И слушаешь, и таешь…»

В пьесе присутствуют русские народные песни, песни обрядные. Ими выражается и любовь и разочарование.

В « Бесприданнице» Лариса Дмитриевна поет песни под гитару, песни вышедшие из народа (в данном случае из цыганского табора), затрагивающие даже самое злое сердце.

Углубляясь в систему «образ-символ», именно русской народной культуры, Лебедев пишет о образе реки (Волги), о образе грозы, на примере драмы «Гроза». Река, по верованию славян, это путь до конца жизни, путь на небеса, река-это олицетворение дороги к добру, свету. Река в «Грозе» символ встречи, любви, брака (на небесах), смерти, очищения, помимо этого она является символом перехода от язычества к христианству (окунание в воду-крещение). Образ «Грозы» Лебедев наблюдает по всему произведению. Помимо грозы небесной, он видит нравственную грозу. Свекровь в «Грозе» является олицетворением грозы, даже внутренняя борьба, это и есть гроза.

Пьеса «Гроза» - одно из ярчайших произведений Островского, в котором выражен протест против самодурства и деспотизма, царящих в «тёмном царстве» купеческого сословия 19 века. «Гроза» была написана Александром Николаевичем во время коренных перемен, происходивших в русском обществе, поэтому не случайно Островский избрал такое название для своей драмы. Слово «гроза» играет большую роль в понимании пьесы, оно многозначно. С одной стороны, гроза - природное явление, являющееся одним из действующих лиц.

С другой стороны, гроза символизирует те процессы, которые происходят в самом русском обществе. Наконец, «гроза» - это внутренний конфликт главной героини драмы Катерины.

Гроза занимает важное место в композиции драмы. В первом действии диалог Катерины с Варварой, в котором героиня признается о чувствах к Борису, сопровождается картиной надвигающейся грозы. В четвёртом действии один из жителей города Калинова, смотря на собирающуюся грозу, предвещает неизбежную гибель: «Уж ты помяни моё слово, что эта гроза даром не пройдет! ... Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит…». Кульминация пьесы – сцена покаяния Катерины в измене мужу – происходит на фоне громовых раскатов. Кроме того, писатель не раз в диалогах жителей города Калинова олицетворяет грозу: «А так на нас и ползёт, так и ползёт, как живая». Тем самым Островский показывает, что гроза является одним из непосредственных действующих лиц пьесы.

Но образ грозы имеет и символическое значение. Так, Тихон называет «грозой» ругань своей матери Марфы Игнатьевны Кабановой. Дикой бранится так, что для близких он настоящая «гроза». Да и само «темное царство» можно рассматривать как патриархальное общество, в котором невежество, жестокость, обман – это пугающие своей чернотой грозовые тучи.

Гроза воспринимается героями по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается», а сумасшедшая барыня при первых ударах грома провозглашает: «Все в огне гореть будете в неугасимом!» Тем самым писатель создает картину мрачного религиозного сознания, влияющего и на отношение Катерины к грозе как к Божьей каре: «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» В то же время в пьесе дано представление о грозе как об очистительной стихии. Кулигин говорит про неё: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!» Прошедшая гроза словно смывает ложь и лицемерие, царящие в «темном царстве», самоубийство Катерины делает очевидным нравственное бездушие Кабанихи и тех, кто привел героиню к такому финалу, делает возможным бунт Тихона против устоев патриархального общества.

«Гроза» - это и символ душевной драмы Катерины. В героине происходит внутренний конфликт между религиозным чувством, понимаем «несмываемого греха» и стремлением к любви, к внутренней свободе. Катерина постоянно ощущает надвигающуюся катастрофу. Но такова, по Островскому, логика образа героини – Катерина не в силах жить по законам «темного царства», но и не в состоянии предотвратить трагедию.

Заглавие пьесы Островского получает множество оттенков, становится многозначным. Образ грозы освещает все стороны трагической коллизии пьесы. И мы, читатели, благодаря гениальности художника слова, можем открывать для себя каждый раз новые оттенки смысла, заложенного в произведении.

Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма.

А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы - символы заданы в названиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.

Анализ этой темы поможет нам увидеть всю совокупность символов в драме “Гроза” и определить их значение и роль в пьесе.

Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: “Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем”. Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, “улететь” из семьи с домостроевскими принципами. “Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь”, - говорит Катерина Варваре. О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: “В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!... Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастает, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...”

Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга - это омут, затягивающий в себя красоту: “Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!”

Впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о гибельной красоте. Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными. Катерина очень религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.

Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. Кулигин говорит, что гроза - это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу благодатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.

Некоторые мотивы в монологах героев также имеют символический смысл. В 3-м действии Кулигин говорит о том, что домашняя жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. Замки и закрытые ворота, за которыми “домашние едят поедом да семью тиранят”, являются символом скрытности и лицемерия.

В этом монологе Кулигин обличает “темное царство” самодуров и тиранов, символом которых является замок на закрытых воротах, чтобы никто не мог увидеть и осудить их за издевательства над членами семьи.

В монологах Кулигина и Феклуши звучит мотив суда. Феклуша говорит о суде, который несправедливый, хоть и православный. Кулигин же говорит о суде между купцами в Кали-нове, но и этот суд нельзя считать справедливым, так как главной причиной возникновения судебных дел является зависть, а из-за бюрократии в судебных органах дела затягиваются, и каждый купец рад только тому, что “да уже и ему станет в копейку”. Мотив суда в пьесе символизирует несправедливость, царящую в “темном царстве”.

Определенный смысл имеют и картины на стенах галереи, куда все забегают во время грозы. Картины символизируют покорность в обществе, а “геенна огненная” - ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не боится Кабаниха, так как вне дома она добропорядочная христианка и ей не страшен Божий суд.

Несут еще один смысл и последние слова Тихона: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный.

Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе.

Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.

1. Образ грозы. Время в пьесе.
2. Сны Катерины и символические образы конца света.
3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха.

Уже само название пьесы А. Н. Островского «Гроза» символично. Гроза — это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. «...Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет...» — Тихон Кабанов рад хоть ненадолго вырваться из дома, где мать «надает приказов, один другого грозней».

Образ грозы—угрозы — тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» — стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», — хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза — знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.

Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

Образ времени то и дело проскальзывает в пьесе. Время не движется равномерно: оно то сжимается до нескольких мгновений, то тянется неимоверно долго. Эти превращения символизируют различные ощущения и изменения, в зависимости от контекста. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было» — так Катерина характеризует особое состояние духовного полета, которое она переживала в детстве, посещая церковь.

«Последние времена... по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». Ускорение темпа жизни странница Феклуша трактует как приближение к концу света. Интересно, что субъективное ощущение сжатия времени по-разному переживается Катериной и Феклушей. Если для Катерины быстро пролетевшее время церковной службы связано с ощущением непередаваемого счастья, то для Феклуши «умаление» времени является апокалиптическим символом: «...Время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся, а ныне и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».

Не менее символичны образы из детских снов Катерины и фантастические образы в рассказе странницы. Нездешние сады и дворцы, пение ангельских голосов, полет во сне — все это символы чистой души, еще не знающей противоречий и сомнений. Но безудержное движение времени находит выражение и в снах Катерины: «Уж не снятся -мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...». Так переживания Катерины находят отражение в снах. То, что она старается подавить в себе, поднимается из глубин бессознательного.

Мотивы «суеты», «огненного змия», которые возникают в рассказе Феклуши — это не просто результат фантастического восприятия действительности простым человеком, невежественным и суеверным. Темы, звучащие в рассказе странницы, тесно связаны и с фольклором, и с библейскими мотивами. Если огненный змий — это всего-навсего поезд, то суета в представлении Феклуши — емкий и многозначный образ. Как часто люди торопятся что-то успеть, не всегда правильно оценивая реальное значение своих дел и стремлений: «Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна».

Но в пьесе «Гроза» символичны не только явления и понятия. Символичны и фигуры персонажей пьесы. В особенности это относится к купцу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой, прозванной в городе Кабанихой. Символичное прозвище, да и фамилию почтенного Савела Прокофьича с полным правом можно назвать говорящей. Это не случайно, ведь именно в образах этих людей и воплотилась гроза, не мистический небесный гнев, а вполне реальная тираническая власть, твердо укрепившаяся на грешной земле.

Тексты, написанные в стиле реализма, всегда содержат в себе какие-то особенные образы. Они нужны для того, чтобы создать определенную атмосферу произведения. А.Н. Островский использует различные символы в природных пейзажах, в природных явлениях, в образах главных и второстепенных героев. Он даже название своей пьесы « » делает символичным. И чтобы понять все то, о чем нам хотел сказать автор, мы должны объединить и совместить все художественные образы.

Важным символом являются образы птиц, которых сравнивает со свободой. Девушка частенько мечтает о том, как бы она могла порхать, с дерева на дерево, с цветка на цветок. Она так хотела улететь из ненавистной усадьбы, в которой жила невыносимая свекровь и нелюбимый муж.

Образ Волги играет особое значение, ведь он условно разделяет окружающее пространство на два мира. Тот мир находился на другом берегу реки, там тихо и спокойно, и этот мир – деспотичный, жестокий и наполненный самодурами. Как часто Катерина вглядывалась вдаль реки! Она вспоминала свои детские годы жизни, которые прошли беззаботно и счастливо. Волга имеет еще один образ. Это образ свободы, который нашла для себя девушка. Она прыгнула с обрыва в глубокие воды и покончила жизнь самоубийством. После этого, бурная река становится еще и символом смерти.

Особенно символичным является образ грозы, которая по-разному трактуется главными героями пьесы. Кулигин считает грозу лишь электричеством, затем называет ее благодатью. Дикой воспринимает непогоду, как Божий гнев, который является предупреждением Всевышнего.

Символ лицемерия и скрытности мы открывает в монологах главных героев. говорит о том, что в домашней обстановке, не на глазах у публики, богатые люди тираничны и деспотичны. Они угнетают свою семью и всех прислуживающих особ.

Вчитываясь в строки пьесы, мы понимаем и различаем образ несправедливости, который проявляется в судебных учреждениях. Дела затягиваются и решаются в пользу богатых и денежных людей.

Особенное впечатление на меня произвели последние слова , который подмечает, что Катерина смогла найти в себе силы и освободиться от такой мучительной жизни! Ему самому не хватило смелости, что покончить жизнь, как его возлюбленная.

Вот какое количество символов и образов использовал А.Н. Островский в своей пьесе. Именно символика помогла ему создать такую волнующую, душевную драму, которая произвела на меня огромное впечатление.